Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности…….5
2. Роль и значение бухгалтерской отчетности в бизнесе…………………..7
3. Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности…10
4. Отчет о прибылях и убытках…………………………………….……….17
5. Приложение к бухгалтерскому балансу…………………………………22
6. Пояснительная записка – аналитическая часть бухгалтерской
отчетности…………………………………………………………………25
7. Типичные ошибки при составлении отчетности, их причины
и пути устранения………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………………………………..38
Приложения………………………………………………………………….40
Введение
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Отчетность является одним из методов бухгалтерского учета.
В курсовой работе объектом исследования является бухгалтерская отчетность.
Предметом исследования являются особенности формирования бухгалтерской отчетности как условие развития бизнеса.
Цель исследования – изучить особенности формирования бухгалтерской отчетности как условие развития бизнеса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть систему нормативного регулирования бухгалтерской отчетности.
2. Определить роль и значение бухгалтерской отчетности в бизнесе.
3. Рассмотреть содержание и назначение бухгалтерского баланса, как основной формы бухгалтерской отчетности.
4. Рассмотреть содержание и назначение отчета о прибылях и убытках.
5. Рассмотреть содержание и назначение приложения к бухгалтерскому балансу.
6. Изучить структуру и особенности заполнения пояснительной записки.
7. Рассмотреть типичные ошибки при составлении отчетности, их причины и пути устранения.
1. Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности
Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает в себя следующие нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический и бухгалтерский учет находятся в ведении Российской Федерации [1]. Это означает, что порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в РФ регламентируется законодательными и иными нормативными актами, принимаемыми на федеральном уровне, а также на уровнях регионального и отраслевого управления.
2. Гражданский кодекс РФ.
Регулирует вопросы создания и правоспособности юридического лица, ответственности юридического лица, порядок его реорганизации, а также вопросы взаимоотношений с кредиторами и т. д. (гл. 4 ГК РФ).
3. Налоговый кодекс РФ.
Регулирует вопросы налогообложения предприятия, знание которых является важнейшей составляющей бухгалтерского учета любого предприятия.
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
Ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации [8].
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности [8; 14].
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно - правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
Весьма часто возникают ситуации, когда требования документов одного или разных уровней противоречат друг другу. Возникающие коллизии решаются в судебном порядке. Поэтому при организации и осуществлении бухгалтерского учета следует учитывать судебную и арбитражную практику. Постановления и информационные письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Верховного; суда Российской Федерации не являются элементами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, но обязательны для всех участников хозяйственных отношений, включая органы управления (прежде всего налоговые и контролирующие органы).
Вывод: регулирование бухгалтерской отчетности в РФ осуществляется с помощью следующих нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
2. Роль и значение бухгалтерской отчетности в бизнесе
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета [17; 18].
Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки и эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.
Для уверенности в правильности показателей бухгалтерской отчетности и для того чтобы исключить претензии работников налоговых органов, которые могут возникнуть в процессе проверки деятельности предприятия за отчетный год, необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к составлению бухгалтерских отчетов.
В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организаций должна отвечать следующим основным требованиям: достоверности, целостности, последовательности, сопоставимости, отчетного периода и оформления [3].
Требование достоверности означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее хозяйственной деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Требования целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность организации данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных организацией как юридическим лицам, так и показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на отдельный баланс.
Требование последовательности закрепляет в практике состояние бухгалтерской отчетности необходимость постоянства содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по конкретному показателю как за предыдущий, так и за отчетный год. В том случае, если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период по ряду причин (реорганизация, изменение в учетной политике и др.), то данные предшествующего периода подлежат корректировке по установленным правилам.
Требование отчетного периода устанавливает, что для всех организаций отчетным го дом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.
Требование оформления определяет, что бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных надлежаще оформленными документами [12].
Для подтверждения достоверности годовой бухгалтерский отчетности перед ее составлением в организации обязательно проводят полную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, осуществляют выверку всех расчетов, закрывают все счета бухгалтерского учета, подсчитывают обороты, выводят сальдо и определяют окончательный финансовый результат хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Вывод: бухгалтерская отчетность выступает завершающим этапом учетного процесса и призвана интегрировать информацию всех видов учета, представлять их в виде сводных таблиц. Бухгалтерская отчетность должна отвечать требованиям достоверности, целостности, последовательности, отчетного периода, оформления.
3. Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности
Бухгалтерский баланс имеет пять разделов: «внеоборотные активы», «оборотные активы», «капитал и резервы», «долгосрочные обязательства», «краткосрочные обязательства» [13; 16].
