СОДЕРЖАНИЕ

1. Обязательственное право по «Русской Правде». 3

Задача. 6

2. Преступления и наказания по Воинским Артикулам 1716 г. 9

3. Конструкция Советской власти по Конституции 1918 года. 16

Список использованных источников и литературы.. 24

1. Обязательственное право по «Русской Правде»

С введением христианства на Руси стало складываться каноническое право, основанное в большой мере на византийском законодательстве.

Вся совокупность законов и правовых обычаев создала основу довольно развитой системы древнерусского права. Как всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т. е. закон прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких человеческих прав. Весьма ограничена была правоспособность смерда, закупа. Зато права и привилегии верхушки феодального общества охранялись в усиленном порядке.

Древнерусское законодательство знало довольно развитую систе­му норм, регулирующих имущественные отношения. В законе отражаются отношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. Феодализм характеризуется наличием полной собственности феодала на средства производства и неполной собственности на работника. При этом феодально-зависимый крестьянин также наделен определенными средствами производства. Феодальная собственность на Руси возникает на базе распада первобытнообщинных отношений.

Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, а порой даже на его жену и на детей. Так, злостного банкрота можно было продать в холопы.

Русская Правда знает определенную систему договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа. Это явилось следствием восстания киевских низов в 1113 г. против ростовщиков. Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению процентов по долгам, несколько ограничив аппетиты ростовщиков. Закон в виде объекта займа предусматривает не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами, с упрощенными формальностями, заем с самозакладом - закупничество. Предусматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа.

В Русской Правде упоминается и договор купли-продажи.[1] Русская Правда упоминает также о договоре хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась как дружеская услуга, была безвозмездной и не требовала формальностей при заключении договора.

Феодализму не свойствен наемный труд. Тем не менее, Русская Правда упоминает об одном случае договора личного найма: наем в тиуны (слуги) или ключники «…когда кто пойдет в тиуны или в ключники если было заключено условие, то остается на тех правах, как было условлено.»[2]

Если человек поступал на такую работу без специального договора, он автоматически становился холопом. В законе упоминается также о наймите, однако некоторые исследователи отождествляют его с закупом.

Можно, очевидно, говорить о существовании в Древнерусском государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правда в ст. 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему то ли для перевозки, то ли для продажи. Отчетливо виден договор комиссии в следующей статье, где иностранный купец поручает русскому продать на местном торге свои товары.

Уже краткая редакция Русской Правды содержит «Урок мостникам», где регламентируется договор подряда на сооружение или ремонт моста.

«43.   А такова плата мостникам; когда построят мост, то пусть возьмут по окончании своей работы ногату и от каждого устоя  моста по ногате, столько же при починке ветхого   моста,   хотя   бы   несколькими досками, 3-мя, 4-мя или 5-ю.»[3].

Исследователи полагают, что закон имеет в виду не только мосты, но и городские мостовые. Археологи нашли, например, в Новгороде многочисленные деревянные мостовые. Интересно, что этот элемент городского благоустройства возник в Новгороде раньше, чем в Париже.

Надо полагать, что на Руси существовал такой древний договор, как мена, хотя в законодательстве он и не отражен. То же можно сказать и об имущественном найме.

Порядок заключения договоров был преимущественно простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий, рукобитья, связывания рук и т. п. В некоторых случаях требовались свидетели. Имеются определенные сведения и о зарождении письменной формы заключения договора о недвижимости.

 Задача

Как мог освободиться закуп, не выплачивая «купу» хозяину?

РЕШЕНИЕ:

В Древнерусском государстве появляется фигура типичного фео­дально зависимого крестьянина — закупа. Закуп имеет свое собствен­ное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу — денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процен­тов по долгу. Поэтому отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина. К тому же закуп отвечает за ущерб, причиненный по халатности господину. В случае бегства от господи­на закуп автоматически превращается в холопа.  Статья 56 Русской Правды Пространной редакции гласит:  Если закуп убежит от своего господина,  то  становится  через  то полным холопом. Если же он отлучился явно или бежал к князю или к судьям, не стерпя обиды своего господина, то не обращать его в рабство, но дать ему суд.

