Влияние социальных сетей на качество жизни подростков (на примере учащихся 9-11классов, школ г. Томска) — страница 60-62

Как видно из таблиц 3.5 и 3.6, разница уровней качества жизни   и у девочек и у мальчиков в основном определяется индексами социальной удовлетворенности и  удовлетворенностью здоровьем. Отсюда следует, что обеспокоенность своим здоровьем и качество социализации являются ведущими факторами низкого качества жизни подростков, определяя его почти на четверть у мальчиков и почти на треть у девочек.

Рис. 3.5. Структура показателя качества жизни мальчиков

Рис. 3.6. Динамика показателя качества жизни у мальчиков и девочек

Индекс качества жизни менее благоприятен у девочек составляет 32,7% против 40,8% у мальчиков (р < 0,01). Отметим, что  у девочек самые низкие значения имеет индекс удовлетворенности будущим а у мальчиков индекс  социальной удовлетворенности.

У мальчиков, не использующих социальные сети существенный вклад в снижение показателя вносит индекс  социальной удовлетворенности, который меньше на 1,8 балла. У девочек   индекс удовлетворенности  будущим при отсутствии участия в социальных сетях снижает показатель на 2,2 балла.

1.1        Рекомендации по повышению качества жизни учащихся 9-11 классов

Проведенный анализ показал, что учащиеся в той или иной степени общающиеся в социальных сетях имеет более высокий субъективный показатель качества жизни, чем подростки – лишенные такого общения или имеющие слишком ограниченный доступ. Вполне возможно, что ограничение доступа к социальным сетям происходит часто не из внутренних установок, а от отсутствия физической возможности доступа к Интернета. Это, как правило, является отражением неблагополучной социальной ситуации: проблем в семье, социальной девиацией поведения подростка и т.д.

Следует также особо отметить, что помимо выявленной взаимосвязи общения в социальных сетях и качества жизни учащихся 9-11 классов, следует особо подчеркнуть, что общий уровень качества жизни подростков очень низкий и есть очень большой резерв роста по всем направлениям структуры индекса  качества жизни. Прежде всего следует уделить внимание возможностям повышения индексов:

  • удовлетворенности настоящим;
  • удовлетворенности;
  • социальной удовлетворенности;
  • удовлетворенности здоровьем.

Задачу повышения качества жизни подростков следует рассматривать, прежде всего, как повышение культуры досуга подростков как средства профилактики социально негативных явлений в подростковой среде как важнейшей компоненты безопасной среды.

В этой связи актуальны инновационные технологии управления культурно-досуговой деятельностью подростков на основе синтеза как традиционных способов воздействия и приобщения личности к ценностям культуры общества, так и инновационных методов, включающих использование интернет-технологий.

Стратегическая цель внутреннего управления состоит в мотивации и развитии устойчивых потребностей подростков в повышении качества собственной жизни осознанного выбора личностно и социально значимых видов деятельности, в том числе и в социальных сетях, на основе сбалансированного отношения как к собственному здоровью, так и к сочетанию онлайновых и непосредственных форм общения.

Общие возможности повышения качества жизни на уровне школы, не включая уровень семьи, конечно, серьезно ограничит возможности для повышения качества жизни подростка, поэтому разрабатываемая в школе программа должна учитывать определенный уровень интеграции во все слои социума.

Можно предложить по результатам анализа произвести коррекцию познавательной, творческой, спортивно-массовой, общественно-полезной деятельности, формального и неформального общения учащихся, педагогов, родителей в условиях пространства жизнедеятельности школы во вторую половину дня, свободную от учебных занятий, и в шестой (субботний) школьный день. Для этого нужно предусмотреть рациональное планирование, организацию деятельности кружков, секций, клубов по интересам, трудовых, спортивно-прикладных, поисково-краеведческих, патриотических, творческих объединений и др.

Прежде всего, не следует отвергать социальные сети, как инородный для системы образования элемент. Социальные сети общепризнанный, востребованный и быстроразвивающийся сегмент сети Интернет. Однако образовательный ресурс социальных сетей не в полной мере востребован в школе.