Содержание
Введение. 3
1.Финансовая система государств с развитой рыночной экономикой 4
2. Проблема финансирования затрат на предприятии. 7
3.Бюджет и бюджетная система экономически развитых стран 10
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы".
Финансы - выражают экономические общественные отношения. Финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. В связи с этим, актуальным вопросом является изучение структуры финансовой системы государства, сферы и звеньев финансовой системы.
Под влиянием многих факторов функционирование финансовых отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта формирования финансовой системы представляет большой интерес для складывающейся в России рыночной экономики.
При изучении данной темы, необходимо: во-первых, определить что такое финансовая система, каковы принципы ее построения; во-вторых, каковы особенности финансовой системы в современной России.
Как видно, спектр изучения вопросов содержания и значения финансовой системы достаточно широк и представляет как теоретический, так и практический интерес и подчеркивает актуальность темы данной работы.
Целью работы является раскрытие сущности и структуры современной муниципальной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Данная работа определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы;
- рассмотреть функции муниципальных организаций;
- на основе данных о доходах и расходах муниципального бюджета сделать соответствующие выводы.
1.Финансовая система государств с развитой рыночной экономикой
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения "финансы". Финансы — историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.
По своей сущности финансы — это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.
На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.
Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства[2, с.245].
Государственный бюджет — основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.
Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь.
Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.
Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов с закрепленными за ними расходами, источниками доходов; в ФРГ — бюджеты земель, общин. На долю местных бюджетов в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30%.
В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры[4, с.267].
Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) — процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия.
Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов[1, с. 145].
2. Проблема финансирования затрат на предприятии
Финансирование – это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
Финансирование затрат осуществляется за счет собственных, внутренних источников и из внешних источников в виде ассигнований из средств бюджета, кредитных средств, иностранной помощи, взносов других лиц. Но основными источниками коммерческого предприятия являются собственные средства и кредитные ресурсы.
Основная проблема для большинства предприятий заключается в нехватке собственных средств на финансирование затрат, поэтому приходится обращаться в кредитные учреждения с целью привлечения заемных средств для осуществления производственной деятельности. Собственные и заемные средства в совокупности составляют оборотный капитал предприятия[3, с.265].
Источники формирования оборотного капитала в значительной степени определяют эффективность его использования. Установление оптимального соотношения между собственными и привлеченными средствами является важной задачей управляющей системы. В процессе управления формированием оборотного капитала должны быть обеспечены права предприятий в сочетании с повышением их ответственности за эффективное и рациональное использование средств. Достаточный минимум собственных и заемных средств должен обеспечить непрерывность движения оборотного капитала на всех стадиях кругооборота, что удовлетворяет потребности производства в материальных и денежных ресурсах, а также обеспечивает своевременные и полные расчеты с поставщиками, бюджетом, банками и другими корреспондирующими звеньями, то есть позволяют покрывать затраты в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Ведущую роль в составе источников формирования призваны играть собственные оборотные средства. Они должны обеспечить имущественную и оперативную самостоятельность предприятия, необходимой для рентабельной предпринимательской деятельности. Собственные оборотные средства свидетельствуют о степени финансовой устойчивости предприятия, а также обеспечивают финансирование затрат. Их первоначальное формирование происходит в момент создания предприятия и образования уставного капитала. Источником собственных оборотных средств на этой стадии являются инвестиционные средства учредителей, позволяющие на первоначальном этапе финансировать затраты. В дальнейшем, по мере развития производственной деятельности, собственные оборотные средства пополняются за счет получаемой прибыли от реализации произведенной продукции[5, с.243].
Заемные средства в источниках формирования оборотного капитала в условиях рыночной экономики приобретают все более важное и перспективное значение. Они покрывают временную дополнительную потребность предприятия в средствах на финансирование затрат.
Заемные средства в виде банковских кредитов используются более эффективно, чем собственные оборотные средства, т.к. совершают более быстрый кругооборот, имеют строго целевое назначение, выдаются на строго обусловленный срок, сопровождаются взиманием банковского процента. Все перечисленное побуждает предприятие постоянно следить за движением заемных средств и результативностью их использования.
