Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Анализ, планирование в системе управления финансами

    предприятий, организаций………………………………………………...4

1.1. Сущность, назначение и модели процесса финансового

       планирования……………………………………………………………..4

1.2. Анализ финансовой деятельности как инструмент управления

       финансовым планированием…………………………………………..13

1.3. Финансовая стратегия, ее роль в управлении

       финансовым планированием…………………………………………...19

2. Расчет прибыли и рентабельности организации.

    Основные направления их повышения………………………………….27

2.1. Классификация доходов и расходов организации……………………27

2.2. Расчет показателей прибыли в форме №2 «Отчет о прибылях

       и убытках организации»………………………………………………..28

2.3. Структура доходов и расходов организации………………………….29

2.4. Расчет показателей рентабельности…………………………………...30

2.5. Общие выводы по анализу прибыли и рентабельности организации.

       Основные направления их повышения………………………………..31

Заключение…………………………………………………………………..32

Список использованной литературы……………………………………….34

Введение

Финансы организаций (предприятий) занимают ведущее место в системе общественного воспроизводства, формировании собствен­ных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства.

Осуществляемые в стране реформы привели к увеличению объе­мов и потоков социально-экономических связей, повышению роли распределительных отношений. Появились и продолжают развиваться негосударственный сектор экономики, современная банковская си­стема, рынки товаров, услуг, капитала. Организации (предприятия) перешли к широкому использованию рыночных методов регулиро­вания своей деловой активности. Основной целью предприниматель­ской деятельности организаций (предприятий) стало получение при­были, которая служит важнейшим источником и предпосылкой при­ращения капитала, роста доходов предприятия и его собственников. Этой цели можно достигнуть лишь при оптимальной организации финансов, которая позволит не только укрепить финансовое поло­жение организации и их конкурентоспособность, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране.

Объект исследования – система управления финансами предприятий, организаций.

Предмет исследования – анализ и планирование в системе управления финансами предприятий, организаций.

Цель исследования – изучить особенности анализа и планирования в системе управления финансами предприятий, организаций.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность, назначение и модели процесса финансового планирования.

2. Дать характеристику анализу финансовой деятельности, как инструменту управления финансовым планированием.

3.  Определить роль финансовой стратегии в управлении финансовым планированием.

1. Анализ, планирование в системе управления финансами    

предприятий, организаций

1.1. Сущность, назначение и модели процесса финансового планирования

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отно­шений хозяйствующего субъекта.

Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения [8; 10].

Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественны­ми показателями, ключевыми для данного уровня управления.

Планирование финансов в организациях осуществлялось и в преж­ние годы. В условиях административно-командной экономики пя­тилетний финансовый план государственного предприятия опреде­лялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных данных, которые дово­дились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждае­мые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: по объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изде­лий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, трудноприменимые для управления. Рыночная экономика как более сложная и организованная соци­ально-экономическая система требует качественно иного финансо­вого планирования, так как за все негативные последствия и просче­ты планов ответственность несет сама организация ухудшением сво­его финансового состояния.

Сложившаяся уже за последнее десятилетие система финансово­го планирования в организациях имеет ряд серьезных недостатков:

1. Процесс планирования по традиции начинается от производ­ства, а не от сбыта продукции.

2.  Планирование сегодня - процесс очень трудоемкий. Суще­ствующие планово-экономические службы продолжают подготавли­вать огромное число документов, большинство из которых не при­годны для использования финансовой службой в целях анализа и корректировки действий.

3.  Процесс финансового планирования затянут во времени, что не позволяет использовать плановые показатели для принятия оператив­ных управленческих решений, так как они больше отражают историю.

4.  При планировании преобладает затратный механизм ценооб­разования: оптовая цена предприятия формируется без учета рыноч­ной конъюнктуры.

5.  В коммерческих организациях, как правило, отсутствует раз­деление затрат на переменные и постоянные, не используется поня­тие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубы­точности продаж.

6.  В процессе финансового планирования не оценивается эф­фект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности.

7.  Существующая система планирования не дает возможности проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предпри­ятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке [15].

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого примене­ния современного финансового планирования в нынешних услови­ях действуют факторы, ограничивающие его использование на пред­приятиях:

-   высокая степень неопределенности на российском рынке, свя­занная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сфе­рах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет плани­рование);

-   незначительная доля предприятий, располагающих финансо­выми возможностями для осуществления серьезных финансовых раз­работок;

-   отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечествен­ного бизнеса [11].

