3. Особенности практической социально-педагогической работы с пожилыми людьми

3.1. Организация и проведение социально-педагогической работы с пожилыми людьми

Цель данного этапа нашего исследования: проведение социально-педагогической работы с пожилыми людьми.

В нашем исследовании участвовали Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1  и Дом-интернат для престарелых и инвалидов №2.

Рассматривать материально-технические и финансовые проблемы, которые стоят перед этими учреждениями, мы не будем в силу того, что это не входит в задачи данной работы. Тем не менее, указать на них необходимо; они являются общими для обоих учреждений. В качестве иллюстрации можно привести Приложение 3.

Другие проблемы связаны с индивидуально-психологическими особенностями контингента пожилых людей, проживающих в обоих учреждениях. Эти проблемы обусловлены двумя факторами: алкоголизацией контингента, во-первых, и формированием межличностных отношений между проживающими в доме-интернате  пожилыми людьми, во-вторых. Следует отметить, что многие из проживающих в Доме-интернате пожилых людей имеют уголовное прошлое (вследствие чего и оказались к концу жизни одинокими). Вследствие этого, их взаимоотношения с другими пожилыми людьми оказываются не лучшими и создают много проблем, решение которых возлагается обыкновенно на персонал Дома-интерната.

В сравнительной характеристике двух этих учреждений важную роль играют прежде всего особенности проживающего в них контингента.

В обоих Домах-интернатах среди контингента преобладают лица женского пола: в Доме-интернате №1 женщины составляют 65 процентов, мужчины – 35 процентов;  в  Доме-интернате № 2 женщины составляют 72 процента, мужчины – 28 процентов. Это обусловлено общей демографической ситуацией среди старшего поколения. Выявлено также, что средний возраст проживающих составляет (см. Табл. 1):

Таблица 1.

Средний возраст контингента Домов-интернатов для престарелых

Средний возраст

Мужчины

Женщины

Дом-интернат №1

76,5

78

Дом-интернат №2

75,5

77,5

Однако выявить другие существенные сведения из стандартной карты пациента не представляется возможным (Приложение 1). Поэтому был проведен дополнительный опрос, при котором были выявлены следующие сведения, составляющие характеристику контингента обоих учреждений (Таблица 2).

Таблица 2.

Характеристики контингентов Домов-интернатов

Характеристика

Дом-интернат №1

Дом-интернат №2

Высшее образование

3%

4%

Законченное среднее, среднее специальное или среднетехническое  образование

62%

67%

Незаконченное среднее образование

35%

29%

Наличие в прошлом судимостей

36%

22%

Алкоголизация (наличие соответствующего заключения нарколога)

45%

48%

Как видно из Табл. 2, лица с высшим образованием представляют среди контингента Домов-интернатов незначительное меньшинство. Значителен процент лиц, не получивших законченного образования, а также имеющих судимости (в ряде случаев – до 5-6 судимостей). Данная проблема более характерна для Дома-интерната №1, хотя представлена и в другом учреждении.  Велик процент пациентов с диагнозом хронического алкоголизма, составляющий до половины контингента (в действительности еще больше, поскольку в ряде случаев констатировалось только наличие бытового пьянства). Разумеется, такое положение дел создает немало проблем при социализации контингента данных учреждений.

В то же время изучать особенности социально-культурной деятельности в контексте только этих проблем было  бы неправильным.

Разумеется, вышеуказанные проблемы необходимо решать. Но рассматривать перспективы и особенности работы с пожилыми людьми можно в двух аспектах: либо в негативном ключе (проблемы и их разрешение), либо в позитивном ключе (ресурсы и их раскрытие). Этот последний подход, несмотря на общую довольно безрадостную картину,  представляется нам более правильным.  В данном контексте мы рассмотрим вначале те общие черты социальной работы с контингентом в том и другом учреждении, которые автору удалось идентифицировать на основании общего анализа деятельности обоих учреждений, и их особенности, отличающие подход в одном учреждении от подхода в другом.

В констатирующем эксперименте мы провели опрос о том, как оценивают свое психологическое состояние пожилые люди.

Таблица 3.

