Для целей данной статьи представляется важным обсудить процесс построения имиджа организации на основе различных моделей построения постулируемой идентичности. Описание методологии проектной работы в области постулируемой идентичности, т. е. ядра коммуникативной стратегии организации, у исследователей относительно разное, но следует также отметить, что среди одних и тех же исследователей существует консенсус в отношении того, что образы создаются на на основе трех взаимозависимых переменных комплекса фирменного стиля, т. е. поведения, внешнего вида и коммуникации. Неважно, какие инструменты конструируются из этих переменных, ведь они зависят, с одной стороны, от бюджета организации, а с другой — от креативности проектных отделов. Отправной точкой для каждой программы фирменного стиля является разработка последовательной стратегии постулируемой идентичности, на основе которой строится стратегия коммуникативной деятельности. На диаграмме 11 в упрощенном виде представлено функционирование процесса фирменного стиля. Это указывает на круговой характер процесса, в который вовлечены как минимум две оперативно замкнутые системы: организация и когнитивная система.
корпоративный дизайн
корпоративные коммуникации
корпоративное поведение
личность изображение
организация. . организация
Обратная связь
Схема 11. Упрощенная визуализация процесса фирменного стиля Источник: собственная разработка.
Структуру процесса корпоративной идентичности трудно эксплуатировать в хронологическом порядке, особенно если организация имеет исторический размер, то есть организация, которая до сих пор развила уникальный характер — имидж — на основе своей деятельности. Стоит обратить внимание на процесс конструирования постулируемой идентичности, поскольку данный этап процесса фирменного стиля является значимым в контексте дальнейшей деятельности со стороны организации. Если построение постулируемой идентичности является началом процесса построения программы корпоративной идентичности, то следующим этапом работы будет определение парадигматических рамок для сочетания корпоративной идентичности. ставка дизайн, корпоративная коммуникация, корпоративное поведение) и разработка личностно-значимых инструментов коммуникации.
Вольфганг Сарасин выделяет двенадцать этапов создания программ фирменного стиля:
— определение проблемы,
— определение существующей ситуации и анализ фактического состояния на основе чек-листа проекта фирменного стиля ,
— выявление пробелов в существующей программе и формулировка задачи,
— постановка цели проекта фирменного стиля,
— назначение ответственного за фирменный стиль и создание рабочей группы,
— введение рабочей группы в организацию в соответствии с позицией, занимаемой фирменным стилем,
— разработка плана проекта по всем этапам вместе с временным планом и сметой расходов,
— утверждение плана проекта и детальной постановки задач руководством организации,
— установка контрольных точек для отдельных этапов реализации программы,
— разработка, согласование и внедрение проектных решений и контроль результатов,
— регулярное, сопровождающее работу, информирование руководства организации о результатах и дальнейших проектах,
— контроль и изменение имиджа организации на основе проводимой деятельности по фирменному стилю.
