МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

филиал в г. Барнауле

Контрольная работа

по дисциплине: «КСЕ»

Выполнила:

Факультет: Учетстат

Специальность: Бухучет

Курс: 1

Группа: дневная

л/д №

Проверил:

 

                                                                г. Барнаул

                                                         2006г.

Оглавление.

1.     Вступление……………………………………………………………………...3

2.     Особенности экологии человека как особого научного направления………4

3.     Основные экологические проблемы в существовании современного                     человека…………………………………………………………………………7

4.     Возможные направления в разрешении экологических проблем                            человека………………………………………………………………………..10

5.     Заключение……….……………………………………………………………13

6.     Список литературы……………………………………………………………14

1. Вступление.

Целью работы является заставить человека думать не только о новых технологиях, загрязняющих природу все больше и больше, но и о экологии окружающей среды. Тема: “Экология и здоровье человека”, как наука об отношениях и взаимосвязях человека с окружающей средой. Главные задачи состоят в том, чтобы показать зависимость человека от экологии окружающей среды, а так же зависимость экологии окружающей среды от человека. Ведь здоровье и болезнь человека – производное окружающей, и прежде всего социальной, среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное. Оно является результатом воздействия социальных и природных факторов. Гигантские темпы индустриализации и урбанизации при определенных социальных условиях могут привести к нарушению экологического равновесия и вызвать деградацию не только среды, но и здоровья людей.

Важность темы состоит в том, что сейчас окружающая среда очень сильно загрязнена и, вследствие этого, страдают живые организмы и сам человек, который и приносит вред окружающей среде. 

   2. Особенности экологии человека как особого научного направления.

Общество и окружающая природная среда – это совокупность природных ус­ловий, среды обитания и производственной деятельности человека.

В естественнонаучном плане под природой следует понимать совокупность четырех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. Причем последняя органически входит в состав первых трех оболочек. В узком значении термин “природа” используется как своеобразный эквивалент понятия “биосфера”[1]. Однако следует отметить, что природная среда включает в себя не всю природу в естественнонаучном значении. В нее входит часть литосферы, в которой содержатся основные запасы минерального сырья, реализуемого в процессе производственной деятельности человека. Особую ценность представляет верхний горизонт литосферы – почва как источник продовольственных ресурсов планеты. В окружающую среду включают нижний слой атмосферы, который используется промышленностью, авиацией и др. От степени загрязненности нижнего слоя атмосферы зависят функционирование биосферы и здоровье человека. В окружающую среду входит также поверхностный слой Мирового океана, включая шельфовую зону, богатую биологическими и минерально-сырьевыми ресурсами, а также наиболее мобильную часть гидросферы – пресные воды суши, широко используемые человеком в его хозяйственной деятельности.

Человек – продукт природы, результат развития биосферы. При переходе от биосферы к ноосфере он может как улучшить условия своего существования, так и ухудшить их. В настоящее время чаще наблюдается вторая тенденция, выражающаяся в том, что окружающая среда обитания человека неуклонно деградирует. Окружающая среда нашей планеты создана биотой – биологическими организмами, которые живут на земле около 4 млрд лет. За это время биота – система жизни - научилась регулировать состояние окружающей среды, пригодной для живых организмов. Человечество же не создало ничего, что могло бы заменить биоту в качестве регулятора окружающей среды. Но зато за время своего недолгого существования оно уничтожило 70% естественных экосистем, которые способны перерабатывать отходы жизнедеятельности.

Раньше человечество находилось в гармонии с природой, затем возник дисбаланс между человеком и окружающей средой. Сейчас обьем допустимого воздействия на биосферу превышен в 8-10 раз. Человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались. Именно с этим фактором связано возникновение экологической проблемы, сущность которой состоит в необходимости срочной защиты окружающей среды от вредного воздействия человека.

Так, по самым скромным подсчетам 60 млн россиян сегодня живут в зонах экологического неблагополучия. Лишь 15% городов России можно считать экологически безопасными для здоровья человека. В стране имеется 13 зон с опасной  экологической ситуацией[2]. К ним относятся прежде всего такие районы, как зона аварии Чернобыльской АЭС, Южный Урал – окрестности Челябинска, где появилось новое для врачей понятие – “хроническая лучевая болезнь” и др.

Здоровье населения страны с каждым годом ухудшается. Самое страшное, что речь идет о здоровье молодого поколения. Будущий гражданан России во многих случаях еще до рождения обречен на болезнь.

Общеизвестно, что здоровье человека зависит от состояния окружающей среды. Даже наследственные заболевания в конечном счете с исторической точки зрения представляют собой результат взаимодействия между неблагоприятной окружающей средой и многими предшествующими поколениями людьми[3].

