Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Атмосферный воздух как природный ресурс…………………………….4

1.1. Особенности использования атмосферного воздуха……………4

1.2. Загрязнение и основные направления охраны атмосферы……..5

2. Механизмы в нормировании качества атмосферного воздуха………….8

2.1. Нормирование качества атмосферного воздуха через ПДК,

       ПДВ и другие нормативы…………………………………………8

2.2. Государственная политика в области охраны

       атмосферного воздуха…………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………..13

Используемая литература……………………………..…………………….15

Введение

Научно-техническая революция, огромный рост индустрии и возросшая производительная активность человека меняют облик нашей страны.

ХХ век поставил проблему выживания человечества в силу появления неотвратимых признаков уничтожения уже не только целых народов, а среды обитания. Загрязнение стало обыденным словом, наводящим на мысли об отравленной воде, воздухе, земле.

Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические проблемы современнос­ти — «парниковый эффект», нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей — связаны имен­но с антропогенным загрязнением атмосферы.

Сегодня хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производства. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека.

На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной степени загрязняющие вещества.

Многие современные техногенные вещества при попадании в атмосферу представляют собой немалую угрозу для жизни человека. Они наносят большой ущерб здоровью людей и живой природе. Некоторые из этих веществ могут переносится ветрами на большие расстояния. Для них не существует границ государств,  в следствии чего данная проблема является международной.

1. Атмосферный воздух как природный ресурс

1.1. Особенности использования атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух выполняет сложнейшую эко­логическую функцию, а именно:

- регулирует тепловой режим Земли, способству­ет перераспределению тепла по земному шару;

- газовая оболочка — это «одеяло» Земли, предо­храняющее ее от чрезмерного остывания и нагрева­ния. Благодаря этому на Земле не бывает резких пе­реходов от мороза к жаре, и наоборот. Если бы Зем­ля не была окружена атмосферой, то в течение одних суток амплитуда колебаний температуры поверхнос­ти нашей планеты достигала бы 200°С: днем стояла бы сильнейшая жара (более 100°С), а ночью — мороз (около — 100°С). В действительности средняя темпе­ратура Земли благодаря атмосфере около 15°С;

- спасает все живущее на Земле от губительных ультрафиолетовых, рентгеновских и космических лу­чей. Верхние слои атмосферы частично поглощают, частично рассеивают эти лучи;

- защищает нас и от «звездных осколков». Разме­ры метеоритов в подавляющем большинстве не пре­вышают величины горошины. С огромной скоростью (от 11 до 64 км/с) они под влиянием земного притя­жения врезаются в атмосферу планеты, раскаляются за счет трения о воздух и на высоте около 60—70 км большей частью сгорают;

- определяет световой режим Земли, разбивает солнечные лучи на миллионы мелких лучей, рассеи­вает их и создает то равномерное освещение, к кото­рому привык человек;

- наличие воздушной оболочки придает нашему небу голубой цвет, так как молекулы основных элемен­тов воздуха рассеивают главным образом лучи с корот­кой длиной волны, т. е. фиолетовые, синие и голубые;

- является той средой, где распространяются зву­ки. Без воздуха на Земле царила бы тишина;

- обладает способностью к самоочищению. Оно происходит при вымывании аэрозолей из атмосферы осадками, турбулентном перемешивании в приземном слое воздуха, отложении загрязненных веществ на поверхности земли и т.д. [3].

Загрязнение атмосферы — привнесение в атмос­феру или образование в ней физико-химических аген­тов и веществ, обусловленное как природными, так и антропогенными факторами. Источники загрязнения атмосферы таковы:

1) естественные (пыльные бури, вулканизм, лесные пожары, выветривание, разложение живых организмов);

2) искусственные (антропогенные) – промышленные предприяти, транспорт, теплоэнергетика, отопление жилищ, сельское хозяйство [3; 5].

Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на его нейтрализацию. Эта способность природы долгое время эксплуатировалась человеком бездумно и хищнически. Отходы производ­ства выбрасывались в воздух в расчете на то, что все они будут обезврежены и переработаны самой приро­дой. При этом не возникало и мысли о наносимом ей ущербе. Казалось, что как ни велика общая масса от­ходов, она незначительна по сравнению с защитными ресурсами. Однако при все прогрессирующем росте загрязнений становится очевидным, что природные системы самоочищения рано или поздно не смогут выдержать такого натиска.

2. Загрязнение и основные направления охраны атмосферы

Способность атмосферы к самоочищению имеет определенные границы. Если они будут превышены, то самоочищение в атмосфере не приведет к полному рассеиванию и разложению примесей. Поэтому боль­шие объемы вредных выбросов в атмосферу вызыва­ют целый ряд неблагоприятных последствий.

В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (ЮНЕП) рассмотрела вопрос о необходимости поиска новой модели развития ци­вилизации, ибо традиционное ведение мирового хозяй­ства поставило перед человечеством проблему выжи­вания, поскольку уровень антропогенного воздействия человека на природную окружающую среду достиг опасных пределов [1].

В развивающихся странах главный экономический капитал — природные и возобновляемые ресурсы — расходуется быстрее, чем он может быть восстановлен и заменен. Некоторые страны уже израсходовали свои природные ресурсы и находятся на грани экологичес­кого банкротства. Это грозит им не только голодной смертью, но и возникновением социальной нестабиль­ности и конфликтов, поскольку истощение ресурсов и разрушение окружающей среды вынуждает милли­оны «экологических беженцев» покидать свои стра­ны и вносить напряженность в развитые страны, по­скольку бегут они именно туда.

Альтернативу этому пути комиссия видит в но­вом витке экономического роста. Не такого, который доминирует сегодня, а сбалансированного роста, осно­ванного на формах развития, не представляющих угрозы окружающей среде.

Перейти от несбалансированной экономики к сба­лансированной — это вопрос выживания человече­ства.

Что делать?

1. Сдерживать рост населения.

2.  Исключить расточительное уменьшение природ­ных ресурсов.

3. Достигать уровня и темпов экономического раз­вития по возможности за счет возобновляемых при­родных ресурсов. А это в свою очередь должно при­вести к снижению загрязнения окружающей среды, защите и сохранению «экологического капитала» — природных ресурсов.

4.  Пересмотреть экономические решения, которые прямо или косвенно приводят к сведению лесов, опу­стыниванию, пагубным воздействиям на раститель­ный и животный мир, загрязнению атмосферы и вод­ных ресурсов.

5. Изменить политику в отношении сельского хо­зяйства. Вместо «помощи» (субсидирования) в виде поставок излишков сельхозпродукции развивающим­ся странам следует оказывать им финансовую по­мощь, которая способствовала бы проведению в них важных внутренних реформ, нацеленных на увеличе­ние производства и замедление разрушения их сель­скохозяйственной ресурсной базы.

6. Принять закон о безопасности пищевых продук­тов. Это приведет к разумной технологии выращива­ния сельскохозяйственной продукции с целью полу­чения экологически чистого продукта.

7. Стимулировать рынок лесной продукции таким образом, чтобы потребности рынка в ней сократить путем замены строительного материала и сберечь лесные, особенно тропические ресурсы.

8. Самым важным условием сбалансированного экономического развития является совместное рас­смотрение экономических и экологических проблем в процессе принятия решений между развитыми и развивающимися странами, чтобы экологические и экономические системы стали полностью взаимосвязаны.

9. Принимать только экологически сбалансированный бюджет [2].

2. Механизмы в нормировании качества атмосферного воздуха

2.1. Нормирование качества атмосферного воздуха через ПДК, ПДВ и другие нормативы

Под качеством природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором по­стоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле [6].

Нормирование качества окружающей природной среды. — это процесс разработки и придания юриди­ческой нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания [6].

Норма — это мера воздействия. Предельно допус­тимой нормой является законодательно устанавлива­емые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.

