Содержание

Введение. 3

1. Организация жизни слепых детей и их воспитание. 5

2. Содержание работы по формированию навыков ориентации в пространстве  6

3. Игровая деятельность как основной вид внеклассной работы с детьми с нарушением зрения. 10

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

Иногда родители удивляются: почему, казалось бы, большая забота их о ребенке не всегда приводит к желательным результатам? Беда большинства таких родителей в том, что они понимают свои родительские обязанности только как заботу о правильном питании детей, об их одежде, о сохранении их здоровья, но они ни к чему не приучают их и не проводят с ними никаких занятий, излишне ласкают, жалея своих детей, лишенных зрения, выполняют все их капризы и прихоти. Заласканные дети, как правило, растут эгоистами, непослушными, белоручками.

 Воспитывая детей, родители должны проводить единую линию в их воспитании. Где нет единства в требованиях, там дети учатся лавировать между "враждующими" сторонами, лицемерить  родители в этом случае не пользуются авторитетом и не оказывают на детей никакого влияния. Родителям не следует ни на минуту забывать, что дети чутко все подмечают и стремятся подражать взрослым. Детей надо разумно поощрять и справедливо наказывать. Справедливые наказания не оскорбляют чувство достоинства ребенка. Одним из важнейших условий правильного воспитания является духовная близость между родителями и детьми. Но установление духовной близости между родителями и детьми не происходит само собой. Иногда жизнь детей и родителей протекает как бы параллельно, независимо друг от друга. Ребенок живет своими интересами, замкнувшись в своем внутреннем мире, в который он не допускает родителей, а родители и не стремятся в него проникнуть, не пытаются его понять. Такая отчужденность возникает не сразу. Она появляется незаметно, подчас совсем неощутимо для родителей. До определенного времени все остается более или менее нормальным, как будто нет особых поводов для недовольства детьми, и "вдруг" оказывается, что дети стали "чужими". В таких случаях родители сами приходят к признанию своего бессилия.

Цель работы: рассмотреть организационные формы, содержание и методы внеклассной работы с детьми с нарушением зрения.

Задачи:

1.     Рассмотреть организацию жизни слепых детей и их воспитание;

2.     Изучить содержание работы по формированию навыков ориентации в пространстве;

3.     Рассмотреть игровую деятельность как основной вид внеклассной работы с детьми с нарушением зрения.

1. Организация жизни слепых детей и их воспитание

Важную роль в воспитании слепых детей в семье играет выполнение установленного режима дня. Часы в режиме дня должны указывать начало каждого мероприятия. Выполнение режима дня обязательно. Особенно важно проводить точно в установленное время питание, сон и прогулку детей. При соблюдении правильного режима здоровье детей крепнет, они чувствуют себя бодро, спокойно играют, охотно занимаются.

У детей должна быть воспитана привычка кушать в установленное время. В пятилетнем возрасте ребенок должен научиться правильно держать ложку в правой руке, брать пищу понемногу, самостоятельно одеваться и раздеваться.

В воспитании слепых детей шестилетнего возраста соблюдение режима дня, как и для детей младших возрастов, имеет большое значение. Режим дня для детей шестилетнего возраста может быть примерно таким же, как и для детей младших возрастов. В этот период значительно возрастает роль занятий, так как шестилетних детей готовят к поступлению в школу.

Ежедневно следует проводить два занятия. Первое занятие  длительностью 25 мин., второе  20 мин. (с 10-минутными перерывами между ними). На занятиях родители сообщают детям элементарные знания о явлениях природы и окружающей жизни, закрепляют навыки правильного произношения слов родного языка и правильного построения речи, учат счету в пределах 10; развивают слух, ориентировку, движения, изучают шеститочие и углы на прямоугольнике (о чем мы будем говорить ниже), развивают у детей любознательность, сообразительность, память; приучают быть внимательными на занятиях и доводить начатое дело до конца.[1]

