СОДЕРЖАНИЕ

          

           Введение……………………………………………………………………...3

1. Первая часть Налогового кодекса, принятая в 1998 году……………….5

2. Вторая часть Налогового кодекса 2000 года……………………………16

3. Изменения в Налоговом кодексе на 2003 год…………………………...18

Заключение…………………………………………………………………..28

Литература…………………………………………………………………...29

ВВЕДЕНИЕ

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной составной частью финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц – на территории страны.

В конце 1991г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря №2118-1.

Объект исследования – Налоговый кодекс РФ.

Предмет исследования – значение Налогового кодекса в регулировании финансовых отношений.

Цель исследования – изучить значение Налогового кодекса в регулировании финансовых отношений.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть первую часть Налогового кодекса, принятую в 1998 году;

- рассмотреть вторую часть Налогового кодекса 2000 года;

- проанализировать изменения в Налоговом кодексе на 2003 год.

 

1. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА, ПРИНЯТАЯ В 1998 ГОДУ

Основополагающим документом законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов Федерации и законодательные акты орга­нов местного самоуправления. Налоговый кодекс состоит из двух час­тей. Часть первая НК РФ принята в июле 1998 г. и начала вводиться с 1 января 1999 г. Именно начала, поскольку некоторые статьи и поло­жения вводились в действие в более поздние сроки. Что касается части второй НК, то ее четыре главы приняты в августе 2000 г. и введены с 1 января 2001 г., а остальные главы к весне 2001 г. находились в ста­дии разработки [1].

Налоговый кодекс заменяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. №2118-1, устанавли­вает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

НК РФ определяет правовое положение налогоплательщиков, на­логовых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Он устанавливает основные поло­жения по определению объектов налогообложения, исполнению нало­говых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению уче­та поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплатель­щиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов. Практически речь идет о формировании новой отрасли права — налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом мирового и накопленного за пос­ледние годы российского опыта, а также особенностей развития национальной экономики [1; 7].

НК РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

Введением части первой Налогового кодекса был сделан крупный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядоче­нию отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Устранен такой бич нашего прошлого налогового законодательства, как введение налоговых изменений путем принятия законов, имеющих обратную силу.

Стабилизация налоговой системы проявляется и в том, что устанавливается четкая кодификация налогов, а нормы и положения, регули­рующие налогообложение, приводятся в единую упорядоченную сис­тему. Причем эта система должна существенно упроститься за счет отмены множества подзаконных актов, зачастую вступающих в противо­речие друг с другом [1].

Начнем рассмотрение с части первой Налогового кодекса РФ. Она включает семь разделов.

Раздел 1 состоит из общих положений, характеризующих законода­тельство о налогах и сборах и устанавливающих систему налогов и сбо­ров России. Предлагаемая Кодексом система сохраняет трехзвенность, обеспечивая доходами все уровни управления, и исходит из действую­щей в настоящее время налоговой системы.

В разделе 2 речь идет о налогоплательщиках и налоговых агентах, об их правах и обязанностях, о представительстве в налоговых отноше­ниях.

Раздел 3 посвящен налоговым органам и близким к ним органам государственной власти.

          Разделом 4 устанавливаются общие правила исполнения обязаннос­ти по уплате налогов и сборов.

Раздел 5 определяет порядок сдачи налогоплательщиком налоговой декларации, а также формы, методы и способы проведения налогового контроля.

Особое место занимает раздел 6, где классифицируются налоговые правонарушения и определяется ответственность за их совершение.

В разделе 7 приводится порядок обжалования актов налоговых ор­ганов и действий их должностных лиц.

Основной постулат налогового законодательства состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сбо­ры. В Налоговом кодексе четко отмечается, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не пре­дусмотренные Кодексом либо определенные в ином порядке, чем это установлено Кодексом. Данное положение завершило длительную дис­куссию о целесообразности закрытого перечня региональных и мест­ных налогов или рекомендательного, с правами субъектов Федерации и местных органов представительной власти вводить свои дополнитель­ные налоги и сборы. Такой механизм имелся в нашем законодательстве в 1994—1996 гг. За этот период количество видов налогов в нашей стране возросло в 3 раза [3].

Налоговый кодекс ввел правило, согласно которому все неустрани­мые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства тол­куются в пользу налогоплательщика, т.е. введена естественная в юрис­пруденции презумпция невиновности. До этого в практике правоотно­шений налоговых органов и налогоплательщиков действовала скорее «презумпция виновности».