Господин имеет по отношению к закупу право вотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал впра­ве бить нерадивого закупа Статья 62.  Аже господин бьеть закупа про дело, то без вины есть; биеть ли не смысля пьян, а без вины, то яко же в свободнемь платежь, такс же и в закупе.

 Закуп в отличие от холопа имеет некоторые человеческие права. Его нельзя бить «не за дело», он может жаловаться на господина судьям, его нельзя про­дать в холопы (при такой обиде он автоматически освобождается от своих обязательств по отношению к господину), у него нельзя безна­казанно отнять имущество.

Если Закуп как-то изловчится набрать денег для уплаты до­лга, может немедленно уйти от своего господина.

Кроме этого в  древнем источнике права имеются следующие статьи  о закупах.

57.  О закупе же. Аже у господина ролеиныи  закуп,   а  погубить вонскии конь, то не платити ему; но еже дал ему господин плуг и болишь капитала; а кто брал такой рост три года, тому не искать и самого капитала. Кто берет по 10 кун роста с гривны в год (т.е. 4%), то при таком росте иск самого капитала ни в коем случае не отменяется.

58.  О закупе же. Аже из хлева выведуть, то закупу того не платити;  но же погубить на поли и  в двор не вженеть и не затворить, кде ему  господин  велить,   или  орудья своя дея, а того погубить, то то ему платити.

59.   Аже господин  переобидить закупа, а увидить купу его или ота-рицю, то то ему все воротити, а за обиду платити ему 60 кун.

60.  Паки ли прииметь на немь кун, то опять ему воротити куны, что будеть принял, а за обиду платити ему 3 гривны продажи.

61.  Продасть ли господин закупа обель,  то  наймиту  свобода  во всех кунах, а господину за обиду платити 12 гривен продаже.

О закупе. Аже закуп выведеть что, то господин в немь;  но оже кде и налезуть, то преди заплатить господин его конь или что будеть ино взял, ему холоп обелныи; и паки ли господин не хотети нач-неть платити за нь, а продасть и, отдасть же переди или за конь, или за вол,  или за товар,  что  будеть чюжего взял,  а прок  ему  самому взяти себе. От которого он получает ссуду, дай ему плуг и борону, то за пропажу их он должен заплатить; но он не платит за хозяйскую вещь, им взятую, если она пропадет без него, когда господин пошлет его на свою работу.

58.  Закупу не платить за скотину, уведенную из хлева; но если он потеряет ее в поле, или не загонит во двор, или не затворит в хлеве, где ему велит господин, или же утратит ее за свои делом, то закупу во всех этих случаях утраты платить.

59.  Если господин обидит закупа, отнимет у закупа данную ему ссуду или его собственное имущество, то по суду все это он обязан возвратить закупу, а за обиду заплатить 60 кун.

60.  Если господин отдаст своего наймита в заработок другому хозяину  за взятую  у  последнего  вперед плату, эту плату он также должен отдать назад, а за обиду заплатить 3 гривны продажи.

61.   Если же он совсем продаст его, как своего полного холопа, то наймит свободен от всех долгов, а господин платит за обиду 12 гривен продажи.

62.  Если господин бьет закупа за дело, он за то не отвечает; если же он бьет его пьяный, сам не зная за что, без вины, то должен платить за обиду закупа, как платят за оскорбление свободного.

63.   Если полный холоп  уведет чью-нибудь лошадь, то  (господину) платить за то 2 гривны.

64.    Если   закуп   украдет   что-нибудь на стороне, то господин отвечает за него. Но он может, когда отыщут  вора,   заплатить  за лошадь или другое что,  им  украденное,  и закупа взять себе в полное холопство, а может и продать его, если не хочет за него платить,  и тогда он должен наперед заплатить за то, что взял   наймит  чужого,   будет  ли  то лошадь, вол или какая-нибудь вещь. А что останется за уплатою, то взять себе.

