Соответственно в этой системе отношений плата за жилое помещение и коммунальные услуги не играла характера регулятора экономических отношений. В подтверждение этому следует подчеркнуть тот факт, что плата за жилье имела чисто символический характер. Статья 57 Основ 1961 г. («Квартирная плата») начиналась словами: «Впредь до установления бесплатного пользования жилыми помещениями…».
Так, и советская Конституция 1977 года специально непосредственно фиксировала невысокий общий уровень квартирной платы как конституционную норму-принцип обеспечения основного права советских граждан на жилище. Квартирная плата в государственном и общественном жилищных фондах в советский период не превышала 3%, включая и оплату коммунальных услуг, в среднем от доходов населения против 10%, когда она вводилась в 20-е годы[1].
Утопичность самой идеологии, лежащей в основе системы, — построить ее на базе монополии Советского государства, ограниченного в своих ресурсах, и еще более ограниченного в своих ресурсах подавляющего большинства населения, имея целью обеспечивать жильем из государственного или общественного жилищного фонда всех нуждающихся в улучшении жилищных условий, кроме тех, кто обеспечил себя по своей инициативе, в многомиллионной стране. Преобладание государственного и общественного жилищных фондов в структуре жилищного фонда страны предопределило преобладание такой правовой формы их использования гражданами, как наем жилых помещений, тогда как в других странах институт найма постепенно уступил первое место иным формам правового использования жилищного фонда — собственности. Лимитированная невысокая квартирная плата за наем как норма-принцип ст. 44 Конституции СССР вела к ограничению средств, выделяемых из бюджета и средств предприятий на содержание жилищного фонда и его капитальный ремонт, что (непосредственно) отражалось на состоянии его эксплуатации, сохранности и реконструкции. Годами накапливались недоремонт и н.едофинансирование. Росла отчужденность нанимателей к нанятому имуществу.[2]
24 июня 1981 г. были приняты Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик[3], а 24 июня 1983 г. — Жилищный кодекс РСФСР[4]. В связи с этим все нормы жилищного права, кроме определения договора найма жилого помещения, были из Основ 1961 г. (ст. ст. 57 — 63) и из ГК 1964 г. (ст. ст. 296 — 341) исключены.
Таким образом, по большому счету, надо признать, что советское гражданское право, кодифицированное в 1961 — 1964 гг., лишь в незначительной степени регулировало отношения, связанные с движением основной массы имуществ — основных средств производства.
Оплате жилья и коммунальных услуг и установлению основных понятий в данной сфере были посвящены ст. ст. 55 — 59 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 (ЖК 1983 г.), ст. ст. 1, 4, 15 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (Основы). Впоследствии Основы были дополнены статьями, регулирующими размер оплаты жилья и коммунальных услуг, порядок их оплаты гражданами, финансовую помощь на возмещение расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, ответственность граждан в данной сфере, меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. ст. 15.1 — 15.6).
[1] Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: смена вех (конституционные основы жилищного законодательства). М.: Юриспруденция, 2008. С.
[2] Литовкин В.Н. Обеспечительная функция жилищного законодательства // Жилищное право, 2008, N 2.
[3] Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик // Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. N 26. Ст. 834.
[4] Жилищный кодекс РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1983. N 26. Ст. 883.