СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...3
1. Первая часть Налогового кодекса, принятая в 1998 году……………….5
2. Вторая часть Налогового кодекса 2000 года……………………………16
3. Изменения в Налоговом кодексе на 2003 год…………………………...18
Заключение…………………………………………………………………..28
Литература…………………………………………………………………...29
ВВЕДЕНИЕ
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной составной частью финансово-бюджетной системы являются налоги.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц – на территории страны.
В конце 1991г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря №2118-1.
Объект исследования – Налоговый кодекс РФ.
Предмет исследования – значение Налогового кодекса в регулировании финансовых отношений.
Цель исследования – изучить значение Налогового кодекса в регулировании финансовых отношений.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть первую часть Налогового кодекса, принятую в 1998 году;
- рассмотреть вторую часть Налогового кодекса 2000 года;
- проанализировать изменения в Налоговом кодексе на 2003 год.
1. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА, ПРИНЯТАЯ В 1998 ГОДУ
Основополагающим документом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов Федерации и законодательные акты органов местного самоуправления. Налоговый кодекс состоит из двух частей. Часть первая НК РФ принята в июле 1998 г. и начала вводиться с 1 января 1999 г. Именно начала, поскольку некоторые статьи и положения вводились в действие в более поздние сроки. Что касается части второй НК, то ее четыре главы приняты в августе 2000 г. и введены с 1 января 2001 г., а остальные главы к весне 2001 г. находились в стадии разработки [1].
Налоговый кодекс заменяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. №2118-1, устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей.
НК РФ определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Он устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов. Практически речь идет о формировании новой отрасли права — налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом мирового и накопленного за последние годы российского опыта, а также особенностей развития национальной экономики [1; 7].
НК РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.
Введением части первой Налогового кодекса был сделан крупный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Устранен такой бич нашего прошлого налогового законодательства, как введение налоговых изменений путем принятия законов, имеющих обратную силу.
Стабилизация налоговой системы проявляется и в том, что устанавливается четкая кодификация налогов, а нормы и положения, регулирующие налогообложение, приводятся в единую упорядоченную систему. Причем эта система должна существенно упроститься за счет отмены множества подзаконных актов, зачастую вступающих в противоречие друг с другом [1].
Начнем рассмотрение с части первой Налогового кодекса РФ. Она включает семь разделов.
Раздел 1 состоит из общих положений, характеризующих законодательство о налогах и сборах и устанавливающих систему налогов и сборов России. Предлагаемая Кодексом система сохраняет трехзвенность, обеспечивая доходами все уровни управления, и исходит из действующей в настоящее время налоговой системы.
В разделе 2 речь идет о налогоплательщиках и налоговых агентах, об их правах и обязанностях, о представительстве в налоговых отношениях.
Раздел 3 посвящен налоговым органам и близким к ним органам государственной власти.
Разделом 4 устанавливаются общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Раздел 5 определяет порядок сдачи налогоплательщиком налоговой декларации, а также формы, методы и способы проведения налогового контроля.
Особое место занимает раздел 6, где классифицируются налоговые правонарушения и определяется ответственность за их совершение.
В разделе 7 приводится порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.
Основной постулат налогового законодательства состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В Налоговом кодексе четко отмечается, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо определенные в ином порядке, чем это установлено Кодексом. Данное положение завершило длительную дискуссию о целесообразности закрытого перечня региональных и местных налогов или рекомендательного, с правами субъектов Федерации и местных органов представительной власти вводить свои дополнительные налоги и сборы. Такой механизм имелся в нашем законодательстве в 1994—1996 гг. За этот период количество видов налогов в нашей стране возросло в 3 раза [3].
Налоговый кодекс ввел правило, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщика, т.е. введена естественная в юриспруденции презумпция невиновности. До этого в практике правоотношений налоговых органов и налогоплательщиков действовала скорее «презумпция виновности».
В период с 1992 по 1999 г. в стране многократно изменялось налоговое законодательство. Вводились изменения зачастую в середине календарного года по несколько раз, иные из них имели обратное действие. Все это дестабилизировало налоговую систему, нарушало финансовые программы предприятий и организаций, усложняло процесс налоговой проверки. В раздел 1 Налогового кодекса введена ст. 5, посвященная действию актов законодательства о налогах и сборах по времени. Законы, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 мес. со дня официального опубликования.