Согласно природоохранному закону Российской Федерации (1991) соблюдение экологических норма­тивов, т. е. нормативов, которые определяют качество природной среды, обеспечивает:

- экологическую безопасность населения;

- сохранение генетического фонда человека, расте­ний и животных;

- рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития [4; 6].

Цель этих требований — обеспечить научно обо­снованное сочетание экологических и экономических интересов как основы общественного прогресса.

Основные экологические нормативы следующие:

- ПДК — предельно допустимая концентрация вредных веществ;

- ПДУ — предельно допустимый уровень воздей­ствий;

- ПДВ — предельно допустимый выброс вредных веществ;

- ПДС — предельно допустимый сброс вредных веществ;

- ПДН — предельно допустимая нагрузка на ок­ружающую природную среду [1].

Нормативы ПДК и ПДУ относят к санитарно-гигиеническим, ПДВ и ПДС — к производственно-хозяй­ственным, а ПДН — к комплексным показателям качества окружающей природной среды.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) пред­ставляет собой количество загрязнителя в почве, воздуш­ной или водной среде, которое при постоянном или вре­менном воздействии на человека не сказывается на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

Содержание вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест также ограничивается величинами ПДК, нормируются средняя суточная концентрация вещества (ПДКсс) и максимальная разовая (ПДКмр)              (Таблица 1) [6].

 

Таблица 1

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ (мг/м3) в атмосферном воздухе населенных мест (извлечение)

Вещество

ПДКмр

ПДКсс

Класс опасно­сти

Диоксид азота

0,085

0,04

2

Оксид азота

0,6

0,06

3

Бенз(а)пирен

0,1 кг/100м3

1

Бензол

1,5

0,1

2

Диоксид серы

0,5

0,05

3

Неорганическая пыль

0,15

0,05

3

Свинец и его соедине­ния, кроме тетраэтил-свинца (в пересчете на РЬ)

0,0003

1

Оксид углерода

5

3

4

Предельно допустимый выброс (ПДВ), или сброс (ПДС), — это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени может быть вы­брошено данным конкретным предприятием в атмо­сферу (ПДВ) или сброшено в водоем (ПДС), не вызы­вая при этом повышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий [1].

Под выбросами понимается поступление вредных веществ в атмосферу. Сброс — поступление вещества вместе со сточными водами в водные объекты.

ПДВ определяют по каждому источнику выбросов (сбросов), которых может быть несколько на одном предприятии. Источники вредных выбросов устанавливают­ся органами надзора и контроля путем инвентаризации.

2.2. Государственная политика в области охраны атмосферного воздуха

Правительство РФ Постановлением № 545 от 3.10.1992 г. установило порядок разработки и утверж­дения экологических нормативов на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, лимитов использования природ­ных ресурсов, размещения отходов. Разработку указан­ных экологических нормативов организует Минприро-ды России совместно с другими уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды — Госкоматомнадзор, Госгортехнадзор, Госкомзем, органы санэпидемнадзора с участием исполнительной власти республик, краев, областей и районов [4].

Проекты нормативов выбросов и сбросов разраба­тываются научными учреждениями на самих предпри­ятиях с учетом предложений местных органов само­управления и мнения общественности.

Нормативами установлено, что если в воздухе горо­дов или других населенных пунктов, где расположе­ны предприятия, концентрации вредных веществ пре­вышают ПДК, а значения ПДВ по объективным при­чинам не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение выброса вредных веществ до значений, обес­печивающих ПДК. При этом могут быть установле­ны временно согласованные выбросы (ВСВ) на уров­не выбросов предприятий с наиболее совершенной или аналогичной технологией.

Предельно допустимые нормы нагрузки на при­родную среду (ПДН). При строительстве промышлен­ных и сельскохозяйственных предприятий, развитии населенных пунктов, формировании территориально-производственных комплексов проектировщики и местная администрация руководствуются предельно допустимыми нормами нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) с учетом ее потенциальных возможностей, рационального использования природ­ных ресурсов, обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения необратимых измене­ний в окружающей природе.

