Press "Enter" to skip to content

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………….3

1. Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности…….5

2. Роль и значение бухгалтерской отчетности в бизнесе…………………..7

3. Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности…10

4. Отчет о прибылях и убытках…………………………………….……….17

5. Приложение к бухгалтерскому балансу…………………………………22

6. Пояснительная записка – аналитическая часть бухгалтерской

    отчетности…………………………………………………………………25

7. Типичные ошибки при составлении отчетности, их причины

     и пути устранения………………………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………...37

Список литературы…………………………………………………………..38

Приложения………………………………………………………………….40

Введение

Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического  и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном  и финансовом положении организации и результатах  ее хозяйственной деятельности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность. 

Отчетность – единая система данных об имущественном и                   финансовом положении  организации  и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Отчетность является одним из методов бухгалтерского учета.

В курсовой работе объектом исследования является бухгалтерская отчетность.

Предметом исследования являются особенности формирования бухгалтерской отчетности как условие развития бизнеса.

Цель исследования – изучить особенности формирования бухгалтерской отчетности как условие развития бизнеса.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие                   задачи:

1. Рассмотреть систему нормативного регулирования бухгалтерской отчетности.

2. Определить роль и значение бухгалтерской отчетности в бизнесе.

3. Рассмотреть содержание и назначение бухгалтерского баланса, как  основной формы бухгалтерской отчетности.

4. Рассмотреть содержание и назначение отчета о прибылях и убытках.

5. Рассмотреть содержание и назначение приложения к бухгалтерскому балансу.

6. Изучить структуру и особенности заполнения пояснительной записки.

7. Рассмотреть типичные ошибки при составлении отчетности, их причины и пути устранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности

Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает в себя следующие нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федера­ции официальный статистический и бухгалтерский учет находятся в ведении Российской Федерации [1]. Это означает, что порядок органи­зации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в РФ регламентируется законодательными и иными нормативными актами, принимаемыми на федеральном уровне, а также на уровнях регионального и отраслевого управления.

2. Гражданский кодекс РФ.

Регулирует вопросы создания и правоспособности юридического лица, ответственности юридического лица, порядок его реорганизации, а также вопросы взаимоотношений с кредиторами и т. д. (гл. 4 ГК РФ).

3. Налоговый кодекс РФ.

Регулирует вопросы налогообложения предприятия, знание которых является важнейшей составляющей бухгалтерского учета любого предприятия.

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской     Федерации [8].

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обяза­тельств и хозяйственных операций, осуществляемых органи­зациями;

- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности [8; 14].

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно - правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Весьма часто возникают ситуации, когда требования документов одного или разных уровней противоречат друг другу. Возникающие коллизии решаются в судебном порядке. Поэтому при организации и осуществлении бухгалтерского учета следует учитывать судебную и арбитражную практику. Постановления и информационные пись­ма Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Верховного; суда Российской Федерации не являются элементами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, но обязательны для всех участников хозяйственных отношений, включая органы управления (прежде всего налоговые и контролирующие органы).

Вывод: регулирование бухгалтерской отчетности в РФ осуществляется с помощью следующих нормативно-правовые акты: Конституция РФ,  Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

2. Роль и значение бухгалтерской отчетности в бизнесе

Бухгалтерская  отчетность  представляет   собой   систему   показателей, характеризующих  результаты  хозяйственной   деятельности   организации   за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других  видов  учета [17; 18].

Она представляет  собой  средство  управления  предприятием  и  одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе  экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и  представляется  в виде таблиц, удобных для  восприятия  информации  объектами  хозяйствования.

Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым  элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает  завершающим  этапом  учетного процесса,  что  обуславливает  органическое  единство  формирующихся  в  ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Данные отчетности используются  внешними  пользователями  для  оценки  и эффективности деятельности предприятия, а также для  экономического  анализа в самой организации. Вместе с тем  отчетность  необходима  для  оперативного руководства  хозяйственной  деятельностью  и  служит  исходной   базой   для последующего планирования.

Для уверенности в правильности показателей  бухгалтерской  отчетности  и для того чтобы исключить претензии  работников  налоговых  органов,  которые могут возникнуть в процессе проверки деятельности  предприятия  за  отчетный год, необходимо учитывать основные требования, предъявляемые  к  составлению бухгалтерских отчетов.

В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерская  отчетность  организаций  должна отвечать  следующим  основным   требованиям:   достоверности,   целостности, последовательности,   сопоставимости,   отчетного   периода   и   оформления [3].

Требование достоверности означает, что бухгалтерская  отчетность  должна давать достоверное и полное  представление  об  имущественном  и  финансовом положении организации,  а  также  финансовых  результатах  ее  хозяйственной деятельности.    Достоверной     считается     бухгалтерская     отчетность, сформированная и составленная исходя из правил,  установленных  нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в  Российской Федерации.

Требования   целостности   связано   с   необходимостью   включения    в бухгалтерскую отчетность организации данных о всех хозяйственных  операциях, осуществленных  организацией  как  юридическим  лицам,  так  и   показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных  на отдельный баланс.

Требование   последовательности   закрепляет   в   практике    состояние бухгалтерской  отчетности  необходимость  постоянства  содержания   и   форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и  пояснений  к  ним  от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в  бухгалтерской  отчетности должны приводиться данные по конкретному показателю как за  предыдущий,  так и за отчетный год. В том  случае,  если  данные  за  период,  предшествующий отчетному, несопоставимы  с  данными  за  отчетный  период  по  ряду  причин (реорганизация,  изменение  в  учетной   политике   и   др.),   то   данные предшествующего периода подлежат корректировке  по  установленным  правилам.