Теперь о трехзвенности налоговой системы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Кодексом определены специальные налоговые режимы, представляющие собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции [1; 5].
Некоторые налоги сохранились, но поменяли свой уровень и целевое назначение. Это относится к налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, к налогам, служащим источниками образования дорожных фондов, налогу на игорный бизнес.
Такое же положение с дорожным и транспортным налогами. Они будут в какой-то мере аналогами налогов, формирующих дорожные фонды.
Остановимся на налоге на недвижимость. В случае его введения в действие ему предстоит заменить собой три налога, действующих ныне и предусмотренных НК РФ. Отмене подлежат региональный налог на имущество организаций и два местных налога: на имущество физических лиц и земельный.
В Кодексе взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические и юридические лица, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности. Физические лица могут состоять в родственных отношениях или в подчинении одно у другого. Одна организация может непосредственно или косвенно участвовать в другой. Все это влияет на условия сделок между ними.
Налоговый кодекс не просто провозглашает права налогоплательщиков, а гарантирует обеспечение и защиту их прав. Естественно, прав не бывает без обязанностей. Налогоплательщикам следует прежде всего уплачивать законно установленные налоги.
Кроме перечисленных постоянных обязанностей, налогоплательщики должны в налоговый орган по месту учета письменно сообщать о всех изменениях в своей деятельности [4].
НК РФ в разделе 3 дает определение понятию «налоговые органы» и вносит ясность в эту проблему, которая была отнюдь не простой, поскольку контролем за поступлением доходов государства занимается несколько правительственных органов.
Налоговыми органами являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения.
В определенных случаях полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы.
Наряду с широкими правами налоговые органы имеют обязанности, которыми, в частности, гарантируется защита прав налогоплательщиков.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
С налоговыми органами тесно взаимодействуют федеральные органы налоговой полиции. Они выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, причем выполнить ее в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога [4; 7].
С учетом изложенных положений при непоступлении денег на счет бюджета виновным может оказаться лишь кредитное учреждение. Ссылки плательщика и банка друг на друга, как это нередко имело место раньше, становятся невозможными.
Если обязанность по исчислению и взиманию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по его уплате считается исполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Новое в Налоговом кодексе — положение о том, что обязанность по уплате налога исполняется в рублях. В свободно конвертируемой валюте могут платить налоги иностранные организации и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Иные случаи бывают как исключения.
Взимание недоимки за счет имущества физических лиц, включая наличные денежные средства и деньги на счетах в кредитных учреждениях, производится только по решению суда.
Пени взыскиваются в таком же порядке, как и налоги, в том числе они могут быть обращены на имущество должника.
В условиях рынка распространена практика реорганизации коммерческих организаций, их слияния или разделения, преобразования одного юридического лица в другое и т.д. Поэтому Кодексом предусмотрены обязанности по уплате налогов и сборов в случае реорганизации предприятия.
Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника. Правопреемник должен уплатить не только налоги и сборы, но и все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также штрафы, наложенные на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до окончания его реорганизации [2; 8].
Налоговый кодекс установил общие условия изменения срока уплаты налогов и сборов, пени. На протяжении 90-х гг. подходы к этому вопросу неоднократно менялись. Законодательство в этом отношении то ужесточалось, то либерализовалось, то вновь ужесточалось.
Кодекс допускает изменение срока уплаты налога в следующих формах: отсрочки платежа, рассрочки его, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
Изменить сроки платежа компетентны: по федеральным налогам и сборам — Минфин России; по региональным и местным налогам и сборам — соответствующие финансовые органы; по таможенным платежам — ГТК России или уполномоченные им таможенные органы.
По таможенным сборам и пошлинам основания отсрочки платежа определяются Таможенным кодексом РФ.
Налоговый кодекс оставляет возможность субъектам Федерации своими законами установить дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки уплаты региональных и местных налогов. По одному из трех (первому, второму или третьему) оснований налогоплательщику может быть предоставлен кредит, т.е. изменение срока уплаты налога на период от 3 мес. до 1 года. Пени начисляются в указанном выше размере только при предоставлении налогового кредита по третьему основанию. Налоговый кредит оформляется договором между налогоплательщиком и уполномоченным органом.
Основания предоставления инвестиционного налогового кредита иные. Кредит может предоставляться на срок от одного года до пяти лет по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начислением процентов.