ПДН — это допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные ком­плексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Для определения таких на­грузок важным является такое понятие, как емкость природной среды. Ее показатели свидетельствуют о по­тенциальных возможностях природной среды.

Цель разработки и применения норм ПДН — обес­печение рационального сочетания хозяйственной и рекреационной деятельности с охраной среды. Разли­чают отраслевые и региональные нормы ПДН [6].

Отраслевые нормы ПДН относятся к отдельным видам природных ресурсов, например:

- оптимальное число охотников, приходящееся на число диких животных или единицу охотничь­их угодий;

- предельное число домашнего скота, приходяще­еся на единицу пастбищных угодий;

- предельные нормы посетителей, пребывающих единовременно на экскурсии в заповеднике [4].

Региональные нормы ПДК разрабатываются с уче­том хозяйственной деятельности или рекреационной нагрузки на природные комплексы.

Нормативы ПДН утверждаются и разрабатывают­ся, как правило, отраслевыми или местными экологи­ческими организациями. Так, ПДН по лесам устанав­ливаются органами лесного хозяйства; по заповедни­кам, национальным паркам — администрацией этих организаций.

Актуальность разработки и применения показате­лей ПДН очевидна. Пренебрежение подобными требо­ваниями чревато серьезными последствиями. Например, нераци­ональное размещение химических и нефтеперегонных предприятий в Уфе, Стерлитамаке привело к тяжким экологическим последствиям, отравлению населения этих регионов. Экологическое состояние Кемеровской области также находится в критическом состоянии.

Заключение

За последние сто лет загрязнение окружающей среды усилилось разными выбросами. За это время в атмосферу Земли попало, по подсчетам ученых, более миллиона тонн кремния, полтора миллиона мышьяка, около миллиона тонн кобальта. Еще более было выброшено пыли, сажи, копоти, оксидов азота, углерода и серы. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха продолжает оставаться одной из наиболее острых экологических проблем России. Большое количество предприятий (металлургических, угольных, строительных и т.д.) оказывает огромное воздействие на загрязнение окружающей среды.

В настоящее время наиболее распространенный способ борьбы  с загрязнениями воздуха заключается в удалении загрязняющих веществ как можно дальше от места выброса. Это осуществляется строительством высоких труб на заводах и тепловых станциях. Трубы выбрасывают сажу, золу и газы в струйные потоки воздуха, которые выносят грязь на большие расстояния от мест выброса и рассеивают ее в больших объемах воздуха. Но с ростом выбросов в связи с концентрацией промышленности на относительно небольших территориях этот способ удаления отходов стал неприемлем. Поэтому во все более широких масштабах проводится строительство разного рода очистных сооружений, уменьшающих выбросы в атмосферу. Но все самые совершенные очистные установки не могут полностью уловить загрязняющие вещества, и какая-то их часть всегда поступает в воздух. Поэтому новые заводы и тепловые станции должны сооружаться с подветренной стороны городов и населенных пунктов.

В охране воздуха городов и населенных пунктов важная роль принадлежит зеленым насаждениям и зеленым зонам, расположенным вокруг от пыли, улучшают его газовый состав.

Однако все выше названные способы не могут полностью решить проблему охраны атмосферы. Фильтры, газо-и пылеуловители приводят к скоплению огромных масс вредных веществ, которые куда-то надо складировать. При этом происходит загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод. Часть загрязняющих веществ не улавливается на фильтрах и попадает в воздух.

Тем не менее, необходимо проводить многоплановые мероприятия по охране окружающей среды, потому что от этого зависит здоровье граждан, а, соответственно, и здоровье будущих поколений, их уровень развития, уровень развития экономики в целом.

Используемая литература

1. Арустамов Э.А. Природопользование. – М.: «Дашков и Ко», 2000.-385с.

2. Витульская Н.В. Прикладная экология: Учебное пособие. - Краснодар, 2001.-272с

3. Вронский В.А. Прикладная экология. - Ростов н/Д, 1996.-442с.

4. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.: Аспект Пресс, 1998.-468с.

5. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А. и др. Экология и безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-384с.

6. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-384с.