Влияние самооценки на уровень тревожности старших подростков — страница 1-3

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение. 2

Глава 1         Исследование проблемы тревожности в психологической науке. 5

1.1     Понятие и феноменология тревожности в отечественной и зарубежной психологии. 5

1.2     Возрастные особенности тревожности на подростковом этапе психического развития. 22

1.3     Исследование проблемы развития самооценки в психологической науке. 32

 

 


Введение

Тема работы является весьма актуальной, так как тревожность оказывает существенное влияние на развития всех психических функций подростка и особенно на его эмоциональную сферу. Тревожный подросток имеет несоответствующую самооценку вследствие чего испытывает трудности в общении и низкую успеваемость. Тревожный подросток часто меняет свою самооценку из-за неуверенности в себе и своих способностях. В связи с повышенной тревожностью подросток утрачивает оптимизм и у него развиваются хроническая        эмоциональная. Более того, из-за взаимосвязи тревожности и самооценки у тревожного подроста самооценка еще более искажается, поэтому развитие тревожности ведет к деградации личности подростка. Выявление тревожности во взаимосвязи с самооценкой делает возможным проведение своевременных коррекционных мероприятий с целью предотвращения негативных последствий влияния тревожности на развитие личности подростка.

Поскольку тревожность лежит в основе целого ряда негативных психологических проблем подросткового возраста, то ее изучение важно для понимания возрастных особенностей подростка и для формирования коррекционных психолого-педагогических мероприятий.

В старшем подростковом возрасте формируются представления о профессиональной ориентации, ведется интенсивный поиск модели жизненного пути в целом и естественно делаются конкретные шаги для их реализации. Поэтому воздействия со стороны учителей, психологов и родителей, опирающиеся на достижения науки, могут быть весьма плодотворными.

Объект дипломной работы — феномен тревожности в старшем подростковом возрасте.

Предмет дипломной работы — специфика влияния самооценки на уровень тревожности старших подростков.

Цель дипломной работы — выявление специфического влияния самооценки на уровень тревожности старших подростков и разработка методов коррекции неадекватного уровня тревожности.

Основная гипотеза исследования. Тревожность в старшем подростковом и юношеском возрасте входит в комплекс различных негативных эмоциональных переживаний, среди которых наиболее типичны агрессия, враждебность, негативизм, подозрительность, чувство вины. Фактором, влияющие на возникновение и закрепление высоких уровней тревожности у старших подростков — это неадекватная самооценка. Коррекционные программы, учитывающие факторы влияния самооценки на уровень тревожности, способны приводить к снижению уровня тревожности в старшем подростковом возрасте.

Задачи дипломной работы:

  1. На основе изучения психологической литературы проанализировать понятие самооценки и тревожности и определить их роль в развитии личности.
  2. Разработать методический аппарат для выявления самооценки, видов и уровней тревожности в подростковом возрасте.
  3. Выявить самооценку, вызывающую повышение уровня тревожности в старшем подростковом возрасте.
  4. Разработать методы коррекции повышенного уровня тревожности в старшем подростковом возрасте.

Теоретико-методологической основой дипломной работы послужили принципы гуманизации образовательного процесса; культурно-историческая теория и деятельностный подход к изучению психики; учение о личности как субъекте отношений; теоретические положения о сущности тревоги и тревожности в работах отечественных и зарубежных психологов.

Эмпирическая база: учащиеся 10-х и 11-х классов общеобразовательных школ.

Всего в исследовании участвовали …. человек,