В период с 1992 по 1999 г. в стране многократно изменялось налого­вое законодательство. Вводились изменения зачастую в середине ка­лендарного года по несколько раз, иные из них имели обратное дей­ствие. Все это дестабилизировало налоговую систему, нарушало финан­совые программы предприятий и организаций, усложняло процесс налоговой проверки. В раздел 1 Налогового кодекса введена ст. 5, по­священная действию актов законодательства о налогах и сборах по вре­мени. Законы, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 янва­ря года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 мес. со дня официального опубликования.

Теперь о трехзвенности налоговой системы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей терри­тории РФ. Кодексом определены специальные налоговые режимы, представля­ющие собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К специальным налоговым ре­жимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов ма­лого предпринимательства, система налогообложения в свободных эко­номических зонах, система налогообложения в закрытых администра­тивно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции [1; 5].

Некоторые налоги сохранились, но поменяли свой уровень и целе­вое назначение. Это относится к налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, к налогам, служащим источника­ми образования дорожных фондов, налогу на игорный бизнес.

Такое же положение с дорожным и транс­портным налогами. Они будут в какой-то мере аналогами налогов, формирующих дорожные фонды.

Остановимся на налоге на недвижимость. В случае его введения в действие ему предстоит заменить собой три налога, действующих ныне и предусмотренных НК РФ. Отмене подлежат региональный налог на имущество организаций и два местных налога: на имущество физичес­ких лиц и земельный.

В Кодексе взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические и юридические лица, отношения между кото­рыми могут влиять на условия или экономические результаты их дея­тельности. Физические лица могут состоять в родственных отношени­ях или в подчинении одно у другого. Одна организация может непос­редственно или косвенно участвовать в другой. Все это влияет на условия сделок между ними.

Налоговый кодекс не просто провозглашает права налогоплатель­щиков, а гарантирует обеспечение и защиту их прав. Естественно, прав не бывает без обязанностей. Налогоплательщикам следует прежде все­го уплачивать законно установленные налоги.

Кроме перечисленных постоянных обязанностей, налогоплательщи­ки должны в налоговый орган по месту учета письменно сообщать о всех изменениях в своей деятельности [4].

НК РФ в разделе 3 дает определение понятию «налоговые органы» и вносит ясность в эту проблему, которая была отнюдь не простой, по­скольку контролем за поступлением доходов государства занимается несколько правительственных органов.

Налоговыми органами являются Министерство Российской Феде­рации по налогам и сборам и его подразделения.

В определенных случаях полномочиями налоговых органов обла­дают таможенные органы.

Наряду с широкими правами налоговые органы имеют обязанности, которыми, в частности, гарантируется защита прав налогоплательщиков.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности на­логовых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении то­варов через таможенную границу РФ.

С налоговыми органами тесно взаимодействуют федеральные орга­ны налоговой полиции. Они выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административ­ными правонарушениями.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, причем выполнить ее в срок, установленный законо­дательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязаннос­ти по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога [4; 7].

С учетом изложенных положений при непоступлении денег на счет бюджета виновным может оказаться лишь кредитное учреждение. Ссыл­ки плательщика и банка друг на друга, как это нередко имело место раньше, становятся невозможными.                    

Если обязанность по исчислению и взиманию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по его уп­лате считается исполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Новое в Налоговом кодексе — положение о том, что обязанность по уплате налога исполняется в рублях. В свободно конвертируемой валюте могут платить налоги иностранные организации и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Иные случаи быва­ют как исключения.

Взимание недоимки за счет имущества физических лиц, включая наличные денежные средства и деньги на счетах в кредитных учрежде­ниях, производится только по решению суда.

Пени взыскиваются в таком же порядке, как и налоги, в том числе они могут быть обращены на имущество должника.            

В условиях рынка распространена практика реорганизации коммер­ческих организаций, их слияния или разделения, преобразования одно­го юридического лица в другое и т.д. Поэтому Кодексом предусмотре­ны обязанности по уплате налогов и сборов в случае реорганизации предприятия.

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника.  Правопреемник должен уплатить не только налоги и сборы, но и все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязаннос­тям, а также штрафы, наложенные на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до окончания его реорганизации [2; 8].

Налоговый кодекс установил общие условия изменения срока упла­ты налогов и сборов, пени. На протяжении 90-х гг. подходы к этому вопросу неоднократно менялись. Законодательство в этом отношении то ужесточалось, то либерализовалось, то вновь ужесточалось.

Кодекс допускает изменение срока уплаты налога в следующих фор­мах: отсрочки платежа, рассрочки его, налогового кредита и инвести­ционного налогового кредита.

