Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Анализ, планирование в системе управления финансами
предприятий, организаций………………………………………………...4
1.1. Сущность, назначение и модели процесса финансового
планирования……………………………………………………………..4
1.2. Анализ финансовой деятельности как инструмент управления
финансовым планированием…………………………………………..13
1.3. Финансовая стратегия, ее роль в управлении
финансовым планированием…………………………………………...19
2. Расчет прибыли и рентабельности организации.
Основные направления их повышения………………………………….27
2.1. Классификация доходов и расходов организации……………………27
2.2. Расчет показателей прибыли в форме №2 «Отчет о прибылях
и убытках организации»………………………………………………..28
2.3. Структура доходов и расходов организации………………………….29
2.4. Расчет показателей рентабельности…………………………………...30
2.5. Общие выводы по анализу прибыли и рентабельности организации.
Основные направления их повышения………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………….34
Введение
Финансы организаций (предприятий) занимают ведущее место в системе общественного воспроизводства, формировании собственных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства.
Осуществляемые в стране реформы привели к увеличению объемов и потоков социально-экономических связей, повышению роли распределительных отношений. Появились и продолжают развиваться негосударственный сектор экономики, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Организации (предприятия) перешли к широкому использованию рыночных методов регулирования своей деловой активности. Основной целью предпринимательской деятельности организаций (предприятий) стало получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия и его собственников. Этой цели можно достигнуть лишь при оптимальной организации финансов, которая позволит не только укрепить финансовое положение организации и их конкурентоспособность, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране.
Объект исследования – система управления финансами предприятий, организаций.
Предмет исследования – анализ и планирование в системе управления финансами предприятий, организаций.
Цель исследования – изучить особенности анализа и планирования в системе управления финансами предприятий, организаций.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, назначение и модели процесса финансового планирования.
2. Дать характеристику анализу финансовой деятельности, как инструменту управления финансовым планированием.
3. Определить роль финансовой стратегии в управлении финансовым планированием.
1. Анализ, планирование в системе управления финансами
предприятий, организаций
1.1. Сущность, назначение и модели процесса финансового планирования
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта.
Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения [8; 10].
Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественными показателями, ключевыми для данного уровня управления.
Планирование финансов в организациях осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных данных, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: по объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, трудноприменимые для управления. Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет сама организация ухудшением своего финансового состояния.
Сложившаяся уже за последнее десятилетие система финансового планирования в организациях имеет ряд серьезных недостатков:
1. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции.
2. Планирование сегодня - процесс очень трудоемкий. Существующие планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых не пригодны для использования финансовой службой в целях анализа и корректировки действий.
3. Процесс финансового планирования затянут во времени, что не позволяет использовать плановые показатели для принятия оперативных управленческих решений, так как они больше отражают историю.
4. При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: оптовая цена предприятия формируется без учета рыночной конъюнктуры.
5. В коммерческих организациях, как правило, отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубыточности продаж.
6. В процессе финансового планирования не оценивается эффект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности.
7. Существующая система планирования не дает возможности проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке [15].
Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях:
- высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);
- незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;
- отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса [11].
Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
В небольших организациях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у таких предприятий менее поддается контролю и более агрессивна. И как следствие - будущее небольшого предприятия более неопределенно и непредсказуемо.
Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:
- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
- обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
- предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;
- служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов [8].
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.
К основным задачам финансового планирования в организации относятся:
- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия [8; 10].
Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено рядом обстоятельств:
Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат на осуществление деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.
Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы организации и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производства продукции и услуг, научно-технического развития, совершенствования производства и управления, повышения эффективности производства, капитального строительства, материально-технического обеспечения, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономического стимулирования и т.п. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математического моделирования.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. К таким нормативам относятся ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат, такие, как стандарт-кост и маржинал-костинг, основаны на использовании внутрихозяйственных норм.
Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Большое внимание должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.
Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.
Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.
Например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.
Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими [1; 3].
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадии планирования. Западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляемый для публикации, по ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.), показывает уменьшенные размеры прибыли.