В процессе воспитательной работы и специальных занятий у детей расширяется познание окружающей жизни. Интересы детей становятся более разнообразными. Их начинают интересовать причины различных явлений: "Почему?", "Из чего это сделано?", "Для чего это нужно?"  это обычные вопросы детей старшего дошкольного возраста. На все вопросы детей всегда нужно отвечать не торопясь и понятными для них словами. О тех предметах, которые дети не могут ощупать руками, всегда даются объяснения, иногда они сравниваются со знакомыми уже детям предметами. Объяснение и рассказывание является одним из приемов сообщения слепым детям простейших знаний о предметах, явлениях природы и окружающей жизни. Под влиянием систематических занятий они постепенно усваивают обобщающие понятия (например, посуда, одежда, обувь, животные, растения), их речь становится более правильной.[2]

Усвоение многих понятий детьми шестилетнего возраста позволяет предъявлять к ним большие требования в самообслуживании, в соблюдении правил культурного поведения. Дети к 7 годам должны самостоятельно одеваться и раздеваться, оправлять кровать, культурно кушать, мыть с мылом лицо и руки, на ночь чистить зубы. Наряду с привитием самостоятельности следует учитывать, что слепые дети шестилетнего возраста, как и младшие, нуждаются в постоянном наблюдении за ними, за их деятельностью.

2. Содержание работы по формированию навыков ориентации в пространстве

Как только слепой ребенок начнет ходить, его не следует стеснять в движениях, надо учить его свободно двигаться по комнате, предварительно убрав лишнюю мебель. Родные приучают ребенка двигаться по комнате на звук побрякушки или хлопка в ладоши. Необходимо ежедневно водить ребенка на прогулку.

Маленькие дети испытывают органическую потребность в движениях, поэтому в воспитании слепых детей и детей с остаточным зрением необходимо использовать их двигательную активность, что очень важно для предупреждения появления навязчивых движений.

С трехлетнего возраста у детей нужно постепенно развивать навыки основных движений, приучать их ходить и бегать, держа корпус прямо, свободно двигая руками, не шаркая ногами; учить бегать в комнате по прямой линии и по кругу на звук побрякушки; ходить по длинной доске, положенной на землю; перешагивать через лежащие на земле предметы; бруски (из строительного материала), палки, дощечки. Приучать детей прыгать: подпрыгивать на двух ногах, стоя на месте, перепрыгивать через шнурок, лежащий на полу. Учить спускаться по лестнице и поднимания по ней.

Слепого ребенка в 5-6 лет учат называть правую и левую руку. После усвоения понятий правая и левая рука необходимо учить ребенка определять правую и левую сторону oт места, где он стоит.

Когда ребенок хорошо усвоит понятия: правая и левая рука, правая и левая сторона,  учить его ориентировке в своей комнате, коридоре, местах общего пользования. Он должен представлять расположение всех комнат в квартире, хорошо знать выход из квартиры на лестницу, улицу. Подводя ребенка к знакомству с расположением своей комнаты, предварительно надо познакомить его с игрушечным домиком, сделанного из строительного материала. Показать входную дверь в домике, дать ее ощупать руками, ощупать стену, в которой находится входная дверь. Затем вся комната домика подробно обследуется и изучается (стены, углы, окна, потолок).[3]

После подробного обследования и изучения комнаты, сделанной из строительного материала, будет значительно легче познакомить ребенка с расположением комнаты, в которой он живет. Приступая к обследованию настоящей комнаты, надо сказать ребенку, что она тоже имеет стены, углы, окна и потолок, как и комната из строительного материала, только она значительно больше.

Когда ребенок будет ходить на прогулки,  учить его самостоятельно спускаться по лестнице и подниматься по ней; считать с ним, сколько от своей квартиры прошли ступенек, лестничных пролетов, чтобы ребенок хорошо знал, на каком этаже находится квартира, в которой он живет, и, идя с улицы, мог совершенно самостоятельно находить ее. При выходе на улицу нужно показать ребенку тротуар, познакомить с шириной его (заставить ребенка измерить ширину тротуара шагами) и сказать, что люди всегда ходят только по тротуару; объяснить, что если он выйдет из дома и пойдет налево, то нужно идти, придерживаясь левой стороны тротуара; при встрече с людьми отходить всегда влево, чтобы не попасть под автомобиль или велосипед, едущие по мостовой. Если выйдешь из дома на улицу и пойдешь по правой стороне, то надо придерживаться правой стороны тротуара и при встрече с людьми отходить вправо.

