Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Атмосферный воздух как природный ресурс…………………………….4
1.1. Особенности использования атмосферного воздуха……………4
1.2. Загрязнение и основные направления охраны атмосферы……..5
2. Механизмы в нормировании качества атмосферного воздуха………….8
2.1. Нормирование качества атмосферного воздуха через ПДК,
ПДВ и другие нормативы…………………………………………8
2.2. Государственная политика в области охраны
атмосферного воздуха…………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………..13
Используемая литература……………………………..…………………….15
Введение
Научно-техническая революция, огромный рост индустрии и возросшая производительная активность человека меняют облик нашей страны.
ХХ век поставил проблему выживания человечества в силу появления неотвратимых признаков уничтожения уже не только целых народов, а среды обитания. Загрязнение стало обыденным словом, наводящим на мысли об отравленной воде, воздухе, земле.
Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические проблемы современности — «парниковый эффект», нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей — связаны именно с антропогенным загрязнением атмосферы.
Сегодня хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производства. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека.
На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной степени загрязняющие вещества.
Многие современные техногенные вещества при попадании в атмосферу представляют собой немалую угрозу для жизни человека. Они наносят большой ущерб здоровью людей и живой природе. Некоторые из этих веществ могут переносится ветрами на большие расстояния. Для них не существует границ государств, в следствии чего данная проблема является международной.
1. Атмосферный воздух как природный ресурс
1.1. Особенности использования атмосферного воздуха.
Атмосферный воздух выполняет сложнейшую экологическую функцию, а именно:
- регулирует тепловой режим Земли, способствует перераспределению тепла по земному шару;
- газовая оболочка — это «одеяло» Земли, предохраняющее ее от чрезмерного остывания и нагревания. Благодаря этому на Земле не бывает резких переходов от мороза к жаре, и наоборот. Если бы Земля не была окружена атмосферой, то в течение одних суток амплитуда колебаний температуры поверхности нашей планеты достигала бы 200°С: днем стояла бы сильнейшая жара (более 100°С), а ночью — мороз (около — 100°С). В действительности средняя температура Земли благодаря атмосфере около 15°С;
- спасает все живущее на Земле от губительных ультрафиолетовых, рентгеновских и космических лучей. Верхние слои атмосферы частично поглощают, частично рассеивают эти лучи;
- защищает нас и от «звездных осколков». Размеры метеоритов в подавляющем большинстве не превышают величины горошины. С огромной скоростью (от 11 до 64 км/с) они под влиянием земного притяжения врезаются в атмосферу планеты, раскаляются за счет трения о воздух и на высоте около 60—70 км большей частью сгорают;
- определяет световой режим Земли, разбивает солнечные лучи на миллионы мелких лучей, рассеивает их и создает то равномерное освещение, к которому привык человек;
- наличие воздушной оболочки придает нашему небу голубой цвет, так как молекулы основных элементов воздуха рассеивают главным образом лучи с короткой длиной волны, т. е. фиолетовые, синие и голубые;
- является той средой, где распространяются звуки. Без воздуха на Земле царила бы тишина;
- обладает способностью к самоочищению. Оно происходит при вымывании аэрозолей из атмосферы осадками, турбулентном перемешивании в приземном слое воздуха, отложении загрязненных веществ на поверхности земли и т.д. [3].
Загрязнение атмосферы — привнесение в атмосферу или образование в ней физико-химических агентов и веществ, обусловленное как природными, так и антропогенными факторами. Источники загрязнения атмосферы таковы:
1) естественные (пыльные бури, вулканизм, лесные пожары, выветривание, разложение живых организмов);
2) искусственные (антропогенные) – промышленные предприяти, транспорт, теплоэнергетика, отопление жилищ, сельское хозяйство [3; 5].
Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на его нейтрализацию. Эта способность природы долгое время эксплуатировалась человеком бездумно и хищнически. Отходы производства выбрасывались в воздух в расчете на то, что все они будут обезврежены и переработаны самой природой. При этом не возникало и мысли о наносимом ей ущербе. Казалось, что как ни велика общая масса отходов, она незначительна по сравнению с защитными ресурсами. Однако при все прогрессирующем росте загрязнений становится очевидным, что природные системы самоочищения рано или поздно не смогут выдержать такого натиска.
2. Загрязнение и основные направления охраны атмосферы
Способность атмосферы к самоочищению имеет определенные границы. Если они будут превышены, то самоочищение в атмосфере не приведет к полному рассеиванию и разложению примесей. Поэтому большие объемы вредных выбросов в атмосферу вызывают целый ряд неблагоприятных последствий.
В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (ЮНЕП) рассмотрела вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, ибо традиционное ведение мирового хозяйства поставило перед человечеством проблему выживания, поскольку уровень антропогенного воздействия человека на природную окружающую среду достиг опасных пределов [1].