В разделе 1 «Внеоборотные активы» баланса представлены следующие группы статей: нематериальные активы; основные средства; незавершенное строительство; доходные вложения в материальные ценности; долгосрочные финансовые вложения; прочие внеоборотные активы.
Нематериальные активы приводятся в балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации.
К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара [13].
В балансе показываются данные по основным средствам, как действующим, так и находящимся на консервации или в запасе, по остаточной стоимости.
По статье «Незавершенное строительство» показываются затраты на строительно-монтажные работы, осуществляемые как хозяйственным, так и подрядным способом, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты.
Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).
По статье «Доходные вложения в материальные ценности» отражаются доходные вложения в ценности, предоставляемые по договору аренды (проката), за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода.
По статье «Прочие внеоборотные активы» отражаются средства и вложения долгосрочного характера, не нашедшие отражения в разделе I баланса.
Раздел 2 «Оборотные активы» баланса представлен следующими группами статей: запасы; налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям; дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты); дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты); краткосрочные финансовые вложения; денежные средства; прочие оборотные активы.
По статьям группы «Запасы» показываются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей [6].
По статье «Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)» показываются затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам), учет которых осуществляется на соответствующих счетах бухгалтерского учета затрат на производство.
В статье «Готовая продукция и товары для перепродажи» показывается фактическая производственная себестоимость остатка законченных производством изделий, прошедших испытания и приемку, укомплектованных всеми частями согласно условиям договоров с заказчиками и соответствующим техническим условиям и стандартам.
В статье «Товары отгруженные» отражаются данные о фактической себестоимости отгруженной продукции (товаров) в случае, если договором обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения ею и риска случайной гибели от организации к покупателю, заказчику.
Статья «Расходы будущих периодов» включает суммы расходов, произведенных в отчетном году, но подлежащих отнесению к затратам на производство продукции (работ, услуг) в следующих отчетных периодах.
По статье «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» отражается сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, основным средствам, нематериальным активам и другим ценностям, работам и услугам.
Два подраздела раздела 2 баланса отражают расчеты организации с другими организациями и лицами и приводятся в развернутом виде: остатки по счетам аналитического учета, по которым имеется дебетовое сальдо, - в активе, по которым имеется кредитовое сальдо, - в пассиве.
По группе статей «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты» и «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты» данные о дебиторской задолженности показываются раздельно.
По статье «Покупатели и заказчики» показываются, по договорной или сметной стоимости, отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги заказчикам (покупателям) до момента поступления платежей за них на расчетный (или иной) счет организации либо зачета взаимных требований, а по статье «Векселя к получению» показывается задолженность покупателей, заказчиков и других дебиторов по отгруженной продукции (товарам), выполненным работам и оказанным услугам, обеспеченная полученными векселями [13].
В активе и пассиве баланса по статьям «Задолженность дочерних (зависимых) обществ» и «Задолженность перед дочерними (зависимыми) обществами» отражаются данные по текущим операциям с дочерними (зависимыми) обществами.
По статье «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал» показывается задолженность учредителей (участников) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации.
По статье «Авансы выданные» показывается сумма уплаченных другим организациям авансов по предстоящим расчетам в соответствии с заключенными договорами.
По статье «Прочие дебиторы» указанных групп статей показывается задолженность за финансовыми и налоговыми органами, включая по переплате по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет; задолженность работников организации; задолженность за подотчетными лицами; задолженность по расчетам с поставщиками; штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании.
В подразделе «Краткосрочные финансовые вложения» показываются краткосрочные (на срок не более одного года) займы, предоставляемые организациям, отражаются собственные акции, выкупленные у аукционеров, и инвестиции организации в ценные бумаги других организаций, государственные ценные бумаги и т.п.
Подраздел «Денежные средства» включает статьи «Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета», где отражаются остатки денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в кредитных организациях.
Раздел 3 баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники организации и состоит из статей: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонд социальной сферы; целевые финансирование и поступления; нераспределенная прибыль прошлых лет; непокрытый убыток прошлых лет; нераспределенная прибыль отчетного года; непокрытый убыток отчетного года.
В статье «Уставный капитал» показывается в соответствии с учредительными документами величина уставного или складочного капитала.
По статье «Добавочный капитал» отражаются эмиссионный доход акционерного общества, прирост стоимости имущества при дооценке внеоборотных средств, часть нераспределенной прибыли в размере, направленном на капитальные вложения.
