Содержание:

1. Личность осужденного, как объект исправления 3

1.1. Определение и структура личности_ 3

1.2. Характеристика аномальной личности_ 7

1.3. Личность как объект исправления 11

2. Особенности воспитательной работы с лицами, стойко придерживающимися уголовных традиций_ 14

2.1. Психологические особенности преступников-профессионалов (рецидивистов) 14

2.2. Средства исправления и перевоспитания осужденных_ 15

Список литературы_ 21

1. Личность осужденного, как объект исправления

1.1. Определение и структура личности

Чтобы разобраться с социально-психологическими и психологическими отклонениями, следует ввести важные для анализа научно-психологические понятия: индивид, личность, индивидуальность, субъект. Первые три понятия можно кратко охарактеризовать таким выражением: индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

«Личность» - это понятие, обозначающее системное качество, формирующееся в онтогенезе в процессе социализации (совместной деятельности и общении с окружающими людьми, обучении и воспитании). Когда ребенок, будучи индивидом, усвоит основные социальные знания, нормы и ценности, позволяющие ему вести себя в социуме (обществе), ощущая полноценным и полноправным его членом, можно характеризовать его как личность.

Понятие «субъект» определяется как действующее существо, автор и хозяин своей активности. Личность, таким образом, это субъект социальных отношений и сознательной деятельности. «Человек, являющийся личностью, - писала выдающаяся советская психолог Л. И. Божович, - обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием». Таким образом, «личность» - это категория, обозначающая особое качество человека и уровень развития его психики в онтогенезе, выражающие его возможность быть субъектом, способным адаптироваться к социальной по характеру действительности и преобразовывать ее и себя, как часть этой действительности.

Если человек проявляет себя, как субъект, такая его характеристика будет называться «Субъектность». Понятно, что субъектность личности, как способность быть субъектом, не всегда должна или может проявляться. Так, от маленького ребенка нельзя требовать способности руководить собой во всех жизненных ситуациях, но порой и взрослый человек не может адаптироваться к жизни, преобразовать сложившуюся ситуацию или совладать с собой. Чем неординарнее жизненные моменты, тем выше требование к субъектности. Чем более развит человек, тем стабильнее и типичнее для него такая характеристика.

Критериями личностного проявления являются социальные требования к человеку как к типичному социальному субъекту, т.е. как к типичному представителю общества. До тех пор, пока ребенок развивает такое соответствие, общество не только должно снисходительно к нему относиться и проявлять к нему померную требовательность, но обязано создавать условия для его развития, а также ценить ребенка, как потенциальную личность, но полноценного человека.

Не только общество влияет на личность, но и личность на общество. И это влияние может быть как созидательным, так и разрушительным. Нельзя создать полноценное общество из граждан-нулей. Однако и противоположный крен в сторону воинствующего индивидуализма разрушителен.

Взаимоотношение личности и общества представляет собой своеобразное единство и борьбу противоположностей. В криминологической литературе указывается, что противоречия являются питательной средой преступности. Однако разрешение противоречий - механизм развития, как человека, так и общества. Таким образом, если не будет противоречий, не будет и развития, не будет жизни. Взаимоотношение личности и общества (личности и окружающих людей) может проявляться как содействие, отчуждение, противодействие. Два последних варианта демонстрируют конфликтность отношений, либо даже их кризис, если разрешение конфликта оказалось невозможным. Социально-психологические и психологические отклонения у человека могут быть результатами неразрешенных конфликтов: общественных, межгрупповых, межличностных и внутриличностных.

Зрелую личность можно характеризовать через приобретенный комплекс свойств, таких как самостоятельность, ответственность, богатство интересов, высота ценностных ориентаций, социальная компетентность и т.п. Но важнее всего, то, что ее характеризует умение разрешать разнообразные жизненные проблемы и противоречия, используя для этого внешние условия и свои внутренние ресурсы и, проявляя при этом разнообразные стратегии совладания с действительностью и с собой, благодаря которым возможно преобразование человеком окружающей действительности и самого себя.