В последние годы, например, 70% беременных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья. До 20% возросла доля новорожденных с физическими и неврологическими нарушениями. При этом за последние 5 лет заболеваемость их увеличилась в 2,5 раза. Важнейшим индикатором здоровья народа и социального благополучия общества является уровень младенческой смертности. В России этот показатель за последние 5 лет увеличился на 15%. Резко снизилось общее состояние здоровья молодежи. Сегодня лишь 20% юношей призывного возраста могут служить в армии. Две трети девушек к 18 годам также имеют отклонения в состоянии здоровья.[4]

В целом современная всеобщая экология – это научное направление, рассматривающее некую значимую зависимость природных и отчасти социальных (для человека) явлений и предметов. В зависимости от методов изучения различают такие экологические направления как биосферная, медицинская, юридическая, экономическая и др.

Биосферная экология[5] изучает глобальные изменения, которые происходят на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления.

Медицинская экология изучает болезни человека, связанные с загрязнением среды, и способы их предупреждения и лечения. Здоровье населения любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.[6]

Юридическая экология разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы. Юристы-экологи выступают в качестве защитников Природы на судебных процессах, связанных с экологическими преступлениями или нарушениями законов рационального природопользования.[7]

Экономическая экология разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования – оценки стоимости ресурсов(вода, древесина, нефть и т.д.) и размеры штрафов за загрязнения.[8]

3.основные экологические проблемы в существовании современного человека.                                                                          Экологическая проблема в нашей стране выдвигается на первый план прежде всего в связи с угрозой физическому и психическому развитию и даже выживанию.

Удручающими являются показатели влияния некоторых компонентов окружающей среды на здоровье человека. Так, известно, что загрязнонность воздуха вызывает заболевания органов дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д. Кроме того, она является одной из важнейших причин накопления мутации организма, затрагивающих генотип человека.

Примерно 85% заболеваний вызываются и переносятся водой. К болезням приводит прежде всего низкое качество питьевой воды, содержащей различные токсические соединения тяжелых металлов, вредные органические примеси и бактерии. Чем больше насыщенность воды солями, тем выше риск заболевания атеросклерозом, инсультом, инфарктом и т.д. В огромной степени нам портит здоровье хлор. И хотя он вначале спасает от инфекций, потом его производные начинают медленно, но уверенно подрывать здоровье, так как обладают канцерогенным мутагенным эффектом. Они могут влиять на наследственность, многие из них являются сильнейшими печеночными ядами и т.д.[9]

По имеющимся данным, до 80% нашей питьевой воды опасны для эдоровья человека. Качество воды далеко не соответсвует Госстандартом по биологическим и химическим показателям. При этом следует иметь в виду, что у нас система проверки качества воды сильно отстает от зарубежной. Всемирная организация здравоохранения учитывает более 100 основых показателей, по которым нужно судить о качестве воды. Наш гост признает лишь 28. А на самом деле реально и систематически, как утверждают специалисты, контролируются только 14-18 показателей.[10]

Большую опасность для здоровья человека представляет и загрязнение почвы. Среди загрязнителей в первую очередь следует назвать токсические тяжелые металлы промышленных и бытовых отходов, радиоактивные вещества, гербициды, пестициды и т.д. О масштабах проблемы свидетельствует тот факт, что только одних накопленных твердых отходов в нашей стране 80 млрд т. Это в 1,5-2 раза больше, чем в других странах. В целом ряде наших городов предельный уровень загрязнения почвы превышен более чем в 100 раз.[11]

Всем известно, как велика опасность влияния повышенной радиации на здоровье человека: происходит ослабление иммунной системы организма, увеличивается восприимчивость к заболеваниям. Но главная опасность заключается в том, что при этом страдают не только сами облученные, но и последующие поколения. рождаются больные дети, страдающие прежде всего онкологическими и нервными заболеваниями. На сегодняшний день, после Чернобыля, население 17 областей России в той  или иной степени продолжает подвергаться облучению. В этом кроется одна из причин ежегодно увеличения онкологическими больных в указанных областях.[12]

Главными источниками внешнего и внутреннего облучения человека являются долгоживущие радионуклиды, а среди них наиболее химически активны – цезий, стронций, йод. Радиация попадает в организм через воздух, питьевую воду, но главным образом через продукты растительного и животного происхождения, особенно через мясо-молочную продукцию. Поэтому заражения почвы играет в облучении не меньшую роль, чем воздуха и воды.[13]

На долю автотранспорта в большинстве городов приходится до 70% всех поступающих загрязнений[14]. А какие принимаются меры по их снижению? Практически никаких, и объемы как в абсолютном, так и в относительном исчислении увеличиваются.

