Содержание

Классно-урочная система. 3

Классно-урочная система обучения. 3

История развития классно-урочной системы.. 3

Особенности и признаки классно-урочной системы обучения. 5

Современное состояние. 6

Список литературы.. 10

Классно-урочная система

         Классно-урочная система обученияорганизация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), - классы, а ведущей формой обучения является урок.

         В общей схеме организации классно-урочной системы четко выделяются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикально они надстраиваются один над другим, что отражает содержательно-временные (часть учебного курса - один год) ступени в обучении, на которых находятся учащиеся, и обозначаются порядковыми числительными. Горизонтально - один возле другого - располагаются классы, работающие по тем же учебным планам и программам, такие классы называют "параллельными" и обычно обозначаются буквами при числительных, отражающих их место по вертикали. Если группировка учащихся проводится на основе особых критериев и для различных целей, полного подобия по горизонтали может не быть, например между обычными и специализированными классами[1].

         История развития классно-урочной системы.  Исторически классно-урочная система пришла на смену индивидуальному обучению, отдельные её элементы существовали в школах древнего мира и средних веков. Сложившиеся к 6 в. до н. э. в Древней Греции спартанская и афинская системы воспитания предусматривали единый возраст поступления в школу (7 лет), организацию обучения на нескольких уровнях по установленным учебным планам, создание устойчивых групп учащихся, с которыми отдельные виды занятий проводились одновременно (Спарта). Возникшие в раннем средневековье монастырские и соборные школы имели твёрдое расписание, точно определённую продолжительность занятий. В эпоху Возрождения (14-16 вв.) в ряде школ применялось объединение учащихся в классах по знаниям. Разработанная Ф. Меланхтоном система организации немецких школ (1528) предусматривала деление школы на классы, содержала учебные планы и программы обучения в каждом из них; идеи Меланхтона были реализованы на практике Страсбургской классической латинской гимназией И. Штурма (основана 1538). Этим было положено начало плану организации обучения "один класс - один год", который лежит в основе классно-урочной системы. В открытых во 2-й половине 16 в. иезуитских школах и коллегиумах учащиеся подразделялись на классы по знаниям и применялись элементы одновременного обучения всех учащихся класса. В 16 в. в братских школах Юго-Западной Руси (Львовской, Луцкой и др.) учащиеся подразделялись на классы и занятия с каждым классом проводились по специальному расписанию.

Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал чешский педагог Я. А. Коменский, который видел в ней не только педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации школьного образования.

         В 17-18 вв. получила признание и в 19 в. стала одной из ведущих систем организации школьного обучения во многих странах. В школах России классно-урочная система начала широко применяться в последней четверти 18 в.; изданное в 1783 "Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи" утверждало данную систему как основную систему организации обучения в русских народных школах. В дальнейшем значительный вклад в научную разработку многих сторон системы, особенно урока, внёс К. Д. Ушинский.

         Нужно отметить, что общий уровень образования в эпоху средневековья значительно снизился. Светские феодалы презрительно относились ко всем видам труда, включая и умственный. Умение читать и писать считалось необязательным, поэтому воспитание мальчиков сводилось к овладению "семью рыцарскими добродетелями": умениями ездить верхом, плавать, владеть копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать стихи и играть на музыкальных инструментах[2]. Всему этому мальчики обучались обычно в семье под руководством учителей. Девочки из феодальных семей учились чтению, письму, религиозным канонам либо дома под руководством воспитательницы, либо в монастыре.

         Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В XII-XIII вв. в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.

         Возросшие социальные потребности в образовании столкнулись с недостатком людей, подготовленных для осуществления обучения и воспитания. Выход был найден в отказе от индивидуального обучения и переходе к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской - в университетах. Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательному процессу, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, снизило стоимость обучения, повысило его доступность и охват населения[3].

         Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:

-       основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок;

-       урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся ра­ботают под руководством учителя;

-       ведущая роль учителя состоит не только в организации процесса передачи и усвоения учебного материала, но и в оценке результатов учебы учащихся и уровня обученности каждого ученика, а также в принятии решения о пере­воде учащихся в следующий класс по своей дисциплине в конце года;

-       класс — это основная организационная форма объединения учащихся при­близительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав клас­са почти не изменяется)[4];

-       класс работает по единому учебному плану и программам согласно школь­ному расписанию учебных занятий;

-       для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее опре­деленные часы дня;

-       учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;

-       учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или кон­трольной) по каждой учебной дисциплине;

-       обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.

         Основной и ведущей формой обучения является урок. Он — главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения применяются, как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого и полноценного решения задач обучения[5].

         Современное состояние. В 60-х гг. определились два направле­ния в изменении структуры урока. Первое нашло отражение в поэлементном усвое­нии учебного материала и возникновении «по­этапного урока» (Г.Д.Кириллова), вто­рое — в построении синтетического урока (И.Т.Огородников). Поэлементное усвоение, основанное на принципах про­граммированного обучения, предусма­тривало соответствующее деление содер­жания материала и последовательную отра­ботку каждого фрагмента. Объяснение учителя, упражнения и самостоятельная работа учащихся над частью материала составляли   законченный,   повторя­ющийся цикл урока. Последующая работа строилась  с  учётом  достигнутого, деятельность учащихся постоянно кон­тролировалась. Усвоение учебного  материала в значительной степени завершалось на уроке, сокращался объём домашних заданий.

         Особенности синтетического урока обусловли­вались процессом обучения, обеспечива­ющим овладение общими принципами и закономерностями, обобщёнными поня­тиями и на этой основе развитием позна­вательной активности и самостоятельности учащихся. Для синтетического урока характерна взаимосвязь всех звеньев усвоения, центральным, определяющим из которых стано­вится применение знаний.

         Особенности сочетания деятельности учителя и учащихся при изучении нового учебного материала нашли отражение в 5 вариантах урока, разработанных под руко­водством И.Т. Огородникова: 1) учитель изла­гает весь материал, учащиеся его осмы­сливают и закрепляют дома; 2) учитель излагает лишь основные вопросы, учащиеся самостоятельно прорабатывают весь материал; 3) учитель лишь вводит уча­щихся в содержание и методику работы на уроке, учащиеся под его руководством самостоятельно изучают все предусмо­тренные планом вопросы; 4) изучение материала начинается с сообщений уча­щихся об известных им явлениях и вопро­сах; 5) учитель лишь организует и направляет самостоятельную работу учащихся[6].

         В дидактике поиски наиболее обоснован­ной структуры урока ведутся в разных направлениях. Одни авторы выступают против шаблонного построения и предлагают свободную структуру, выби­раемую учителем в зависимости от воз­никающих учебных ситуаций. Другие защи­щают постоянную неизменную структу­ру, опасаясь, что случайная структура внесёт стихийность в деятельность учите­ля. Ряд авторов структурными считают внешние элементы (М.Н.Скаткин[7]), дру­гие — внутренние (М.Махмутов[8] и др.). Некоторые исследователи переносят акцент с деятельности учителя на деятельность ученика, ищут дидактические элементы урока, обусловленные психической деятельностью ученика (Н.А.Сорокин). Структура обусловлена не только логикой препода­вания и видами деятельности учителя и учащихся, но и закономерностями позна­вательной деятельности ученика. Структура урока должна соответствовать и принципам обучения. Таким образом, её можно рассматривать на трёх уровнях: дидактиче­ском, методическом, логическом[9].

         В дидактической структуре выделяются: актуализация прежних знаний и спосо­бов действий учащихся (не только их вос­произведение, но и использование, часто в новой ситуации); формирование новых понятий и способов действий; примене­ние (формирование умений и навыков). Дидактическая   структура конкретизиру­ется в его методической структуре, элементами которой считаются различные виды деятельности учителя и учащихся.