Статья «Резервный капитал» включает суммы остатков резервного и других аналогичных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации или если создание фондов предусмотрено учредительными документами или учетной политикой организации.
По статье «Фонд социальной сферы» показывается остаток по фонду социальной сферы, сформированный у организации в случае наличия объектов жилого фонда и объектов внешнего благоустройства.
По статье «Целевые финансирование и поступления» некоммерческие организации отражают остатки поступивших и неиспользованных целевых средств в качестве вступительных членских и добровольных взносов, а также иных источников.
Статья «Нераспределенная прибыль прошлых лет» показывает прибыль, оставшуюся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый отчетный период [16].
Статья «Нераспределенная прибыль отчетного года» показывает нераспределенную прибыль отчетного периода в сумме нетто, исчисляемую как разницу между выявленным финансовым результатом за отчетный период и суммой налогов и иных обязательных платежей за отчетный период в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья «Непокрытый убыток прошлых лет» показывает остаток непокрытого убытка, полученного по результатам деятельности организации за периоды, предшествующие отчетному.
В статье «Непокрытый убыток отчетного года» показывается убыток организации за отчетный период как разница между выявленным финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных обязательных платежей.
Раздел 4 «Долгосрочные обязательства» представлен следующими статьями: кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; прочие долгосрочные обязательства [10; 13].
Раздел 5 «Краткосрочные обязательства» объединяет суммы кредиторской задолженности, подлежащей погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты: кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; кредиторская задолженность, в том числе: поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; задолженность перед персоналом организации; задолженность перед государственными внебюджетными фондами; задолженность перед бюджетом; авансы полученные; прочие кредиторы; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства [13].
По группе статей «Кредиторская задолженность» представлены различные виды задолженности:
по статье «Поставщики и подрядчики» показывается сумма задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;
по статье «Векселя к уплате» показывается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам и другим кредиторам, которым организация выдала в обеспечение их поставок, работ и услуг векселя;
по статье «Задолженность перед персоналом организации» показываются начисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда, а по статье «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» отражается сумма задолженности по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников организации;
по статье «Задолженность перед бюджетом» показывается задолженность организации по всем видам налогов, сборов в бюджет;
по статье «Авансы полученные» показывается сумма полученных от сторонних организаций авансов по предстоящим расчетам по заключенным договорам;
по статье «Прочие кредиторы» показывается задолженность организации по расчетам, не нашедшим отражения по другим статьям.
Статья «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов» показывает сумму задолженности организации по начисленным, но не выплаченным дивидендам, процентам по акциям, облигациям.
По статье «Доходы будущих периодов» показываются доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.
В статье «Резервы предстоящих расходов» показываются остатки резервов, образуемых организацией в соответствии с нормативной системой бухгалтерского учета, такие как резервы на оплату отпусков, ремонт основных средств, по подготовительным работам в связи с сезонностью производства и др.
Кроме того, за балансом в справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, приводятся данные об арендованных основных средствах, о товарно-материальных ценностях, принятых на ответственное хранение, о товарах, принятых на комиссию, и пр.
Пример баланса предприятия представлен в Приложении 1.
Вывод: бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерской отчетности и отражает наличие у предприятия активов и пассивов. Бухгалтерский баланс имеет пять разделов, отражающих финансовую деятельность предприятия (внеоборотные активы, оборотные активы, капитал и резервы, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства).
4. Отчет о прибылях и убытках
Рассмотрим порядок формирования показателей формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Классификация доходов и расходов установлена в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) [4] и «Расходы организации» (ПБУ 10/99) [5].
В ПБУ 9/99 дано определение доходов организации в целом, их видов, а также выручки. Положение определяет порядок признания доходов в бухгалтерском учете и порядок раскрытия информации о доходах организации в бухгалтерской отчетности [4].
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 показываются следующие доходы и расходы: доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы [4; 5].
Раздел 1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты [11].
Перейдем к построчному комментарию показателей «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2).
По статье «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)», показывается выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
По статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам.
При признании организацией управленческих расходов полностью в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности, по данной статье отражаются затраты на производство продукции, без учета общепроизводственных расходов. Общепроизводственные расходы при этом отражаются по статье «Управленческие расходы» [13].
Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения в данные статьи «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» не включаются, а отражаются по статье «Коммерческие расходы».
Данные статьи «Валовая прибыль» определяются как разница между данными статьи «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» и данными статьи «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг».
По строке «Прибыль (убыток) от продаж» показывается прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, то есть финансовый результат организации по обычным видам деятельности.
