Оглавление
Введение 3
Глава 1 Зарубежный опыт социальной работы 4
1.1. Особенности социальной работы в Германии и США 4
1.2. Социальное законодательство зарубежных стран 10
Глава 2 Особенности социальной работы с семьей 13
2.1. Понятие риска для детей: сущность и динамика
изменения взглядов на него 13
2.2. Ограничения действующих в Англии подходов
к детям «группы риска» 19
Заключение 24
Список литературы 26
Введение
Мы являемся свидетелями значительных политических, экономических, социальных и культурных изменений, происходящих в Восточной, Западной и Центральной Европе с конца 80-х годов. Особой масштабностью и глубиной эти изменения отличаются в бывших социалистических странах, из которых Россия представляет собой наиболее крупную и влиятельную.
Для всех, кому небезразлично благосостояние граждан Европы, эти изменения сопряжены с возникновением принципиально новых проблем. Существовавшие ранее системы социального обеспечения стали разрушаться, будучи неспособными обеспечить экономическую, социальную и психологическую защиту многим группам населения, оказавшимся в последние годы в трудном положении.
В качестве своеобразной реакции на такую ситуацию в среде политиков, работников социальных служб и исследователей усилилось стремление к поиску новых путей удовлетворения возникающих потребностей населения. Это стремление поддерживалось и стимулировалось расширяющимися контактами с Западной Европой и США, открывшимися возможностями доступа к накопленному на Западе опыту в данной области и к литературе по указанным проблемам.
Объект исследования – социальная работа.
Предмет исследования – основные тенденции развития социальной работы за рубежом.
Цель исследования – изучить основные тенденции развития социальной работы за рубежом.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности социальной работы в Германии и США;
- проанализировать направления социального законодательства зарубежных стран;
- рассмотреть понятие риска для детей (сущность и динамика изменения взглядов на него);
- выявить ограничения действующих в Англии подходов к детям «группы риска».
Глава 1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Особенности социальной работы в Германии и США
Для развития социальной работы в России огромное значение имеет изучение, осмысление и использование опыта, накопленного в странах мира.
Группировка различных видов социальной работы не является универсальной и может иметь в различных странах свои особенности. Например, в Германии основные виды социальной работы в последние годы традиционно группируются по таким направлениям: а) социальное страхование; б) социальное обеспечение; в) социальная помощь [8].
В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий. В США выделяют: а) социальную работу с индивидом; б) социальную работу с группами людей, оказавшихся в сходной ситуации; в) социальную работу с общиной.
Возникновение различных видов социальной работы как профессиональной деятельности во многом обусловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования.
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей социальной работы.
Развитие системы социального обеспечения на Европейском континенте имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи. В большинстве стран Европы создание официальных структур для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп инициировалось государством. Характерной же чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения была и остается до настоящего времени относительно невелика.
Характерной особенностью и основным отличием действующей системы социальной защиты населения в США от большинства европейских моделей является ее децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Кроме того, отдельные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в социальной помощи в конкретном регионе [15].
Государственная система социального обеспечения США базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Государственное вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.
Законом США о социальном страховании (1935 г.) установлено два вида социального страхования — пенсии по старости и пособия по безработице. Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам. С течением времени закон начал обрастать многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования:
- выплату пенсии при утрате кормильца;
- пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой;
- право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше и др. [8].
Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объединять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработной плате, а с предпринимателей — в процентах к фонду выплаченной заработной платы.
На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность выплат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет до 2/3 ее размеров. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми компаниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуются от подобных случаев. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку за травмы на производстве.
Другая составная часть американской государственной системы социальной защиты — вспомоществование бедным. Эта система получила наиболее широкое развитие начиная с 60-х гг. В отличие от социального страхования для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерий для ее получения — нуждаемость.
Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь.
Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых и инвалидов. Этим категориям населения федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем чтобы обеспечить для них минимум средств существования — так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего «черте бедности». Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств,
Программа помощи семьям с детьми предусматривает оказание помощи многодетным с низкими доходами, где глава семьи — вдова, разведенная или мать-одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи является безработный.
