Press "Enter" to skip to content

Содержание

 

Введение. 3

1. Особенности положения бездомных в современном российском обществе. 5

1.1. Причины бездомности. 5

1.2. Сферы деятельности бездомных. 8

1.3.Отношения с криминальным миром. 15

1.4. Отношения с «придонным»  слоем. 17

2. Социальная работа в Хабаровске. 21

2.1 Технология социальной  работы с бездомными г. Хабаровска. 21

2.2 Требования к социальным работникам при работе с людьми без определенного места жительства. 24

2.3 Дети, оставшиеся без определенного места жительства. 26

2.4  Работа Дома ночного пребывания  в г. Хабаровске за 1996 – 2003 г. 28

Заключение. 35

Список литературы.. 38

 

Введение

Актуальность. Сейчас стало явно, что бездомные - это значительная социальная группа, которая приобрела свою нишу в современном российском обществе. Изучить данную группу и условия ее существования социологическими методами важно не только для развития представлений о формирующейся общественной структуре, но и для решения серьезных социальных проблем, возникающих в связи с бездомностью. Лишь путем социологического исследования можно определить, кто эти люди, оказавшиеся на обочине общества, как происходит их адаптация, каковы перспективы их возвращения в общество, обретения жилья и работы.

В последние годы у нас в стране стали появляться социологические работы, посвященные причинам бездомности, образу жизни бродяг и бомжей. Наиболее активно, судя по публикациям, изучают бездомных петербургские социологи. В работах Я. Гилинского и В.Афанасьева, написанных в сотрудничестве с руководителем петербургского фонда "Ночлежка" В.Соколовым, на основании данных опросов бездомных, зарегистрированных в "Ночлежке", приводятся важные данные о демографическом составе бездомных, их трудовой и досуговой деятельности.

Вместе с тем существенной сложностью для современных исследований бездомности является определение самого предмета изучения. Так, работники петербургской "Ночлежки" используют расширительное понятие бездомности. "Ночлежка" регистрирует всех людей, которые не имеют прописки и считают себя бездомными. Поэтому выборка "Ночлежки" представляет не только уличных, но и "скрытых" бездомных, тех, чей статус бездомности определяется экономическими и административными причинами, а не физическим отсутствием крыши над головой. Судя по петербургским данным, часть бездомных имеет возможность постоянно жить у родственников, знакомых и даже имеет официальную постоянную или временную работу. Бездомными этих людей делает главным образом юридический статус.

В нашем исследовании мы решили ограничить объект изучения "уличными" бездомными. Бездомные определяются здесь как люди, не имеющие жилья (ни собственного, ни служебного, ни взятого в найм, ни предоставленного на долговременной основе родственниками, друзьями, знакомыми), или пользующиеся доступом к жилью на эпизодической основе и рискующие остаться без него в любой момент. Их основное место ночлега - вокзал, чердак, подвал, улица.

Бездомные юридические ("люди без определенного места жительства") не тождественны бездомным фактическим. Ведь есть люди, которые не обладают пропиской, регистрацией по месту жительства, но имеют достаточно средств, чтобы снимать жилье, или прочно связаны с родственниками, близкими людьми, обеспечивающими их жильем. Последние не включаются нами в понятие бездомных.

Есть и люди, обладающие паспортом и пропиской, но не имеющие реального места жительства. Они либо не могут, либо не хотят жить по месту прописки. Тогда, не являясь юридически бездомными, они могут рассматриваться как фактические бездомные.

Итак, цель данной работе рассмотреть именно фактические бездомные, по каким-то причинам не имеющие крыши над головой или рискующие остаться без нее..

Задачи:

- рассмотреть особенности положении бездомных в современном российском обществе;

- рассмотреть технологии социальной работы бездомных в г Хабаровске.

 1. Особенности положения бездомных в современном российском обществе

1.1. Причины бездомности

Если коротко перечислить непосредственные причины бездомности в нынешней России, имея в виду обстоятельства утраты индивидами последнего места жительства, то можно выделить несколько основных причин. Это - природные и социальные катастрофы (землетрясения, наводнения, этнические конфликты), экономическая миграция. Значительную часть бездомных составляют бывшие заключенные, которые не могут получить жилье и работу. В последнее время, в связи с приватизацией жилья, ряды бездомных активно пополняются за счет людей, продавших или обменявших жилье, ставших жертвами преступных махинаций с жильем.

В бывшем СССР бездомность была связана с уголовным наказанием. Поскольку при коммунистическом режиме проблема бездомности оказалась самым тесным образом переплетенной с господствующей в стране идеологией, она утратила статус социальной проблемы и в конечном счете была сведена к уголовному преследованию и "борьбе" с лицами, не имеющими прописки или ведущими "бродяжнический образ жизни".

«По первому Уголовному кодексу РСФСР, введенному в действие в июне 1922 г., предусматривалась ответственность лишь за трудовое дезертирство. К тем, кто занимался бродяжничеством и попрошайничеством, в основном применялись меры воспитательного характера. Этими людьми занимались учреждения социальной защиты и здравоохранения»[1].

Впервые наказание за бродяжничество было установлено в 30-х годах и предполагало меры административного характера. Такое положение в общем и целом сохранялось до начала 50-х годов, когда были в основном ликвидированы разрушительные последствия второй мировой войны и официальной пропагандой было провозглашено, что в СССР нет и не может быть бездомных. Бродяжничество в свою очередь стало рассматриваться как антиобщественное явление, несовместимое с социалистическим образом жизни. Это нашло свое отражение в том, что в принятый в 1961 г. новый Уголовный кодекс РСФСР были введены две статьи, одна из которых (209) предусматривала уголовную ответственность за систематическое бродяжничество или попрошайничество, а другая (198) - за нарушение паспортных правил, т.е. правил прописки. Аналогичные статьи появились в Уголовных кодексах других союзных республик. Кроме этого, для людей, освобождающихся из лагерей и тюрем, еще со времен сталинских репрессий продолжали существовать ограничения на жительство в Москве, столицах союзных республик, областных и краевых центрах. Оказаться в местах лишения свободы значило потерять не только свободу, но и прописку (в соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса РСФСР, человек попавший в тюрьму, через шесть месяцев после начала срока заключения лишался прописки), а для жителей столицы и некоторых крупных городов - возможность вернуться на прежнее место жительства после освобождения.