Личность активна в процессе своего формирования, а также в процессе проявления своей деятельности, своих поступков. Активность личности предоставляет ей возможность быть не только типичной, похожей на остальных людей, ведь она сформировалась, благодаря воздействию социального фактора, но и быть неповторимой, т.е. быть индивидуальностью. Таким образом, благодаря двум тенденциям в развитии личности: социализации (приобщению к социуму) и индивидуализации (выражению самости), - личностное проявление представляет собой сплав общего и особенного, типичного и уникального. Можно говорить о диалектике двух Я (образов Я) у каждого человека: общественного и индивидуального, несмотря на то, что оба они социальны, ведь человек – социальное существо, а не животное, проявляющее инстинкты.

В психологии существует традиционное и нетрадиционное понимание индивидуальности. Традиционное понимание сводится к признанию уникальности человека, личности. Индивидуальность проявляется в виде анатомо-физиологических, психофизиологических, психологических, социально-психологических различий между людьми. Например, особенными являются физические параметры и свойства нервной системы человека, его жизненный путь и опыт, притязания, привязанности и вкусы. Неповторимость личности может выражаться потребностями и мотивами, которые у нее возникают, рациональными, эмоциональными и смысловыми отношениями к действительности, которые у нее формируются, проявляться в ее чертах и способностях. Например, индивидуально-психологические особенности личности проявляются в ее характере, темпераменте, уровне ее зрелости.

В нетрадиционном понимании индивидуальности подчеркивается, что речь идет о личности «с большой буквы». Такая индивидуальность выражается способностью к неординарному поведению в непредсказуемых, неизвестных ситуациях, т.е. к творческому отношению к действительности. В таких личностях общество нуждается, особенно, в кризисные периоды, когда не только необходимо найти выход из положения, предложив продуктивное решение в ситуации неочевидности, но и взять за него на себя ответственность.

Личность с ординарной индивидуальностью будет способствовать поддержанию типичных процессов в обществе, личность с неординарной индивидуальностью будет способствовать изменению общества, предотвращая в нем застой и энтропию. Законопослушность относится к типичным проявлением личности, такая личность является просоциальной.

Неприятие закона или общественных ценностей, в целом, относится к проявлению индивидуальности. Степень неприятия может проявляться либо в негативности асоциальной личности, имеющей интересы, противоречащие общественным, либо в разрушительном воздействии антисоциальной личности.

К ординарному (обычному) типу индивидуальности будут относиться личности, нарушающие закон, к неординарному – изменяющие и развивающие его во благо общества, т.е. ради себя и других личностей, его составляющих.

Можно предложить два понимания соотношения введенных понятий.

Человек рождается как индивид и становится человеком в процессе своего развития. В процессе развития он формируется в личность – это необходимое условие формирования человеческого в человеке. Каждого человека (но чаще пишут личность) отличают его темперамент, характер, способности (как различные по качеству его системные характеристики), а также другие индивидуальные особенности. В процессе жизнедеятельности человек одновременно и проявляет себя, и развивается как субъект.

Человек рождается человеком, но человеком, в собственном значении этого слова, не является, а лишь индивидом, имеющим физические и физиологические предпосылки для этого. Человеком он становится в процессе своего развития, проходя через такие этапы: вначале через формирование темперамента, затем характера, затем личности и индивидуальности. Каждая последующая стадия не в явном, а “в снятом” виде содержит в себе предыдущую. Т.е. когда формируется характер, он подчиняет себе проявления темперамента, последующее развитие человека в личность, в свою очередь, подчиняет характер и т.д. Все эти изменения в человеке возможны, благодаря тому, что он проявляет и развивает себя как субъект в различных видах жизнедеятельности в мире людей.

1.2. Характеристика аномальной личности

В русском языке слово «личность» определяет отдельного человека, носителя каких-нибудь свойств. Слово «преступник» обозначает человека, совершившего преступление (в юридическом значении – правонарушитель). Таким образом, личность преступника можно представить через совокупность свойств, присущих человеку, совершившему преступление, и составляющих его индивидуальность. Термин «преступная личность» обозначает особый тип людей.

Итак, если речь идет о правонарушителе, нарушителе правовых норм, значит, мы имеем дело с отклонением, т.е. аномалией. Преступник как аномальная личность характеризуется по преимуществу тем или иным отклонением: психопатологическим, социально-психологическим, психологическим, - в зависимости от того, какие причины играют ведущую роль. Патологическое отклонение психики, например, обусловлено заболеванием и обычно связано с органическими нарушениями. При любых отклонениях их фиксация возможна, если разработаны понятие нормы и критерии отличия нормы и не нормы.