В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получило предоставление нуждающимся продуктовых талонов. Они предоставляются бесплатно или по сниженным ценам. Есть и другие продовольственные программы — школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др. Жилищные субсидии получают семьи с низкими доходами.
Частные системы социального страхования дополняют государственную и с помощью определенных механизмов регулируются государством. В США существуют две формы частного страхования — коллективная, по месту работы, и индивидуальная. Ведущая форма — коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Аналогичные виды страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют.
Важное значение для большей части трудящихся имеют частные пенсии. Несмотря на значительный рост фондов, частная пенсионная система охватывает втрое меньше лиц, чем государственная. Дело в том, что при начислении государственных пенсий учитывается общий стаж независимо от места работы, а для начисления частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме. Специальное федеральное агентство «Корпорация» как гарант частных пенсий следит за платежеспособностью действующих пенсионных фондов и определяет порядок и сумму компенсации их участникам в случае банкротства компаний.
В послевоенный период в рамках системы частного страхования получили распространение так называемые дополнительные выплаты. Они могут включать оплату отпусков и больничных листов, дополнительные пособия по безработице, субсидирование расходов на продолжение образования, юридические услуги. Дополнительные выплаты варьируются в широких пределах по формам, размерам и способам их предоставления различными компаниями [18].
За последние годы резко возросли индивидуальные пенсионные счета. Закон о частном пенсионном обеспечении 1974 года впервые разрешил лицам наемного труда, не охваченным частным пенсионированием, ежегодно откладывать 1,5 тыс. долларов, не облагаемых налогами, на особый счет в банке. В результате число индивидуальных пенсионных счетов значительно выросло.
1.2. Социальное законодательство зарубежных стран
Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местных органов самоуправления и, наконец, больший охват населения различными социальными услугами и видами помощи. Характерен опыт Финляндии. В прошлом в этой стране сельская община и церковный приход выполняли многие функции, которые сегодня вошли в сферу деятельности органов социального обеспечения.
Социальную политику разрабатывают и претворяют в жизнь государство и коммуны. Важнейшее место отводится муниципальным властям. Коммуны, обладая большой самостоятельностью, опираясь на право взимать местные налоги с населения, проживающего на территории коммуны, и с расположенных там предприятий, сами решают вопрос об организации на ее территории сферы социальных услуг и отвечают за их деятельность. Так, первичное социальное и медицинское обслуживание населения в Финляндии полностью обеспечивается за счет муниципальных больниц и поликлиник, детских садов, интернатов, домов для престарелых, наркологической службы и др.
Коммуны уделяют внимание быту населения, созданию благоприятных условий для воспитания и развития детей, повышению комфортности жилья, привлекают общественные движения к разработке местных планов, проектированию и организации услуг.
В настоящее время социальная политика Финляндии переживает третий этап децентрализации. Если на первом этапе проходила передача прав на ее осуществление от государства к регионам и коммунам, на втором — от коммун к микрорайонам и общинам, то на третьем этапе функции управления передаются коллективам граждан и даже отдельным лицам.
Так, например, Государственный совет разрабатывает пятилетний план развития здравоохранения, где указаны основные цели и направления проводимой работы, а также необходимые для этого капиталовложения. План ежегодно пересматривается, обновляется и дополняется. Муниципалитеты составляют свои планы с учетом субсидий центра, которые утверждаются губернским правлением. И наконец, коллективы граждан имеют право составлять планы, выступать с инициативами о развитии той или иной отрасли здравоохранения в пределах своего микрорайона, улицы и т. п., которые учитываются и финансируются муниципальными властями [15].