Таким  образом, в соответствии со статьей 62  Русской Правды  закуп, не выплачивая «купу» хозяину  может освободиться  в случае, если хозяин бьет закупа под пьяную руку, то теряет этого закупа со всеми его долгами; купец, пропивший доверенный ему чужой товар, отвечает не только в граж­данском, но и в уголовном порядке, притом весьма строго.

2. Преступления и наказания по Воинским Артикулам 1715 г.

Артикул воинский состоит из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей). Ряд статей имеют специальные толкования. Следует отметить, что толкования имели силу закона и касались порой весьма вопросов, в них обычно разъяснялся смысл закона и порядок его применения.

Понятие преступления. При Петре I впервые появляется "преступление" для обозначения наказуемых деяний. Преступление сматривалось не только как нарушение законов, но и как действие, причинившее вред государству, даже если об этом деянии ничего не говорилось в законе. Государство же защищало интересы дворянства. Таким образом, преступлением являлось действие, общественно опасное для государства дворян.

В соответствии с обычной феодальной системой уголовного права в Воинских артикулах на первом месте идут преступления против веры. Наиболее серьезными преступлениями этой группы были чародейство, "идолопоклонство", которые наказывались смертной казнью - сожжением при условии причинения вреда. На практике наблюдалось значительное количество дел о колдовстве. Богохульство наказывалось прожжением языка раскаленным железом и затем отсечением головы. Преступлением являлось несоблюдение церковных обрядов, непосещение богослужений, прибытие в церковь в пьяном виде. Причем за последнее преступление офицеры наказывались штрафом, рядовые - тюремным заключением. Каралось, так же как и само преступление, недоносительство о богохульстве. Вечной каторгой с конфискацией имущества наказывалось совращение в раскол. Переход же в раскол православных священников карался еще более жестокой мерой колесованием.

Так сурово охранялось государством единство церкви, являвшейся опорой правительства крепостников. Считались преступными и карались штрафами неблагочинные разговоры "во время церковной службы, небытие у исповеди". Значительно увеличилось количество видов преступлений против церкви в сравнении с Уложением 1649 г.

С дальнейшим укреплением абсолютизма детальную регламентацию получают государственные преступления. Воинские артикулы даже за умысел убить или взять в плен царя наказывали четвертованием и конфискацией имущества. Так же наказывали за вооруженное восстание. За эти преступления несли такое же наказание пособники и подстрекатели. Тяжким преступлением являлось оскорбление словом царя, его жены и наследника, наказываемое смертной казнью - отсечением головы.

В Воинских артикулах под страхом смертной казни запрещались "все непристойные подозрительные сходбища... (хотя и не для зла) ... чрез что возмущение или бунт может сочиниться". Всякий бунт и "возмущение" наказывались виселицей. Понимая опасность этих видов преступлений, законодатель предписывал наказывать виновных прямо на месте преступления, "дабы чрез то другим страх подать, и оных от таких непристойностей удержать"[4]. Чаще всего смертной казнью каралась измена. Уголовной ответственности подвергались также недоно­сители о готовящемся или совершенном преступлении, причем о бунте, измене, преступлениях против монарха доносы предписывалось подавать непосредственно царю. Доносы получили широкое распространение, и часто в результате несправедливых доносов страдали невинные люди.

Преобладающее место в Воинских артикулах занимают должностные преступления. Под угрозой смертной казни предписывалось подчиненным беспрекословно слушаться своих начальников. Сурово карались всякое нарушение дисциплины, нерадивое отношение к своим обязанностям, упущения по службе. Суровыми мерами наказания, вплоть до смертной казни, наказывались нарушения караульной службы. Ослушание солдатом приказа начальника вело к расстрелу ("аркебузиро-ванию"). Военнослужащие несли уголовную ответственность за остав­ление оружия, его порчу, пропажу или продажу оружия и мундира, за плохое их содержание. Государству нужна была послушная армия для внешних завоеваний, для подавления крестьянских восстаний, а в армии были те же крестьяне. Поэтому дисциплина держалась только на суровых наказаниях.