Норма поведения – это правило общепринятого и ожидаемого поведения. Таким образом, нормальное человеческое поведение определяется как соответствующее эталону или требованию, как правильное, хорошее. Когда человека характеризуют как нормального, используют различные критерии при его оценке: статистический (он такой, как большинство), адаптационный (приспособлен), этический (хороший, правильный), медицинский (здоровый), социально-психологический и психологический (нравственный, гуманный или духовный в отношении к действительности, состоялся как человек, как личность).

Используя психологические критерии, к аномальным личностям можно отнести личностей с различными отклонениями, среди которых будут наркоманы, алкоголики, бомжи, хамы, варвары, родители, бросающие своих детей, и дети, не заботящиеся о своих престарелых родителях, тираны, правонарушители, невротики и т.п. Всех этих людей объединяет особая жизненная позиция. Жизненная позиция – одно из важных и устойчивых отношений личности, оценочно связывающее ее с действительностью и проявляющееся в ее поведении и поступках. Оценочными отношениями к действительности у человека могут быть конативные (связанные с возникновением потребности в чем-то), эмоциональные, смысловые, ценностные. Устойчивость жизненной позиции говорит о ее обобщенной, ценностной характеристике.

В психологической литературе встречается такая характеристика жизненной позиции нормальной личности: она должна соответствовать объективным жизненным условиям, т.е. быть позицией разумного компромисса, признающей необходимость одновременной реализации в жизни человека ее противоположных требований в качестве именно жизненной необходимости.

Противоречивость жизни человека заключается в том, что она определенно не задана, являя собой, по Гегелю, одновременно и цель, и средство. Противоречивость человека заключается в том, что он рождается человеком, не будучи им, может обрести, а может и не обрести свою родовую и индивидуальную сущность, т.е. состояться как человек, разрешая противоречия между общественным и индивидуальным, социальным и биологическим, сознательным и бессознательным, покоем и развитием, созиданием и разрушением, страхом и надеждой, страстями и разумом и т.п.

По мнению таких известных зарубежных психологов и психотерапевтов, как А. Адлер, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, позиция аномальной личности формируется помимо собственной воли человека, она навязывается и внедряется в его личность гетерономными (внешними по отношению к нему) силами, на иррациональной основе, т.е. без участия его собственного опыта и разума. Деформированность личности (и ее субъектности), охватывающая и бессознательный, и сознательный уровни психики, может быть, порой, не подвластна изменению путем обучения и воспитания (самовоспитания), но может исправляться, как сбой механизма самоуправления, при адекватном психотерапевтическом подходе. Вот почему важно развитие юридической психотерапии, ведь эта такая область на пересечении психологии и психиатрии, которая «лечит словом», исцеляет психологическими методами.

В указанных выше подходах нормальная и аномальная личность отличаются триадой базовых черт: совмещение противоположностей – односторонность, самостоятельность – гетерономность, рациональность – иррациональность, - относящихся, к характеристике субъектности человека.

Следует выделить 2 вида жизненной позиции: нормальную – позицию созидателя, и аномальную, имеющую, в свою очередь 3 разновидности – разрушителя, отчужденного, симбиотичного.

Нормальная жизненная позиция - это разумное принятие несовершенности мира и человека, противоречивости жизни и устремление самостоятельно разрешать противоречия. Жизненную позицию «созидателя» характеризует диалектичность в понимании мира, принятие (толерантность, доверие) мира, жизни, людей, себя, самостоятельность или автономность, опосредствованность, созидательное творчество, развитие (как самостроительство).

Жизненную позицию «разрушителя» характеризует односторонность в понимании мира, непринятие (в виде нетерпимости, недоверия) мира, жизни, людей, себя, иррациональность в виде защитных механизмов, страдательность и зависимость (виктимность), разрушительное творчество, задержка в развитии, саморазрушение (а не самостроительство).

Жизненную позицию «отчужденного» характеризует односторонность в понимании мира, непринятие (в виде нетерпимости, недоверия) мира, жизни, людей, себя, самоизоляция, иррациональность в виде защитных механизмов, страдательность и зависимость (виктимность), задержка в развитии, беспомощность (а не самостроительство и созидательное творчество).