Раздел 2. Прочие доходы и расходы
А) Операционные доходы и расходы
Операционными доходами являются: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и из других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке [12; 13].
Операционными расходами являются: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и из других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; прочие операционные расходы [12].
По статье «Проценты к получению» раздела «Операционные доходы и расходы» отражаются операционные доходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами процентов по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, за предоставление в пользование денежных средств организации и пр.
По статье «Проценты к уплате» отражаются операционные расходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами к уплате процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Б) Внереализационные доходы и расходы
Согласно ПБУ 9/99 внереализационным доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской :адолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов; прочие внереализационные доходы [4].
Внереализационными расходами по ПБУ 10/99 являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности и др. [5].
Величина прибыли (убытка) до налогообложения определяется как сальдо по всем доходам и расходам по обычным видам деятельности, а также операционным и внереализационным доходам и расходам.
По статье «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи» отражается сумма налога на прибыль (доход), исчисленная организацией в соответствии с налоговым законодательством как задолженность перед бюджетом, а также задолженность перед государственными внебюджетными фондами.
Результат от обычной деятельности организации определяется исходя из данных, отраженных по разделам I-III отчета о прибылях и убытках, и отражается по статье «Прибыль (убыток) от обычной деятельности».
В) Чрезвычайные доходы и расходы
По статье «Чрезвычайные доходы» отражаются суммы страхового возмещения и покрытия из других источников убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий и т. д.
По статье «Чрезвычайные расходы» отражаются стоимость утраченных материально-производственных ценностей, убытки от списания пришедших в негодность в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий, других чрезвычайных событий и не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованию объектов основных средств и пр.
Строка «Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)» формируется исходя из прибыли или убытка от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.), в случае их возникновения.
Пример составления отчета о прибылях и убытках представлен в Приложении 2.
Вывод: отчет о прибылях и убытках отражает доходы и расходы организации, показывает доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные).
5. Приложение к бухгалтерскому балансу
Приложение к балансу (форма № 5) заполняют на основании регистров бухгалтерского учета: журналов-ордеров, ведомостей, оборотных ведомостей, машинограмм и т.д. При заполнении формы нужны не только данные синтетического, но и аналитического учета. Информация, содержащаяся в данной форме, дополняя бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, позволяет провести достаточно детальный анализ финансового состояния организации и увидеть движение средств и их источников за отчетный период.
Форма состоит из разделов, в которых более подробно раскрываются некоторые статьи актива и пассива баланса. В этих разделах отражается: 1) движение заемных средств; 2) дебиторская и кредиторская задолженность; 3) амортизируемое имущество; 4) движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; 5) финансовые вложения; 6) расходы по обычным видам деятельности; 7) социальные показатели [9].
В разделе 1 «Движение заемных средств» показывается наличие и движение средств займов как в виде кредитов банков, так и у других организаций и физических лиц. Заемные средства, просроченные к погашению, отражаются отдельной строкой. В пояснительной записке организация может приводить характеристику заемных обязательств по срокам (годам) погашения.
В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» отражаются данные о дебиторской и кредиторской задолженности с подразделением на краткосрочную и долгосрочную задолженность, учитываемой на счетах учета расчетов, включая обязательства, обеспеченные векселями, и авансы.
Из данных о долгосрочной задолженности выделяются данные о задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Обособленно выделяется задолженность, числящаяся в бухгалтерском учете как просроченная свыше 3 месяцев до отчетной даты.
В разделе 3 «Амортизируемое имущество» расшифровывается состав нематериальных активов, основных средств и доходных вложений в материальные ценности, принадлежащих организации. Данные приводятся по первоначальной (восстановительной) стоимости.
В подразделе I «Нематериальные активы» по статье «Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности» показывается стоимость прав, возникающих из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы ЭВМ, базы данных и другие, из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или из лицензионных договоров и др.
По статье «Права на пользование обособленными природными объектами» показывается стоимость прав на использование земельных участков, природных ресурсов (воды, недр и др.). В статье «Организационные расходы» показывается сумма расходов, связанных с образованием юридического лица, признанная, в соответствии с учредительными документами, вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал. По статье «Деловая репутация организации» показывается разница между покупной ценой организации и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
В подразделе II «Основные средства» отражено наличие и движение основных средств организации на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода в разрезе их видов согласно Общероссийскому классификатору основных фондов. Данные об основных средствах приводятся по восстановительной или первоначальной стоимости.
В подразделе III «Доходные вложения в материальные ценности» отражается первоначальная стоимость материальных ценностей, специально приобретенных организацией для предоставления их по договору аренды (лизинга, проката и пр.) [12; 13].
