Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетной организации. 5

Глава 2. Организационная структура и организация учетной и финансовой работы в агролицее. 10

2.1. Организационная структура и направление деятельности агролицея. 10

2.2. Организация учетной и  финансовой работы.. 17

Глава 3. Учет расчетов с поставщиками  и подрядчиками. 22

3.1. Первичные документы для расчетов с поставщиками и подрядчиками. 22

3.2. Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 25

3.3. Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 26

3.4. Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками. 32

3.5. Бухгалтерская отчетность при учете расчетов с поставщиками и подрядчиками  33

Выводы и предложения. 34

Список используемых источников. 35

Введение

Эффективность руководства деятельностью предприятия полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную экономическую информацию. Это достигается правильным ведением бухгалтерского и налогового учета. Далеко не у всех предприятий может выступать как дебитором, так и кредитором. Дебиторская и кредиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Между обоими видами задолженности есть много общего, но имеются и определенные различия. Общее состоит в том, что как кредиторская, так и дебиторская задолженность основаны на разрыве во времени между товарной сделкой и ее оплатой и, следовательно, на функции денег как средства платежа. Различия между ними возникают из-за особенностей функционирования каждой разновидности долговых обязательств.

Актуальность данной темы исследования достаточно велика потому, что динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, роль долговых обязательств в экономике организаций. В условиях рынка ни одна из них не может обходиться без долговых обязательств, без расчетов с покупателями и заказчиками.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета. Основными задачами данного раздела учета являются:

-          формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Предметом исследования настоящей работы является организация учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками. Объектом исследования – расчеты с поставщиками и подрядчиками Агролицея.

Целью работы является совершенствование действующей на бюджетном предприятии организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать нормативную базу, регламентирующую организацию учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- рассмотреть теоретические основы организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Результатом исследования являются выводы о необходимости проведения значительной по объему правотворческой и научной работы, а также предложения, направленные на совершенствование учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Глава 1. Теоретические аспекты организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетной организации

Законодательно-нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками подразделяются на четыре уровня[1].

К документам первого уровня относятся Федеральные законы, в том числе Закон «О бухгалтерском учете».

Ко второму уровню относятся следующие нормативные документы, регулирующие порядок учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками[2]:

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49.

- «О праве организаций-кредиторов, претензии которых не признаны должниками, на обращение с исками в арбитражный суд». Письмо Высшего Арбитражного Суда, Минфина РФ от 27.12.94 г. №С1-7/ОП-867.

- «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами». Указание Центробанка РФ № 1050-У от 14.11.2001.

Указанием установлен размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами. Юридические лица не могут выдавать друг другу по одной сделке более 60 000 рублей и эта сумма относится к платежам в рамках одного договора.

К третьему уровню документов относятся различные указания Минфина РФ по поводу ведения бухгалтерского учета, в том числе и учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, разъяснения и методические рекомендации.

К четвертому уровню документов относятся рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия – учетная политика организации, которая основывается на базе документов первого, второго и третьего уровня.

Учетная политика организации – это принятая его совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Учетная политика организации формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.

При осуществлении контроля и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками используются следующие основные нормативные документы:

О порядке отражения в учете товарообменных операций или операций, учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками подразделяются на четыре уровня. Основными документами являются Гражданский и Налоговый кодекс и Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996г.

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.)[3].

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 03020000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

На этом счете учитываются расчеты:

1) за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

2) за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, т.е. так называемые неотфактурованные поставки;

3) за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, - когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков[4].

Излишки, выявляемые при приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных учетных документах. Так как появление излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то применяются специальные формы первичных учетных документов[5].

4) за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта);

5) за все виды услуг связи;

6) генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда;

7) генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ (НИОКР).

Данный перечень не является исчерпывающим.

Учет на счете 03020000 ведется методом начисления, т.е. все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.

Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками должны быть отражены организацией в следующих случаях:

-         при поступлении непосредственно на склад организации товарно-материальных ценностей или приемки оказанных услуг и выполненных работ в соответствии с документами поставщика;

-         при поступлении материалов и оприходовании их без расчетных документов поставщика на их оплату, т. е. имеет место неотфактурованная поставка;

- при оплате расчетных документов поставщика за материалы, нные ранее в составе материально-производственных запасов, должны быть сторнированы на начало месяца. Такой методологический подход к формированию информации о состоянии производственных запасов дает возможность обеспечить достоверные сведения о состоянии материально-производственных запасов, используемые для исчисления налога на имущество.