На втором этапе составляются основные прогнозные документы: прогнозы баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Процесс финансового планирования завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.
Финансовое планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей организации (предприятия).
Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет, однако этот период условен, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.
Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии организации и прогнозирование финансовой деятельности.
Текущее финансовое планирование (бюджетирование) - это планирование осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
Процесс составления, принятия годового бюджета организации (предприятия) и последующий контроль за его использованием называется бюджетированием (budgeting). В мировой практике бюджетирование - это элемент менеджмента, ориентированный на управление организацией (в денежных показателях), представляющий собой методологию планирования, учета и контроля движения денежных средств и финансовых результатов. Наличие процедуры бюджетирования является нормой для зарубежных компаний и в последние годы уже становится нормой в России [12].
Наиболее значимыми управленческими задачами, решаемыми с помощью бюджетирования, являются:
- планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации (предприятия);
- координирование различных видов бизнеса (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
- оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности организации и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
- эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;
- оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителями;
- стимулирование менеджеров структурных подразделений к достижению целей их подразделений [4].
Значение бюджетирования состоит в том, что оно:
- способствует рациональному использованию средств организаций благодаря своевременному планированию совершаемых хозяйственных операций, финансовых и материальных потоков и систематическому контролю над ними;
- обеспечивает целевую ориентацию и координацию деятельности всех служб организации, четко определяет круг ответственных лиц по каждой задаче и направлению деятельности;
- стимулирует руководителей структурных подразделений (центров финансовой ответственности) к достижению намеченных целей;
- позволяет выявить и минимизировать различные риски;
- делает работу структурных подразделений прозрачной для руководства организации [4].
Бюджетирование как управленческая технология включает три составные части:
- технологию бюджетирования - виды и форма бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации;
- организацию процесса бюджетирования, предусматривающую формирование финансовой структуры организации (определяются центры финансовой ответственности - объекты бюджетирования), бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и пр.);
- использование информационных технологий, позволяющих не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния организации (или отдельного бизнеса), но и осуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля. Применение информационных технологий в области бюджетирования возможно лишь при наличии сплошного управленческого учета [4; 5].
Оперативное финансовое планирование использует утвержденные стратегические позиции в повседневной деятельности для достижения поставленных целей. Если перспективное планирование осуществляется «крупными мазками», то оперативный финансовый план должен быть значительно более подробным. Составление детальных оперативных финансовых планов необходимо для реализации стратегических и тактических решений и обеспечения стабильной работы всех служб организации.
В определенном смысле оперативные финансовые решения даются легче, чем стратегические и перспективные, однако это не означает, что они менее важны. Организация может выявить весьма многообещающие инвестиционные возможности, определить оптимальную структуру капитала, разработать совершенную дивидендную политику и тем не менее не достичь успеха, потому что никто не озаботился тем, что у нее не было достаточно денежных средств для оплаты счетов.
В рамках оперативного финансового планирования решаются следующие задачи:
- конкретизация установленного бюджетного задания для структурных подразделений;
- контроль (мониторинг) исполнения бюджета самими структурными подразделениями (центрами финансовой ответственности) и финансово-экономической службой;
- увязка финансовых показателей с движением материальных ценностей и с системой материального стимулирования;
- эффективное управление оборотным капиталом (денежными средствами и их эквивалентами, дебиторской задолженностью) и кредиторской задолженностью, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках утвержденного бюджета [11].
1.2. Анализ финансовой деятельности как инструмент управления финансовым планированием
В условиях рыночных отношений цель предпринимательской деятельности состоит в получении прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия; на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Поэтому прибыль является конечным результатом деятельности предприятия. Можно произвести большой объем продукции, однако если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечившей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом положении. Следовательно, одна из важнейших составных частей финансового анализа - анализ формирования прибыли.
Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.
Общая сумма прибыли (балансовая прибыль), полученная организацией (предприятием) за определенный период, состоит из: 1) прибыли (убытка) от реализации продукции, услуг, выполненных работ; 2) прибыли (убытка) от прочей реализации; 3) прибыли (убытка) от внереализационных операций.
Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг, выполненных работ рассчитывается как разность между суммой выручки от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции, услуг, работ, включаемых в себестоимость.
Прибыль (убыток) от прочей реализации определяется как разность между рыночной ценой за проданные имущество, материальные ценности, принадлежащие организации, и их первоначальной или остаточной стоимостью.
Прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается как разность между доходами и расходами по внереализационным операциям, т.е. доходами и расходами, не связанными с производством продукции, услугами, выполнением работ, продажей имущества.
В состав доходов от внереализационных операций входят доходы от финансовых вложений организации (в ценные бумаги, предоставленные займы, долевое участие в уставном капитале других предприятий и др.); доходы от сдаваемого в аренду имущества; сальдо полученных и уплаченных штрафов, неустоек; положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток; прибыль прошлых лет, выявленная и поступившая в отчетном году; суммы, поступившие от покупателей по перерасчетам за продукцию, реализованную в прошлом году; проценты, полученные по денежным счетам предприятия в кредитных учреждениях, и др.
В состав внереализационных расходов входят недостачи и убытки от потери материальных ценностей и денежных средств, выявленных в результате ревизий и инвентаризаций; отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, списание безнадежной дебиторской задолженности; некомпенсируемые потери от стихийных бедствий; затраты по аннулируемым заказам; судебные издержки; затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и др. [13; 14].
Полученная организацией балансовая прибыль распределяется между государством и организацией. После внесения в федеральный, региональные и местные бюджеты налога на прибыль в распоряжении организации остается чистая прибыль, которая направляется в фонды накопления, потребления и резервный.
Исходя из порядка формирования прибыли организации (предприятия) ведется ее факторный анализ, цель которого - оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в том числе роста (снижения) себестоимости продукции; роста (снижения) объема ее реализации; повышения ее качества и расширения ассортимента; анализ показателей рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.
Анализ финансовых результатов организации начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базового показателя и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.
По данным таблицы видно, что балансовая и чистая прибыль организации за отчетный период выросли. Увеличение прибыли достигнуто в основном за счет роста выручки от реализации продукции и роста прибыли от реализации продукции.
Затем проводится количественная оценка влияния на изменение прибыли от реализации продукции следующих основных факторов [11]:
1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию +И1:
±И1 = Р1 – Р2
где P1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;
Р2 - реализация в отчетном году в ценах базисного периода.
2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции ±И2:
±И2 = П0К1 - По,
где По - прибыль базисного периода;
К1 - коэффициент роста объема реализованной продукции.
К1 = C1.0 : С0
где Со - себестоимость реализованной продукции базисного периода;
С1.0 - себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.
3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции ±И3:
±И3 = по(К2 - К1),
где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.
К2 = Р1.0 : Р0
где Р0 - реализация в базисном периоде;
Р1.0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.
4. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции ±И4:
±И4 =С1.0 – С1
где С1.0 - себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода;
С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.
5. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции ±И5:
±И5 = С0К2 –С1.0
Кроме того, рассчитывается влияние на прибыль изменений цен на материалы, тарифы и услуги (±И6).
Сложив показатели влияния на прибыль всех изменений, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации продукции (+И) [11]:
n
±И = Σ ± Иi
i = 1
Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.
На составе имущества организации, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателем хозяйственных и финансовых операциях основывается система показателей рентабельности [6; 9]:
Рентабельность Чистая прибыль
1. имущества (активов) = ------------------------ х 100.
предприятия Средняя величина
активов (имущества)
2. Рентабельность Чистая прибыль
внеоборотных = ------------------------------- х 100.
активов Средняя величина
внеоборотных активов
3. Рентабельность Чистая прибыль
оборотных = --------------------------------- х 100.
активов средняя величина
оборотных активов
Прибыль до уплаты
4. Рентабельность = ------------------------------------------------ х 100.
инвестиций Валюта Величина краткосрочных
баланса обязательств
Рентабельность Чистая прибыль
5. собственного = ------------------------------ х 100.