Другим характерным примером европейского традиционализма является модель социального обслуживания населения в Швеции. Количество ежегодно выпускаемых специалистов социальной сферы с высшим образованием в этой стране (социономов) составляет в настоящее время около 1000 человек. Число профессионалов-социономов, занятых в сфере социального обслуживания, насчитывает 18 тысяч человек. Интересно, что несколько сотен тысяч работников заняты в этой сфере без высшего образования: помощники по дому, ухаживающие за престарелыми, сиделки, помощники для инвалидов и умственно отсталых — все они имеют только начальную подготовку в теоретических вопросах социальной работы.
Деятельность социальных служб Швеции строится в соответствии с действующим законодательством. В этих законах, в отличие от ранее существующих и посвященных отдельным аспектам социальных услуг (экономическая помощь, забота о детях, об одиноких матерях и т. д.), реализован интегративный подход к социальному обслуживанию как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки. Вопросы социального и медицинского обслуживания относятся к компетенции муниципальных и областных властей.
Муниципальные власти обязаны организовать социальное обслуживание, гарантируемое гражданам законом, в соответствии с их личными потребностями и условиями. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого постоянно проживает человек. При этом каждому из них предоставляются права на социальную помощь и обслуживание муниципальными властями даже в местах временного проживания.
В каждом муниципалитете за социальное обслуживание отвечает комитет социальной помощи, который действует в рамках полномочий, предоставляемых ему действующим законодательством. Он, в частности, может организовать районные комитеты, если посчитает это целесообразным. Работа муниципальных и районных комитетов ведется по следующим основным направлениям: коммунальное обслуживание; улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инвалиды и т, д.); индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам (экономическая помощь, забота о детях и подростках, работа с алкоголиками и наркоманами, помощь в налаживании нормальных семейных отношений и т. д.) [8; 15].
Система социального обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в социальной защищенности. Если человек не удовлетворен получаемой социальной помощью, то по закону он может обратиться в административный областной суд. В целом, с точки зрения законодательного обеспечения, структуры, организации и финансирования, сфера социального обслуживания в Швеции является хорошо продуманной и представляет собой важный элемент шведской модели государства «благоденствия».
Интересен опыт социальной работы за рубежом с семьями. В этой связи считаем актуальным рассмотреть этот вопрос в следующей главе. Особенно хотелось бы заострить внимание на опыт по данной проблеме Великобритании.
Глава 2 ОСОБЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
2.1. Понятие риска для детей: сущность и динамика
изменения взглядов на него
Социальная работа с детьми и семьями не беспристрастна. В какой-то момент практика защиты детей столкнется с конкурирующими ценностями: с одной стороны, ответственности государства за защиту детей, и независимости семьи — с другой. Это нигде так не очевидно, как при работе с семьями, в которых дети находятся под угрозой жестокого обращения или безнадзорности. Силами социальных работников и политиков не только определяются случаи, когда социальные службы несут ответственность за детей, находящихся в трудной ситуации, и детей «группы риска», но также формируются нормативные представления, помогающие нам понять, что означает жестокое обращение с детьми.
История Великобритании показывает, как со временем менялось представление о понятии риска для детей. До 1870-х годов вмешательство правительства с целью защиты детей было рудиментарным и осуществлялось только в отношении сирот и бездомных, а также малолетних правонарушителей. Оно руководствовалось заботой о защите общества от детей. С точки зрения Дж. Бэлмера, «охранять промышленность от малолетних было святым долгом Англии. Охранять от них дом — наисвятейшим» [7; 13].
Тем не менее, поддерживаемое пылкими проповедями христиан о спасении детей, правительство приняло в 1889 г. Акт о предупреждении жестокого обращения с детьми, обозначивший поворотный момент в решении этой проблемы. Благодаря Акту суды впервые получили возможность отбирать детей у родителей, жестоко обращавшихся с ними. В центре внимания тогда находилось физическое причинение вреда и в гораздо меньшей степени обращалось внимание на сексуальные злоупотребления.