В соответствии со ст.485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли - продажи. При этом условия договора могут предусматривать, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за ТМЦ, на которые расчетные документы от поставщиков не поступили (неотфактурованные поставки), Планом счетов предусмотрен счет 03020000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". За неотфактурованные поставки счет 03020000 кредитуется на стоимость поступивших ценностей по ценам, предусмотренным в договорах. Построение аналитического учета по счету 03020000 должно обеспечить возможность получения необходимых данных по поставщикам по неотфактурованным поставкам.

Согласно п.1 ст.172 НК РФ вычет НДС производится только при наличии соответствующих первичных документов, в противном случае выделение налога необоснованно. В соответствии с условиями договора оплата должна производиться с учетом НДС.

Что касается налога на прибыль, то в соответствии со ст.54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки[6]. То есть в связи с уточнением налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль в результате исправления ошибок за прошедшие отчетные (налоговые) периоды производится уточнение ранее представленных налоговых расчетов (деклараций) отдельно за каждый налоговый период, в котором производятся уточнения.

Во избежание двойного налогообложения налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы прибыли прошлых лет, выявленной и отраженной в бухгалтерской отчетности в текущем отчетном периоде, по которой произведен перерасчет налога на прибыль за прошлый отчетный (налоговый) период. В текущем году производится корректировка (уменьшение) налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году, с отражением по вписываемой строке Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли"

При получении от поставщиков товарно-материальных ценностей, по которым предприятие на законных основаниях отказывается от акцепта счетов - платежных требований и их оплаты, предприятие - покупатель учитывает эти товары согласно Плану счетов на счете 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

Расходы, связанные с приобретением материально - производственных запасов, отражаются с учетом правил, установленных ПБУ 10/99. Так, в соответствии с п.5, 7 ПБУ 10/99 расходы, связанные с приобретением товаров, являются расходами по обычным видам деятельности, которые принимаются к учету согласно п.6 ПБУ 10/99 в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме и (или) величине кредиторской задолженности.

Величина оплаты определяется на основании п.6.6 ПБУ 10/99 с учетом суммовых разниц. Суммовые разницы корректируют (уменьшают или увеличивают) стоимость приобретения товаров.

 

Глава 2. Организационная структура и организация учетной и финансовой работы в агролицее

2.1. Организационная структура и направление деятельности агролицея

Положение о муниципальном общеобразовательном учреждении (далее агролицей) разработано на основе Типового положения об общеобразовательном учреждении утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года № 1008, в редакции постановлений Правительства РФ от 9 сентября 1996 года № 1058 и от 15 января 1997 года № 38.

 На основе настоящего Типового положения  разработан устав агролицея.

Агролицей реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и агрономического образования через школьный агрономический центр.

Агролицей, являясь основным звеном системы непрерывного образования реализует гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов, сохраняя здоровье детей и активно включая их в учебную познавательную деятельность.

Деятельность Агролицея строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светско­го характера образования.

Методология Агролицея - через образование и самообразование учителя - к развитию и здоровью ребенка - к просвещению и здоровью семьи.

Валеологический принцип деятельности Агролицея предполагает

-  усвоение определенных биологических и гигиенических знаний;

-    познание законов и закономерностей развития человека и его взаимоотношений с миром;

-   снятие чувства тревожности и страха, обеспечение личностно значимых функций.

 В своей деятельности Агролицей руко­водствуется законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями муниципального органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении № 325/14-12 Министерства Образования РФ от 31 марта 1997 года.

 Основные цели Агролицея - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, формирование мышления всех участников образовательного процесса, ориентированного на здоровый образ жизни; осуществление процесса социализации детей с учетом личностных и семейных запросов; реорганизация процесса обучения, изменение его содержания за счёт пересмотра школьных программ; создание пакета программ, способствующих индивидуализации обучения и развития опыта совместной деятельности в учебном процессе; осуществление на базе Агролицея непрерывного валеологического образования.

Основные направления работы Агролицея:

--    формирование валеологического мышления детей, учителей, родителей;

-    структурирование учебного процесса на основе валеологической доминанты;

-    введение в учебный процесс валеологических технологий;

-    осуществление опытно-экспериментальной работы на валеологической основе;

-    изменение управленческих функций за счёт введения валеологического анализа уроков и экспертизы деятельности Агролицея;

-  создание валеологически обоснованной системы работы с кадрами, направленной на реализацию программы «Школа здоровья».