В том случае, если бывший "зек", несмотря на запреты, все же пытался возвратиться, например в Москву, где он мог иметь семью и возможности для проживания, он рисковал вновь оказаться за тюремной решеткой, теперь уже за нарушение паспортных правил. Таким образом, с одной стороны декларировалось, что в стране развитого социализма не существует такого явления, как бездомность, с другой - реальная деятельность целого ряда государственных институтов, включая высшие законодательные органы, непосредственно способствовала тому, что ряды бездомных постоянно пополнялись за счет деятельности пенитенциарной системы.

«К 70-м годам относится возникновение особой аббревиатуры "бомж" - "лицо без определенного места жительства", которой в милицейских протоколах стали обозначать бездомных. Сейчас слово бомж уже прочно вошло в широкий лексикон и даже употребляется в официальных сводках рядом с термином "бродяга". Оно является устойчивым самоназванием части бездомных. С конца 80-х годов перестали применяться уголовные и административные статьи, карающие за бродяжничество и нарушение режима прописки (де-юре отменены в 1991 г.). С июля 1995 г. решением Конституционного суда отменена статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР. С февраля 1995 г. режим прописки был заменен режимом регистрации, хотя существенной разницы Между двумя режимами пока нет»[2].

2 ноября 1993 г. Б.Ельцин подписал Указ N 1815 "О Мерах по Предупреждению бродяжничества и попрошайничества", Согласно этому указу, приемники-распределители органов внутренних Дел для ЛИЦ, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, Должны были быть превращены в центры социальной реабилитации указанных лиц для оказания им социальной, медицинской и иной помощи. Центры социальной реабилитации также создаются органами исполнительной власти республик в составе территориальных образований Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ N 1003 от 7 октября 1993 г. установило правовую основу для создания домов Ночного пребывания для лиц без определенного места жительства И занятий, А Постановление Правительства РФ N 1105 от 5 ноябри 1995 г. предусматривает развитие сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий: домов ночного пребывания, социальных Приютов, социальных гостиниц, центров и др.

Однако, несмотря на законодательную базу, Почти не создано центров социальной реабилитации, ночлежек, социальных гостиниц. В 1996 г. в Москве на весь город был один дом ночного пребывания на 24 человека, в котором фактически постоянно жили одни и те же люди, не пускающие новичков.

«В 1995 г. во всей России было 25 домов ночного пребывания. Работало пять социальных гостиниц, где можно было остановиться бесплатно 10 дней подряд или 30 дней в течение года. Кроме того, в ведении Министерства социальной защиты есть 40 спец. интернатов для лиц без определенного места жительства, престарелых или инвалидов. Однако, по свидетельству работников московского спецприемника-распределителя, устроить туда бездомного очень трудно. За 1994 год приемник смог направить в интернат всего 20 человек»[3].

1.2. Сферы деятельности бездомных

Лишь надежда восстановить документы может заставить бездомных обратиться в учреждения "социальной реабилитации" с полутюремным режимом. Поэтому даже ночлежками эти заведения назвать трудно.

Жизнь на улице, особенно в условиях низких температур зимой, трудность получения медицинской помощи, недоедание приводят к тому, что смертность среди уличных бездомных весьма высока.

Исключительно трудно бездомным получить работу. Органы службы занятости обслуживают население, имеющее прописку или вид на жительство на определенной территории, и не регистрируют лиц без определенного места жительства в качестве безработных.

Бездомные лишены возможности получения средств существования за счет предпринимательской деятельности, так как для регистрации предприятия учредитель обязан указать свое официально зарегистрированное место жительства на территории Российской Федерации. Бездомные, достигшие пенсионного возраста или утратившие трудоспособность в связи с инвалидностью, лишены возможности получения пенсий и пособий, предусмотренных законодательством. По правилам назначения и выплаты пособий, назначение и выплата пенсий и пособий могут быть только по месту жительства (т.е. по месту официально зарегистрированного жительства).

В связи с отсутствием регистрации, бездомные лишены и других прав - избирательных, на образование, вступление в брак.

По отношению к бездомным до сих пор государство не несет правовых обязательств, хотя основная их часть - граждане России. «Так, поданным московского спецприемника-распределителя за I994 г., гражданами России являлись 73% содержавшихся там бездомных. По национальному составу основная часть бездомных - русские. По данным петербургских социологов, русские составляют 95% петербургских бездомных, а в Москве, по данным MSF, русских среди бездомных 85%»[4].

Отсутствие регулярных, способов включения в "большое общество" - это центральная проблема бездомных. Не только институциональные препятствия, создаваемые государством, затрудняют такое включение, но и особенности рынка труда.

Один из авторитетнейших исследователей бездомности, представитель чикагской школы Нил Андерсон говорил, что все проблемы бездомных так или иначе связаны с условиями работы. Преобладание того или иного способа адаптации к жизни без дома, того или иного типа бездомных напрямую зависят от рынка труда в стране.

«Как свидетельствуют эксперты, до недавнего времени бездомные могли сравнительно легко найти работу в сельской местности, на Севере и Дальнем Востоке. Бродяги, бичи, несмотря на наличие законодательства, направленного против "бродяжничества, попрошайничества и ведения иного паразитического образа жизни", жесткого административного регулирования, имели возможность наниматься на сезонные работы во всех уголках Советского Союза. Артели бродяг, по пути распадаясь и группируясь вновь, отправлялись на сплав леса на северные реки, в лесостроительные, геологоразведочные экспедиции. Кроме того, в сезон много работы было и в колхозах, совхозах: по сборке урожая, строительству, ремонту, на т.н. шабашке. Заработки шабашников были довольно высокими, зачастую значительно выше заработков квалифицированных рабочих на заводе. В город же такие бродяги попадали исключительно зимой, где могли просуществовать, занимаясь погрузочно-разгрузочными работами, собирая бутылки и попрошайничая. Образ жизни таких бродяг - "бичей"- красочно описан А.Лебедевым, журналистом, а сейчас - членом Ассоциации исследователей бездомности и безработицы, изучавшим сообщество бездомных в период перестройки методом включенного наблюдения, Он отмечал, например, что, хотя значительная часть бездомных злоупотребляла алкоголем, на шабашке алкоголизма почти не наблюдалось. Злоупотребляли алкоголем те, кто оказывался в городе и не мог (или уже не пытался) устроиться на работу, "люди свалок", В его описании бродяги выглядят как активные, мобильные люди, мигрировавшие "за работой", а не пассивно ждущие подачек от общества»[5].

С ростом безработицы на селе, угасанием освоения Севера и Дальнего Востока сезонную работу найти становится все труднее. В некоторых областях бывшего СНГ (на Кавказе, Центральной Азии) и России (в Калмыкии, Восточной Сибири) поиски работы в отдаленных деревнях становятся весьма опасными. Известны случаи, когда бездомных заключали в охраняемые лагери и использовали в качестве рабов. На юге России бездомные сталкиваются с насилием со стороны казаков, изгоняющих их с подконтрольных территорий.

Бродяги, бичи в настоящее время все больше оседают в городах, особенно в крупных (Москве и Санкт-Петербурге), там, где есть возможность прокормиться и где ниже степень контроля со стороны властей. По свидетельству работников спецприемника-распределителя Москвы, подобрать для бездомных работу на селе сейчас очень трудно. Сами же бездомные описывают новые условия найма на сельхоз. работы так: на вокзалы приезжают работодатели, выбирают бездомных, которые им подходят, увозят в свои хозяйства и там дают на несколько дней работу за еду и крышу над годовой, и лишь изредка мизерное жалованье. Миграция же в поисках работы все дальше уходит в прошлое.

Какие же средства к существованию находят бездомные в городских условиях? Прежде всего отметим, что возможности трудоустройства у людей, которые в силу тех или иных обстоятельств становятся уличными бездомными, хуже, чем у принимающего населения. Хотя среди бездомных есть и образованные, высококвалифицированные люди, в основном это выходцы из неквалифицированных рабочих.

Уровень     образования     бездомных     ниже,     чем     уровень образования жителей. Доля среди них служащих и специалистов исключительно мала.

Но, несмотря на низкую квалификацию, практическое отсутствие шансов на легальное трудоустройство, большинство бездомных работают.

В последние годы социологи обращают все больше внимания на работу "вне занятости". Такая работа приобрела большое распространение на Западе, особенно для мигрантов, безработных и прочих групп, находящихся в маргинальном положении. Это работа в "серой", нерегулируемой и в теневой, нелегальной, экономике. Даже чисто криминальная деятельность, если она направлена на получение прибыли (торговля наркотиками, заказные убийства, воровство) некоторыми исследователями рассматривается как работа.

Деятельность бездомных по добыванию хлеба насущного, на наш взгляд, вполне можно рассматривать как работу. В качестве работы она воспринимается и бездомными.

Ни одна из стратегий на рынке труда, как правило, не является достаточной. Чтобы выжить, бездомные должны использовать несколько стратегий.

Основные занятия бездомных в городских условиях -попрошайничество, сбор и продажа бутылок, разгрузка машин, уборка вагонов, мелкая торговля, продажа газет.

Попрошайничеством в основном занимаются пожилые мужчины и женщины, инвалиды, бездомные с детьми - те, кому легче рассчитывать на подаяние. Некоторые бездомные, не относящиеся к этим категориям, имитируют их, закрывая лицо, демонстрируя несуществующие язвы или беря у таких же бездомных напрокат ребенка. И все же среди людей молодого и среднего возраста, мужчин, а также недавних бездомных доля тех, кто регулярно попрошайничает, ниже. Для многих этот способ зарабатывать себе на жизнь (на жаргоне бездомных - "бомбить") морально неприемлем, да и невозможен - они в глазах окружающих не имеют достаточных оснований к просьбе о помощи. Более приемлемо и эффективно для части из них "сшибать" - требовать в мягкой форме у окружающих помощи едой, выпивкой, сигаретами и реже деньгами. Вот как объясняет свою позицию по отношению к попрошайничеству Олег, 1954 г.р., человек с высшим образованием, проведший основную часть трудовой биографии на стройках Сибири и Дальнего Востока и в течение последних полугода живущий на московских улицах.

Попрошайничество может принести в день заработок от 150  до 300 рублей в день и выше. Однако если попрошайка не имеет жилья, ночует в подъезде или на вокзале, то такой заработок быстро расходится, утаскивается другими бездомными, пропивается и не приводит к накоплению несметных богатств, столь волнующих воображение обывателя.

Кроме того, ряд бездомных зарабатывают на жизнь проституцией и криминальной деятельностью.

Проституция - способ заработка главным образом молодых женщин и девушек, хотя ею занимаются и мужчины, в особенности подростки. Большинство бездомных женщин и мужчин, находящихся на улице более года, отвечая на вопрос об их отношении к проституции, не выразили морального осуждения по отношению к данному способу заработка. Наоборот, для многих женщин такое занятие представляется единственным способом добиться процветания - по стандартам этой среды: "они и чистые, и сытые", как сказала одна реснондентка. Но "товарная цена" уличных проституток очень низка, и в основном они торгуют своим телом за возможность помыться и переночевать у "работодателя". Работодателями же являются "социально близкие" люди - обычно алкоголики, имеющие жилье.

Так что и в этой сфере деятельности бездомные, осваивающие ее, находятся внизу "профессиональной" лестницы. Проституция здесь - не профессия, а один из доступных, да и то не всем бездомным, способов приработка.

"'Интервьюер: А как вы относитесь к проституции?

Респондент:  Бомжество и проституция - это одна проблема. Женщины   пожилые   идут  бутылки  собирать,   а   молодые   в проституцию".

Теперь о преступности среди бездомных. Вопрос этот очень сложный как в силу естественных трудностей, возникающих при изучении преступности через сообщения самих бездомных, так и в силу отсутствия официальной статистики. На уровне России, как сообщили в отделе спец. учреждений МВД России, статистика по правонарушениям среди бомжей и бродяге 1990 г. не собирается.

«Согласно статистике МВД, из 1224 лиц без определенного места жительства, доставленных в московские приемники-распределители в 1991 г., лишь 69 человек (то есть 1%) находились в розыске за совершенные преступления. В 1993 г. из 708 лиц "без определенного места жительства", доставленных в приемник N 2, лишь 12 разыскивались милицией, 17 были вовлечены в уголовные дела, находившиеся в стадии расследования. А по сообщению заместителя начальника ГУВД В.Н.Карасева, в 1996 г. бездомными в Москве совершалось не более 7% преступлений»[6].

Криминальная деятельность уличных бездомных имеет свои особенности. Эксперты-криминологи, работники московских приемников-распределителей, бывшие осужденные, бывшие и нынешние бездомные, характеризуя преступность среди бездомных, утверждали, что преступным актам бездомных свойственна спонтанность, необдуманность. Преступления, как правило, ими не разрабатываются заранее, не готовятся, бездомные почти не предпринимают мер предосторожности. Степень риска в таких преступлениях очень велика. Мотивы же преступлений обычны -голод, потребность в алкоголе.

Зарубежные исследователи также отмечают небольшую степень вовлеченности бродяг и бездомных в серьезные преступления. Делинквентные акты парижских бездомных, пишут Б. Дюру и А. Римайо, исследовавшие их уголовные дела, - в основном представляют собой кражи еды, спиртного.