В связи с тем что в разделе «Амортизируемое имущество» данные отражаются по первоначальной (восстановительной) стоимости, данные о начисленной сумме амортизации по нематериальным активам, основным средствам, о доходных вложениях в материальные ценности приводятся в справке к разделу 3.
Справочно к разделу «Амортизируемое имущество» также приводятся данные, характеризующие изменение стоимости объектов основных средств в результате переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации.
В разделе 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» показываются наличие собственных и привлеченных средств у организации и их использование на цели капитальных и других вложений долгосрочного характера. Справочно отражается стоимость незавершенного строительства, вложения в дочерние и зависимые общества в виде вкладов в уставный капитал, инвестиции в ценные бумаги обществ, целевые вложения на развитие производства, реконструкцию.
В разделе 5 «Финансовые вложения» расшифровывается состав долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений организации в российской и иностранных валютах, учитываемых на счетах учета долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности» приводятся расходы организации, сгруппированные по элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.
В разделе 7 «Социальные показатели» отражаются отдельные социальные показатели деятельности организации.
Пример заполнения приложения к бухгалтерскому балансу представлен в Приложении 3.
Вывод: приложение к бухгалтерскому балансу предназначено для раскрытия таких элементов деятельности организации как: 1) движение заемных средств; 2) дебиторская и кредиторская задолженность; 3) амортизируемое имущество; 4) движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; 5) финансовые вложения; 6) расходы по обычным видам деятельности; 7) социальные показатели.
6. Пояснительная записка – аналитическая часть бухгалтерской отчетности
Пояснительная записка - такая же самостоятельная часть бухгалтерской отчетности, как и остальные ее формы. Содержание пояснительной записки составляют в первую очередь обязательные сведения, раскрытие которых предусмотрено Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и приказами Минфина России. Кроме того, в нее может быть включена информация, уточняющая, дополняющая сведения, представлений в других формах бухгалтерской отчетности. Так, в пояснительной записке должны быть приведены [7]:
- показатели, которые не нашли отражения в формах годовой и бухгалтерской отчетности (например, сведения об объемах продажи продукции, работ, услуг по видам деятельности и географически рынкам сбыта);
- расшифровки прочих активов и пассивов, кредиторов идем торов, иных обязательств, отдельных видов прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме итогов форм №1 и №2 (существенной является сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляете менее 5 %);
- основные показатели деятельности организации и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты работы организации, а также решения по итогам рассмотрев годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации;
- данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после даты составления годовой отчетности до ее представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения организации;
- показатели состояния основных средств (доля их активной части, коэффициенты износа, обновления, выбытия и т. п.), финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, нематериальных активов;
- порядок расчета аналитических финансовых показателей: рентабельности продукции, ликвидности, платежеспособности организации и т. п.;
- оценка деловой активности организации;
- элементы учетной политики, отличные от предыдущего года.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст.6) «изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года» [8].
В пояснительной записке организация объявляет вменения в своей учетной политике на следующий отчетный год, раскрывает те из них, которые существенно влияют на оценку принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году:
- данные о причитающихся налоговых платежах в бюджет, исчисленных по двум методам (для организаций, применяющих при налогообложении метод определения выручки от продажи продукции по мере ее оплаты): на основе представленных налоговых расчетов и на основе сведений о продаже и финансовых результатах, отраженных (бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Данные о налоговых платежах должны быть приведены в разрезе существенных видов налогов залог на прибыль, НДС, налог на пользователей автомобильных дорог и др.) с отражением сумм отклонений. При этом информация приводится только по тем налогам, облагаемый оборот по которым меняется с использованием показателя выручки от продажи продукции (работ, услуг);
- сведения о наличии, местонахождении, наименовании дочерних зависимых) обществ и видах их деятельности;
- основные проводимые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень капиталовложений организации и прибыли в отчетном году, а также их финансовые последствия для будущих периодов.
В пояснительной записке отражаются те условные факты, которые являются существенными и имеют место на дату подписания годового отчета.
Пояснительная записка должна выполнять следующие основные задачи:
- раскрыть существенную информацию, содержащуюся в статьях бухгалтерской отчетности;
- обеспечить информационную разгрузку форм бухгалтерской отчетности [7; 18].
В пояснительной записке подлежат раскрытию существенные способы ведения бухгалтерского учета. Пояснительную записку можно разделить на три основные части:
- общие сведения об организации;
- расшифровка важнейших статей форм бухгалтерской отчетности;
- аналитические показатели, характеризующие деятельность организации [18].