Ранее отмечалось, что инвестиционный налоговый кредит дается по другим основаниям, чем просто отсрочка или рассрочка платежа. Таких оснований может быть три, одного из которых достаточно для получения кредита [1; 3].
Сумма кредита, предоставляемая по второму и третьему основаниям, определяется договором об инвестиционном налоговом кредите.
Налоговый кодекс уточняет способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. К способам, к которым могут прибегнуть налоговые органы для выполнения своих функций, относятся: залог имущества; поручительство; пени; приостановление операций по счетам в банке; наложение ареста на имущество налогоплательщика. Таможенные органы могут прибегать и к другим мерам исходя из таможенного законодательства.
В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов эта обязанность может быть обеспечена залогом, который может предоставить сам налогоплательщик или третье лицо. При неуплате налога (сбора) налоговый орган исполняет эту обязанность за счет стоимости заложенного имущества.
Вместо залога может иметь место поручительство. Поручитель обязуется в полном объеме уплатить налоги и сборы, если этого не сделает получивший отсрочку налогоплательщик. Здесь налогоплательщик и поручитель несут солидарную ответственность. Налог и пени принудительно взыскиваются с поручителя налоговым органом через суд.
Наиболее суровой мерой, применяемой к недоимщикам, является арест имущества, т.е. ограничение права собственности на имущество. Эта мера применяется с санкции прокурора в случае неуплаты налога и при наличии у налогового органа (или таможенного органа) достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыть свое имущество или скрыться самом [2; 7].
Налоговый кодекс предусматривает не только неуплаты или недоплаты налогов и сборов, но и их переплату. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату или зачету в счет предстоящих платежей. Процентная ставка равна ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
В разделе 5 Налогового кодекса уделяется внимание налоговой декларации и налоговому контролю.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, в налоговый орган по месту учета по установленной МНС России форме. Это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговых льготах, применимых к нему, об исчисленной сумме налога.
Кодексом особо отмечается, что при проведении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции РФ и федеральных законов, принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, например адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Налоговый контроль начинается с учета налогоплательщиков. Они подлежат постановке на налоговый учет соответственно по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств. Это означает, что в отличие от прежнего порядка регистрации по юридическому адресу, нередко на практике мифическому, или по одному из своих адресов по собственному выбору организация должна находиться на учете во всех тех налоговых органах, на территории которых она имеет налогооблагаемые объекты. Еще одно принципиальное новшество в учете состоит в том, что МНС России теперь вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, в том числе устанавливать особенности учета иностранных организаций [3].
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе таможенных, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Номер должен указываться во всех направляемых ему уведомлениях, а также в подаваемых налогоплательщиком в налоговые органы декларациях, отчетах, заявлениях и других документах.
На основе данных учета МНС России ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков. При этом сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной.
Счета в банках организациям и индивидуальным предпринимателям открываются только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества, регистрацию имущественных сделок, учет и регистрацию пользователей природными ресурсами, обязаны в десятидневный срок сообщать в налоговые органы соответствующую информацию.
Ужесточены обязанности банков. Они должны в пятидневный срок по мотивированным запросам налоговых органов выдавать им требуемые справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
Кодекс возложил на налоговые органы новый вид контроля, а именно контроль за расходами физических лиц. Соответствующие статьи Кодекса вступили в силу только в 2000 г., и на них подробнее остановимся в главе 7. Рассмотрим основной вид налогового контроля — налоговые проверки.
По итогам выездной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или отсутствие нарушений, выводы и предложения проверяющих. При установлении налоговых правонарушений делаются ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за конкретные нарушения законодательства о налогах [7].
Налогоплательщик вправе в двухнедельный срок представить свои возражения по акту или его отдельным положениям. По истечении 14 дней акт проверки и документы, представленные налогоплательщиком, рассматриваются руководством налоговой инспекции и по ним принимается решение.
Ранее отмечалось, что при налоговых проверках необходимо соблюдение налоговой тайны. Что входит в это понятие? В отличие от государственной тайны, коммерческой тайны и т.д. налоговая тайна широко трактуется Кодексом. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым или таможенным органом сведения о налогоплательщике. Исключения составляют сведения:
- разглашенные налогоплательщиком или с его согласия;
- об идентификационном номере налогоплательщика;
- о нарушении им законодательства о налогах и мерах ответственности;
- предоставленные налоговым, таможенным или правоохранительным органам других стран в соответствии с международными договорами.