Большие возможности для осуществления эффективного финан­сового планирования имеют крупные компании. Они обладают до­статочными финансовыми средствами для привлечения высококва­лифицированных специалистов, обеспечивающих проведение ши­рокомасштабной плановой работы в области финансов.

В небольших организациях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у таких предприятий менее поддается контролю и более агрессивна. И как следствие - будущее небольшого предпри­ятия более неопределенно и непредсказуемо.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

-   воплощает выработанные стратегические цели в форму кон­кретных финансовых показателей;

-   обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

-   предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

-   служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов [8].

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшени­ем числа неиспользованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики вы­работала определенные подходы к планированию развития отдель­ного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

К основным задачам финансового планирования в организации от­носятся:

-   обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами произ­водственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

-   определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

-   выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибы­ли за счет экономного использования денежных средств;

-   установление рациональных финансовых отношений с бюд­жетом, банками и контрагентами;

-   соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

-   контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия [8; 10].

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено ря­дом обстоятельств:

Во-первых, в финансовых планах происходит со­измерение намечаемых затрат на осуществление деятельности с ре­альными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми эконо­мическими показателями работы организации и увязаны с основны­ми разделами предпринимательского плана: производства продук­ции и услуг, научно-технического развития, совершенствования про­изводства и управления, повышения эффективности производства, капитального строительства, материально-технического обеспечения, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономического стиму­лирования и т.п. Таким образом, финансовое планирование оказы­вает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъек­та посредством выбора объектов финансирования, направление фи­нансовых средств и способствует рациональному использованию тру­довых, материальных и денежных ресурсов.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расче­тов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-мате­матического моделирования.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимост­ных показателей, внутренние резервы предприятия.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на ос­нове заранее установленных норм и технико-экономических норма­тивов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в фи­нансовых ресурсах и их источниках. К таким нормативам относятся ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатывае­мые непосредственно на предприятии и используемые им для регу­лирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффек­тивному вложению капитала. Современные методы калькулирова­ния затрат, такие, как стандарт-кост и маржинал-костинг, основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на про­гнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Большое внимание должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормаль­ной эксплуатации предприятия.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для про­гнозирования размеров и сроков поступления необходимых финан­совых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объем­ную информацию, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Например, в одном варианте может быть заложен продолжаю­щийся спад производства, инфляция и слабость национальной ва­люты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедле­ние темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделирования позволя­ют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовы­ми показателями и основными факторами, их определяющими [1; 3].

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели за пре­дыдущий период. Для этого используют основные финансовые до­кументы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадии планирования. Западные компании исполь­зуют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользо­вания. Внешний баланс, обычно составляемый для публикации, по ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.), показывает уменьшенные размеры прибыли.

На втором этапе составляются основные прогнозные докумен­ты: прогнозы баланса, отчета о прибылях и убытках, движения де­нежных средств (движение наличности), которые относятся к перс­пективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация пока­зателей прогнозных финансовых документов посредством составле­ния текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Процесс финансового планирования завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Финансовое планирование (в зависимости от содержания, на­значения и задач) можно классифицировать на перспективное, теку­щее (годовое) и оперативное.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, яв­ляется главной формой реализации целей организации (предприятия).

Перспективное финансовое планирование в современных усло­виях охватывает период времени от одного года до трех лет, однако этот период условен, поскольку зависит от экономической стабиль­ности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресур­сов и направлений их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии организации и прогнозирование финансовой деятельности.

Текущее финансовое планирование (бюджетирование) - это пла­нирование осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его по­казателей.

Процесс составления, принятия годового бюджета организации (предприятия) и последующий контроль за его использованием на­зывается бюджетированием (budgeting). В мировой практике бюдже­тирование - это элемент менеджмента, ориентированный на управ­ление организацией (в денежных показателях), представляющий со­бой методологию планирования, учета и контроля движения денеж­ных средств и финансовых результатов. Наличие процедуры бюдже­тирования является нормой для зарубежных компаний и в послед­ние годы уже становится нормой в России [12].

Наиболее значимыми управленческими задачами, решаемыми с помощью бюджетирования, являются:

- планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации (предприятия);

- координирование различных видов бизнеса (как видов хозяй­ственной деятельности) и структурных подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;

- оперативное отслеживание отклонений фактических результа­тов деятельности организации и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведе­нии регулирующих мероприятий;

- эффективный контроль за расходованием финансовых и мате­риальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;

- оценка выполнения плана центрами финансовой ответствен­ности и их руководителями;

- стимулирование менеджеров структурных подразделений к до­стижению целей их подразделений [4].

