Для некоторого упрощения системы оплаты труда, применения единообразия в ее построении для рабочих основного производства, вспомогательных и обслуживающих подразделений необходимо применять единые подходы по всем категориям рабочих, т.е. применение «унифицированной» системы оплаты труда. Для этого все рабочие профессии «формируются» по группам, которые задействованы в технологическом процессе, с одинаковой степенью их влияния на выполнение производственных задач и результаты производства: отраслям, производственным участкам, профессиям, категориям. Например, трактористы-машинисты, рабочие на ручных работах в растениеводстве, рабочие животноводства (по отраслям и направлениям) и работники вспомогательных служб, цехов.
После того как определен фонд оплаты труда в целом по организации, можно рассчитать на планируемый период уровень оплаты труда в среднем (год, месяц) по всем основным категориям работников: трактористы-машинисты, водители, слесари и др., с учетом коэффициентов дифференциации оплаты труда по профессиям и категориям работников.
Далее планируемую сумму среднемесячной заработной платы по работникам, (группе работников) необходимо использовать при построении системы оплаты труда по трем основным направлениям. Первая часть включает постоянную заработную плату, оформленную в виде тарифной ставки (часовой, дневной, месячной), которая гарантирована работнику при условии выполнения им функциональных обязанностей. По итогам месяца заработная плата работнику начисляется исходя из данной тарифной ставки пропорционально отработанному времени за месяц.
Вторая часть расчетной (плановой) суммы заработной платы устанавливается для коллектива работников в виде бригадного коллективного (бригадного) фонда оплаты на трудовой коллектив (группу) работников, исходя из расчетной суммы оплаты в среднем на работника и нормативной численности работников. Этот фонд для коллектива работников определяется на год с разбивкой по месяцам в равной сумме, или дифференцированно — по месяцам в зависимости от сезонности и напряженности работ в производственном процессе. Он распределяется между работниками с учетом степени влияния каждого работника на результаты работы коллектива, а также с учетом выполнения основной работы, за обслуживание дополнительных участков работы, совмещение профессий (должностей), выполнение внеплановых работ. Его распределение производится руководителем отделения, бригады, участка и т.д. и представляется для начисления заработной платы в бухгалтерию предприятия.
Такой подход к организации оплаты труда наиболее всего применим в отраслях, где существует закрепление за работниками участков работы и техники; оплата труда производится в зависимости от нормы обслуживания (поголовья, площади), закрепленной техники, т.е. там, где производство — это относительно постоянный технологический процесс. Данная схема организации оплаты труда хорошо зарекомендовала себя в отраслях животноводства, овощеводства защищенного грунта, в автотранспортных подразделениях, машинно-тракторных бригадах. Расчет коллективного фонда для работников тепличного комбината дан в табл. 6.
Таблица 6
Расчет по определению бригадного фонда на месяц в теплицах
Показатели | Блок N 2 | Блок N 3 | Блок N 4 |
Овощеводство | |||
Нормативная численность, чел.: | |||
Тепличницы | 60 | 50 | 60 |
Тепличницы биометода | 4 | 4 | 4 |
Рабочий растворного узла | 2 | 2 | 2 |
Рабочие ручного труда | 2 | 2 | 2 |
Грузчик на складе блока | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Итого: | 69,5 | 59,5 | 69,5 |
Оплата из бригадного фонда в среднем на 1-го работника, руб. | 9021,52 | 9021,52 | 9021,52 |
Сумма бригадного фонда, руб. | 626995,76 | 536780,54 | 626995,76 |
Период выплаты бригадного фонда | календарный год | ||
Цветоводство | |||
Показатели | Блок N 1, розы | Блок N 3, розы | Рассада однолет. цветов |
Нормативная численность, чел.: | |||
Тепличницы-уходчицы | 4 | 10 | 2 |
Упаковщицы-сортировщицы | 1 | 2 | 0 |
Слесарь-рабочий раств. узла | 1 | 1 | 0 |
Итого: | 6 | 13 | 2 |
Оплата из бригадного фонда в среднем на 1-го работника, руб. | 9021,52 | 9021,52 | 9021,52 |
Сумма бригадного фонда, руб. | 54129,13 | 117279,78 | 18043,04 |
Период выплаты бригадного фонда | календарный год | календарный год | на период выращивания с 01.01 по 30.09 |
Организация материального стимулирования с применением коллективного фонда оплаты труда является важным рычагом в арсенале управленческих методов руководителей отрасли, цеха, участка для выполнения коллективом производственных задач.
Третья часть в структуре заработной платы — это оплата за выход продукции по расценкам по видам сельскохозяйственной продукции: зерно, картофель, овощи, сахарная свекла, подсолнечник, молоко, мясо и др., в виде доплаты или премии.
Для работников обслуживающих производств (автопарк, теплоцех, ремонтные мастерские), которые непосредственно не участвуют в производстве продукции, премирование необходимо производить за качественное выполнение функциональных обязанностей, дневных заданий, соблюдение технологической и производственной дисциплины. Могут применяться и другие показатели (критерии) оценки труда. Размер премии в таких случаях по положению устанавливается в виде процентов от заработной платы за месяц. Конкретная сумма премии в конце месяца определяется с учетом заданных критериев оценки премирования работника.
Данный подход система оплаты труда работников, позволяет оптимально сочетать одновременно индивидуальную форму через заработок по тарифным ставкам и коллективную систему оплаты труда (через сумму заработка из коллективного фонда оплаты труда). Постоянная часть при этом выполняет воспроизводственную функцию оплаты труда, ее размер зависит в большей степени от финансовых возможностей организации в целом; а премия (доплата) за выход продукции и часть выплат из бригадного фонда конкретному работнику находится в непосредственной зависимости от конкретного исполнителя (работника).
Эта модель оплаты труда понятна и доступна для понимания производственных рабочих и хорошо ими воспринимается. Предлагаемая система значительно упрощает процедуру начисления заработной платы работников, практически исключает возможность приписок в заработной плате.