Разработка методики обучения археологической реконструкции на основе 3д-технологий. с 41-43

Археология обладает огромным образовательным потенциалом, изучая не историю человека в узком смысле, но исследуя самые разнообразные области его эволюции, материальную и духовную культуру. Археология является благодатной почвой для применения научно-исследовательского метода, потому что ее специфика состоит в том, что археологию невозможно изучить только по книгам, так как археолог имеет дело с остатками материальной культуры, часть которых хранится в коллекциях, а другая часть представлена фрагментами, находящимися еще в земле артефактов.  Изучение археологии не относится к сфере школьного образования, что объясняется сложностью изучаемого материала. Отечественная практика образования имеет давние традиции использования археологии в образовании и воспитании школьников. Первые школьные археологические кружки России появляются уже в 20-х годах ХХ века в городах Сибири. Преподают в этих кружках школьные учителя и профессионалы — археологи. В 30-е годы, сложные для исторической науки, интерес к школьной археологии напротив возрос. Это связано с ростом интереса к местной истории, краеведению. В 70 — 80-х годах прошлого века проведение летних археологических лагерей с участием школьников становиться нормой в отечественных экспедициях.

В 90-х годах происходит распад советской системы воспитания, прекращает свое существование пионерская организация, закрываются школьные музеи и детские центры, на базе которых и существовали археологические кружки. Сегодня школьное археологическое движение вновь возрождается как часть туристическо — краеведческого направления дополнительного образования.  Сегодня детские археологические лагеря работают по всей России. Более того, в течение учебного года дети проходят теоретическую подготовку в кружках, клубах юных археологов и краеведов под руководством учителей и специалистов-археологов.

Целью археологических кружков, помимо поддержки естественного интереса школьников к тайнам древней истории и формирования у них уважительного отношения к научному историческому прошлому, стало стремление привить им навыки поисково-исследовательской деятельности посредством приобщения к археологии.

На территории Российской Федерации в большинстве случаев занятия экспериментальной археологией со школьниками проводятся в рамках археологических экспедиций или в рамках посещений ими краеведческих, исторических и др. музеев. Количество школьных кружков, клубов, занимающихся конкретно экспериментальной археологией, а также специализированных заповедников или центров, одной из задач которых было бы занятие со школьниками древними технологиями, немного. Основными направлениями в работе со школьниками является воспроизводство таких древних технологий, как изготовление каменных орудий, гончарное, кожевенное дело. В редких случаях проходят занятия по обработке металла или изготовлению бронзовых изделий. Районный лагерь юных археологов в Россошанском районе существует с 1996 года.

«историк» и смежными с ней профессиями археолога, реставратора, архивариуса, музейного работника и др.

Основная цель   программы состоит в том, чтобы через организацию теоретической и практической деятельности познакомить учащихся с особенностями профессий археолога, историка, педагога, искусствоведа, реставратора, экскурсовода, архивариуса, журналиста, фотографа и других смежных профессий.  проверить свои способности, возможности  в данных профессиях и сделать осознанный выбор.  Школьный курс истории недостаточно формирует представление о профессии.[1]

В рамках археологии в ХХ веке выделилось направление, именуемое экспериментальной археологией. Экспериментальная археология – одно из немногих направлений гуманитарных исследований, позволяющих на практике осуществить заманчивый для любого специалиста «прыжок в прошлое».

Дети в этом смысле идеальная среда. Яркость их ощущений, повышенная любознательность и стремление все попробовать на практике, являются составляющими успеха занятий с ними.

В 1991 году при лаборатории археологических исследований кафедры отечественной истории ЧГПИ (ЧГПУ) был создан школьный учебный археологический музей. В 2009 году было принято решение на базе ЛАИ ЧГПУ сформировать учебный центр древних технологий, включающий в себя экспериментальную составляющую.  В рамках работы учебного школьного центра древних технологий при ЛАИ ЧГПУ было решено имеющееся пространство разделить на две площадки. Первая: «Как работают археологи» должна отображать все этапы работы археологов: от разведки до камеральной обработки коллекции. Данные стенды должны показывать, насколько кропотлива, сложна и интересна работа археолога. Также данная площадка показывает связь археологии с другими науками, такими как геология, химия, физика, палеология. Дети получат возможность принять участие в «раскопках», собственноручно собрать «древний» сосуд, а также попробовать самостоятельно определить культурную принадлежность «древней» вещи.

Е.И. Литвинова

[1] Овчаренко М.В. МКОУ Подгоренская средняя общеобразовательная школа россошанского муниципального района. Методические рекомендации для работы с одарёнными детьми в рамках археологического кружка «Возвращение к истокам» (рекомендация для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ) Для учащихся 7-11 классов, Россошь, 2012 г.