Требование отчетного периода устанавливает,  что  для  всех  организаций отчетным го дом считается период с 1 января по 31 декабря  календарного  года включительно.

Требование оформления определяет, что  бухгалтерская  отчетность  должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской  Федерации  на  основе проверенных бухгалтерских  записей,  подтвержденных  надлежаще  оформленными документами [12].  

Для   подтверждения   достоверности   годовой   бухгалтерский отчетности перед ее составлением в организации обязательно  проводят  полную инвентаризацию имущества и  финансовых  обязательств,  осуществляют  выверку всех  расчетов,  закрывают  все  счета  бухгалтерского  учета,  подсчитывают обороты, выводят сальдо  и  определяют  окончательный  финансовый  результат хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Вывод: бухгалтерская отчетность выступает завершающим этапом учетного процесса и призвана интегрировать информацию всех видов учета, представлять их в виде сводных таблиц. Бухгалтерская отчетность должна отвечать требованиям достоверности, целостности, последовательности, отчетного периода, оформления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности

Бухгалтерский баланс имеет пять разделов: «внеоборотные активы», «оборотные активы», «капитал и резервы», «долгосрочные обязательства», «краткосрочные обязательства» [13; 16].

В разделе 1 «Внеоборотные активы» баланса представ­лены следующие группы статей: нематериальные активы; основные средства;   незавершенное строительство; доходные вложения в материальные ценности;  долгосрочные финансовые вложения; прочие внеоборотные активы.

Нематериальные активы приводятся в балансе по остаточ­ной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в кото­ром они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации.

К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности: исключительное право патентообладателя на изобрете­ние, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара [13].

В балансе показываются данные по основным средствам, как действующим, так и находящимся на консервации или в запа­се, по остаточной стоимости.

По статье «Незавершенное строительство» показываются затраты на строительно-монтажные работы, осуществляемые как хозяйственным, так и подрядным способом, приобрете­ние зданий, оборудования, транспортных средств, инстру­мента, инвентаря, материальных объектов длительного пользо­вания, прочие капитальные работы и затраты.

Незавершенные капитальные вложения отражаются в бух­галтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).

По статье «Доходные вложения в материальные ценности» отражаются доходные вложения в ценности, предоставляемые по договору аренды (проката), за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода.

По статье «Прочие внеоборотные активы» отражаются сред­ства и вложения долгосрочного характера, не нашедшие отра­жения в разделе I баланса.

Раздел 2 «Оборотные активы» баланса представлен сле­дующими группами статей: запасы; налог на добавленную стоимость по приобретенным цен­ностям; дебиторская задолженность (платежи по которой ожида­ются более чем через 12 месяцев после отчетной даты); дебиторская задолженность (платежи по которой ожида­ются в течение 12 месяцев после отчетной даты);   краткосрочные финансовые вложения; денежные средства; прочие оборотные активы.

По статьям группы «Запасы» показываются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, по­купных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей [6].

По статье «Затраты в незавершенном производстве (издерж­ках обращения)» показываются затраты по незавершенному про­изводству и незавершенным работам (услугам), учет которых осуществляется на соответствующих счетах бухгалтерского уче­та затрат на производство.

В статье «Готовая продукция и товары для перепродажи» показывается фактическая производственная себестоимость остатка законченных производством изделий, прошедших испытания и приемку, укомплектованных всеми частями согласно условиям договоров с заказчиками и соответствующим техническим усло­виям и стандартам.

В статье «Товары отгруженные» отражаются данные о фак­тической себестоимости отгруженной продукции (товаров) в случае, если договором обусловлен отличный от общего поряд­ка момент перехода права владения, пользования и распоряже­ния ею и риска случайной гибели от организации к покупате­лю, заказчику.

Статья «Расходы будущих периодов» включает суммы расхо­дов, произведенных в отчетном году, но подлежащих отнесе­нию к затратам на производство продукции (работ, услуг) в следующих отчетных периодах.

По статье «Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям» отражается сумма налога на добавленную сто­имость по приобретенным материальным ресурсам, малоцен­ным и быстроизнашивающимся предметам, основным сред­ствам, нематериальным активам и другим ценностям, работам и услугам.

Два подраздела раздела 2 баланса отражают расчеты органи­зации с другими организациями и лицами и приводятся в развернутом виде: остатки по счетам аналитического учета, по кото­рым имеется дебетовое сальдо, - в активе, по которым имеет­ся кредитовое сальдо, - в пассиве.

По группе статей «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты» и «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожи­даются в течение 12 месяцев после отчетной даты» данные о де­биторской задолженности показываются раздельно.

По статье «Покупатели и заказчики» показываются, по до­говорной или сметной стоимости, отгруженные товары, сдан­ные работы и оказанные услуги заказчикам (покупателям) до момента поступления платежей за них на расчетный (или иной) счет организации либо зачета взаимных требований, а по статье «Векселя к получению» показывается задолженность покупате­лей, заказчиков и других дебиторов по отгруженной продукции (товарам), выполненным работам и оказанным услугам, обес­печенная полученными векселями [13].

В активе и пассиве баланса по статьям «Задолженность до­черних (зависимых) обществ» и «Задолженность перед дочерними (зависимыми) обществами» отражаются данные по текущим опе­рациям с дочерними (зависимыми) обществами.

По статье «Задолженность участников (учредителей) по взно­сам в уставный капитал» показывается задолженность учреди­телей (участников) организации по вкладам в уставный (скла­дочный) капитал организации.

По статье «Авансы выданные» показывается сумма уплачен­ных другим организациям авансов по предстоящим расчетам в соответствии с заключенными договорами.