Агролицей несет в установленном зако­нодательством Российской Федерации порядке ответственность за ка­чество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны-жизни и здоровья обучающихся.

 С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в очной форме, форме семейного образования, самообразования.

 В школе создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается.

  Основными концептуальными принципами деятельности Агролицея являются:

-    принцип природосообразности - доверие, поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил человека;

-    принцип целостности в подходе к ребенку;

-   деятельностный принцип - живой опыт бытия. отношения членов сообщества;

-  эгоцентрированный принцип - обращенность к внутреннему миру, развитие чувства самости и ответственности перед внутренним «Я»;

-   возрастной принцип;

-    принцип гуманизма - всестороннее взаимодействие всех участников образовательного процесса на объективном единстве целей.

  Организация учебно-воспитательного процесса в агролицее строится в соответствии с требованиями педагогической практики при создании условий для здорового образа жизни обучающихся и их учителей. Вся работа Агролицея направлена на  решение основных задач, стоящих перед ним и определенных данным положением.

В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и осуществления индивидуальной работы в школе создается агрономическая служба, включающая в себя психолого-педагогические и социологические её аспекты.

Агрономическая служба в школе выполняет многообразные функции в рамках обеспечения здоровья обучающихся, их родителей и работающих учителей.

Основные направления работы агрономической службы:

-    повышение агрономической грамотности учителей и формирование их готовности к агрономической работе со школьниками;

-    оказание помощи учителям в формировании ЗОЖ  учащихся, повышении агрономического статуса самих учителей;

-    осуществление агрономической экспертизы учебного процесса в целом и отдельных подразделений;

-    агрономической экспертиза учебных программ, авторских программ;

-    агрономической анализ уроков;

-    приведение учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья и физиологическими возможностями учащихся и учителей;

-    создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности.

В основу разработки учебного плана положено:

-    выделение базового уровня обязательной общеобразовательной подготовки, определяющего и задающего нижнюю границу полноценного и качественного образования;

-    ориентация на формирование саногенного мышления требует пересмотра содержания образования, методик, технологий обучения и воспитания;

-   основополагающими принципами в построении учебных программ являются непрерывность, агрономическим содержанием, направленность на развитие продуктивного, критического мышления, формирование положительной мотивации учения, обеспечение осознанного выбора содержания образования через идею агрономизации учебного процесса.

Организация образовательного процесса в школе построена в соответствии с гл.2 Устава Агролицея.

Ступени и направления работы Агролицея различаются содержанием образования, пропорциями между обязательными курсами и курсами по выбору.

 Участниками образовательного процесса в школе являются обучающиеся, их родители/законные представители, педагогические и медицинские работники, обслуживающий персонал Агролицея.

 Порядок приёма в школу определён Уставом и отрегулирован в соответствии с Законом РФ «Об Образовании».

К педагогической деятельности в школе не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.

 Все участники образовательного процесса должны выполнять Устав Агролицея.

 Права и обязанности участников образовательного процесса содержатся в гл.3 Устава Агролицея.

  Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом Агролицея и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления Агролицея являются Совет Агролицея, педагогический совет, общее собрание учащихся и трудового коллектива.

Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются Уставом Агролицея.

  В школе имеют место следующие типы самоуправления:

а) Административно-хозяйственное обеспечение функционирования Агролицея, распределение функционала, должностных обязанностей, внутренних ресурсов.

б) Управление образовательным (учебно-воспитательным) процессом. Методические объединения учителей-предметников - гуманитарного и естественно-научного цикла, математики и информатики, иностранного языка - работа с учебными программами, разработка, апробация, методическое обеспечение, обеспечение стандартов образования, индивидуальная работа с учащимися, переподготовка учителей.

в) Программно целевое управление федеральной экспериментальной площадкой по реализации валеологического проекта «Агролицей здоровья».

-    Совет по эксперименту;

-    Руководители программ;

-    Руководители проектов и проектных групп.

г) Управление диагностико-коррекционной и профилактической работой.

   психолог

   психотерапевт

    врач по организации профилактической работы в школе

  врач ЛФК

 Разграничение полномочий между администрацией и органами самоуправления определяются Уставом Агролицея.

  Структура управления школой определяется в гл.5 Устава Агролицея.

 Агролицей несёт ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленных за ней земли, здания, сооружений, имущества, оборудования.