Значение бюджетирования состоит в том, что оно:

- способствует рациональному использованию средств органи­заций благодаря своевременному планированию совершаемых хо­зяйственных операций, финансовых и материальных потоков и сис­тематическому контролю над ними;

- обеспечивает целевую ориентацию и координацию деятельно­сти всех служб организации, четко определяет круг ответственных лиц по каждой задаче и направлению деятельности;

- стимулирует руководителей структурных подразделений (цент­ров финансовой ответственности) к достижению намеченных целей;

- позволяет выявить и минимизировать различные риски;

- делает работу структурных подразделений прозрачной для ру­ководства организации [4].

Бюджетирование как управленческая технология включает три составные части:

- технологию бюджетирования - виды и форма бюджетов, це­левые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюд­жетов в сводный бюджет организации;

- организацию процесса бюджетирования, предусматривающую формирование финансовой структуры организации (определяются центры финансовой ответственности - объекты бюджетирования), бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика до­кументооборота, системы внутренних нормативных документов (по­ложений, должностных инструкций и пр.);

- использование информационных технологий, позволяющих не только разработать различные сценарии будущего финансового со­стояния организации (или отдельного бизнеса), но и осуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля. Применение информаци­онных технологий в области бюджетирования возможно лишь при наличии сплошного управленческого учета [4; 5].

Оперативное финансовое планирование использует утвержденные стратегические позиции в повседневной деятельности для достиже­ния поставленных целей. Если перспективное планирование осуще­ствляется «крупными мазками», то оперативный финансовый план должен быть значительно более подробным. Составление детальных оперативных финансовых планов необходимо для реализации стра­тегических и тактических решений и обеспечения стабильной рабо­ты всех служб организации.

В определенном смысле оперативные финансовые решения да­ются легче, чем стратегические и перспективные, однако это не озна­чает, что они менее важны. Организация может выявить весьма мно­гообещающие инвестиционные возможности, определить оптималь­ную структуру капитала, разработать совершенную дивидендную политику и тем не менее не достичь успеха, потому что никто не озаботился тем, что у нее не было достаточно денежных средств для оплаты счетов.

В рамках оперативного финансового планирования решаются следующие задачи:

- конкретизация установленного бюджетного задания для струк­турных подразделений;

- контроль (мониторинг) исполнения бюджета самими струк­турными подразделениями (центрами финансовой ответственности) и финансово-экономической службой;

- увязка финансовых показателей с движением материальных ценностей и с системой материального стимулирования;

- эффективное управление оборотным капиталом (денежными средствами и их эквивалентами, дебиторской задолженностью) и кре­диторской задолженностью, исходя из критерия выбора оптималь­ных альтернатив в рамках утвержденного бюджета [11].

1.2. Анализ финансовой деятельности как инструмент управления финансовым планированием

В условиях рыночных отношений цель предпринимательской деятельности состоит в получении прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия; на основе налога на прибыль обеспечива­ется формирование бюджетных доходов. Поэтому прибыль является конечным результатом деятельности предприятия. Можно произве­сти большой объем продукции, однако если она не будет реализова­на или реализована по цене, не обеспечившей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом положении. Следо­вательно, одна из важнейших составных частей финансового анали­за - анализ формирования прибыли.

Анализ прибыли находится в непосредственной связи с поряд­ком ее формирования.

Общая сумма прибыли (балансовая прибыль), полученная органи­зацией (предприятием) за определенный период, состоит из: 1) при­были (убытка) от реализации продукции, услуг, выполненных работ; 2) прибыли (убытка) от прочей реализации; 3) прибыли (убытка) от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг, выполненных работ рассчитывается как разность между суммой выручки от реали­зации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции, услуг, работ, включаемых в себестоимость.

Прибыль (убыток) от прочей реализации определяется как раз­ность между рыночной ценой за проданные имущество, материаль­ные ценности, принадлежащие организации, и их первоначальной или остаточной стоимостью.

Прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчиты­вается как разность между доходами и расходами по внереализаци­онным операциям, т.е. доходами и расходами, не связанными с производством продукции, услугами, выполнением работ, прода­жей имущества.

В состав доходов от внереализационных операций входят доходы от финансовых вложений организации (в ценные бумаги, предостав­ленные займы, долевое участие в уставном капитале других пред­приятий и др.); доходы от сдаваемого в аренду имущества; сальдо полученных и уплаченных штрафов, неустоек; положительные кур­совые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; поступления сумм в счет погашения дебиторской задолжен­ности, списанной в прошлые годы в убыток; прибыль прошлых лет, выявленная и поступившая в отчетном году; суммы, поступившие от покупателей по перерасчетам за продукцию, реализованную в про­шлом году; проценты, полученные по денежным счетам предприя­тия в кредитных учреждениях, и др.