По статье «Прочие дебиторы» указанных групп статей пока­зывается задолженность за финансовыми и налоговыми органа­ми, включая по переплате по налогам, сборам и прочим плате­жам в бюджет; задолженность работников организации; задолженность за подотчетными лица­ми; задолженность по расчетам с поставщиками; штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании.

В подразделе «Краткосрочные финансовые вложения» пока­зываются краткосрочные (на срок не более одного года) зай­мы, предоставляемые организациям, отражаются собственные акции, выкупленные у аукционеров, и инвестиции организа­ции в ценные бумаги других организаций, государственные цен­ные бумаги и т.п.

Подраздел «Денежные средства» включает статьи «Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета», где отражаются остатки денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в кредитных организациях.

Раздел 3 баланса «Капитал и резервы» объединяет соб­ственные источники организации и состоит из статей: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонд социальной сферы; целевые финансирование и поступления; нераспределенная прибыль прошлых лет; непокрытый убыток прошлых лет; нераспределенная прибыль отчетного года; непокрытый убыток отчетного года.

В статье «Уставный капитал» показывается в соответствии с учредительными документами величина уставного или складоч­ного капитала.

По статье «Добавочный капитал» отражаются эмиссионный доход акционерного общества, прирост стоимости имущества при дооценке внеоборотных средств, часть нераспределенной прибыли в размере, направленном на капитальные вложения.

Статья «Резервный капитал» включает суммы остатков ре­зервного и других аналогичных фондов, создаваемых в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации или если создание фондов предусмотрено учредительными документами или учетной политикой организации.

По статье «Фонд социальной сферы» показывается остаток по фонду социальной сферы, сформированный у организации в случае наличия объектов жилого фонда и объектов внешнего благоустройства.

По статье «Целевые финансирование и поступления» неком­мерческие организации отражают остатки поступивших и неис­пользованных целевых средств в качестве вступительных членс­ких и добровольных взносов, а также иных источников.

Статья «Нераспределенная прибыль прошлых лет» показыва­ет прибыль, оставшуюся в распоряжении организации по ре­зультатам работы за прошлый отчетный период [16].

Статья «Нераспределенная прибыль отчетного года» показы­вает нераспределенную прибыль отчетного периода в сумме нет­то, исчисляемую как разницу между выявленным финансовым результатом за отчетный период и суммой налогов и иных обя­зательных платежей за отчетный период в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Статья «Непокрытый убыток прошлых лет» показывает оста­ток непокрытого убытка, полученного по результатам деятель­ности организации за периоды, предшествующие отчетному.

В статье «Непокрытый убыток отчетного года» показывается убыток организации за отчетный период как разница между вы­явленным финансовым результатом за отчетный период и при­читающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных обя­зательных платежей.

Раздел 4 «Долгосрочные обязательства» представ­лен следующими статьями: кредиты банков, подлежащие погашению более чем че­рез 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 меся­цев после отчетной даты; прочие долгосрочные обязательства [10; 13].

Раздел 5 «Краткосрочные обязательства» объеди­няет суммы кредиторской задолженности, подлежащей пога­шению в течение 12 месяцев после отчетной даты: кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев пос­ле отчетной даты; кредиторская задолженность, в том числе: поставщики и подрядчики;  векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обще­ствами;   задолженность перед персоналом организации; задолженность перед государственными внебюджетны­ми фондами; задолженность перед бюджетом; авансы полученные; прочие кредиторы;  задолженность участникам (учредителям) по выплате до­ходов; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства [13].

По группе статей «Кредиторская задолженность» представ­лены различные виды задолженности:

по статье «Поставщики и подрядчики» показывается сумма задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие мате­риальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;

по статье «Векселя к уплате» показывается сумма задолжен­ности поставщикам, подрядчикам и другим кредиторам, кото­рым организация выдала в обеспечение их поставок, работ и услуг векселя;

по статье «Задолженность перед персоналом организации» показываются начисленные, но еще не выплаченные суммы оп­латы труда, а по статье «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» отражается сумма задолженности по отчислениям на государственное социальное страхование, пен­сионное обеспечение и медицинское страхование работников организации;

по статье «Задолженность перед бюджетом» показывается задолженность организации по всем видам налогов, сборов в бюджет;

по статье «Авансы полученные» показывается сумма полу­ченных от сторонних организаций авансов по предстоящим рас­четам по заключенным договорам;

по статье «Прочие кредиторы» показывается задолженность организации по расчетам, не нашедшим отражения по другим статьям.

Статья «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов» показывает сумму задолженности организации по на­численным, но не выплаченным дивидендам, процентам по ак­циям, облигациям.

По статье «Доходы будущих периодов» показываются дохо­ды, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следу­ющим отчетным периодам.

В статье «Резервы предстоящих расходов» показываются ос­татки резервов, образуемых организацией в соответствии с нор­мативной системой бухгалтерского учета, такие как резервы на оплату отпусков, ремонт основных средств, по подготовитель­ным работам в связи с сезонностью производства и др.

Кроме того, за балансом в справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, приводятся данные об арендованных основных средствах, о товарно-материальных цен­ностях, принятых на ответственное хранение, о товарах, при­нятых на комиссию, и пр.

Пример баланса предприятия представлен в Приложении 1.

Вывод: бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерской отчетности и отражает наличие у предприятия активов и пассивов. Бухгалтерский баланс имеет пять разделов, отражающих финансовую деятельность предприятия (внеоборотные активы, оборотные активы, капитал и резервы, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства).

4. Отчет о прибылях и убытках

Рассмотрим порядок формирования показателей формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Классификация доходов и расходов установлена в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) [4] и «Рас­ходы организации» (ПБУ 10/99) [5].