 Источниками формирования и развития имущества и финансовых средств Агролицея являются:

-    бюджетные и внебюджетные средства;

-    собственные средства учредителя;

-   имущество, переданное школе собственником;

-    добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

-    другие источники, в соответствии с законодательством РФ.

Финансово-хозяйственная деятельность Агролицея определена в гл. 4 Устава Агролицея.

 

2.2. Организация учетной и  финансовой работы

Исполнение сметы доходов и расходов отражается по кассовым и фактическим расходам. Фактические расходы – это расходы учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, обязательствам перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, начисленной заработной плате, стипендиям. Таким образом, фактическими расходами являются все произведенные бюджетным учреждением расходы, отраженные в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов, независимо от того, оплачены они или нет.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

-          перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

-  распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

-          возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

-          учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

-          составление и утверждение бюджетной росписи;

-          утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

-          утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

-          принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

-          подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Политика управления агролицеем не может успешно реализовываться лишь на основе благих пожеланий и администрирования. Нужны финансовые инструменты и механизмы влияния на производственную систему, воздействие через финансовые рычаги, регулирование через финансовые потоки, которые используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой политикой. Методы и приёмы финансовой политики позволяют анализировать и оценивать:

соответствие происходящих процессов и явлений намеченным целям;

эффективность проводимой финансовой политики с точки зрения способностей и возможностей влиять на управляемые процессы;

соответствие финансово-политических установок реальным условиям и возможностям корректировать стратегию и тактику финансового управления.

Политика, определяемая и проводимая Управлением агролицеем через финансовые отношения и механизмы, является финансовой политикой организации.

Управление финансами осуществляется не ради самого управления, не ради финансовой науки, а для достижения целей и выполнения задач, поставленных финансовой политикой. Управление финансами есть процесс реализации финансовой политики.

Финансовую политику организации организует финансовое руководство агролицеем. Через финансовые службы, подразделения и отдельных работников организации.

Финансовая политика – есть искусство влиять на объект управления финансами – хозяйственную систему и её деятельность. Поэтому финансовая политика агролицея направлена на централизацию доходов объекта финансового управления на расчетном счете .

Основными задачами финансовой политики агролицея  являются:

обеспечение источников финансирования;

недопущение убытков и увеличение массы прибыли;

выбор направлений и оптимизация структуры организации с целью повышения его эффективности;

минимизация финансовых рисков;

рациональная организация финансовых потоков и расчётов, обеспечивающих максимальную их отдачу и минимальный риск;

рациональное распределение полученной прибыли;

поиск резервов улучшения финансового состояния и повышения финансовой устойчивости организации на основе экономического анализа.

В составе финансовой политики агролицея можно выделить основные её направления, включая финансовую политику кредитных отношений, регулирования денежных потоков, налоговых расчётов, применения финансовых инструментов.

Решения, определяющие финансовую политику, подразделяют на краткосрочные и долгосрочные. Мероприятия по организации и использованию финансов представляются как краткосрочные, если они рассчитаны на период не более 12 месяцев или период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Они нацелены на принятие текущих решений и на управление в режиме реального времени. Финансовые решения и мероприятия, преследующие цель достижения определённых результатов за период более 12 месяцев и превышающие операционный цикл, относят к долгосрочной политике.

Принципы формирования краткосрочной и долгосрочной политики взаимозависимы. Краткосрочные решения в области финансов должны соотноситься с долгосрочными целями и способствовать их достижению. Такие соотношения тесно связаны с вопросами стратегии и тактики в финансовой политике.

Стратегией финансовой политики в агролицеи является система решений и намеченных направлений деятельности, рассчитанных на долгосрочную перспективу и предусматривающих достижение поставленных целей и финансовых задач по обеспечению оптимальной и стабильной работы .Стратегия – это искусство планирования руководства Управления агролицеем, основанное на правильных долгосрочных прогнозах.

Тактикой финансовой политики в агролицее является совокупность приёмов и форм предпринимательской деятельности, направленных на достижение того или иного этапа финансовой стратегии, употребляемых в соответствии с конкретными ситуациями, возникающими при реализации стратегии. Это определение способа для каждого этапа, предусмотренного общим планом стратегии.

Общее требование, предъявляемое к тактике в Агролицее, – способствовать развитию стратегии, а не препятствовать ей, не дискредитировать её. Иначе говоря, финансовой тактикой является текущие оперативные действия, подчинённые стратегическим целям и задачам финансового управления.

