Государственные структуры, на которые возложены обязанности по охране прав, обучению и воспитанию не достигших совершеннолетия лиц, с запозданием реагируют на потребности детей, оставшихся без попечения родителей, не принимают прогрессивных мер по устройству детей и подростков, в силу негативных причин и обстоятельств лишившихся семьи, ушедших от отрицательно характеризующихся родителей[1].
Сегодняшние подростки в условиях провозглашения ранее осуждавшихся частнособственнических норм поведения, существования взаимоисключающих ценностных ориентиров, культурного вакуума приняли смягчение моральных и правовых норм за полное их отсутствие. Трансформация социального строя, принятие ценностей обеспеченного образа жизни вызвали небывалый рост личностных притязаний и усиление ориентации на красивую жизнь. В силу своего маргинального положения подростки не могут знать социально одобряемых способов реализации своих скороспелых потребностей. Родительский авторитет, ранее дававший позитивные ориентиры и предотвращавший негативное поведение, зачастую оказывается бессильным[2].
Значительно пошатнулся и прежний уровень влияния общественных институтов. Государство и общество с начала 90-х годов уделяли все меньше внимания проблемам несовершеннолетних и молодежи. Так, был упразднен Госкомитет по делам молодежи, создававшийся для разработки и координации реализации молодежной политики в стране (восстановлен указом Президента РФ лишь в сентябре 2007 г.); сократилось финансирование молодежных программ. Например, в бюджете на 2010 г. на нужды образования выделено всего 1893,9 млрд. руб. или 4% от ВВП[3], в то время как в советское время стабильно выделялось 7%, что соответствовало доле, направляемой на это промышленно развитыми странами. Впервые со времен гражданской войны в России появились сотни тысяч беспризорных детей, зачастую не умеющих ни читать, ни писать. По разным оценкам их насчитывается до 2,5 миллионов[4]. Резко возросла подростковая преступность.
Специалисты установили, что отмеченную специфику тинэйджеров определяет своеобразный механизм социализации подростка. Несовершеннолетние ограничены в своей активности и самостоятельности при взаимодействии со средой: они не выбирают себе родителей и воспитателей, подавляющее большинство не имеет собственных средств к существованию. При возникновении конфликтов, связанных, в одном случае, с нахождением в семье, которая не хочет, не может или не умеет их воспитывать, в другом случае — с неудачами в учебном заведении (в том числе напряженность в отношениях с коллективом или педагогами) и протестом, определяемым попыткой сохранения уважения к себе, средством снятия напряжения зачастую выступают девиантные досуговые связи и сближение с лицами криминального поведения.
Мотивы роста проявляются в самой противоречивой форме: подросток доказывает своему окружению, что он — личность, подчеркивая в то же время, что он как все. Мотивы поступков часто определяются детским анархизмом: хочу иметь все и сразу (угоны транспорта — от хочу покататься на машине, кражи — от хочу сладкого); или вытекают из зависимости от взрослых и неумения находить законные способы обеспечения своих потребностей и интересов (побеги из дома, расправы над родителями или лицами, их заменяющими)[5].
Неправильное воспитание в семье, имеющее своим следствием формирование отрицательных свойств личности, может быть обусловлено комплексом объективных и субъективных обстоятельств. Первая группа относится к демографическим показателям семьи (количество детей, состав, материальное и бытовое положение), связанным с условиями семейного воспитания. По статистическим сведениям 2010 г., 58,3% женщин имеют только одного ребенка, что ведет к изменению возрастной структуры населения, а следовательно, возникновению и упрочению внешней контрастности, взаимной нетерпимости поколений.
При отсутствии легитимных способов достижения успеха, материального благополучия, социального статуса, многие молодые люди начинают испытывать напряжение и беспокойство по поводу возможной неудачи в своей способности соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к успешным людям. Вследствие постоянно растущих и плохо определенных требований, формируется самооценочная тревожность.
Джозеф Вольпе описывая страх или тревожность, испытываемые человеком в определенных ситуациях, указывает на две причины возникновения невротического страха и соответственно два его вида: классически обусловленный страх и страх когнитивного происхождения[6].
Классически обусловленный страх возникает при совпадении во времени источников врожденных страхов (боли, неожиданных громких звуков и т.д.) с некоторым условным стимулом. Особенностью такого рода страхов служит то, что иногда они возникают в результате, того или иного события. Например, человек может начать бояться стоматологов после неожиданно возникшей резкой боль во время лечения.
Но чаще невротический, страх, появляется как. результат ряда повторяющихся событий
[1] Беженцев А.А. Социальная природа и основные причины безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия // Социальное и пенсионное право. 2011. N 1.
[2] Антонов А.И., Лебедь О.Л. Несовершеннолетние преступники: кто они? // Социол. исслед. 2003. N 4.
[3] Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2011. С. 427.
[4] Дети улицы. Образование и социальная адаптация беспризорных детей: Доклад. М.; СПб.: Интеллект-Центр, 2001. с. 11 – 13.
[5] Долгова А.И. Криминология: Краткий учебный курс. М., 2001. с. 245.
[6] Вольпе, Д. На пути к созданию научной психотерапии / Эволюция психотерапии. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. Т.2. С.255-272.