В ПБУ 9/99 дано определение доходов организации в це­лом, их видов, а также выручки. Положение определяет поря­док признания доходов в бухгалтерском учете и порядок рас­крытия информации о доходах организации в бухгалтерской отчетности [4].

Доходами организации признается увеличение экономичес­ких выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводя­щее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Расходами организации признается уменьшение экономичес­ких выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, при­водящее к уменьшению капитала этой организации, за исклю­чением уменьшения вкладов по решению участников (собствен­ников имущества).

В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 показываются сле­дующие доходы и расходы: доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы [4; 5].

Раздел 1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Доходами от обычных видов деятельности являются выруч­ка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходами по обычным видам деятельности являются расхо­ды, связанные с изготовлением продукции и продажей продук­ции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами так­же считаются расходы, осуществление которых связано с вы­полнением работ, оказанием услуг.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элемен­там: материальные затраты; затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды;  амортизация; прочие затраты [11].

Перейдем к построчному комментарию показателей «Отче­та о прибылях и убытках» (форма № 2).

По статье «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акци­зов и аналогичных обязательных платежей)», показывается выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связан­ные с выполнением работ и оказанием услуг.

По статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются учтенные затраты на производство про­дукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в от­четном периоде продукции, работам, услугам.

При признании организацией управленческих расходов пол­ностью в себестоимости проданных товаров, продукции, ра­бот, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельнос­ти, по данной статье отражаются затраты на производство про­дукции, без учета общепроизводственных расходов. Общепроизводственные расходы при этом отражаются по статье «Управ­ленческие расходы» [13].

Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издерж­ки обращения в данные статьи «Себестоимость проданных то­варов, продукции, работ, услуг» не включаются, а отражаются по статье «Коммерческие расходы».

Данные статьи «Валовая прибыль» определяются как разни­ца между данными статьи «Выручка (нетто) от продажи това­ров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавлен­ную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» и данными статьи «Себестоимость проданных товаров, продук­ции, работ, услуг».

По строке «Прибыль (убыток) от продаж» показывается при­быль (убыток) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, то есть финансовый результат организации по обычным видам де­ятельности.

Раздел 2. Прочие доходы и расходы

А) Операционные доходы и расходы

Операционными доходами являются: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и из других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капита­лах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная организацией в результате совмес­тной деятельности (по договору простого товарищества); поступления от продажи основных средств и иных акти­вов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валю­ты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использо­вание банком денежных средств, находящихся на счете органи­зации в этом банке [12; 13].

Операционными расходами являются: расходы, связанные с предоставлением за плату во вре­менное пользование (временное владение и пользование) ак­тивов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные об­разцы и из других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах дру­гих организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от де­нежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соот­ветствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомни­тельным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием ус­ловных фактов хозяйственной деятельности; проценты, уплачиваемые организацией за предоставле­ние ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кре­дитными организациями; прочие операционные расходы [12].

По статье «Проценты к получению» раздела «Операционные до­ходы и расходы» отражаются операционные доходы в сумме при­читающихся в соответствии с договорами процентов по облига­циям, депозитам, по государственным ценным бумагам, за пре­доставление в пользование денежных средств организации и пр.

По статье «Проценты к уплате» отражаются операционные расходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами к уплате процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, зай­мов).

Б) Внереализационные доходы и расходы

Согласно ПБУ 9/99 внереализационным доходами явля­ются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий догово­ров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по дого­вору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской :адолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов; прочие внереализационные доходы [4].

Внереализационными расходами по ПБУ 10/99 являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий до­говоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;  суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности и др. [5].

Величина прибыли (убытка) до налогообложения определя­ется как сальдо по всем доходам и расходам по обычным видам деятельности, а также операционным и внереализационным до­ходам и расходам.

По статье «Налог на прибыль и иные аналогичные обязатель­ные платежи» отражается сумма налога на прибыль (доход), ис­численная организацией в соответствии с налоговым законода­тельством как задолженность перед бюджетом, а также задол­женность перед государственными внебюджетными фондами.

Результат от обычной деятельности организации определя­ется исходя из данных, отраженных по разделам I-III отчета о прибылях и убытках, и отражается по статье «Прибыль (убы­ток) от обычной деятельности».

В) Чрезвычайные доходы и расходы

По статье «Чрезвычайные доходы» отражаются суммы стра­хового возмещения и покрытия из других источников убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий и т. д.

По статье «Чрезвычайные расходы» отражаются стоимость утраченных материально-производственных ценностей, убытки от списания пришедших в негодность в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий, других чрезвычайных событий и не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованию объектов основных средств и пр.

Строка «Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убы­ток) отчетного периода)» формируется исходя из прибыли или убытка от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятель­ности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.), в случае их возникновения.

Пример составления отчета о прибылях и убытках представлен в Приложении 2.

Вывод: отчет о прибылях и убытках отражает доходы и расходы организации, показывает доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные).

 

 

 

 

 

 

 

5. Приложение к бухгалтерскому балансу

Приложение к балансу (форма № 5) заполняют на основа­нии регистров бухгалтерского учета: журналов-ордеров, ведо­мостей, оборотных ведомостей, машинограмм и т.д. При запол­нении формы нужны не только данные синтетического, но и аналитического учета. Информация, содержащаяся в данной форме, дополняя бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, позволяет провести достаточно детальный анализ фи­нансового состояния организации и увидеть движение средств и их источников за отчетный период.

