Press "Enter" to skip to content

Содержание

Введение.. 3

1. Теоретическая часть: Проблемы разработки политики в области качества на предприятии.. 4

1.1. Пример на корпорации  INTEL. 11

1.2. Замена товара ненадлежащего качества. 16

2. Практическая часть.. 18

2.1. Задание 1. 18

2.2. Задание 2. 20

2.3. Задание 3. 21

Заключение.. 22

Список литературы... 23

 

Введение

Целью данной контрольной работы является раскрытие основной экономической проблемы: повышения качества продукции.

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов, поэтому в них нет второстепенных элементов, которые могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Таким образом современный уровень развития НТП значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов. Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции , формы и методы производства , обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств , затраченных на повышение качества продукции . Системный подход к улучшению качества выпускаемой продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий , объединений , планирующих органов .

 

1. Теоретическая часть: Проблемы разработки политики в области качества на предприятии

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них. Частью любой системы управления качеством является его оценка на разных стадиях жизненного цикла.

Все многообразие подходов к управлению качеством можно подразделить на два основных направления.

1) административный подход. Предполагается повышение качества выпускаемой продукции до 100%. Качество продукции расчленяется по стадиям цикла жизни продукции, изделия.

Жизненный цикл изделия начинается с маркетинговых исследований и разработок, включает производство, реализацию, эксплуатацию и утилизацию или потребление. Выделяются и исследуются этапы и операции, наиболее способствующие образованию дефектов. Возникающие дефекты разбиваются по видам. Для всех видов дефектов предлагаются меры по предотвращению образования дефектов и доведению уровня качества до 100%[5, с.148].

При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое необходимо устранить любой ценой.

2) экономический подход к проблеме качества основывается на чисто экономической точке зрения. Работа по предотвращению образования дефектов проводится примерно так же, однако при этом расчетный уровень качества продукции ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат для его достижения.

Рубль, вложенный в обеспечение качества, может на каком-то начальном этапе работы принести десятки, а то и сотни рублей дохода. По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит снижение соответствующей отдачи на вложенную денежную единицу. Увеличение затрат на обеспечение качества приводит к тому, что на каждый вложенный рубль полученный эффект также будет равен одному рублю дополнительного дохода. При больших затратах вложения будут давать меньшую отдачу.

Этот предел при экономическом подходе позволяет выбрать оптимальный уровень качества. Затраты предприятий, связанные с браком и отказами отдельных изделий в процессе производства и эксплуатации, относят к неизбежным потерям.

Исторически раньше возникло административное управление качеством. По мере развития технологий, появления наукоемких производств затраты на обеспечение качества стали сравнивать с тем эффектом, который от него ожидают. Произошла трансформация понятия «качество» в экономическую категорию. Это не означает, что от концепции административного управления качеством отказались, как некоторые ошибочно полагают[4, с.104].

Многие принципы концепции административного управления продолжают оставаться основополагающими. Однако они обогатились экономическим содержанием.

1.Уровень оценки текущего положения дел, помогающий определить степень необходимости улучшений.

2.Разность между оценками текущего и желаемого положения ч.сл. Наилучшим является совпадение оценок.

Руководитель процесса улучшения деятельности. Руководитель организации должен назначить руководителя процесса. Этот чело-иск будет отвечать за внедрение процесса улучшения деятельности мо всех сферах. Он должен быть признанным лидером, человек, пользующийся уважением среди всех руководителей и всех работников.

Предпочтительно «лидер» должен быть руководителем функционального подразделения, но, по возможности, не службы обеспечения качества. Он должен подавать пример и устанавливать высокие стандарты работы, должен верить в то, что предприятие может работать лучше. Руководитель процесса — это временная должность назначается на 2-3 года. К этому времени процесс улучшения работы должен стать одной из главных составных частей системы правления[6, с.354].