При изменении учетной политики в новом году в пояснительной записке должна содержаться оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации. Организация должна представлять информацию с учетом требования представления числовых показателей минимум за два года.
Каждая организация самостоятельно определяет объем информации, приводимой в пояснительной записке, и форму подачи материала - в виде текста, таблиц, схем, диаграмм, и т. п., а действующие нормативные акты излагают лишь общие требования к ее содержанию. Кроме того, организация вправе самостоятельно определять периодичность представления пояснительной записки в составе бухгалтерской отчетности.
Процесс составления пояснительной записки можно условно разделить на три основных этапа:
1) анализ требований к содержанию записки, установленный действующими нормативными актами;
2) выбор необходимых разделов (информационных блоков) записки; сбор, обработка и редактирование информации для включения в соответствующие разделы; выбор формы подачи информации, подготовка графического материала;
3) составление и подписание окончательного варианта записки; утверждение ее в составе годовой отчетности высшим органом управления организацией [18].
Кроме пояснительной записки и вспомогательных форм отчетности в состав пояснений также должны быть включены расшифровки и комментарии по отдельным формам бухгалтерской отчетности.
Информация о прекращаемой деятельности обязательно расшифровывается в пояснительной записке.
Вывод: пояснительная записка, как аналитическая часть бухгалтерской отчетности, призвана подробнее раскрыть существенную информацию, отраженную в статьях бухгалтерской отчетности и обеспечить информационную разгрузку бухгалтерской отчетности.
7. Типичные ошибки при составлении отчетности, их причины и пути устранения
Типичными ошибками при составлении отчетности являются: неправильное применение амортизационной премии; неверный учет объектов внешнего благоустройства; неточность отражения в учете объектов основных средств, полученных в счет вклада в уставный капитал; неверный учет средств, вложенных в уставный капитал хозяйственных обществ; неправильность отражения в учете арендованного объекта, требующего монтажа; неправильность отражения в учете оплаченных путевок работниками; неточности при составлении отчета о прибылях и убытках.
Рассмотрим каждый вид ошибки подробнее.
1. Неправильное применение амортизационной премии.
С 01.01.06 новая редакция ст. 269 НК РФ [2] дала право организациям применять для целей налогообложения амортизационную премию, состоящую в том, что до 10% амортизационной стоимости приобретенного объекта основных средств может быть списано в месяце, с которого начато начисление амортизации.
Амортизационной премией нельзя воспользоваться только для основных средств, полученных безвозмездно, а также для амортизации затрат на модернизацию и реконструкцию основных средств.
Бухгалтерам организаций, предоставляющим имущество в лизинг, следует обратить внимание на то, как было отражено в учете лизинговое имущество.
В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности и учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
С 01.01.06 основные средства, несмотря на то что они учитываются организациями-лизингодателями на счете 03, облагаются налогом на имущество в соответствии с гл. 30 НК РФ.
Однако исходя из норм гл. 25 НК РФ [2] для целей налогообложения прибыли основные средства, учтенные как доходные вложения в материальные ценности, не могут рассматриваться как капитальные вложения, по которым организация-лизингодатель смогла бы воспользоваться амортизационной премией.
Таким образом, еще одно исключение из правила, согласно которому плательщики налога на прибыль вправе учесть в составе расходов сразу не более 10% первоначальной стоимости основных средств, - это организации- лизингодатели, учитывающие объекты лизинга на счете 03.
Невозможность применения ими амортизационной премии обоснована тем, что согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого только для двух целей: в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг); для управления организацией [2]. А предоставление основных средств в лизинг не удовлетворяет ни одной из вышеназванных целей.
2. Неверный учет объектов внешнего благоустройства.
К моменту составления отчетности за полугодие в учете многих организаций отражены операции по внешнему благоустройству принадлежащих им территорий: затраты на асфальтирование дорожек, посадку деревьев и кустарников, внешнее освещение территорий, устройство травяных газонов и цветочных клумб, фонтанов, скамеек, альпийских горок и т. д.
В новой редакции ПБУ 6/01 такие объекты внешнего благоустройства отнесены к амортизируемым объектам основных средств. Однако в отличие от других основных средств суммы амортизации по объектам внешнего благоустройства относятся в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» - «Внереализационные расходы».
Для целей налогообложения прибыли объекты внешнего благоустройства относятся к амортизируемому имуществу, однако в соответствии с подл. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ они не должны амортизироваться [19].
Пример приведен в Приложении 4.
