Управление и оценка бизнеса компании ОАО ММК — страница 30-31

Таким образом, интуитивные методы применяют тогда, ког­да объект прогнозирования либо слишком прост, либо настолько сложен и непредсказуем, что аналитически учесть влияние многих факторов практически невозможно.

Оценки экспертов по способу их получения и соответствен­но методы экспертного прогнозирования разделяются на инди­видуальные и коллективные.

К числу индивидуальных экспертных методов принято отно­сить следующие: метод опроса в форме интервью (метод «ин­тервью»), аналитический метод, метод построения сценариев, метод психо-интеллектуальной генерации идей. К частным ме­тодам относятся ассоциативные приемы, приемы аналогий, морфологический анализ.

Методы коллективных экспертных оценок включают следую­щие: метод комиссий (круглого стола); метод «Дельфи», метод коллективной генерации идей (метод «мозгового штурма»). К частным методам в данном случае можно отнести метод функционально-стоимостного анализа, метод управляемой ге­нерации идей, синоптический метод. Группа методов коллек­тивных экспертных оценок основана на том, что при коллек­тивном мышлении, во-первых, выше точность результата, а во-вторых, при обработке полученных результатов могут возник­нуть продуктивные идеи.

Формализованные, или фактографические, методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнози­рования и его прошлом развитии. Эти методы гораздо более формализованы и, как правило, содержат в своем составе раз­личный логический или математический инструментарий.

К группе фактографических (формализованных) относятся методы прогнозной экстраполя­ции, системно-структурные, ассоциативные, методы опережаю­щей информации и математические методы и модели, а экс­пертные методы прогнозирования включают как индивидуаль­ные, так и коллективные оценки, основанные на ассоциациях и ментальных моделях отражения действительности.

В практике прогнозирования экономических процессов пре­обладают, статистиче­ские методы. Это вызвано главным образом тем, что статисти­ческие методы опираются на аппарат анализа, развитие и прак­тика применения которого имеют достаточно длительную ис­торию.

Процесс прогнозирования, опирающийся на статистические методы, распадается на два этапа.

Первый этап состоит в обобщении данных, собираемых за некоторый период времени, а также в создании на основе этого обобщения модели процесса. Модель описывается в виде ана­литически выраженной тенденции развития (экстраполяция тренда) или в виде функциональной зависимости от одного или нескольких факторов-аргументов (уравнения регрессии). По­строение модели процесса для прогнозирования, какой бы вид она ни имела, обязательно включает выбор формы уравнения, описывающего динамику и взаимосвязь явлений, и оценивание его параметров с помощью того или иного метода.

Второй этап — сам прогноз. На этом этапе на основе най­денных закономерностей определяют ожидаемое значение про­гнозируемого показателя, величины или признака. Безусловно, полученные результаты не могут рассматриваться как нечто окончательное, так как при их оценке и использовании должны приниматься во внимание факторы, условия и ограничения, ко­торые не участвовали в описании и построении модели. Их кор­ректировка должна осуществляться в соответствии с ожидаемым изменением обстоятельств их формирования.

Практическое применение того или иного метода прогнози­рования определяется такими факторами, как объект прогноза, сложность и структура системы, наличие исходной информа­ции, квалификация прогнозиста.

Особое место в классификации методов прогнозирования занимают комбинированные методы, которые объединяют раз­личные методы прогнозирования. Использование комбиниро­ванных методов особенно актуально для сложных социально-экономических систем, когда при разработке прогноза показа­телей каждого элемента системы могут быть использованы раз­личные сочетания методов прогнозирования. Разновидностью комбинированных методов можно считать эконометрическое моделирование.[1]

[1] Лапыгин Ю.Н., Крылов В.Е.,Чернявский А.П Экономическое прогнозирование: Учеб.пособие. -М.: Эксмо, 2009.- С. 40

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *