Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Особенности ценообразования в условиях инфляции…………………...4

2. Действие ценообразующих факторов в странах с развитой

    экономикой………………………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………………….14

 

Введение

Стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке.

В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. При­мерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, за­воевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара.

Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности кли­ентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли. До тех пор пока сниженные цены покрывают издержки, эти фирмы могут еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.

Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит макси­мальное поступление текущей прибыли и наличности и максималь­ное возмещение затрат. Во всех подобных случаях текущие фи­нансовые показатели для фирмы важнее долговременных.

Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по по­казателям доли рынка, они идут на максимально возможное сни­жение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка.

1. Особенности ценообразования в условиях инфляции

Инфляция и рост цен - явления взаимосвязанные. Причем ответная реакция наступает очень быстро. Для примера, если федеральные власти санкционировали повышение тарифов на услуги телефонной связи, жилищно-коммунальные услуги и железнодорожные пассажирские перевозки, то сразу вырос уровень инфляции, причем достаточно существенно, неприятно этим удивив тех, кто давал прогнозы и планировал общее снижение годовой инфляции в текущем году. Помимо этого момента на цены оказали влияние другие экономические факторы, такие как общее замедление экономического роста, продолжающееся на фоне увеличения расходов населения.

Что же касается общих принципов, то высокий темп инфляции обусловлен действием механизма нерегулируемого ценообразования в условиях неэффективности конкурентных путей удовлетворения жизненно важных общественных потребностей. Это сочетание оказывает наибольшее влияние на экономическую динамику. Действие происходит по следующей схеме: инфляция сокращает оборотные средства, что приводит к сжатию простого воспроизводства и дефициту потребляемой продукции. Последнее блокирует действие механизма конкуренции и приводит к росту цен [1].

Современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Неденежные факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню.

Обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию. С одной стороны, обесценивание денег - это процесс, сопряженный с ростом цен, с другой - падение покупательной способности денег может произойти и под влиянием изменения их количества в обращении [1; 4].

На практике в зависимости от величины роста цен принято деление инфляции на три вида:

1) ползучую;

2) галопирующую;

3) гиперинфляцию.

Небольшая (ползучая) инфляция не рассматривается как социальное зло. Наоборот, считается, что она в какой-то мере подхлестывает экономику, придает ей необходимый динамизм. При этом модель жизненного цикла товаров работает, отталкиваясь от своего классического построения: внедрение и выход на рынок, фаза роста, фаза зрелости, фаза насыщения, спад [2].

Производители, маркетологи способны спрогнозировать затраты, оценить срок окупаемости и рассчитать время и размер предполагаемой прибыли. Переход от стадии к стадии происходит без резких скачков. Продолжительность цикла и отдельных его фаз зависит от самого товара и конкретного рынка. Процесс такой инфляции ведет к тому, что, возможно, рост массы обращающихся денег ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности.

В свою очередь, рост производства нередко приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой - рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала [1].

2. Действие ценообразующих факторов в странах с развитой экономикой

Ценообразование в рыночной экономике является весьма сложным и многофакторным процессом. Од­нако выбор общего направления в ценообразовании, под­ходов к определению цен как на новые, так и уже выпускаемые товары и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения рентабельности производства и укрепления положения на рынке пред­ставляет собой одну из функций маркетинга.

В странах с развитой экономикой действуют следующие ценообразующие факторы, выражающиеся в ценовых стратегиях [3; 5]:

1. Стратегия высоких цен. Предусматривает продажу товара по высоким ценам, значительно выше цены производства, а затем постепен­ное их снижение. Наиболее приемлемые условия для использования стратегии высоких цен:

- высокий уровень текущего спроса со стороны большого числа потребителей;

- первоначальная группа потребителей, приобре­тающих товар, менее чувствительна к цене, чем после­дующие;

- непривлекательность высокой начальной цены для фирм-конкурентов и ограниченность конкуренции;

- восприятие высокой цены со стороны покупателей как свидетельство высокого качества товара;

- относительно невысокий уровень издержек мелкосерийного производства, обеспечивающий финансовые выгоды для компании [3].                             

2. Стратегия низких цен (стратегия «проникновения», «прорыва» на рынок). Предусматривает первоначальную продажу товаров, не имеющих патентной защиты, по низким ценам с целью стимулировать спрос, одержать победу в конку­рентной борьбе, вытеснить конкурирующие товары с рынка и завоевать массовый рынок и существенную ры­ночную долю.

Низкий уровень цены при выходе товара на рынок может быть обусловлен следующими обстоятельствами:

- чувствительностью рынка к ценам и высокой элас­тичностью спроса;

- непривлекательностью низкой цены для активных и потенциальных конкурентов;                      

- сокращением издержек производства и обращения по мере увеличения объемов производства и сбыта данно­го товара [3].

3. Стратегия дифференцированных цен. Активно применяется в торговой практике компаний, которые устанавливают определенную шкалу возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей: с учетом разновид­ностей покупателей, расположения рынка и его характе­ристик, времени покупки, вариантов товаров и их моди­фикаций.