К числу должностных преступлений относилось взяточничество, влекущее телесное наказание, конфискацию имущества, смертную казнь. Однако, несмотря на суровые карательные меры, взяточничество в государственном аппарате процветало. Однажды разгневанный Петр I сказал, что он повесит всех взяточников в стране, на что генерал-прокурор Ягужинский хладнокровно заметил: "Не хватит веревок".

Следующим видом преступлений являлись преступления против порядка управления. К ним относились: срывание и истребление указов и распоряжений - наказывались тяжкими телесными наказаниями, ссылкой на каторгу или смертной казнью; фальшивомонетничество - наказывалось сожжением. Подделка печатей, расходных ведомостей вела к суровым наказаниям вплоть до смертной казни.

Преступления против суда - лжеприсяга, лжесвидетельство - наказывались отсечением двух пальцев.

К имущественным преступлениям по Воинскому уставу относились: кража, грабеж, поджог, насильственное истребление или повреждение чужого имущества. Поджигатели считались наиболее серьезными преступниками, поджигательство каралось сожжением. Грабеж наказывался колесованием.

Воинские артикулы особо охраняли церковную собственность. Так, церковная кража (святотатство) каралась колесованием.

При определении меры наказания за кражу имели значение и ее повторность (рецидив), и цена похищенного имущества. Укравшего имущество ценою более 20 руб., либо в четвертый раз, либо во время наводнения и пожара, а также из государственных учреждений, у своего господина, на месте, где нес караул, наказывали повешением. Кража людей наказывалась отсечением головы. Ночного вора можно было убить на месте преступления без суда.

Значительную группу составляли преступления против нравственности: скотоложство, изнасилование, прелюбодеяние. Не наказывалось лишь изнасилование своей невесты. Преступлениями считались двоеженство, недозволенная связь между близкими родственниками.

Среди преступлений против личности можно выделить следующие группы: преступления против жизни, преступления против телесной неприкосновенности, преступления против чести.

К преступлениям против жизни относилось убийство. Артикулу воинскому известны: умышленное убийство (каралось отсечением головы); неосторожное убийство (наказывалось тюремным заключением, денежным штрафом, шпицрутенами); случайное убийство (не наказывалось).

К наиболее тяжким видам убийства законодательство относило: убийство по найму, отравление, убийство отца, матери, младенца, офицера. За такое убийство налагалась самая суровая мера наказания - колесование.

Весьма своеобразным является отнесение в Воинских артикулах к этой же категории преступлений самоубийства и дуэли. В уголовном праве впервые устанавливается ответственность за самоубийство и покушение на самоубийство. Самоубийца и дуэлянт являлись с точки зрения законодателя "нарушителями государственных интересов", ибо они распоряжались своей жизнью, которая принадлежала государству. В решении споров с помощью дуэлей усматривалось также нарушение прав судебной власти, которая разбирает дела и вершит приговор. И с этой точки зрения дуэль является игнорированием судебных органов, самоуправством. Палачу предписывалось тело самоубийцы в "бесчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам или обозу"[5]. Покушение на самоубийство наказывалось смертной казнью. Дуэлянты также подвергались смертной казни; причем убитого на дуэли вешали за ноги.

Совершившие убийство в состоянии необходимой обороны освобождались от наказания. За побои и увечья наказывали сурово, вплоть до отсечения руки. Устная клевета наказывалась заключением в тюрьму. За письменную анонимную клевету (пасквиль) пасквилянт приговаривался к такой мере наказания, к которой мог бы быть приговорен оклеветанный им человек. Даже если факты, изложенные в пасквиле, подтверждались, пасквилянт подлежал наказанию по судейскому усмотрению тюремным заключением, сосланном на каторгу и т.д., "понеже он истинным путем не пошел".

За оскорбление, словом оскорбитель должен был перед судом просить прощения у обиженного.