После первой мировой войны вопрос о жестоком обращении с детьми почти исчез с повестки дня. Имели место неоднократные заявления, что физическая жестокость более не является такой проблемой, какой она была прежде. Когда же случаи детской безнадзорности попадали в поле зрения, они приписывались материнской недобросовестности. К 60-м годам вопрос о защите детей, вызывавший наибольшее беспокойство, был связан с проблемой правонарушений несовершеннолетних. И опять эту проблему связали с детской безнадзорностью как следствием недобросовестного материнства.
В Великобритании надо было дождаться смерти семилетнего ребенка, чтобы «переоткрыть» проблему жестокого обращения с детьми, в частности причинения им физического вреда. Мария Колуэлл умерла в 1973 г. на руках своего отчима. Ее смерть привлекла особо пристальное внимание средств массовой информации, а социальных работников, вернувшихся в ее дом по просьбе семьи, обвинили в неумении защитить девочку. Это вновь появившееся в поле зрения официальное признание факта физического причинения вреда (ранее называвшегося жестокостью) последовало за работой Г.Кемпа и его коллег из Соединенных Штатов Америки. Г.Кемп опубликовал тогда получившую значительный резонанс статью о «систематических побоях маленьких детей родителями», используя данные новой радиологической техники, облегчающей обнаружение полученных детьми телесных повреждений.
Он и его коллеги приписали эти повреждения преднамеренному дурному обращению с детьми их родителей [2; 7; 16].
Внимание общественности к проблеме вновь всколыхнулось в Великобритании в конце 80-х годов. Оно было инициировано профинансированным правительством публичным расследованием, названным Кливлендским расследованием. Изучалась ситуация в одном районе Великобритании, Кливленде, где у беспрецедентного числа детей при обследовании были обнаружены свидетельства сексуальных злоупотреблений над ними (опять-таки с помощью новой диагностической техники), в результате чего дети были лишены родительской опеки (1988). Сексуальное насилие над детьми, совершаемое часто кем-нибудь из членов семьи, почти через столетие вновь стало главной причиной беспокойства.
Все возраставшее осознание сексуального насилия сопровождалось возобновившимися нападками средств массовой информации на социальных работников. Прежде их критиковали за то, что они делали слишком мало и слишком поздно. Теперь же они навлекли на себя критику за то, что делали слишком много и слишком быстро, т.е. за то, что слишком многих детей отбирали у родителей при явном недостатке доказательств. Шумиха вокруг Кливлендского расследования, тем не менее, еще раз драматически обнажила давнюю дилемму в защите детей. Как наилучшим образом справиться с конфликтом между действиями по защите детей, которые могут находиться под угрозой, уважая при этом права и детей, и их родителей?
Как мы видели, на протяжении разных периодов истории Великобритании в центре внимания и беспокойства общественности оказывались разные виды причинения вреда детям. Но в течение всего этого времени существовала некоторая незыблемость относительно понимания того, какие меры должны быть предприняты, чтобы добиться внимания к данной проблеме. В частности, значительные усилия предпринимались для того, чтобы защитить детей от членов семьи, а также защитить общество от детской преступности. Гораздо меньше усилий затрачивалось на попытки улучшить условия жизни, оказывающие наиболее глубокое влияние на развитие детей, такие, как нищета, несносные жилищные условия и плохое воспитание, хотя «детская нищета беспрерывно возрастала в Великобритании, начиная с 1979 г., и к 1991 г. достигла приблизительно одного ребенка из каждых трех». Это наводит на мысль о предпочтении такой модели государственного вмешательства в защиту детей, согласно которой внимание направлено на оказание помощи конкретным детям, а не на структуру отношений в обществе, когда некоторые дети постоянно ставятся в невыгодное положение правительственной политикой, уверяющей, что финансовая поддержка, образование и здравоохранение неравно распределены среди всего населения [19].
В настоящее время в Великобритании детям, находящимся под угрозой безнадзорности, физического или сексуального насилия со стороны членов семьи, отдается основное предпочтение службами социальной работы. Несколько меньше ресурсов выделяется на оказание помощи подросткам, которые могут находиться под угрозой в результате своего собственного поведения, как, например, тем, кто нюхает клей, принимает наркотики или нарушает закон [3; 7; 19].