В разделе 6 Налогового кодекса определяются налоговые правонарушения и устанавливается ответственность за их совершение. При этом вводится презумпция невиновности. Бремя доказательства совершения налогового правонарушения возлагается на налоговый орган. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу налогоплательщика.
Кодекс определяет обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Мерой ответственности служит налоговая санкция в виде денежных. штрафов, взыскиваемая только в судебном порядке.
Кодекс классифицирует налоговые правонарушения по 33 видам и подвидам и дифференцирует меру ответственности в зависимости от степени тяжести [3; 8].
Раздел 7 части первой Налогового кодекса РФ определяет порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган или в суд. Организации и индивидуальные предприниматели обращаются в арбитражный суд; физические лица, не являющиеся предпринимателями, — в суд общей юрисдикции.
В вышестоящем налоговом органе жалоба налогоплательщика рассматривается в срок не позднее 1 мес. со дня ее получения. При этом вышестоящий налоговый орган вправе:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить решение налогового органа;
- отменить акт налогового органа и назначить новую проверку;
- изменить решение или вынести новое решение.
2. ВТОРАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА 2000 ГОДА
5 августа 2000 г. принят Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» №118-ФЗ.
Данным Законом с 1 января 2001 г. введены в действие четыре главы части второй Налогового кодекса РФ: глава 21 «Налог на добавленную стоимость»; глава 22 «Акцизы»; глава 23 «Налог на доходы физических лиц» и глава 24 «Единый социальный налог (взнос)». Для отдельных положений указанных налогов установлены иные сроки ввода в действие, что оговаривается Законом.
Со дня введения в действие части второй НК РФ утратили силу Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991г. №1992-1, Федеральный закон «Об акцизах» (в редакции Федерального закона от 7 марта 1996г. №23-ФЗ), Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц№ от 7 декабря 1991г. №1998-1.
Отдельные положения Закона «О налоге на добавленную стоимость», касающиеся некоторых налоговых льгот, просуществуют до 1 января 2002 г.
Отменен также п. 1 Постановления Верховного Совета РФ «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России) от 27 декабря 1991г. №2122-1 в части утверждения Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России) [1; 9].
В чем суть происходящих изменений по четырем налогам?
Глава 21 уточняет ряд положений исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, устраняя имеющиеся пробелы в его правовом регулировании. Так, в состав налогоплательщиков включаются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, четко определяются место реализации товаров и место реализации услуг. В объекты налогообложения вводится выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления и т.д.
В главу 22 введен ряд новшеств, прежде всего связанных с исчислением и уплатой акцизов на алкогольную продукцию. Увеличены ставки акцизов на нефтепродукты, табачные изделия, алкоголесодержащую продукцию.
Главой 23 подоходный налог с физических лиц заменен налогом на доходы физических лиц. Это не просто смена наименования. Доходы классифицируются на трудовые и не связанные с трудовой деятельностью. Трудовые доходы независимо от величины облагаются по единой ставке — 13%. Для других доходов действуют ставки 30% и 35%. Упорядочены налоговые льготы и вычеты.
Глава 24 вводит единый социальный налог (взнос), которым заменяются отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды[1; 8].
Следует обратить внимание, что в нашей стране с введением части второй Налогового кодекса появился налог, который функционирует практически во всех развитых странах, выполняя важнейшую социальную функцию. Имеется в виду экологический налог.
После окончательного принятия части второй Налогового кодекса будет уменьшено общее количество видов налогов, которые могут быть введены на территории РФ. Закрытый список региональных и местных налогов и сборов будет надежной защитой налогоплательщиков от попыток поправить доходную часть соответствующих бюджетов местным налоговым законотворчеством. В итоге каждый заранее будет четко знать правила «игры с государством». Это относится не только к предпринимателям, но и к любому налогоплательщику.
3. ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ НА 2003 ГОД
Значительная часть правительственных инициатив нашла отражение в принятом Государственой Думой Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации». Этот закон предусматривает:
• отмену налога с продаж с 1 января 2004 г.;
• снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18%;
• уточнение порядка освобождения от налога на прибыль, а также НДС средств, направляемых на НИОКР;
• изменение ставок акцизов;
• перераспределение части доходов от акцизов на ликероводочные изделия (30%) и на крепкие вина (15%) в пользу субъектов РФ;
• отмену акциза на газ;
• установление ставок налога на добычу полезных ископаемых по природному газу (для Газпрома - 107 руб. за 1 тыс. кубических метров, для независимых компаний- 70 руб.), а также по сырой нефти и газовому конденсату;
• изменение пропорции распределения налога на прибыль: в Федеральный бюджет - 5%, в бюджет субъектов РФ -17%, в муниципальные бюджеты - 2%;
• установление порядка освобождения от налога на прибыль отчислений, направляемых на НИОКР в общероссийские и отраслевые фонды содействия науки;
• внесение изменений в упрощенную систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход [2; 6].