Изменить сроки платежа компетентны: по федеральным налогам и сборам — Минфин России; по региональным и местным налогам и сбо­рам — соответствующие финансовые органы; по таможенным плате­жам — ГТК России или уполномоченные им таможенные органы.

По таможенным сборам и пошлинам основания отсрочки платежа определяются Таможенным кодексом РФ.

Налоговый кодекс оставляет возможность субъектам Федерации своими законами установить дополнительные основания и иные усло­вия предоставления отсрочки уплаты региональных и местных нало­гов. По одному из трех (первому, второму или третьему) оснований налогоплательщику может быть предоставлен кредит, т.е. изменение срока уплаты налога на период от 3 мес. до 1 года. Пени начисляются в указанном выше размере только при предоставлении налогового кре­дита по третьему основанию. Налоговый кредит оформляется догово­ром между налогоплательщиком и уполномоченным органом.

Основания предоставления инвестиционного налогового кредита иные. Кредит может предоставляться на срок от одного года до пяти лет по налогу на прибыль, а также по региональным и местным нало­гам. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в те­чение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начислением про­центов.

Ранее отмечалось, что инвестиционный налоговый кредит дается по другим основаниям, чем просто отсрочка или рассрочка платежа. Та­ких оснований может быть три, одного из которых достаточно для по­лучения кредита [1; 3].

Сумма кредита, предоставляемая по второму и третьему основани­ям, определяется договором об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговый кодекс уточняет способы обеспечения исполнения обя­занностей по уплате налогов и сборов. К способам, к которым могут прибегнуть налоговые органы для выполнения своих функций, отно­сятся: залог имущества; поручительство; пени; приостановление опе­раций по счетам в банке; наложение ареста на имущество налогопла­тельщика. Таможенные органы могут прибегать и к другим мерам ис­ходя из таможенного законодательства.

В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате на­логов и сборов эта обязанность может быть обеспечена залогом, кото­рый может предоставить сам налогоплательщик или третье лицо. При неуплате налога (сбора) налоговый орган исполняет эту обязанность за счет стоимости заложенного имущества.

Вместо залога может иметь место поручительство. Поручитель обязуется в полном объеме уплатить налоги и сборы, если этого не сделает получивший отсрочку налогоплательщик. Здесь налогопла­тельщик и поручитель несут солидарную ответственность. Налог и пени принудительно взыскиваются с поручителя налоговым органом через суд.            

Наиболее суровой мерой, применяемой к недоимщикам, является арест имущества, т.е. ограничение права собственности на имущество. Эта мера применяется с санкции прокурора в случае неуплаты налога и при наличии у налогового органа (или таможенного органа) достаточ­ных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, что­бы скрыть свое имущество или скрыться самом [2; 7].

Налоговый кодекс предусматривает не только неуплаты или недо­платы налогов и сборов, но и их переплату. Сумма излишне уплаченно­го налога подлежит возврату или зачету в счет предстоящих платежей. Процентная ставка равна ставке ре­финансирования Центрального банка РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

В разделе 5 Налогового кодекса уделяется внимание налоговой дек­ларации и налоговому контролю.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каж­дому налогу, подлежащему уплате, в налоговый орган по месту учета по установленной МНС России форме. Это письменное заявление на­логоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговых льготах, применимых к нему, об ис­численной сумме налога.

Кодексом особо отмечается, что при проведении налогового конт­роля не допускаются сбор, хранение, использование и распростране­ние информации о налогоплательщике, полученной в нарушение поло­жений Конституции РФ и федеральных законов, принципа сохраннос­ти информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, например адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Налоговый контроль начинается с учета налогоплательщиков. Они подлежат постановке на налоговый учет соответственно по месту на­хождения организации, по месту нахождения ее обособленных подраз­делений, месту жительства физического лица, а также по месту нахож­дения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств. Это означает, что в отличие от прежнего поряд­ка регистрации по юридическому адресу, нередко на практике мифи­ческому, или по одному из своих адресов по собственному выбору орга­низация должна находиться на учете во всех тех налоговых органах, на территории которых она имеет налогооблагаемые объекты. Еще одно принципиальное новшество в учете состоит в том, что МНС России теперь вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, в том числе устанавливать особенности учета ино­странных организаций [3].

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе таможенных, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Номер должен указываться во всех направляемых ему уведомлениях, а также в пода­ваемых налогоплательщиком в налоговые органы декларациях, отче­тах, заявлениях и других документах.

На основе данных учета МНС России ведет Единый государствен­ный реестр налогоплательщиков. При этом сведения о налогоплатель­щике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной.