Ежедневно во время прогулок по улице заставлять ребенка слушать (развитие слуха) и определять, проехал трамвай или машина, какая машина и   т. д. Слепые дети дошкольного возраста должны хорошо научиться определять по звуку вид транспорта.

Необходимо подробнее познакомить ребенка с дорогой, идущей от дома до садика, парка, где обычно гуляет ребенок: "Вышли из дома и пошли по тротуару налево, придерживаясь левой его стороны; дошли до улицы, которую нужно перейти, быстро ее переходим, идем дальше по левой стороне и входим в садик".[4]

В садике познакомить ребенка с его расположением, показать центр и места, где стоят скамейки; показать некоторые деревья и кустарники, растущие в садике, и клумбы с цветами. По форме листьев и их запаху учить ребенка определять некоторые кусты и деревья, Определять по листьям кусты и деревья надо учить ребенка не сразу, а постепенно: сначала пусть он хорошо усвоит форму листа одного дерева, и только тогда уже познакомить его с новым названием листа и дерева. В садике дать возможность слепому ребенку поиграть со зрячими детьми в игрушки, побегать, играя в "паровозик", "лошадки", побегать с ребенком самим, помня, что дети очень любят движения.

Куда бы вы ни пошли с ребенком, всегда говорите ему, куда идете, где идете, и при этом постоянно заставляйте прислушиваться к звукам улицы.

Слепых детей шестилетнего возраста можно учить самостоятельно ходить по тротуару, но надо, идя сзади ребенка, очень близко от него, охранять его от толчков людей, идущих навстречу и сзади ребенка. Первый раз пусть он пройдет самостоятельно 1-1,5 м, а потом постепенно увеличивайте расстояние. Летом следует вывозить слепых детей на прогулку за город: в поле, на луга, на реку, в лес. Находясь на прогулке за городом, дайте возможность детям самостоятельно ходить и бегать, при этом заставляйте их прислушиваться, а потом спрашивайте, что они слышат.[5]

На прогулках в поле, по лугу надо дать детям возможность полнее ощутить природу и простор лугов и полей: побегать с ними наперегонки, показать, какие растут цветы, дать их ощупать руками, собрать цветы, которые хорошо пахнут. Во время отдыха на полянке предложите детям прислушаться, а потом спросите, что они услышали.

На прогулках в природу необходимо давать 5-6-летним детям некоторые представления о явлениях природы, например: осенью дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее. Люди одеваются теплее. Листья на деревьях желтеют, опадают это листопад. На ветках остаются почки (дать их детям).

Слепой ребенок познает пространство через непосредственное передвижение в нем. Получаемые при этом мускульно-осязательные ощущения в соединении со слуховыми способствуют тому, что практическая ориентировка слепого ребенка в пространстве начинает постепенно развиваться. Мощным фактором, помогающим ребенку осмыслить свой чувственный опыт, является речь, понимание и применение слов, обозначающих направление: "направо" "налево", "вверх"  "вниз", "вперед" , "назад", "прямо", "напротив" и др. На этой основе и на основе развития памяти, запоминания места, своего личного опыта, передвижений развиваются у слепого ребенка представления о пространстве и пространственное воображение.

3. Игровая деятельность как основной вид внеклассной работы с детьми с нарушением зрения

Игры - основная деятельность детей дошкольного возраста. Они являются важным средством воспитания. Игра увлекает ребенка, доставляет ему много радости. В играх развивается речь, воображение, память, внимание и интересы детей: расширяются и закрепляются их представления об окружающем. В играх дети непринужденно упражняются в разнообразных движениях, а это очень важно для слепых детей; игры содействуют воспитанию характера ребенка и его чувств.