Главной целью наказания являлось устрашение: "дабы чрез то другим страх подать и оных от таких непристойностей удержать". Устрашением пытались уменьшить преступность в стране, защитить порядки, угодные господствующему классу дворян. В целях устрашения казни совершались публично. Была и другая цель у наказания - возмездие: за убийство - смертная казнь, за лжеприсягу отсекали два пальца. Важной целью наказания являлась изоляция преступников от общества. Широкое распространение получили в это время ссылка и тюремное заключение, членовредительные наказания и клеймение. Большое значение в данный период приобретала и такая цель наказания, как эксплуатация труда преступников. Их труд широко использовался при строительстве Петербурга, гаваней, дорог, каналов, крепостей, на мануфактурах, рудниках.

Имущественные взыскания шли в казну, на содержание госпиталей, больниц и т.д. Если преступник не мог заплатить присужденной суммы, то он должен был ее отработать. Существовало объективное вменение, когда вместе с преступником карались его жена, дети. Формулировки наказания отличались крайней неопределенностью, что подчас вело к судебному произволу и широко использовалось для расправы с классовыми противниками. Наказание назначалось в соответствии с классовой принадлежностью преступника. За одно и то же преступление лица, принадлежавшие к разным классам, отвечали не одинаково. По-разному карались за одно и то же преступление офицеры и солдаты. Особенно ярко проявлялось это неравенство в отношении политических преступников. Для суда принадлежность к низшим социальным группам являлась фактором, усиливающим степень виновности подсудимого, а, следовательно, и меру наказания. Принадлежность же к высшим, привилегированным социальным группам являлась обстоятельством, способствующим смягчению вины и меры наказания.

Обострение классовой борьбы вело к усилению уголовной репрессии. Смертная казнь по Артикулу воинскому предусматривалась более чем в 100 случаях, в то время как по Соборному уложению 1649 г. - только в 35[6].

Смертная казнь делилась на обыкновенную и квалифицированную. К первой относились: отсечение головы, повешение, расстрел (аркебузирование).

К квалифицированным видам смертной казни относились следующие: четвертование, колесование, сожжение, залитие горла расплавленным металлом. В первой половине XVIII в. известно несколько случаев применения такого вида смертной казни, как закапывание заживо в землю. В начале XVIII в. применялась смертная казнь в виде повешения за ребро на железном кресте, вонзавшемся осужденному между ребрами. Крюк вместе с преступником подвешивался к виселице.

Смертная казнь широко применялась за государственные преступления и в первую очередь к руководителям и участникам крестьянских восстаний. Значительное распространение имели телесные наказания, сопряженные с тяжкими физическими страданиями. Телесные наказания разделялись на членовредительные и болезненные. К членовредительным относились: вырезание и прожжение языка каленым железом, отсечение руки, пальцев, суставов, носа и ушей, рвание (вырезание) ноздрей, клеймение.

К болезненным наказаниям относилось битье кнутом, батогами, плетью, шпицрутенами, кошками, линьками и розгами. Битье кнутом часто вело к смертельному исходу и являлось, таким образом, замаскированной смертной казнью.

Впервые в уголовном праве появилось наказание шпицрутенами. Шпицрутены представляли собой длинные гибкие прутья толщиной 2-3 см. Били осужденного шпицрутенами сами солдаты, что должно было оказывать на них устрашающее воздействие.

Тяжелым видом наказания являлась ссыпка на каторжные и другие работы.

Большое распространение получило тюремное заключение, которое делилось на простое и жестокое, сопровождавшееся заковыванием в "железо".

Следующим видом наказания было лишение чести и прав, осуществляемое в форме позорящих наказаний и в форме шельмования. К позорящим наказаниям, лишающим чести, следует отнести повешение за ноги после смерти, публичное испрашивание на коленях прощения, прибитие имени к виселице и т.д. Своеобразным наказанием было шельмование, впервые введенное Петром I. Шельмование происходило так: имя преступника прибивали к виселице, палач переламывает шпагу над его головой и он объявлялся вором (шельмой). Это наказание имело поистине тяжелые для преступника последствия: он ставился вне общества и вне закона; его можно было безнаказанно ограбить, побить, ранить и даже в случае его неявки на смотр убить. Он предавался анафеме, отлучению от церкви, ему запрещалось вступать в брак.