Счета в банках организациям и индивидуальным предпринимате­лям открываются только при предъявлении свидетельства о постанов­ке на учет в налоговом органе.

Органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуаль­ных предпринимателей, места жительства физических лиц, актов граж­данского состояния, учет и регистрацию имущества, регистрацию иму­щественных сделок, учет и регистрацию пользователей природными ресурсами, обязаны в десятидневный срок сообщать в налоговые орга­ны соответствующую информацию.

Ужесточены обязанности банков. Они должны в пятидневный срок по мотивированным запросам налоговых органов выдавать им требуе­мые справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.

Кодекс возложил на налоговые органы новый вид контроля, а имен­но контроль за расходами физических лиц. Соответствующие статьи Кодекса вступили в силу только в 2000 г., и на них подробнее остано­вимся в главе 7. Рассмотрим основной вид налогового контроля — на­логовые проверки.

По итогам выездной налоговой проверки составляется акт, в кото­ром указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или отсутствие нару­шений, выводы и предложения проверяющих. При установлении нало­говых правонарушений делаются ссылки на статьи Налогового кодек­са, предусматривающие ответственность за конкретные нарушения за­конодательства о налогах [7].

Налогоплательщик вправе в двухнедельный срок представить свои возражения по акту или его отдельным положениям. По истечении 14 дней акт проверки и документы, представленные налогоплательщиком, рассматриваются руководством налоговой инспекции и по ним прини­мается решение.

Ранее отмечалось, что при налоговых проверках необходимо соблю­дение налоговой тайны. Что входит в это понятие? В отличие от госу­дарственной тайны, коммерческой тайны и т.д. налоговая тайна широ­ко трактуется Кодексом. Налоговую тайну составляют любые получен­ные налоговым или таможенным органом сведения о налого­плательщике. Исключения составляют сведения:

- разглашенные налогоплательщиком или с его согласия;

- об идентификационном номере налогоплательщика;

- о нарушении им законодательства о налогах и мерах ответственности;

- предоставленные налоговым, таможенным или правоохранитель­ным органам других стран в соответствии с международными догово­рами.

В разделе 6 Налогового кодекса определяются налоговые правона­рушения и устанавливается ответственность за их совершение. При этом вводится презумпция невиновности. Бремя доказательства совершения налогового правонарушения возлагается на налоговый орган. Неуст­ранимые сомнения в виновности толкуются в пользу налогопла­тельщика.

Кодекс определяет обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, исклю­чающие вину лица в совершении налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Мерой ответственности служит налоговая санкция в виде денежных.  штрафов, взыскиваемая только в судебном порядке.

Кодекс классифицирует налоговые правонарушения по 33 видам и подвидам и дифференцирует меру ответственности в зависимости от степени тяжести [3; 8].

Раздел 7 части первой Налогового кодекса РФ определяет порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Жалоба может быть подана в вышестоящий налого­вый орган или в суд. Организации и индивидуальные предпринимате­ли обращаются в арбитражный суд; физические лица, не являющиеся предпринимателями, — в суд общей юрисдикции.

В вышестоящем налоговом органе жалоба налогоплательщика рас­сматривается в срок не позднее 1 мес. со дня ее получения. При этом вышестоящий налоговый орган вправе:

- оставить жалобу без удовлетворения;

- отменить решение налогового органа;

- отменить акт налогового органа и назначить новую проверку;

- изменить решение или вынести новое решение.

2. ВТОРАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА 2000 ГОДА

5 августа 2000 г. принят Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса  Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» №118-ФЗ.

Данным Законом с 1 января 2001 г. введены в действие четыре гла­вы части второй Налогового кодекса РФ: глава 21 «Налог на добавлен­ную стоимость»; глава 22 «Акцизы»; глава 23 «Налог на доходы физи­ческих лиц» и глава 24 «Единый социальный налог (взнос)». Для от­дельных положений указанных налогов установлены иные сроки ввода в действие, что оговаривается Законом.

Со дня введения в действие части второй НК РФ утратили силу Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991г. №1992-1, Федеральный закон «Об акцизах» (в редакции Федерального закона от 7 марта 1996г. №23-ФЗ), Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц№ от 7 декабря 1991г. №1998-1.

Отдельные положения Закона «О налоге на добавленную сто­имость», касающиеся некоторых налоговых льгот, просуществуют до 1 января 2002 г.

Отменен также п. 1 Постановления Верховного Совета РФ «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России) от 27 декабря 1991г. №2122-1 в части утверждения Порядка уплаты страховых взно­сов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России) [1; 9].

В чем суть происходящих изменений по четырем налогам?

