Содержание. 2
Введение. 3
1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ.. 5
1. Деятельность ПФР на территории Российской Федерации. 12
2. Доходы и расходы бюджетного пенсионного фонда РФ.. 13
3. Преимущества перехода на новую систему пенсионного обеспечения. 20
Заключение. 37
Список литературы.. 39
Введение
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников.
Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.
Цель данной работы заключается в оценки состояния пенсионной системы в России. Задачи данной работы: 1) рассмотрение работы Пенсионного фонда РФ, определение значения Пенсионного фонда РФ в социальном развитии Российской Федерации; 2) рассмотрение проблемы формирования и использования денежных средств ПФР; 3) внедрение системы индивидуального учета.
1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ
1.1 Характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации образован в конце 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Финансирование государственных пенсий осуществляется Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан, а также ассигнований из федерального бюджета.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона.
Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Местонахождение ПФР - город Москва.
Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации[1].
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденном 27.12.91 № 2122-1.
ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В основные задачи ПФР входят[2]:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Численность работников системы ПФР достигает 100 тысяч человек. Все специалисты ежегодно проходят квалификационную аттестацию
Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно- территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.
Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами)[3].
Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование.
Согласно Конституции РФ (ст.7, п.2, ст. 39) любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, под которой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по другим основаниям.
В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, участникам войн и вдовам погибших, а также в некоторые другие виды пенсий[4]. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:
- по старости (по возрасту);
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- за выслугу лет.
Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством устанавливаются: мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет, при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям граждан пенсия по старости законодательно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях – и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по старости назначается на льготных основаниях:
- женщинам, родившим пять или более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до восьмилетнего возраста;
- инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения;
- инвалидам 1 группы по зрению.
Кроме того, в соответствии с законодательством и специальными нормативными актами Правительства РФ, которому действующим законодательством предоставлено такое право, устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда отдельным категориям работников, занятых:
- на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
- на работах с тяжелыми условиями труда;
- в качестве водителей городского транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;
- спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и многих других работах указанных в списках работ, профессий и должностей, с учетом выполнения которых пенсий устанавливается при пониженном пенсионном возрасте.
На льготных основаниях пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
В настоящее время в России используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом.
1.2 Роль Пенсионного фонда в системе социального обеспечения Российской Федерации
Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы большого количества людей. Действующая в России государственная пенсионная система по инерции продолжает решать многие не свойственные ей задачи (например, стимулирование отдельных видов занятости). Неслучайно численность граждан, вышедших на пенсию по старости на льготных по возрасту условиях, растет опережающими темпами и превысила уже 22% общего числа пенсионеров.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели[5] [2, с.2]. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах[6].
В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров (см. табл.1). С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.
Таблица 1 - Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 30 сентября 2005 года
Наименование показателей |
Численность пенсионеров, чел. |
Средний размер пенсии, руб. |
Всего пенсионеров |
38317075 |
2538,14 |
Трудовые пенсии |
36178587 |
2575,15 |
по старости |
29194211 |
2763,56 |
по инвалидности |
4265544 |
1976,92 |
по случаю потери кормильца |
2718832 |
1490,52 |
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению |
2138488 |
1912,10 |
Пенсии военнослужащих и их семей |
76588 |
2247,83 |
Пенсионеры, пострадавшие от радиационных или техногенных катастроф |
215411 |
2438,67 |
Пенсионеры - госслужащие |
27287 |
4389,45 |
Социальные пенсии |
1819202 |
1798,45 |
1. Деятельность ПФР на территории Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество в области пенсионного обеспечения, участвует в подготовке и реализации договоров и соглашений с зарубежными партнерскими организациями.
Являясь полноправным членом Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) и Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ), ПФР принимает активное участие в их деятельности с целью изучения и обобщения передового опыта пенсионных систем стран с развитой экономикой, Центральной и Восточной Европы, СНГ и Балтии. МАСО объединяет около 400 национальных учреждений социального обеспечения 151 стран мира.