капитала Собственный капитал
Рентабельность Плата за пользование кредитом
6. заемных = ------------------------------------------------ х 100.
средств Сумма долгосрочных
и краткосрочных кредитов
Плата за пользование кредитами включает: проценты за пользование кредитами; расходы по уплате процентов, возникающие у предприятия при расчетах с поставщиками; средства, перечисляемые в бюджет за несвоевременную уплату налогов.
Рентабельность Плата за пользование + Чистая
совокупного кредитами прибыль
7. используемого = ------------------------------------------------------- х 100.
капитала Средняя величина
(вложений капитала) активов (имущества)
Рентабельность Чистая прибыль
8. реализованной = ------------------------------------- х 100.
продукции Выручка от реализации
С помощью перечисленных показателей рентабельности можно проанализировать эффективность использования активов предприятия, т.е. финансовую отдачу от вложенных капиталов.
1.3. Финансовая стратегия, ее роль в управлении финансовым планированием
Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, будучи составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта [13].
Другими словами, в рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели организации, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. В ходе стратегического планирования ведется активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития хозяйствующего субъекта.
Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.
Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.
Важным моментом при разработке финансовой стратегии является определение периода ее реализации. На него воздействует ряд факторов:
- динамика макроэкономических процессов;
- тенденции развития отечественного финансового рынка (с учетом зависимости от мировых финансовых рынков);
- отраслевая принадлежность предприятия и специфика производственной деятельности [2].
На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика организации по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.д.
Важное значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска.
Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Прогнозирование (от греч. prognosis — предвидение) состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.
Круг показателей прогноза может значительно отличаться от круга показателей будущего плана. В чем-то прогноз может казаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан.
Основу прогнозирования составляют обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными, чтобы своевременно учесть эти изменения.
Отправным моментом прогнозирования служит признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта от одного отчетного периода к другому. Это положение тем более верно, что информационную базу прогнозов составляют бухгалтерская и статистическая отчетности предприятия.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов-прогнозов:
- отчета о прибылях и убытках;
- движения денежных средств;
- бухгалтерского баланса [7].
Основная цель построения этих документов - оценка финансового положения хозяйствующего субъекта на конец планируемого периода.
Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией.
Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точенее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции; расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.
Прогнозы продаж выражаются в денежных и в физических единицах и в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств организации.
Объем будущих продаж можно рассчитать с использованием следующих методов:
1. Эвристические. Они основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участников рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительно то, что этот метод представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.
2. Анализ временных рядов. Используется для учета временных колебаний объема продаж продукции (работ, услуг). Включает метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности. Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных из наблюдений за объемом продаж в течение выбранного периода времени, на будущее. Например, анализ тенденции изменения продаж с 1999 по 2003 г. будет базой для определения объема продаж на прогнозируемый период.
Большое влияние на объемы продаж оказывает фактор сезонности, например, продажа бытовой отопительной аппаратуры неравномерно распределяется в течение года, увеличиваясь в осенне-зимний период.
Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции. Например, объемы продаж кирпича и цемента тесно увязываются с планами строительства. И поэтому этот метод широко используется преимущественно в отраслях с ярко выраженной цикличностью.
3. Эконометрические модели. С помощью этих моделей определяется корреляция размера продаж с изменениями внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпов роста ВВП, изменения учетной ставки Банка России, темпа инфляции и т.п.), а также с отраслевыми показателями (состоянием отрасли, уровнем конкуренции в ней, емкостью отраслевого рынка) [14; 15].
Сочетание результатов, полученных с помощью исследования этих методов, позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется получаемая прибыль в предстоящем периоде.
Прогноз отчета о прибылях и убытках содержит следующие статьи:
1. Выручка от реализации продукции (минус НДС и акцизы).
2. Себестоимость реализации продукции.
3. Коммерческие расходы.
4. Управленческие расходы.
5. Прибыль (убыток) от реализации (ст. 1 - ст. 2 - ст. 3 - ст. 4).
6. Проценты к получению.
7. Проценты к уплате.