Глава 21 уточняет ряд положений исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, устраняя имеющиеся пробелы в его правовом регулировании. Так, в состав налогоплательщиков включаются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, четко определяются место реализации товаров и место реализации ус­луг. В объекты налогообложения вводится выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления и т.д.

В главу 22 введен ряд новшеств, прежде всего связанных с исчисле­нием и уплатой акцизов на алкогольную продукцию. Увеличены став­ки акцизов на нефтепродукты, табачные изделия, алкоголесодержащую продукцию.

Главой 23 подоходный налог с физических лиц заменен налогом на доходы физических лиц. Это не просто смена наименования. Доходы классифицируются на трудовые и не связанные с трудовой деятельнос­тью. Трудовые доходы независимо от величины облагаются по единой ставке — 13%. Для других доходов действуют ставки 30% и 35%. Упо­рядочены налоговые льготы и вычеты.

Глава 24 вводит единый социальный налог (взнос), которым за­меняются отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды[1; 8].

Следует обратить внимание, что в нашей стране с введением части второй Налогового кодекса появился налог, который функционирует практически во всех развитых странах, выполняя важнейшую соци­альную функцию. Имеется в виду экологический налог.

После окончательного принятия части второй Налогового кодекса будет уменьшено общее количество видов налогов, которые могут быть введены на территории РФ. Закрытый список региональных и местных налогов и сборов будет надежной защитой налогоплательщиков от попыток поправить доходную часть соответствующих бюджетов мест­ным налоговым законотворчеством. В итоге каждый заранее будет чет­ко знать правила «игры с государством». Это относится не только к предпринимателям, но и к любому налогоплательщику.

3. ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ НА 2003 ГОД

Значительная часть пра­вительственных инициатив нашла отра­жение в принятом Государственой Думой Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового ко­декса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утративши­ми силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Россий­ской федерации». Этот закон предусматри­вает:

• отмену налога с продаж с 1 января 2004 г.;

• снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18%;

• уточнение порядка освобождения от на­лога на прибыль, а также НДС средств, направ­ляемых на НИОКР;

• изменение ставок акцизов;

• перераспределение части доходов от ак­цизов на ликероводочные изделия (30%) и на крепкие вина (15%) в пользу субъектов РФ;

• отмену акциза на газ;

• установление ставок налога на добычу полезных ископаемых по природному газу (для Газпрома - 107 руб. за 1 тыс. кубических мет­ров, для независимых компаний- 70 руб.), а так­же по сырой нефти и газовому конденсату;

• изменение пропорции распределения на­лога на прибыль: в Федеральный бюджет - 5%, в бюджет субъектов РФ -17%, в муниципаль­ные бюджеты - 2%;

• установление порядка освобождения от налога на прибыль отчислений, направляемых на НИОКР в общероссийские и отраслевые фонды содействия науки;

• внесение изменений в упрощенную сис­тему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход [2; 6].

На некоторых из этих изменений есть смысл остановиться более подробно.

1. В отношении снижения размера ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18%. Такое снижение предусмотрено при сохране­нии действующих в настоящее время льгот как в виде освобождения от налогообложения ряда операций по реализации товаров (работ, услуг), так и в виде обложения налогом по льготной 10%-ной налоговой ставке.

2. В отношении изменения системы на­логообложения газовой отрасли. Дело в том, что действующий в настоящее время порядок уплаты акциза производителями газа по единой ставке в процентах от стоимости реализованного газа фактически позволяет приравнять акциз к специфическому «оборотному налогу». Вновь принятый закон отменяет акциз на природный газ с одновременным установлением специфи­ческой ставки налога на добычу полезных ис­копаемых при добыче природного газа. С этой целью расширяется перечень видов углеводо­родного сырья как добытого полезного иско­паемого, применяемого в целях налогообложе­ния налогом на добычу полезных ископаемых. А единая налоговая ставка при добыче горю­чего природного газа из всех видов месторож­дений углеводородного сырья устанавливает­ся в размере 107 руб. за 1 тыс. кубических мет­ров без дифференциации для независимых производителей газа и по видам сырья.

Принятый Государственной Думой закон предусматривает также увеличение с 16,5 до 17,5% адвалорной ставки налога на добычу по­лезных ископаемых при добыче газового кон­денсата из всех видов месторождений углево­дородного сырья.

В связи с отменой акциза на природный газ вносятся изменения и в отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в части исключения норм, касаю­щихся акцизов на минеральное сырье.