Крупные города “обросли” бессистемной застройкой сараев, гаражей, самопроизвольных свалок и промышленных отходов. Около большинства магазинов круглосуточно горят костры на неорганизованных свалках из тары, отходов, и никому нет дела в местах организациях управления райнов и городов.

Опасность потерь и расхищения природных ресурсов при переходе к рыночной экономике. В физическом выражении потери невозобновляемых ресурсов в России весьма значительны. В среднем потери при добыче составляют: хромовых руд – 28%, калийной соли – 61%, соли поваренной – 49%, угля – 14,9%, нефти из пластов извлекается не более 30%. При добыче нефти в России теряется 8-10 млрд. м3, не считая потерь при лесосплаве, при переработке древесины в отходы уходит около 30% и т.д.[15]

При переходе к рыночной экономике использование природных ресурсов - леса, богатсв недр стало более интенсивным за счет увеличения предпринимателями, коммерсантами вывоза их за рубеж при ослаблении государственного регулирования этого процесса. Предприниматели стремятся получить как можно быстрее прибыль, и нередко это делается за счет хищнического использования лесов, земли, растительного и животного мира, недр.[16]

Некоторые недостаточно четкие формулировки Закона о местном самоуправлении оставили лазейки для нерационального использования природных ресурсов. Конечно, старая система выкачивания центральными  ведомствами природных ресурсов из областей и респудлик была не лучше. Но замена вемственности на местничество оказывается крайне опастной и также ведет к безвозвратной потери ресурсов. Право собственности на ресурсы еще не означает права бесконтрольного распоряжения ими.[17]

И чтобы справиться со всеми назваными проблемами и сохранить здоровье человека и природу, необходимы в первую очередь ответственная экологическая политика и практика государственных и общественных органов, руководителей предприятий, учреждений и организаций.

 

         4.возможные направления в разрешении экологических проблем человека.

Говоря о влиянии окружающей среды на здоровье человека, следует иметь в виду, что экологической проблемы в чистом виде не существует. Она всегда прямо связана с политикой. Экономикой, новыми технологиями, наконец, с общей культурой человека и общества, с уровнем зрелости экологического сознания в нем. Защита окружающей среды – это комплексная проблема, которая может быть решена только совместными усилиями специалистов различных отраслей науки и техники.

Экологические мероприятия обеспечивают самоочищение(при загрязнении) природной среды или самовосстановление(при нарушениях). Экологические мероприятия делятся на две подгруппы: абиотическую и биотическую[18]. Подгруппа абиотических мероприятий основана на использовании естественных, физических и химических процессов, протекающих во всех составляющих биосферы, которые позволяют снизить опасность вредного антропогенного воздействия, уменьшить или исключить его последствия. Биотические мероприятия основаны на использовании живых организмов, обеспечивающих функционирование экологических систем в зоне влияния производства. К относятся биологическая рекультивация и биологическая очистка сточных вод, ликвидация загрязнения почв с помощью специальных растений или микроорганизмов, способных извлекать и перерабатывать загрязняющие вещества.

Так же сегодня человек является экологически беззащитным. Он может работать и жить в местах, где радиация, загазованность превышают в сотни и тысячи раз нормы, не зная об этом. Должна быть рассмотрена проблема “Экология рабочего места”[19]. А какое влияние на здоровье и продолжительность жизни человека оказывают экологически “грязные рабочие места”[20], где загрязненность воздуха с содержанием пыли, ртути, свинца, цинка, хлора, серы и т.д. превышает предельные нормы в сотни раз, никто не знает. Из-за незнания проблемы “экология и здоровье человека” работающие лишены возможности регулировать свою трудовую деятельность: сколько предельно допустимых лет можно работать в шахте, на руднике, в металлургическом или химическом производстве и т.д. из-за этого многие шахтеры, металлурги и химики не доживают до льготных пенсий, устанавливаемых за вредные условия труда.

Необходимо добиться такого положения, чтобы во всех экологически загрязненных цехах были установлены приборы, чтобы все работники знали, в каких условиях они трудятся. Если работающие будут знать, что трудятся в экологически непригодных условиях, то они сами будут активно действовать в направлении поиска и ликвидации источников загрязнения рабочих мест. Так же, конечно, на каждом предприятии(в организации), где имеет место загрязнение окружающей среды, должны быть организованы общественные комиссии по экологии. Эти комиссии обязаны совместно с администрацией выявлять все источники загрязнения окружающей среды и разрабатывать конкретные мероприятия по их устранению.