Фактически последние законодательные изменения привели к сокращению финансовой поддержки, ограничению возможности выбора образования и жилья, доступных выпускникам школ, что, в свою очередь, привело к резкому росту бездомности среди этой возрастной группы и сопровождающей ее наркотической и алкогольной зависимости, проституции и мелких преступлений. Молодые люди в значительной мере находятся под угрозой, но большинство из них не получают государственного социального обслуживания из-за своего возраста. Вызывает беспокойство тот факт, что значительная часть этих молодых людей прежде была известна службам социальной работы по той причине, что после распада семьи или установления факта насилия над ребенком они жили отдельно от своих семей в социальных учреждениях по месту жительства или воспитывались в приемных семьях.
Принимая во внимание тот факт, что детям, находящимся под угрозой насилия или безнадзорности в своих собственных семьях, уделяется внимание в первую очередь, какого рода услуги получают они? В Великобритании работа с такими детьми развивалась в особом направлении. Пораженное смертью Марии Колуэлл, правительство установило ряд процедур по выявлению детей, находящихся под угрозой безнадзорности или насилия в своей семье, и координации качественной профессиональной помощи в определении масштабов угрозы и защиты детей. Строгое соблюдение процедур направлено на защиту уязвимых детей, но и социальные работники полагаются на него, надеясь разделить ответственность за принимаемые решения среди всей группы профессионалов и тем самым защитить себя от общественного осуждения на тот случай, если какой-нибудь ребенок все-таки подвергнется жестокому обращению. Поток общественных расследований причин смерти других детей свидетельствовал о том, что насилие над детьми все еще остается серьезнейшей общественной проблемой. Случаи профессиональной небрежности часто предавались огласке, мероприятия по защите детей подвергались пересмотру.
В Великобритании названные процедуры включают три главных элемента, направленных на улучшение взаимодействия различных агентств в осуществлении защиты детей от насилия. С 1974 г. от местных властей, прибегающих к услугам социальных работников для защиты детей, ожидали, во-первых, создания территориальных комитетов (в настоящее время — Территориальные комитеты по защите детей) с целью осуществления надзора за местной политикой и проведением воспитательных мероприятий; во-вторых, гарантий, что разборы случаев с участием представителей различных профессий будут проводиться по каждому подозреваемому эпизоду насилия над ребенком или случаю его беспризорности; и, в-третьих, организации централизованного учета соответствующей информации, составления списка всех детей, которые считаются находящимися под угрозой (сейчас это называется регистрацией детей, нуждающихся в защите). В функционировании системы защиты детей главное— достоверно выявить детей, находящихся под угрозой насилия, и оперативно принять меры по их защите. Одной из мер защиты может быть внесение имен детей в регистрационную карту с тем, чтобы социальные работники и другие специалисты могли осуществлять надзор за этими детьми на дому, а также следить за тем, чтобы родители выполняли свои родительские обязанности в соответствии с существующими нормами. В качестве альтернативы возможно разлучение детей с родителями либо с их согласия, либо в судебном порядке [1; 2; 9].
Хотя система, направленная на контроль и регламентирование родительских обязанностей существовала с 70-х годов, в настоящее время она действует в Англии и Уэльсе в рамках нового законодательства, в частности Закона о детстве (Children Act; 1989). Этот закон требует от профессионалов работать совместно с родителями в поисках способа помочь им в выполнении воспитательной функции. Он также требует, чтобы учитывалось желание детей и чтобы разлучение их с родителями по решению суда применялось только как крайняя мера. Главный принцип, лежащий в основе Закона о детстве, — это принцип совместной работы с родителями [6]. Тем не менее, пока еще не совсем ясно, как настоящий закон повлияет на практику социальной работы с детьми, находящимися под угрозой жестокого обращения. Однако новое законодательство отвергает более враждебно настроенную по отношению к родителям систему защиты детей, когда родители попадают под подозрение, нередко обвиняются в жестоком обращении со своими детьми и всегда имеется возможность завести уголовное дело против родителей.