В. Кухтан, возглавляющий пражское управление милиции, отмечал, что наиболее склонны к преступлениям и опасны те бездомные, которым необходимы средства для приобретения наркотиков. Но в целом он также считает, что преступная деятельность большинства бездомных незначительна, а формы, способы и масштабы нанесенного ущерба не сравнимы по своей общественной опасности с деятельностью других преступников.

Наиболее серьезные преступления, судя по московским интервью, совершаются обычно на вокзалах. Там часть бездомных промышляет кражей сумок и чемоданов у пассажиров, а иногда и совершают разбойные нападения, отнимая деньги, документы, одежду, обворовывают пьяных.

Обворовывают бездомные и квартиры. Но это, по свидетельству экспертов, ничтожная часть преступлений бродяг и бомжей.

 

1.3.Отношения с криминальным миром

Преступная деятельность бездомных происходит на периферии организованного криминального мира. Профессиональные преступники иногда используют бездомных для выполнения отдельных поручений. Например, они пытаются выяснить через них, кто является владельцем той или иной коммерческой палатки. Или Просят тех бездомных, кто общается с "домашними" алкоголиками, разведать, не собираются ли те продавать или менять квартиру. Иногда бездомные добывают для них чужие паспорта (или продают свои собственные, если они сохранились).

Однако прочных отношений с бездомными представители преступного мира, как правило, не завязывают. Это объясняется темп же обстоятельствами, по которым с бездомными боятся вступать в деловые отношения и респектабельные граждане. У бездомных нет стабильного места жительства, и, стало быть, к ним в случае чего очень трудно применять санкции. А для самих бездомных контакт с преступным миром также не сулит больших благ. Если они не занимают определенной позиции в системе отношений в преступной группе, они не могут рассчитывать ни на значимое вознаграждение, ни на длящиеся обязательства.

Здесь, по-видимому, мы имеем дело с описанной Р. Мерточом "двойной неудачей" - ситуацией, когда индивид не может использовать как легитимные, так и нелегитимные средства в Достижении целей. Какая-то часть бездомных молодого возраста вербуется в криминальные группы. Однако основная масса, даже имевшая опыт такой деятельности раньте, уже не включается в нее, не    имея   доступа    к   таким    группам,    а   зачастую   физической возможности и желания рисковать.

Для того, чтобы успешно действовать в криминальном мире, нужны как особые знания, так и ресурсы. Но у многих бездомных таких знаний нет, а если и есть, то возраст и здоровье уже не позволяют надеяться на успех в рискованных предприятиях.

«По свидетельству опрошенных экспертов - работников Общества попечителей пенитенциарных учреждений и ГУВД, люди, связанные с организованной преступностью, уголовные "авторитеты", выходя из мест лишения свободы, не попадают на улицу. Они располагают адресами квартир, на которых они могут сразу же поселиться. В рядах уличных бездомных могут оказаться представители низшей касты - "опущенные" или средней - "мужики". Это бывшие заключенные, работавшие в лагере и стремящиеся работать и на свободе. Если они и совершают мелкое воровство, то только эпизодически, тогда, когда им не хватает на кусок хлеба: у них это называется "пойти подработать"[7].

Если в отношении попрошайничества бездомные часто занимают позицию нормативного осуждения, то воровство неприемлемо для многих по другим причинам: "здоровья нет в тюрьме сидеть", "большой риск", "воровать я не умею".

Не очень хотят воровать и те, кто отсидел по нескольку сроков в тюрьме.

Часть бездомных напрямую эксплуатируется преступным миром. Как, правило, это те, кто регулярно попрошайничает в подземных переходах, в метро. Такие люди облагаются данью. Обращаться в милицию они не могут, и поэтому им приходится делиться частью доходов с рэкетирами. Однако, те из бездомных, кто не имеет стабильного места и постоянного заработка, не делятся с рэкетом. Вот как описывает свое столкновение с рэкетом В.И., бездомный, зарабатывающий на жизнь сбором бутылок и уборкой коммерческих палаток.

"Респондент: Я в одном районе был, раза два они подходили ко мне, что ты должен отстегивать нам. Я говорю, причина какая? Они говорят, давай мы поможем тебе. Я говорю, чем вы мне можете помочь? Ничем. Все. Они от меня отстали." Эксплуатация в этой ситуации невозможна - бездомный может всегда   перейти   в  другой   район,   он   в   сущности   независим   от преступных элементов.

Таким образом, и по отношению к криминальному миру бездомные занимают маргинальное положение. Статус бродяг и бомжей среди преступников всегда был невысок, здесь их, как и в респектабельном обществе, тоже презирают за неопрятный внешний вид, неспособность к серьезным делам ("ни украсть, ни покараулить"), безволие. Попадая в места лишения свободы, люди, сидевшие по статьям за бродяжничество, за проживание без прописки легко становились "опушенными". Это же отношение переносится и на сегодняшних бездомных. Как писал А. Векслияр в "Социологии бродяжничества", бродяга - не преступник, хотя и общается по необходимости с антисоциальными группами. Он асоциален, но необязательно антисоциален. Асоциальность же проявляется, по мнению автора, в нерегулярности: работы, нищенства, преступности.

 

1.4. Отношения с «придонным»  слоем

Наиболее тесные взаимовыгодные отношения складываются у бездомных с наиболее близким к ним в социальной структуре и весьма специфическим социальным слоем - маргиналами, имеющими жилье. Этот слой даже имеет свою дефиницию в кругу бездомных - "домашняки" и "домашнячки" или "квартирные бомжи". Здесь имеется в виду совершенно определенный "придонный слой" -алкоголики, не работающие вообще или имеющие временные и случайные заработки, пенсионеры с мизерными пенсиями, вокзальные торговки, проститутки. Имеющееся у них жилье они используют как обменный ресурс, пуская бездомных помыться, постираться, отоспаться за небольшие деньги или бутылку. Часто они хранят документы или веши бомжей и бродяг, когда те ночуют в подъезде или на вокзале. Иногда бездомные пользуются услугами мойщиц посуды, уборщиц в столовых. Те за плату готовят им еду из продуктов, добытых попрошайничеством или воровством. Вот, например, отрывок из интервью с Г., москвичкой, оставшейся без дома полтора года назад, в результате продажи квартиры.

"Интервьюер: А есть у вас связи с людьми, которые имеют дом?

Респондент: У меня есть бывшие соседи-алкаши. Когда у меня есть бутылка, я к ним прихожу. С бутылкой, а иначе не пустят. Так за спасибо никто не пускает сейчас."