Главная особенность стратегических целей руководства Агролицея заключается в том, что они представляют собой глобальный критерий системы, в качестве которого выступает улучшение ключевых показателей организации, например максимизация прибыли или дохода от продажи продукции, работ, услуг. Поэтому особенностью стратегии в Агролицее является качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей организации. Стратегические решения как решения, связанные с изменением потенциала организации, имеют существенные последствия. Последствие возникает как результат выбора, повышения эффективности по мере накопления опыта. Такие цели чаще всего являются объектом долгосрочной финансовой политики.

Глава 3. Учет расчетов с поставщиками  и подрядчиками

3.1. Первичные документы для расчетов с поставщиками и подрядчиками

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в соответ­ствии с Классификацией операций сектора государственного управления на следующих счетах:

Счет 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» включает следующие счета:

030201000 «Расчеты по заработной плате»;

030202000 «Расчеты по прочим выплатам»;

030203000 «Расчеты по начислениям на оплату труда»;

030204000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи»;

030205000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате транс­портных услуг»;

030206000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате комму­нальных услуг»;

030207000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате аренд­ной платы за пользование имуществом»;

030208000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества»;

030209000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»;

030210000 «Расчеты по безвозмездным и безвозвратным перечислениям государственным и муниципальным организациям»;

030211000 «Расчеты по безвозмездным и безвозвратным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных органи­заций»;

030212000 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;

030214000 «Расчеты по перечислениям международным организациям»;

030215000 «Расчеты по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;

030216000 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению»;

030217000 «Расчеты по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»;

030218000 «Расчеты по прочим расходам»;

030219000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению основных средств»;

030220000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению нематериальных активов»;

030221000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению непроизведенных активов»;

030222000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению материальных запасов»;

030223000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению ценных бумаг, кроме акций»;

030224000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению акций и иных форм участия в капитале»;

Инструкция 107н содержала подробное описание порядка начисления и выдач заработной платы в учреждении. В частности, в ней были раскрыты следующие положения.

1)  Перечень необходимых документов для начисления заработной платы:

—  приказ руководителя учреждения о зачислении, или перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами и ставками заработной платы;

 - табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы ф. 421 (0504421 по ОКУД);

   - другие документы.

 -  Порядок ведения табеля учета рабочего времени.

Организация начисления заработной платы на основании расчетно-платежной ведомости ф. 49 (0504401 по ОКУД). Порядок расчета с работниками при уходе в отпуск или увольнении, производимый в записке-расчете о предоставлении отпуска (увольнении) ф. 425 (0504425 по ОКУД).

 -  Способ выплаты разовых расчетов по заработной плате об уходе в отпуск или увольнении, не совпадающих с составлением общего расчета, по платежной ведомости на выдачу аванса, заработной платы ф. 389 (0504403 по ОКУД) или расходным кассовым ордера.

Ведение карточки-справки ф. 417 (0504417 по ОКУД), где помимо общих сведений о работнике, ежемесячно отражаются по всем источникам суммы начисленной заработной платы по видам, суммы удержаний по видам, сумма к выдаче. Обобщение сведений о заработной плате, содержащейся в расчетно-платежных ведомостях, в мемориальном ордере 5 «Свод «счетных  ведомостей  по  заработной  плате»  (ф.  405,  0504405 ОКУД).

В тексте новой Инструкции не содержится описание порядка начисления и выплаты заработной платы, первичных учетных до­кументов, используемых при этом. Перечень же форм документов класса 05 ОКУД «Унифицированная система финансовой, иной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных уч­ащений  и  организаций»,  в  котором  обозначены  следующие первичные документы по учету заработной платы, включен в Приложение №2 к Инструкции 70н:

0504401    «Расчетно-платежная ведомость»;

0504403   «Платежная ведомость»;

0504417   «Карточка-справка»;

0504421   «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы»;

0504425   «Записка-расчет об исчислении среднего заработка  при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях».

Таким образом, все первичные документы по учету труда и оплаты сохранены. Обобщение сведений, производимое ранее мемориальном ордере 5 «Свод расчетных ведомостей по заработной плате», с введением в действие новой Инструкции будет представляться в Журнале операций расчетов по заработной пла­тежному довольствию и стипендиям, обязательные реквизитов которого определены в п. 36 Приложения № 3.

3.2. Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги ведется в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками либо в Карточке учета средств и расчетов.

