Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность и содержание государственного долга………………………4
2. Принципы и методы управления государственным долгом……………8
Задача………………………………………………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………….15
Введение
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.
В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
Лет десять тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и финансовых органов.
С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной платежеспособности наших должников из развивающихся стран и стран СЭВа, а с другой — по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания валютной задолженности западным кредиторам.
Связано это было в основном с дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением ценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта и поставок военной техники.
1. Сущность и содержание государственного долга
Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит, функционирование которого в свою очередь ведет к образованию государственного долга.
Государственный долг – это сумма задолженностей государства по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права [7; 9].
Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.
Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода [8; 9].
Текущим государственными долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа [8].
Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:
1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
5) соглашение и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет [1].
Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 3 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет [7].
В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита [4].
В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.
Многие экономисты [1; 3; 10] считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременного выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, то есть удлинению сроков погашения или конверсии – уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России – это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтом государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом, как фактом своего происхождения, так и объемными показателями [1].
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трехзвенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.
2. Принципы и методы управления государственным долгом
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг [6].
|
где Bt – внутренний долг на конец периода t (в % к ВВП);
Rt – усредненный реальный процент ex post в этом же периоде;
Gt – темп роста ВВП (в %);
Dt – доля первичного дефицита бюджета (в % к ВВП).
|
где: B’t – внешний долг к концу периода Bt оцененный по обменному курсу рубля к доллару (в % к ВВП);
R’t – реальный процент за рубежом;
dt – темп прироста реального курса доллара.
Как видно из отношения (2), динамика реального государственного долга определяется двумя основными факторами: во–первых, долей первичного дефицита; во–вторых, соотношением процента по внутренним и внешним обязательствам, учитывающим динамику реального курса доллара и темп роста ВВП. Так, экономический подъем, сопровождаемый реальным повышением курса отечественной валюты, может заметно снизить долю внешнего долга по отношению к доле внутреннего. Определение направлений изменения структуры государственного долга должно учитывать все эти параметры и подчинятся логике задач, стоящих перед экономикой [9].
Логика конкретных макроэкономических решений может диктоваться идеологическими или политическими соображениями или же основываться на критерии максимизации общественного благосостояния. Последнее предполагает учет некоторых нормативных положений экономической теории. Согласно выводам динамической теории оптимального налогообложения, если в данный период любое повышение налоговых доходов связанно с существенными издержками и потерями, которые через несколько лет могут снизиться, то в настоящее время имеет смысл увеличивать государственный долг, который будет погашен за счет будущих налоговых поступлений в бюджет. При этом налоговая нагрузка как бы перекладывается на будущие периоды. Основной смысл управления временной динамикой долга заключается в учете межвременных (intertemporal) взаимосвязей макроэкономических переменных и акценте на сглаживание колебаний реальной налоговой нагрузки [2; 5; 9].
Политика сокращения государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы сопряжена с неоправданно высокими социальными издержками. Примером крайне нерационального ужесточения такой политики может служить Румыния в ее недавнем прошлом. К концу своей жизни Н.Чаушеску добился резкого сокращения государственного долга, снизив внешние обязательства до нуля. Однако жизненный уровень населения в тот период катастрофически упал – граждане вынуждены были жить в плохо отапливаемых помещениях, без света и горячей воды, зачастую недоедая. Вряд ли стоит повторять такой опыт.
Варианты управления государственным долгом Российской Федерации в 1997-2004 гг можно проследить из данных Таблицы 1 [6].
Таблица 1
Варианты управления государственным долгом РФ в 1997-2004 гг. (в %)
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
|
А) Первый вариант |
||||||||
% по внутреннему долгу |
18 |
13 |
12 |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Государственный долг (к ВВП) |
49,00 |
49,31 |
49,14 |
48,58 |
48,42 |
48,29 |
48,20 |
48,15 |
Первичный дефицит (к ВВП) |
0,38 |
0,42 |
0,00 |
-0,50 |
-0,50 |
-0,50 |
-0,50 |
-0,50 |
Первичный дефицит (млрд. деноминированных рублей) |
9,69 |
12,33 |
0,00 |
-17,8 |
-19,5 |
-21,0 |
-22,8 |
-24,6 |
Непроцентные расходы (к ВВП) |
13,38 |
12,82 |
13,0 |
13,0 |
13,5 |
13,5 |
13,5 |
13,5 |
Реальный темп прироста непроцентных расходов |
0,0 |
2,1 |
4,4 |
5,0 |
9,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Б) Второй вариант |
||||||||
Процент по внутреннему долгу |
18 |
13 |
12 |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Государственный долг (к ВВП) |
49,00 |
50,89 |
51,74 |
51,73 |
52,12 |
52,56 |
53,04 |
53,57 |
Первичный дефицит (к ВВП) |
0,38 |
2,00 |
1,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Первичный дефицит (млрд. деноминированных рублей) |
9,69 |
58,72 |
32,34 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Непроцентные расходы (к ВВП) |
13,38 |
14,4 |
14,0 |
13,5 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
Реальный темп прироста непроцентных расходов |
0,0 |
14,7 |
0,1 |
1,2 |
8,9 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
В) Третий вариант |
||||||||
Процент по внутреннему долгу |
18 |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Государственный долг (к ВВП) |
49,00 |
50,65 |
51,23 |
51,06 |
51,44 |
51,86 |
52,34 |
52,85 |
Первичный дефицит (к ВВП) |
0,38 |
2,00 |
1,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Первичный дефицит (млрд. деноминированных рублей) |
9,69 |
58,72 |
32,34 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Непроцентные расходы (к ВВП) |
13,38 |
14,4 |
14,0 |
13,5 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
Реальный темп прироста непроцентных расходов |
0,0 |
14,7 |
0,1 |
1,2 |
8,9 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Следует обратить внимание на необходимость расширения круга используемых долговых инструментов и в том числе таких нетрадиционных для практики управления государственным долгом как производные контракты. В широком смысле привлечение новых инструментов позволяет заполнять всевозможные сегменты рынка (открытие новых рынков, как правило, улучшает возможности индивидуальных инвесторов). В более узком смысле для минимизации стоимости обслуживания долга желательно использования схем хеджирования от валютного, процентного, политического и прочих рисков.