Для игр нужно отводить значительное время в режиме дня детей с недостатком зрения. Дети должны играть утром, после дневного сна и вечером. Дети должны быть все время заняты, а не сидеть в бездействии, иначе у них могут появиться навязчивые движения. Утром и вечером игры носят спокойный характер. Во время игр воспитывается умение пользоваться игрушками. Родители приучают детей слушаться, старших, выполнять их указания, быть вежливыми, взрослых называть по имени и отчеству. Дети приучаются поддерживать порядок в комнате, убирать на место игрушки по окончании игры.

Учитывая, какое большое значение имеют игры для детей, и в частности для слепых детей, родители с раннего детства дают слепому ребенку игрушки, сначала звучащие, в виде погремушки, резиновых птичек и т. п., а детям 3 лет дают нанизывать, вкладывать, вынимать переставлять, смешивать, перекладывать игрушки. Все эти действия с игрушками и материалами увлекают детей. Для слепых и имеющих остаточное зрение детей 3-4-летнего возраста надо иметь много разнообразных игрушек: куклы разных размеров, набор мебели, животные, птицы, автомобили, грибки, рыбки, флажки. Обязательно нужно иметь набор игрового строительного материала: квадраты, прямоугольники, кубы, бруски. Из строительного материала дети очень любят сооружать разные постройки. Летом надо давать игрушки, с которыми слепые дети могут двигаться (возить автомобиль за веревочку, привязанную к нему, тележку, катать в коляске кукол). Для игр с песком даются совки, лопатки, песочницы. Песок должен  быть чистым и влажным. В теплые дни дети могут играть с водой. Для этого нужны мелкие игрушки: целлулоидные утки, куклы-голыши, лодочки, ванночки, посуда. Вода должна быть комнатной температуры.

Игрушки привлекательны, в основном, для зрячего ребенка. Большинство игрушек красочны и являются миниатюрными копиями людей и предметов повседневной жизни. Зрячий ребенок воспринимает миниатюрный мир игрушек как настоящий, только другого размера. Однако эти игрушки не воспроизводят ни ощущения, ни звучания, ни запаха реальных объектов. Поэтому для слепого ребенка игрушки мало соотносимы с объектами окружающего мира. Наблюдения показали, что слепые дети не интересуются игрушками так, как это делают зрячие. При предъявлении игрушки дети стремятся исследовать ее звучание. Иногда игры слепых детей кажутся повторяющимися и лишенными смысла, но ведь им нужно больше времени для приобретения всестороннего опыта на игровой основе, чем обычному ребенку. Большая часть зрячих детей тянется к другим детям. Даже если они слишком малы, чтобы принять участие в игре других детей, присутствие других детей достаточно привлекательный фактор. Поведение детей в игре и общении носит чаще всего характер имитации. Дети наблюдают друг друга или игрушки друг друга, и имитируют игру партнера.

Слепой ребенок не получает этой зрительной информации, а она очень важна для раннего опыта общения. Чаще всего слепой ребенок часто отвергает или избегает других детей при посещении яслей. Он предпочитает общество взрослых. Ребенок подражает им, и речь, как средство общения, приобретает для него большее значение, он больше заинтересован в контакте со взрослыми, которым он может задавать вопросы и получать ответы.

Способ, посредством которого слепой ребенок познает среду вокруг себя и манипулирует игрушками, с одновременным отсутствием интереса к другим детям, вызывает замешательство у сотрудников яслей. Часто они находят поведение ребенка необычным, отличающимся от поведения зрячих детей. Воспитатели часто обозначают это странное и повторяющееся поведение ребенка словом "блайндизм" или другими стереотипными обозначениями, вместо того, чтобы сразу же оценить его как естественное и адекватное со стороны слепого ребенка, попавшего в специфические условия.