Еще один вариант жизненной позиции возникает, если вместо амбивалентности в понимании мира выделяется положительный знак, формируется отношение, свойственное благополучным, защищенным от невзгод, малоопытным и инфантильным людям в виде ожидания от людей и от жизни только положительного. Однако после столкновения с реальной действительностью, давшей основание тому, чтобы слетели розовые очки, выборы у человека остаются те, что описаны выше.

Жизненную позицию «симбиотичного» характеризует односторонность в понимании мира, людей, незнание мира, жизни, себя, слияние с другими, вплоть до потери границ Я, иррациональность в виде наделения любых отношений ценностью, зависимость и страдательность (виктимность), неустойчивость без внешней опоры, задержка в развитии, беспомощность (а не самостроительство и созидательное творчество).

Если личность «ломается» под тяжестью жизненных обстоятельств, знак отношения у нее меняется на отрицательный, например, к дружбе, любви, семье, карьере, к людям, обществу, реформам и жизни, в целом. При отрицательном отношении возникают те же стратегии: изоляция, либо разрушение. Лишь диалектическое понимание даст человеку возможность «выправиться», и проявить совладающее, а значит субъектное поведение, поскольку эта позиция делает человека жизненно функциональным.

Таким образом, жизненная позиция нормальной и аномальной личности связана с проявлением ее субъектности. Причем у аномальной личности это проявление деформировано или не вполне сформировано, либо блокировано (депривировано), т.е. по объективным или субъективным обстоятельствам проявиться не может даже на уровне инициации собственной активности.

1.3. Личность как объект исправления

Становление личности происходит в процессе деятельного общения людей. Процесс превращения человека из объекта в субъект самосовершенствования возможен только через деятельность, в которой реализуются его социальные функции. Человек может идти к духовности только через индивидуальную внутреннюю работу – внутренний подвиг, при котором наблюдается гармоническое развитие всех его составляющих.

Аристотель учил, что человек есть то, что он сам в себе воспитывает, вырабатывает благодаря своим регулярным поступкам.

Анализ научно-методической литературы и пенитенциарной практики позволил выделить четыре основных уровня готовности осужденных к исправлению. Первый: пассивный, характеризующийся слабой осознанностью необходимости исправления, отсутствием перспективных целей, шаблонностью способов и приемов деятельности, неадекватной самооценкой. Второй: ситуативный, когда осужденный осознает значимость исправления, но не принимает мер к его осуществлению, испытывает постоянную потребность в одобрении, совете. Третий: активно-деятельный, отличающийся осознанием личностной значимости исправления, принятием мер к его осуществлению, желанием преодолеть инерцию мышления, адекватной самооценкой. Четвертый: творческий, характеризующийся убежденностью в необходимости исправления как жизненно важном феномене, высоким уровнем планирования собственной деятельности, наличием стратегии достижения успеха в самосовершенствовании, высоким уровнем притязаний, взаимоотношений с сотрудниками исправительного учреждения.

Внутренняя позиция осужденного относительно исправления определяется соотношением следующих факторов: местом, которое он занимает в системе социальных отношений и предъявляемыми к нему в связи с этим требованиями; психологическими особенностями, которые уже сформировались в результате предшествующего опыта. Это соотношение порождает соответствующие переживания, которые становятся непосредственной движущей силой развития новых психологических качеств.

Переживания с точки зрения Л. С. Выготского есть такая «единица», в которой в неразрывном единстве представлены, с одной стороны, то, что переживается человеком, а с другой – то, что вносит в это переживание сам человек как субъект деятельности[1]. Переживания субъекта являются отражением актуальных потребностей, чем более существенны эти потребности, тем глубже окажутся переживания. При этом эмоцию необходимо рассматривать как двусторонний процесс: как переживание и как побуждение – последнее стимулирует и регулирует отношения человека с окружающей средой. Раз возникнув и образовав сложную систему чувств, переживания начинают приобретать значение для субъекта сами по себе.

Примером тому может служить плохое поведение осужденного как форма протеста против сложившегося к нему отношения, как реакция на неуспех и как способ утвердить себя, разыгрывая роль «неисправимого», «шута» и т. п.

Следовательно, потребность выполнить то или иное требование среды возникает у осужденного лишь тогда, когда дает возможность занять то положение, к которому он стремится, то есть удовлетворить его внутреннюю позицию, его поведение. В этой связи нельзя отрывать понятие «деятельность» и понятие «позиция», так как сама деятельность определяется положением осужденного в среде и является средством удовлетворения связанных с этим положением потребностей.