Уровень экологичекой культуры, знаний у населения предельно низок. Из-за низкого экологического образования и воспитания люди не осознают приближающейся экологической катастрофы и в целом безучастны в охране окружающей среды. В вузах, школах и техникумах проблеме охраны окружающей среды и природопользования не уделяется должного внимания. Далеко не вовсех учебных заведениях введены дисциплины по охране окружающей среды и  рациональному природопользованию. То нет учебников, то нет преподавателей, то нет времени. А загрязнение окружающей среды увеличивается. Организация лекций и проведение занятий об охране окружающей среды в рабочих коллективах на предприятиях – редкое явление.

Важнейшая задача общества – формирование экологического сознания населения[21]. Она включает в себя целый комплекс мер экологического образования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих таких элементов, как экологическое научное сознание, экологические этика, психология, правосознание.

Экологическое научное сознание включает в себя формирование научной картины мира, основывающейся на достижениях современной науки. В частности, на передний план выдвигаются системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности; принцип универсального эволюционизма, а так же такие современные концепции и теории, как синергетика, учение о “феномене человека” П.Тейяра де Шардена, теория биосферы и ноосферы В.И. Вернадского и т.д. Именно экологическое научное сознание необходимо сделать базой для проведения экологической политики и практики, которые должны стать творчеством широких масс населения[22].

Важное значение в формировании экологического сознания принадлежит утверждению экологической этики. Основной принцип был сформулирован Л.Н. Толстым: “не только людям не надо делать того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, но также и животным”[23].

Важным компонентом экологического сознания является и экологическая психология. Суть ее можно коротко выразить следующими словами: любовь к природе как черта характера человека, и прежде всего любовь к “братьям нашим меньшим”, ко всему живому. В экологическое сознание следует включить и экологическое правосознание, предполагающее осознание всеми гражданами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней. И это, конечно, должно постоянно подтверждаться действенными юридическими мерами.

Заключение.

Рассмотрев особенности экологии человека как особого научного направления, можно сделать вывод, что экологических направлений очень много, например биосферная, и все направлены на защиту окружающей среды с той или иной стороны, но проблема экологии окружающей среды не исчезает, а наоборот все больше увеличивается. Ведь человек не может даже побороть основные экологические проблемы, которые известны и для которых есть пути преодоления, т.к. их слишком много и с каждым годов появляется больше. Я считаю, что самое главное направление в разрешении экологических проблем,  чтобы каждый человек задумался о экологии природы и сделал хотя бы самое малое для ее сохранения.

Экология – это самая большая проблема всего человечества, увеличивающаяся с каждым годом. Сейчас окружающая нас среда очень сильно загрязнена и никто об этом не задумывается и никто не принимает меры по ее сохранению. Окружающую среду нужно беречь, ведь может случиться  так, что через много тысяч лет из-за сильной загрязненности человек не сможет жить в ней.

Список литературы:

1.     Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 271с.

2.     Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. 672с.

3.     Под ред. проф. Э.А. Арустамова. Природопользование: Учебник. М.: Издательский Дом “Дашков и К0”, 2000. 248с.

4.     Новиков Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991. 223с.

5.     Бережной С. А. и др. Экология. Тверь, 1999.  


[1] Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., 1999. С. 33.

[2] Под ред. проф. Лавриненко В.Н., проф. Ратникова В.П. Концепции современного естествознания. М., 1997. С 244.

[3] Новиков Ю.В. Природа и человек. М., 1991. С. 191.

[4] Под ред. проф. Лавриненко В.Н., проф. Ратникова В.П. Концепции современного естествознания. М., 1997. С 244.

[5] Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., 1999. С. 30.

[6] Там же. С. 31.

[7] Там же. С. 31.

[8] Там же. С. 31.

[9] Под ред. проф. Лавриненко В.Н., проф. Ратникова В.П. Концепции современного естествознания. М., 1997. С 246.

[10] Там же. С. 246.

[11] Под ред. проф. Лавриненко В.Н., проф. Ратникова В.П. Концепции современного естествознания. М., 1997. С 246.

[12] Там же. С. 247.

[13] Там же. С. 247.

[14] Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., 1999. С. 601.

[15] Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., 1999. С. 602.

[16] Там же. С. 602.

[17] Там же. С. 603.

[18] Под ред. Проф. Арустамова Э.А.Природопользование. М., 2000. С.126.

[19] Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., 1999. С. 604.

[20] Там же. С. 604.

[21] Под ред. проф. Лавриненко В.Н., проф. Ратникова В.П. Концепции современного естествознания. М., 1997. С 247.

[22] Под ред. проф. Лавриненко В.Н., проф. Ратникова В.П. Концепции современного естествознания. М., 1997. С 247.

[23] Там же. С. 247.