На некоторых из этих изменений есть смысл остановиться более подробно.
1. В отношении снижения размера ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18%. Такое снижение предусмотрено при сохранении действующих в настоящее время льгот как в виде освобождения от налогообложения ряда операций по реализации товаров (работ, услуг), так и в виде обложения налогом по льготной 10%-ной налоговой ставке.
2. В отношении изменения системы налогообложения газовой отрасли. Дело в том, что действующий в настоящее время порядок уплаты акциза производителями газа по единой ставке в процентах от стоимости реализованного газа фактически позволяет приравнять акциз к специфическому «оборотному налогу». Вновь принятый закон отменяет акциз на природный газ с одновременным установлением специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа. С этой целью расширяется перечень видов углеводородного сырья как добытого полезного ископаемого, применяемого в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых. А единая налоговая ставка при добыче горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья устанавливается в размере 107 руб. за 1 тыс. кубических метров без дифференциации для независимых производителей газа и по видам сырья.
Принятый Государственной Думой закон предусматривает также увеличение с 16,5 до 17,5% адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья.
В связи с отменой акциза на природный газ вносятся изменения и в отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в части исключения норм, касающихся акцизов на минеральное сырье.
Как отмечено в заключении Комитета Совета Федерации по бюджету, установление специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа и одновременная отмена акциза на природный газ будут способствовать упрощению налогообложения и обеспечат предсказуемость поступлений в бюджет налога при добыче природного газа. Дополнительная налоговая нагрузка на отрасль с учетом предполагаемого повышения экспортной пошлины на газ с 5 до 20-25% в целом составит 17,5 млрд руб.
3. Новый закон индексирует на 2% специфическую ставку налога на добычу полезных ископаемых на добытую нефть: она увеличивается с 340 до 347 руб. за тонну. Эта мера в совокупности с индексацией на 12% акцизов на нефтепродукты увеличивает налоговую нагрузку на отрасль на 11 млрд рублей. Срок действия специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти продлевается до 31 декабря 2006 г.
4. Закон, о котором идет речь, в связи с предполагаемым в 2004 г. ростом цен на потребительские товары предусматривает индексацию специфических ставок акцизов по подакцизным товарам в следующих размерах:
- на этиловый спирт из всех видов сырья - 11%;
- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25% (включительно) и вина нетрадиционные крепленые – 18-20%;
- вина (за исключением натуральных, натуральных нетрадиционных и (или) некрепленых, натуральных нетрадиционных некрепленых, вин шампанских и игристых) и натуральные вина (за исключением нетрадиционных некрепленых) - 9%;
- пиво - 11-15%;
- табак-10%;
- сигареты -20%;
- автомобили-8-10% [2; 9].
В целях стимулирования отечественного производства не будут проиндексированы в 2004 г. только ставки акцизов на вина натуральные нетрадиционные некрепленые, вина шампанские и вина игристые.
Индексация специфических ставок акцизов на большую часть подакцизных товаров предусматривает увеличение налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты. Это важно прежде всего в связи с тем, что из-за отмены налога с продаж с 1 января 2004 г. возникает проблема компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ в размере 61,9 млрд руб. Учитывая ситуацию, законодатели изменили пропорции уплаты акциза на водку и ликероводочные изделия между производителем и организацией оптовой торговли (акцизным складом). Доля акцизов у производителя, которая зачисляется в федеральный бюджет, уменьшается с 50 до 20%. Одновременно увеличивается доля акцизов у организаций оптовой торговли (акцизного склада), которая зачисляется в региональный бюджет, с 50 до 80%.
Для компенсации части выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ предполагается передача 30% акцизов на водку и ликеро-водочные изделия из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. Доля акцизов, подлежащая уплате в федеральный бюджет, позволит сохранить зачетный механизм, согласно которому суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком по спирту этиловому, использованному на производство алкогольной продукции, подлежат вычету из сумм акциза, исчисленных по алкогольной продукции.
