Заключение
Качество жизни — это интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека. Качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по отношению к которым можно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты.
Стремительное развитие информационного общества в России привело к тому, что аудитория Интернета нашей страны стремительно продвигается в сторону одной из крупнейших в мире.
Пользование социальными медиа приобрело столь доминирующее значение в жизни российских подростков, что присутствие на сайте социальной сети стало практически синонимичным нахождению в Интернете.
95-96% всех подростков в возрасте 12-17 лет имеют постоянный доступ в Интернет, и среди них подавляющее большинство являются пользователями социальных сетей. Многие подростки ежедневно посещают свои страницы в социальных сетях, в которых теперь отражается и принимает более выраженные формы – как в положительном, так и в отрицательном смыслах – значительная часть социальной активности подростков.
Общение в социальных сетях может иметь как положительное так и отрицательное влияние на подростка и качество его жизни.
Социальные сети помогают подросткам более непринужденно общаться друг с другом и незнакомыми людьми, налаживать контакты и учиться знакомиться. Неуверенный и робкий подросток, переживающий гормональную перестройку, только в социальных сетях может поделится своими переживаниями и снять стресс.
С другой стороны – большая зависимость от социальных сетей ведет к гиподинамиии. В социальных сетях очень распространено запугивание и сексуальное преследование.
Тем не менее, баланс положительных и отрицательных последствий общения в социальных сетях конкретен для каждого подроста в отдельности. В целом можно предположить, что отсутствие доступа к социальным сетям отрицательно скажется на субъективной оценке качества жизни подростка.
В целом по результатам исследования показатель качества жизни оказался равным 37,9%. Было высказано предположение, что этот факт обусловлен двумя основными обстоятельствами. Первое связано с общей закономерностью индивидуального развития личности. Эта общая закономерность психоонтогенеза заключается в том, что в подростковом возрасте уже достаточно сформированы личностные притязания, но еще мало достижений по их реализации. Второе обстоятельство обусловлено дефектами существующей системы общественных ценностей, которая предрасполагает к развитию завышенных материальных запросов и заниженных духовно-нравственных ценностей.
Как показал проведенный опрос, различия в доступе к социальным сетям подростков по индексам, которые отражают структуру детерминации качества жизни, определяют различия в уровнях индексов удовлетворенности будущим, оценки здоровья и субъективного негатива. Все эти три индекса менее благоприятны у подростков, не участвующих в общении в социальных сетях. Соответственно, уровень самого качества жизни у таких подростков существенно ниже и составляет 27,4% против 40,6% у подростков, которые отличаются большей активностью в социальных сетях.
Рассматривая результаты корреляционного анализа, приведенные по данным средних значений ответов на 61 вопрос теста по группам, следует также отметить наличие значимой на однопроцентном уровне значимости связи.
Показатель качества жизни оказался выше у тех подростков, которые проводят в интернет и социальных сетях не все время, а только по необходимости. Крайности как в сторону полного отказа от интернет так и в сторону большой зависимости от него наказываются снижением субъективной оценки своего качества жизни. Динамика снижения в целом характерна в большей доле характерна для подростков, которые все же лишены общения в интернет, чем для более интернет зависимых.
По результатам опроса предложены рекомендации по повышению качества жизни учащихся 9-11 классов. Задача повышения качества жизни подростков рассмотрена, прежде всего, как повышение культуры досуга подростков как средства профилактики социально негативных явлений в подростковой среде как важнейшей компоненты безопасной среды.
Рекомендовано использование ресурса социальных сетей для усиления взаимодействия образовательного и воспитательного процессов в школе и семье. Школа может усилить свое присутствие в имеющихся социальных сетях, создав собственный аккаунт и пригласив туда общаться всех учащихся школы, их родителей, выпускников, спонсоров и т.д. вторая возможность – создание собственной социальной сети как филиала школьного интернет сайта.