Оценка эффективности социальной работы Домов-интернатов

(по данным социологического опроса)

Оценка

Дом-интернат №1

Дом-интернат №2

«Отлично»

9%

15%

«Хорошо»

22%

65%

«Удовлетворительно»

59%

15%

«Неудовлетворительно»

10%

5%

Далее нами проводились комплексные мероприятия по улучшению психологического состояния пожилых людей.

С позиции социальной педагогики в качестве базовой технологии работы с пожилыми людьми мы рассматриваем технологию социально-педагогической поддержки. Социально-педагогическую поддержку определяем как:

1) создание оптимальных условий для решения социальных проблем человека;

2) поддержку в конкретной жизненной ситуации. Важнейшим ресурсом социально-педагогической работы с пожилыми является технология социально-педагогической поддержки как совокупность различных методов деятельности специалистов и служб, направленных на удовлетворение потребностей в защищенности, в социальном функционировании, а также на активизацию жизненных сил.

Выделяем два направления технологии социально-педагогической поддержки, которые могут оказываться непосредственно - через персонифицированную помощь, индивидуально и косвенно  - через социальное «оздоровление» социума на институциональных уровнях, и соответственно два уровня технологий социально-педагогической поддержки: институциональный и личностный.

На институциональном уровне социально-педагогическая поддержка пожилых включает следующие виды поддержки: социально-правовую, социально-экономическую.

На личностно-ориентированном уровне социально-педагогическая поддержка пожилых включает виды помощи: консультирование, гуманитарная помощь, содействие в удовлетворении социальных интересов, в общении, установлении социальных контактов, культурном досуге. Социально-педагогическая поддержка будет реализована эффективно, если за основу ее проектирования выбран технологический подход.

Предмет технологии социально-педагогической работы с пожилыми можно выделить, основываясь на теории социальной работы, социальной педагогики, геронтологии, медицине, валеологии, деонтологии, социальном управлении и проектировании, правоведении и других науках, объясняющих гармоничную или дисфункциональную модели жизнедеятельности и социализации пожилых, условиях их гармонизации. Соответственно предмет технологии социально-педагогической поддержки пожилых - это оптимальные способы решения проблем социализации пожилых.

Предметом социально-педагогической поддержки является процесс совместного взаимодействия социального работника с подопечным в определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в самовоспитании, общении, образе жизни

Технология социально-педагогической поддержки направлена на то, чтобы научить человека решать свои проблемы, предполагает помощь в самопознании, адекватном восприятии окружающей среды, в конструктивном взаимодействии с обществом.

Социально-педагогическая поддержка пожилых людей базируется на принципах этики социально-педагогической работы, которые включают в себя гуманное отношение к людям, признание человека наивысшей ценностью  и защита его человеческих прав. Система социально-педагогической поддержки включает в себя индивидуальные и групповые формы работы; предполагает такие методы как консультирование, беседа; лекция, тренинг и др. В оценке работы с пожилыми людьми наша позиция совпадает с позицией А.А.Козлова. А.А. Козлов характеризует особенности организации работы с пожилыми.

Во-первых, когда речь идет о пожилых людях, необходимо различать нормальный, патологический и оптимальный процесс старения.

Во-вторых, необходимо иметь в виду межличностное разнообразие (гетерогенность) пожилого населения.

В-третьих, учитывать гибкость в подходах к потенциальным резервным способностям пожилых людей.

В-четвертых, считаться с возрастными ограничениями в развитии резервных способностей и адаптации к изменяющейся окружающей среде.

В-пятых, принимать во внимание обогащающие теорию и практику, а также компенсирующие возрастные ограничения возможности личных и общественных знаний, включая область новейших технологий.

В-шестых, учитывать возрастные негативные изменения в соотношении парадигмы «обретений и утрат».

В-седьмых, принять во внимание пластичность или гибкость психики пожилого человека.

Стратегия социальной практики при организации социальной работы с пожилыми людьми складывается из трех элементов: селекции, оптимизации и компенсации.

Селекция подразумевает поиск основных или стратегически важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены в связи с возрастом. В данной посылке речь идет о том, чтобы индивидуальные запросы были приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы индивиду испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь.

Оптимизация заключается в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношениях.