Стандарт деятельности. Руководитель организации теперь может и должен встать на путь непрерывного совершенствования деятельности. Ему нужно установить уровень совершенства для измерения результатов деятельности организации. Причем единственно приемле­мым стандартом является безошибочная работа.

Высшее руководство должно создать единый эталон, согласно которому выпуск, поставки, затраты и доходы идут следом за качеством. При решении проблемы качества исчезнут проблемы с поставками, излишними затратами и ростом доходов[2, с.165].

Политика в области качества. В основу процесса улучшения деятельности должна быть Положена ясная политика в области качества, в которой четко определены требования ко всем работникам организации, к изделиям, поставляемым потребителям, или услугами, оказываемым им. Политика в области качества должна быть формулирована в виде письменного заявления руководителя и объявлена всему персоналу.

Конкурентоспособные изделия и услуги — результаты нашего труда, представляющие большую ценность для потребителя, с точки зрения его затрат, чем аналогичные изделия и услуги наших конкурентов. Потребитель — лицо, получающее результаты деятельности предыдущей операции в рамках фирмы или за ее пределами. Осуществление политики Осуществление данной политики подразумевает понимание всеми работниками компании ожиданий потребителей и предоставление им изделий или услуг в соответствии или сверх ожиданий. Необходимо постоянно оценивать и пересматривать все требования, чтобы следо­вать изменениям в ожиданиях потребителей. Всю работу следует выполнять в соответствии с заданными требованиями[9, с.234].

Можно проанализировать соответствие политики компании требованиям опыта успешной реализации процесса совершенствования деятельности:

1. Является ли формулировка политики в области качества компактной? Да, формулировка самой политики, определения и по рядок ее реализации лаконичны, уместились на одной странице.

2. Касается ли она каждого работника компании ? Да, каждый Работник должен вносить свой вклад в определенную операцию как часть деятельности своего подразделения. В формулировке политики четко указано, что она касается работы каждого человека, вносящего свой вклад в общее дело.

3. Устанавливает ли политика стандарты работы? Да, указано что от каждого работника ожидают высоких результатов труда. По сути, сказано, что каждому работнику предоставляется возможности выявлять ошибки и исправлять их до того, как результаты его труд попадут к потребителям. Но конечная цель состоит в том, чтоб каждый выполнял порученную ему работу без каких-либо ошибок

4. Охватывает ли политика все аспекты качества поставляемо продукции? Сегодня речь идет о качестве с большой буквы. Понятие «качество» применимо и к срокам поставок, и к уровню цен, и результатам деятельности.

Качество применительно к срокам поставок. Можно изготовить продукцию с лучшими в мире эксплуатационными характеристика ми, но если она не поставляется потребителям в срок, то становится бесполезной.

Качество и цена. Какова польза от изделия, которое потребитель не может позволить себе купить? Понятие «качество» включает соответствие цен возможностям покупателей.

Качество конечного результата деятельности. Это понятие включает как продукцию, так и услуги. В настоящее время большая часть ресурсов используется в сфере услуг и меньшая — в изготовлении товаров. А в наукоемких отраслях промышленности обычным является соотношение 5:1 — пять представителей обслуживающего персонала на одного производственного рабочего. В отдельных отраслях таких рабочих вообще нет.

5. Была ли политика утверждена руководителем предприятия? Да, услышав такое заявление, руководители и рядовые работники получают ориентиры для реализации процесса улучшения работы[3, с.54].

Основные принципы деятельности. Высшее руководство должно взять на себя ведущую роль в разработке директив в отношении качества работы и непрерывного совершенствования деятельности фирмы. Директивы руководителя предприятия должны быть четкими, ясными и составлены в письменной форме. Руководитель каждого подразделения должен нести ответственность за соответствие деятельности общим директивам и политике фирмы.

Например, на раннем этапе осуществления процесса улучшения деятельности должен быть определен курс на «отсутствие увольнений». Формулировка такого курса может звучать следующим образом: «Ни один из служащих или рабочих не подлежит увольнению в результате повышения производительности труда или качества продукции. Работники, чьи должности ликвидируются, должны проходить переподготовку для занятия такой же или более ответственной должности. Это не означает, что предприятие будет вынуждено уволить часть персонала в период спада производства»[8, с 145].