Форма состоит из разделов, в которых более подробно рас­крываются некоторые статьи актива и пассива баланса. В этих разделах отражается:                  1)  движение заемных средств; 2)  дебиторская и кредиторская задолженность; 3)  амортизируемое имущество; 4)  движение средств финансирования долгосрочных инвес­тиций и финансовых вложений; 5)  финансовые вложения; 6)  расходы по обычным видам деятельности; 7)  социальные показатели [9].

В разделе 1 «Движение заемных средств» показыва­ется наличие и движение средств займов как в виде кредитов бан­ков, так и у других организаций и физических лиц. Заемные сред­ства, просроченные к погашению, отражаются отдельной строкой. В пояснительной записке организация может приводить характери­стику заемных обязательств по срокам (годам) погашения.

В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задол­женность» отражаются данные о дебиторской и кредиторской задолженности с подразделением на краткосрочную и долго­срочную задолженность, учитываемой на счетах учета расчетов, включая обязательства, обеспеченные векселями, и авансы.

Из данных о долгосрочной задолженности выделяются дан­ные о задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Обособленно выде­ляется задолженность, числящаяся в бухгалтерском учете как просроченная свыше 3 месяцев до отчетной даты.

В разделе 3 «Амортизируемое имущество» расшиф­ровывается состав нематериальных активов, основных средств и доходных вложений в материальные ценности, принадлежа­щих организации. Данные приводятся по первоначальной (вос­становительной) стоимости.

В подразделе I «Нематериальные активы» по статье «Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности» показывается стоимость прав, возникающих из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы ЭВМ, базы данных и другие, из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные мо­дели, товарные знаки и знаки обслуживания или из лицензи­онных договоров и др.

По статье «Права на пользование обособленными природными объектами» показывается стоимость прав на использование зе­мельных участков, природных ресурсов (воды, недр и др.). В ста­тье «Организационные расходы» показывается сумма расходов, связанных с образованием юридического лица, признанная, в соответствии с учредительными документами, вкладом участ­ников (учредителей) в уставный (складочный) капитал. По ста­тье «Деловая репутация организации» показывается разница между покупной ценой организации и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

В подразделе II «Основные средства» отражено наличие и движение основных средств организации на начало и конец от­четного периода и движение в течение отчетного периода в раз­резе их видов согласно Общероссийскому классификатору ос­новных фондов. Данные об основных средствах приводятся по восстановительной или первоначальной стоимости.

В подразделе III «Доходные вложения в материальные ценнос­ти» отражается первоначальная стоимость материальных ценнос­тей, специально приобретенных организацией для предоставления их по договору аренды (лизинга, проката и пр.) [12; 13].

В связи с тем что в разделе «Амортизируемое имущество» данные отражаются по первоначальной (восстановительной) сто­имости, данные о начисленной сумме амортизации по немате­риальным активам, основным средствам, о доходных вложени­ях в материальные ценности приводятся в справке к разделу 3.

Справочно к разделу «Амортизируемое имущество» также приводятся данные, характеризующие изменение стоимости объектов основных средств в результате переоценки, дост­ройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликви­дации.

В разделе 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» показываются наличие собственных и привлеченных средств у организации и их использование на цели капитальных и других вложений долгосрочного характера. Справочно отража­ется стоимость незавершенного строительства, вложения в до­черние и зависимые общества в виде вкладов в уставный капи­тал, инвестиции в ценные бумаги обществ, целевые вложения на развитие производства, реконструкцию.

В разделе 5 «Финансовые вложения» расшифровыва­ется состав долгосрочных и краткосрочных финансовых вложе­ний организации в российской и иностранных валютах, учиты­ваемых на счетах учета долгосрочных и краткосрочных финан­совых вложений.

В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятель­ности» приводятся расходы организации, сгруппированные по элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, от­числения на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

В разделе 7 «Социальные показатели» отражаются от­дельные социальные показатели деятельности организации.

Пример заполнения приложения к бухгалтерскому балансу представлен в Приложении 3.

Вывод: приложение к бухгалтерскому балансу предназначено для раскрытия таких элементов деятельности организации как: 1)  движение заемных средств; 2)  дебиторская и кредиторская задолженность;                              3)  амортизируемое имущество; 4)  движение средств финансирования долгосрочных инвес­тиций и финансовых вложений; 5)  финансовые вложения; 6)  расходы по обычным видам деятельности; 7)  социальные показатели.

6. Пояснительная записка – аналитическая часть бухгалтерской отчетности

Пояснительная записка - такая же самостоятельная часть бухгалтерской отчетности, как и остальные ее формы. Содержание пояснительной записки составляют в первую очередь обязательные сведения, раскрытие которых предусмотрено Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и приказами Минфина России. Кроме того, в нее может быть включена информация, уточняющая, дополняющая сведения, представлений в других формах бухгалтерской отчетности. Так, в пояснительной записке должны быть приведены [7]:

- показатели, которые не нашли отражения в формах годовой и бухгалтерской отчетности (например, сведения об объемах продажи продукции, работ, услуг по видам деятельности и географически рынкам сбыта);

- расшифровки прочих активов и пассивов, кредиторов идем торов, иных обязательств, отдельных видов прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме итогов форм №1 и №2 (существенной является сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляете менее 5 %);

- основные показатели деятельности организации и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты работы организации, а также решения по итогам рассмотрев годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации;

- данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после даты составления годовой отчетности до ее представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения организации;

- показатели состояния основных средств (доля их активной части, коэффициенты износа, обновления, выбытия и т. п.), финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, нематериальных активов;

- порядок расчета аналитических финансовых показателей: рентабельности продукции, ликвидности, платежеспособности организации и  т. п.;

- оценка деловой активности организации;

- элементы учетной политики, отличные от предыдущего года.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст.6) «изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года» [8].