В состав внереализационных расходов входят недостачи и убытки от потери материальных ценностей и денежных средств, выявлен­ных в результате ревизий и инвентаризаций; отрицательные курсо­вые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной ва­люте; убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, списание безнадежной дебиторской задолженности; некомпенсируемые поте­ри от стихийных бедствий; затраты по аннулируемым заказам; су­дебные издержки; затраты на содержание законсервированных про­изводственных мощностей и др. [13; 14].

Полученная организацией балансовая прибыль распределяется между государством и организацией. После внесения в федераль­ный, региональные и местные бюджеты налога на прибыль в распо­ряжении организации остается чистая прибыль, которая направля­ется в фонды накопления, потребления и резервный.

Исходя из порядка формирования прибыли организации (пред­приятия) ведется ее факторный анализ, цель которого - оценка ди­намики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление сте­пени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в том числе роста (снижения) себестоимости продукции; роста (снижения) объ­ема ее реализации; повышения ее качества и расширения ассорти­мента; анализ показателей рентабельности; выявление резервов уве­личения прибыли и др.

Анализ финансовых результатов организации начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются от­клонения от базового показателя и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.

По данным таблицы видно, что балансовая и чистая прибыль организации за отчетный период выросли. Увеличение прибыли до­стигнуто в основном за счет роста выручки от реализации продук­ции и роста прибыли от реализации продукции.

Затем проводится количественная оценка влияния на изменение прибыли от реализации продукции следующих основных факторов [11]:

1.  Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализо­ванную продукцию +И1:

                                                          ±И1 = Р1 – Р2

         где P1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;

               Р2 - реализация в отчетном году в ценах базисного периода.

2.  Влияние на прибыль изменений в объеме продукции ±И2:

                                                          ±И2 = П0К1 - По,

где По - прибыль базисного периода;

                К1 - коэффициент роста объема реализованной продукции.

                                                          К1 = C1.0 : С0

где Со  - себестоимость реализованной продукции базисного периода;

                С1.0 - себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.

3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обус­ловленных изменениями в структуре продукции ±И3:

                                                       ±И3 = по2 - К1),

где К2 - коэффициент   роста   объема   реализации  в  оценке  по отпускным ценам.

                                                            К2 = Р1.0 : Р0

где Р0  - реализация в базисном периоде;

                 Р1.0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.

4.   Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции ±И4:

                                                         ±И41.0 – С1

где С1.0 - себестоимость    реализованной    продукции   за   отчетный  период в ценах базисного периода;

                С1    - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчет­ный  период.

5.  Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет струк­турных сдвигов в составе продукции ±И5:

                                                       ±И5 = С0К2 –С1.0

Кроме того, рассчитывается влияние на прибыль изменений цен на материалы, тарифы и услуги (±И6).

Сложив показатели влияния на прибыль всех изменений, полу­чим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации продукции (+И) [11]:

                                                                                           n

                                                ±И = Σ ± Иi

                                                                                        i = 1

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

На составе имущества организации, в которое вкладываются ка­питалы, и проводимых предпринимателем хозяйственных и финансо­вых операциях основывается система показателей рентабельности [6; 9]:

                                 Рентабельность             Чистая прибыль

                     1.     имущества (активов) =  ------------------------ х 100.

                                   предприятия               Средняя величина

                                                                       активов (имущества)

                     2.         Рентабельность               Чистая прибыль       

                                  внеоборотных      =    ------------------------------- х 100.

                                       активов                     Средняя величина

                                                                       внеоборотных активов

                     3.       Рентабельность                Чистая прибыль  

                                  оборотных          =    --------------------------------- х 100.

                                    активов                         средняя величина

                                                                        оборотных активов

 

                                                                Прибыль до уплаты

    4.   Рентабельность =     ------------------------------------------------ х 100.

               инвестиций           Валюта       Величина краткосрочных

                                              баланса              обязательств

       

    

                            Рентабельность             Чистая прибыль

                5.            собственного      ------------------------------ х 100.

                                 капитала               Собственный капитал

                                                                      

 

           Рентабельность             Плата за пользование кредитом

    6.         заемных          =     ------------------------------------------------ х 100.

                средств                               Сумма долгосрочных

                                                       и краткосрочных кредитов

                                             

Плата за пользование кредитами включает: проценты за пользова­ние кредитами; расходы по уплате процентов, возникающие у пред­приятия при расчетах с поставщиками; средства, перечисляемые в бюд­жет за несвоевременную уплату налогов.

