Содержание
Введение. 3
1. Структура характера. 6
2. Черты характера. 10
3. Формирование характера. 12
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение
Термин «характер» введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым и философом Теофрастом (1У—Ш вв. до н. э.) Слово «характер» по-гречески означает «черта», «примета», «признак», «особенность»
В общем, или широком, смысле слова под характером человека надо понимать индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеются в виду все его индивидуально выраженные и своеобразные психологические черты. Характеризовать человека всегда означает дать психологию его как индивидуальности, выделить не сумму ее качеств, а те черты, которые отличают данного, человека от других людей и вместе с тем структурно целостны, т. е. представляют собой известное единство.
Немаловажную роль играет диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.
В буквальном переводе с греческого термин «характер» означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Актуальность представленной тему заключается в том, что на ранних этапах развития характера типологические особенности имеют тенденции определять стиль поведения — аффективность и порывистость одних, медлительность других, импульсивность третьих и стеснительность четвертых. Следует корригировать отрицательные проявления, формировать умение произвольно управлять своим поведением в соответствии с требованиями культуры. Необходимо формировать отвечающие содержанию отношении привычки, манеры, стиль, для чего надо ставить ребенка в соответствующие условия, стимулируя и практикуя нужное поведение. Характер — это своеобразное интегральное проявление многих свойств личности, а потому формирование характера связано с общим развитием личности.
В данной работе рассмотрено понятие характера, наследственное и общественное в характере, акцентуации характера.
Проблемой работы тот факт, что при недостаточном исследовании явления характера невозможно будет в дальнейшем вносить какие-то коррективы в воспитательный процесс.
Следовательно, объектом работы является характер как психологическое явление, а предметом – процесс его формирования.
Гипотетически, при своевременной диагностике и внесении изменений в условия воспитания есть возможность повлиять на формирование характера человека.
Цель нашего исследования показать структуру характера.
Задачи работы:
1) разграничить понятие «Характер»;
2) представить структуру характера;
3) определить черты характера;
4) проанализировать формирование характера личности.
1. Структура характера
Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.
В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, хотя оно определяется целостной системой отношений.
В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме.
«В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Снмптомокомилексы — системы взаимосвязанных психических свойств.
1. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность чуткость отзывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).
2. Черты, показывающие отношение человека к своему дену (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность).
3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им — самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).
4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами)»[1].
«В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт характера. К ним относятся:
а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность);
б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);
в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).»[2]
Более четко можно определить основные синтетические свойства положительного характера. «Среди них выделяются следующие:
- Моральная воспитанность характера. Она характеризует человека со стороны направленности и формы поведения.
- Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонности стремлении и увлечений человека, разнообразии деятельности такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.
- Цельность характера. Это единство психического склада человека, согласованность его отношений к различным сторонам действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.
- Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения, которое во всех случаях соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности личности. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет себя вести в тех или других условиях жизни.
- Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, это способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями, это умение преодолевать их.
- Твердость характера. Она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.
- Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности н активности, выработанная ровность поведения»[3].
Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспитания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотивацией, которая зависит от психических процессов и состояний.
Итак, характер - это совокупность индивидуально-своеобразных свойств личности, определяющихся ее отношениями и проявляющихся в типичных для данной личности способах деятельности.
В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и динамических свойств.
«Характер может маскировать один из врожденных проявлении, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей»[4].
Следовательно, с естественнонаучной точки зрения, характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связен в коре головного мозга.
Характер является следствием отражения всей сложности жизненных впечатлений, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды.
Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимнке, а также накладывает печать на внешний облик личности и отражается в типической позе.
Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни.
Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества.
Характер - это целостное образование, система свойств лнчностн, находящихся в определенных отношениях друг к другу.
«В структуре характера выделяют содержание и форму Содержание характера отражает общественные воздействия влияния, составляет жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манерам поведения»[5].
На характер влияют потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, направленность, темперамент.
Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.
2. Черты характера
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком"[6]. Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться[7].. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.
3. Формирование характера
Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению[8].
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку[9]. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.
Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Заключение
Анализ литературы показал, что:
- Черты характера связаны с мотивами личности.
- Характер определяет не форму, а содержание деятельности.
- Характер формируется прижизненно.
- Действенность черт характера (характер является активным побудителем поведения и реализуется в форме обобщенных привычек).
По типам характер делится на гармоничный и дисгармоничный. В первом случае развитие личностных качеств, черт характера, позволяет человеку эффективно и рационально выстраивать свое поведение (приемлемое и эффективное). Во втором же наблюдаются девиации в поведении людей.
Исходя из этого можно сказать, что характер формируется неравномерно в течение жизни человека. На ранних стадиях развития человека на формирование характера можно оказать большее влияние, чем на поздних. Но, как факт, это влияние может быть уместным и на взрослого человека. И при том, что формирование характера эффективно только в той степени, в какой человек сам создает его своими поступками на протяжении всей своей жизни, актуально в дальнейшем исследовать проблему самовоспитания человека в процессе формирования характера.
Список литературы
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 2000.
2. Ботаршев А. В. Темперамент и характер. М., 2001.
3. Бурно М.Е. О характерах людей. М., 1996.
4. Ковалев А. Г. Психология личности,
изд.
5. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1999.
6. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1998.
[1] Ботаршев А. В. Темперамент и характер. М.,
[2] Ботаршев А. В. Темперамент и характер. М., 2001, с. 58.
[3] Бурно М.Е. О характерах людей. М., 1996, с. 127.
[4] Бурно М.Е. О характерах людей. М., 1996, с. 129.
[5] Ботаршев А. В. Темперамент и характер. М., 2001, с. 64.
[6] Ковалев А. Г. Психология личности, изд.
[7] Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1999. – с47.
[8] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 2000. – с67.
[9] Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1998. – с 68.