По мнению большинства депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, данная мера позволит частично компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов в размере 29 млрд руб. При этом акцизы на алкоголь, уплачиваемые акцизными складами, являются «немобильными налогами», которые распределены между субъектами РФ пропорционально численности населения.
В интересах компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов, в соответствии с принятым законом, предлагается также передать из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ 1% ставки налога на прибыль организаций. Согласно предлагаемым изменениям часть налога, поступающая в федеральный бюджет, сокращается с 6 до 5%. Одновременно увеличивается часть налога, поступающая в бюджеты субъектов РФ с 16 до 17%. Эта мера позволит компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов на 26,7 млрд руб.
Еще одной компенсационной мерой, согласно принятому закону, станет передача из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ 30% доходов, поступающих в связи с применением упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Доходы от уплаты налогов при применении специальных налоговых режимов для малого бизнеса, поступающие в бюджеты субъектов РФ, увеличиваются с 15 до 45%, в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - с 60 до 90%. Эта мера даст дополнительно 16,8 млрд руб. налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ [8].
В целом предлагаемые меры компенсационного характера призваны дать бюджетам субъектов РФ 72,9 млрд руб.
5. Изменения, вносимые принятым законом в ст. 251 части второй НК РФ, расширяют перечень доходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций. При определении налогооблагаемой базы не будут учитываться доходы в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом «О науке и государственной научно-технической политике», в форме некоммерческих организаций.
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, дополнен доходами «в виде сумм, полученных операторами универсального обслуживания, из резерва универсального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи». В данном случае речь идет о суммах, получаемых операторами из резерва универсального обслуживания, согласно Федеральному закону «О связи».
6. Принятый закон вносит также изменения в порядок применения специальных налоговых режимов в части упрошенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Изменения, вносимые в ст. 34612, позволяют организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным в соответствии с гл. 26.3 на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, перейти в отношении иных осуществляемых ими видов деятельности на упрощенную систему налогообложения. При этом законом устанавливается, что ограничения по численности работников, выручке, стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные при переходе на упрощенную систему налогообложения, определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности [1].
Закон устанавливает значение корректирующего коэффициента базовой доходности К1 на 2004 г. в размере 1,0.
В общей сложности Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» отменяет 2 региональных и 18 местных налогов и сборов. Из региональных налогов и сборов отменяются налог с продаж и сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц. Местные налоги и сборы, отменяемые данным законом, действовали в тех субъектах РФ, где не взимался налог с продаж.
По мнению членов Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, данный закон снижает налоговую нагрузку на предприятия несырьевого сектора и малого предпринимательства, перераспределяет налоговые поступления в пользу субъектов РФ, что очень важно сегодня для решения многих социально-экономических задач.
В то же время, отмечая явные достоинства принятого закона, нельзя не обратить внимание и на некоторые спорные положения, содержащиеся в нем. Так, к примеру, члены Комитета Совета Федерации по промышленной политике, рассмотрев этот правовой документ, высказали следующие замечания. На их взгляд, стремление авторов закона урегулировать широкий спектр финансовых и налоговых вопросов привело к не всегда удачному объединению в его рамках норм, регулирующих взимание различных по природе и назначению налогов и сборов. В частности, в законе не учтено, что отмена с 1 января 2004 г. ряда местных и региональных налогов и сборов (курортный сбор, налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на перепродажу автомобилей, сбор с владельцев собак и др.) существенно уменьшит наполняемость бюджетов соответствующих субъектов и муниципальных образований. Возможно, частично эта проблема будет снята благодаря перераспределению платежей по налогу на прибыль организаций. Однако полностью результат отмены столь большого количества фискальных платежей будет виден только после вступления закона в действие [2; 9].
Весьма существенные коррективы в действующее законодательство вносит и принятый парламентом Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Проект данного закона был внесен в Государственную Думу Правительством РФ. Первоначально изменение касалось только имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщикам по налогу на доходы физических лиц при осуществлении ими в течение налогового периода расходов на новое строительство либо приобретение жилого дома или квартиры на территории Российской Федерации с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. Однако в процессе обсуждения закона в Государственной Думе в него были внесены и другие изменения. В частности, в абзац первый подп. 1 п. 1 ст. 220 было внесено новое положение, в котором говорится, что имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику не только при продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находящихся в их собственности 5 лет и более, но и при продаже иного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации, находящихся в собственности налогоплательщика 3 года и более, в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации. Данная поправка была внесена депутатами Госдумы Г.В. Боосом и А.Ю. Мельниковым.