Воспитатели сталкивается с большим количеством проблем, стараясь оказать заботу и внимание ребенку. Они  имеют опыт работы со зрячими детьми и соответствующее образование. Они знают, как стимулировать развитие дошкольников через зрение. Однако, у них мало знаний о нуждах и задатках слепого ребенка. Вот почему работа со слепыми детьми оказывается очень трудной. Сотрудники нуждаются в руководстве, информации и объяснениях того, как и почему ребенок ведет себя определенным образом. Нужно объяснить педагогам, как сделать для слепого ребенка мир "зримым" и значимым.

Формирование ребенка, как члена общества, проблема его дальнейшей социализации требует определения условий и возможностей влияния на развитие социально-значимых качеств и способов взаимодействия. Игра является наиболее доступной дошкольникам, самостоятельной, эмоциональной, творческой и коллективной деятельностью, в процессе которой происходит усвоение ими социального опыта взрослых и создается их "зона ближайшего развития".[6] Игра делает доступными для сознания ребенка весь спектр отношений в обществе - личные, правовые, производственные и наиболее полно раскрывает нам своеобразие развития межличностных отношений, что доказывает ее значимость в их формировании. Рассматривая изученность межличностных отношений в тифлопедагогике и тифлопсихологии, тифлологи определили что эта проблема не получила еще достаточного развития в коррекционной психологии и педагогике. Результаты исследований подтверждают, что развиваясь по основным законам нормы, психика аномального ребенка имеет свои специфические особенности. Дефекты зрения существенно усложняют отношение слепого и слабовидящего к окружающей среде, к различного рода деятельности, к самостоятельной жизни, обуславливают значительные затруднения в характере их делового и свободного общения, уход от контактов с окружающими, ориентацию на свой внутренний мир. Тифлопсихологические исследования показали, что зрение играет ведущую роль в процессе восприятия человека человеком и в процессе общения людей. Недостаток зрительного анализатора ведет к снижению информации, которая характеризует партнера по общению и затрудняет обратную связь с ним. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Смазанность, упрощенность мимики, жестов, пантомимики достигают такой степени, что даже безусловно рефлекторные выразительные движения сопровождающие состояние горя, радости, гнева проявляются при глубоких нарушениях зрения весьма в ослабленном виде. Это объясняется тем, что для слабовидящих и частичновидящих детей дошкольного возраста зрительное восприятие, несмотря на зрительную патологию, остается одним из ведущих способов познания окружающей действительности и ориентировки в нем. При этом процесс компенсации активно не развивается, дети не стремятся использовать сохранные органы чувств для обогащения чувственного опыта, не учитывают слабую информативность зрительных образов. Развитие общения детей с нарушением зрения при использовании креативной игры показало возможности последней в обогащении детского опыта владения невербальными средствами коммуникации.[7] Значение компенсаторных механизмов психики в формировании игры, как средства коррекции нравственных и физических сторон личности слабовидящих представлено в исследовании Д.М. Маллаева. Взаимосвязь игры и межличностных отношений детей-дошкольников проявляется в слабом знании и владении двигательными действиями. Это мешает успешности выполнения игровых действий особенно в условиях осложненной пространственной ориентировки. Ограничение зрительного восприятия не всегда позволяет детям понять ситуацию, осознать отношение людей к поведению и поступкам, правильно их оценить. Анализ игровой деятельности слепых дошкольников показывает, что у этих детей более всего страдает формирование игровых действий.[8] Это значительно обедняет процессуальную сторону, содержание и сюжет игры, тормозит формирование коллективных связей. В тифло-литературе посвященной развитию игры детей с патологией зрения не имеется данных о характере межличностных отношений у слабовидящих детей дошкольного возраста. Для успешного влияния игры на межличностные отношения детей с нарушением зрения, необходимо определить как специфику развития этих отношений, так и особенности самой игры.

Заключение

Слепого ребенка не нужно ставить в какие-то особые условия, создавать для него какую-то особую, искусственную обстановку, не такую, как для других детей, и, вместе с тем, нужно вовремя приходить на помощь, когда слепой ребенок сталкивается с трудностями, преодоление которых для него непосильно без помощи родителей и других членов семьи.