Компенсация состоит в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании новых современных мнемонических

техник  и технологий, улучшающих память,  компенсирующих потерю слуха и т.д. умножатся многократно.

Технология социально-педагогической поддержки пожилых - комплекс методов и средств профессиональной и непрофессиональной деятельности, гарантирующий качественный результат в виде субъектности пожилого человека.

Одной их частных технологий социально-педагогической поддержки пожилых, которые в тех или иных формах находили свою реализацию в обоих учреждениях, является технология социальной адаптации. М.Д. Александрова дает следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе. Некоторые авторы называют старость «возрастом плохой адаптации», которая происходит вследствие различных соматических и психических изменений личности, а также в связи с переменами в семейной жизни и окружающей обстановке».

Н.В. Панина, изучая проблемы адаптации пожилых людей к статусу пенсионера при помощи личностно-ролевого подхода, предположила, что социальная адаптация пожилых заключается в освоении ими ролей, соответствующих статусу пенсионера. При этом адаптация представляется двумя компонентами: социальным - ролями, соотносящимися с данным статусом (нормативные модели поведения), и личностным - деятельностью индивида по выполнению этих ролей. Роли, соотносящиеся с данным статусом (нормативные модели поведения), зависят от конвенциональных ожиданий, то есть нормы и требования, предъявляемые к индивидам, достигшим границ определенного возраста, изменяются в зависимости от ожиданий окружающих. Изменяются не только нормативные параметры ролей, но и сам круг определенных ролей, соотносящихся с данным возрастом и социальным статусом. На уровень конвенциональных ожиданий, предъявляемых к роли в социальной микросреде, оказывают влияние общекультурные нормы и ценности, характерные для конкретной общественной системы, а также нормы и требования малых социальных групп (коллектива, семьи, групп общения).

Другими факторами, определяющими социальную адаптацию, являются ценностью нормы, эталоны, традиции общества в целом и пожилых людей в нем, так как адаптация не может быть исследована вне связи с функционированием общественных отношений в целом, вне объективных социальных процессов. Успешность адаптации в новых условиях прямо связана с успешностью (скоростью, объемом, «точностью») овладения стереотипами новой группы. При этом процессы групповой идентификации и усвоение групповых стереотипов идут параллельно и обусловливают один другой, то есть стереотипы начинают усваиваться в том случае, если человек идентифицирует себя с группой, в полной мере осознает себя ее членом.

Известно, что социальная адаптация обусловлена тем, что

-                     поведение человека зависит не столько от объективной ситуации, сколько от ее субъективной оценки;

-                     оценка ситуации связана с ведущими мотивами личности;

-                     адаптация человека к старению достигается тогда, когда устанавливается равновесие между когнитивными и мотивационными системами его личности.

Активная адаптация - процесс, направленный на сохранение личности и предполагающий ее качественные изменения, может быть средством сохранения и изменения человека в новых условиях.

Технология адаптации в модели социально-педагогической поддержки пожилых базируется на понимании сущности адаптивных процессов, их механизмов.

1. Адаптация - это определённый результат социальной работы, который может быть критерием её эффективности.

2. Адаптация - это процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой.

Социальное развитие личности обусловлено социальной адаптацией, а развитие механизмов социальной адаптации, в свою очередь, связано с активностью человека .

Важно учитывать, что адаптация личности есть противоречивый процесс, зависящий не только от биологических и психологических свойств человека, но и от его субъектного опыта.

Методами,    позволяющими   регулировать   адаптационные процессы пожилого человека, являются: дискуссионная терапия; интеракционно-коммуникативная терапия; арт-терапия; групповая терапия; трудотерапия; логотерапия; образование и другие.

В Доме-интернате №1 практикуются методы,  которые, при всей их традиционной направленности, в большей мере склоняются к субъект-объектному взаимодействию, в то время как в Доме-интернате  №2 имеет место субъект-субъектное отношение. Другими словами, в первом учреждении пациентам отведена скорее пассивная роль. Во втором учреждении ситуация несколько иная, там практикуются прежде всего те методы социальной реабилитации, которые предполагают активное участие пациентов в работе учреждения.