         Методическая структура урока, число её элемен­тов, их последовательность определя­ются учителем. Связующим звеном между дидактической и логической структурами служит внутренняя логико-психологическая струк­тура, состоящая из элементов, отра­жающих реальный мыслительный процесс.

         Современная дидактика различает понятия «форма организации обучения» (урок, экскурсия и т. д.) и «форма обучения» (индивидуальная, групповая, парная и т. д.). Современная структура может варьироваться за счёт изменения форм обучения, которые наряду с методическими приёмами становятся наиболее подвижными элементами урока. Традицион­ная и наиболее распространённая фронталь­ная форма обучения позволяет передать большой объём вербальных знаний, во­влечь в работу всех учащихся, экономит время учителя. Но при ней почти не учи­тываются индивидуальные или групповые инте­ресы учащихся, уровень их обученности (обучение строится в расчёте на «усреднённого» ученика). Наибольший эффект в орга­низации самостоятельной работы учащихся с целью развития их познавательных способно­стей, коммуникативных навыков и моти­вации учения дают групповая, парная и индивидуальная формы обучения. В отечественной педагогической практике стал шире использоваться опыт зарубежной школы, особенно американской, — при организации группового или парного обучения возможно изменение и внешней организации класса, расположения парт и т. п. Учитель выступает не только как источник новых знаний, но и как органи­затор самостоятельной учебно-познавательной деятель­ности учащихся, т. е. усиливаются его управленческие функции.

         Планирование урока и его подготовка включают несколько этапов: изучение специальной, педагогической и методической, литературы, содержания и тре­бований учебных программ, учебников и учебных пособий; постановка ближних и дальних целей обучения; подготовка заданий, проблемных вопросов и задач; установ­ление межпредметных связей. Тематическое планирование учебного материала служит для определения оптимальных путей реали­зации основных функций учебно-воспитательного про­цесса в системе урока и внеурочных занятий по данной теме или разделу школьной програм­мы. В тематическом плане отражаются не только элементы содержания учебного мате­риала, но и цели, типы, структура урока, а также методы обучения и воспитания. Поурочный план составляется на основе тематического плана, программы и учитывает уровень подготовки учащихся, условия проведения занятий. При подготовке современного урока учитель планирует учебно-познавательную деятельность учащихся, предполагая определённые приёмы их мыслительной деятельности, а также свою роль в управ­лении ею. Для каждого урока подбираются необходимый   дидактический   материал, наглядные учебные пособия, техничес­кие средства обучения. Эффективность во многом зависит от того, насколько выбранные методы и средства обучения адекватны раскрываемому содержанию и уровню развития учащихся, а также от того, насколько учителю удаётся реали­зовать намеченный план[10].

Список литературы

1.     Гликман И. Вера, религия и педагогика. // Almamater. – 2002

2.     Голант Е.Я. Организация учебной работы в современной школе. – М., 1997

3.     Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. // Наука и образование. – 2002. - №1.

4.     Махмутов М.И. Современный урок. – М., 2003

5.     Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2004

6.     Портнов М. Анализ урока // Народное образование. – 1999. - №5.

7.     Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002

8.     Скаткин М., Лернер И. Современный урок // Народное образование. – 1987. - №1.

9.     Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М., 1999

10.                       Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.


[1] Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обу­чения. // Наука и образование. – 2002. - №1.

[2] Гликман И. Вера, религия и педагогика. // Almamater. – 2002

[3] Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.

[4] Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002

[5] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2004

[6] Голант Е.Я. Организация учебной работы в современной школе. – М., 1997

[7] Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М., 1999

[8] Махмутов М.И. Современный урок. – М., 2003

[9] Скаткин М., Лернер И. Современный урок // Народное образование. – 1987. - №1.

[10] Портнов М. Анализ урока // Народное образование. – 1999. - №5.