         Рентабельность            Плата за пользование   +         Чистая

            совокупного                          кредитами                      прибыль

 7.       используемого       =   ------------------------------------------------------- х 100.

             капитала                                        Средняя величина

   (вложений капитала)                           активов (имущества)

 

 

                  Рентабельность                Чистая прибыль

          8.      реализованной      =   ------------------------------------- х 100.

                        продукции                 Выручка от реализации

С помощью перечисленных показателей рентабельности можно проанализировать эффективность использования активов предприя­тия, т.е. финансовую отдачу от вложенных капиталов.

1.3. Финансовая стратегия, ее роль в управлении финансовым планированием

Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, будучи составной час­тью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными об­щей стратегией. В свою очередь финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего                     субъекта [13].

Другими словами, в рамках стратегического планирования опреде­ляются долгосрочные ориентиры развития и цели организации, долго­срочный курс действий по достижению цели и распределению ресур­сов. В ходе стратегического планирования ведется активный поиск аль­тернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и пост­роение на этой основе стратегии развития хозяйствующего субъекта.

Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных спо­собов их достижения.

Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стра­тегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимос­ти предприятия.

Важным моментом при разработке финансовой стратегии явля­ется определение периода ее реализации. На него воздействует ряд факторов:

-  динамика макроэкономических процессов;

- тенденции развития отечественного финансового рынка (с уче­том зависимости от мировых финансовых рынков);

- отраслевая принадлежность предприятия и специфика произ­водственной деятельности [2].

На основе финансовой стратегии определяется финансовая поли­тика организации по конкретным направлениям финансовой дея­тельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссион­ной и т.д.

Важное значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирова­ние, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Прогнозирование (от греч. prognosis — предвидение) состоит в изу­чении возможного финансового состояния предприятия на длитель­ную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозиро­вания не является реализация разработанных прогнозов на практи­ке, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернатив­ных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях из­менения ситуации на рынке позволяет определить один из вариан­тов развития финансового положения предприятия.

Круг показателей прогноза может значительно отличаться от круга показателей будущего плана. В чем-то прогноз может казаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет бо­лее детально проработан.

Основу прогнозирования составляют обобщение и анализ имею­щейся информации с последующим моделированием возможных ва­риантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и спо­собы прогнозирования должны быть достаточно динамичными, что­бы своевременно учесть эти изменения.

Отправным моментом прогнозирования служит признание фак­та стабильности изменений основных показателей деятельности хо­зяйствующего субъекта от одного отчетного периода к другому. Это положение тем более верно, что информационную базу прогнозов составляют бухгалтерская и статистическая отчетности предприятия.

Результатом перспективного финансового планирования являет­ся разработка трех основных финансовых документов-прогнозов:

- отчета о прибылях и убытках;

- движения денежных средств;

- бухгалтерского баланса [7].

Основная цель построения этих документов - оценка финан­сового положения хозяйствующего субъекта на конец планируемо­го периода.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного про­цесса, эффективного распределения средств, контроля над запаса­ми. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией.

Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и меся­цам. Чем короче прогнозы продаж, тем точенее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции; рас­четы на второй и третий годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.

Прогнозы продаж выражаются в денежных и в физических еди­ницах и в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств организации.

Объем будущих продаж можно рассчитать с использованием следующих методов:

1.  Эвристические. Они основаны на усреднении сведений, полу­ченных при интервьюировании различных участников рынка: ра­ботников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупате­лей. Положительно то, что этот метод представляет достаточно точ­ную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.

2.  Анализ временных рядов. Используется для учета временных колебаний объема продаж продукции (работ, услуг). Включает метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности. Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных из наблюдений за объемом продаж в течение выбранного периода времени, на будущее. Например, анализ тенденции изменения про­даж с 1999 по 2003 г. будет базой для определения объема продаж на прогнозируемый период.

Большое влияние на объемы продаж оказывает фактор сезонно­сти, например, продажа бытовой отопительной аппаратуры нерав­номерно распределяется в течение года, увеличиваясь в осенне-зим­ний период.

Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объ­еме продаж, связанные с временем потребления продукции. Напри­мер, объемы продаж кирпича и цемента тесно увязываются с плана­ми строительства. И поэтому этот метод широко используется пре­имущественно в отраслях с ярко выраженной цикличностью.