8. Доходы от участия в других организациях.
9. Прочие операционные доходы.
10. Прочие операционные расходы.
11. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (ст. 5 + ст. 6 - ст. 7 + ст. 8 + ст. 9 - ст. 10).
12. Прочие внереализационные доходы.
13. Прочие внереализационные расходы.
14. Прибыль (убыток) планового периода (ст. 11 + ст. 12 - ст. 13).
15. Налог на прибыль.
16. Отвлеченные средства.
17. Нераспределенная прибыль (убытки) планового периода (ст. 14 - ст. 15 - ст. 16) [11].
При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки - объем - прибыль». Он предоставляет следующие возможности:
- определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;
- установить размер желаемой прибыли;
- увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, динамики объемов продаж).
Метод «издержки - объем - прибыль» называют анализом безубыточности. Сущность метода заключается в нахождении точки, в которой прибыль равна нулю, или точки безубыточности. Действительно, для предприятия, фукционирующего на рынке, необходимо знать не только, что оно получит прибыль, но и когда оно ее получит.
Для этого проводится специальный анализ соотношений между объемом производства, затратами и доходом.
Точка безубыточности может быть определена как отношение постоянных издержек (FC) к разнице между ценой (Р) и переменной составляющей себестоимости единицы продукции (VC):
FC
К = -------------
P-VC
Это соотношение позволяет определить максимальную сумму издержек производства, если известны значения остальных величин:
FC= К * (Р- VC)
Можно также рассчитать и минимальную цену реализации продукции исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:
FC
P = -------+ VC.
K
Следует обратить внимание, что на точку безубыточности большое влияние оказывают такие факторы, как изменение цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При этом будет действовать следующая закономерность: с ростом цен на производимую продукцию минимальный объем производства QKp, соответствующий точке безубыточности К, уменьшается, а при снижении цены возрастает. При увеличении постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается. При росте переменных издержек сохранить безубыточность производства можно за счет увеличения минимального объема производства [8].
Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. Понятие «баланс» (от франц. balance - весы) означает равновесие, равенство активов и пассивов, т.е. используемые хозяйствующим субъектом средства должны быть равны денежным поступлениям.
Баланс представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В активе баланса можно выделить наиболее активную часть средств - текущие активы (счет в банке, касса, дебиторская задолженность), запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства предприятия, их структура и прогнозы их изменения на планируемый трехлетний период.
В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия организации.
Структура прогнозируемого баланса соответствует общепринятой структуре отчетного баланса организации, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату.
При планируемом росте объема продаж (объема реализации) активы организации должны быть соответственно увеличены, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебиторской задолженности, так как предприятия предоставляют покупателям более длительные отсрочки платежей, расширяют практику продажи товаров на условиях консигнации.
Рост активов хозяйствующего субъекта должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, различных услуг), увеличивается потребность в заемных и привлеченных средствах.
Прогноз движения денежных средств - финансовый документ, получающий в российской практике в последние годы все большее распространение [3]. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить результативность управления денежными потоками.
Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, а следовательно, перспективы роста организации и ее будущие финансовые потребности.
Финансирование инвестиций включается в прогноз после тщательного технико-экономического обоснования и анализа производственных и финансовых инвестиций. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.
С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность организации, синхронность поступления и расходование денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Ее суть заключается в следующем:
- определении источников долгосрочного финансирования;
- формировании структуры и затрат капитала;
- выборе способов наращивания долгосрочного капитала [5].
В целях финансирования в отечественной практике привлекают акционерный и партнерский капитал. Получение банковских кредитов в настоящее время чрезвычайно затруднено в силу ряда экономических причин.
2. Расчет прибыли и рентабельности организации. Основные направления их повышения
2.1. Классификация доходов и расходов организации
Классификация доходов и расходов организации в бухгалтерском учете регламентируется ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Представим предложенные для расчета показатели в виде табл. 1.