Структурными компонентами исправления осужденного являются: самооценка; потребность в самосовершенствовании; развитие мотивации; определение цели; составление программы, плана, правил; принятие решения; мобилизация эмоционально-волевой активности; итоговый контроль; формирование новой адекватной самооценки. К числу механизмов исправления следует отнести: информацию о себе (самопознание), информацию о мире (познание необходимости), рефлексию, планирование[2].

Настоящий педагог-сотрудник УИС будет стремиться подвести осужденного к истинному самопознанию. Самопознание является базовым и в то же время наиболее сложным моментом в процессе исправления осужденного. Не случайно Ф. Вийон заявил: «Я знаю все, но только не себя». Под самопознанием понимается многоуровневый, развернутый во времени процесс познания себя как субъекта деятельности и общения, построение и коррекция образа «Я», наполненного содержанием самосознания личности[3]. Науке известны два уровня самосознания: «Я и Я», «Я и другой». С учетом этого строится программа самопознания, основные методы которого:

§    диагностика – применение специального психологического инструментария;

§    самонаблюдение – фиксация поступков за определенный промежуток времени, где смысл имеют не сами факты, а побуждения, отношения и т. п.;

§    самоанализ – критическая оценка фактов, соотношение их с определенными ценностями, сравнение себя с идеалом, с самим собой в прошлом и настоящем, с товарищами;

§    самоиспытание, сопровождающееся самонаблюдением и самоанализом.

Таким образом, методологическую матрицу коррекции личности составляет воздействие на «Я – концепцию», включающую в себя замысел жизни (жизненную стратегию), ценностные ориентации, идеалы, выбор способов осуществления жизнедеятельности, определение жизненных позиций, самоориентацию, саморегуляцию, самосовершенствование.

2. Особенности воспитательной работы с лицами, стойко придерживающимися уголовных традиций

2.1. Психологические особенности преступников-профессионалов (рецидивистов)

Профессиональная преступность заключается в том, что совершение преступлений становится образом жизни.

С точки зрения психологии преступник-профессионал является рецидивистом, т.е, устойчивым преступником, привычным к общественно опасной форме поведения.

Рецидивная преступность является проявлением устойчивых антисоциальных и криминальных черт поведения указанной категории лиц. Поведение рецидивиста вступает в противоречие со здравым смыслом, именно поэтому возникает феномен асоциального неконтролируемого поведения, которое носит весьма устойчивый характер. Для рецидивистов характерной чертой их поведения является равнодушие к возможному наказанию и общественному осуждению. Рецидивная преступность взаимосвязана с различными психическими аномалиями (психопатия, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами).

Следует сказать несколько слов о преступных вооруженных объединениях рецидивистов, которые характеризуются повышенной общественной опасностью, т.к. в таких преступных объединениях совершенствуется криминальная квалификация их участников, что позволяет весьма успешно совершать различные преступления. Для поддержания руководителей таких преступных объединений создаются специальные денежные фонды, за отказ от внесения взносов в такие фонды назначаются суровые наказания. Все это говорит об огромной общественной опасности таких преступных объединении.

2.2. Средства исправления и перевоспитания осужденных

Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных являются режим отбывания наказания, труд, воспитательная работа с лицами, отбывающими наказание, обучение.

1. Режим. Под режимом понимается урегулированный нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. В психологическом отношении он представляет собой организацию всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.

Режим выполняет три взаимосвязанные функции: 

§    карательную;

§    воспитывающую;

§    обеспечивающую.

Карательная функция режима состоит в том, что осужденный лишается свободы, изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором; кроме того, осуществляется принудительная регламентация его работы, отдыха, учебы, досуга. С точки зрения психологии, режим - это долговременный фрустратор, который лишает человека определенных благ, ограничивает удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей неизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызывает отрицательные психические состояния, способные удерживать его от совершения новых преступлений. В противном случае, если бы все потребности человека, подвергнутого уголовному наказанию, беспрепятственно удовлетворялись, то наказание как таковое не было бы реализовано. Однако, вызывая страдания, оно не должно оказывать пагубного влияния на здоровье и состояние психики человека.

Кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается осужденными. Одни из них сильнее переживают ограничения в удовлетворении физиологических потребностей, другие - социальных, третьи - с одинаковой остротой страдают от ограничения тех и других.