Вместе с тем желание получить какую-то выгоду всегда сопровождается необходимостью нести некоторые обязательства, в том числе связанные с принятием на себя определенного риска. За полученные во временное, хотя и долгосрочное, пользование денежных средств нужно делать обязательные регулярные платежи, кроме того, привлеченные средства необходимо вернуть.
Поэтому возникает проблема оценки способности предприятия отвечать по своим долгосрочным финансовым обязательствам – в этом суть оценки финансовой устойчивости предприятия, в основе которой лежит расчет ряда показателей, характеризующих структуру капитала (долгосрочных источников) и возможности поддерживать данную структуру.
Деятельность хозяйствующего субъекта может быть охарактеризована с различных сторон, однако в наиболее общем случае ее можно представить как совокупность чередующихся притоков и оттоков денежных средств. Часть денежных потоков относится к характеристике деятельности предприятия с позиции краткосрочной перспективы, другая часть характеризует эту деятельность в долгосрочном аспекте. Последнее связано прежде всего с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов, что является особенно актуальным в условиях рыночной экономики.
Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность зарабатывать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. В этом случае необходимо ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность деятельности заемщика (прибыльность), его денежные потоки.
Финансовая устойчивость предприятия во многом зависит от того, насколько оптимально сочетаются отдельные виды активов баланса, в частности основной и оборотный капитал, а соответственно, постоянные и переменные издержки предприятия. Инвестирование капитала в основные производственные фонды обусловливает рост постоянных и относительное сокращение переменных затрат.
Поэтому управление затратами с целью положительного воздействия на конечный финансовый результат хозяйственной деятельности – прибыль предприятия – является одной из основополагающих целей хозяйствующего субъекта[8, с.64].
3.Бюджет и бюджетная система экономически развитых стран
Государственный бюджет в капиталистических странах выражает отношения дополнительной эксплуатации трудящихся. Развитие его подчинено стихийным закономерностям капиталистического производства, и поэтому он выступает лишь как ориентировочная «... роспись предполагаемых доходов и расходов государства на текущий год...». Неустойчивость бюджета проявляется и в частых его дефицитах, которые в период общего кризиса капитализма становятся хроническими[6, с.402].
США
Федеральный бюджет построен по принципу «полного» бюджета и состоит из двух частей:
1) собственно правительственный бюджет (федеральные фонды);
2) доверительные фонды.
Федеральные фонды финансируют общенациональные программы, которые связаны с политической, экономической, социальной функциями государства. Доходы здесь формируются за счет налогов:
1. прямые налоги:
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на прибыль корпораций.
2. косвенные налоги (составляют часть стоимости в товаре):
- таможенные пошлины;
- акцизы.
Расходы:
- военные цели;
- экономические;
- внешне политические;
- выплата процентов по федеральному долгу;
- социальные;
- на аппарат управления.
Доверительные фонды носят целевой характер. Большинство фондов связано с деятельностью отдельных видов государственной производственной инфраструктуры (федеральные автодороги, аэропорты, железные дороги, порты, электростанции различной направленности).
К доверительным фондам относятся фонды социального страхования (пенсионное обеспечение и от безработицы).
Доходы образуются от эксплуатации государственной собственности.
Следует сказать, что в США федеративная бюджетная система во многом схожа с российской. Она подразделяется на три уровня федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят из бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов.
За последние десятилетия федеральный бюджет США значительно вырос (только с 1980 по 2002 - в 4 раза).
Необходимо отметить, что высокую доля расходов США занимают расходы на оборону (17,6% бюджета). Доля военных расходов в бюджетах развитых стран обычно ниже. Так, среди ведущих стран НАТО она составляла в 2000 г. в Великобритании – 7,7%, в ФРГ – 13,5%, во Франции – 13,4%. В России военные расходы (включающие и утилизацию оружия) составляют в 2000-е по разным оценкам в среднем около 16%[7, 14].
Великобритания
Две части государственного бюджета:
1) обычный бюджет;
2) национальный фонд займов.
Обычный бюджет предназначен для финансирования текущих затрат государства.
Расходы подразделяются на:
- ежегодно утверждаемые парламентом;
- консолидированный фонд постоянных затрат.