Таблица 1
Доходы и расходы организации (исходные данные)
№ |
Показатели |
Значение, млн. р. |
Вид доходов (расходов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Выручка от продажи продукции |
61008 |
Доходы от обычной дея-сти |
2. |
Проценты к получению |
25 |
Операционные доходы |
3. |
Возврат займа предприятию |
383 |
Операционные доходы |
4. |
Арендная плата полученная |
20 |
Доходы от обычной дея-сти |
5. |
НДС полученные |
18222 |
Не относится |
6. |
Неустойки полученные |
0 |
Внереализационные доходы |
7. |
Положительные суммовые разницы |
17 |
Внереализационные доходы |
8. |
Дебиторская задолженность от продажи продукции на условиях коммерческого кредита |
208000 |
Доходы от обычной дея-сти |
9. |
Страховое возмещение потерь от стихийных бедствий |
0 |
Чрезвычайные доходы |
10. |
Себестоимость проданной продукции |
37632 |
Расходы от обычной дея-сти |
11. |
Коммерческие расходы |
10635 |
Расходы от обычной дея-сти |
12. |
НДС уплаченный |
17549 |
Не относится |
13. |
Управленческие расходы |
17180 |
Расходы от обычной дея-сти |
14. |
Проценты уплаченные |
4 |
Операционные расходы |
15. |
Штрафы уплаченные |
1 |
Внереализационные расходы |
продолжение табл. 1
1 |
2 |
3 |
4 |
16. |
Расходы на проведение социально-культурных мероприятий |
4 |
Операционные расходы |
17. |
Расходы по приобретению нематериальных активов |
29 |
Операционные расходы |
18. |
Расходы, связанные с предоставлением в аренду имущества |
3 |
Операционные расходы |
19. |
Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году |
2 |
Внереализационные расходы |
20. |
Суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности |
0 |
Внереализационные расходы |
21. |
Потери, возникшие в результате стихийного бедствия |
5 |
Чрезвычайные расходы |
2.2. Расчет показателей прибыли в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках организации»
1. Выручка (нетто) от продажи продукции, работ, услуг = Выручка от продажи продукции – НДС = 61008 – 18222 = 42786 млн. р.
2. Валовая прибыль = Выручка (нетто) от продажи продукции, работ, услуг – Себестоимость = 42786 – 37632 = 5154 млн. р.
3. Прибыль (убыток) от продаж = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы = 5154 – 10635 – 17180 = -22661 млн. р.
4. Прибыль (убыток) до налогообложения = Прибыль (убыток) от продаж + Проценты к получению – Проценты к уплате + Доходы от участия в других организациях + Прочие операционные доходы – Прочие операционные расходы + Внереализационные доходы – Внереализационные расходы = -22661 +25 – 4 + 208383 + 17 – 17579 + 20 – 14 = 168187 млн. р.
5. Текущий налог на прибыль = 0,24 * прибыль до налогообложения = 0,24 * 168187 = 40364 млн. р.
6. Чистая прибыль = Прибыль (убыток) до налогообложения - Текущий налог на прибыль = 168187 – 40364 = 127823 млн. р.
2.3. Структура доходов и расходов организации
Состав и структура доходов и расходов организации представлены в табл. 2.
Таблица 2
Состав и структура доходов и расходов организации
№ |
Показатели |
Млн. р. |
% к итогу |
1. |
Доходы – всего, в т.ч. |
269453 |
100,0 |
1.1. |
Доходы от обычных видов деятельности |
269028 |
99,8 |
1.2. |
Операционные |
408 |
0,15 |
1.3. |
Внереализационные |
17 |
0,05 |
1.4. |
Чрезвычайные |
- |
- |
2. |
Расходы – всего, в т.ч. |
65495 |
100,0 |
2.1. |
Расходы от обычных видов деятельности |
65447 |
99,9 |
2.2. |
Операционные |
40 |
0,06 |
2.3. |
Внереализационные |
3 |
0,005 |
2.4. |
Чрезвычайные |
5 |
0,008 |
Исходя из данных, представленных в табл. 2.2., построим диаграммы, иллюстрирующие структуру доходов и расходов организации (рис. 1 и 2).