В развивающихся странах главный экономический капитал — природные и возобновляемые ресурсы — расходуется быстрее, чем он может быть восстановлен и заменен. Некоторые страны уже израсходовали свои природные ресурсы и находятся на грани экологического банкротства. Это грозит им не только голодной смертью, но и возникновением социальной нестабильности и конфликтов, поскольку истощение ресурсов и разрушение окружающей среды вынуждает миллионы «экологических беженцев» покидать свои страны и вносить напряженность в развитые страны, поскольку бегут они именно туда.
Альтернативу этому пути комиссия видит в новом витке экономического роста. Не такого, который доминирует сегодня, а сбалансированного роста, основанного на формах развития, не представляющих угрозы окружающей среде.
Перейти от несбалансированной экономики к сбалансированной — это вопрос выживания человечества.
Что делать?
1. Сдерживать рост населения.
2. Исключить расточительное уменьшение природных ресурсов.
3. Достигать уровня и темпов экономического развития по возможности за счет возобновляемых природных ресурсов. А это в свою очередь должно привести к снижению загрязнения окружающей среды, защите и сохранению «экологического капитала» — природных ресурсов.
4. Пересмотреть экономические решения, которые прямо или косвенно приводят к сведению лесов, опустыниванию, пагубным воздействиям на растительный и животный мир, загрязнению атмосферы и водных ресурсов.
5. Изменить политику в отношении сельского хозяйства. Вместо «помощи» (субсидирования) в виде поставок излишков сельхозпродукции развивающимся странам следует оказывать им финансовую помощь, которая способствовала бы проведению в них важных внутренних реформ, нацеленных на увеличение производства и замедление разрушения их сельскохозяйственной ресурсной базы.
6. Принять закон о безопасности пищевых продуктов. Это приведет к разумной технологии выращивания сельскохозяйственной продукции с целью получения экологически чистого продукта.
7. Стимулировать рынок лесной продукции таким образом, чтобы потребности рынка в ней сократить путем замены строительного материала и сберечь лесные, особенно тропические ресурсы.
8. Самым важным условием сбалансированного экономического развития является совместное рассмотрение экономических и экологических проблем в процессе принятия решений между развитыми и развивающимися странами, чтобы экологические и экономические системы стали полностью взаимосвязаны.
9. Принимать только экологически сбалансированный бюджет [2].
2. Механизмы в нормировании качества атмосферного воздуха
2.1. Нормирование качества атмосферного воздуха через ПДК, ПДВ и другие нормативы
Под качеством природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле [6].
Нормирование качества окружающей природной среды. — это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания [6].
Норма — это мера воздействия. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.
Согласно природоохранному закону Российской Федерации (1991) соблюдение экологических нормативов, т. е. нормативов, которые определяют качество природной среды, обеспечивает:
- экологическую безопасность населения;
- сохранение генетического фонда человека, растений и животных;
- рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития [4; 6].
Цель этих требований — обеспечить научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов как основы общественного прогресса.
Основные экологические нормативы следующие:
- ПДК — предельно допустимая концентрация вредных веществ;
- ПДУ — предельно допустимый уровень воздействий;
- ПДВ — предельно допустимый выброс вредных веществ;
- ПДС — предельно допустимый сброс вредных веществ;
- ПДН — предельно допустимая нагрузка на окружающую природную среду [1].
Нормативы ПДК и ПДУ относят к санитарно-гигиеническим, ПДВ и ПДС — к производственно-хозяйственным, а ПДН — к комплексным показателям качества окружающей природной среды.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) представляет собой количество загрязнителя в почве, воздушной или водной среде, которое при постоянном или временном воздействии на человека не сказывается на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.
Содержание вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест также ограничивается величинами ПДК, нормируются средняя суточная концентрация вещества (ПДКсс) и максимальная разовая (ПДКмр) (Таблица 1) [6].
Таблица 1
Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ (мг/м3) в атмосферном воздухе населенных мест (извлечение)
Вещество |
ПДКмр |
ПДКсс |
Класс опасности |
Диоксид азота |
0,085 |
0,04 |
2 |
Оксид азота |
0,6 |
0,06 |
3 |
Бенз(а)пирен |
— |
0,1 кг/100м3 |
1 |
Бензол |
1,5 |
0,1 |
2 |
Диоксид серы |
0,5 |
0,05 |
3 |
Неорганическая пыль |
0,15 |
0,05 |
3 |
Свинец и его соединения, кроме тетраэтил-свинца (в пересчете на РЬ) |
0,0003 |
1 |
|
Оксид углерода |
5 |
3 |
4 |
Предельно допустимый выброс (ПДВ), или сброс (ПДС), — это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени может быть выброшено данным конкретным предприятием в атмосферу (ПДВ) или сброшено в водоем (ПДС), не вызывая при этом повышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий [1].
Под выбросами понимается поступление вредных веществ в атмосферу. Сброс — поступление вещества вместе со сточными водами в водные объекты.
ПДВ определяют по каждому источнику выбросов (сбросов), которых может быть несколько на одном предприятии. Источники вредных выбросов устанавливаются органами надзора и контроля путем инвентаризации.