Методология, разработанная Сарасином, представляет собой интересное предложение, особенно благодаря ее междисциплинарности и всестороннему подходу. Исследователь указывает не только на собственно проектный аспект, но прежде всего на управленческий аспект. Программа фирменного стиля функционирует в четко определенных парадигматических рамках организации. Таким образом, не следует создавать искусственную основу для программы корпоративной идентификации. синицано умело адаптироваться к философии и структуре деятельности организации с использованием разнообразных человеческих ресурсов. Что также считается ценностью приведенной концептуализации, так это ее слабость в некоторых ситуациях. Комплексный подход к программе фирменного стиля дает, с одной стороны, полную картину и масштаб мероприятий, которые организация должна предпринять для выработки четкого и связного имиджа, но, с другой стороны, широкая парадигмальная основа может быть проблемой. , особенно для небольших организаций, которые не имеют такой разветвленной структуры принятия решений и временной дистанции, которую организация может выделить для планирования, разработки и оценки программы фирменного стиля. В этом контексте Хеллен Эдвардс и Дерек Дэй в какой-то мере пытаются реконструировать процесс фирменного стиля до уровня разработки основной идеи организации и соответствующих инструментов. Опуская в своей концептуализации аспект управления организацией и использования разнородных ресурсов, авторы развивают метод построения идентичности бренда, т. е. отправной точки в программе фирменного стиля, на основе четырех элементов: идеология, потребители, возможности и окружение. Они отмечают, что эти четыре компонента построения идентичности бренда становятся точкой отсчета для точки страсти бренда. Как они сами пишут: «Метод предполагает два Опуская в своей концептуализации аспект управления организацией и использования разнородных ресурсов, авторы развивают метод построения идентичности бренда, т. е. отправной точки в программе фирменного стиля, на основе четырех элементов: идеология, потребители, возможности и окружение. Они отмечают, что эти четыре компонента построения идентичности бренда становятся точкой отсчета для точки страсти бренда. Как они сами пишут: «Метод предполагает два Опуская в своей концептуализации аспект управления организацией и использования разнородных ресурсов, авторы развивают метод построения идентичности бренда, т. е. отправной точки в программе фирменного стиля, на основе четырех элементов: идеология, потребители, возможности и окружение. Они отмечают, что эти четыре компонента построения идентичности бренда становятся точкой отсчета для точки страсти бренда. Как они сами пишут: «Метод предполагает два
этапы: этап анализа, на котором изучаются все аспекты бренда и его окружения, и более творческий этап, на котором знания, полученные на первом этапе, используются для кристаллизации веры в бренд и создания идентичности бренда со страстью».
Концепция Эдвардса и Дайи, как указано, основана на четырех основных элементах, определяющих силу точки страсти бренда в двух вариантах. В первой части, которую исследователи создают как аналитическую фазу, плацдарм бренда состоит из идеологии, потребителей, возможностей и окружения бренда. В этом смысле идеология будет пространством ценностей, которыми организация руководствуется в своей повседневной работе. Они обеспечат основу для стабилизации коммуникационной политики и вернут коммуникацию организации в смежные области. Потребители — это попытка определить существующие референтные группы организации, независимо от того, является она потребителем или нет. Окружающая среда состоит из двух взаимозависимых аспектов — социокультурной среды и экономической среды. Эдвардс и Дэй отмечают, что каждая организация должна действовать не только на рынке обмена товарами, но и на рынке дифференцированных коммуникаций, благосклонность которых будет гарантировать существование первого. Последний элемент методологии на аналитическом этапе относится к возможностям организации — этот пункт можно охарактеризовать как креативность предложения бренда, что указывает на то, что в центре внимания этого аспекта находится продукт или услуга.
Второй этап работы над идентичностью бренда, который Эдвардс и Дэй понимают так же, как и имидж бренда, состоит из синтеза аналитической работы и творческой работы, в результате чего возникает «точка страсти» и таким образом, кристаллизация идентичности организации и отправная точка для коммуникации и маркетинговой деятельности. Результатом деятельности является разработка, как и в случае с аналитической фазой, четырех элементов, связывающих структуру нового бренда: вечные ценности, идеализированное «я», уникальное ядро и предстоящий контекст. Эдвардс и Дэй отмечают, что что синтез этих четырех элементов должен построить связную историю в форме «веры бренду». Как говорится: «Вера в бренд — это отношение бренда к миру, это взгляд на то, что может сделать мир немного лучше, и как бренд может помочь в этом процессе».