Такие отношения, как правило, являются строго утилитарными. Рассчитывать на безусловную и долговременную поддержку со стороны "домашних" знакомых бездомным не приходится. Появление родственников, не приветствующих обмен с бездомными, переезд, разногласия в определении баланса взаимных услуг - и путь в дом, в котором бездомный некогда находил приют, оказывается закрыт.

В занятости бездомных есть и серьезные отличия, связанные с тендерными ролями. Бездомные женщины могут наниматься на работу в сельском хозяйстве (например, доярками, сборщицами урожая), но для них практически закрыты многие временные и сезонные работы, считающиеся приемлемыми для мужчин-мигрантов (строительство, работа в геологических экспедициях, в лесном хозяйстве, охрана дач и т.д.). Большая часть бездомных женщин молодого и среднего возраста находит для себя нишу в занятиях проституцией и кратковременных связях с сожителями, как правило, в "придонном слое".

Помимо чисто экономических трансакций, ряд бездомных на периферии группы пытаются вступать в личные контакты с членами большого общества.

Такие контакты для тех, кто еще не опустился, представляют огромную ценность. В них состоит основная надежда на то, чтобы выбраться из бездомности, полностью или хотя бы временно. А для людей, уже опустившихся, "найти человека" - несбыточная мечта.

"Респондент:  Выкарабкаться,  а как это сделать? Это очень сложно, так сложно. Если добрый человек найдется, поможет мне, конечно, нет, среди таких вот как здесь (нет людей, кто может помочь), одни бомжи."

В фольклоре бездомных, рассказах о тех, кому повезло, кто обрел свой уголок, перестал пить, возникает всегда фигура спасителя или спасительницы. Это может быть мать, взрослый сын или дочь, но чаще это лицо противоположного пола. Такого рода персонаж не просто предоставляет жилье, но и берет контроль за ситуацией в свои руки, заставляет бездомного бросить пить, начать работать. Он вырывает бездомного из привычной практики, с которой он сам не в силах порвать.

Преимущество контактов с людьми, имеющими работу, жилье и не являющимися маргиналами, по сравнению с общением с "придонным слоем" состоит не только в объеме ресурсов и интегрированности первых в широкое общество. Контакты с "придонным" слоем не только не исключают, а с необходимостью предполагают совместное пьянство и тем самым способствуют для многих бездомных поддержанию прежнего образа жизни.

Однако для того, чтобы рассчитывать на помощь со стороны окружающих, совершенно чужих людей человек должен доказать свою привлекательность для них, быть способным ассоциироваться с ними. Окружающие должны ожидать определенных вознаграждений от взаимодействия, и эти вознаграждения поддерживают взаимное притяжение и продолжающуюся связь. Возможности привлечь к себе людей, способных помочь, причем на длительной основе, у бездомных очень малы. Они существуют в основном у тех, кто может еще продемонстрировать определенную социальную близость к возможным патронам, кто умеет общаться, может заинтересовать собой, хотя бы как интересным собеседником, кто может убедительно показать, что он такой же человек, только попавший в беду. О необходимости умения общаться с окружающими, ценности этого общения и о трудностях контактов с небездомными как одной из главных проблем говорили очень многие опрошенные. Особенно большие трудности испытывают те, кто вышел из мест заключения, кто был маргинализирован, благодаря своему воспитанию, образу жизни, уже задолго до бездомности, люди с длительным стажем бездомности. В лучшем положении находятся те, кто, благодаря образованию, опыту прошлой жизни умеет общаться с разными категориями людей, недавние бездомные.

Вот что, например, сказал Р., музыкант, ведущий бродячий образ жизни в течение двух лет, о своей стратегии выживания. После развода с женой он стал переезжать из города в город в поисках жилья и работы, в последнее время живет на случайные заработки, причем в Москве, куда он недавно приехал, возможностей подработать и постоянных друзей у него нет:

"Совершенно случайное знакомство с человеком на автобусной остановке может все повернуть. Общение с людьми - это главное. Иначе один не выживешь. Несколько раз я ночевал у случайных знакомых. Это были совершенно незнакомые люди. Стоишь пьешь пиво, быстро очень завязывается разговор, втираюсь грубо говоря в доверие [смеется]. Нахожу с людьми общий язык, и люди мне помогают. Я действительно не обманываю людей, и люди мне верят. Вот только таким образом."

В приведенном отрывке можно выделить две важные темы. Это отрефлексированная респондентом стратегия выживания, связанная с использованием навыков общения, и установка на соблюдение моральных норм взаимности по отношению к тем, кто доверяет и помогает. Последнее очень важно и говорит о том, что респондент рассчитывает на длительные и устойчивые связи с членами "большого общества" и идентифицируется с ними. Другой способ взаимодействия с большим обществом - через благотворительность. Она, за исключением редких случаев, имеет вид одноразовых подачек и, как правило, подчеркивает социальную дистанцию между дающим и принимающим, а не стирает ее. Поэтому очень многие опрошенные бездомные отрицательно относились к благотворительной помощи как со стороны государственных, так и со стороны общественных организаций и отдельных индивидов, говоря о том, что получать ее унизительно и что проблем она все равно не решает. Она, конечно, имеет для них утилитарный смысл, облетая каждодневное существование, но не с ней связываются основные надежды бездомных.

Здесь, кстати, проходит один из водоразделов между бездомными и беженцами. Опрошенные нами беженцы (в особенности русскоязычные) совершенно иначе относятся к помощи со стороны окружающих граждан, благотворительных организаций и особенно государства. Они ощущают свое полное право на получение этой помощи, и именно с ней связываются их надежды, обиды, разочарования. Такая помощь не унижает, а, наоборот, субъективно восстанавливает законный 1ражданский статус, законные права беженцев. Сущность взаимоотношений бездомных с большим обществом хорошо обобщает следующее высказывание одного из опрошенных бродяг:

"Интервьюер: Что вам труднее всего в отношениях с людьми?

Респондент: Это от людей зависит. От того, что это за люди. Конечно, если у них что-то есть, а у меня нет ничего, конечно, мне трудно. Я только могу обратиться за помощью. А так-то я что? И эти люди меня никуда с собой не возьмут. И работать я не могу. Ничего".

 

2. Социальная работа в Хабаровске

  2.1 Технология социальной  работы с бездомными г. Хабаровска

 

Бездомный — это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.

К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их. Надо дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег питание, медицинскую помощь.

