Влияние самооценки на уровень тревожности старших подростков — страница 7-9

Рассмотрение страха как переживания, главная особенность которого — его предвосхищающий характер, является ведущим и в философской и в психологической литературе на протяжении всей истории описания и изучения этого явления. Данные положения могут являться общенаучным обоснованием выделения специфического вида тревожности относительно будущего,

Практически все работы по изучению тревожности начинаются с разведения понятий страх и тревога. Множество определение описанные различными авторами, подчеркивают отнесенность страха к конкретным объектам и явлениям окружающего мира и безобъективность, диффузность состояния тревоги.

У. Джеймс рассматривал страх как одну из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом, а также как онтогенетический ранний инстинкт человека[1].

В отечественной психологии чаще встречается трактовка страха как эмоционального состояния. Н.И. Конюхов определяет страх как психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств в ситуациях угрозы биологическому и социальному состоянию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности[2].

В работах Дж.Уотсона страх — это фундаментальная, врожденная эмоция, стоящая в ряду первичных (гнев, любовь), появляющаяся с момента рождения. Одновременно с этим он определяет страх как специфический тип висцеральных реакций. Дальнейшее развитие страха, по его мнению, происходит на основе условных рефлексов. Дж. Уотсон пришел к выводу, что приобретенные страхи характеризуются значительной устойчивостью. Вызвать страх достаточно легко, добиться же его угасания чрезвычайно трудно. Положения Дж. Уотсон и других приверженцев бихевиоризма базируются на павловской концепции условной реакции. И.П. Павлов и Дж. Уотсон предполагали, что неважно какой условный стимул берется для выработки условной реакции. Главное — его сочетание с безусловным стимулом,

Г. Айзенком, использовавшим положения теории И.П. Павлова была разработана концепция, в которой он утверждал, что образование специфических форм поведения зависит не только от ситуации, но и от некоторых индивидуальных свойств. К свойствам, влияющим на формирование реакций, Айзенк относил нейротизм, психотизм и выраженность экстра- или интроверсии.

Нейротизм (эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности[3]. Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, например, стрессовых, может развиться невроз. При высокой эмоциональной реактивности действие даже слабых стимулов вызывает очень сильную тревогу.

Заимствованное у К. Юнга понятие экстраверсии и интроверсии у X. Айзенка наполнено иным содержанием. Типичный экстраверт по Г. Айзенку — общительный, импульсивный, оптимистичный; интроверт — спокойный, застенчивый, интроспективный. Сочетание высокого нейротизма и выраженной интроверсии приводит к формированию выраженной тревожности или реактивной депрессии. В случае высоких показателей по шкале психотизма Г. Айзенк указывает на предрасположенность к психическим отклонениям. Психопатическая личность (не патологическая) характеризуется Г. Айзенком как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная[4].

В теории З. Фрейда страх и тревога генетически восходят к травме рождения, становящейся прообразом ситуации разлуки с объектом любви, а потому присутствующей во всех последующих переживаниях угрозы. Доказательством этого являются детские страхи перед темнотой или одиночеством в ситуации отсутствия матери, воспроизводящие первоначальное впечатление от акта рождения.[5] З. Фрейд утверждал, что страх — аффективное состояние и прежде всего то, что можно почувствовать. Это ощущение носит характер неудовольствия. Этот автор различает страх реальный и страх невротический. Реальный страх есть биологическая реакция на опасность, он связан с рефлексом бегства, и его можно рассматривать как выражение инстинкта самосохранения. Невротический страх З. Фрейд определял как страх ожидания, как беспредметную эмоциональную реакцию, источником которой являются сексуальные и агрессивные влечения, подавленные в детском возрасте. Невротический страх отличается от реального тем, что источник опасности первого страха находится скорее во внутреннем, чем во внешнем мире. Согласно З. Фрейду, основное предназначение страха – вытеснение не нашедшего удовлетворения либидо. А реальной опасностью является страх кастрации, сходный с первоначальным страхом, возникающим при отделении ребенка от матери. Ведь страх кастрации имеет своим содержанием также разлуку с чрезвычайно ценным объектом[6].

[1] Джеймс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.

[2] Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: НПО Модэк, 1996. С. 132.

[3] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев: «Наукова Думка», 1989. С. 8-11.

[4] Диагностика черт личности. Основные положения, исследования и применение / Глава 6. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://troeshnik.ru/better/article-189866.php, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012)

[5] Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1991. С. 260.

[6] Фрейд З. Тревога / Психология эмоций. – СПб, 2004. С. 379.