Россия (а ранее СССР) участвует в деятельности этой организации с 1957 года. Полноправными членами МАСО являются Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации. Ассоциированным членом МАСО является НПФ "Газфонд". Установлены и успешно развиваются двусторонние деловые контакты со многими социальными учреждениями государств различных регионов мира. По вопросам реформирования российской пенсионной системы ПФР проводит консультативные встречи с ведущими специалистами международных финансовых и национальных организаций, занимающихся проблемами пенсионного страхования. Пенсионный фонд активно сотрудничает с Международным валютным фондом, Всемирным банком и Международной организацией труда.
ПФР организует и проводит в России международные конференции и семинары с участием зарубежных представителей, занятых в области социального обеспечения, а также представляет Российскую Федерацию на аналогичных мероприятиях за границей.
2. Доходы и расходы бюджетного пенсионного фонда РФ
2.1. Бюджет фонда
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона.
Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:[7]
1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.
3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается. Проект бюджета Пенсионного фонда РФ составляется органами управления фонда и представляется органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год.
Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются Министерством по налогам и сборам РФ.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ[8]:
· страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
— на финансирование страховой части трудовой пенсии;
— на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
· страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
· минимальный налог при применении упрощенной системы налогообложения (в части, зачисляемой в ПФР — 60% от суммы налога);
· ассигнования из федерального бюджета на выплату и индексацию базовой части трудовой пенсии и субсидирование выплат страховой части трудовой пенсии (в сумме поступлений единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет);
· ассигнования из федерального бюджета на выплату и индексацию пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
· ассигнования из федерального бюджета на выплату и индексацию пенсий безработным, досрочно вышедшим на пенсию;
· ассигнования из федерального бюджета на выплату и индексацию пособий на детей в возрасте старше полутора лет;
· ассигнования из федерального бюджета на расходы по доставке и пересылке:
— пособий на детей в возрасте старше полутора лет;
— пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
— пенсий безработным, досрочно вышедшим на пенсию;
· средства, из целевого бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;
· использование резерва пенсионных выплат;
· доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
· доходы от использования иного имущества ПФР;
· добровольные взносы физических и юридических лиц;
другие поступления.
Назначение пенсий отдельным категориям пенсионеров осуществляется органами Минобороны России, МВД России, ФСБ России, СВР России, Госналогслужбы России, ФСНП России, Генеральной прокуратуры России и другими государственными органами с выделением средств федерального бюджета по соответствующим министерствам и ведомствам.
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ[9]:
· выплата трудовых пенсий (в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ);
· компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами:
— получающими трудовые пенсии;
— получающими пенсии за счет средств федерального бюджета
· выплата пенсий и пособий по государственному пенсионному обеспечению (в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ);
— федеральным государственным служащим (за выслугу лет);
— военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам (за выслугу лет, по инвалидности);
— участникам ВОВ и вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, ВОВ, войну с Японией (по инвалидности);
— дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение Героям СССР, Героям РФ и полным кавалерам ордена Славы — участникам ВОВ;
— гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и приравненным к ним лицам (по старости, по инвалидности);
— нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на другие виды пенсий (социальная пенсия);
— членам семей, указанных выше граждан (в случаях, определяемых законом);
· выплата пенсий безработным, досрочно вышедшим на пенсию;
· выплата дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;
· расходы на выплату доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
· выплата пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;
· выплата социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению:
— получателям трудовых пенсий;
— получателям пенсий за счет средств федерального бюджета;
· расходы на доставку и пересылку:
— трудовых пенсий и пособий;
— пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
· перечисление средств страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и их инвестирование;
· формирование резерва пенсионных выплат;
· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
· финансирование других статей расходов в соответствии с законом.
Взаимодействие ПФ с органами оперативного управления финансами.
ПФ обеспечивает взаимодействие с налоговыми органами, органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации для целей индивидуального (персонифицированного) учёта, правоохранительными органами, органами исполнительной власти по вопросам, связанным с расчётами плательщиков взносов, в том числе представляет сведения о страхователях и застрахованных лицах по запросам[10].
Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.
Исполнение бюджета ПФ осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. В настоящее время уполномоченным банком является Сберегательный банк Российской Федерации.
Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами[11].
2.2. Проблемы сбалансированности бюджета фонда
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета может иметь место сбалансированность доходов и расходов, дефицит или профицит бюджета.
В случаях, когда при исполнении бюджета ПФР уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников, предусмотренный законодательством механизм секвестра не применяется по отношению к социально значимым расходам фонда — выплатам пенсий и пособий. В результате образовывается задолженность фонда.
В 1997-1998-е г.г. резко возросла задолженность по выплатам государственных пенсий, увеличился дефицит Пенсионного фонда. Поэтому Правительство РФ своим постановлением от 10 июля 1998 г. разрешило фонду выпустить собственные ценные бумаги (векселя и облигации) на сумму до 15 млрд руб.[12] Кроме того, при недостатке средств Фонд может использовать кредиты коммерческих банков.
Свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах, не подлежат изъятию вышестоящими представительными и исполнительными органами власти. Решение об их использовании, в том числе о финансировании социальных программ, о вложении этих средств в акции и другие ценные бумаги, а также о предоставлении процентных и беспроцентных ссуд бюджетам бюджетной системы РФ принимает представительный орган власти, в том числе и с учетом предложений исполнительного органа власти только при условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств, полученных от этих операций, в свой бюджет.
3. Преимущества перехода на новую систему пенсионного обеспечения
3.1. Значение персонифицированного учета в пенсионной системе Российской Федерации
Основными проблемами существующей пенсионной системы являются низкий уровень пенсий, слабая их дифференциация. Комплекс мер по повышению уровня выплачиваемых пенсий в 1999-2000 годах позволил обеспечить рост реального размера пенсий, однако основные проблемы пенсионной системы остались нерешенными. Несмотря на принимаемые меры, средний размер назначенных пенсий остается на уровне ниже прожиточного минимума пенсионера.
Достигнутая в последние время на этом фоне относительная финансовая устойчивость пенсионной системы не создает надежных предпосылок для ее развития в будущем. Долгосрочный демографический прогноз свидетельствует об ускорении процесса старения населения после 2007 года. В результате увеличение численности пенсионеров будет сопровождаться снижением числа работающих, осуществляющих платежи в пенсионную систему. Поэтому сохранение распределительного принципа финансирования пенсий в перспективе приведет к ухудшению финансового состояния пенсионной системы и снижению уровня выплачиваемых пенсий.
Дальнейшее развитие сферы пенсионного обеспечения предполагается осуществлять по трем основным направлениям:[13]
- реформирование сложившейся пенсионной системы, осуществляющей выплату пенсий на распределительной основе;
- выработка правовых норм и основных методических и организационных мероприятий, направленных на введение механизмов накопительного финансирования пенсий и обеспечение их функционирования;
- преобразование системы предоставления досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда путем перехода к накопительным механизмам финансирования досрочных пенсий за счет дополнительных страховых взносов, обеспечивающих необходимый размер пенсии на период с момента достижения льготного пенсионного возраста и до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
В среднесрочной перспективе главной задачей реформирования распределительной пенсионной системы будет:
- установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в Пенсионный фонд Российской Федерации в период трудовой деятельности;
- постепенное повышение реального уровня пенсионного обеспечения граждан при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы;
- повышение реального размера пенсий при соблюдении финансовых ограничений, устанавливаемых бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации и федеральным бюджетом.
Органом, осуществляющим персонифицированный учет, определен Пенсионный фонд РФ, в субъектах РФ организацию персонифицированного учета осуществляют территориальные органы ПФ РФ. Внедрение персонифицированного учета предусматривает:
- регистрацию застрахованных лиц;
- сбор сведений о трудовом стаже, заработке и начисленных страховых взносах застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации;
- поэтапное внесение в лицевые счета сведений о стаже застрахованных лиц за период, предшествующий начальной регистрации.
На каждое застрахованное лицо в системе государственного пенсионного страхования Пенсионный фонд РФ открывает лицевой счет с постоянным номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе персонифицированного учета. Лицевой счет хранится Пенсионным фондом РФ в течении всей жизни застрахованного лица. После смерти застрахованного лица лицевой счет закрывается и хранится в течении срока хранения пенсионных дел.