Терапия пожилого человека выступает как механизм адаптации его личности.

Социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, в котором можно, по мнению И.Г. Зайнышева, выделить четыре качественные стадии:

1. начальная - клиент улавливает лишь правила поведения в новой среде (профессиональной, бытовой, социальной), погружение в новую среду, в иную систему ценностей;

2. терпимость - социальная среда и клиент признают равноценность эталонов поведения друг друга;

3. приспособление, то есть взаимные уступки - клиент принимает систему ценностей новой среды, но и среда принимает некоторые его ценности;

4. «полная» адаптация - клиент принимает новые ценности, становится представителем новой среды.

Особенностью социальной технологии по регулированию адаптационных процессов является учет возраста, цикличность этапов, использование индивидуальных и групповых методов, смена содержания видов деятельности коммуникативной, преобразовательной, ценностно-ориентированной, эстетической.

Достаточно широко в социальных учреждениях, работающих с пожилыми, используется технология консультирования как взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания и информация консультанта используются для оказания помощи в решении назревших социальных проблем. Представлено это направление и в рассматриваемых нами учреждениях.

Консультирование носит комплексный характер и является направленной помощью в объективной оценке стоящей перед клиентом проблемы. Главная цель социального работника - ликвидировать дефицит информации, найти оптимальный выбор варианта действия, решающего проблему клиента.

В консультировании необходимо учитывать возрастные особенности клиента. Оно делится по форме - на групповое и индивидуальное, по содержанию - на конкретное и перспективное. Консультирование как вид социальной работы включает изучение проблемы, то есть диагностику. Конечный же результат зависит от взаимопонимания социального работника и клиента.

Для того чтобы консультирование было эффективным, необходимы следующие условия:

-                     позиция консультанта не должна открыто противоречить взглядам клиента;

-                     необходимо наглядно показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов;

-                     при всех равных условиях клиент легче принимает позицию того человека, к которому испытывает эмоционально положительное отношение, то есть главной задачей специалиста является развитие положительного отношения к себе клиента. Специалист использует специальные психологические приемы формирования взаимопонимания: эмпатическое слушание, чуткое реагирование.

Разумеется, нельзя ожидать, чтобы во всех случаях данные требования и принципы соблюдались равно неукоснительно. Вследствие этого, результаты этих адаптогенных воздействий могут быть оценены только путем получения обратной связи от контингента Домов-интернатов, т.е. посредством социологического опроса.

3.2. Анализ полученных результатов социально-педагогической работы с пожилыми людьми

Анализ технологий, применяемых в качестве базовых в Доме-интернате №1, показал, что это технологии защиты, обслуживания, которые направлены на пожилых как объект заботы, ухода. В практике  данного социального учреждения преобладают методы защиты, а не поддержки и активизации клиентов.

В Доме-интернате №2 ситуация несколько иная; здесь большое распространение получил биографический метод социальной реабилитации.

Биографический метод является одним из наиболее доступных и широко применяемых в практике методов диагностирования в социальной работе с пожилыми. Это один из наиболее эффективных методов индивидуального диагностирования и мотивирования жизненной активности пожилых людей. Он имеет несомненную коммуникативную, диагностическую и коррекционную ценность и направлен на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило настоящее и продолжает влиять на него.

Мы согласны с позицией А. Лидерс, что к главным задачам при движении по этому пути относятся:

·                   выявление роли тех или иных событий и лиц, оказавших влияние на жизнь человека;

·                   исследование разрушительных ситуаций на его жизненном пути;

·                   выявление ситуации-лейтмотива, обусловившей жизненный урок, сказавшейся на всей биографии;

·                   обозначение собственных личностных ресурсов, заключенных в материалах биографии;

·                   формирование творческого отношения к кризисам поздней взрослости и обучение конструктивным способам выхода из них; создание адекватной временной перспективы.

Биографический метод предполагает работу с фотографиями, иллюстрациями из журналов, сопровождение их подписями и комментариями, его можно развивать в двух направлениях: в направлении изучения человеком своей генеалогии и в направлении изучения исторического контекста, в котором протекала его жизнь, жизнь его родных и предков. Это усиливает ощущение своей нужности, придает дополнительный смысл жизни, мотивирует составление записок о своих родителях и более далеких предках, сбережение услышанного, запомнившегося, стремление передать жизненный опыт.

