В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий.
Основные предложения выдвинуты из среды исполнительной власти — Минздравсоцразвития и Минфином России. Эти проекты подвергаются критике со стороны научных кругов. Отсутствие общественного обсуждения предполагаемой рефомы может в недалеком будущем привести к социальному взрыву и политической нестабильности наподобие 1990-х годов.
Основные положения пенсионной реформы и реформы ЕСН, основанные на предложениях Минздравсоцразвития России, состоят в следующем.
- Повышение тарифа страхового взноса.
Минздравсоцразвития России предлагает увеличивать размер страхового тарифа по мере роста потребности в финансировании. Такой размер тарифов является крайне высоким. Россия рискует остаться страной с одним из самых высоких уровней обложения фонда оплаты труда обязательными взносами на пенсионное обеспечение (34% и даже более до 42%). Это существенно скажется на снижении привлекательности ее рынка труда для инвесторов.
- Внедрение страховых принципов пенсионной системы.
«Страховой взнос» в размере 34% (а в перспективе — 42%) от заработной платы представляет такую же фискальную нагрузку на фонд оплаты труда, как и налог с аналогичной ставкой. В данном случае исключительно страховые принципы не могут лежать в основе построения системы государственного пенсионного обеспечения, которая основывается на сочетании обязательного пенсионного накопительного страхования и перераспределительной системы социального обеспечения, финансируемой за счет налогов.
- Валоризация пенсионных прав пенсионеров старших возрастов.
Дополнительной мерой, предлагаемой Минздравсоцразвития, является программа валоризации пенсионных прав старших поколений. Денежную оценку прав предлагается увеличить единовременно на 10%, а также на 1% за каждый полный год общего трудового стажа до 1 января 1991 года. Данную переоценку предполагается реализовать за счет средств федерального бюджета
Переоценка пенсионных прав создает дополнительные расходные обязательства для федерального бюджета, причем эти расходные обязательства будут подлежать «автоматической» индексации в соответствии с темпом роста фонда оплаты труда, но не ниже темпа инфляции.
- Администрирование взносов.
Крайне важным изменением в налоговой системе России является передача администрирования пенсионных взносов от Федеральной налоговой службы Пенсионному фонду. Данный шаг объясняется необходимостью повышения не только собираемости этих платежей, но и периодичности актуализации учетных данных по взносам, которая в настоящее время осуществляется один раз в год.
Еще одним направлением повышения регрессивности пенсионной системы является предложение Минздравсоцразвития России о фактическом повышении пенсионного возраста для наименее обеспеченных слоев населения, не достигших в 2010 году пенсионного возраста, на 5 лет начиная с 2010 года. Это достигается за счет установления минимального размера трудовой пенсии. При этом если исчисленный по установленным нормам размер трудовой пенсии окажется ниже минимального, то трудовая пенсия не назначается. Однако гражданину может быть назначена социальная пенсия по старости, которая в настоящее время назначается при достижении 65 лет.
Резкое увеличение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда приведет к росту затрат предприятий на рабочую силу (либо к снижению номинальной заработной платы при сохранении на неизменном уровне расходов предприятий на оплату труда, что представляется более вероятным в период снижения занятости). Это изменит наблюдавшуюся в 2000-е годы тенденцию сокращения доли расходов предприятий на оплату труда, включающую социальные начисления.
Основным предложением Минфина России по сокращению дефицита пенсионной системы является индексация шкалы Социальных взносов таким образом, чтобы обеспечить эффективную ставку налога на уровне величины, имевшей место в 2005 году[1]. При этом ставка налога и распределение его поступлений между внебюджетными фондами остаются неизменными.
В результате налоговая нагрузка на труд возрастает, однако в меньшем объеме, чем предлагается Минздравсоцразвития России
[1] «Проект Бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года» от 25 августа 2008. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/, свободный. — (Дата обращения — 17.03.2012)