Ученые подсчитали, что минимальное время, которое тратит пользователь социальной сети на пребывание «онлайн», равняется 3-м часам. И это минимум! В эти заветные для каждого «одноклассника» и «контактника» часы входит обязательная проверка всех «новостей» на страницах друзей, рисунки и надписи на «стенах», а также плодотворная переписка, просмотр и комментирование фотографий. Максимум зафиксированного времени пребывания онлайн может исчисляться более чем 30 часами беспрерывного «сидения в социальной сети»[1].
Это все надо рассматривать на фоне ухудшения здоровья современной молодежи. По данным официальной статистики самый значительный рост заболеваемости за последние 10 лет отмечается среди подростков старшей возрастной группы.
По итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 года, доля здоровых детей составляла 33,89%, с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии был отмечен по следующим классам болезней: болезни крови и кроветворных органов – 32%, прежде всего, за счет анемий (33%); болезни эндокринной системы – 31%, в основном за счет болезней щитовидной железы (34%) и ожирения (25%); болезни костно-мышечной системы – 26,5%; болезни системы кровообращения – 24%; болезни органов пищеварения – 24%[2].
В 2010 году по официальным статистическим данным среди детей, обучающихся в школах, имели первую группу здоровья — 20,7%, вторую группу здоровья — 59,2%, а 18,3% — третью группу здоровья, т.е. имеющие хронические заболевания, четвертую и пятую группу здоровья (инвалидизирующие заболевания) имеют 1,8% детей[3].
Таким образом, стремительное распространение информационных технологий наряду с положительными сторонами традиционно имеет и отрицательные. Но только в том случае, если имеется избыточное использования сетевого общения. Исследование, целью которого было выявление воздействия избыточного использовании сети на здоровье подростков в медицинской школе Кливлендского университете Case Western Reserve показало, что испытуемые, которые в течение дня в школе отсылали более 120 сообщений, были больше подвержены таким вредным факторам, как депрессия, нарушения сна, агрессия. Такие подростки почти вдвое чаще других уже имели сексуальный опыт, в полтора раза чаще были склонны к физическому насилию, с большей на 41% вероятностью пробовали наркотики и на 40% – сигареты. Более того, 1 из 10 опрошенных учащихся заявлял, что проводит 3 и более часов в день на социальных сайтах[4].
Однако исследователи предостерегают от рассмотрения избыточного использования Сети в качестве причины данных явлений. Скорее их следует рассматривать симптоматически – как следствие одиночества, беспокойства, депрессии, недостатка внимания. Таким образом, социальная сеть является лишь средством выражения этого внутреннего состояния.
Глава 1 Исследование влияния социальных сетей на качество жизни подростков (на примере учащихся 9-11классов, школ г. Томска)
1.1 Постановка проблемы социологического исследования: Влияние социальных сетей на качество жизни подростков
Информация – это цель и результат коммуникационного процесса, назначение которого адаптировать человека к среде обитания. Функция информационной культуры – сделать процесс выработки/получения информации как можно более интенсивным и, одновременно, оптимальным по форме. Таким образом, сущность информации и сущностная функция информационной культуры направлены на повышение мобильности индивида в соответствии с изменениями социальной или природной среды, т.е. на повышение его безопасности. Сейчас в российском социуме обозначена новая цель – построение информационного общества, эта новая цель в сущностную и генетически заданную ситуацию коммуникационного процесса вносит свои коррективы. При этом проблема взаимосвязей информационной культуры личности и ее безопасности чрезвычайно обостряется. Вопрос о развитии информационной культуры как элемента безопасности индивида и Российского государства должен рассматриваться системно, с учетом появления новых субъектов информационного процесса, новой техники и новых технологий.
В первой главе настоящей дипломной работы дано понятие качества жизни человека в современное обществе, и различные концепции его измерения. Основой качества жизни является совокупность потребностей, ценностей, установок и целей. Базовыми потребностями, естественно, являются потребности биологические, определяющие физиологическую основу жизни. А все остальное в качестве жизни — психологические факторы.
[1] Социальные сети полны скрытых опасностей [Электронный ресурс] — Режим доступа: Влияние социальных сетей и Интернета на социализацию людей, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)
[2] Об итогах Всероссийской диспансеризации детей 2002 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: soiuz.ru/sankur/okumety/dispanser_itog/, свободный. — (Дата обращения — 21.01.2012).
[3] Показатели здоровья матери и ребенка, деятельности службы охраны детства и родовспоможения [Электронный ресурс] — Режим доступа: gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/healthcare/#, свободный. — (Дата обращения — 21.01.2012).
[4] Чрезмерное общение в социальных сетях воспитывает подростковую асоциальность [Электронный ресурс] — Режим доступа: Проблема зависимости от социальной сети, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)