Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Макроэкономическая среда предпринимательства ……………………..4

2. Хеджирование как метод управления риском …………………………...8

Задача…………………………………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………..16

Библиографический список использованной литературы ……………….17

Введение

Проводимые в России радикальные реформы идут с большим трудом, поскольку не выражают материальных и духовных интересов большинства людей труда. Основной причиной этого стало забвение или игнорирование азбучной экономической истины: в системе расширенного воспроизводства общественного продукта первичным и определяющим является производство, остальные фазы производства - распределение, обмен и потребление - при всей их относительной самостоятельности и активном влиянии на производство имеют вторичное, подчиненное значение.

Поэтому единственный путь вывода страны из экономического кризиса -повышение эффективности производства на основе стимулов к высококачественному и высокоэффективному труду. Эта задача облегчается тем, что у нас получили право гражданства практически все формы собственности, что является важной предпосылкой появлению конкуренции в сфере производства. Известно, что в большинстве стран мира мощным двигателем экономического и социального развития служит предпринимательство.

В современной отечественной экономике проявление родовых признаков предпринимательства несомненно должно преломляться через историческую специфику нынешнего периода экономического развития. Фигура предпринимателя, способного действовать в условиях рынка, должна занять важное место в экономической жизни общества.

1. Макроэкономическая среда предпринимательства

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи [5]. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна функциональная общественная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве [5; 6]:

- собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход;

- наемного работника, продающего свою рабочую силу;

- индивидуального производителя;

- государственного или муниципального служащего;

- менеджера;

- пенсионера;

- учащегося или студента;

- безработного;

- занятого оборонно-охранной деятельностью;

- вовлеченного в экономически преступную деятельность.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму [3].

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функ­ционируют в рамках более обширной макросреды сил, ко­торые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют со­бой не поддающиеся контролю факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать. Макросреда слагается из шести основных факторов:

- демографических,

- экономических,

- природных,

- научно-технических,

- политических,

- культурных [7].

Рассмотрим каждый из этих факторов более подробно.

1. Демографическая среда.

Демография - наука, из­учающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для занимающихся предпринимательством демографическая среда представляет большой интерес, по­скольку рынки состоят из людей. В рамках краткосроч­ного и среднесрочного периодов отмеченные демографи­ческие тенденции являются исключительно надежными факторами развития. Фирма может взять перечень основ­ных демографических тенденций и точно определить, ка­кое значение будет иметь для нее каждая из них.

2. Экономическая среда.

Помимо самих людей, для рын­ков важна еще и покупательная способность. Общий уро­вень покупательной способности зависит от уровня теку­щих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стои­мость получения кредитов. Деятели рынка должны учи­тывать и географические различия в структуре распреде­ления доходов. Они должны сосредоточить свои усилия на районах, открывающих самые перспективные возмож­ности.

3. Природная среда.

В 60-х годах появи­лось растущее беспокойство общественности по поводу экологического загрязнения промышленной деятель­ностью окружающей природной среды. Были выбраны различные меры по охране окружающей среды, так как изменения в ней сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку [3].

Руководство службой маркетинга должно держать в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природ­ные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей сре­де. В этом смысле предпринимательская деятельность оказывается под контролем как со стороны государства, так и со стороны влиятельных групп общественности. Вместо того, чтобы противиться всем формам регулирова­ния, бизнес должен участвовать в поисках приемлемых решений стоящих перед страной проблем снабжения ма­териальными ресурсами и энергией и сохранения эколо­гической чистоты окружающей среды.

4. Научно-техническая среда.

Участникам рынка необ­ходимо разбираться в изменениях, происходящих в науч­но-технической среде, и в том, как новая наука и техно­логия могут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих нужд. Им необходимо работать в тесном контакте с научно-техническими специалистами и стимулировать их на проведение исследований, в большей мере нацеленных на рынок. Они должны чутко реагировать на возможные негативные аспекты любой новой идеи, кото­рые могут обернуться ущербом для пользователей и вызвать их недоверие и противодействие.