Как отмечено в заключении Комитета Сове­та Федерации по бюджету, установление спе­цифической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа и од­новременная отмена акциза на природный газ будут способствовать упрощению налогообло­жения и обеспечат предсказуемость поступле­ний в бюджет налога при добыче природного газа. Дополнительная налоговая нагрузка на отрасль с учетом предполагаемого повышения экспортной пошлины на газ с 5 до 20-25% в це­лом составит 17,5 млрд руб.

3. Новый закон индексирует на 2% специфи­ческую ставку налога на добычу полезных ис­копаемых на добытую нефть: она увеличивает­ся с 340 до 347 руб. за тонну. Эта мера в сово­купности с индексацией на 12% акцизов на нефтепродукты увеличивает налоговую на­грузку на отрасль на 11 млрд рублей. Срок дей­ствия специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти про­длевается до 31 декабря 2006 г.

4. Закон, о котором идет речь, в связи с предполагаемым в 2004 г. ростом цен на потре­бительские товары предусматривает индекса­цию специфических ставок акцизов по подак­цизным товарам в следующих размерах:

- на этиловый спирт из всех видов сы­рья - 11%;

- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25% (включительно) и вина нетрадиционные крепленые – 18-20%;

- вина (за исключением натуральных, на­туральных нетрадиционных и (или) некрепле­ных, натуральных нетрадиционных некрепле­ных, вин шампанских и игристых) и натураль­ные вина (за исключением нетрадиционных некрепленых) - 9%;

- пиво - 11-15%;

- табак-10%;  

- сигареты -20%;

- автомобили-8-10% [2; 9].

В целях стимулирования отечественного производства не будут проиндексированы в 2004 г. только ставки акцизов на вина нату­ральные нетрадиционные некрепленые, вина шампанские и вина игристые.

Индексация специфических ставок акци­зов на большую часть подакцизных товаров предусматривает увеличение налоговых по­ступлений в федеральный и региональные бюджеты. Это важно прежде всего в связи с тем, что из-за отмены налога с продаж с 1 января 2004 г. возникает проблема компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ в размере 61,9 млрд руб. Учи­тывая ситуацию, законодатели изменили пропорции уплаты акциза на водку и ликероводочные изделия между производителем и организацией оптовой торговли (акцизным складом). Доля акцизов у производителя, которая зачисляется в федеральный бюд­жет, уменьшается с 50 до 20%. Одновремен­но увеличивается доля акцизов у организа­ций оптовой торговли (акцизного склада), которая зачисляется в региональный бюд­жет, с 50 до 80%.

Для компенсации части выпадающих до­ходов бюджетов субъектов РФ предполагает­ся передача 30% акцизов на водку и ликеро-водочные изделия из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. Доля акцизов, под­лежащая уплате в федеральный бюджет, по­зволит сохранить зачетный механизм, согласно которому суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком по спирту этиловому, использованному на производство алкоголь­ной продукции, подлежат вычету из сумм акциза, исчисленных по алкогольной продук­ции.

По мнению большинства депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, данная мера по­зволит частично компенсировать выпадаю­щие доходы региональных бюджетов в размере 29 млрд руб. При этом акцизы на алко­голь, уплачиваемые акцизными складами, являются «немобильными налогами», которые распределены между субъектами РФ пропор­ционально численности населения.

В интересах компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов, в соответ­ствии с принятым законом, предлагается так­же передать из федерального бюджета в бюд­жеты субъектов РФ 1% ставки налога на при­быль организаций. Согласно предлагаемым изменениям часть налога, поступающая в фе­деральный бюджет, сокращается с 6 до 5%. Одновременно увеличивается часть налога, поступающая в бюджеты субъектов РФ с 16 до 17%. Эта мера позволит компенсировать выпадающие доходы региональных бюдже­тов на 26,7 млрд руб.

Еще одной компенсационной мерой, соглас­но принятому закону, станет передача из фе­дерального бюджета в бюджеты субъектов РФ 30% доходов, поступающих в связи с примене­нием упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого на­лога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Доходы от уплаты налогов при применении специальных налоговых режимов для малого бизнеса, поступающие в бюджеты субъектов РФ, увеличиваются с 15 до 45%, в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петер­бурга - с 60 до 90%. Эта мера даст дополнитель­но 16,8 млрд руб. налоговых поступлений в бюд­жеты субъектов РФ [8].

В целом предлагаемые меры компенсационно­го характера призваны дать бюджетам субъек­тов РФ 72,9 млрд руб.

5. Изменения, вносимые принятым зако­ном в ст. 251 части второй НК РФ, расширя­ют перечень доходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы по нало­гу на прибыль организаций. При определении налогооблагаемой базы не будут учитывать­ся доходы в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда техноло­гического развития, а также иных отрасле­вых и межотраслевых фондов финансирова­ния научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом «О на­уке и государственной научно-технической политике», в форме некоммерческих органи­заций.