С лицами, без определенного места жительства необходимо проводить также медико-социальную работу. Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Как правило, такие люди оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность человека: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, преклонным возрастом, безнадзорность, сиротство, конфликты и жесткое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства, безработица.

Исследования, проводимые в России, и частности в г. Хабаровске, показывают, что трудная жизненная ситуация и медицинская патология отягощают друг друга и порождают так называемый "порочный круг".

Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенцируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятии. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает па протяжении последних лет. Необходимо подчеркнуть, что одной из причин этого является низкая эффективность существующих форм и методов работы с ними, а также отсутствие должной сети специально ориентированных на такого рода деятельность служб.

При организации медико-социальной работы необходимо придерживаться основных принципов, которые позволили бы обеспечить профессиональный целостный подход в этом виде деятельности. В концептуальном плане автор придерживается основных принципов, предложенных Ю.В. Валентиком.

Таковыми являются:

экосистемность - учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной проблемной жизненной ситуации и определение на его основе совокупности социально-функциональных позиций и действий.

Солидарность - согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждении, входящих в структуры организаций с разной формой собственности.

Конструктивная стимуляция - отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество.

При соблюдении в социальной работе с «бомжами» всех вышеперечисленных принципов деятельности социальных работников в комплексе возможны положительные результаты.

2.2 Требования к социальным работникам при работе с людьми без определенного места жительства

 

В решении разнообразных проблем бездомности в г. Хабаровске большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.

В успешности социальной работы важным критерием является духовность и психологические качества самого работника. В процессе своей эволюции социальная работа прагматизировалась, отходя от своих истоков духовности, но, тем не менее, ее определение сейчас представляется как милосердие + умение. Не всякий человек сможет работать социальным работником, тем более на таком неблагодарном участке, как работа с «бомжами». Какие же качества более всего необходимы такому социальному работнику?

Во-первых, милосердие. Именно милосердие как состояние души человека - социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле.

Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных и одухотворенных видов деятельности.

Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии.

Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний, его путь - вседозволенность. Обществу нужен нравственно-надежный социальный работник, озабоченный духовным самосовершенствованием. Предметом его особого внимания должны быть человековедческие знания.

Второе - профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Тем более это касается социального работника.

В социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации.

Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф.М.Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. О верности этого утверждения свидетельствуют многие факты, примеры из жизни великих людей. Гуманистические ценности должны составлять основу его мировоззренческих позиций. Кредо социального работника это:

ü    бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;

ü    социальная защищенность;

ü    забота о здоровье людей;

ü    экологическая безопасность.

Наша система образования не всегда правильно готовила специалистов мировоззренчески. В ее основе должно лежать благоговение перед личностью, признание бесценности каждой жизни, уникальность каждого человека на этой земле.

Благодаря гуманитарным знаниям, человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника.

Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом. Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.

В особых, трудных или экстремальных, условиях, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы, очистить душу. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, человек ощущает необходимость "собраться", "отмобилизоваться", перестроиться. Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений.

Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.

2.3 Дети, оставшиеся без определенного места жительства

Многие взрослые бездомные имеют детей, в отношении которых проблема стоит наиболее остро. К сожалению, и благотворительные организации не настолько сильны, чтобы справиться с этой проблемой, и законодательная база нуждается в изменениях и дополнениях.

В России из 40 млн. детей (до 18 лет) бездомные составляют не­многим более 1 %. Но их число растет. В основном это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечительства родителей. По данным Хабаровского Центра реабилитации детей и подростков, число подкинутых и  заблудившихся детей за период с 1990 по 1993 г.в городе Хабаровске увеличилось на 16%.

Положение детей-бездомных особенно тягостно. В частности,    положение детей-бомжей, нередко выброшенных на улицу своими  родителями — алкоголиками, душевнобольными, имеющими другие асоциальные отклонения. Многие дети покидают прежде всего    конфликтные семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений.

Только в 1992 г. в органы милиции г. Хабаровска доставлено почти 1 тыс. беспризорных детей, включая бежавших из дома и интернатов. Они ютятся на вокзалах, в метро. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих.

Для них в г. Хабаровске создаются различного рода приюты, ночлежки, центры     реабилитации и т.д.

Следует отметить и такое важное событие: при Российском благотворительном фонде «Нет алкоголизму и наркомании» открыт                                                                                                             приют для бездомных детей. Дети приходят сюда сами. Могут уйти.                                                                                                                      Здесь их кормят, одевают, оказывают медицинскую помощь. Учат                                                                                                                    читать и писать. Помогают обрести душевное спокойствие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Часть брошенных детей, находящихся в детприемниках,                  усыновляют. Но, несмотря на всю доброту и чуткость приемных родителей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском                                                                                                                                   возрасте может сказаться на отношении этого малыша — будущего родителя к своим детям. Видимо, правы специалисты, считающие, отвращение, ненависть к собственному ребенку — это такое явление, которое имело место в прошлом, есть в настоящем и, вероятно, будет и в будущем

 

2.4  Работа Дома ночного пребывания  в г. Хабаровске за 1996 – 2003 г.

Дом ночного пребывания организован в сентябре 1996 года. Под размещение ДНП было передано три жилых дома № 1 стр. 2, № 2 и № 4, которые в течение 1996  - 2002 года были реконструированы: дом № 1 стр. 2 – под отделение ночного пребывания, дом № 2 – под социальную гостиницу, дом № 4 – под предприятие трудовой адаптации[8].

В период реконструкции были восстановлены инженерские сети, построена газовая котельная, газопровод, теплосети, трансформаторная подстанция и проложен новый водопровод  до городских сетей водоснабжения.

Вокруг территории ДНП построен новый металлический забор и единая проходная, выполнен большой объем работ по благоустройству и озеленению территории.

Функции ДНП:

В соответствии с утвержденным положением в ДНП осуществляется работа по социальной  и трудовой адаптации лиц без определенного места жительства, при этом используются следующие формы социальной поддержки указанной категории граждан:

·      Предоставление бесплатного ночлега и одноразового бесплатного питания.

·      Бесплатная санитарная обработка.

·      Предоставление экстренной и плановой медицинской помощи.

·      Оказание  гуманитарной помощи (одежда, обувь).

·      Регистрация по месту пребывания.

·      Обязательная паспортизация.

·      Гарантированное трудоустройство.

·      Проведение медико-социальной экспертизы.

·      Назначение и выплата пенсий.

·      Оформление в дома интернаты.

Численность проживающих:

Численность проживающих в Хабаровском ДНП за период с сентября 1996 года по март 2003 года занятых койко-мест составляет 64216.

