Доработка

Ходьба

         Ходьба – одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать. В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сосудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой детей   воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

Основные виды ходьбы

1.     Обычная ходьба в умеренном темпе. При такой ходьбе нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступни на носок переходит в отталкивание.

2.     Ходьба на носках. Выполняется на более прямых ногах. Шаги короткие, туловище выпрямлено, подтянуто. Нога ставится на переднюю часть стопы, пятка не касается поверхности.

3.     Ходьба высоко поднимая колени. Движения энергичные, четкие. Нога ставится сначала на переднюю часть, затем на всю стопу. Шаги короткие, но уверенные.

4.     Ходьба широким шагом. Движения несколько замедленные. Сохраняется обычная при ходьбе координация движений рук и ног. Нога ставится перекатом с пятки на носок.

5.     Ходьба с перекатом с пятки на носок. Выполняется этот вид ходьбы ярко выраженной постановки ноги на пятку, плавным и одновременно энергичным перекатом на носок, слегка пружиня при этом и стараясь приподняться повыше.

6.     Ходьба в полуприседе и приседе. Выполняется на полусогнутых или полностью согнутых в коленях ногах. При ходьбе в полуприседе нога ставится на переднюю часть стопы, а при ходьбе в приседе – на всю стопу.

7.                 Ходьба скрестным шагом. В этом виде ходьбы одна нога выносится вперед и ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперед незначительное.   

8.                 Ходьба выпадами. Выносимая вперед нога ставится согнутой в колене на вю стопу. Остающаяся сзади нога стоит на носке.

Содержание упражнений для детей второй младшей группы

1.     Ходьба обычная в колонне.

2.     Ходьба шеренгой с одной стороны площадки на другую.

3.     Ходьба на носках.

4.     Ходьба с высоким подниманием колен.

5.     Ходьба с выполнением заданий.

6.     Ходьба «змейкой».

7.     Ходьба приставным шагом вперед.

8.     Ходьба в горку и с горки.

9.     Приставные шаги вперед и назад.

Во второй младшей группе воспитатель продолжает работу по улучшению у детей координации движений при ходьбе, сохранению хорошей осанки. Дети 3-4 лет могут ходить парами по кругу, не держась за руки, выполняют приставной шаг с продвижением в сторону, учатся делать приставные шаги вперед и назад, меняют направление и темп движения.

Упражнения и игры для детей 3-4 лет

Лошадки. Дети идут небольшой группой или колонной, высоко поднимая колени. После 4-5 м такой ходьбы вновь идут свободно в разных направлениях. Затем по сигналу идут высоким шагом.

           Правила: при ходьбе высоко поднимая колени ногу ставить на опору с носка; не топать.

Каравай. Хороводная игра. Один ребенок в центре круга.

На Сережин день рождения          Идут по кругу, взявшись за руки.

Испекли мы каравай.                      Останавливаются, поднимаются на носки,                                                                       

                                                          одновременно поднимая руки.

Вот такой вышины,                         Присаживаются на корточки

Вот такой низины,                           Сходятся к центру круга.

Вот такой ширины.                          Отходят назад, расширяя круг

Каравай, каравай,                             Хлопают в ладоши

Кого хочешь, выбирай!                  Стоящий в кругу выбирает другого. Тот встает

                                                           в центр.

Не задень. Дети идут друг за другом, обходя положенные в ряд предметы (кубики, шишки, камешки, небольшие кольца и т.д.)

Правила: обходить предметы, не задевая их, сохраняя интервал друг от друга. 

Бег

  Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка – игре. Бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми. Как и ходьба, бег является упражнением циклического типа., в котором отталкивание от опоры ногой чередуется с полетом. Это является отличительным признаком бега в сравнении с ходьбой. В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции:

- спринт,

- бег на средние дистанции,

Бег на длинные дистанции,

- марафонский бег.

Кроме того, различают бег барьерный, бег с препятствиями. За последние годы популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой).

Содержание упражнений для детей второй младшей группы (3-4 лет)

1.     Бег в колонне.

2.     Бег по кругу, взявшись за руки, держась за веревку.

3.     Бег в разных направлениях.

4.     Бег с одной стороны площадки на другую.

5.     Бег по прямой и извилистой дорожке.

6.     Бег в чередовании с ходьбой.

7.     Бег с остановкой.

8.     Бег со сменой направления.

9.     Бег с ловлей и увертыванием.