Аналитический учет расчетов по оплате труда и стипендиям ведется в Журнале операций расчетов по оплате труда.

Аналитический учет расчетов по оплате пенсий, пособий и иных социальных выплат ведется в Журнале по прочим операциям либо в Карточке учета средств и расчетов.

Аналитический учет по субсчету 195 велся на многографных карточках ф. 283 или ф. 0512026 в разрезе видов пособий и вы­плат. С 1 января 2005 г. аналитический расчет по оплате пенсий пособий и иных социальных выплат ведется в:

—  Журнале по прочим операциям (п. 39 Приложения № 3);

—  Карточке учета средств и расчетов (п. 19 Приложения № 3)! Начисления   кредиторской   задолженности   за   поставленные

материальные ценности, нематериальные активы, оказанные услуги, отражаются по кредиту счета

—  0'302'00'000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   на соответствующих   аналитических   счетах   (030202730    030203730 Ю30204730, 030205730, 030206730, 030207730, 030208730  030209730 Ю30210730, 030211730, 030212730, 030216730, 030217730 030218730 Ю30219730, 030220730, 030221730, 030222730, 030223730) и дебету учетов:

—  О'106'ОО'ООО «Незавершенные нефинансовые активы», соот­ветствующие счета аналитического учета (010601310   010602320 010603340, 010604340);

—  0'40101200 «Расходы учреждения», соответствующие счета аналитического учета.

Дебет аналитических счетов счета «Расчеты с поставщиками и Подрядчиками» корреспондируется с кредитом счетов:

—  0'206'00'000 «Расчеты по выданным авансам», соответствующие аналитические  счета  (020601660,   020602660,   020603660,   020604660, 020606660,  020607660,  020608660,  020609660,  020610660, 11660, 020612660, 020613660, 020614660, 020615660) - при получении материальных ценностей и оказании услуг в счет перечисленных ранее авансов (зачет аванса); - 0'201'01610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»;

—  0'20106'610 «Выбытия денежных средств с аккредитивного счета»;

—  0'304'05'000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, исполнение бюджетов», соответствующие аналитические счета — при перечислении средств поставщикам и подрядчикам.

Для аналитического учета расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги использу­ются следующие первичные документы:

—  Журнал операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками (п. 36 Приложения № 3 Инструкции 70н);

—  Карточка учета средств и расчетов (п. 19 Приложения № 3 Инструкции   70н),   заменившие   карточку  ф.   292   (0504604   по РКУД).

3.3. Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

суммы начисленной заработной платы отражаются по кредиту счета 030201730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» и дебету счетов 040101211 «Расходы по заработной плате», 010604340 «Уве­личение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»;

суммы начисленных дополнительных выплат и компенсаций в соответст­вии с законодательством Российской Федерации отражаются по дебету счетов 040101212 «Расходы по прочим выплатам», 010604340 «Увеличение стои­мости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» и креди­ту счета 030202730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам»;

суммы начисленной оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреж­дения по договорам гражданско-правового характера, отражаются по креди­ту соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (030204730, 030205730, 030206730, 030207730, 030208730, 030209730, 030218730) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения» (040101221, 040101222, 040101223, 040101224, 040101225, 04Ш01226, 040101290), счета 010604340 «Увеличение стоимости изготовления матери­алов, готовой продукции (работ, услуг)»;

суммы начисленной стипендии отражаются по кредиту счета 030"218730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам» и дебету счета 040101290 «Прочие расходы»;

суммы поставленных поставщиками материальных ценностей и оказан­ных услуг отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (ОЗО2О4730, 030205730, 030206730, 030207730, 030208730, 030209730, 030218730, 030219730, 030220730, 030221730, 030222730, 030223730, 030224730, 030225730) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010501340, 010502340, 010503340, 010504340, 010505340, 010506340), 010600000 «Вложения в нефинансовые

выдача заработной платы, в том числе лицам, не состоящим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера, прочих выплат стипендий, пенсий, пособий и иных социальных выплат отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 расчеты  с поставщиками и подрядчиками» (030201830, 030202830, 03020383П 030204830, 030205830, 030206830, 030207830, 030208830, 03020983п' 030215830, 030216830, 030217830, 030218830) и кредиту счета 0201046l  «Касса»;

перечисление сумм субсидий, субвенций, трансфертов отражается по де. бету соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 «расчеты с поставщиками и подрядчиками» (030210830, 030211830, 030212830 030213830, 030214830) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, орга­низующими исполнение бюджетов» (030405241, 030405242, 030405251 030405252, 030405253).