3. Неточность отражения в учете объектов основных средств, полученных в счет вклада в уставный капитал.
Нередко при получении объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал у организации возникают дополнительные расходы. Начиная с 01.01.06 в соответствии с изменениями, внесенными в ПБУ 6/01, эти дополнительные расходы включаются в первоначальную стоимость объекта.
Однако для целей налогообложения прибыли порядок принятия к учету объектов основных средств, полученных в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, иной. В соответствии с подл. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ такие объекты отражаются в налоговых регистрах по остаточной стоимости.
Остаточная стоимость определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на этот объект с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал [19].
4. Неверный учет средств, вложенных в уставный капитал хозяйственных обществ.
Начиная с 01.01.06 при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению налогоплательщиком.
НДС подлежит восстановлению в сумме, ранее принятой к вычету. А в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере, пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
При этом у получающей стороны суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав. Они подлежат налоговому вычету. Сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав.
Отразить в учете НДС, подлежащий восстановлению, можно двумя способами. А выбор способа зависит от того, как решен вопрос с суммой НДС в учредительном договоре, в котором учредителями согласована стоимость объекта. Рассмотрим оба способа на примере вклада в уставный капитал объектом основных средств.
Способ 1: при определении стоимости объекта стороны не учли сумму НДС, подлежащую восстановлению.
В этом случае у передающей стороны сумма НДС к восстановлению отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».
У принимающей стороны производятся бухгалтерские записи по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» (Приложение 5).
Способ 2: при определении стоимости объекта стороны учли сумму НДС, подлежащую восстановлению.
При этом у передающей стороны сумма НДС к восстановлению отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».
Принимающая сторона производит запись по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» (Приложение 6) [19].
5. Неправильность отражения в учете арендованного объекта, требующего монтажа.
Если организация арендует объект основных средств, требующий монтажа, то в договоре аренды должно быть указано, на кого из участников договора возложена обязанность по монтажу объекта основных средств.
Если расходы по монтажу арендованного оборудования берет на себя арендатор, то эти расходы следует учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным списанием в течение срока действия договора аренды.
После 01.01.06 в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ [2] в налоговом учете появился новый объект амортизируемого имущества - капитальные вложения в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.
Однако, как указывает Минфин России в своем письме от 16.03.06 № 03-03-04/1/247, не следует отождествлять расходы по монтажу арендованного объекта основных средств с неотделимыми улучшениями в арендованный объект основных средств (хотя бы потому, что без монтажа арендованный объект не может эксплуатироваться, а для осуществления неотделимых улучшений требуется получить согласие арендодателя). В налоговом учете расходы по монтажу арендованного объекта основных средств отражаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подл. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ [2]. При этом с учетом положений ст. 272 НК РФ эти расходы должны приниматься в целях налогообложения с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов в течение срока действия договора аренды.
6. Неправильность отражения в учете оплаченных путевок работниками.
Второй квартал года - время начала отпускного периода. Если организация компенсирует своим работникам стоимость путевок, оформляя это как выдачу материальной помощи, то из суммы компенсации следует удержать налог на доходы физических лиц. На это указывает письмо Минфина России от 16.03.06 № 03-05-01-04/68.
Суммы компенсаций стоимости путевок согласно п. 9 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ лишь при соблюдении следующих условий:
- во-первых, путевки не являются туристическими и не предусматривают лечения за границей;
- во-вторых, путевки приобретены организацией за счет средств, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль. Для выполнения этого условия не достаточно сделать бухгалтерскую запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» (в соответствии с ПБУ 10/99) [5]. Необходимо иметь в фактическом наличии прибыль, оставшуюся после уплаты налога.
7. Неточности при составлении отчета о прибылях и убытках.
Рассмотрим, как правильно заполнить статьи отчета о прибылях и убытках, вызывающие наибольшее количество вопросов у бухгалтеров.
Статья «Коммерческие расходы». Расходы организации на рекламу своей продукции, товара, работ, услуг в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». В зависимости от вида деятельности организации могут использоваться субсчета «Издержки обращения» (в торговых организациях) или «Расходы на продажу» (в прочих организациях).
Реклама согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 «О рекламе» - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физических (юридических) лицах, товарах, идеях и начинаниях. Она предназначается для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации.
В то же время согласно п. 1 ст. 5 этого же закона использование в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (например, отметки «на правах рекламы») не допускается.
Таким образом, с одной стороны, средствам массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала. С другой стороны, если при заключении договора с организацией средств массовой информации в договоре прямо не указывается на то, что планируемый к размещению в этом средстве массовой информации материал носит рекламный характер, то он и не является таковым.
