Сочинение на тему «Отношение к родине и революции Некрасова»
Один из влиятельных литературных учителей Некрасова — Н. В. Гоголь — в «Выбранных местах из переписки с друзьями» отмечал особую теплоту в отношении своих соотечественников-литераторов к родине: «...два предмета вызывали у наших поэтов этот лиризм, близкий к библейскому. Первый из них — Россия. При одном этом имени как-то вдруг просветляется взгляд у нашего поэта, раздвигается его кругозор, все становится у него шире и он сам как бы облекается величием, становясь превыше обыкновенного человека. Это что-то более, нежели обыкновенная любовь к отечеству»[1]. О том же писали, говорили и более близкие нам по времени художники слова, в частности Н. И. Рыленков. Одно из своих выступлений он начал таким утверждением: «Через всю русскую поэзию, от «Слова о полку Игореве» и до наших дней, проходит тема Родины. Высшие достижения великих русских поэтов вдохновлены раздумьями об исторических судьбах родного народа.
Но, может быть, ни у кого даже из величайших поэтов наших XIX века тема Родины и народа не занимала в творчестве такого большого места, не вплеталась так органически во все другие, самые, казалось бы, личные темы, как мы это видим в поэзии великого демократа Н. А. Некрасова»[2].
На протяжении многих лет творчества у Некрасова заметно изменялась сама наполненность понятия и слова «родина». Она, отчизна, никогда не виделась статичной, а движение родины соотносилось с движением истории, с движением мира в целом[3].
Рядовое, бытовое взаимодействовало с высоким, гражданским, с такими явлениями и понятиями, как свобода, труд, подвиг. А это, в свою очередь, усиливало впечатление связанности фактов, картин жизни и причинно-следственных отношений в мире. В итоге у читателя формировалось представление о том, что Некрасов — поэт нового типа, создавший такую художественную систему, которая открывала более широкие в сравнении с предшествующим литературным процессом возможности искусства слова, органичнее скрепляла это искусство с действительностью[4].
Рассмотрим отношение Некрасова к родине и революции на примере стихотворения «Поэт и гражданин».
Стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в 1856 году, накануне мощного подъема освободительного движения в России, — это политический и поэтический манифест революционной демократии. По глубине, искренности чувства и виртуозности стиха оно занимает одно из первых мест среди произведений, посвященных теме искусства, общественной роли поэта и поэзии.
О месте художника в общественной борьбе Некрасов размышлял постоянно. За тридцатилетие (1847—1877 гг.) он написал примерно три десятка стихотворений, так или иначе связанных с этой проблемой. В совокупности они представляют собой уникальную философски-публицистическую поэму, в которой «кровью сердца» создана галерея истинных героев времени, а размышления об общественной роли искусства выражены в чеканных, афористически отточенных строчках. Стихотворение «Поэт и гражданин» — центральная глава этой поэмы[5].
Образ Гражданина, по традиции, восходящей к творчеству декабристов, был одним из центральных образов русской гражданской поэзии. К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский представляли его носителем самых высоких моральных категорий.
Ведущая черта характера некрасовского Гражданина — патриотизм, «всеобнимающая Любовь» к Родине, готовность к героическому революционному подвигу во имя высоких идеалов.
Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в драматической форме философского спора. Это не единственное произведение в творчестве поэта, в котором общественный конфликт, размышления о судьбах России и о людях своего поколения воплощены в диалогах. Уже стихотворения «Муза», «Замолкни, Муза мести и печали!», «Демону», «Влюбленному» имеют явные признаки драматизации. Поэт беседует с самим собою или создает образ невидимого собеседника и спорит с ним, раскрывает перед ним свои сокровенные мысли. Здесь еще нет двух героев, еще не сложилась драматическая форма, но она уже намечается и готовит диалогическую драматическую форму «Поэта и гражданина».
В «Поэте и гражданине» сопоставляются, сталкиваются два героя в сфере идейной. Поэт и Гражданин спорят по вопросам, представляющим альфу и омегу их бытия - о назревании революционных событий, о воспитании революционных кадров, о месте поэта и роли поэзии в общественной жизни. По мере углубления спора общественно-политические, философские проблемы приобретают все большую остроту. В стихотворении Гражданин произносит длинную взволнованную речь, в которой уже нет ни иронии, ни упрека. Он обращается не только к Поэту, а к огромной аудитории и призывает служить родине, «великим целям века», говорит о благородстве и нравственной красоте гражданского подвига:
«Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог — помочь им!., а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Поэт и Гражданин спорят о самом больном и близком их сердцу. В этой страстной полемике все вопросы, декларативные инвективы превращаются в образы, картины. Страна уподобляется бегущему кораблю, а история — морю. «Гроза молчит», и корабль бежит «красиво, стройно». Народные восстания, революция сравниваются с бурей: «Но гром ударил; буря стонет И снасти рвет, и мачту клонит, — Не время в шахматы играть, Не время песни распевать!»
Собеседник разъясняет Поэту, что Гражданином быть обязан каждый, что каждый должен идти в бой, «а бой решит судьба». Пусть любовь к родине горит в каждом человеке, в каждом достойном сыне отечества.
Некрасов создал глубоко типический, обобщенный характер положительного героя, образ Гражданина, в котором воплотил то лучшее, героическое, идеальное, что было свойственно поколению революционеров-демократов, в том числе и самому Некрасову.
О герое времени — Гражданине — Некрасов говорит не только в стихах. В «Заметках о журналах за сентябрь 55 г.» читаем: «Любовь к отечеству заключается прежде всего в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь...». В стихотворении «Поэт и гражданин» призыв: «Иди в огонь за честь отчизны», а здесь в «Заметках...», — социально-нравственное осмысление сущности патриота-гражданина, который должен принести на алтарь отечеству «самую, жизнь». Таким образом, и в публицистических статьях Некрасов выступает как воспитатель молодого поколения в революционно-патриотическом духе[6].
Некрасов — великий народный поэт — воплотился и в образе Поэта, но в значительно большей степени — в образе Гражданина. Такого прочтения требуют не только логика образов рассматриваемого стихотворения, но и характер всего творчества Некрасова. А образ Поэта — это в какой-то степени и сатирическое изображение деятелей противоположного лагеря.
Таким образом, основная проблематика стихотворения «Поэт и гражданин» - это утверждение активной общественной роли поэзии, воспитание в современном поколении глубокого чувства патриотизма, готовности к революционному подвигу. Диалогическая композиция способствует всестороннему, глубокому освещению поставленных вопросов.
Стихотворение «Поэт и гражданин» как манифест высокого гражданского искусства живет и сегодня. Оно с огромной лирической силой говорит о красоте подвига, о нравственной ценности человека, вставшего на путь служения народу, и с такой же силой гнева клеймит нытиков, пустословов, погружающихся в мир личных ощущений, субъективных переживаний.
[1] Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 7 т. - М.: Литература, 1978. - Т. 6. С. 216.
[2] Рыленков Н. И. Слово о Некрасове // Некрасовский сборник. - IV. С. 3.
[3] Розанова Л.А. Творчество Некрасова. – М.: Просвещение, 1988. С. 71.
[4] Розанова Л.А. Творчество Некрасова. – М.: Просвещение, 1988. С. 71.
[5] Зубков М. «Будь Гражданин!» Заметки о стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин» // Наш современник. - №7. – 1986. С. 162.
[6] Зубков М. «Будь Гражданин!» Заметки о стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин» // Наш современник. - №7. – 1986. С. 162.