2.2. Ограничения действующих в Англии подходов
к детям «группы риска»
До недавнего времени информация о том, как работает британская система защиты детей, была малодоступной. Несмотря на это, в настоящее время завершен ряд научных исследований, профинансированных правительством. Полученные в ходе исследований данные свидетельствуют о том, что эта система имеет как сильные, так и слабые стороны. Положительным в ней является то, что информация, поступающая из разных источников, распространяется среди всех, решения тщательно взвешиваются, и значительная часть детей получает защиту от дальнейшего насилия. Об этом говорит уже сам факт привлечения разных агентств (учреждений) к контролируемой и упорядоченной системе обмена информацией и совещаний (главным образом работников полиции, здравоохранения и образования, а также социальных работников). Рядом последних исследований установлено, что приблизительно 70% детей, зарегистрированных в картотеке, не подвергались в дальнейшем серьезному насилию, были избавлены от безнадзорности после вмешательства системы защиты детей. Это дает основания думать о значительных успехах в деле защиты детей и поддержания их безопасности в тех случаях, когда удавалось установить, что прежде члены семьи плохо обращались с ними [10; 20].
Что касается отрицательной стороны системы защиты детей, то исследования выявили следующее: проведение расследований, когда полицейские и социальные работники опрашивали детей и их родителей, а еще более последующие разборы случаев с преобладанием профессионалов опасны серьезными стрессами для родителей, испытывающих стыд и позор, чувствующих, как их родительские навыки стремительно обесцениваются. Это может вести к отказу от предложений помощи со стороны профессионалов. Действительно, в некоторых случаях родители, пытаясь справиться со своими детьми собственными усилиями, испытывают даже еще большие трудности в результате включения их в систему защиты детей. Это особенно касается таких ситуаций, когда социально уязвимые матери пытаются справиться с капризными малышами или трудными подростками, живя в нищенских условиях. Исследования наводят на мысль, что такие родители должны были бы получать — при вмешательстве службы детского попечительства — соответствующие обстоятельствам услуги, направленные на оказание им помощи в преодолении их трудностей и совершенствовании их родительских навыков, а не на контроль и уж тем более не на то, что их будут клеймить позором за плохое воспитание, — а именно с этим нередко ассоциируется у них работа по защите детей.
Кроме того, исследование показало, что современная практика сосредоточивается скорее на немедленном осуществлении защиты, чем на достижении долговременного благополучия ребенка. Известно, что даже те дети, которых изымали из родительского дома вследствие жестокого обращения с ними, как только лишаются государственного попечительства, так снова возвращаются в свои семьи. Но в подобных случаях почти не принимается во внимание необходимость оказания кратковременной или долговременной помощи родителям, от которых зависят эти дети. Например, такие проблемы, как неотложная необходимость улучшения жилищных условий или неудовлетворительное состояние психического здоровья родителей, как правило, остаются вне поля зрения социальных работников, за исключением тех случаев, когда эти проблемы оцениваются как непосредственно связанные с безопасностью ребенка. Аналогичным образом упор на защиту ребенка может означать, что слишком мало внимания уделяется потребностям ребенка в образовании и здоровье или его потребности в профессиональной помощи при реабилитации после жестокого с ним обращения.
Из 44 детей, зарегистрированных службой защиты детей и обследованных Э.Фармер и М.Оуэн, во всех случаях дети подвергались сексуальному насилию со стороны лиц мужского пола. Физическое же насилие совершалось в равной степени и мужчинами, и женщинами. Несмотря на это, основное внимание при вмешательстве в дело службы защиты направлялось главным образом на женщин. Даже в случаях физического насилия, совершенного мужчинами, внимание специалистов быстро переключалось с мужчин на матерей, которые казались более сговорчивыми и доступными для вмешательства специалистов. Предпринимались попытки побудить женщин контролировать действия их партнеров. Все эти факты крайне тревожны, так как большинство детских смертей в Великобритании произошло по вине мужчин. Переориентация внимания с мужчин на женщин упускает из виду мужское насилие. Мужчины, жестоко обращавшиеся со своими детьми, часто были жестоки и со своими женами, однако случаям семейных раздоров редко придавалось большое значение при разборе соответствующих случаев. В исследовании, проведенном Э. Фармер и М. Оуэн, большинство детей с тяжелыми последствиями жестокого обращения жили в семьях, где мужчина постоянно избивал женщину. Такого рода жестокость иногда скрывалась от властей, а иногда рассматривалась профессионалами как второстепенная проблема [4; 12; 17].