К ежегодно утверждаемым затратам относят затраты на:
- оборонные цели;
- экономические и социальные цели;
- субсидии местным органам власти;
- помощь развивающимся странам;
- управление государством.
К консолидированным фондам относятся:
- выплаты по государственному займу;
- взносы в бюджет и другие фонды единого европейского содружества;
- платежи по цивильному месту (на содержание королевы и королевского двора).
Национальный фонд займов представляет собой бюджет капиталовложений.
Расходы:
- платежи по государственному долгу;
- предоставление долгосрочных кредитов на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.
Доходы:
- проценты по долгосрочным кредитам;
- прибыли эмиссионного департамента Банка Англии;
- при образовании положительного сальдо в обычном бюджете, то эти средства идут в национальный фонд займов.
Франция
Три части бюджета:
1) общий бюджет;
2) присоединенные бюджеты различных государственных организаций;
3) специальные счета казначейства.
Общий бюджет подразделяется на два вида операций:
- окончательного характера (безвозвратного финансирования);
- временного финансирования (предоставленные кредиты).
Общий бюджет в расходной части делится на функциональный и ведомственный.
Расходы, сформированные по функциональному признаку, направлены на:
- содержание административных служб;
- обслуживание государственного долга;
- капиталовложения.
Расходы, построенные по ведомственному признаку направляются на:
- оборону;
- уплату процентов и погашение государственного долга;
- экономические, социальные, общегосударственные, международные и оказание экономической помощи развивающимся странам.
Доходы:
- прямые и косвенные налоги (главный из них - НДС);
- поступления от предпринимательской деятельности государства;
Присоединенные бюджеты введены для организаций, не имеющих статуса юридического лица, но осуществляющих торгово - промышленную деятельность и обладающих финансовой автономией (почты, телеграфы, телефон, национальные типографии, монетный двор и т.д.).
Специальные счета Казначейства (≈20% бюджета) могут возникать и уходить - это инвестиционно-дорожные, национально-спортивные и различные торговые счета казначейства.
Япония
Три звена бюджета:
1) центральный бюджет или центральный счет центрального правительства;
2) инвестиционный бюджет;
3) специальные счета.
Центральный бюджет. Его расходы построены по функциональному признаку и отражают функции, задачи государства. Основные направления:
- социальные нужды;
- экономические нужды;
- общегосударственные (на содержание государя или императора);
- оборонные;
- отчисления денежных средств местным бюджетам;
- выплата процентов по государственному долгу.
Доходы:
- прямые налоги;
- акцизы и таможенные пошлины.
Инвестиционный бюджет - ежегодно устанавливаемая программа капитальных вложений и займов, предназначенная для государственных корпораций и местных органов власти.
Специальные счета охватывают счета государственных предприятий, корпораций и имуществ фондов.
Заключение
Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, который представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и территориального (регионального и местного) самоуправления.
Государственный бюджет - основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - парламентом.
При чрезвычайных обстоятельствах (в периоды войн, экономических кризисов) правительства опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие государственные расходы.
Государственный бюджет - главный инструмент перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны.
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
Государственные бюджеты большинства ведущих капиталистических стран характеризуются крупными хроническими бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами. Выпуск государственных займов влечет за собой рост государственного долга, представляющего собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего момента не погашенных государственных займов вместе с процентами.
Стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны.
Список литературы
1. Большой экономический словарь./ Под ред. А.Н. Азрилияна. 5-е изд. дораб. и доп. – М.: Институт новой экономики, 2002. – 1280с.
2. Бюджет государства./ Под ред. Е.В. Бушмина. – М.: Перспектива, 2001. –312с.
3. Еремеева Г.Ф. Государственные бюджеты развитых капиталистических стран.// Финансы. – 2003, №3
4. Журавлев В.В. Государственный бюджет. – М.: Политехника, 2000. – 196с.
5. Киселев М.В., Михайлова Н.А. Финансы. – М.: Аллель-2000, 2005. – 332с.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сборник сочинений. Т. 9. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998. - 439с.
7. Садов О. Игра на своем поле.// Русский архипелаг. – 1999, №12
8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 19 – 20./ Отв. ред.: И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. - М.: Мысль, 1993. - 820с.