10.                 Бег в быстром темпе.

11.                 Бег в медленном темпе.

Для детей четвертого года жизни увеличиваются требования к упражнениям в беге. Содержание многих игр составляет бег с ловлей, при которой воспитатель приучает детей часто менять направление бега, его темп, включать неожиданные остановки в зависимости от складывающейся игровой ситуации.

Упражнения и игры для детей 3-4 лет

Огуречик. Один ребенок –водящий – находится в стороне от всех детей. Играющие ритмично приседают и говорят:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

  С окончанием слов дети разбегаются, водящий ловит.

  Правила: бежать по окончании произнесения слов; водящий ловит до установленного места.

            Куры в огороде. Посередине площадки шнурами ограждается небольшое пространство – огород. С одной стороны его – дом сторожа, с другой курятник, в нем куры. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур и гонит их, хлопает в ладоши, приговаривая «кыш, кыш». Куры убегают, подлезают под шнуром и прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.

Прыжки

            Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют кости, мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.

Виды прыжков:

- подпрыгивание.

-  прыжок вверх с места,

- прыжок в глубину,

- прыжок в длину с места,

- прыжки со скакалкой,

- впрыгивание на возвышение,

- прыжок в высоту с разбега,

- прыжок в длину с разбега.

Содержание упражнений для детей второй младшей группы

1.     Подпрыгивание на двух ногах.

2.     Прыжок вверх с касанием предмета головой.

3.     Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед на расстояние 2-3 м.

4.     Прыжок в длину с места.

5.     Прыжок в плоский обруч, лежащий на земле.

6.      Прыжок в глубину.

7.     Прыжок  через предмет высотой 5-10 см.

8.     Прыжок с ноги на ногу.

9.     Прямой галоп.

Для детей 3-4 лет прыжки – это уже более доступное движение, которое они часто используют в играх. Воспитатель следит, чтобы дети отталкивались и приземлялись одновременно на обе ноги,  показывает, как надо правильно взмахнуть руками. Задания по уже освоенным прыжкам усложняются. Осваивают дети прямой галоп. 

Упражнения и игры для детей 3-4 лет

Не отдам! Дети стоят по кругу ноги врозь, между ног – палочка, шишка, снежок, листок. Воспитатель в центре. Он делает вид, что пытается взять предмет, приближаясь по очереди то к одному, то к другому ребенку. Каждый прыжком соединяет ноги вместе и говорит: «Не отдам!»

Правила: прыжком соединять ноги вместе впереди предмета и снова прыжком поставить ноги врозь; прыгает только тот, к кому приближается воспитатель.

Птички в гнездышках. На площадке раскладываются плоские обручи, в каждый встает ребенок. «Поднялось солнышко, вылетели птички из гнезд», - говорит воспитатель. Дети выпрыгивают из обручей и разбегаются по площадке. «Вечер наступил. Птички домой!»- Каждый быстро занимает обруч.

Правила: по сигналу выпрыгивать на двух ногах; задевший обруч остается в нем до следующего повторения игры; после бега можно занимать любой обруч.

Катание, бросание и ловля, метание

     Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они также требуют также хорошей координации движений.

Содержание упражнений для детей второй младшей группы

1.              Катание мячей друг другу с расстояния 1.5-2 м в положении сидя ноги врозь, скрестив ноги или стоя.

2.              Катание мячей через ворота (ширина 60-50 см) с расстояния 1-1,5 м.

3.              Бросание мяча двумя руками от груди.

4.              Бросание мяча двумя руками из-за головы.

5.              Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1,5 м.

6.              Бросание мяча вверх и попытки ловить.

7.              Бросание мяча о землю и попытки ловить.

8.              Бросание большого мяча двумя руками через веревку.

9.              Бросание маленького мяча одной рукой через веревку.

10.         Метание в горизонтальную цель двумя руками снизу и у груди с расстояния 1,5-2 м.

11.         Метание в горизонтальную цель одной рукой.

12.         Метание мяча, мешочка вдаль правой и левой рукой.

13.         Метание в вертикальную цель сверху правой и левой рукой с расстояния 1-1,5 м.   