В итоге, система защиты детей в Великобритании уделяет гораздо больше внимания контролю за семьями и выявлению детей «группы риска», чем вмешательству с целью оказания помощи детям и их семьям, в частности такой, как услуги по перестройке взаимоотношений, совершенствованию родительских навыков и помощи в реабилитации детей, подвергшихся жестокому обращению. Кроме того, угроза со стороны злоупотребляющих жестоким обращением мужчин порой игнорируется, а в результате не получает достаточно внимания и вопрос о том, каким образом осуществить вмешательство для того, чтобы усилить поддержку подвергшемуся жестокому обращению ребенку благодаря поддержке другого, не совершающего насилия родителя. Но, кроме того, система защиты детей и навязчива, и требует слишком больших затрат. Она отвлекает ресурсы от других служб детского попечительства, включая и ту, которая связана с повседневной работой по оказанию поддержки и помощи нуждающимся семьям, что помогает избежать и предотвратить угрозу детям.
Зададимся вопросом: возможна ли практика большей активизации детей «группы риска»?
В практике социальной работы, направленной на активизацию, четко осознается нарушение баланса сил и прав и в семьях, и в обществе. Признается, что члены семьи в своей жизни очень часто могут столкнуться с неблагоприятными обстоятельствами и дискриминацией и что эти обстоятельства, как правило, отражаются на здоровье и безопасности детей. Цель практики активизации заключается в том, чтобы уменьшить или нейтрализовать действие этих неблагоприятных обстоятельств. Этой цели можно достичь, если, работая со взрослыми и с детьми, стараться помочь им убедиться в том, что их запросы будут удовлетворены, а их права, чувства и взгляды будут соответствующим образом учитываться и профессионалами, и всеми другими людьми, с которыми им придется иметь дело [11].
Часто думают, что концепция активизации противоречит необходимости защищать детей от «опасных» родителей. Ясно, что некоторые родители действительно наносят серьезный вред или увечья своим детям, и общество ответственно за обеспечение безопасности этим детям. Необходимо принять во внимание и тот факт, что все маленькие дети физически и эмоционально уязвимы и в своем выживании и развитии зависят от взрослых. Однако мы настаиваем, что зависимость детей и тот факт, что действия некоторых родителей действительно нуждаются в контроле, не исключают возможности работы с родителями и детьми «группы риска» по принципу активизации. Такая практика может осуществляться благодаря внимательной оценке того, какой конкретно член или члены семьи представляют угрозу для ребенка, а также благодаря рассмотрению способов увеличения или уменьшения этой угрозы другими обстоятельствами в жизни ребенка, и наконец, благодаря профессиональному вмешательству, учитывающему все указанные факторы.
Предпринятый недавно анализ межнациональных проблем, в котором давалась оценка защитной среды ребенка и оказания поддержки путем реализации принципа активизации, выявил необходимость учитывать следующие четыре элемента [5; 14]: 1) нарушение баланса сил и прав в семье; 2) потребности и права детей; 3) поддержка со стороны более широкого сообщества; 4) доступность сетей поддержки. Вместе они образуют структуру реализации принципа активизации в ситуациях, когда дети находятся под угрозой. Далее рассмотрим каждый элемент в отдельности.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить следующее. Профессиональная социальная работа — один из новых вариантов ответа на требования нынешней ситуации, порождающей много трудностей, но одновременно и открывающей новые пути их преодоления.