Таким образом, биографические технологии формирования толерантного отношения к старению и индивидуального мотивирования жизненной активности человека являются наиболее адекватными в силу специфики данной возрастной группы.

В Доме-интернате №1 практикуются методы,  которые, при всей их традиционной направленности, в большей мере склоняются к субъект-объектному взаимодействию, в то время как в Доме-интернате  №2 имеет место субъект-субъектное отношение. Другими словами, в первом учреждении пациентам отведена скорее пассивная роль. Во втором учреждении ситуация несколько иная, там практикуются прежде всего те методы социальной реабилитации, которые предполагают активное участие пациентов в работе учреждения.

Терапия пожилого человека выступает как механизм адаптации его личности.

Социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, в котором можно, по мнению И.Г. Зайнышева, выделить четыре качественные стадии:

1. начальная - клиент улавливает лишь правила поведения в новой среде (профессиональной, бытовой, социальной), погружение в новую среду, в иную систему ценностей;

2. терпимость - социальная среда и клиент признают равноценность эталонов поведения друг друга;

3. приспособление, то есть взаимные уступки - клиент принимает систему ценностей новой среды, но и среда принимает некоторые его ценности;

4. «полная» адаптация - клиент принимает новые ценности, становится представителем новой среды.

На контрольном этапе эксперимента нами также был проведен опрос пожилых людей.

Таблица 4.

Оценка эффективности социальной работы Домов-интернатов

(по данным социологического опроса)

Оценка

Дом-интернат №1

Дом-интернат №2

«Отлично»

30%

30%

«Хорошо»

35%

65%

«Удовлетворительно»

30%

5%

«Неудовлетворительно»

5%

0%

Таким образом, мы видим, что в Доме-интернате №2 средние оценки качества социальной работы значительно выше. Это объясняется прежде всего тем, что в этом учреждении большая часть этой работы производилась руками самих проживающих, а персонал лишь направлял эту деятельность. В то же время в Доме-интернате №1, при больших, вероятно,  относительных трудозатратах эффект от социально-культурной работы оказался значительно ниже.

Приведенные данные наглядно демонстрируют, насколько более предпочтительным является в данном случае субъект-субъектный тип взаимодействия, предполагающий активную деятельность со стороны контингента Дома-интерната, даже и в тех тяжелых условиях, которые создает специфика контингента данных учреждений. Справедливости ради надо заметить, что если работа сотрудников Дома-интерната №1 оказалась менее эффективной, то винить в этом в значительной мере следует не их самих, а особенности контингента данного учреждения. В ряде случаев на ролях неформальных лидеров в нем оказывались лица с криминальным прошлым, а это ставило под удар всю проводимую работу.

Список литературы

1)                Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа. М.: Издательский Дом «ПРИМУС+», 1992–234с.

2)                Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. М.: ИНФРА-М, 1997–366с.

3)                Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч. очерков. М.: «Флинта», МПСИ, 1998–416с.

4)                Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 2001–299с.

5)                Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000–400с.

6)                Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М.: ЛИГА-ПРЕСС, 1999–323с.

7)                Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова Барнаул: Издательство «Созвездие», 1994–302с.

8)                Панов А.М. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М.: Издательство «НОРМА», 1994–392с.

9)                Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. 1995.– № 1.–С.34-36.

10)           Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1992.–256с.

11)           Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. – Новосибирск: ПРОГРЕСС, 1999–316с.

12)           Ромм Т.А., Ромм М.В., Скалабан И.А. Исторические очерки российской социальной работы: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999–310с.

13)           Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000–266с.

14)           Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000–457с.

15)           Социальная адаптация // БСЭ. – 3-е изд. М.: «Советская энциклопедия», 1976. Т. 24/1.

16)           Справочное пособие по социальной работе. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 1997–342с.

17)           Теория м методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. М.: Аспект-Пресс, 1995–375с.

18)           Теория социальной работы / Под ред. Профессора Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 2001.–287с.

19)            Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997–336с.

20)           Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 1995–355с.