Можно привести пример основополагающих принципов деятельности:

1. Работники, выполняющие порученную им работу, должны понимать ее суть и нести ответственность за качество результатов своей деятельности.

2. Необходимо создать механизм контроля эффективности труда каждого исполнителя с одновременным правом внесения изменений в процесс труда и обеспечением его средствами постоянного повышения качества работы[7, с.5].

Опрос руководствами рядовых работников. После включения организации в процесс улучшения работы можно провести полный опрос мнения руководства и рядовых работников. Целью проса является создание основы для проведения измерений и выявления возможностей совершенствования. Он также служит связующим звеном между рядовыми работниками и руководителями — от руководителей низшего до руководителей высшего звена. Опрос служит также средством развития у руководства четкого понимания проблем. За счет этого руководители могут предвидеть возникновение проблем и принимать меры по предотвращению их развития. Опрос должен охватывать следующие аспекты:

1. Удовлетворенность организацией в целом.

2. Удовлетворенность работой.

3. Удовлетворенность использованием навыков и возможностей в Комплекс планирования. Достижение качества требует наличия четко выверенного плана и, возможно, значительного увеличения! капиталовложений, даже в десятки раз. Поэтому стратегия в области улучшения деятельности должна стать неотъемлемой частью всей стратегии предприятия, организации. Комплекс планирования включает шесть взаимосвязанных уровней[1, с.37]:

1. Цель является обоснованием существования предприятия. Цель нельзя часто изменять. Обычно она изменяется, когда организаций принимает решение о полной переориентации своей деятельности

2.Принципы действия — основа деятельности предприятия, определяющая культуру организации. Принципы действия редко корректируются.

3. Задачи предприятия. Определяющие долгосрочное направление деятельности фирмы, которые могут быть рассчитаны и на 3 и на 20 лет.

4. Заданные параметры эффективности выражают количественные результаты, которые организация планирует достичь в установленный период времени во исполнение задач, стоящих перед предприятием.

5. Стратегия определяет способы достижения заданных параметров эффективности.

6. Тактика является средством, обеспечивающим реализацию намеченной стратегии. Обычно под тактикой имеются в виду конкретные краткосрочные задачи, выполнение которых рассчитано па 1—3 года.

Для уяснения комплекса планирования рассмотрим его по схеме сверху вниз» на примере предприятия — производителя компьютеров.

Цель. Предположим, что целью предприятия является «предоставление услуг всем странам с целью удовлетворения их потребности в компьютерах». Формулировка цели имеет достаточно широкий диапазон, позволяющий обеспечивать увеличение объемов производства компьютеров и услуг, предоставляемых в этой области. Однако при этом она предусматривает удовлетворение определенной категории потребителей.

1.1. Пример на корпорации  INTEL

Принципы действия определяют культуру фирмы. Рассмотрим их на примере корпорации INTEL. В памятке для руководителей корпорации указано: «Деятельность организации, как и человека, должна строиться на базе обоснованных принципов, если организация стремится противостоять конкуренции и преуспеть в этой борьбе. Каждый руководитель должен руководствоваться этими принципами при принятии решений и проведении любых мероприятий»

Принципами, которыми руководствуется корпорация INTEL, являются:

Уважение к человеку, его правам и достоинству. Это основополагающий принцип. Руководствуясь этим принципом, корпорация INTEL: помогает сотрудникам развить творческие способности и использовать их наиболее эффективным образом; оплачивает труд сотрудникoв и обеспечивает служебное продвижение в зависимости от их вклада в общее дело; способствует установлению двусторонних контактов между руководителем и подчиненным, предусматривающих пристрастное рассмотрение спорных вопросов и их справедливое разрешение.