Своеобразие социальной работы заключается в том, что она направлена на организацию индивидуализированных услуг с целью обеспечения психосоциальной гармонии существования человека. Эти услуги оказываются профессионально подготовленными людьми, которые одновременно выступают посредниками между потребителями услуг и государством. Обычно социальные работники сами не определяют социальную политику, хотя могут и, по нашему мнению, должны пытаться влиять на ее формирование. Будучи сотрудниками соответствующих агентств, социальные работники тем не менее должны чувствовать себя в первую очередь защитниками уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общее, венные условия влияют на жизнь отдельных индивидов, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности, с раскрытием их внутреннего потенциала и компенсаторных возможностей. Иногда это удается, иногда — нет, и потому так важны данные об эффективности их деятельности, которые помогут при налаживании социальной работы избежать тех ошибок, которые допускались у нас на Западе. Разумеется, это вовсе не означает, будто можно заранее исключить возможность ошибок в таком непростом деле.
Важный компонент социальной работы — убежденность в том, что чаще всего мы бываем не вправе решать за других людей, что им нужно, и должны позволять им самим выбирать из имеющихся вариантов тот, который их больше всего устраивает. Как правило, им нужна помощь в осознании имеющихся альтернатив, в оценке сравнительных достоинств и недостатков каждого из существующих вариантов поведения, в грамотном и рациональном принятии решений.
Социальная работа всегда существует в рамках определенного политического и культурного контекста. На Западе она складывалась под влиянием традиций либерального капитализма. Сейчас, когда эта идеология подвергается серьезной критике с разных сторон, социальным работникам приходится заново пересматривать свои традиционные ценности, концептуальные и практические установки.
Итак, конкретные формы социальной работы в каждой отдельной стране должны формироваться с учетом специфики местного контекста. Прямое заимствование моделей социальной работы, используемых зарубежными коллегами, без соответствующей адаптации вряд ли даст хорошие результаты.
Ядро социальной работы составляют прежде всего такие ценностно значимые моменты, как:
- право индивидов на поддержку со стороны своего ближайшего окружения и общества в целом в тех случаях, когда они сталкиваются с жизненными трудностями и невзгодами;
- право на уважение собственного человеческого достоинства:
- право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы собственной личности или окружающим;
- право на реализацию своих потенциальных возможностей.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.-334с.
2. Алешина Ю.Э. Цикл развития семьи: исследование и проблемы//Вестник Московского университета. Сер.14.-1987.-№2.-С.60-72.
3. Андерсен К. Социальная психиатрия – новый взгляд на социальную работу//Российский журнал социальной работы.-1995.-№1.-С.11-17.
4. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. - М., 1992.-396с..
5. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики/Под ред. Ш.Рамон. - М., 1997.-415с.
6. Возрастно-психологическое консультирование/Под ред. Г.В.Бурмянской. - М., 1994.-388с.
7. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. - М., 1995.-377с.
8. Основы социальной работы: Учебник/Под ред. П.Д.Повленок. - М., 1997.-319с.
9. Принцип активизации в социальной работе/Под ред. Ф.Парслоу. - М.: Аспект Пресс, 1997.-223с.
10. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. Е.И.Холостовой. - М.: Юристъ, 1997.-С.57.
11. Социальная адаптация в современных условиях//СОЦИС.-1994.-№8-9.
12. Социальная работа: вопросы и ответы. - М., 1997.-214с.
13. Социальная работа/Под ред. Ф.И.Курбатова. - Р-н/Дону, 1999.-576с.
14. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь.-Т.1. -М., 1997.-С.87.
15. Теория и методика социальной работы.-Вып. 2. - М., 1995.-112с..
16. Теория и методология социальной работы/Под ред. С.И.Григорьева. - М., 1994.-415с.
17. Теория социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. - М.: Юристъ, 1999.-334с.
18. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. – М.: Академ. Проект,2000.-496с.
19. Технология социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2000.-236с.
20. Энциклопедия социальной работы. - Барнаул, 1993.-С.156.