Казань — музыкальный центр — фрагмент работы Казань, как культурно-исторический центр

С древности обращена Казань одним своим ликом к Востоку, другим — к Западу. «Игра» этих двух начал, откликавшаяся во всем — от самих звучаний музыки до представлений о структуре профессиональной культуры, — и составляла логику истории музыки в крае.

И потому Казань музыкальная — это и ханские увеселения, пение газелей под аккомпанемент ная, танбура и дафа при дворе хана Мухаммед-Эмина, и знаменитые озын кюй (протяжные песни) со строками Тукая, и церковный хор, где мальчиком пел Федор Шаляпин, и — танцовщик Рудольф Нуриев, вставший за дирижерский пульт в городе своих предков[1].

Осознание того, насколько все это — изначально разное, заряженное разнонаправленными импульсами Востока и Запада, мусульманской и христианской традиций, — оказалось сплетено и в конечном итоге — взаимозависимо и взаимонеобходимо, — примета нового времени, кода древняя и одновременно юная Казань вступает в пору своего тысячелетия. И сегодня особая логика видится в чередовании страниц музыкальной истории, прежде казавшихся разрозненными и не зависимыми друг от друга.

Особый этап музыкальной истории Казани и края начинается в 1930-е годы. Появившиеся в это время в столице республики Союз композиторов, театр оперы и балета. Филармония, ансамбль песни и танца стали знаками новой культуры. За несколько десятилетий ей предстоит сделать колоссальный скачок: еще в начале XX века не знавшие письменной нотной традиции татарские музыканты создадут музыкальные драмы, оперы, симфонии, хоровые произведения. Многие из них — первые образцы — сразу окажутся в ряду классики, так же, как и имена их авторов — Сайдашева, Яруллина, Жиганова, Ключарева, Файзи, позже — Яхина — войдут в золотой фонд татарской музыкальной культуры.

С 1945 года крупнейшим центром музыкально-профессиональной культуры не только города, но и всего поволжского региона становится Казанская консерватория — колыбель профессионального композиторского творчества ряда республик России, «alma mater многих блестящих музыкантов, выступающих сегодня по всему миру. Не менее важным шагом в развитии музыкально-профессиональных традиций оказалось создание Государственного симфонического оркестра (1967), открывшего новую страницу как в концертной жизни, так и в творчестве композиторов республики.

Сегодня музыкальная жизнь столицы Татарстана интенсивна. проводится оперный фестиваль имени Шаляпина, балетный фестиваль имени Нуриева, фестиваль фортепианной музыки «Пианофорум». О возросшем уровне исполнительского искусства говорят организуемые в Казани региональные и республиканские конкурсы молодых исполнителей, а также проводимые здесь международные и всероссийские конкурсы (пианистов, скрипачей, вокалистов). Появившиеся в последние годы разнообразные исполнительские коллективы (Казанский государственный камерный оркестр «La Primavera». Государственный оркестр народных инструментов, Государственный струнный квартет РТ, оркестр татарской музыки, хор оперной студии КГК и др.) с успехом представляют сегодня Казань на многих концертных площадках мира.

Техническая оснащенность Большого концертного зала имени Сайдашева — одного из лучших современных залов России — позволяет приглашать в Казань ведущих мастеров мирового исполнительского искусства. Только за последние 5 лет здесь выступили В.Гергиев, М.Плетнев. В.Спиваков, З.Соткилава, Е.Образцова, начинавший свой творческий путь в Казани мэтр российского джаза Олег Лундстрем и другие выдающиеся музыканты.

Татарский академический Театр Оперы и Балета им.Мусы Джалиля открылся в 1939 году оперой Н. Жиганова «Качкын» (Беглец), однако еще в двадцатых годах в Казани ставились татарские музыкальные спектакли. С тех пор здесь ставились произведения зарубежных и русских композиторов — Верди. Пуччини, Бизе, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Адана, Минкуса, а также спектакли татарских авторов. Это оперы М.Музафарова «Галиябану», Н.Жиганова»Алтынчэч», «Джалиль», Р. Губайдуллина «Джихангир», Э. Бакирова «Водяная», З.Хабибулина «Заколдованный мальчик» и др.

С театром связана исполнительная деятельность певцов Ф.Насретдинова, А.Аббасова, М.Рахманкуловой, З.Хисматуллиной, Г.Сайфуллиной, И.Ишбулякова, Э.Трескина, Н.Путилина, танцоров Р.Садыкова, Г.Калашниковой, Н.Юлтыевой.

С историей музыкальной культуры Казани и Татарстана можно познакомиться в ряде музеев — Музее Салиха Сайдашева, Музее-квартире Назиба Жиганова; с посвященными Ф.И.Шаляпину экспозициями — в Музее М.Горького и Шаляпинском концертном зале. Совсем недавно (2001) к ним прибавился новый — Музей Софии Губайдулиной, начинавшей свой творческий путь в Казани.

О традициях Востока и Запада напоминает идея регулярно проводимого в последние годы в Казани Международного фестиваля современной музыки «Европа-Азия». Фестиваль стал неотъемлемой частью современной мировой музыкальной культуры.

 

 

 

 

 

[1] Сайфуллина «Европа-Азия»: ритмы нового тысячелетия. Казань на музыкальной карте мира [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://kazadmin.narod.ru/history/1000years/muz.html, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)