Персонифицированный учет позволяет установить зависимость размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, создает заинтересованность у работодателя и у самих работающих в своевременной и полной уплате страховых взносов. Развитие индивидуального персонифицированного учета обеспечивает достоверность сведений, на основе которых назначается пенсии, позволяет создать систему защиты пенсионных прав работающих и гарантии сохранения соответствующих данных до выхода каждого на пенсию.
Главным фактором, влияющим на размер пенсии, является не стаж или размер заработка, а непосредственно объем страховых взносов, отраженных на условно-накопительном счете работника. Причем итоговая сумма определяется суммой взносов и процентом на них, который постепенно накапливался в процессе ежегодной индексации. Во внимание принимается при назначении пенсии один элемент системы, который до сих пор в Российской Федерации не использовался – ожидаемая среднестатистическая продолжительность жизни человека на момент назначения ему пенсии в соответствии с его возрастом. То есть, если человек выходит на пенсию в 60 лет, то для расчета его пенсии применяется количество месяцев, которые в среднем 60-летний человек в Российской Федерации имеет шанс прожить. При этом для определения размера пенсии могут быть применены самые разные формулы, но они пока только обсуждаются и об таких подробностях говорить ещё рано. Принцип довольно простой – вся сумма условных накоплений, которые отражены на счете работника будет делиться на количество месяцев его жизни после выхода на пенсию. Результатом станет его ежемесячная пенсия. Важная особенность этого необычного метода в том, что заведомо известно, что продолжительность жизни в Российской Федерации будет расти, и становится ясно, что при одном и том же уровне поступлений в Пенсионный фонд, платить одни и те же пенсии большому числу пенсионеров, что неизбежно в условиях роста продолжительности жизни, Пенсионный фонд не может.
Другой особенностью нового механизма определения размера пенсии, является тот момент, что каждому человеку одновременно с открытием условно-накопительного счета начисляется на этот счет первоначальный капитал.
Также важной особенностью новой пенсионной программы является тот момент, что не будет существовать ограничение максимальной пенсии. Любая сумма взносов, оказавшаяся у человека на момент выхода на пенсию на счете, деленная на ожидаемую продолжительность жизни, исчисленную актуарно, дает размер его пенсии, который может быть достаточно большим.
Начиная с 2005 года, работники, выходящие на пенсию, получают пенсию из двух источников. Этот пенсия, назначаемая с помощью условно-накопительных счетов, реальные деньги, которые он получит в момент выхода на пенсию в форме аннуитета. Пенсия на принципах аннуитета назначается также как и на условно-накопительных счетах.
Новый механизм применяется не только для исчисления пенсии, но и для её постоянной индексации в связи сростом средней заработной платы в стране. Благодаря этому механизму создается возможность для большинства пенсионеров улучшить уровень пенсионного обеспечения в результате возможного возобновления экономического роста, поскольку это рост приведет к повышению реальной заработной платы, а, следовательно, и пенсий, назначаемых с помощью индивидуального коэффициента.
Несмотря на ограниченный характер изменений можно отметить некоторые важные моменты, присущие новому механизму[14]. Он позволяет избежать разовых решений и сделать понятным для большинства пенсионеров порядок формирования размеров их пенсий. Также, закон позволяет более объективно дифференцировать размеры пенсий в зависимости от трудового вклада и ограничить уравнительные тенденции в пенсионном обеспечении. Он предусматривает гибкий порядок отказа от использования пенсионных льгот для отдельных категорий пенсионеров по исчислению стажа, а также рационализацию выплаты пенсий в период работы.