Перечень доходов, не учитываемых при оп­ределении налоговой базы, дополнен дохода­ми «в виде сумм, полученных операторами универсального обслуживания, из резерва универсального обслуживания в соответ­ствии с законодательством Российской Фе­дерации в области связи». В данном случае речь идет о суммах, получаемых операторами из резерва универсального обслуживания, согласно Федеральному закону «О связи».

6. Принятый закон вносит также изменения в порядок применения специальных налого­вых режимов в части упрошенной системы на­логообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Изменения, вносимые в ст. 34612, позволяют организациям и индивидуальным предпринимателям, пере­веденным в соответствии с гл. 26.3 на уплату единого налога на вмененный доход для отдель­ных видов деятельности, перейти в отношении иных осуществляемых ими видов деятельнос­ти на упрощенную систему налогообложения. При этом законом устанавливается, что огра­ничения по численности работников, выручке, стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные при переходе на упро­щенную систему налогообложения, определя­ются исходя из всех осуществляемых ими ви­дов деятельности [1].

Закон устанавливает значение корректиру­ющего коэффициента базовой доходности К1 на 2004 г. в размере 1,0.

В общей сложности Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Феде­рации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о при­знании утратившими силу некоторых законо­дательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» отменяет 2 ре­гиональных и 18 местных налогов и сборов. Из региональных налогов и сборов отменяются на­лог с продаж и сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц. Местные налоги и сборы, отменяемые данным законом, действовали в тех субъектах РФ, где не взимался налог с продаж.

По мнению членов Комитета Совета Феде­рации по экономической политике, предпри­нимательству и собственности, данный закон снижает налоговую нагрузку на предприятия несырьевого сектора и малого предпринима­тельства, перераспределяет налоговые поступ­ления в пользу субъектов РФ, что очень важно сегодня для решения многих социально-эконо­мических задач.

В то же время, отмечая явные достоинства принятого закона, нельзя не обратить внима­ние и на некоторые спорные положения, содер­жащиеся в нем. Так, к примеру, члены Коми­тета Совета Федерации по промышленной по­литике, рассмотрев этот правовой документ, высказали следующие замечания. На их взгляд, стремление авторов закона урегулировать ши­рокий спектр финансовых и налоговых вопро­сов привело к не всегда удачному объединению в его рамках норм, регулирующих взимание различных по природе и назначению налогов и сборов. В частности, в законе не учтено, что отмена с 1 января 2004 г. ряда местных и реги­ональных налогов и сборов (курортный сбор, налог на строительство объектов производ­ственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на перепродажу ав­томобилей, сбор с владельцев собак и др.) су­щественно уменьшит наполняемость бюдже­тов соответствующих субъектов и муници­пальных образований. Возможно, частично эта проблема будет снята благодаря перераспре­делению платежей по налогу на прибыль орга­низаций. Однако полностью результат отмены столь большого количества фискальных плате­жей будет виден только после вступления за­кона в действие [2; 9].      

Весьма существенные коррективы в дей­ствующее законодательство вносит и приня­тый парламентом Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Феде­рации». Проект данного закона был внесен в Государственную Думу Правительством РФ. Первоначально изменение касалось только имущественного налогового вычета, предос­тавляемого налогоплательщикам по налогу на доходы физических лиц при осуществлении ими в течение налогового периода расходов на новое строительство либо приобретение жи­лого дома или квартиры на территории Рос­сийской Федерации с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. Однако в процессе обсуждения закона в Государственной Думе в него были внесены и другие изменения. В частности, в абзац пер­вый подп. 1 п. 1 ст. 220 было внесено новое по­ложение, в котором говорится, что имуществен­ный налоговый вычет предоставляется налого­плательщику не только при продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земель­ных участков, находящихся в их собственности 5 лет и более, но и при продаже иного имуще­ства, доли (ее части) в уставном капитале организации, находящихся в собственности налогоплательщика 3 года и более, в сумме, полученной налогоплательщиком при прода­же указанного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации. Данная по­правка была внесена депутатами Госдумы Г.В. Боосом и А.Ю. Мельниковым.

Кроме того, установлены новые размеры со­циальных налоговых вычетов (ст. 219 «Соци­альные налоговые вычеты»):

- сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде за обучение в образова­тельных учреждения (обучение свое и своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения), увеличена с 25 тыс. руб. до 38 тыс. руб.;

- сумма, уплаченная налогоплательщи­ком в налоговом периоде за услуги по лече­нию, которые ему были предоставлены меди­цинскими учреждениями Российской Феде­рации, также увеличена с 25 тыс. руб. до 38 тыс. руб.

