Влияние социальных сетей на качество жизни подростков (на примере учащихся 9-11классов, школ г. Томска) — страница 30-32

Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой — обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

Тенденция последних лет показывает, что подростки все меньше читают и все больше времени тратят на серфинг по Интернету, компьютерные игры и просмотр телевизионных передач.

А.Е. Войскунский с соавторами подчеркивает тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы, в том числе персонального компьютера[1]. Следует особо отметить, что влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при так называемой Интернет-зависимости существует возможность позитивного развития отдельных способностей и Я-концепции и мотивационной сферы в целом.

Поэтому следует продолжать исследования с целью выявления влияния социальных сетей, которые являются крупнейшим интернет-проектом последних лет с целью выявления их влияния на качество жизни подростков.

1.1        Современные социальные практики молодежи в сети и их влияние на качество жизни

Социальной сетью стали последние 10 лет называть часть общей Интернет-паутины, обеспечивающей социальное взаимодействие участников, в основном – общение.

Основная идея социальных сетей очень проста. Под  социальной сетью  понимается множество агентов, которые могут вступать во взаимодействие друг с другом. С формальной точки зрения такие сети удобно представлять в виде графов и применять для их анализа математические модели.

Термин «социальная сеть», перенесен в компьютерную сферу из социологии классических (не онлайновых) социальных сетей. Он был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом, который охарактеризовал социальную сеть следующим образом: «Каждый человек имеет определенный круг друзей, а эти друзья имеют, в свою очередь собственных друзей. Некоторые из друзей одного человека знают друг друга, другие – нет. Я нашел удобным говорить о такого рода полях как о сетях. Под этим мне видится система точек, некоторые и которых соединены между собой. Точками этой системы являются люди, а линии соединения этих точек указывают, какие люди взаимодействуют друг с другом»[2].

Под виртуальной (онлайновой) социальной сетью понимается социальная структура Интернет-среды, узлы которой составляют организации или отдельные люди, а связи обозначают установленные взаимодействия (политические, корпоративные, служебные, семейные, дружеские, по интересам и т. д.).

Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время.

Связь осуществляется посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п.

Учёные отмечают важнейшую роль сети как базового элемента системы социальных коммуникаций, изменяющих общественное сознание. Высказывается мнение, что сетевая коммуникация воспринимается как единственная реальная связь, которая может соединять, удерживать в целостности современное общество, разделённое на столь разнородные культурные и пространственно-временные пласты[3].

Преимущества социальных сетей, которые необходимо использовать в профессиональных целях

  • Высокий уровень доверия – выше, чем к официальным источникам информации.
  • Быстрые коммуникации, возможность получить информацию «из первых рук» и получить ответы на любые вопросы.
  • Возможность использовать любые формы коммуникаций (текст, видео, аудио, фото).
  • Распространение информации по принципу «вируса».

Тем не менее психологи отмечают, что психологические последствия технического прогресса настолько ярки и очевидны, что нашли отражение в бытовой лексике. Достаточно посмотреть на часто используемые журналистами слова и фразеологизмы. «Поколение большого пальца», «цифровое поколение» стали расхожими характеристиками современной молодежи. Имеют место и более масштабные изменения, обусловленные техническим прогрессом. К этой категории можно отнести такие группы феноменов, как киборгизация и инвалидизация, с одной стороны, и избыточная доступность и утрата приватности, с другой. Изменение структуры деятельности и навыков является прямым следствием широкого распространения социальных сетей[4].

[1] Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.

[2] Барнс Дж. Классы и собрания в норвежском островном приходе / Человеческие отношения, -М., 1996, с. 54.

[3] Романовская Е. В. Власть в системе коммуникации // Власть. 2009. № 6. С. 44 — 47.

[4] Войскунский А.Е. Вместо предисловия. «За» и «против» Интернет-зависимости // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Акрополь, 2009.  С. 5–27.