2.2. Государственная политика в области охраны атмосферного воздуха
Правительство РФ Постановлением № 545 от 3.10.1992 г. установило порядок разработки и утверждения экологических нормативов на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. Разработку указанных экологических нормативов организует Минприро-ды России совместно с другими уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды — Госкоматомнадзор, Госгортехнадзор, Госкомзем, органы санэпидемнадзора с участием исполнительной власти республик, краев, областей и районов [4].
Проекты нормативов выбросов и сбросов разрабатываются научными учреждениями на самих предприятиях с учетом предложений местных органов самоуправления и мнения общественности.
Нормативами установлено, что если в воздухе городов или других населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, а значения ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение выброса вредных веществ до значений, обеспечивающих ПДК. При этом могут быть установлены временно согласованные выбросы (ВСВ) на уровне выбросов предприятий с наиболее совершенной или аналогичной технологией.
Предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду (ПДН). При строительстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развитии населенных пунктов, формировании территориально-производственных комплексов проектировщики и местная администрация руководствуются предельно допустимыми нормами нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) с учетом ее потенциальных возможностей, рационального использования природных ресурсов, обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения необратимых изменений в окружающей природе.
ПДН — это допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Для определения таких нагрузок важным является такое понятие, как емкость природной среды. Ее показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях природной среды.
Цель разработки и применения норм ПДН — обеспечение рационального сочетания хозяйственной и рекреационной деятельности с охраной среды. Различают отраслевые и региональные нормы ПДН [6].
Отраслевые нормы ПДН относятся к отдельным видам природных ресурсов, например:
- оптимальное число охотников, приходящееся на число диких животных или единицу охотничьих угодий;
- предельное число домашнего скота, приходящееся на единицу пастбищных угодий;
- предельные нормы посетителей, пребывающих единовременно на экскурсии в заповеднике [4].
Региональные нормы ПДК разрабатываются с учетом хозяйственной деятельности или рекреационной нагрузки на природные комплексы.
Нормативы ПДН утверждаются и разрабатываются, как правило, отраслевыми или местными экологическими организациями. Так, ПДН по лесам устанавливаются органами лесного хозяйства; по заповедникам, национальным паркам — администрацией этих организаций.
Актуальность разработки и применения показателей ПДН очевидна. Пренебрежение подобными требованиями чревато серьезными последствиями. Например, нерациональное размещение химических и нефтеперегонных предприятий в Уфе, Стерлитамаке привело к тяжким экологическим последствиям, отравлению населения этих регионов. Экологическое состояние Кемеровской области также находится в критическом состоянии.
Заключение
За последние сто лет загрязнение окружающей среды усилилось разными выбросами. За это время в атмосферу Земли попало, по подсчетам ученых, более миллиона тонн кремния, полтора миллиона мышьяка, около миллиона тонн кобальта. Еще более было выброшено пыли, сажи, копоти, оксидов азота, углерода и серы. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов.
Проблема загрязнения атмосферного воздуха продолжает оставаться одной из наиболее острых экологических проблем России. Большое количество предприятий (металлургических, угольных, строительных и т.д.) оказывает огромное воздействие на загрязнение окружающей среды.
В настоящее время наиболее распространенный способ борьбы с загрязнениями воздуха заключается в удалении загрязняющих веществ как можно дальше от места выброса. Это осуществляется строительством высоких труб на заводах и тепловых станциях. Трубы выбрасывают сажу, золу и газы в струйные потоки воздуха, которые выносят грязь на большие расстояния от мест выброса и рассеивают ее в больших объемах воздуха. Но с ростом выбросов в связи с концентрацией промышленности на относительно небольших территориях этот способ удаления отходов стал неприемлем. Поэтому во все более широких масштабах проводится строительство разного рода очистных сооружений, уменьшающих выбросы в атмосферу. Но все самые совершенные очистные установки не могут полностью уловить загрязняющие вещества, и какая-то их часть всегда поступает в воздух. Поэтому новые заводы и тепловые станции должны сооружаться с подветренной стороны городов и населенных пунктов.
В охране воздуха городов и населенных пунктов важная роль принадлежит зеленым насаждениям и зеленым зонам, расположенным вокруг от пыли, улучшают его газовый состав.
Однако все выше названные способы не могут полностью решить проблему охраны атмосферы. Фильтры, газо-и пылеуловители приводят к скоплению огромных масс вредных веществ, которые куда-то надо складировать. При этом происходит загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод. Часть загрязняющих веществ не улавливается на фильтрах и попадает в воздух.
Тем не менее, необходимо проводить многоплановые мероприятия по охране окружающей среды, потому что от этого зависит здоровье граждан, а, соответственно, и здоровье будущих поколений, их уровень развития, уровень развития экономики в целом.
Используемая литература
1. Арустамов Э.А. Природопользование. – М.: «Дашков и Ко», 2000.-385с.
2. Витульская Н.В. Прикладная экология: Учебное пособие. - Краснодар, 2001.-272с
3. Вронский В.А. Прикладная экология. - Ростов н/Д, 1996.-442с.
4. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.: Аспект Пресс, 1998.-468с.
5. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А. и др. Экология и безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-384с.
6. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-384с.