Общий финансовый баланс пенсионной системы должен поддерживаться на уровне, позволяющем осуществлять платежи на финансирование обязательных накопительных пенсий. Таким образом, трудовая пенсия должна состоять из трех частей:
- базовая часть трудовой пенсии будет иметь фиксированный размер, одинаковый для всех получателей государственных пенсий, выполнивших минимальные требования по трудовому стажу. Выплата базовой части пенсии осуществляется из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет;
- страховая часть трудовой пенсии, зависящая от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой работодателями страховых платежей за данного человека в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение всей его трудовой деятельности. Величина накопленных пенсионных прав отражается в виде условного пенсионного капитала на индивидуальном лицевом счете застрахованного. Индексация накопленных пенсионных прав граждан осуществляется с учетом динамики средней заработной платы в стране и темпов инфляции. Размер пенсии будет соответствовать сумме уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов и средней продолжительности выплаты пенсий;
- накопительная часть трудовой пенсии, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов (налога) и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и выплачиваемая по достижении общеустановленного пенсионного возраста. Размер пенсий будет рассчитываться исходя из суммы средств, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и установленного периода выплаты пенсии.
Исходя из суммы средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, будет назначаться выплата наследникам в случае смерти застрахованного лица.
Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования за счет части платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации будет создан неперсонифицированный резерв, призванный обеспечить безусловное выполнение обязательств государства перед застрахованными лицами при изменениях демографических и иных условий функционирования социально-экономической системы.
Начиная с 2002 года установлены отчисления в накопительную составляющую обязательной пенсионной системы, отражаемые в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда Российской Федерации. Накопительная часть трудовой пенсии формируется за счет уплаты страховых взносов (налога) и начисленного на них инвестиционного дохода. Ставка страховых взносов в накопительную часть государственной пенсионной системы в течение всей трудовой деятельности не понижается. При этом отчисления в распределительную пенсионную систему будут снижаться на величину отчислений в накопительную систему.
Средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов, составляют пенсионные резервы и подлежат инвестированию. Инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность государству финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность.
Для обеспечения деятельности накопительной системы определен порядок и сроки оценки стоимости инвестиционного портфеля, порядок размещения резервов обязательного пенсионного страхования, методика расчета инвестиционных индексов, порядок учета инвестиционного дохода в специальной части индивидуальных лицевых счетов.
Пенсионной реформой предполагается, что созданная система персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации должна быть полностью адаптирована к проблемам реформирования всей цепи отношений между работодателями, Пенсионным фондом Российской Федерации, застрахованными лицами и пенсионерами - от уплаты страховых взносов до назначения и выплаты пенсии и системой учета плательщиков страховых взносов.
Кроме того, должна быть обеспечена организация учета фактически поступивших платежей за застрахованное лицо, введение специальной части индивидуального лицевого счета для фиксации размера денежных средств, направляемых на накопительное финансирование пенсий, а также технология учета и распределения инвестиционного дохода. Реформирование пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда предполагается осуществить за счет обязательного профессионального пенсионного страхования на основе накоплений дополнительных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем в профессиональные пенсионные системы (государственную и негосударственные), и предоставления социальным партнерам возможности альтернативного выбора конкретных форм этих систем в рамках коллективных договоров (соглашений). В качестве альтернативы выбора может предусматриваться повышение заработной платы работникам, занятым на рабочих местах, дающих право на льготную пенсию на сумму причитающихся к уплате дополнительных страховых взносов.
Введение профессионального пенсионного страхования влечет за собой прекращение приобретения пенсионных прав по досрочному выходу на пенсию в распределительной части пенсионной системы.
Ранее приобретенные права по досрочному выходу на пенсию будут конвертированы в условный пенсионный капитал. В целях защиты прав участников профессиональных систем введены единые требования к осуществлению инвестиционной деятельности независимо от форм функционирования профессиональных пенсионных систем, а также дополнительные требования к надежности и репутации организаций, осуществляющих обязательное профессиональное пенсионное обеспечение.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривается сохранить на ближайшие годы право на назначение пенсии по действующим условиям. В перспективе преобразование этих пенсий будет осуществлено на принципах, аналогичных используемым при формировании профессиональных пенсионных систем.
Таким образом, в ходе проведения пенсионной реформы предусматривается, что пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:
1) Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счет ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.
2) Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и само занятым работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
3) Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.
|
3.2 Накопительный элемент пенсионной системы: правовой статус, порядок формирования накоплений, механизм выплаты
Система, основанная на накопительных принципах финансирования, принципиально отличается от распределительной. Основное отличие от распределительной системы заключается в том, что каждый застрахованный формирует себе пенсию сам. То есть работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям, а капитализируются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление. В накопительных пенсионных системах пенсионные взносы используются для приобретения финансовых активов. Общая сумма таких активов, предназначенных для финансирования пенсий по старости конкретных работников, будет со временем возрастать не только за счет поступающих взносов, но и благодаря отдаче в форме процента от финансовых средств активов или дивидендов на вложенный капитал. Когда работник достигает возраста выхода на пенсию, запас накопленных активов может быть использован для обеспечения постоянных пенсионных выплат после прекращения работы.
Накопительная система имеет ряд существенных преимуществ. Она не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя, в определенной мере, она тоже зависит от темпов экономического роста. Однако, в отличие от распределительной, накопительная система сама является фактором, способствующим стабилизации и развитию экономики, поскольку позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочного инвестирования. При накопительном финансировании пенсии обеспечивается ее дифференциация в зависимости от того, сколько сумел накопить человек, и насколько эффективно были инвестированы его накопления. Кроме того, накопительная система в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйствования, и использует их для своего развития. В частности, она хорошо сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование.
Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующим с 1 января 2002 года, в обязательную пенсионную систему введен накопительный элемент. Это выражается в том, что трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности кроме базовой и страховой части включает в себя и накопительную часть.
Федеральный закон от 20 июля 2004 года №70-ФЗ “О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации” определил новый порядок формирования накопительной части трудовой пенсии. С 2005 года накопительная часть трудовой пенсии формируется для лиц 1967 года и моложе. Закон также изменил ставки страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. При годовом доходе до 280 тысяч рублей в 2005-2007 годах страховой тариф составит 4%.
Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии носят персональный характер и служат источником пенсионных выплат конкретному работнику, за которого они были уплачены. С этой целью предусмотрен персонифицированный учет этих страховых взносов в специальной части индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица. Информация о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных лиц ежегодно до 1 июля. В специальной части индивидуального лицевого счета также отражаются сведения о доходах от инвестирования пенсионных накоплений, а после назначения накопительной части трудовой пенсии будут отражены и сведения о суммах пенсионных выплат застрахованному лицу.
Накопительная часть трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть мужчинам, достигшим 60 лет и женщинам, достигшим 55 лет. Исключение составляют лишь отдельные категории инвалидов. При назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца накопительная часть не предусматривается.
Сумма пенсионных накоплений умершего застрахованного лица будет выплачиваться правопреемникам согласно порядку установленному Правительством Российской Федерации. При этом застрахованное лицо вправе в любое время путем подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц, и в каких долях им может быть произведена такая выплата. При отсутствии заявления и при отсутствии у умершего застрахованного лица родственников 1 и 2 очереди, его пенсионные накопления остаются в составе пенсионного резерва и специальная часть индивидуального лицевого счета закрывается.
Размер накопительной части трудовой пенсии определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, применяемого для расчета накопительной части пенсии.
Ключевым моментом накопительного элемента пенсионной системы является инвестирование средств пенсионных накоплений. Это является совершенно новым институтом для российской пенсионной системы в целом и для каждого работающего гражданина в частности. С января 2003 года миллионы россиян воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) и стали инвесторами. Главная задача инвестирования пенсионных накоплений - это сбережение денег и их прирост за счет доходов от инвестирования. В связи с этим принципиально важное значение имеют правила, по которым осуществляется инвестирование. Основы формирования таких правил заложены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", который вступил в силу с 30 июля 2002 года. Первоначально страховые взносы, перечисляемые работодателями в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии, поступают общей суммой и не могут быть распределены по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц. Эти взносы Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации временно размещает в государственные рублевые и валютные ценные бумаги. Цель такого вложения средств пенсионных накоплений в том, чтобы защитить их от инфляции. В 2002 году в Пенсионный фонд Российской Федерации поступило страховых взносов на накопительную пенсию 33,684 млрд. рублей. Чистый финансовый результат от их временного размещения в государственные ценные бумаги составил 13,489 млрд. рублей. Коэффициент прироста составил 40%.