3. Эконометрические модели. С помощью этих моделей определя­ется корреляция размера продаж с изменениями внешней среды пред­приятия, в том числе макроэкономических переменных (темпов ро­ста ВВП, изменения учетной ставки Банка России, темпа инфляции и т.п.), а также с отраслевыми показателями (состоянием отрасли, уровнем конкуренции в ней, емкостью отраслевого рынка) [14; 15].

Сочетание результатов, полученных с помощью исследования этих методов, позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.

С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определя­ется получаемая прибыль в предстоящем периоде.

Прогноз отчета о прибылях и убытках содержит следующие статьи:

1.  Выручка от реализации продукции (минус НДС и акцизы).

2.  Себестоимость реализации продукции.

3.  Коммерческие расходы.

4.  Управленческие расходы.

5.  Прибыль (убыток) от реализации (ст. 1 - ст. 2 - ст. 3 - ст. 4).

6.  Проценты к получению.

7.  Проценты к уплате.

8.  Доходы от участия в других организациях.

9.  Прочие операционные доходы.

10.  Прочие операционные расходы.

11.  Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (ст. 5 + ст. 6 - ст. 7 + ст. 8 + ст. 9 - ст. 10).

12.  Прочие внереализационные доходы.

13.  Прочие внереализационные расходы.

14.  Прибыль (убыток) планового периода (ст. 11 + ст. 12 - ст. 13).

15.  Налог на прибыль.

16.  Отвлеченные средства.

17. Нераспределенная прибыль (убытки) планового периода (ст. 14 - ст. 15 - ст. 16) [11].

При проведении прогнозного анализа прибыли на практике ши­роко используется метод «издержки - объем - прибыль». Он предо­ставляет следующие возможности:

- определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;

- установить размер желаемой прибыли;

- увеличить гибкость финансовых планов путем учета различ­ных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, динамики объемов продаж).

Метод «издержки - объем - прибыль» называют анализом безубыточности. Сущность метода заключается в нахождении точки, в которой прибыль равна нулю, или точки безубыточности. Дей­ствительно, для предприятия, фукционирующего на рынке, необ­ходимо знать не только, что оно получит прибыль, но и когда оно ее получит.

Для этого проводится специальный анализ соотношений между объемом производства, затратами и доходом.

Точка безубыточности может быть определена как отношение постоянных издержек (FC) к разнице между ценой (Р) и переменной составляющей себестоимости единицы продукции (VC):

                                                            FC

                                              К =   -------------

                                                          P-VC

Это соотношение позволяет определить максимальную сумму издержек производства, если известны значения остальных величин:

                                            FC= К * (Р- VC)

Можно также рассчитать и минимальную цену реализации про­дукции исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:

                                                            FC

                                                   P = -------+ VC.

                                                             K

Следует обратить внимание, что на точку безубыточности боль­шое влияние оказывают такие факторы, как изменение цен на про­дукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При этом бу­дет действовать следующая закономерность: с ростом цен на произ­водимую продукцию минимальный объем производства QKp, соот­ветствующий точке безубыточности К, уменьшается, а при сниже­нии цены возрастает. При увеличении постоянных расходов мини­мальный объем производства, соответствующий точке безубыточно­сти, повышается. При росте переменных издержек сохранить без­убыточность производства можно за счет увеличения минимального объема производства [8].

Прогноз баланса входит в состав основных документов перспек­тивного финансового планирования. Понятие «баланс» (от франц. balance - весы) означает равновесие, равенство активов и пассивов, т.е. используемые хозяйствующим субъектом средства должны быть равны денежным поступлениям.

Баланс представляет собой сводную таблицу, в которой отража­ются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет ка­ких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В активе баланса можно выделить наиболее активную часть средств - текущие активы (счет в банке, касса, дебиторская задол­женность), запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства предприятия, их структура и про­гнозы их изменения на планируемый трехлетний период.

В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финан­сового равновесия организации.

Структура прогнозируемого баланса соответствует общеприня­той структуре отчетного баланса организации, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату.

При планируемом росте объема продаж (объема реализации) ак­тивы организации должны быть соответственно увеличены, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материа­лов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебиторской задолженности, так как предприятия пре­доставляют покупателям более длительные отсрочки платежей, рас­ширяют практику продажи товаров на условиях консигнации.

Рост активов хозяйствующего субъекта должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредитор­ская задолженность (обязательства по оплате поставок сырья, энер­гии, различных услуг), увеличивается потребность в заемных и при­влеченных средствах.

Прогноз движения денежных средств - финансовый документ, получающий в российской практике в последние годы все большее распространение [3]. Он отражает движение денежных потоков по теку­щей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет по­высить результативность управления денежными потоками.