Численность проживающих за эти годы постоянно возрастала с 25-ти человек в 1996 году до 918 человек в 2002 году и за весь период функционирования ДНП составило 2793 человека.

Возрастная категория проживающих лиц следующая:

лица предпенсионного и пенсионного возраста (старше 50 лет) – 42 %

лица в возрасте от 18 до 50 –ти лет, нуждающиеся в социальной опеке – 58 %.

имеют не совершеннолетних детей 4,1 %

Пол:

мужчин – 64 %

женщин – 36 %

 Источниками средства существования являются

случайные и временные заработки – 49 %

стабильный заработок – 37 %

не имеют ни какого дохода (лица от 50 лет и старше, до поступления в Хабаровский ДНП занимались  попрошайничеством) – 14%

жилищные условия бездомных до поступления в ДНП:

на вокзалах, на чердаках, в подвалах, на улице – 71 %

у знакомых и родственников – 22  %

аренда жилья – 7 %

Оценить заболеваемость среди лиц без определенного места жительства крайне сложно, т.к. до поступления в ДНП  они были лишены возможности пользоваться медицинской помощью. Из имеющего опыта за период работы с сентября 1996 года по март 2003 года можно привести следующие цифры, отражающие условия жизни бездомных:

туберкулез – 29,3 %

инфекции верхних дыхательных путей и хронические неспецифические заболевания легких – 22,9 %

кожные паразитарные (педикулез, чесотка) и непаразитарные (дерматиты, экземы и др.) – 17,1 %

трофические язвы и гнойные раны – 14,6 %

травмы и ожоги – 8,1 %

кожные венерические заболевания – 8 %

Каждый третий из числа проживающих в ДНП обратившийся  за медицинской помощью страдает той или иной формой заболевая сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь).

Эффективность оказания медицинской помощи лицам, проживающим в ДНП очень высока. За период с сентября 1996 года по март 2003 года смертность среди проживающих составила 1,4 % .

 Оказание медицинской помощи.

Проводилась целенаправленная работа по выявлению инфекционных заболеваний, таких как туберкулез и гепатит. За период 1996 – 2003 гг. в стационары было направлено более 177 человек по поводу различных форм туберкулеза, 10 человек с гепатитом, 19 человек с различными кожно-венерическими  заболеваниями. Всего к медикам ДНП за указанный период было более 500 обращений проживающих, с жалобами на различные  хронические, простудные и др. заболевания, более 340 человек госпитализировано (диаграмма № 1[9])

Динамика оказания медицинской помощи лицам БОМЖ

1996 г. – 11 чел;

1997 г. – 92 чел;

1998 г. – 128 чел;

1999 г. – 47 чел;

2000 г. – 922 чел;

2001 г. – 968 чел;

2002 г. 1193 чел;

2003 г. (1 квартал) – 1206 чел.

Кроме того, все проживающие ежедневно проходят медосмотр на  предмет выявления педикулеза и чесотки.

 На всех проживающих, оформлены медицинские карты в  том числе на тех, кто зарегистрирован по месту пребывания в ДНП (без проживания). Таким образом, все проживающие имеют возможность получить квалифицированную медицинскую помощь, как амбулаторно, так и в стационаре. Так как подавляющее большинство лиц, проживающих в ДНП подвержены алкогольной зависимости была достигнута договоренность с ГНБ о создании на ее базе психотерапевтического отделения.  За последние два года более 60 человек прошил курс лечения, многие посещают группу Анонимных алкоголиков.

Оказание юридической помощи

За указанный период юридическая помощь оказывалась всем нуждающимся в ней и вновь поступившим в ДНП гражданам. В период 1996 – 2003 года это была в основном работа по подготовке документов для оформления паспортов гражданина РФ. Более 50 человек получили паспорт (около 80 % через паспортную службу ОВД  и около 20 % через Паспортные столы по прежнему месту жительства и Приемник – распределитель)

В настоящее время много усилий потрачено на установление личности лицам, поступающим в ДНП без документов. Правоохранительными органами эта работа еще не завершена.

За последние 2,5 ода в работе юридической службы ДНП появилось новое  направление – установление подлинных фактов и обстоятельств утраты жилья  и структура, что потребовало дополнительных усилий  по сбору  необходимых документов.  Однако, это позволило оказывать лицам БОМЖ, которые полностью бесправны и лишены, какой-либо социально-правовой помощи, предсудебную и судебную поддержку. На сегодняшний день более 10 человек отстаивают свои права в различных судах г. Хабаровска, области и в других городах. Подготовлено более 30 исковых заявлений и жалоб. Направлено более 20 обращений в законодательные и исполнительные органы с целью  решения конкретных  проблем нищих проживающих.

Оказание гуманитарной помощи.

     С 1996 года до апреля 2003 года около  7000 человек, проживающих в стенах ДНП  получили гуманитарную помощь в виде продуктов питания, одежды и обуви: 2000 г. – 2108 человек  получили продукты питания,  641 человек одежду, 810 человек  - обувь; в 2001 году – 1038 человек получили продукты питания, 678 человек – вещевую помощь, 312 человек – обувь; в 2002 году – 1495 человек – продукты питания, 1187 человек получили одежду, 524 человек – обувь; за 1 квартал 2003 года – 750 человек получили продукты питания, вещевую  помощь получили  216 человек, обувь 273 человека (диаграмма № 2)

Трудовая адаптация проживающих лиц БОМЖ.

За период 1996 – 2003 год трудоустроено около 3500 человек (в том числе трудоустроенных повторно):

1996 г. – 0

1997 г. – 35 чел.

1998 г. – 48 чел.

1999 г. – 97 чел.

2000 г. – 694 чел.

2001 г. – 748 чел.

2003 г. (1 квартал) – 599 чел.

В третьем квартале 2003 г. начато освоение нового  учебно-производительного корпуса. Открыта швейная мастерская и мастерская художественных промыслов. Основная задача создания этих мастерских – психологическая, социальная адаптация проживающих путем привлечения к творческому процессу. На данном этапе современного развития арттеропия  помогает изменить образ мыслей, чувств в ходе психологической работы, а значит поможет изменить сущность любого человека, помогает ему  вновь поверить в себя, в собственные силы.

Мастерская художественных промыслов работает в нескольких  направлениях – это народные промыслы, живопись, макеты, плакаты, изготовление и роспись керамики, бонсай, изделия из природных материалов, основы мозаики. Большое внимание уделяется оформительской работе для нужд ДНП.

В мастерскую приходят люди с разным уровнем подготовки, но для каждого находятся интересные задания и возможность повысить свой уровень знаний.