Стратегия дифференцирован­ных цен предпочтительна при соблюдении ряда условий:

1) легко сегментируемом рынке;

2) наличии четких границ рыночных сегментов и вы­сокой интенсивности спроса;

3) невозможности перепродажи товаров из сегментов с низкими ценами в сегменты с высокими ценами;

4) невозможности продажи конкурентами товаров по низким ценам в сегментах, в которых фирма продает товары по высоким ценам;

5) учете восприятия покупателями дифференцирован­ных цен и предотвращении реакции обиды и неприязни;

6) непротиворечия  соответствующему  законода­тельству выбранной дифференцированной формы установ­ления цен;

6)  покрытии дополнительных издержек по проведе­нию стратегии дифференцированных цен суммой допол­нительных поступлений в результате ее проведения [5].

4. Стратегия льготных цен. Льготные цены устанавливаются на товары и для по­купателей, в которых фирма-продавец имеет определен­ную заинтересованность.

5. Стратегия дискриминационных цен. Дискриминационные цены являются частью общей ценовой стратегии фирмы по отношению к определенным сегментам рынка и устанавливаются на самом высоком уровне, используемом для продажи данного товара. Применяются по отношению к некомпетентным, не ориенти­рующимся в рыночной ситуации покупателям, к покупа­телям, проявляющим крайнюю заинтересованность в приобретении данного товара, покупателям, нежелатель­ным для фирмы-продавца, а также при проведении поли­тики ценового картелирования, т.е. заключении между фирмами различного рода соглашений по ценам.

6. Стратегия единых цен (установление единой цены для всех потребителей). Эта стратегия укрепляет доверие потребителей, легко применима, удобна, не требует уторговывания, делает возможным продажи по каталогам, посылочную торго­влю. Однако стратегия единых цен применяется не так часто в ценовой практике и, как правило, ограничена временными, географическими и товарными рамками.

7. Стратегия гибких, эластичных цен. Предусматривает изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности покупателя торговаться и его покупательной силы. Гибкие цены, как правило, используют при заключении индивидуальных сделок по каждой партии неоднородных товаров, например для то­варов промышленного назначения, товаров длительного пользования, услуг и т.д.

8. Стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен. Предусматривает продажу товаров по неизменным ценам в течение длительного периода. Характерна для мас­совых продаж, как правило, однородных товаров.

9. Стратегия нестабильных, меняющихся цен. Предусматривает зависимость цены от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продаж самой фирмы. Фирма устанавливает разные уров­ни цен для разных рынков и их сегментов.

10. Стратегия ценового лидера. Предусматривает либо соотнесение фирмой своего уровня цен с движением и характером цен фирмы-лидера на данном рынке по конкретному товару (в зависимости от места на рынке фирмы и величины ее рыночной доли это может быть лидер №1, лидер №2, лидер №3), либо заключение соглашения (как правило, негласного) с лидером на данном рынке или его сегменте, т.е. в случае изменения цены лидером фирма также производит соот­ветствующее изменение цен на свои товары [3; 5].

11. Стратегия конкурентных цен. Связана с проведением агрессивной ценовой политики фирм-конкурентов со снижением ими цен и предполагает для данной фирмы возможность проведения двух видов ценовой стратегии в целях укрепления монопольного положения на рынке и расширения рыночной доли, а также в целях поддержания нормы прибыли от продаж.

12. Стратегия престижных цен. Предусматривает продажу товаров по высоким ценам и рассчитана на сегменты рынка, обращающие особое внимание на качество товара и товарную марку и имею­щие низкую эластичность спроса, а также чутко реаги­рующие на фактор престижности, т.е. потребители не приобретают товары или услуги по ценам, которые считают слишком низкими.

13. Стратегия неокругленных (психологических) цен. Предусматривает установление цен ниже круглых цифр. Такие цены покупатели воспринимают как свидетельство тщательного анализа фирмой своих цен и желания уста­новить их на минимальном уровне. Также рекомендуется устанавливать цену в виде нечетного числа, например не 300 руб.,                    а 299 руб. [7].

14. Стратегия цен массовых закупок. Предполагает продажу товара со скидкой в случае закупки его в больших количествах.

15. Стратегия тесного увязывания уровня цен с ка­чеством  товара. Предусматривает установление цен на высоком уров­не, соответствующем высокому уровню качества продук­ции и образу, формируемому фирмой у покупателей в от­ношении ее товаров.

16. Стратегия инициативного изменения цен. Фирмы, разработавшие собственную систему цен и стратегию ценообразования, время от времени испыты­вают необходимость в снижении или повышении своих цен для учета изменений в издержках, конкуренции и спросе. На мысль о снижении цен фирму могут натолк­нуть несколько обстоятельств, например, недогрузка производственных мощностей; сокращение доли рынка под напором яростной ценовой конкуренции и т.д.

