МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра экономической теории
Шмаков Александр Викторович
Анализ функционирования Пенсионного фонда Российской федерации
Утверждена приказом по университету № 548/2 от « 5 » марта» 2002 г.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАЩИТЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
По направлению высшего профессионального образования 521600 – «Экономика» Магистерская программа 521615 – «Институциональная экономика и экономическая политика»
Руководитель
Безденежных Марина Михайловна
доцент
Новосибирск
2002
Цель:
Задачи:
В СРАНЕНИИ С РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ [с. 16-17 диссертации]
1. Не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров;
2. Обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от размера трудового вклада;
3. Увеличивает жизненный уровень пенсионеров;
4. Увеличивает норму сбережений и позволяет использовать аккумулируемые средства для долгосрочного инвестирования в экономику;
5. Позволяет снизить налоги и увеличивает их собираемость;
6. Увеличивает склонность к труду;
7. Способствует созданию новых рабочих мест;
8. Снижает экономические риски старшего поколения;
9. Более прозрачна;
10. Ведет к уменьшению теневого рынка труда;
11. Способствует экономическому росту;
12. Способствует развитию финансовых рынков;
ПРОВАЛЫ НПФ И ПРЕИМУЩЕСТВА ПФР [c.18-24 диссертации]
1.Общие для всех стран:
- Высокие трансакционные издержки;
- Невозможность рыночных структур застраховать от социальных рисков;
- Неблагоприятный отбор, дифференцированные риски;
- Пенсионное страхование – общественное благо.
2.Специфические проблемы РФ:
- Ограниченный спрос на услуги НПФ;
- Высокие налоги;
- Несовершенство законодательного регулирования;
- Неразвитость инфраструктуры;
- Отсутствие возможности для долгосрочного инвестирования;
- Высокие риски вложения.
Рис.1.2. Выделение приоритетных параметров
пенсионной системы [с.16 диссертации]
ОСНОВНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ
ПРОЦЕССА РЕФОРМИРОВАНИЯ ПФР
st,q - число индивидов в году t, относящихся к трудовому поколению q (формулы 3.3, 3.7, с.72);
zt,h - число индивидов в году t, относящихся к пенсионному поколению h (формулы 3.4, 3.5, 3.6, с.72);
lq и lh - коэффициенты дожития для представителей трудового поколения группы q и пенсионного поколения группы h соответственно (статистические данные источника [24]);
bq - коэффициент рождаемости по возрастной группе q (статистические данные источника [24]).
ra - ставка замещения заработной платы пенсией в накопительной системе (отношение средней накопительной пенсии поколения к средней заработной плате);
Px – ставка отчисления в накопительный фонд для индивидов, начавших отчисления в возрасте х (формула 3.12, с.75);
dt=20 - ставка пенсионного налога в году t (формула 3.17, с.77);
at - ставка отчисления в накопительный фонд в году t (формула 3.14, с.76);
rb - ставка замещения заработной платы пенсией в распределительной системе (отношение средней распределительной пенсии поколения к средней заработной плате);
bt - ставка отчисления в распределительный фонд в году t (формула 3.16, с.76);
zt – займы ПФР в году t (формула 3.20, с.77);
yt – выплаты ПФР по займам в году t (формула 3.21, с.77);
Et - размер долга ПФР в процентах от ФОТ в году t (формула 3.19, с.77);
Qat – доходы накопительной составляющей ПФР в году t (формула 3.23, с.80);
Dt - суммарные выплаты из накопительной системы в году t (формула 3.26, с.80);
Bt – размер страхового резерва в году t (формула 3.27, с.80).
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕФОРМЫ
- переход от распределительной пенсионной системы к накопительной будет сопровождаться ростом уровня сбережений;
- характер активов ПФР дает возможность инвестировать существенную часть пенсионного резерва в реальный сектор экономики;
- увеличение инвестиций в реальный сектор приведет к росту капиталовооруженности;
- данные факторы способствуют экономическому росту;
- расчет размера пенсии, исходя из реальных взносов, увеличивает стимулы работников к труду;
- работники, знающие размер средств на накопительном счете, больше чем прежде заинтересованы в декларировании своих доходов (ограничиваются масштабы теневого рынка труда);
- снижение ставки пенсионного налога снижает налоговое бремя;
- снижение стоимости труда (с учетом пенсионного налога) повлечет создание новых рабочих мест;
- увеличение предложения долгосрочных финансовых ресурсов благоприятно скажется на развитии финансовых рынков, приведет к снижению процентных ставок;
- на первый год реформы формируется резерв порядка 139 млрд. рублей (против ожидаемых правительством 32-34 млрд. руб.), итоговый размер пенсионного резерва на уровне 16-17 трлн. руб. в ценах 2001 года;
- инвестиционный горизонт средств пенсионного резерва 18-60 лет (выплаты пенсий по действующей программе начнется уже через 5 лет);
- ставка пенсионного налога в перспективе снизится до 11,5% ФОТ (в правительственной программе не прописано снижение пенсионного налога);
- бюджет пенсионного фонда сбалансирован (128 млрд. рублей расходов ПФР на 2002 год идет из средств переходящего остатка);
- ставка замещения пенсии в перспективе достигает уровня 70% (при правительственном варианте реформы не выше 50%), при этом ставка замещения пенсии не опускается ниже 30%;
- система более справедлива, так как связь размера пенсии с пенсионными взносами не имеет искусственных ограничений (сейчас верхний предел индивидуального коэффициента пенсионера равен 1,2, для нормального функционирования накопительной системы он не должен опускаться ниже 2,5);
- отсутствие противоречий с точки зрения формирования пенсионного резерва (по правительственной программе невозможно инвестировать пенсионные накопления без заявления пенсионера, что увеличит уровень чистой тезаврации и снизит объем инвестиций; возможность перевода пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, декларируемая с 2004 г. помимо снижения средств ПФР приведет к уменьшению инвестиционного горизонта и т.д.).
- Выводы:
- 1.
- 2.
- 3.