Элементы истории материальной культуры на уроке и реконструкция на основе их исторической обстановки всегда вызывают интерес учащихся и позволяют создавать у них более правильные, реалистические представления о прошлом, об изучаемой эпохе.
Причем для реконструкции колорита эпохи иногда не требуется подробного описания быта и жизни людей того времени. Часто бывает достаточно небольшого, но яркого примера, краткого сообщения о результатах археологических исследований и т. п.
заставляет учащихся более целеустремленно работать на уроках истории, ориентирует их мышление на отбор и более твердое запоминание важных фактов. При этом надо отметить, что если история и особенности современного производства изучаются учащимися в ряде предметов, им посвящена наибольшая часть времени школьного обучения, то история древнего производства изучается лишь на первых уроках истории.
Историческая реконструкция не может ограничиться вопросами быта той или иной эпохи. Важно реконструировать и способ производства. Большую роль в этом играет реконструкция орудий труда, средств производства , исследование которых составляет одну из главных задач археологии . Экономические эпохи различаются не тем, что производится ,а тем, как производится , какими средствами труда
Вот почему главное внимание при проведении уроков мы уделяем орудиям труда, первобытной технике из производства и использования. Учитывая это иллюстрировать археологические материалы этнографическими примерами. Орудия труда хорошо сохранились во времени и удобны для использования на уроке.
учащиеся становятся не только слушателями, но и активными участниками ( то есть восприятие знаний учащимися происходит в активной деятельности с их стороны) . Среди них можно отметить эксперимент, моделирования, описания археологических материалов , их зарисовки , составление учащимися карт и чертежей ( планов стоянок Каменного века , археологических карт и т. д.) . Словесное описание менее эффективно , чем эксперимент:
Моделирование – это один из методов познания физических объектов, новый шаг по пути подготовки детей к жизни. Творческому труду, сознательному выбору профессии. Моделирование и конструирование способствует расширению кругозора детей, воспитанию интереса к технике, техническому творчеству.[1]
Во-вторых, изготовление моделей активизирует мышление ребенка. Ведь при постройке моделей необходимо решать ряд практических, а это требует сообразительности и смекалки.
В-третьих, удачное решение сложных для ребят технических задач, вызывает у них чувство радости, добавляет уверенности в своих силах. Первые успехи в техническом моделировании вызывают желание выполнить новые, более сложные модели, способствует воспитанию трудолюбия.
Занятия по техническому моделированию и конструированию удачно сочетают в себе теорию и практику. Теоретическая работа с детьми строится на основе кратких бесед и пояснений по ходу процесса обучения. Чтобы интерес к теоретическим знаниям был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теорию по мере необходимости применения ее на практике.
В процессе изготовления моделей, воспитанники приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией различных моделей.
в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиска, проявляющиеся в познавательной деятельности. Благодаря интеграции в сознании детей формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять на практике уже имеющиеся у них навыки, полученные на занятиях по техническому моделированию, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.
Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность учащихся, необходим для развития творческих начал личности, для нового осмысления исторического.
повышать ИКТ-компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий.[2]Современные тенденции развития образовательной системы предполагают внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, стимулируют появление виртуального обучения, виртуальных школ, которые способствуют формированию самостоятельной, творчески развитой личности, активно участвующей во всех сферах общественной жизни общества.
Первым результатом такой интеграции стало появление большого количества трехмерных реконструкций архитектурных объектов, ар-хеологических артефактов, реконструкций оружия, предметов быта, транспорта и т.д. Очевидно, что продолжающийся процесс оцифровки музейных коллекций рано или поздно будет использовать возможности создания и сохранения трехмерных образов экспонатов
[3]
используется как эффективный инструмент обучения, не заменяя при этом преподавателя в учебном процессе, обеспечивая для обучаемого свободу выбора темпа и траектории получения знаний с элементами самообучения и самоконтроля;
[1] Максимова О.В. Использование навыков начального технического моделирования у школьников в учебной деятельности. МБОУ ДОД СЮТ [Электронный ресурс] — Режим доступа: svetlanaholina2012.narod.ru , свободный. — (Дата обращения — 10.01.2014)
[2] Педагогический проект «История моей школы». (Виртуальный музей) 2012 г.
[3] Материалы Первой международной конференции виртуальная археология – 2012 4.06.2012–6.06.2012
в Санкт-Петербурге