Однако нередко организациям необходимы именно такие публикации в средствах массовой информации. В этих случаях произведенные расходы целесообразно отражать в бухгалтерском учете как общехозяйственные расходы, а не как расходы на рекламу.
Для целей налогообложения к расходам на рекламу согласно п. 4 ст. 264 НК РФ относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации. Однако если статьи о деятельности организации не содержат пометок «на правах рекламы», но взимается плата за их размещение, то такие публикации не признаются рекламными. А при налогообложении прибыли организации расходы на такие публикации не должны учитываться. Такие разъяснения были даны Минфином России в письме от 31.01.06 № 03-03-04/1/66 (Приложение 7).
Статья «Операционные расходы». Организации в соответствии с требованиями ПБУ 19/02 отражают приобретенные ими или произведенные вложения в уставные капиталы обществ с ограниченной ответственностью в составе финансовых вложений на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет «Паи и акции» [19].
Финансовым результатом в бухгалтерском учете при продаже доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью может быть как прибыль, так и убыток. В то время как для целей налогообложения финансовым результатом может быть только прибыль (Приложение 8).
Статья «Постоянные налоговые обязательства (активы)». У организаций, получивших по договору имущество в безвозмездное пользование, возникает база по налогу на прибыль. Такой вывод был сделан Президиумом ВАС РФ и опубликован в его информационном письме от 22.12.05 № 98.
Так как на имущество, безвозмездно переданное организации, право собственности остается у организации-ссудодателя, на балансе организации-ссудополучателя оно не отражается. Полученное имущество следует за неимением другого забалансового счета учесть на счете 001 «Арендованные основные средства».
Пользуясь бесплатно чужим имуществом, организация получает имущественное право, являющееся внереализационным доходом организации в целях налогообложения. Однако ПБУ 9/99 «Доходы организации» не предусматривает отражения в учете дохода от получения имущественного права.
Определенную сложность представляет и определение рыночной стоимости полученного права безвозмездного пользования. Однако в ее качестве может выступать рыночная стоимость аренды аналогичного имущества.
После того как рыночная стоимость имущественного права будет определена, следует произвести учетные записи: Д-т сч. 001 «Арендованные основные средства» отражается рыночная стоимость имущественного права безвозмездного пользования имуществом; Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки», субсч. «ПНО», К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Текущий налог на прибыль» отражается постоянное налоговое обязательство (рыночная стоимость имущественного права безвозмездного пользования имуществом, умноженная на ставку налога на прибыль 24%) [19].
Вывод: при составлении бухгалтерской отчетности может возникать множество неточностей, их недопущение или устранение является важной составляющей работы бухгалтера, которому необходимо отслеживать все нововведения в бухгалтерском учете.
Заключение
Информация, полученная из бухгалтерского учета, является основой для принятия большей части управленческих решений. Данные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии организации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда общество узнает о состоянии экономики.
В получении оперативной и точной бухгалтерской информации заинтересованы все, кто так или иначе связан с производством и реализацией продукции, работ или услуг.
В настоящее время в связи с углублением рыночных преобразований и усложнением задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, возрастает требовательность к квалификации и профессионализму бухгалтерских работников.
Оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы.
Решение перечисленных задач возможно только при условии понимания базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета, овладения основными принципами и требованиями, которые установлены законодательными и нормативными актами.
Важность грамотного составления бухгалтерской отчетности невозможно переоценить, так как именно от ее точности зависит правильность анализа деятельности предприятия, позволяющего выявить достоинства и недостатки в его работе и наметить пути совершенствования.
Список литературы
1. Конституция РФ. - М.: Юридическая литература, 1993.
2. Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. (с изм. и доп. на 2005 г.) – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99г. №43-н
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №32-н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №33-н.
6. Положение по бухгалтерскому чету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44-н.
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н.
8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в ред. от 23.07.98).
9. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.
10. Бухгалтерский учет в России в XXI веке: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.Л. Маренкова. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 389с.
11. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.
12. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 587с.
13. Донцова Л., Никифорова Н. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2004. – 336с.
14. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.
15. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет (пособие для начинающих). – М.,2001.-378с.
16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2004. – 455с.
17. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. – М., 2000.-256с.
18. Новодворский В.Д., Понаморева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2003. – 325с.
19. Сотникова Л.В. Как избежать возможных ошибок при составлении отчетности // Бухгалтерский учет. – 2006. - №13. – С.5-11.