Влияние социальных сетей на качество жизни подростков (на примере учащихся 9-11классов, школ г. Томска) — страница 42-44

Анализ основных тенденций изменений общественной жизни России в процессе социально-политической модернизации 1990-х гг. показывает, что отмечаются серьезные изменения в качестве жизни ее граждан. Сравнивая Россию 2012 г. с Россией 1988 г. нужно обязательно иметь ввиду, что весь остальной мир за это время ушел вперед. Сопоставление качества жизни в дореформенной и современной России позволяет конститировать — мы стали жить не лучше и не хуже, мы стали жить по-другому. Например, россияне стали меньше потреблять некоторые продукты питания, но количество автомобилей на душу населения выросло в разы, не говоря уже о том, что появились мобильные телефоны и Интернет.

Однако в период реформ в обществе накопились определенные социальные проблемы, негативно повлиявшие на качество жизни россиян. Следует отметить высокую дифференциацию доходов. В России низкое значение удовлетворенности качеством жизни определяется не столько малым числом удовлетворенных, сколько большим числом тех, кто крайне неудовлетворен качеством жизни, ее содержанием и условиями[1].

Постановка вопроса о качестве жизни подростков связана с проявлением на социальном уровне комплекса проблем, являющихся следствием социальной дифференциации в условиях стратифицированного общества, отражающейся на возможностях молодежи найти свое место в жизни.

Как показывают исследования социологов, беспокойство за собственное будущее, социальная неуверенность — распространенные среди молодежи, подростков явления. Они усиливаются по мере нарастания социальных изменений в обществе, его расслоения. Если в 2000 году только два молодых россиянина из десяти испытывали тревогу такого рода, то сегодня их количество увеличилось вдвое[2].

К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.).

Изучение психолого-педагогических особенностей подростков показало, что подростковый возраст отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации,  наивысшей социальной активностью и недостаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.

Кризисные явления большинство подростков преодолевает в позитивном значении для себя только при условии достаточности общения и положительного социального опыта: тогда возникает принятие ответственности за свою жизнь на самого себя, что выражается  в удовлетворенности самим собой  и окружением, повышением интереса к жизни, исчезновения страхов – соответственно и повышается субъективная оценка качества жизни подростка.

Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Формирование положительной мотивации к учению и овладению профессией определяется уровнем организации восприятия информации. Наилучшее восприятие информации достигается при комбинации визуальной и аудиоинформации, так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память. Именно такими характеристиками и обладает медиаинформация, при восприятии которой на первое место выходит проблема механизма выбора, восприятия и освоения личностью информации[3].

Выбор информации производится в соответствии с предпочтениями, потребностями человека, т.е. – его личностными установками. Избирательность восприятия информации подростками изучается в двух направлениях. С одной стороны — степень привлекательности формы подачи материала, способы организации воздействия на зрителя (различные манипулятивные техники, воздействующие на сознание и поведение зрителей), а с другой — групповое опосредование личностного восприятия, мода, своеобразные культурные нормы, воспринимаемые как образцы-эталоны, подкрепленные тем или иным авторитетом. Все это требует от личности способности видеть несоответствия, осознавать истинность или ложность предлагаемой информации, уметь анализировать, доказывать или опровергать и т.п., что является проявлением  критического мышления.

В этой ситуации необходимо отметить, что подростки, как участники системы образования подвергаются наибольшему информационному воздействию со стороны как обычных средств массовой информации в целом, так и электронных в частности.

Мониторинг информационных потоков показывает, что все увеличивающаяся скорость накопления информации ведет к ее инфляции. Есть предположение, что в будущем в информационном потоке ценная информация будет составлять не более 20%, а доля информационного шума достигнет 80%. Это приведет к тому, что значимая информация будет стоить очень дорого, и потому «добыча» информации для индивида и социума, оставаясь по-прежнему жизненно важной необходимостью, станет занятием дорогостоящим. Из этого вывод: потребность в оптимальном поиске информации обостряется, возникает необходимость ужесточения отбора информации и повышении качества ее аналитической обработки.[4]

[1] Россия в Европе: по материалам международного проекта «Европейское социальное исследование». Под ред. А.В.Андреенковой и Л.А.Беляевой. М.: Academia, 2009. С. 32.

[2] Теоретическое обоснование. Постановка проблемы социального лифтинга в образовании [Электронный ресурс] — Режим доступа: Роль и место социального проектирования в образовании, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)

[3] Столбникова Е.А. Информационная безопасность личности в содержании медиаобразования // Здоровье детей как ценность культуры: Материалы X Международной конференции «Ребенок в современном мире» — СПб., 2005. –  С. 321-322.

[4] Любаров В.М. Прогноз трендов развития общества для разработки стратегий в области познания, образования, накопления знаний и библиотечного дела / В.М. Любаров // Науч. и техн. б-ки.–2005.– №4.– с.36.