5. Политическая среда.

На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в полити­ческой среде. Эта среда складывается из правовых норм, государственных учреждений и влиятельных групп обще­ственности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества.

6. Культурная среда.

Конкретное общество формирует основные взгляды людей, ценности и нормы поведения. На принятие маркетинговых решений могут сказываться особенности культурного уклада различных слоев населе­ния, круг их интересов и потребностей. Кроме того, куль­турная среда определяет внутреннюю культуру организа­ции (фирмы), а, следовательно, методы и инструментарий маркетинга [7].

Также можно отметить, что макроэкономическая предпринимательская среда – это общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся самостоятельных предприятий, формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся самостоятельных предприятий [6].

2. Хеджирование как метод управления риском

Экономика западных стран в 70-80-е годы ХХ века характеризовалась беспрецедентной неустойчивостью цен практически на все товары. Для минимизации рисков ценовых колебаний в отношении как уже имеющихся запасов товаров, так и товаров, являющихся предметом будущих поставок, многие предприятия обратились к фьючерсным рынкам, присоединившись к производителям и потребителям сельскохозяйственных продуктов, которые уже многие десятилетия использовали фьючерсные контракты для страхования цен.

Никакие, даже самые лучшие прогнозы не в состоянии полностью исключить неопределенность рынка (стихии). А где неопределенность и случайность, там не миновать риска.

Risko на испанском означает скалу, да не просто скалу, а отвесную. Другие авторы риск определяют как: 1) возможную опасность; 2) действие наудачу в надежде на счастливый исход [1; 2].

Управление есть процесс целенаправленной переработки информации состояния в информацию командную.

Операции по страхованию ценового риска с помощью торговли фьючерсными контрактами называются хеджированием (hedge - ограда, защита) [4]. Участники фьючерсной торговли, преследующие такую цель, называются хеджерами. В качестве хеджеров выступают лица, связанные с реальной торговлей, т.е. продавцы и покупатели наличных товаров, которые стремятся застраховаться от неблагоприятных изменений цен на свои товары.

Хеджирование используется с разными целями, но оно также весьма разнообразно и по технике осуществления.

В зависимости от целей выделяют хеджирование: обычное, арбитражное, селективное, предвосхищающее.

Обычное (чистое) хеджирование проводится исключительно для избежания ценовых рисков. В этом случае операции на фьючерсном рынке по объемам и по времени находятся в соответствии с обязательствами на рынке реального товара [1; 2].

Арбитражное хеджирование осуществляется главным образом для финансирования расходов на хранение товара. Оно основано на получении прибыли при благоприятном изменении соотношения цен реального товара и биржевых котировок. При нормальном рынке это хеджирование покрывает указанные расходы. Операция практикуется в основном торговыми фирмами.

Селективное хеджирование предполагает, что сделка на фьючерсном рынке проводится не одновременно с заключением сделки на реальный товар и не на эквивалентное количество. Этот вид хеджирования проводится с целью получения прибыли по операциям (обычный хедж ее уничтожает).

Предвосхищающее хеджирование заключается в покупке или продаже фьючерсного контракта еще до того, как совершена сделка с реальным               товаром [1; 2].

Селективное и предвосхищающее хеджирование наиболее широко используются всеми фирмами.

Крупные фирмы применяют также множественное селективное хеджирование, которое осуществляется несколько раз в течение одного производственного цикла на одну и ту же партию товара в зависимости от увеличения или уменьшения рисков, связанных с изменением цен.