Если родители занимаются с детьми с раннего детства упорно, систематически, то слепые дети могут научиться почти всему, что умеют делать зрячие дети. У слепых детей сохраненные органы чувств компенсируют в значительной мере отсутствующее зрение. Чем больше всяких игр и занятий будет проводиться со слепыми детьми, тем лучше у них будут развиты руки, осязание, слух и ориентировка, тем больше дети будут подготовлены к учебе в школе и труду в жизни. Родители слепых детей понимают, как много должны они дать своему ребенку, чтобы воспитать его полноценным человеком.

Воспитание слепых детей требует от родителей особой заботы, времени и терпения. Любовь и понятная жалость к слепому сыну или дочери не должны мешать матери быть требовательной к своему ребенку: насорил  убери, не сделал работу  сделай, плохо сделал  переделай, нашалил  извинись и т. д. Воспитывать нужно не только убеждением, но и делом, заставляя детей выполнять то, что от них требуют окружающие.

Очень важно, чтобы слепой ребенок не рос одиноким. Если у слепого ребенка нет зрячих сестер или братьев, следует приучать его играть со зрячими детьми: слепой ребенок должен обязательно быть в коллективе зрячих детей.

Список литературы

1       Гудонис В. П. Социально-психологические проблемы интеграции инва­лидов по зрению в общество зрячих. // Дефектология, 1995. - №  2. С. 32- 38.

2       Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации). Верхняя Пышма, 1997. – 321с.

3       Игра - как средство общения и адаптации детей с нарушениями зрения // Обновление содержания педагогического образования (Сборник статей преподавателей и студентов ДГПУ) - Махачкала, 1996. - С.90-91.

4       Как помочь слепому малышу: Рекомендации для семьи, имеющей ребенка с дефектами зрения / Рекомендации подгот. Всемир. орг. здравоохранения. Женева, 1989 г. // Соц. обеспечение.- 1999.- N 4.- С. 29-31

5       Колесникова Е. Нарисуем желтый круг: (развитие сенсор. навыков у дошкольников с наруш. зрением) // Обруч.- 1997.- N 4.- С. 40-41.

6       Корнилова И.Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации // Дефектология.- 1998.- N 6.- С. 50-57.

7       Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением: Коррекц.-воспитат. работа в образоват. учреждении "нач. шк.-дет. сад" для детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И.Плаксиной.- М: ГороД, 2004- 130 с.

8       Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.- М: ГороД, 1998.- 262 с.

9       Сюжетно-ролевая игра, как средство коррекции межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы специального образования. - Махачкала, ДГПУ, 2000. - С. 10-11.

10  Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. – М.: «Аквариум», 2001. С. 97-121.


[1] Гудонис В. П. Социально-психологические проблемы интеграции инва­лидов по зрению в общество зрячих. // Дефектология, 1995. - №  2. С. 32- 38.

[2] Как помочь слепому малышу: Рекомендации для семьи, имеющей ребенка с дефектами зрения / Рекомендации подгот. Всемир. орг. здравоохранения. Женева, 1989 г. // Соц. обеспечение.- 1999.- N 4.- С. 29-31

[3] Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации). Верхняя Пышма, 1997. – 321с.

[4] Как помочь слепому малышу: Рекомендации для семьи, имеющей ребенка с дефектами зрения / Рекомендации подгот. Всемир. орг. здравоохранения. Женева, 1989 г. // Соц. обеспечение.- 1999.- N 4.- С. 29-31

[5] Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением: Коррекц.-воспитат. работа в образоват. учреждении "нач. шк.-дет. сад" для детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И.Плаксиной.- М: ГороД, 1998.- 130 с.

[6] Сюжетно-ролевая игра, как средство коррекции межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы специального образования. - Махачкала, ДГПУ, 2000. - С. 10-11.

[7] Корнилова И.Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации // Дефектология.- 1998.- N 6.- С. 50-57.

[8]  Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.- М: ГороД, 1998.- 262 с.