Для выявления влияния социальных сетей на качество жизни подростков (на примере учащихся 9-11классов, школ г. Томска) было проведено разделение выборочной совокупности на группы по признаку использования социальных сетей.
В таб. 3.2 представлены результаты оценок рассмотренных выше индексов у подростков, использующих и не использующих социальные сети.
Таблица 3.2
Средние значения индексов качества жизни у подростков, использующих и не использующих социальные сети
Показатель | Использующих СС (n=24) | Не использующих СС (n=6) | Разность |
Индекс удовлетворенности прошлым (И1) | 7,6 | 6,2 | 1,4 |
Х1 | 4,0 | 4,0 | 0 |
Х2 | 2,2 | 2,8 | -0,6 |
Индекс удовлетворенности настоящим (И2) | 8,2 | 6,1 | 2,1 |
Х3 | 4,0 | 4,1 | -0,1 |
Х4 | 2,1 | 2,8 | -0,7 |
Индекс удовлетворенности будущим (И3) | 8,6 | 4,8 | 3,8 |
Х5 | 4,0 | 3,5 | 0,5 |
Х6 | 2,0 | 3,0 | -1 |
Индекс социальной удовлетворенности (И4) | 8,0 | 5,3 | 2,7 |
Х7 | 4,0 | 3,8 | 0,2 |
Х8 | 2,1 | 2,9 | -0,8 |
Индекс удовлетворенности здоровьем (И5) | 8,1 | 4,9 | 3,2 |
Х9 | 4,1 | 3,9 | 0,2 |
Х10 | 2,1 | 3,2 | -1,1 |
Показатель КЖ | 40,6 | 27,4 | 13,2 |
Индекс субъективного позитива (ИСП) | 80,3 | 77,1 | 3,2 |
Индекс субъективного негатива (ИСН). | 41,7 | 58,7 | -17 |
Рис. 3.1. Структура показателя качества жизни у подростков, использующих социальные сети
Рис. 3.2. Структура показателя качества жизни у подростков, использующих социальные сети
Как видно из табл. 3.2, различия в доступе к социальным сетям подростков по индексам, которые отражают структуру детерминации качества жизни, определяют различия в уровнях индексов удовлетворенности будущим, оценки здоровья и субъективного негатива. Все эти три индекса менее благоприятны у подростков, не участвующих в общении в социальных сетях. Соответственно, уровень самого качества жизни у таких подростков существенно ниже и составляет 27,4% против 40,6% у подростков, которые отличаются большей активностью в социальных сетях (р < 0,01). Отметим, что и у подростков, не участвующих в общении в социальных сетях самые низкое значения имеет индекс удовлетворенности будущим. В то же время у подростков, принимающих активное участие в общении в социальных сетях наоборот, низкое значение у индекса удовлетворенности прошлым.
Таблица 3.3
Описательная статистика средних значений ответов на 61 вопрос теста по группам
Использующих СС (n=24) | Показатель | Не использующих СС (n=6) | |
Среднее | 3,21653 | Среднее | 3,505464 |
Стандартная ошибка | 0,124001 | Стандартная ошибка | 0,075944 |
Медиана | 3,875 | Медиана | 3,666667 |
Мода | 4 | Мода | 4,166667 |
Стандартное отклонение | 0,968479 | Стандартное отклонение | 0,593145 |
Дисперсия выборки | 0,937953 | Дисперсия выборки | 0,351821 |
Эксцесс | -1,74796 | Эксцесс | -1,06368 |
Асимметричность | -0,40511 | Асимметричность | -0,33517 |
Интервал | 2,75 | Интервал | 2 |
Минимум | 1,541667 | Минимум | 2,333333 |
Максимум | 4,291667 | Максимум | 4,333333 |
Сумма | 196,2083 | Сумма | 213,8333 |
Счет | 61 | Счет | 61 |
Наибольший(1) | 4,291667 | Наибольший(1) | 4,333333 |
Наименьший(1) | 1,541667 | Наименьший(1) | 2,333333 |
Уровень надежности (95,0%) | 0,248039 | Уровень надежности (95,0%) | 0,151912 |
Рассматривая результаты корреляционного анализа, приведенные по данным средних значений ответов на 61 вопрос теста по группам, следует также отметить наличие значимой на однопроцентном уровне значимости связи. Коэффициент корреляции Пирсона составил 0,785, что означает весьма тесную связь при значимости на уровне р<0,01: — 6,59839*10-14.