В последнее время получили распространение такие операции, как долгосрочное хеджирование, т.е. операции, покрывающие временной период на 2-3 года вперед. Техника такого хеджирования несколько иная. Например, чтобы прохеджировать себя на срок 3 года для покрытия рисков при продаже 250 т меди в месяц, компании придется продать на ЛБМ 360 фьючерсных контрактов на медь (по 25 т каждый) с разными сроками поставки. В идеале сроки истечения фьючерсных контрактов должны быть как можно ближе к срокам физических поставок. Но на практике фьючерс на медь сроком свыше одного года является низколиквидным. Поэтому компании выгодно применить тактику «перекатки» контрактов, т.е. покрыть свои физические поставки меди в течение первого и второго годов, продав 240 контрактов на год вперед, затем при приближении сроков. поставки откупить их и тут же продать еще 240 контрактов сроками до одного года, а потом в конце второго года провести еще раз такую же операцию, но уже со 120-ю контрактами.

Если в момент такой «перекатки» рынок не находится ни в ситуации контанго («Контанго» (contango) - ситуация на фьючерсном рынке, при которой цена на ближайший фьючерсный контракт ниже цены на последующий. Ситуация «контанго» обычно образуется на рынке, когда предложение сырья превышает спрос, и цены на рынке низки. В таких условиях трейдеры ожидают постепенного снижения предложения и, соответственно, повышения цен на будущие поставки.), ни в ситуации бэквардейшн («Бэквардейшн» (backwardation) - ситуация на фьючерсном рынке, при которой цена на ближайший фьючерсный контракт превышает цену на последующий. Ситуация «бэквардейшн» обычно образуется на рынке, когда спрос превышает предложение, и цены на рынке высоки. В таких условиях трейдеры ожидают постепенного повышения предложения и, соответственно, снижения цен на будущие поставки), т.е. цены всех фьючерсных контрактов одинаковые, то компании придется покупать фьючерсы, срок которых истекает, по той же цене, по которой она будет продавать фьючерсы на год вперед, и операция по «перекатке» будет без издержек (если не считать комиссионных). Когда на рынке ситуация контанго, компания получит в результате своих действий прибыль, так как получит больше от продажи фьючерсов, чем затратит на их покупку (причем прибыль эта не зависит от того, каким образом будут меняться цены в этот период). Именно в результате такого рода операций в начале 1980-х годов ХХ века на рынке сахара несколько торговых домов получили огромные прибыли от хеджирования долгосрочного контракта с Филиппинами (в то время рынок сахара был в ситуации контанго) [4].

Теперь рассмотрим случай, когда на рынке ситуация бэквардейшн. Компании придется покупать фьючерсы дороже, чем она будет их продавать. Таким образом, при каждой «перекатке» контрактов она будет нести потери, причем, что еще хуже, потери эти практически не ограничены и зависят от того, насколько велик дефицит товара на рынке спот. На практике контролирующие биржу государственные органы обычно устанавливают предельный максимальный размер бэквардейшн, однако убытки все равно могут быть очень большими. Таким образом, для продавцов сырьевых товаров, осуществляющих долгосрочное хеджирование методом «перекатки», ситуация бэквардейшн неблагоприятна. При ней выигрывают покупатели фьючерсов (потребители сырья).

На практике производители таких сырьевых товаров, как нефть, цветные металлы, сахар, все же могут успешно осуществлять долгосрочное хеджирование методом «перекатки», если у них большой опыт работы на фьючерсных биржах. Смысл в том, чтобы «перекатывать» контракты в моменты, когда бэквардейшн исчезает или становится очень маленьким. Но одновременно это еще одна причина, по которой в долгосрочном хеджировании по этим сырьевым товарам весомую роль играют внебиржевые инструменты управления риском.

Если всех участников операций хеджирования расположить по степени активности использования фьючерсных рынков, то картина получится примерно следующая [1; 4]:

 1) самыми активными хеджерами выступают торговые и посреднические фирмы, которые применяют все возможные виды хеджирования;

2) весьма активно используют хеджирование и фирмы, занимающиеся первичной переработкой или доработкой товара. Их поведение при осуществлении хеджирования похоже на деятельность торговых фирм;

3) фирмы, выпускающие готовую продукцию, используют фьючерсные рынки для хеджирования цен на закупаемое ими сырье.

