Прежде всего необходимо отметить, что до 2002 г. в Российской Федерации функционировала так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Суть ее заключалась в следующем. Собранные за определенный год отчисления социального налога, уплачиваемого работодателем, идут на выплаты текущим пенсионерам. Такая система актуальна при условии значительного превышения числа работающих граждан над числом пожилых людей, находящихся на пенсии. В свое время в СССР на одного пенсионера приходилось 5 работающих граждан. Это позволяло без проблем выплачивать достойные пенсии. Теперь же в силу демографической проблемы ситуация совершенно иная. Сегодня на одного пенсионера приходится меньше двух работающих граждан. И, по мнению экспертов, уже довольно скоро положение может еще более усугубиться. Население России быстро стареет. И, по самым пессимистичным оценкам, к 2030 г. соотношение пенсионеров и работающих может составить один к одному.
10 лет назад была принята концепция реформирования пенсионной системы, определившая постепенный переход от сохраняющегося на определенном этапе принципа солидарности поколений к принципу персональных пенсионных накоплений ее стратегическим направлением. По сути, это был качественный шаг к формированию новой пенсионной системы, отвечающей требованиям рынка.
Основной целью проведения пенсионной реформы явилось построение финансово-устойчивой и справедливой системы, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов.
В российской пенсионной системе существует значительный дисбаланс: пенсионные расходы повысились, а отчисления в пенсионные фонды – нет. Это делает более сложным покрытие дефицита Пенсионного фонда, в том числе за счет ненефтегазовых доходов.
Существуют два проекта реформирования пенсионной системы. Оба заинтересованных ведомства Минфин и Минздравсоцразвития предлагают повышение нагрузки на работодателя по страховым взносам.
В результате проведенного в работе анализа было поддержано прозвучавшее в ученых кругах предложение об образовании резервного фонда пенсионных накоплений для поддержания бюджета пенсионного фонда. Одновременно должно пройти широкая дискуссия о путях развития пенсионной реформы и выработан наиболее оптимальный вариант ее развития.
Пока цены на нефть будут такими же высокими, как сейчас, России может себе позволить низкий пенсионный возраст, поэтому нестабильному в политическом и экономическом плане российскому обществу необходима передышка в дискуссии о путях пенсионной реформа, для чего нужен общественный коненсус.