Предоставление услуг потребителю. Целью INTEL является предоставление услуг потребителю, отвечающих самым высоким требованиям. Поэтому компания считает себя обязанной: знать потребности потребителей и прогнозировать их развитие на перспективу; оказывать потребителям содействие в расчете на наиболее эффективную эксплуатацию продукции компании и использование предоставляемых услуг. Высокое качество как основное условие деятельности. Репутацию корпорации INTEL создает высокое качество выпускаемой продукции. Любая задача выполняется только на высоком качественном! уровне с использованием всего имеющегося потенциала. Компания считает себя обязанной: занимать ведущие позиции в новых разработках; знать достижения других, улучшать их, насколько это возможно, или использовать, если они отвечают ее потребностям; производить качественную продукцию на базе самых совершенных проектов при наиболее низких затратах.

Руководитель должен быть эффективным организатором. Успех деятельности зависит от способности каждого руководителя вовлечь каждого сотрудника в общий трудовой процесс. Для этого руководитель в INTEL должен: обеспечить руководство, стимулирующее сотрудников на выполнение стоящих перед ними задач на самом высоком качественном уровне; часто встречаться со своими сотрудниками; иметь мужество подвергать сомнению принятые решения и проводимую политику; четко представлять себе потребности фирмы, рабочего участка и отдела; планировать свою работу на перспективу; с готовностью воспринимать новые идеи.

Обязательства перед акционерами. Корпорация INTEL выполняет свои обязательства перед акционерами, капитал которых обеспечивает деятельность организации. Это требует: бережно относиться собственности, которую акционеры доверили компании; обеспечивать получение значительной прибыли на вложенный капитал; использовать возможности, обеспечивающие непрерывное увеличение прибылей.

Честные взаимоотношения с поставщиками. Компания считает себя обязанной:

Выбирать поставщиков, руководствуясь при этом качеством и продукции и предоставляемых услуг, надежностью и ценовой конкурентоспособностью. Признавать законные интересы поставщиков и корпорации INTEL при заключении контрактов и добросовестно выполнять контрактные обязательства. Не допускать ненужной зависимости поставщиков от корпорации INTEL. Корпорация H должна быть организацией, эффективно работающей в сообществе, на национальном уровне и в международной сфере. Компания считает, что система конкурирующих предприятий удовлетворяет наиболее эффективным образом как текущие, так и перспективные потребности общества.

Задачи организации определяют направление ее деятельности на несколько лет. Они являются перспективной стратегией организации. Например, крупная компания, действующая в сфере средств автоматизации, может определить задачи на предстоящее десятилетие так:

1. Параллельное совершенствование своей продукции и продукции отраслей промышленности.

2.. Обеспечение лидирующих позиций в области производства продукции на всей производственной линии — высокие результаты и области технологии, снижения себестоимости и качества.

3. Повышение эффективности, выражающееся в стремлении стать производителем, продавцом и администратором при низких издержках производства.

4. Постоянное обеспечение рентабельности, которая достаточна для развития.

Заданные параметры эффективности. Общие задачи должны подкрепляться дополнительными количественными целями. Например, предприятие может иметь следующие параметры эффективности:

1. Снижение расходов на обеспечение качества в размере 10% от объема реализуемой продукции на 10% в период с 2000 по 2005 г.

2. Наличие четырех показателей качества в каждом подразделении к 2002 г.

3. Изменение соотношения внутренних издержек и внешних расходов на производство продукции неудовлетворительного качества с 1:4 на 1:2 в 2005 г.

4. Повышение показателя удовлетворенности потребителей с 80% до 98% к 2005 г.

Стратегия. Руководство среднего звена несет ответственность за разработку стратегии, направленной на решение согласованных задач. Стратегия может изменяться в зависимости от накопленного опыта, изменения условий и требований потребителя. Рекомендуется стратегия, основанная на создании комплексных систем обеспечения качества, воздействующих на все стороны деятельности организации. Предпочтительной является стратегия тесной взаимосвязи общей оценки результатов деятельности подразделений и работников ответственностью за качества выпускаемой продукции.