Прогноз движения денежных средств помогает финансовому ме­неджеру в оценке использования денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, а следова­тельно, перспективы роста организации и ее будущие финансовые потребности.

Финансирование инвестиций включается в прогноз после тщатель­ного технико-экономического обоснования и анализа производствен­ных и финансовых инвестиций. При планировании долгосрочных ин­вестиций и источников их финансирования будущие денежные пото­ки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.

С помощью прогноза движения денежных средств можно оце­нить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйствен­ную деятельность организации, синхронность поступления и расхо­дование денежных средств, а значит, проверить будущую ликвид­ность предприятия.

После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Ее суть заключается в следующем:

-   определении источников долгосрочного финансирования;

-   формировании структуры и затрат капитала;

-   выборе способов наращивания долгосрочного капитала [5].

В целях финансирования в отечественной практике привлекают акционерный и партнерский капитал. Получение банковских креди­тов в настоящее время чрезвычайно затруднено в силу ряда эконо­мических причин.

2. Расчет прибыли и рентабельности организации. Основные направления их повышения

2.1. Классификация доходов и расходов организации

Классификация доходов и расходов организации в бухгалтерском учете регламентируется ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Представим предложенные для расчета показатели в виде табл. 1.

Таблица 1

Доходы и расходы организации (исходные данные)

Показатели

Значение, млн. р.

Вид доходов (расходов)

1

2

3

4

1.

Выручка от продажи продукции

61008

Доходы от обычной дея-сти

2.

Проценты к получению

25

Операционные доходы

3.

Возврат займа предприятию

383

Операционные доходы

4.

Арендная плата полученная

20

Доходы от обычной дея-сти

5.

НДС полученные

18222

Не относится

6.

Неустойки полученные

0

Внереализационные доходы

7.

Положительные суммовые разницы

17

Внереализационные доходы

8.

Дебиторская задолженность от продажи продукции на условиях коммерческого кредита

208000

Доходы от обычной дея-сти

9.

Страховое возмещение потерь от стихийных бедствий

0

Чрезвычайные доходы

10.

Себестоимость проданной продукции

37632

Расходы от обычной дея-сти

11.

Коммерческие расходы

10635

Расходы от обычной дея-сти

12.

НДС уплаченный

17549

Не относится

13.

Управленческие расходы

17180

Расходы от обычной дея-сти

14.

Проценты уплаченные

4

Операционные расходы

15.

Штрафы уплаченные

1

Внереализационные расходы

продолжение табл. 1

1

2

3

4

16.

Расходы на проведение социально-культурных мероприятий

4

Операционные расходы

17.

Расходы по приобретению нематериальных активов

29

Операционные расходы

18.

Расходы, связанные с предоставлением в аренду имущества

3

Операционные расходы

19.

Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году

2

Внереализационные расходы

20.

Суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности

0

Внереализационные расходы

21.

Потери, возникшие в результате стихийного бедствия

5

Чрезвычайные расходы

2.2. Расчет показателей прибыли в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках организации»

1. Выручка (нетто) от продажи продукции, работ, услуг = Выручка от продажи продукции – НДС = 61008 – 18222 = 42786 млн. р.

2. Валовая прибыль = Выручка (нетто) от продажи продукции, работ, услуг – Себестоимость = 42786 – 37632 = 5154 млн. р.

3. Прибыль (убыток) от продаж = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы = 5154 – 10635 – 17180 = -22661 млн. р.

4. Прибыль (убыток) до налогообложения = Прибыль (убыток) от продаж + Проценты к получению – Проценты к уплате + Доходы от участия в других организациях + Прочие операционные доходы – Прочие операционные расходы  + Внереализационные доходы – Внереализационные расходы = -22661 +25 – 4 + 208383 + 17 – 17579 + 20 – 14 = 168187 млн. р.

5. Текущий налог на прибыль = 0,24 * прибыль до налогообложения =  0,24 * 168187 = 40364 млн. р.

6. Чистая прибыль = Прибыль (убыток) до налогообложения - Текущий налог на прибыль = 168187 – 40364 = 127823 млн. р.

2.3. Структура доходов и расходов организации

Состав и структура доходов и расходов организации представлены в табл. 2.

Таблица 2

Состав и структура доходов и расходов организации

Показатели

Млн. р.

% к итогу

1.

Доходы – всего, в т.ч.

269453

100,0

1.1.

Доходы от обычных видов деятельности

269028

99,8

1.2.

Операционные

408

0,15

1.3.

Внереализационные

17

0,05

1.4.