В этой связи эффективным инструментом управления государственным долгом должны стать так называемые своповые соглашения. Они могут заключаться с отечественными и зарубежными институтами и предусматривать обмен потоков процентных выплат по различным инструментам долга. Такой подход позволяет варьировать структуру государственных обязательств без существенных трансакционных издержек [6].
Минимизация стоимости обслуживания является стратегической задачей управления государственным долгом, а в более широком понимание - всей бюджетной – налоговой политике. Эта задача согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности, а также с долгосрочной максимизацией благосостояния населения поскольку экономия текущих затрат по обслуживанию долга снижает налоговое время для будущих поколений.
С точки зрения долгосрочной стратегии управления долгом важно оптимизировать временную структуру процентных ставок. Рациональная стратегия удлинения сроков до погашения должна основываться на принципе целенаправленного формирования долговременной кривой доходности. Данная стратегия означает, что государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия и т.д., создают наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за отправную точку облигации максимально возможной длительности. Например, если сложившаяся кривая доходности имеет отрицательный наклон, то можно выпустить небольшой по объему пилотный транш облигаций со сроком до погашения 15-20 лет на внутреннем и 25-30 на внешнем [2].
На практике Министерство финансов РФ занимает более пассивную позицию, следуя представлениям рынка об эффективности долгосрочных вложений. Но у российских инвесторов эти представления находятся пока еще на стадии формирования, а для мирового рынка, оперирующего долгосрочными финансовыми инструментами, предлагаемая стратегия оказалась бы вполне приемлемой. Дело в том, что «сверхдлинные» российские бумаги с фиксированным купоном были бы крайне выгодны для консервативных инвесторов, так как их доходности имеет устойчивую тенденцию к снижению. Возможно, государство не выиграет значительных сумм на таком пилотном транше, но связанные с ним издержки были бы относительно невелики. Гораздо важнее, что при этом формируется структура длинных процентных ставок, позволяющая существенно снизить долговременные затраты на обслуживание долга. Дюрация последующих длинных траншей может уменьшаться по мере наращивания объемов выпусков. Более детальное формирование кривой доходностей при заданных общих рамках носит, скорее, тактический характер и определяется рыночными ожиданиями и текущей конъюнктурой.
Задача
Сумма налоговых доходов бюджета муниципального образования -1059 млн. р., сумма неналоговых доходов - 43 млн. р., безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней — 41 млн. р., расходы на поддержание материальной сферы производства — 72 млн. р., расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 282 млн. р., расходы на образование — 326 млн. р.. расходы на здравоохранение - 155 млн. р., расходы на социальную политику - 141 млн. р., прочие расходы - 156 млн. р. Оценить профицит местного бюджета, предложить источник его финансирования.
Решение
1) Рассчитаем сумму доходов бюджета.
Доходы = 1059 + 43 + 41 = 1143 млн. руб.
2) Рассчитаем сумму расходной части бюджета.
Расходы = 72 + 282 + 326 + 155 + 141 + 156 = 1132 млн. руб.
3) Рассчитаем профицит бюджета.
Профицит = 1143 – 1132 = 11 млн. руб.
Профицит бюджета в сумме 11 млн. руб. можно распределить следующим образом: внести его на финансирование материальной сферы производства, так как она самая слабофинансируемая. В свою очередь дополнительный вливания повысят конкурентоспособность производимой продукции, а, следовательно, приведут к росту прибыли. Результатом всего этого должно стать увеличение налоговых доходов бюджета.
Заключение
Таким образом, можно отметить, что государственный долг - это общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов ( минус бюджетные излишки).
Положение банкротства по выплате внутренних и внешних займов государства привело нашу страну к обвалу банковской системы, фондового рынка и усугубило состояние реального сектора экономики.
Меры по выходу из глубокого затяжного экономического кризиса в России остаются все теми же – создание условий для нормального развития промышленных предприятий и предприятий малого бизнеса – как основных источников налоговых доходов бюджета.
В ближайшие годы принципиальными задачами фискальной политики являются:
- проведение налоговой реформы (ввод в действие налогового кодекса, повышение собираемости налогов);
- сокращение не эффективных бюджетных расходов и увеличение социальных расходов, важных в аспекте стимулирования экономического роста (на науку, образование, медицину).
Особенного внимания, конечно же, требует ограничение наращивания нового долга.
Список литературы
1. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: Перспектива,1998.-344с.
2. Бирюкова С.Ю. Кризис 1998 и российский бизнес // ЭКО. - 2000. - №4. – С.34-37.
3. Боди Э.Финансы: Учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.-378с.
4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.-540с.
5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-М,2001.-615с.
6. Бюджетные отношения в РФ: Новые подходы к анализу и правовому регулированию / Под ред. В.И. Ленина, А.Н. Швецова. - М.: Формула права,2001.-389с.
7. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. М.В. Романовского и др. – М.: Юрайт, 1999.-436с.
8. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.-482с.
9. Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. - М., Финансы и статистика, 1995.-382с.
10. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.-386с.