Рис. 1 Структура доходов организации
Рис. 2 Структура расходов организации
2.4. Расчет показателей рентабельности
1. Рентабельность продукции по валовой прибыли (валовая прибыль / себестоимость продукции) * 100 = (5154 / 37632) * 100 = 13,7%
2. Рентабельность продукции по прибыли от продаж = (прибыль от продаж / (себестоимость + коммерч. расходы + упр. расходы)) * 100 = (-22661 / (37632 + 10635 + 17180)) * 100 = -34,6%
3. Рентабельность продаж по валовой прибыли = (валовая прибыль / выручка) * 100 = (5154 / 42786) * 100 = 12,0%
4. Рентабельность продаж по прибыли от продаж = (прибыль от продаж / выручку) * 100 = (-22661 / 42786) * 100 = -52,9%
2.5. Общие выводы по анализу прибыли и рентабельности организации. Основные направления их повышения
По результатам проведенных расчетов можно сделать следующие выводы:
1. Доходы рассматриваемой организации составляют 269453 млн. р. В их структуре наибольший удельный вес имеют доходы от обычных видов деятельности (99,8%).
2. Расходы организации за анализируемый период были равны 65495 млн. р. Преобладающая доля за расходами от обычных видов деятельности (99,9%). Таким образом, профицит бюджета составил 203958 млн. р.
3. Отрицательным моментом является тот факт, что организация имеет убыток от продаж в размере 22661 млн. р., что обусловлено высокими коммерческими и управленческими расходами. Однако, поскольку организация имела другие виды доходов (например, доходы от участия в других организация), то ее чистая прибыль составила 127823 млн. р.
4. Показатели рентабельности невысоки. А рентабельность продукции по прибыли от продаж и рентабельность продаж по прибыли от продаж вообще имеет отрицательное значение (-34,6% и -52,9% - соответственно).
В качестве основных направлений повышения показателей прибыли и рентабельности можно предложить следующие мероприятия:
- выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;
- произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности;
- проанализировать прибыльность отдельных видов продукции, изучить необходимость и возможность номенклатуры выпускаемой продукции.
Заключение
Изучение теоретических основ финансового анализа и планирования позволяет заключить, что жизнедеятельность фирмы невозможна без анализа и планирования. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для соинвестора, для совместной деятельности и пр. Финансовый план, ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), дает больший шанс на успех, чем массовая рассылка.
Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
Разработка финансовых планов является одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.
Переход к рыночной экономике отнюдь не отменяет необходимость прогнозирования и планирования в экономике, а выводит задачи экономического планирования и прогнозирования на более высокий уровень, требуя большей ответственности при проведении мероприятий по планированию и прогнозированию на предприятии, так как от этого зависит, в самом прямом смысле, выживаемость этого предприятия в жестких рамках реального рыночного хозяйства.
Список использованной литературы
1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 354с.
2. Баринов В. Экономика фирмы: стратегическое планирование. – М.: КНОРУС, 2005. – 365с.
3. Дрогомирецкий И.И., Маховикова Г.А., Кантор Е.Л. Стратегическое планирование. – М.: Вектор, 2006. – 356с.
4. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование / Под общ. ред. А.И.Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416с.
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 451с.
6. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. – М.: Велби, 2005. – 328с.
7. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: Март, 2005. – 320с.
8. Ляско В. Стратегическое планирование развития предприятия. – М.: Экзамен, 2005. – 298с.
9. Платонова Н.А. и др. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ДиС, 2005. – 450с.
10. Семочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2000. – 376с.
11. Стоянова Е.С., Финансовый менеджмент. Теория и практика. – М: Перспектива, 2003. – 410с.
12. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 368с.
13. Финансы предприятий: Учебник / Под общ. ред. Л.Г. Колпиной. 2-е изд., дораб. и доп. - Мн.: Высш.шк., 2004. - 336с.
14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.. Методика финансового анализа. – М.: «ИНФРА-М». 2000. –208 с.
15. Шуляк П.К. Финансы предприятия: Учебник. – М.: Дашков и К0, 2000. - 752с.