В пояснительной записке организация объявляет вменения в своей учетной политике на следующий отчетный год, раскрывает те из них, которые существенно влияют на оценку принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году:

- данные о причитающихся налоговых платежах в бюджет, исчисленных по двум методам (для организаций, применяющих при налогообложении метод определения выручки от продажи продукции по мере ее оплаты): на основе представленных налоговых расчетов и на основе сведений о продаже и финансовых результатах, отраженных (бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Данные о налоговых платежах должны быть приведены в разрезе существенных видов налогов залог на прибыль, НДС, налог на пользователей автомобильных дорог и др.) с отражением сумм отклонений. При этом информация приводится только по тем налогам, облагаемый оборот по которым меняется с использованием показателя выручки от продажи продукции (работ, услуг);

- сведения о наличии, местонахождении, наименовании дочерних зависимых) обществ и видах их деятельности;

- основные проводимые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень капиталовложений организации и прибыли в отчетном году, а также их финансовые последствия для будущих периодов.

В пояснительной записке отражаются те условные факты, которые являются существенными и имеют место на дату подписания годового отчета.

Пояснительная записка должна выполнять следующие основные задачи:

- раскрыть существенную информацию, содержащуюся в статьях бухгалтерской отчетности;

- обеспечить информационную разгрузку форм бухгалтерской  отчетности [7; 18].

В пояснительной записке подлежат раскрытию существенные способы ведения бухгалтерского учета. Пояснительную записку можно разделить на три основные части:

- общие сведения об организации;

- расшифровка важнейших статей форм бухгалтерской отчетности;

- аналитические показатели, характеризующие деятельность               организации [18].

При изменении учетной политики в новом году в пояснительной записке должна содержаться оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации. Организация должна представлять информацию с учетом требования представления числовых показателей минимум за два года.

Каждая организация самостоятельно определяет объем информации, приводимой в пояснительной записке, и форму подачи материала - в виде текста, таблиц, схем, диаграмм, и т. п., а действующие нормативные акты излагают лишь общие требования к ее содержанию. Кроме того, организация вправе самостоятельно определять периодичность представления пояснительной записки в составе бухгалтерской отчетности.

Процесс составления пояснительной записки можно условно разделить на три основных этапа:

1) анализ требований к содержанию записки, установленный действующими нормативными актами;

2) выбор необходимых разделов (информационных блоков) записки; сбор, обработка и редактирование информации для включения в соответствующие разделы; выбор формы подачи информации, подготовка графического материала;

3) составление и подписание окончательного варианта записки; утверждение ее в составе годовой отчетности высшим органом управления организацией [18].

Кроме пояснительной записки и вспомогательных форм отчетности в состав пояснений также должны быть включены расшифровки и комментарии по отдельным формам бухгалтерской отчетности.

Информация о прекращаемой деятельности обязательно расшифровывается в пояснительной записке.

Вывод: пояснительная записка, как аналитическая часть бухгалтерской отчетности, призвана подробнее раскрыть существенную информацию, отраженную в статьях бухгалтерской отчетности и обеспечить информационную разгрузку бухгалтерской отчетности.

7. Типичные ошибки при составлении отчетности, их причины и пути устранения

Типичными ошибками при составлении отчетности являются: неправильное применение амортизационной премии; неверный учет объектов внешнего благоустройства; неточность отражения в учете объектов основных средств, полученных в счет вклада в уставный капитал; неверный учет средств, вложенных в уставный капитал хозяйственных обществ; неправильность  отражения в учете арендованного объекта, требующего монтажа;  неправильность отражения в учете оплаченных путевок работниками;  неточности  при составлении отчета о прибылях и убытках.

Рассмотрим каждый вид ошибки подробнее.

1. Неправильное применение амортизационной премии.

С 01.01.06 новая редакция ст. 269 НК РФ [2] дала право организациям применять для целей нало­гообложения амортизационную премию, состоя­щую в том, что до 10% амортизационной стои­мости приобретенного объекта основных средств может быть списано в месяце, с которого начато начисление амортизации.

Амортизационной премией нельзя воспользова­ться только для основных средств, полученных без­возмездно, а также для амортизации затрат на модернизацию и реконструкцию основных средств.

Бухгалтерам организаций, предоставляющим имущество в лизинг, следует обратить внимание на то, как было отражено в учете лизинговое имущество.

В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основ­ных средств» основные средства, предназначен­ные исключительно для предоставления органи­зацией за плату во временное владение и пользо­вание или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности и учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

С 01.01.06 основные средства, несмотря на то что они учитываются организациями-лизингода­телями на счете 03, облагаются налогом на имущество в соответствии с гл. 30 НК РФ.

Однако исходя из норм гл. 25 НК РФ [2] для це­лей налогообложения прибыли основные средст­ва, учтенные как доходные вложения в материа­льные ценности, не могут рассматриваться как капитальные вложения, по которым организа­ция-лизингодатель смогла бы воспользоваться амортизационной премией.

Таким образом, еще одно исключение из правила, согласно которому плательщики нало­га на прибыль вправе учесть в составе расходов сразу не более 10% первоначальной стоимости основных средств, - это организации- лизинго­датели, учитывающие объекты лизинга на сче­те 03.

Невозможность применения ими амортиза­ционной премии обоснована тем, что согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого только для двух целей: в качестве средств труда для производства и реали­зации товаров (выполнения работ, оказания услуг); для управления организацией [2]. А предоставление основных средств в лизинг не удовлетворяет ни одной из вышеназванных целей.

2. Неверный учет объектов внешнего благоустройства.