Предлагаемая методика является лишь начальным элементом с точки зрения процесса формирования образа, что – помимо своей простоты и прикладного характера – дает основания утверждать, что она неполна и требует более широкой операционализации, особенно в связи с дальнейшими этапами работы. , т. е. реализация и контроль. Эдвардс и Дэй предлагают очень интересный инструмент построения идентичности постулируемой организации, но это не полный метод построения программы фирменного стиля, которая, как указывалось ранее, состоит из четырех основных фаз: анализа, планирования, реализации и контроля. . «На этапе анализа речь идет об обнаружении, визуализации и точной формулировке проблем фирменного стиля, существующих в организации. Этап состоит из трех шагов: сбор данных, их разработка и определение задач». Результатом анализа является прежде всего сбор и категоризация различных областей знаний в области деятельности организации, ее функционирования на рынке связи, предыдущей деятельности в сфере рекламы и корпоративного дизайна. Следует также отметить, что анализ представляет собой двухсторонний процесс, состоящий из внутреннего анализа и внешнего анализа. Только эти два пространства позволяют нам взглянуть на организацию с точки зрения того, как она «видит» себя и как ее «видят» вовне. Результатом этой работы являются задачи дизайна, которые должны быть решены на этапе стратегического планирования, т. е. до перехода к этапу реализации программы фирменного стиля. Стратегическое планирование — это прежде всего попытка решить проблемы проектирования, актуальность которых была признана на этапе анализа. Самым важным с точки зрения программы фирменного стиля является постановка целей, разработка стратегии, формирование образа ведущего, определение аудитории организации, формулирование коммуникационной политики, эстетики коммуникации, установление временного плана и бюджета. Результатом стратегического планирования, имеющего особое значение в контексте дальнейшей работы, является формулировка концепции постулируемой идентичности, т. е. этого момента, который в концепции Эдвардса и Дэя называется точкой кристаллизации. определение аудитории организации, формирование коммуникационной политики, коммуникативной эстетики, установление временного плана и бюджета. Результатом стратегического планирования, имеющего особое значение в контексте дальнейшей работы, является формулировка концепции постулируемой идентичности, т. е. этого момента, который в концепции Эдвардса и Дэя называется точкой кристаллизации. определение аудитории организации, формирование коммуникационной политики, коммуникативной эстетики, установление временного плана и бюджета. Результатом стратегического планирования, имеющего особое значение в контексте дальнейшей работы, является формулировка концепции постулируемой идентичности, т. е. этого момента, который в концепции Эдвардса и Дэя называется точкой кристаллизации.
бренд. Следующим этапом работы является реализация, которая происходит в пространстве трех взаимозависимых элементов микса фирменного стиля и далее — реализация предпосылок айдентики, постулируемых в рамках соответствующей коммуникации. инструменты. Внедрение в этом смысле представляет собой непрерывный процесс, поскольку организация становится все более сложной. социальной системы, и таким образом можно общаться с организацией и о ней. Последним этапом, если исходить из линейной перспективы программы фирменного стиля, является контроль. «Все этапы и элементы программы фирменного стиля, вводимые в реализацию, обязательно должны подлежать контролю». Именно программный контроль, с одной стороны, является кульминацией процесса проектирования, а с другой — становится основой для текущих корректировок и дальнейшей работы конструкторских отделов. Таким образом, данный этап является гарантией цикличности процесса фирменного стиля.
На основании изложенных выше соображений можно предположить, что в основе процесса фирменного стиля лежит методология проектной работы, которую можно свести к виду уже представленного простого алгоритма: анализ ^ стратегическое планирование ^ создание ^ внедрение ^ оценка. Что представляется наиболее важным, так это способность донести основную ценность организации с помощью разнообразной системы средств коммуникации. Эффектом программы фирменного стиля является образ организации, который создается в оперативно замкнутых когнитивных системах. При таком подходе выделяют пять основных особенностей программы фирменного стиля, на которые следует обратить особое внимание:
— целостность и комплексность: дизайн + коммуникация + поведение + связи с общественностью + партнеры всей организации;
— систематическое планирование: выявление проблем идентичности, разрешение, оценка результатов;
— действие: разработка фирменного стиля ;
— преемственность: дизайн – это живой процесс, реконструкция линии развития фирменного стиля и противостояние ей;
— долгосрочные: эффектные, разовые действия, не имеющие ничего общего с фирменным стилем и, кроме того, наносящие ущерб авторитету организации.