Катание мяча дети четвертого года жизни выполняют более уверенно, точнее соблюдают направление. Поэтому они чаще метают мяч друг другу и выполняют это в положении сидя или стоя. Воспитатель должен составить пары детей так, чтобы упражнение было наиболее эффективным. Удачным является сочетание уверенно катающего ребенка с тем, кто плохо катает, не может точно послать мяч в нужном направлении. Если у обоих детей плохие навыки в катании мяча, то они теряют интерес к упражнению

Детям предлагают катать мячи с расстояния 1-1,5 м через ворота, которые можно обозначить кеглями, кубиками, прутиками; скатывать мяч с горки, естественного бугорка и бежать за ним.

В индивидуальных упражнениях и небольшими подгруппами дети учатся подбрасывать мяч вверх и ловить его, бросать о землю и ловить. Им не сразу удается умение рассчитать мышечное усилие так, чтобы удобно было поймать мяч.

Метание в цель горизонтальную и вертикальную широко используется, причем цель отставляется от детей на 1,5-2 м. Воспитатель старается заинтересовать детей результатом успешного выполнения задания. Показывает, что перед метанием нужно внимательно присмотреться к цели, прицелиться и бросить мяч.

Упражнения и игры для детей 3-4 лет

Мяч в кругу. Дети сидят на полу в кругу. Воспитатель дает мяч и предлагает катать его от одного к другому, отталкивая двумя руками.

Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.

Попади в цель. Воспитатель ставит или подвешивает вертикальные цели – это может быть обруч с картонным кругом посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса, колобок, заяц с корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5-2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2-3 детей встают к ведерку, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Затем собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.

Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет воспитатель; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.

Ползание и лазанье

         Большую группу разнообразных движений составляют ползанье, подползание, переползание и лазанье. Движения эти чрезвычайно полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных групп мышц – туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника.

Содержание упражнений для второй младшей группы

1.     Ползание в прямом направлении на расстоянии 4-6 м.

2.     Ползание «змейкой» между расставленными предметами.

3.     Ползание на четвереньках по доске, положенной на пол.

4.     Подползание под веревку, дугу (высота 40 см).

5.     Ползание по наклонной доске, закрепленной на второй перекладине гимнастической стенки.

6.     Переползание через бревно.

7.     Проползание между ножками стула, в обруч, расположенный вертикально на полу.

8.     Лазанье по наклонной лестнице.

9.     Влезание на гимнастическую стенку и слезание с нее.

В упражнения в ползании вводятся препятствия, которые надо научиться преодолевать. Малышам показывают, как правильно держаться за перекладину: четыре пальца сверху, большой снизу. Воспитатель обращает внимание на тех, кто применяет чередующийся шаг, и предлагает выполнить так же, но не настаивает на этом.

Упражнения и игры для детей 3-4 лет

Через обруч к погремушке. Обозначается исходная линия. На расстоянии 3 м от нее по числу играющих ставятся большие стулья или к двум стульям прикрепляется вертикально к полу обруч. За ними через 2 м лежат ленточки, флажки. Дети ползут от исходной линии на четвереньках, проползают между ножками стула или в обруч, доползают до ленточки, берут ее, машут над головой, кладут на место и возвращаются. Упражнения выполняют следующие.

Правила: ползать указанным воспитателем способом; подползая, не задевать ножку стула или обруч; ползти до ленточки

Проползти под мостиком. На землю кладется доска  – это мостик. На другом ее конце ставится корзина с мячами. Ребенок на четвереньках ползет по доске, сходит с нее (бросает вверх, ловит), кладет в корзину и возвращается, чтобы повторить упражнение.

Список литературы

1.                Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В.  и др. Игра дошкольника/ Под ред. С.Л. Новоселовой.— М.,1989.— 286 с.: ил.— (Б-ка воспитателя дет. сада).

2.                Аникеева И.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М., 1987. – 144 с.

3.                Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.- 208 с.

4.                Вавилов Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, летать. – М., 1983. – 130 с.

5.                Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004 – 512 с.

6.                Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет. Сада/А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М., 1989.- 33с.

7.                Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду.  /  Под ред. Т.И.Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., Гурович Л.М.. – СПб, Детство-Пресс, 2003. – 244 с.

8.                Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М.: Академический проект, 2002. - 160 с.

9.                Репина Т.А., Стеркина Р.Б., ред. Общение детей в детском саду и семье. -  М.: Педагогика,  1990.- 152 с.

10.           Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учебник для студентов высших педаг. учеб. аведений / Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П., Лексаков А.В.; Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова.- М.: Изд. Центр «Академия», 2001.- 255 – 284.

11.           Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360