Многие прошли через места лишения свободы и там впервые познакомились с рисунком. Может быть, и не вполне  осознано, но они поняли, что занятие искусством тот поплавок, та рука, которая поможет  им вновь стать на ноги и обрести смысл в жизни

Заключение

Рассмотренная проблема  технологии социальной работы гражданам без определенного места жительства является актуальной в настоящее время. Продолжается рост численности бездомных. Бездомный – это человек, лишенный порой не только права, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии. Большинству бездомных та жизнь, которую они ведут, отвратительна. Ни в одном из интервью бездомные не говорили о безусловной предпочтительности своего образа жизни. За свободу, о привлекательности которой действительно шла речь в нескольких интервью, приходится платить полной неопределенностью будущего (или, наоборот, трагической определенностью), уязвимость перед насилием как со стороны окружающих, так и таких же бездомных, болезнями, одиночеством.

Многие респонденты, особенно люди старших возрастов, хотя и свыкшиеся со своим бездомным существованием, подчеркивали несоответствие собственной судьбы представлениям о смысле жизни: "не для того человек рождается", "дожить до такого возраста, как я, и остаться ни с чем, сам бы Сократ ужаснулся, и хоть Диоген спал в бочке, хоть кто-то, наверное, приходил к нему." Изучение бездомных проливает свет на важную проблему возможностей выбора образа жизни или жизненной "стилизации" в разных классах. Хотя многие из бездомных начинали свою бездомную карьеру в качестве своего рода "инновации", пытаясь изменить свою судьбу к лучшему, реализуя стремление к свободе, их образ жизни на улице определяется полностью тем объемом благ и человеческого признания, которое им позволит общество. Контроль за собственной жизнью, возможности выбора у бездомных весьма ограничены.

Образ "вольного бродяги", "счастливого" бомжа скорее относится к области популярной мифологии. Чем ниже место, занимаемое человеком на общественной лестнице, тем более ограничена его свобода выбора. Здесь становится яснее смысл социализации низших слоев общества, направленной на конформность. Инновация при низких жизненных шансах с большой вероятностью  приводит  к жизненной  неудаче,  утрате   и  без того скудных возможностей. Изучение жизненных стратегий, ориентации бездомных подтверждает, что способы адаптации людей к бездомному существованию, обеспечивающие возможность жизни на обочине социальной структуры, приводят в то же время к дальнейшему отрыву бездомного от общества, к отсечению путей, которые позволили бы подняться со дна.

В 1996 году был организован Дом Ночного пребывания в г. Хабаровске, где численность проживающих постоянно возрастает.

В ДНП гражданам без определенного места жительства предоставляется:

-   медицинская помощь (подготовка документов для оформления паспортов и т.д.);

-   гуманитарная помощь (в виде продуктов питания, одежды и обуви);

-   помощь в трудоустройстве и т.д.

Конечно же создание домов ночного пребывания не решает всех проблем граждан без определенного места жительства, т.к. многие их них просто сбегают оттуда. Поэтому к бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с этими (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе.

В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации и т.д.

Самое же главное в решении рассматриваемой проблемы – это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.

Список литературы

1.     Абрамкин В., Чсснокова В. Тюремный закон// Уголовная Россия. Тюрьмы и лагеря. Серия сборников документов и материалов с социологическим комментарием. Вып.1.: Тюремный мир глазами политзаключенных. М.: Общественный центр "Содействие", 1993. С. 7-23.

2.     Интервью с В.Ф. Абрамкиным// Уголовная Россия. Тюрьмы и лагеря. Серия сборников документов и материалов с социологическим комментарием. Вып.1 Тюремный мир глазами политзаключенных. С. 206-236.

3.     Антонин Ю.М. Об одной из концепций личностного подхода к объяснению причин систематического занятия бродяжничеством// Проблемы изучения личности правонарушителя. М.: ВНИИ МВД, 1984. С.119-128.

4.     Антонин Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Ереван: Астасан, 1987.

5.     Афанасьев В., Гилинский Я., Соколов В. Российские бездомные: социологическое исследование// Актуальные проблемы девиантного поведения. (Борьба с социальными болезнями). Ежегодник. Москва, ИС РАН, 1995. С. 116-133.

6.     Ануфриев К.И. Нищенство и борьба с ним. Материалы для подготовительной комиссии для разработки вопроса по реорганизации борьбы с нищенством в Санкт-Петербурге. СПб, 1993.

7.     Бабушкин А. Бездомность в истории России // Люди улицы. Москва - Прага. Материалы круглого стола. М.: "Мартис", 1995.

8.     Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.И. Жукова. — М.: Логос, 1997.

9.     Справочное пособие по социальной работе./ Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. — М.: Дело, 1997.

10.          Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация бездомных //  Беженцы. Динамика перемещения.— М.: Знания, 1989.

11.          Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М.. ГАСБУ. 1995. - Вып. 2.

12.          www.demoskopweekly.ru


[1] Афанасьев В., Гилинский Я., Соколов В. Российские бездомные: социологическое исследование// Актуальные проблемы девиантного поведения. (Борьба с социальными болезнями). Ежегодник. Москва, ИС РАН, 1995. С. 116.

[2] Антонин Ю.М. Об одной из концепций личностного подхода к объяснению причин систематического занятия бродяжничеством// Проблемы изучения личности правонарушителя. М.: ВНИИ МВД, 1984. С.119.

[3] Афанасьев В., Гилинский Я., Соколов В. Российские бездомные: социологическое исследование// Актуальные проблемы девиантного поведения. (Борьба с социальными болезнями). Ежегодник. Москва, ИС РАН, 1995. С. 118.

[4] Антонин Ю.М. Об одной из концепций личностного подхода к объяснению причин систематического занятия бродяжничеством// Проблемы изучения личности правонарушителя. М.: ВНИИ МВД, 1984. С.120.

[5] Интервью с В.Ф. Абрамкиным// Уголовная Россия. Тюрьмы и лагеря. Серия сборников документов и материалов с социологическим комментарием. Вып.1 Тюремный мир глазами политзаключенных. С. 206.

[6] Бабушкин А. Бездомность в истории России// Люди улицы. Москва - Прага. Материалы круглого стола. М.: "Мартис", 1995, с. 78.

[7] Антонин Ю.М. Об одной из концепций личностного подхода к объяснению причин систематического занятия бродяжничеством// Проблемы изучения личности правонарушителя. М.: ВНИИ МВД, 1984. С.124.

[8] www.demoskopweekly.ru

[9] www.demoskopweekly.ru