К моменту составления отчетности за полугодие в учете многих организаций отражены операции по внешнему благоустройству принадлежащих им территорий: затраты на асфальтирование до­рожек, посадку деревьев и кустарников, внешнее освещение территорий, устройство травяных га­зонов и цветочных клумб, фонтанов, скамеек, альпийских горок и т. д.

В новой редакции ПБУ 6/01 такие объекты внешнего благоустройства отнесены к амортизи­руемым объектам основных средств. Однако в отличие от других основных средств суммы амортизации по объектам внешнего благоустройства относятся в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» - «Внереализационные расходы».

Для целей налогообложения прибыли объек­ты внешнего благоустройства относятся к амор­тизируемому имуществу, однако в соответствии с подл. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ они не должны амортизироваться [19].

Пример приведен в Приложении 4.

3. Неточность отражения в учете объектов основных средств, полученных в счет вклада в уставный капитал.

Нередко при получении объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал у организации возникают дополнительные расхо­ды. Начиная с 01.01.06 в соответствии с изменениями, внесенными в ПБУ 6/01, эти дополните­льные расходы включаются в первоначальную стоимость объекта.

Однако для целей налогообложения прибыли порядок принятия к учету объектов основных средств, полученных в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, иной. В соответствии с подл. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ такие объекты отражаются в налоговых регистрах по остаточной стоимости.

Остаточная стоимость определяется по дан­ным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на этот объ­ект с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти рас­ходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал [19].

4. Неверный учет средств, вложенных в уставный капитал хозяйственных обществ.

Начиная с 01.01.06 при передаче имущества, не­материальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капи­тал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов суммы налога, принятые к вычету налогоплате­льщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат вос­становлению налогоплательщиком.

НДС подлежит восстановлению в сумме, ра­нее принятой к вычету. А в отношении основ­ных средств и нематериальных активов - в раз­мере, пропорциональном остаточной (балансо­вой) стоимости без учета переоценки.

При этом у получающей стороны суммы на­лога, подлежащие восстановлению, не включа­ются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав. Они подлежат налоговому вычету. Сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав.

Отразить в учете НДС, подлежащий восста­новлению, можно двумя способами. А вы­бор способа зависит от того, как решен вопрос с суммой НДС в учредительном договоре, в котором учредителями согласована стоимость объекта. Рассмотрим оба способа на примере вкла­да в уставный капитал объектом основных средств.

Способ 1: при определении стоимости объекта стороны не учли сумму НДС, подлежащую восста­новлению.

В этом случае у передающей стороны сумма НДС к восстановлению отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

У принимающей стороны производятся бух­галтерские записи по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным цен­ностям» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» (Приложение 5).

Способ 2: при определении стоимости объекта стороны учли сумму НДС, подлежащую восста­новлению.

При этом у передающей стороны сумма НДС к восстановлению отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счета 68 «Рас­четы по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

Принимающая сторона производит запись по дебету счета 19 «Налог на добавленную стои­мость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Рас­четы по вкладам в уставный (складочный) капи­тал» (Приложение 6) [19].

5. Неправильность отражения в учете арендованного объекта, требующего монтажа.

Если организация арендует объект основных средств, требующий монтажа, то в договоре аренды должно быть указано, на кого из участ­ников договора возложена обязанность по мон­тажу объекта основных средств.

Если расходы по монтажу арендованного оборудования берет на себя арендатор, то эти расходы следует учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов» с последующим равномер­ным списанием в течение срока действия дого­вора аренды.

После 01.01.06 в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ [2] в налоговом учете появился новый объект амортизируемого имущества - капитальные вло­жения в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

Однако, как указывает Минфин России в своем письме от 16.03.06 № 03-03-04/1/247, не следует отождествлять расходы по монтажу арен­дованного объекта основных средств с неотдели­мыми улучшениями в арендованный объект основных средств (хотя бы потому, что без мон­тажа арендованный объект не может эксплуати­роваться, а для осуществления неотделимых улучшений требуется получить согласие арендо­дателя). В налоговом учете расходы по монтажу арен­дованного объекта основных средств отражаются в составе прочих расходов, связанных с производ­ством и реализацией, в соответствии с подл. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ [2]. При этом с учетом положе­ний                    ст. 272 НК РФ эти расходы должны прини­маться в целях налогообложения с учетом прин­ципа равномерности признания доходов и расхо­дов в течение срока действия договора аренды.

6. Неправильность отражения в учете оплаченных путевок работниками.

Второй квартал года - время начала отпускного периода. Если организация компенсирует своим работникам стоимость путевок, оформляя это как выдачу материальной помощи, то из суммы компенсации следует удержать налог на доходы физических лиц. На это указывает письмо Мин­фина России от 16.03.06 № 03-05-01-04/68.

Суммы компенсаций стоимости путевок со­гласно п. 9 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ лишь при соблюдении следующих условий:

- во-первых, путевки не являются туристиче­скими и не предусматривают лечения за грани­цей;

- во-вторых, путевки приобретены организа­цией за счет средств, оставшихся в ее распоря­жении после уплаты налога на прибыль. Для выполнения этого условия не достаточно сделать бухгалтерскую запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» (в соответствии с ПБУ 10/99) [5]. Необходимо иметь в фактическом наличии прибыль, оставшуюся после уплаты налога.

7. Неточности  при составлении отчета о прибылях и убытках.

Рассмотрим, как правильно заполнить статьи от­чета о прибылях и убытках, вызывающие наибо­льшее количество вопросов у бухгалтеров.

Статья «Коммерческие расходы». Расходы ор­ганизации на рекламу своей продукции, това­ра, работ, услуг в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». В зависимости от вида деятельности организации могут использоваться субсчета «Издержки обращения» (в торговых ор­ганизациях) или «Расходы на продажу» (в прочих организациях).

