Массовое овладение компьютерной грамотностью и новыми информационными технологиями формирует новые вызовы, на которые нужно находить ответы. Уже сегодня ученые отмечают противоречивость современной информационной ситуации. С одной стороны появляются публикации, в которых показано, как уровень информационной грамотности населения влияет на развитие гражданского общества. Например, одним из самых обсуждаемых явлений стало то, как через Интернет проходила организация протестов и революций последних лет.[1] С другой стороны, авторы ряда публикаций обращают внимание на негативные стороны зависимости от социальных сетей в интернет: дефицит реального общения, гиподинамия и т.п. Чрезмерная увлеченность ряда юных россиян социальными сетями вызывает тревогу у медицинских работников. И эти тревоги связаны не только с ухудшением физического здоровья, но и с некоторыми психологическими и даже психическими отклонениями. Разумное отношение к виртуальному миру – это, несомненно, один из важных вопросов безопасности личности, это вопрос сохранения здоровья подрастающего поколения. Такая поляризация мнений свидетельствует: вопросы информационной культуры требуют серьезного теоретического осмысления, без этого невозможно выработать адекватные ответы на информационные вызовы ХХI столетия.
Поскольку теоретические подходы выявили явные противоречия в направленности влияния социальных сетей на качество жизни подростков, то совершенно естественно обратиться к х собственному субъективному ощущению зависимости качества жизни от общения в социальных сетях.
1.1 Программа социологического исследования: Влияние социальных сетей на качество жизни подростков
Объект исследования. Социальная общность исследования – подростки России. Ввиду того, что предметом исследования охватывается не весь объем проблем подростков, а информационные аспекты, то в генеральную совокупность включены учащихся 9-11 классов, школ г. Томск как наиболее проблемная группа российских подростков, подверженная в наибольшей степени информационному воздействию. В выборку включены 30 человек из генеральной совокупности (в равном соотношении полов).
Предметом исследования является аспект влияния социальных сетей на качество жизни подростков.
Проблема исследования. Определить основные параметры влияния социальных сетей на качество жизни подростков.
Определить степень вовлеченности подростков в общение в социальных сетях и выявить зависимость субъективной оценки от степени вовлеченности в в общение в социальных сетях.
Считаем, что в настоящее время наиболее активно вовлечены в информационные потоки в социальных сетях.
Исходя из понимания психологической структуры качества жизни, ее социально-психологических критериев, можно предположить, что параметры качества жизни характеризуются инвариантностью и специфичностью проявления на уровне личности подростка. Проявления параметров качества жизни связаны с интенсивностью использования социальных сетей.
Опросный метод – формализованная анкета полностью приведена в приложении.
Рассмотрим исследуемую выборку более подробно.
Рис. 2.1. Структура выборки по полу
В исследовании приняло участие 19 (63%) девочек и 11 (37%) мальчиков, что отражает реальное распределение полов в школе. Было принято решение произвести распределение анкет методом случайной бесповторной выборки – по 10 анкет среди учащихся 9, 10 и 11 классов общеобразовательных школ города Томска.
Рис. 2.2. Распределение ответов на вопрос: Как часто Вы пользуетесь глобальной сетью Интернет?
[1] Роль социальных сетей в организации массовых акций протеста [Электронный ресурс] — Режим доступа: Общественное мнение: современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)