17. Инициативное повышение цен. В последние годы многие фирмы вынуждены повы­шать свои цены. Делают они это, сознавая, что рост цен вызывает недовольство потребителей, дистрибьюторов и собственного торгового персонала. Однако успешно проведенное повышение цен может значительно увеличить объемы прибыли. Одним из главных обстоятельств, вызывающих повы­шение цен, является устойчивая всемирная инфляция, обусловленная ростом издержек. Рост издержек, не соот­ветствующий росту производительности, ведет к сниже­нию нормы прибыли и вынуждает фирмы регулярно по­вышать цены.

18. Реакции потребителей на изменение цен. Повышение цены или ее снижение наверняка затро­нет клиентов, конкурентов, дистрибьюторов, и поставщи­ков, а также может вызвать интерес со стороны государ­ственных учреждений. Потребители не всегда правильно истолковывают из­менение цен. Снижение цен они могут рассматривать как:

1) предстоящую замену товара более поздней моделью,

2) наличие в товаре изъянов,

3) свидетельство финансового неблагополучия фирмы,

4) знак того, что скоро цена снова понизится и стоит повременить с покупкой,

5) свидетельство снижения качества товара [3].

Повышение цены, обычно сдерживающее сбыт, может быть истолковано покупателями и в определенном поло­жительном смысле:

1) товар стал особенно ходовым и стоит побыстрее приобрести его. пока он не стал недоступным;

2) товар обладает особой ценностной значимостью;

3) продавец алчен и стремится заломить цену, какую только выдержит рынок [3].

19. Реакции конкурентов на изменение цен. Фирма, планирующая изменить цену, должна думать о реакциях не только покупателей, но и конкурентов. Скорее всего, конкуренты будут реагировать в тех случа­ях, когда число продавцов невелико, их товары схожи между собой, а покупатели хорошо информированы (т.е. при олигополистической конкуренции).

20. Реакция фирмы на изменение цен конкурентами. Для определения реакции фирмы на изменение цен конкурентами необходимо ответить на несколько вопро­сов:

1) почему конкурент изменил цену - для завоевания рынка, использования недогруженных производственных мощностей, компенсирования изменившихся издержек или чтобы положить начало изменению цен в отрасли в целом;

2) планирует ли конкурент изменение цен на время или навсегда;

3) что произойдет с долей рынка фирмы и ее дохода­ми, если она не примет ответных мер; собираются ли принимать ответные меры другие фирмы;

4) какими могут быть ответы конкурента и других фирм на каждую из возможных ответных реакций [6].

Заключение

Как уже было сказано, что инфляция и рост цен - явления взаимосвязанные. Высокий темп инфляции обусловлен действием механизма нерегулируемого ценообразования в условиях неэффективности конкурентных путей удовлетворения жизненно важных общественных потребностей.

На практике в зависимости от величины роста цен принято деление инфляции на три вида:

1) ползучую;

2) галопирующую;

3) гиперинфляцию.

В условиях рыночной экономики цена определяется соот­ношением спроса и предложения. В принципиальном плане процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией.

Процесс ценообразования на международных рынках во многом зависит от типа рынка, в рам­ках которого действует соответствующий субъект внешней торговли. Современному рынку присуща множественность цен. Для изучения и использования на практике ценовых показате­лей необходимо знать основные источники сведений о ценах. Механизм ценообразования анализ спроса и предложения, проектирования цен - исходя из ситуации на рынке - и формиро­вание контрактной цены.

При определении ценовой стратегии необходимо учитывать многочисленные факторы, а именно: уровень спроса, его объем и динамика, экономические возмож­ности покупателя, его заинтересованность в товаре данной марки, полные издержки фирмы на производство и про­дажу данного товара, цены аналогичных товаров фирм-конкурентов и т.д.

Проводя определенную политику в области ценообразования, организация активно воздействует как на объем продаж, так и на величину получаемой прибыли. Как правило, организация не руководствуется получением сиюминутной выгоды, реализуя продукт по максимально высокой цене, а проводит гибкую ценовую политику.

На величину цены оказывают воздействие как внешние, так и  внутренние факторы.

Внутренние факторы:

1) цели организации и маркетинга;

2) стратегии по отношению к отдельным элементам комплекса маркетинга;

3) издержки;

4) формирование ценообразо­вания.

Внешние факторы:

1) тип рынка;

 2) оценка соотношения между це­ной и ценностью продукта, осуществляемая потребителем;

3) конкуренция;

4) экономическая ситуация;

5) возможная реакция посредников;

6) государствен­ное регулирование.

Таким образом, можно сказать, что, именно цена является наиболее обобщающим нормативом в экономике страны.

Список литературы

1. Богомоль В., Блайндер В. Рыночный механизм ценообразования. – М., 1997. – 325с.

2. Денисова И.П. Цены и ценообразование. - М., 1997. – 326с.

3. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктуры, цены, маркетинг. - М.: Международные отношения, 1993. – 213с.

4. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - М., 2001. - 240с.

5. Слепов В., Попов Б. Ценообразование и менеджмент. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 241с.

6. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред.                       И.К. Салимжанова. - М., 1999.- 304с.

7. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. - М.: Инфра-М, 1996. – 221с.