МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра экономической теории

Шмаков Александр Викторович

Анализ функционирования Пенсионного фонда Российской федерации

Утверждена приказом по университету № 548/2 от « 5 » марта» 2002 г.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАЩИТЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

По направлению высшего профессионального образования 521600 – «Экономика» Магистерская программа 521615 – «Институциональная экономика и экономическая политика»

Руководитель

Безденежных Марина Михайловна

доцент

Новосибирск

2002

Цель:

Задачи:

Рис.1.1. Место ПФР в системе социальной защиты [c. 11 диссертации] ПРЕИМУЩЕСТВА НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В СРАНЕНИИ С РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ [с. 16-17 диссертации]

1.       Не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров;

2.       Обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от размера трудового вклада;

3.       Увеличивает жизненный уровень пенсионеров;

4.       Увеличивает норму сбережений и позволяет использовать аккумулируемые средства для долгосрочного инвестирования в экономику;

5.       Позволяет снизить налоги и увеличивает их собираемость;

6.       Увеличивает склонность к труду;

7.       Способствует созданию новых рабочих мест;

8.       Снижает экономические риски старшего поколения;

9.       Более прозрачна;

10.  Ведет к уменьшению теневого рынка труда;

11.  Способствует экономическому росту;

12.  Способствует развитию финансовых рынков;

ПРОВАЛЫ НПФ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПФР [c.18-24 диссертации]

1.Общие для всех стран:

-       Высокие трансакционные издержки;

-       Невозможность рыночных структур застраховать от социальных рисков;

-       Неблагоприятный отбор, дифференцированные риски;

-       Пенсионное страхование – общественное благо.

2.Специфические проблемы РФ:

-       Ограниченный спрос на услуги НПФ;

-       Высокие налоги;

-       Несовершенство законодательного регулирования;

-       Неразвитость инфраструктуры;

-       Отсутствие возможности для долгосрочного инвестирования;

-       Высокие риски вложения.

Рис.1.2. Выделение приоритетных параметров

пенсионной системы [с.16 диссертации]

Рис.2.2. Алгоритм решения установочных проблем ПФР [с. 31 диссертации]

ОСНОВНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ

ПРОЦЕССА РЕФОРМИРОВАНИЯ ПФР

st,q - число индивидов в году t, относящихся к трудовому поколению q (формулы 3.3, 3.7, с.72);

zt,h - число индивидов в году t, относящихся к пенсионному поколению h (формулы 3.4, 3.5, 3.6, с.72);

lq и lh - коэффициенты дожития для представителей трудового поколения группы q и пенсионного поколения группы h соответственно (статистические данные источника [24]);

bq - коэффициент рождаемости по возрастной группе q (статистические данные источника [24]).

ra - ставка замещения заработной платы пенсией в накопительной системе (отношение средней накопительной пенсии поколения к средней заработной плате);

Px – ставка отчисления в накопительный фонд для индивидов, начавших отчисления в возрасте х (формула 3.12, с.75);

dt=20 - ставка пенсионного налога в году t (формула 3.17, с.77);

at - ставка отчисления в накопительный фонд в году t (формула 3.14, с.76);

rb  - ставка замещения заработной платы пенсией в распределительной системе (отношение средней распределительной пенсии поколения к средней заработной плате);

bt - ставка отчисления в распределительный фонд в году t (формула 3.16, с.76);

zt – займы ПФР в году t (формула 3.20, с.77);

yt – выплаты ПФР по займам в году t (формула 3.21, с.77);

Et - размер долга ПФР в процентах от ФОТ в году t (формула 3.19, с.77);

Qat – доходы накопительной составляющей ПФР в году t (формула 3.23, с.80);

Dt - суммарные выплаты из накопительной системы в году t (формула 3.26, с.80);

Bt – размер страхового резерва в году t (формула 3.27, с.80).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕФОРМЫ

-       переход от распределительной пенсионной системы к накопительной будет сопровождаться ростом уровня сбережений;

-       характер активов ПФР дает возможность инвестировать существенную часть пенсионного резерва в реальный сектор экономики;

-       увеличение инвестиций в реальный сектор приведет к росту капиталовооруженности;

-       данные факторы способствуют экономическому росту;

-       расчет размера пенсии, исходя из реальных взносов, увеличивает стимулы работников к труду;

-       работники, знающие размер средств на накопительном счете, больше чем прежде заинтересованы в декларировании своих доходов (ограничиваются масштабы теневого рынка труда);

-       снижение ставки пенсионного налога снижает налоговое бремя;

-       снижение стоимости труда (с учетом пенсионного налога) повлечет создание новых рабочих мест;

-       увеличение предложения долгосрочных финансовых ресурсов благоприятно скажется на развитии финансовых рынков, приведет к снижению процентных ставок;

-       на первый год реформы формируется резерв порядка 139 млрд. рублей (против ожидаемых правительством 32-34 млрд. руб.), итоговый размер пенсионного резерва на уровне 16-17 трлн. руб. в ценах 2001 года;

-       инвестиционный горизонт средств пенсионного резерва 18-60 лет (выплаты пенсий по действующей программе начнется уже через 5 лет);

-       ставка пенсионного налога в перспективе снизится до 11,5% ФОТ (в правительственной программе не прописано снижение пенсионного налога);

-       бюджет пенсионного фонда сбалансирован (128 млрд. рублей расходов ПФР на 2002 год идет из средств переходящего остатка);

-       ставка замещения пенсии в перспективе достигает уровня 70% (при правительственном варианте реформы не выше 50%), при этом ставка замещения пенсии не опускается ниже 30%;

-       система более справедлива, так как связь размера пенсии с пенсионными взносами не имеет искусственных ограничений (сейчас верхний предел индивидуального коэффициента пенсионера равен 1,2, для нормального функционирования накопительной системы он не должен опускаться ниже 2,5);

-       отсутствие противоречий с точки зрения формирования пенсионного резерва (по правительственной программе невозможно инвестировать пенсионные накопления без заявления пенсионера, что увеличит уровень чистой тезаврации и снизит объем инвестиций; возможность перевода пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, декларируемая с 2004 г. помимо снижения средств ПФР приведет к уменьшению инвестиционного горизонта и т.д.).

-       Выводы:

-       1.

-       2.

-       3.