Хотя хеджирование с помощью фьючерсных контрактов стало составной частью многих отраслей экономики, это не единственное средство защиты от ценовых колебаний. Так, во многих сферах производства и финансов не существует фьючерсных контрактов, однако там имеются прибыльные предприятия, которые либо нашли другой способ защиты от краткосрочных колебаний, либо приспособились к цикличности в прибыли убытках.

Даже в тех отраслях, где имеются фьючерсные контракты, степень их использования зависит от философии конкретного предприятия. Предприятия, не желающие испытывать риск, используют фьючерсные контракты. Реже их используют предприятия, для которых цикличность риска - это своеобразный способ жизни или на которых стоимость сырья является незначительным фактором издержек.

Производство зерновых дает хорошие примеры того и другого подходов к существованию рисков. Большинство фермеров никогда не использовали фьючерсные контракты, страхуясь от колебаний цен с помощью форвардных контрактов. Кроме того, многие фермеры принимают цикличность падений и взлета цен как естественные условия своей отрасли. Но в той же отрасли можно  найти крупные международные торговые фирмы, которые своим успехом обязаны ежедневным фьючерсным операциям. Эти фирмы продают и покупают зерно во многих странах, причем каждая сделка дает небольшую прибыль. В такой ситуации просчет в хеджировании даже одной сделки может поглотить прибыль от многих других, поэтому хеджирование с помощью фьючерсных контрактов для этих компаний обязательно

Ранее хеджирование касалось только осязаемых товаров, для которых риск запасов или форвардной продажи легко определим, но сейчас хеджирование покрывает и спектр финансовых инструментов. Повышение процентных ставок и скачки курсов валют делают владение наличными средствами или обязательства предоставить средства более рискованными, чем это было несколько десятилетий назад.

Заключение

В современной отечественной и зарубежной экономической литературе есть немало определений понятия «предпринимательство». Наиболее удачными представляются те, где оно трактуется как специфический (по сравнению с землей, капиталом, трудом) фактор общественного воспроизводства. Его специфика и функции заключаются в том, что субъект предпринимательской деятельности - предприниматель - способен особым образом соединять, комбинировать факторы производства. Предпринимательство как процесс прямо, непосредственно связано с личностными качествами предпринимателя как основного субъекта этих действий.

Предпринимательство - это особый вид бизнеса. Его целью является получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т.е. предпринимательского дохода.

Развитие предпринимательства ведет к росту национального богатства и благосостояния нации (но не наоборот). Формирование предпринимательской среды - проблема не только национальная, но и межстрановая. В рамках замкнутых межгосударственных группировок происходит процесс создания единого предпринимательского пространства, т. е. условия для осуществления предпринимательских функций становятся во всех этих странах все более схожими. Весьма актуальной для России остается проблема ее включения в европейское и мировое предпринимательское пространство. Только в случае такого включения может приостановиться процесс «утечки» российского капитала за рубеж.

Предпринимательская деятельность неизбежно связанна с риском, умение управлять которым является важнейшей задачей любого предпринимателя. Одним из способов такого управления стало хеджирование, т.е. операции по страхованию ценового риска с помощью торговли фьючерсными контрактами называются.

Библиографический список использованной литературы

1.  Буренин А.Н. Рынки производных финансовых инструментов. - М: ИНФРА-М, 2003.-418с.

2.  Буренин А.Н. Фьючерсные, форвардные и опционные рынки. - М.: Тривола, 2004.-312с.

3. Бусыгин Л. Предпринимательство. - М., 2004. - 387с.

4.  Дегтярева О.И., Кандинская О.А. Биржевое дело: Учебник для вузов.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 437с.

5. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2005.-716с.

6.  Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 512с.

7. Уткин Э.А. Маркетинг. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 1998. – 320с.