В указах Петра встречается такое наказание, как политическая смерть. Последствиями политической смерти были конфискация имущества, лишение чести и всех прав. Значительное место в уголовных репрессиях отводилось имущественным наказаниям. Имущественные наказания разделялись на три вида: конфискация имущества, штраф в пользу государства и частных лиц, вычет из жалованья. Конфисковывалась как часть, так и все имущество. Конфискация всего имущества обычно назначалась при смертной казни, ссылке. Воинским артикулам известно также наказание, заимствованное из церковного права, - церковное покаяние[7].

3. Конструкция Советской власти по Конституции 1918 года

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила, хотя и весьма небольшой, опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г.

Конституция отражала реальное соотношение классовых сил в стране. В ней закреплены коренные принципы советской демократии.

 Конструкция Советской власти по Конституции   1918 года  выглядела  следующим  образом:

Всероссийский съезд Советов является высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей. Созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год.

Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики.

Всероссийский съезд Советов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше 200 человек.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов.

В период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов дает общее направление деятельности рабоче - крестьянского правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению и наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчет о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления.

Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

В осуществление этой задачи Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.

О всех своих постановлениях и решениях Совет Народных Комиссаров немедленно сообщает Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение Совета Народных Комиссаров.

Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе отдельных народных комиссариатов. Народных комиссариатов образуется 18, а именно:

а) по иностранным делам;

б) по военным делам;

в) по морским делам;

г) по внутренним делам;

д) юстиции;

е) труда;

ж) социального обеспечения;

з) просвещения;

и) почт и телеграфов;

к) по делам национальностей;

л) по финансовым делам;

м) путей сообщения;

н) земледелия;

о) торговли и промышленности;

п) продовольствия;

р) Государственного контроля;

с) Высший Совет Народного Хозяйства;

т) здравоохранения[8].

При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров.

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего Народного комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

То же право обжалования принадлежит и отдельным членам коллегии.

Совет Народных Комиссаров всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

Народные комиссары и коллегии при народных комиссариатах всецело ответственны перед Советом Народных Комиссаров и перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может.

Предмет ведения. Ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения, как-то:

а) утверждение, изменение и дополнение Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

б) общее руководство всей внешней и внутренней политикой Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

в) установление и изменение границ, а равно отчуждение частей территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или принадлежащих ей прав;

г) установление границ и компетенции областных Советских союзов, входящих в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а также разрешение споров между ними;

д) принятие в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее;

е) общее административное разделение территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и утверждение областных объединений;

ж) установление и изменение системы мер, весов и денег на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

з) сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира;

и) заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений;

к) установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

л) утверждение бюджета Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

м) установление общегосударственных налогов и повинностей;

н) установление основ организации вооруженных сил Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

о) общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.;

п) назначение и смещение как отдельных членов Совета Народных Комиссаров, так и всего Совета Народных Комиссаров в целом, а также утверждение Председателя Совета Народных Комиссаров;

р) издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики;

с) право амнистии, общей и частичной[9].

Сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению.

Исключительному ведению Всероссийского съезда Советов подлежат:

а) установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции;

б) ратификация мирных договоров.

Разрешение вопросов, указанных в пунктах "в" и "з" ст. 49, предоставляется Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов лишь при невозможности созыва Всероссийского съезда Советов.

Съезды Советов составляются следующим образом:

а) областные - из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов - по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов;

б) губернские (окружные) - из представителей городских Советов и волостных съездов Советов по расчету 1 депутат на 10000 жителей, а от городов - по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем, в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским, выборы проводятся по той же норме не волостными, а уездным съездом Советов;

в) уездные (районные) - из представителей сельских Советов по расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район);

г) волостные - из представителей всех сельских Советов волости по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета.

Съезды Советов созываются соответствующими по территории исполнительными органами Советской власти (исполнительными комитетами) по усмотрению последних или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения данного района, но, во всяком случае, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости.

Съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) избирает свой исполнительный орган - Исполнительный комитет, число членов которого не должно превышать: а) по области и губернии - 25; б) по уезду - 20; в) по волости - 10. Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его съездом Советов.

В границах своего ведения съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной территории власть; в период же между съездами такой властью является Исполнительный комитет.

Советы депутатов образуются:

а) в городах - по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов;

б) в селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее 10000 человек, аулах, хуторах и пр.) - по расчету 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение.

Срок полномочий депутатов - 3 месяца.

Для текущей работы Совет депутатов избирает из своей среды исполнительный орган (Исполнительный комитет) в количестве не свыше 5 человек в селениях, а в городах по расчету 1 на каждые 50 членов, но не менее 3 и не более 15 (Петербург и Москва не более 40). Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его Советом.

Совет депутатов созывается Исполнительным комитетом по усмотрению последнего или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю в селениях.

В границах своего ведения Совет, а в случае, предусмотренном в ст. 57 (примечание), общее собрание избирателей есть высшая в пределах данной территории власть.

Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей деятельности:

а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти;

б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;

в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;

г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов (т.е. областным - право контроля над всеми Советами данной области, губернским - над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов Советов, и т.д.), а областным и губернским съездам Советов и их исполнительным комитетам, кроме того, право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти.

Для выполнения возложенных на органы Советской власти задач при Советах (городских и сельских) и исполнительных комитетах (областных, губернских, уездных и волостных) образуются соответствующие отделы во главе с заведующими отделами.

Основной Закон 1918 г. стал не только первой советской, но и первой в истории России конституцией.

Список использованных источников и литературы

I. Нормативные акты

1.     Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // "СУ РСФСР", 1918, N 51, ст. 582

2.     Воинский Артикул 1715 г. // Ю.П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. — М.: «Проспект», 2000. — 472 с.

3.     Русская Правда // Ю.П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. — М.: «Проспект», 2000. — 472 с.

II. Литература

1.     Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917 - 1918 гг. М., 1987, 82с.

2.     Емелин А.С. История государства и права России (октябрь 1917 - декабрь 1991 гг.). М., 1999., 342с

3.     Исаев  В.С.  История  отечественного государства   и права. Учебник для вузов М., 2001, 372с.

4.     История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. М., 1998.

5.     История отечественного государства и права. Часть 1: учебник, издание третье, переработанное и дополненное,  под ред. О.И. Чистякова, М., Юристъ, 2002,  176с.

6.     История отечественного государства и права. Часть 2: учебник, издание третье, переработанное и дополненное,  под ред. О.И. Чистякова, М., Юристъ, 2002,  228с.

7.     Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1980.

8.     Орлов А. С., Георгиев В. А. и др. История России с древнейших времен до наших дней. - М., 1999.

9.     Портнов В.П., Славин М.М. Становление и развитие конституционного законодательства Советской России. 1917 - 1920 гг. М., 1987.

10.           Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. М., 1982.

11.           Разгон А.И. ВЦИК Советов в первые месяцы диктатуры пролетариата. М., 1977.

12.           Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 томах,  М., Юридическая литература, 1991.

13.           Стешенко Л. А., Шамба Т. М. История государства и права России: Академический курс. В 2 т. - Т. 1. V - Начало XX в. - М. Издательство НОРМА, 2003. - 752 с.

14.           Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997.

15.           Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 1984.

16.           Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1983.


[1]Русская Правда // Ю.П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. — М.: «Проспект», 2000. С. 45

[2] Русская Правда // Ю.П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. — М.: «Проспект», 2000. С. 48

[3] Русская Правда // Ю.П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. — М.: «Проспект», 2000. С. 59

[4] Воинский Артикул 1715 г. // Ю.П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. — М.: «Проспект», 2000. — 472 с.

[5] Воинский Артикул 1715 г. // Ю.П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. — М.: «Проспект», 2000. — 472 с.

[6] Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I. M., 1957. С. 52.

[7] Исаев И.А. «История государства и права России» - полный курс лекций,- М.: Юрист, 1994.

[8] Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918)

[9] Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918)