Тактика представляет собой целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период, по крайней мере, один раз в год. Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам эффективности. Она разрабатывается и внедряется низшим звеном руководства и рядовыми сотрудниками, а затем утверждается руководством среднего и высшего звена.

Процедура планирования. Цикл планирования начинается сверху, с руководства высшего звена, определяющего цель, принципы действия и задачи предприятия, и дополняется снизу при участии отделов и руководства среднего звена, определяющих стратегию, тактику и заданные параметры эффективности. Затем цикл завершается взаимным согласованием перспективного плана организации. Целью такой работы является вовлечение каждого сотрудника в цикл планирования, в результате чего каждый знает и понимает важность планирования.

Участие каждого в цикле планирования имеет большое значение, поскольку такая организация исключает возможность того, что «кто-то там наверху» разработает план и спустит его вниз для исполнения. Такой план будет малоэффективным, поскольку в его подготовке не участвовали ни руководители, ни сотрудники, которые непосредственно выполняют работу[11, с.124].

Краткосрочный план повышения качества продукции. Каждое предприятие разрабатывает рабочий план на предстоящий год. Такой план всегда включает производственный график, программу капиталовложений, рыночную стратегию, плановые затраты, предположительное использование трудовых ресурсов и планы производства новой продукции. Стратегический рабочий план анализируется всеми подразделениями. Каждое подразделение вносит в него необходимые коррективы и дополнения, и только после этого план утверждается всеми подразделениями. Успехи или неудачи предприятия определяются в зависимости от степени выполнения каждым подразделением требований, установленных в годовом стратегическом плане.

Планы повышения качества выпускаемой продукции должны являться неотъемлемой частью стратегии предприятия на предстоящий год. Это имеет большое значение и в связи с тем, что издержки, требования к трудовым ресурсам и оборудованию, а также цены и объем сбыта тесно взаимоувязаны с качествам продукции. Без планов его повышения эффективность производственных планов весьма сомнительна.

Каждое подразделение должно участвовать в разработке плана повышения качества выпускаемой продукции и вносить в него необходимые предложения и дополнения. Планы должны быть конкретными и точно определять сферу действия и предполагаемую прибыль от вложенных средств. Руководящий совет, занимающийся проблемами улучшения деятельности и отдел обеспечения качества разрабатывают на основе всех представленных планов стратегию предприятия в этой области[10, с.204].

1.2. Замена товара ненадлежащего качества

Статья 21(о защите прав потребителей). Замена товара ненадлежащего качества:

1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

При отсутствии у продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, должны заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. По требованию потребителя продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны безвозмездно предоставить потребителю с доставкой во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.

Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного завоза товаров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по заявлению потребителя в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, при отсутствии у продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

2. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

2. Практическая часть

2.1. Задание 1

Проанализировать затраты на качество продукции на вашем предприятии согласно таблице 3.2, рис 3.1; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6; ПРИЛОЖЕНИЯМ 1,2

Решение:

Организация “Дaльстрой” занимается строительством домов предназначенных для жилья, при строительстве объекта строительная компания большое внимание уделяет качеству строительства, компания тратить большие средства на контроль качества.

Затраты на контроль и испытание.              Таблица 1.

Наименование

Затраты(тыс.руб)

Служба контроля

150

Контроль в процессе производства

75

приемный контроль и испытание

25

На материалы, используемые в процессе контроля и испытаний

60

на составление отчетов и анализ результатов контроля испытаний

10

оплата услуг по оценке качества

15

Итого

335

Классификационная группа затрат

Служба

Конт

роля

Контроль

 в

процессе произв

одства

Прие

мный Конт

роль

и испы

тание

Материалы

 на исполь

зование кон

троля

Состав

ление отче

тов

Оплата

услуг на

 оценку

 качества

По целевому назначению

150

75

25

60

10

15

На улучшение качества

45

15

15

30

 