Кроме того, установлены новые размеры социальных налоговых вычетов (ст. 219 «Социальные налоговые вычеты»):
- сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде за обучение в образовательных учреждения (обучение свое и своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения), увеличена с 25 тыс. руб. до 38 тыс. руб.;
- сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, которые ему были предоставлены медицинскими учреждениями Российской Федерации, также увеличена с 25 тыс. руб. до 38 тыс. руб.
Внесение этой поправки обусловлено тем, что действующие размеры социальных налоговых вычетов были приняты в 2000 г. и с тех пор не менялись [8].
Третьим документом рассматриваемого пакета является Закон «О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц». Этим правовым документом признаются утратившими силу положения НК РФ и федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которые касаются налогового контроля за расходами физических лиц.
Налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется на основании ст. 861, 862 и 863 НКРФ.
В соответствии со ст. 861 НК РФ к имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся:
- недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
- механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
- акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
- культурные ценности;
- золото в слитках.
Налоговый контроль производится посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, которые осуществляют регистрацию имущества, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество.
В ст. 862 и 863 НК РФ определены обязанности организаций, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица, указаны органы, предоставляющие информацию в налоговые органы, сроки, порядок, ответственность по предоставлению информации и порядок проведения налогового контроля [6].
В настоящее время механизм контроля за расходами физического лица, содержащийся в указанных статьях, фактически не действует. Информация, которую получают налоговые органы, не позволяет им определить реальные затраты физического лица на приобретение имущества (включая недвижимость). Однако упразднение налогового контроля не лишает налоговые органы возможности получать информацию о совершении физическими лицами сделок с имуществом (например, с недвижимым имуществом и транспортными средствами), которую в налоговые органы представляют органы, осуществляющие учет и регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств.
Кроме того, необходимо отметить, что принятый Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» содержит механизм контроля за операциями с денежными средствами и имуществом физических лиц.
Таким образом, принятие Закона «О признании утратившими силу положения законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц» в условиях действия Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» не снижает эффективности контроля за расходами физических лиц и позволит устранить ненужное дублирование функций государственных органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе развития экономики России решение проблем, связанных с наполнением доходной части государственного бюджета, является первоочередной задачей как законодательной, так и исполнительной власти. Основной источник формирования бюджета – налоговые сборы и платежи.
Создание эффективной налоговой системы, обеспечение ее прозрачности, предсказуемости и стабильности представляет собой важное условие повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Реформирование налоговой системы России происходит с момента ее начального формирования и продолжается уже более десяти лет.
Основными направлениями и целями реформирования системы налогообложения являются: построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства.
Для этого важнейшим шагом выступает разработка Налогового кодекса Российской Федерации. После многолетних обсуждений и споров в 1999г. была введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая основные положения и структуру налоговой системы России. Принята в январе 2000г. Государственной Думой и введена в действие с 1 января 2001г. часть вторая Налогового кодекса РФ; однако не в полном объеме. Доработка Налогового кодекса РФ продолжается. Так что говорить об окончательно сформировавшейся и стабильной налоговой системе России пока рано.
ЛИТЕРАТУРА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 15 августа 2000 ч.1,2. – М.: Проспект, 2000.-299с.
2. Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Конюхова Т. Комментарий к главе 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации // Законодательство и экономика.-2003.-№3.-С.34-69.
2. Комментарии к Налоговому кодексу ч.1 / Отв.ред.А.В.Брызгалин.-М:Аналитика-Пресс,1999.-592с.
3. Никонов А.Л. Комментарии к изменениям в Налоговом кодексе Российской Федерации. - М.: Главбух, 1999.-148с.
4. Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации ч.1. - М.: Финансы и статистика, 1999.-80с
5. Соколова О.О. Уплата единого социального налога на вмененный доход // Бухгалтерский учет.-2003.-№11.-С.32-34.
6. Смирнов Е.Е. Корректировка Налогового кодекса: В интересах бюджета-2004 // Аудитор.-2003.-№8.-С.7-12.
7. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика,1999.-544с.
8. Черник Д.Г. Налоги: Пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика,2002.-656с.
9. Черник Д.Г. Основы налоговой системы. - М.: ЮНИТИ, 2002.-517с.