Воспитывающая функция режима. Режим обладает самостоятельной воспитывающей функцией. В самом деле, четкий распорядок дня (время подъема, отбоя, физзарядки, развода на работу, принятия пищи и т. д.), высокая организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер, поведение осужденного, дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (аккуратность, точность, исполнительность).

Обеспечивающая функция режима состоит в том, что благодаря поддержанию установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении создаются благоприятные условия для организации труда, обучения, политико-воспитательной работы, деятельности коллектива и самодеятельных организаций осужденных, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей учреждения. Режим является действенным средством в борьбе с паразитизмом, тунеядством, азартными играми и другими негативными явлениями в среде осужденных, так как создает условия для постоянного контроля за их поведением, психологически принуждает осужденных точно и строго выполнять предписанные правила под угрозой применения к ним санкций (изменение условий содержания в худшую сторону путем водворения в ШИЗО и ПКТ).

2. Труд. Наряду с режимом труд является одним из важнейших средств исправления и перевоспитания осужденных. Труд осужденных выполняет воспитательную и экономическую роль.

Воспитательная роль труда состоит в том, что он предохраняет человека от деградации: он организует психику, интегрирует жизнедеятельность определенной целью, создает условия для полноценного межличностного общения. Хорошо организованный труд - мостик связи человека с обществом. Еще Ф. М. Достоевский отмечал, что арестанты без работы похожи на пауков в склянке, которые готовы поесть друг друга. Мука вынужденного сожительства ослабляется уходом человека на работу.

Производительный труд в условиях исправительного учреждения при его правильной организации способствует физическому развитию и поддержанию здоровья осужденных, развивает различные свойства личности за счет повторения (тренировки), упражнения, обучения, формирует чувство взаимной трудовой ответственности. Труд имеет также сублимирующую (замещающую) функцию, отвлекая осужденных как от угнетающих мыслей, так и от различного рода антиобщественных действий.

Труд в условиях исправительного учреждения преследует не только воспитательные, но и определенные экономические цели: труд осужденных способствует возмещению государству части расходов на содержание исправительного учреждения.

Одним из важных условий трудового перевоспитания осужденных является изготовление в процессе труда продукции, пользующейся повышенным спросом. Ряд исправительных учреждений имеют собственное высококвалифицированное и механизированное производство, на котором изготовляется сложная и пользующаяся спросом продукция. В тех учреждениях, в которых осужденные изготовляют такую продукцию, производительность их труда, коллективная сплоченность значительно выше, чем в тех учреждениях, где они заняты на второстепенных работах и где труд их организован кое-как, чтобы лишь занять свободное время.

3. Воспитательная работа с осужденными - одно из важных средств их исправления. Вся система нравственно-психологического воздействия в исправительном учреждении направлена на достижение основной цели - перевоспитать осужденных, то есть прежде всего изменить, перестроить их сознание, искоренить вредные привычки, вернуть к нормальной жизни.

Одно из основных средств психологического воздействия воспитателя на осужденного является переубеждение. Под переубеждением понимается коренная ломка и перестройка взглядов и убеждений личности, замена их другими, противоположными по содержанию. Чтобы разрушить старые взгляды и убеждения, необходимо прежде всего породить сомнения в их истинности, помочь осужденному осознать их противоречивость или несостоятельность. Если у осужденного возникли такие сомнения, то воспитателю необходимо показать ошибочность и несостоятельность его взглядов и убеждений. Однако осознание ошибочности взглядов - это только начало отказа от них. Нередко осужденный понимает ошибочность и даже вредность своих взглядов и убеждений, но окончательно отказаться от них не может: действует инертность сознания.

Переубеждение не завершается разрушением ошибочных взглядов. Решительно преодолеть их можно только заменив, вытеснив другими. Формируя у человека новые убеждения, необходимо опираться на положительное в нем, а также стараться изменить круг его общения, микросреду[4].

При чутком, внимательном подходе у каждого осужденного можно найти что-то хорошее, светлое. У одного - это желание не омрачать плохими известиями свою семью, у другого - глубокий интерес к технике, у третьего - любовь к музыке и т. п. Если воспитатель умело использует особенности интересов осужденного, его привязанности, переживаемые им психические состояния, опирается на то положительное, что у него есть, а также старается сблизить его с людьми иной, позитивной направленности, то успех переубеждения наиболее вероятен.