 

На обеспечение качества

45

10

5

15

 

 

На управление качеством

60

50

5

15

10

15

По экономическому характеру

 

 

 

 

 

 

Текущие

+

 

+

+

 

 

Единовременные

 

+

 

 

+

+

По виду затрат

 

 

 

 

 

 

Непроизводительные

+

 

+

 

+

+

Производительные

 

+

 

+

 

 

По методу определения

 

 

 

 

 

 

Косвенные

 

+

+

 

+

+

Прямые

+

 

 

+

 

 

По возможности учета

 

 

 

 

 

 

Поддающиеся прямому учету

+

 

+

+

 

+

не поддающиеся прямому учету

 

+

 

 

+

 

По стадиям жизненого цикла

 

 

 

 

 

 

На качество при разработке продукции

 

+

 

 

+

+

На качество при изготовлении продукции

+

 

+

+

 

 

Ответ:

По расчетам в таблице 1. видно, что компания тратит 335 тысяч рублей

2.2. Задание 2

На основании анализа данных оценить концептуальный подход Вашего предприятия к проблеме обеспечения качества продукции.

Ответ:

Наше предприятие давно существует на рынке строительства и за это время существования компания завоевал доверие многих заказчиков, на данный момент компания считается устоявшимся. Об этом свидетельствуют дипломы качества деятельности, выдаваемый независимыми экспертами, так же компания удостоилась в этом году от губернатора нашего края грамоты за добросовестную работу.

Компания уделяет большое внимание качеству материалов для строительства, поэтому от поставщиков компания требует качественную продукцию.

2.3. Задание 3

Разработать систему затрат на качество продукции в соответствии с требованиями рынка и возможностями рынка и возможностями Вашего предприятия.

Ответ:

Рис 1. Система затрат на качество продукции.

На содержание службы контроля за качеством предприятие тратит 150 тыс.руб. в месяц;

Процесс основной деятельности - 75

Текущий контроль – 25 тыс.руб. в месяц

Контроль материалов – 50 тыс.руб. в месяц.

Заключение

Низкое (неконкурентоспособное) качество продукции — не абстрактная категория, а вполне конкретная причина нежизнеспособности предприятий. Поэтому проблема качества осознается уже как стратегическая проблема. Формируя программу повышения конкурентоспособности продукции, предприятиям необходимо иметь в виду следующие целевые установки:

1. Соответствие качества продукции требованиям рынка и конкретного потребителя.

2. Уменьшение совокупных затрат на закупку, доставку и эксплуатацию продукции.

3. Осуществление поставок в сроки, необходимые потребителю.

4. Создание высокой репутации предприятия на рынке и умение представить аргументы, подтверждающие надежность предприятия как партнера.

Способность предприятия достигать своих целей, обеспечивая конкурентоспособность выпускаемой продукции, определяется действующей на нем системой организации и управления системой управления качеством.

Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них.

Список литературы

1. Басовский Л.Е. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 212 с.

2. Гиссин В.И. Кправление качеством. – М.: ИКЦ, 2003 – 400 с. 3. Мишин Б.А. Уровень качества. – М., 1989

3. Купряков Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции. – М.: 1991.

4. Кокинс Г., Страттон А., Хелблинг Дж. Учебник по методологии     

5. Леонов И.Г., Артистов О.В. Управление качеством продукции. – М., 1999

 6. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. – М.: Юрайт, 1999. – с.64.

7. Процедура внедрения системы менеджмента качества в организации: Пер. с англ. О.В. Пучкова // Методы менеджмента качества. - 2002.

 8. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 275с.

9.Статистические методы управления качеством / Под ред. Х. Кума. – М.: Финансы и статистика. 1990.

10. Фридман П. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции. – М: Аудит, ЮНИТИ, 1994 – 286 с.

11. Юцковский И.М. О деятельности Российского Серетариата ИСО/МЭК // Стандарты и качество. – 1998. - №9.