Известный психиатр К. Ясперс обращает внимание на смысл и значения страха: Остановимся на значении страха. В наше время людей как бы охватывает неведомый ранее страх. Он многозначен и неоднороден. Это не только поверхностный и быстро стирающийся в памяти страх и не только страх глубокий и гложущий скрытый или явный, — он находится на витальном или экзистенциальном уровне и как будто заключает в себе всевозможные виды страха… Пока есть страх у человека, есть шанс выстоять, и реальность этого шанса зависит от того, как человек преодолевает свой страх. Там, где человек в условиях постоянного изменения условий и ситуаций обладает инициативой; он может преодолеть страх лишь в трансцендентно об основан ном самосознании свободы. Там, где он вынужден повиноваться и в слепом повиновении обретает свои относительно гарантированные функции, страх может уменьшиться, только превратиться в постоянно действующий двигатель вынужденного повиновения… Страх следует принять. Он — основа надежды[1].
Таким образом, в отличие от психоанализа и теории научения, в экзистенциальной философии и психологии подчеркивается положительный аспект переживания страха. Страх необходим человеку, если человек хочет быть именно человеком – Не избегающим жизни, осознающим и творящим себя самого: Страх необходим для того, чтобы припугнуть человека в размеренности его повседневного, бездушного проживания. Он обладает могучей, в своем роде даже единственной будоражащей силой. Лишь в страхе человек вырывается из отданности миру и лишь тем самым освобождается для подлинных экзистенциальных задач[2].
Тревожность как межличностный феномен рассматривалась многими исследователями Дж. Боулби, основоположник Теории привязанностей, его последователь Эйнсворт и другие доказали важность привязанностей и интерперсональных отношений между ребенком и родителями (лицами, их заменяющими). По мнению Д. Боулби базу для развития чувства безопасности и доверия к жизни создают отношения любви и заботы со стороны родителей в раннем детстве. При внимательном отношении родителей или других ухаживающих за ребенком людей, у него формируется прочная привязанность к ним. Это чувство доверия, возникшее в младенчестве, сохраняется на всю жизнь. У детей и подростков, склонных к страхам, по-видимому, нет доверия к объекту привязанности, который в критические периоды был либо недоступен, либо невнимателен к нуждам ребенка[3]. Подобным же образом возникновение тревожности и недоверия описывает Э. Эриксон.
Возникновение тревоги в межличностных отношениях подчеркивается и в работах К. Хорни. К. Хорни устанавливает связь между базисной тревогой и базисной враждебностью, возникающими в отношениях, ребенка с. родителями. Среди внутренних факторов, воспринимаемых как угроза, основным является чувство враждебности по отношению к близким. Но враждебность вызывает тревогу не сама по себе, а из-за возможных ответных реакций окружающих: Базисная тревога, согласно К. Хорни формируется в результате нарушения взаимодействия ребенка и родителей. Ребенок нуждается в любви, заботе, поддержке со стороны родителей. Тревога возникает вследствие возникновения враждебных импульсов по отношению к людям, от которых ребенок зависит. Враждебность у ребенка возникает по разным причинам. Главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности[4]. Кроме того; Хорни указывает на непоследовательность в предъявляемых требованиях, предпочтение других детей, невыполнение обещаний.
Представления В.Л. Астапова о возникновении тревоги базируются-на работах З. Фрейда и его основных положениях. Согласно B.Л. Астапову, ситуации реальной опасности, существующие в пренатальный и затем родовой период, создают потенциал тревоги. В младенческий период внешние и внутренние факторы угрозы способствуют усилению предрасположенности к тревоге. Поскольку ребенок не осознает источника угрозы, то и реагирует скорее организмически, а не психологически. Позднее состояние тревоги — это страх, но не перед настоящей угрозой, а перед хранящейся в памяти ситуацией реальной опасности, имевшей место в детстве… Когда мы считаем, что вытесняем тревогу, на самом деле мы вытесняем представление об угрозе, то есть о том, что угрожает. Представление о матери как об источнике опасности — вот что не допускается в сознание[5]. В. М. Астапов отмечает, что тревожность возникает вследствие угрозы не только физической целостности субъекта, но таких психологических факторов, как стремление к свободе, к самореализации.
С. А. Озерова считает тревожность целостной характеристикой личности, объединяющей совокупность психодинамических свойств эмоционально-волевой и коммуникативной природы. Нравственная и интеллектуальная сферы личности, по ее мнению, существенно влияют на тревожность. В свою очередь, их развитие осуществляется под ее влиянием. Развитые нравственные качества и умственные способности ослабляют неблагоприятные проявления неадекватной тревожности, последняя же затрудняет развитие нравственной сферы личности[6].
Интеграция свойств личности в тревожный тип личности происходит под влиянием ряда интегрирующих факторов:
- выраженного рассогласования психодинамических мотивационных тенденций избегания неудач и достижения успеха (усиления первой и ослабления последней);
- неадекватно заниженной самооценки и самоотношения;
- ряда психогенетических предпосылок типа повышенной чувствительности, акцентуированной выраженности эмоций отрицательной модальности (страх, гнев) и пониженной представленности эмоций положительной модальности (радость, теплота).
[1] Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. — М. : Изд-во политической литературы, 1991. С. 163-164.
[2] Больнов, О.Ф, Философия экзистенциализма. — СПб.: Изд-во «Лань», 1999. С. 93
[3] Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В,В. Старовойтова — 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2006. С. 14.
[4] Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ / Общ; ред. K. B. Бурменской. — М, : Издательская группа Прогресс-Универс, 1993. С. 64.
[5] Астапов В.М. Тревожность у детей. — М. : ПЕР СЭ, 2001. С. 44-45.
[6] Озерова С.А. Психологические особенности структуры личности тревожного подростка: Дис. … канд. психол. наук: — М., 1999.