Чрезвычайные

-

-

2.

Расходы – всего, в т.ч.

65495

100,0

2.1.

Расходы от обычных видов деятельности

65447

99,9

2.2.

Операционные

40

0,06

2.3.

Внереализационные

3

0,005

2.4.

Чрезвычайные

5

0,008

Исходя из данных, представленных в табл. 2.2., построим диаграммы, иллюстрирующие структуру доходов и расходов  организации (рис. 1 и 2).

Рис. 1 Структура доходов организации

Рис. 2 Структура расходов организации

2.4. Расчет показателей рентабельности

1. Рентабельность продукции по валовой прибыли (валовая прибыль /  себестоимость продукции)  * 100 = (5154 / 37632) * 100 = 13,7%

2. Рентабельность продукции по прибыли от продаж = (прибыль от продаж / (себестоимость + коммерч. расходы + упр. расходы)) * 100 =  (-22661 / (37632 + 10635 + 17180)) * 100 = -34,6%

3. Рентабельность продаж по валовой прибыли = (валовая прибыль / выручка) * 100 = (5154 / 42786) * 100 = 12,0%

4. Рентабельность продаж по прибыли от продаж = (прибыль от продаж / выручку) * 100 = (-22661 / 42786) * 100 = -52,9%

2.5. Общие выводы по анализу прибыли и рентабельности организации. Основные направления их повышения

По результатам проведенных расчетов можно сделать следующие выводы:

1. Доходы рассматриваемой организации составляют 269453 млн. р. В их структуре наибольший удельный вес имеют доходы от обычных видов деятельности (99,8%).

2. Расходы организации за анализируемый период были равны 65495 млн. р. Преобладающая доля за расходами от обычных видов деятельности (99,9%). Таким образом, профицит бюджета составил 203958 млн. р.

3. Отрицательным моментом является тот факт, что организация имеет убыток от продаж в размере 22661 млн. р., что обусловлено высокими коммерческими и управленческими расходами. Однако, поскольку организация имела другие виды доходов (например, доходы от участия в других организация), то ее чистая прибыль составила 127823 млн. р.

4. Показатели рентабельности невысоки. А рентабельность продукции по прибыли от продаж и рентабельность продаж по прибыли от продаж вообще имеет отрицательное значение (-34,6% и -52,9% - соответственно).

В качестве основных направлений повышения показателей прибыли и рентабельности можно предложить следующие мероприятия:

- выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;

- произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рас­считать точку безубыточности;

-  проанализировать прибыльность отдельных видов продукции, изучить необходимость и возможность номенклатуры выпускаемой продукции.

Заключение

Изучение теоретических основ финансового анализа и планирования позволяет заключить, что жизнедеятельность фирмы невозможна без анализа и планирования. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для соинвестора, для совместной деятельности и пр. Финансовый план, ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), дает больший шанс на успех, чем массовая рассылка.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

Разработка финансовых планов является одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.

Переход к рыночной экономике отнюдь не отменяет необходимость прогнозирования и планирования в экономике, а выводит задачи экономического планирования и прогнозирования на более высокий уровень, требуя большей ответственности при проведении мероприятий по планированию и прогнозированию на предприятии, так как от этого зависит, в самом прямом смысле, выживаемость этого предприятия в жестких рамках реального рыночного хозяйства.

Список использованной литературы

1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 354с.

2. Баринов В. Экономика фирмы: стратегическое планирование. – М.: КНОРУС, 2005. – 365с.

3. Дрогомирецкий И.И., Маховикова Г.А., Кантор Е.Л. Стратегическое планирование. – М.: Вектор, 2006. – 356с.

4. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование / Под общ. ред. А.И.Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416с.

5. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 451с.

6. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. – М.: Велби, 2005. – 328с.

7. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова  Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: Март, 2005. – 320с.

8. Ляско В. Стратегическое планирование развития предприятия. – М.: Экзамен, 2005. – 298с.

9. Платонова Н.А. и др. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ДиС,  2005. – 450с.

10. Семочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2000. – 376с.

11. Стоянова Е.С., Финансовый менеджмент. Теория и практика. – М: Перспектива, 2003. – 410с.

12. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 368с.

13. Финансы предприятий: Учебник / Под общ. ред. Л.Г. Колпиной. 2-е изд., дораб. и доп. - Мн.: Высш.шк., 2004. - 336с.

14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.. Методика финансового анализа. – М.: «ИНФРА-М». 2000. –208 с.

15. Шуляк П.К. Финансы предприятия: Учебник. – М.: Дашков и К0, 2000. - 752с.