Если в 2003 году застрахованные лица имели право направлять свои пенсионные накопления в управляющую компанию, из числа имеющих договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений с Пенсионным фондом Российской Федерации, то с 2004 года круг выбора расширился: они могли также отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд. В 2005 году застрахованное лицо имеет право:
- выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию)
- перейти из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование.
- перейти из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации.
- перейти из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд.
Правом выбора управляющей компании, перехода в негосударственный пенсионный фонд или перехода в Пенсионный фонд Российской Федерации застрахованное лицо может воспользоваться не более одного раза в год путем подачи заявления в Пенсионный фонд до 1 октября. Согласно заявлению Пенсионный фонд переводит накопления застрахованного лица в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд до 31 декабря. Вновь поступающие страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии будут направляться в ту же управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд пока не поступит новое заявление застрахованного лица о выборе другой компании или другого негосударственного пенсионного фонда.
Если застрахованное лицо не воспользовалось правом выбора, то его средства передаются в доверительное управление государственной управляющей компании. В государственную управляющую компанию передаются также средства тех застрахованных лиц, кому отказано в удовлетворении заявления.
В целях защиты средств пенсионных накоплений от каких-либо потерь, установлены достаточно жесткие требования к ежегодному отбору управляющих компаний, как профессиональных участников рынка ценных бумаг; определен исчерпывающий перечень активов, в которые могут быть размещены пенсионные накопления; предусмотрен государственный контроль в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти и общественный контроль в лице Общественного Совета.
Сложилась система правовых, организационных и финансовых мер обеспечивающих надежность негосударственных пенсионных фондов. Она включает следующие компоненты:
- лицензирование деятельности;
- требования к финансовой состоятельности негосударственного пенсионного фонда;
- контроль со стороны спецдепозитария;
- обязательный аудит и актуарное оценивание;
- контроль со стороны лицензирующего органа;
- раскрытие информации о деятельности негосударственного фонда.
Правовой статус, накопительного элемента пенсионной системы закреплен рядом федеральных законов:
- Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”;
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”;
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”;
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ”;
- Федеральный закон от 1 апреля 1996г. № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002г. № 408 “О порядке выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ”.
По инвестированию пенсионных накоплений остаются еще ряд вопросов требующих законодательного урегулирования. До настоящего времени не обеспечено право застрахованному лицу вернуться в государственную управляющую компанию, если им был сделан выбор в пользу частной управляющей компании; не урегулированы вопросы выплат накопительной части трудовой пенсии правопреемникам умерших застрахованных лиц.
3.3. Преимущества перехода на новую систему пенсионного обеспечения
При планировании пенсионной реформы возникает необходимость учета российской специфики в организации пенсионного обеспечения. Этот вопрос исключительно важен в свете того факта, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, характеризуются многообразием национальных особенностей.
В России отсутствуют какие-либо сверхспецифические цели, для достижения которых нужны из ряда вон выходящие решения. Во всем мире люди умирают, оставляя без средств существования нетрудоспособных членов своей семьи, или сами оказываются не в состоянии содержать себя. Были апробированы некоторые способы решения этой проблемы поддержки нетрудоспособных лиц, и для правильного построения пенсионной системы необходимо правильно подобрать имеющиеся в мировой практике и в России подходы, которые в наибольшей степени отвечали бы условиям российской действительности.
Во всем мире пенсионные системы, характеризуемые многочисленными национальными особенностями, которые обусловлены процессами исторического развития и влиянием тех или идей, переживают в настоящее время период осмысления и подвергаются постоянной трансформации, направленной на совершенствование возложенных на них функций. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.
Современные пенсионные реформы предполагают создание накопительных пенсионных систем. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.
Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие[15]:
1. При накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах - собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается.
2. Демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.
3. Накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации - состояние экономики и производительности труда.
Факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы в переходный период, служат:
- более жесткая привязка размера пенсионных выплат к величине поступлений в Пенсионный фонд;
- учет ожидаемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через систему условно-накопительных и именных накопительных счетов;
- обеспечение более четкого разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом России и другими источниками, включая федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды;
- увеличение сбора страховых взносов в результате внедрения системы условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов.
Заключение
Социальное обеспечение пенсионеров сопряжено с решением целого комплекса экономических проблем, среди которых важнейшая - финансовое обеспечение полноценной и своевременной выплаты пенсий.
В условиях рыночных социально-трудовых отношений социальное обеспечение пенсионеров приобретает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что пенсионная система становится финансово независимой от государственного бюджета. Это достигается благодаря тому, что финансовые средства Пенсионного фонда формируются за счет страховых отчислений от заработной платы всех застрахованных наемных работников.
Для реализации модели социального обеспечения пенсионеров государству потребовалось создание целого комплекса государственных гарантий, направленных на устойчивое функционирование данной системы:
· правовая база;
· принудительное взимание страховых платежей;
· прямое бюджетное финансирование части пенсий в соответствии с действующим законодательством и т.п.
Стратегия реформы пенсионной системы должна базироваться на некоторых исходных предпосылках концептуального характера, а также положениях Конституции Российской Федерации:
· многоуровневый характер пенсионной системы и возможность ее развития;
· в системе пенсионирования должны сочетаться распределительный метод со страховым, что автоматически требует одновременного использования принципов солидарности и накопительности пенсионных взносов;
· основная исходная предпосылка состоит в необходимости соответствия между экономической природой формирования источника финансирования пенсии и экономической природой формирования самой пенсии;
· проектируемая система определяет роли, права и обязанности субъектов пенсионного обеспечения (государства, работодателей и работников), устанавливая на основе социального консенсуса распределение финансового «бремени».
Сквозным принципом всей системы пенсионного обеспечения выступает необходимость закрепления ответственности по каждой модели пенсионного обеспечения за конкретной организационной структурой:
распределительная модель реализуется ведомствами исполнительной власти;
страховая обязательная модель реализуется Пенсионным фондом;
страховая добровольная модель реализуется частным страховщиком.
Все это является составным элементом реализации реформирования пенсионной системы. Главное при этом, чтобы конституционные гарантии уровня жизни пенсионеров не только не снижались, но и укреплялись, а на переходный период государство должно помимо страховой пенсионной модели предусматривать комплекс резервных мероприятий, направленных на упреждение социальных и финансовых кризисов пенсионной системы.
Задачи, сформулированные во введении, решены, цель работы достигнута.
Список литературы
1. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Папело в.н. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. - Новосибирск: СибАГС, 2003.
3. Финансы: Учеб. пособие / Под. ред. А.М.Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2004.
4. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
5. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) ст. 2.10
6. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» в Российской Федерации № 167-ФЗ 15 декабря 2001 года ст. 16.
7. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/content/category/10/55/134/
8. Пенсионная реформа в России не состоялась [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vedomosti.ru
9. Борисов К.К. Развитие пенсионного обеспечение государства // Вопросы экономики - 2004.-№4.
10. Герченко В.С. Пенсионный фонд в современной России // Финансы. - 2002. - № 6.
[1]Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
[2] Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
[3] Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", с.2.
[4] Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с. 2-3
[5]Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с. 2.
[6]Пенсионная реформа в России не состоялась [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vedomosti.ru
[7] ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» в Российской Федерации № 167-ФЗ 15 декабря 2001 года ст. 16.
[8] Папело в.н. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.—Новосибирск: СибАГС, 2003.—С. 92.
[9] Папело в.н. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.—Новосибирск: СибАГС, 2003.—С. 93.
[10] Борисов К.К. Развитие пенсионного обеспечение государства // Вопросы экономики - 2004.-№4. – с 23.
[11] Герченко В.С. Пенсионный фонд в современной России // Финансы. - 2002. - № 6 - с 43.
[12] Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001.— С. 252.
[13] О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) ст. 2.10
[14] Финансы: Учеб. пособие / Под. ред. А.М.Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2004.- с.120
[15] Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/content/category/10/55/134/