Внесение этой поправки обусловлено тем, что действующие размеры социальных нало­говых вычетов были приняты в 2000 г. и с тех пор не менялись [8].

Третьим документом рассматриваемого па­кета является Закон «О признании утратившими силу положений законодательных актов Рос­сийской Федерации в части налогового контро­ля за расходами физических лиц». Этим правовым документом признаются утративши­ми силу положения НК РФ и федерального за­кона «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которые касаются налогового кон­троля за расходами физических лиц.

Налоговый контроль за расходами физи­ческого лица осуществляется на основании ст. 861, 862 и 863 НКРФ.

В соответствии со ст. 861 НК РФ к имуще­ству, расходы на приобретение которого конт­ролируют налоговые органы, относятся:

- недвижимое имущество, за исключени­ем многолетних насаждений;

- механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

- акции открытых акционерных об­ществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сер­тификаты;

- культурные ценности;

- золото в слитках.

Налоговый контроль производится посред­ством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, которые осуществ­ляют регистрацию имущества, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистра­цию прав на это имущество.

В ст. 862 и 863 НК РФ определены обязанно­сти организаций, связанных с проведением налогового контроля за расходами физическо­го лица, указаны органы, предоставляющие информацию в налоговые органы, сроки, по­рядок, ответственность по предоставлению информации и порядок проведения налогово­го контроля [6].

В настоящее время механизм контроля за расходами физического лица, содержащийся в указанных статьях, фактически не действует. Информация, которую получают налоговые органы, не позволяет им определить реальные затраты физического лица на приобретение имущества (включая недвижимость). Однако упразднение налогового контроля не лишает на­логовые органы возможности получать инфор­мацию о совершении физическими лицами сде­лок с имуществом (например, с недвижимым имуществом и транспортными средствами), ко­торую в налоговые органы представляют орга­ны, осуществляющие учет и регистрацию не­движимого имущества и транспортных средств.

Кроме того, необходимо отметить, что приня­тый Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен­ных преступным путем» содержит механизм контроля за операциями с денежными сред­ствами и имуществом физических лиц.

Таким образом, принятие Закона «О признании утратившими силу положения законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц» в условиях действия Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» не снижает эффективности контроля за расходами физических лиц и позволит устранить ненужное дублирование функций государственных органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития экономики России решение проблем, связанных с наполнением доходной части государственного бюджета, является первоочередной задачей как законодательной, так и исполнительной власти. Основной источник формирования бюджета – налоговые сборы и платежи.

Создание эффективной налоговой системы, обеспечение ее прозрачности, предсказуемости и стабильности представляет собой важное условие повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Реформирование налоговой системы России происходит с момента ее начального формирования и продолжается уже более десяти лет.

Основными направлениями и целями реформирования системы налогообложения являются: построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства.

Для этого важнейшим шагом выступает разработка Налогового кодекса Российской Федерации. После многолетних обсуждений и споров в 1999г. была введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая основные положения и структуру налоговой системы России. Принята в январе 2000г. Государственной Думой и введена в действие с 1 января 2001г. часть вторая Налогового кодекса РФ; однако не в полном объеме. Доработка Налогового кодекса РФ продолжается. Так что говорить об окончательно сформировавшейся и стабильной налоговой системе России пока рано.

ЛИТЕРАТУРА

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 15 августа 2000 ч.1,2. – М.: Проспект, 2000.-299с.

2. Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конюхова Т. Комментарий к главе 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации // Законодательство и экономика.-2003.-№3.-С.34-69.

2. Комментарии к Налоговому кодексу ч.1 / Отв.ред.А.В.Брызгалин.-М:Аналитика-Пресс,1999.-592с.

3. Никонов А.Л. Комментарии к изменениям в Налоговом кодексе Российской Федерации. - М.: Главбух, 1999.-148с.

4. Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации ч.1. - М.: Финансы и статистика, 1999.-80с

5. Соколова О.О. Уплата единого социального налога на вмененный доход // Бухгалтерский учет.-2003.-№11.-С.32-34.

6. Смирнов Е.Е. Корректировка Налогового кодекса: В интересах бюджета-2004 // Аудитор.-2003.-№8.-С.7-12.

7. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика,1999.-544с.

8. Черник Д.Г. Налоги: Пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика,2002.-656с.

9. Черник Д.Г. Основы налоговой системы. - М.: ЮНИТИ, 2002.-517с.