Реклама согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 «О рекламе» - это распространяемая в любой форме, с по­мощью любых средств информация о физических (юридиче­ских) лицах, товарах, идеях и начинаниях. Она предназнача­ется для неопределенного круга лиц и призвана формиро­вать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации.

В то же время согласно п. 1 ст. 5 этого же закона исполь­зование в печатной продукции нерекламного характера це­ленаправленного обращения внимания потребителей на из­готовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (например, отметки «на правах рекламы») не допускается.

Таким образом, с одной стороны, средствам массовой информации запрещается взимать пла­ту за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского мате­риала. С другой стороны, если при заключении договора с организацией средств массовой информации в договоре прямо не указывается на то, что планируемый к размещению в этом сред­стве массовой информации материал носит рек­ламный характер, то он и не является таковым.

Однако нередко организациям необходимы именно такие публикации в средствах массовой информации. В этих случаях произведенные рас­ходы целесообразно отражать в бухгалтерском учете как общехозяйственные расходы, а не как расходы на рекламу.

Для целей налогообложения к расходам на рекламу согласно п. 4 ст. 264 НК РФ относятся расходы на рекламные мероприятия через сред­ства массовой информации. Однако если статьи о деятельности организации не содержат поме­ток «на правах рекламы», но взимается плата за их размещение, то такие публикации не призна­ются рекламными. А при налогообложении при­были организации расходы на такие публикации не должны учитываться. Такие разъяснения были даны Минфином России в письме от 31.01.06 № 03-03-04/1/66 (Приложение 7).

Статья «Операционные расходы». Организа­ции в соответствии с требованиями ПБУ 19/02 отражают приобретенные ими или произведен­ные вложения в уставные капиталы обществ с ограниченной ответственностью в составе фи­нансовых вложений на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет «Паи и акции» [19].

Финансовым результатом в бухгалтерском учете при продаже доли в уставном капитале об­щества с ограниченной ответственностью может быть как прибыль, так и убыток. В то время как для целей налогообложения финансовым резуль­татом может быть только прибыль (Приложение 8).

Статья «Постоянные налоговые обязательства (активы)». У организаций, получивших по дого­вору имущество в безвозмездное пользование, возникает база по налогу на прибыль. Такой вы­вод был сделан Президиумом ВАС РФ и опубли­кован в его информационном письме от 22.12.05 № 98.

Так как на имущество, безвозмездно передан­ное организации, право собственности остается у организации-ссудодателя, на балансе организа­ции-ссудополучателя оно не отражается. Полу­ченное имущество следует за неимением другого забалансового счета учесть на счете 001 «Арендо­ванные основные средства».

Пользуясь бесплатно чужим имуществом, орга­низация получает имущественное право, являю­щееся внереализационным доходом организации в целях налогообложения. Однако ПБУ 9/99 «Дохо­ды организации» не предусматривает отражения в учете дохода от получения имущественного права.

Определенную сложность представляет и определение рыночной стоимости полученного права безвозмездного пользования. Однако в ее качестве может выступать рыночная стоимость аренды аналогичного имущества.

После того как рыночная стоимость имуще­ственного права будет определена, следует про­извести учетные записи: Д-т сч. 001 «Арендованные основные средства» отражается рыночная стоимость имущественного права безвозмездного пользования имуществом; Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки», субсч. «ПНО», К-т   сч.   68  «Расчеты   по   налогам   и   сборам», субсч. «Текущий налог на прибыль» отражается постоянное налоговое обязательство (рыночная стоимость имущественного права без­возмездного пользования имуществом, умноженная на ставку налога на прибыль 24%) [19].

Вывод: при составлении бухгалтерской отчетности может возникать множество неточностей, их недопущение или устранение является важной составляющей работы бухгалтера, которому необходимо отслеживать все нововведения в бухгалтерском учете.

Заключение

Информация, полученная из бухгалтерского учета, является ос­новой для принятия большей части управленческих решений. Дан­ные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии орга­низации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда об­щество узнает о состоянии экономики.

В получении оперативной и точной бухгалтерской информации заинтересованы все, кто так или иначе связан с производством и ре­ализацией продукции, работ или услуг.

В настоящее время в связи с углублением рыночных преобразо­ваний и усложнением задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, возрастает требовательность к квалификации и профессионализму бухгалтерских работников.

Оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы.

Решение перечисленных задач возможно только при условии понимания базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета, овладения основными принципами и требованиями, которые уста­новлены законодательными и нормативными актами.

Важность грамотного составления бухгалтерской отчетности невозможно переоценить, так как именно от ее точности зависит  правильность анализа деятельности предприятия, позволяющего выявить достоинства и недостатки в его работе и наметить пути совершенствования.

Список литературы

1. Конституция РФ. - М.: Юридическая литература, 1993.

2. Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. (с изм. и доп. на 2005 г.) – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99г. №43-н

4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №32-н.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №33-н.

6. Положение по бухгалтерскому чету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44-н.

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Мин­фина РФ от 29.07.98 г. №34н.

8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в ред. от 23.07.98).

9. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.

10. Бухгалтерский учет в России в XXI веке: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.Л. Маренкова. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 389с.

11. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.

12. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 587с.

13. Донцова Л., Никифорова Н. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2004. – 336с.

14. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

15. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет (пособие для начинающих). – М.,2001.-378с.

16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2004. – 455с.

17. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. – М., 2000.-256с.

18. Новодворский В.Д., Понаморева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2003. – 325с.

19.  Сотникова Л.В. Как избежать возможных ошибок при составлении отчетности // Бухгалтерский учет. – 2006. - №13. – С.5-11.