Необходимо также отметить, что психологической предпосылкой переубеждения является умение воспитателя расположить осужденного к себе, установить с ним контакт.

Одна из важнейших целей воспитательной работы - формирование у осужденных установки на исправление. Установки осужденных разнообразны, что определяет их разное отношение к уголовному наказанию, совершенному преступлению, требованиям режима отбывания наказания и воспитательным мерам.

Установку на исправление легче сформировать у осужденных, которые искренне раскаялись в совершенном преступлении, глубоко осознали свою вину. Обвиняя самого себя, а не других, человек неизбежно приходит к выводу, что ему нужно решительно изменяться.

Наибольшую трудность для воспитателя представляет формирование установки на исправление у лиц, осужденных к длительным срокам лишения свободы. Они внушают себе, что если выйдут на свободу, то проживут недолго, поэтому, мол, нечего думать о каком-то исправлении. Разрушить подобные взгляды и отношение к жизни, убедить этих людей встать на путь исправления - большое искусство воспитателя.

4. Обучение. Важным средством исправления осужденных, особенно несовершеннолетних, является воспитывающее обучение, которое предполагает постановку воспитательных целей на каждом проведенном учителем школы или преподавателем профтехучилища уроке.

Большое значение для перевоспитания осужденных в ходе их обучения имеют межпредметные связи, которые способствуют более качественному усвоению учебного материала. Значительные возможности для реализации воспитывающего обучения имеются и в профтехучилищах. Учебная программа профессиональной подготовки осужденных построена таким образом, что каждый преподаваемый предмет непосредственно связан не только с производственным обучением учащихся, но и с их деятельностью на производстве в исправительном учреждении, а также после освобождения из колонии.

Сложнее всего поддаются перевоспитанию лица, для которых основным регулятором поведения выступают нормы, сформулированные в «воровском законе». Это проявляется в оппозиции, а порой и открытом противодействии администрации учреждения; уклонение от участия в общественно-полезном труде либо работа без усердия; стремление доминировать над другими осужденными и жить за их счет; материальная и физическая поддержка нарушителей режима (в том числе «подогрев» находящихся в ШИЗО и ПТК); категорическом неучастии в работе самодеятельных организаций и пренебрежительном отношение к ним, борьба с активом за сферы влияния и т.д. В последние годы наблюдается тенденция увеличения численности данной категории осужденных. Это привело к повышению их агрессивности, моральному и физическому давлению на всех осужденных, которые не придерживаются «воровского закона», усилению неповиновения администрации, организации побегов, захватов заложников, массовых беспорядков.

Таким образом, исправление осужденных в условиях отбывания наказания основывается на способности человеческой психики претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств, как режим, творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь о реальной возможности исправления осужденных. При этом актуальность применения именно психолого-педагогических методов в воспитательной работе впервые определена в новом (1996 г.) Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений может быть невысок не только из-за низкой действенности мер профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспечение общей и специальной превенции преступлений, правовое воспитание осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственном масштабе, системы постпенитенциарной реабилитации лиц, возвращающихся из исправительных учреждений[5].

Список литературы

1.           Бандурка А.М, Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология. - Харьков, 2002. – 488 с.

2.           Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Юрист, 1991. – 382 с.

3.           Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. - М.: Прогресс, 1998. – 474 с.

4.           Пирожков В.Ф. Психологические основы перевоспитания осужденных в воспитательно-трудовых колониях. - М.: Проспект, 1993. – 350 с.

5.           Рабочая книга пенитенциарного психолога / Под ред. Мокрецова А.И., Голубева В.П., Шамиса А.В. - М.: ВЕЧЕ, 1998. – 518 с.

6.           Романов В. В. Юридическая психология. – М.: Юрист, 2003. – 526 с.

7.           Шиханцев Г.Г. Юридическая психология. – М.: Юристъ, 1999. – 462 с.

8.           Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. – М.: Юрист, 1971. – 364 с.


[1] Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Юрист, 1991. С. 211.

[2] Романов В. В. Юридическая психология. – М.: Юрист, 2003. С. 372.

[3] Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. – М.: Юрист, 1971. С. 179.

[4] Шиханцев Г.Г. Юридическая психология. – М.: Юристъ, 1999. – 462 с. С. 377 с.

[5] Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. - М., 1998. С. 291.