Суммы начисленных субсидии, субвенции, трансфертов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения»(040101241,040101242,040101251,040101252,040101253) По кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 "расчеты с поставщиками и подрядчиками» (030210730, 030211730, 030212730, 030213730, 030214730);

суммы начисленных пенсий, пособий и иных социальных выплат отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000-«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (030215730,030216730, 030217730) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения» (040101261, 040101262, 040101263);

суммы начисленных пособий работникам по временной нетрудоспособ­ности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, сана­торно-курортного обслуживания работников и членов их семей и других выплат за счет средств государственного социального страхования отражаются по де­бету счета 030302830 «Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное стра­хование в Российской Федерации» и кредиту счета 030203730 «Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда»;

получение материальных ценностей и услуг в счет перечисленных ранее авансов отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020600000 «Расчеты по выданным авансам» (020604660, 020605660. 020606660, 020607660, 020608660, 020609660, 020615660, 020616660, 020618660, 020619660, 020620660, 020621660, 020622660, 020623660, 020624660) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (030204830, 030205830, 030206830, 030207830, 030208830, 030209830, 030215830, 030216830, 030218830, 030219830, 030220830, 030221830, 030222830, 030223830, 030224830);

удержания из оплаты труда и стипендий в установленном порядке отра­жаются по дебету счетов 030201830 «Уменьшение кредиторской задолжен­ности по заработной плате», 030202830 «Уменьшение кредиторской задол­женности по прочим выплатам», 030203830 «Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда», 030218830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам» и кредиту счетов 030403730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда», '30301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы Физических лиц»;

При формировании себестоимости продукции, работ, услуг предпринимательской   деятельности   затраты,   производимые по рамках этой деятельности, в соответствии с п. 81  Инструкции 70н «собираются» по дебету счета 010604000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Напомним, что в соответствии с Инструкцией 107н на суммы начисленной заработной платы, суммы пособий производились записи в кредит субсчета 180 и в дебет соответствующих субсче­тов счетов:

— 19 «Расчеты по обязательному социальному страхованию и социальной защите населения»;

—  20 «Расходы по бюджету»;

—  21 «Расходы к распределению»;

—  22 «Расходы за счет средств внебюджетных источников»-

Выплата заработной платы сопровождается записями:

Дт    030201830 «Уменьшение кредиторской Кт 020104610   «Выбытия из кассы» задолженности по оплате труда»

Учитываемые ранее на субсчете 181 «Расчеты со студентами» расчеты по стипендиям со студентами, аспиранта докторантами   вузов,   научно-исследовательских  учреждений учащихся техникумов, училищ, школ, слушателями курсов и др. Vpb относятся на счет 030216000 «Расчеты по прочим расходам». На счете 03020700 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг» теперь учитываются расчеты по ; труда лицам, не состоящим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера, а также расчеты по Сум гонорара, выплачиваемого нештатному составу за работы и выступления по договорам разовым заказам, в телевизионных и радиопередачах и др., е учитываемые на субсчете 189 «Другие расчеты за выполненные работы».

Начисление упомянутых выше сумм производится по дебету в:

—  0'40101226 «Расходы по прочим услугам» — для начисления лицам, не состоящим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера;

—  0'401'01280  «Прочие  расходы»—для  начисления  стипендий

Фонд оплаты труда сотрудников Агролицея за февраль месяц в соответствии со штатным  расписанием  и  окладами  по  ETC составил  340 250  руб.   (НДФЛ — 100 руб.). По договорам гражданско-правового характера, заключенным в рамках оказания платных образовательных услуг, было начислено 56 700 руб. — 7371 руб.). Начислено стипендий на сумму 500 000 руб. Выплата производится 5 марта.

Дт 140101211 «Расходы по оплате труда» — Кт 130201730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате тру­да» — 340 250 руб.

начисление заработной платы в соответствии со штатным расписанием Дт 240101226 «Расходы на прочие услуги» — Кт 230207730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг» — 56 700 руб.

начисление оплаты труда по договорам гражданско-правового характера Дт 140101280 «Прочие расходы» — Кт 130216730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг» — 500 000 руб. начисление стипендий

Дт   130201830   «Уменьшение   кредиторской   задолженности   по   оплате труда» — Кт 130301730 «Увеличение кредиторской. задолженности по налогу на до­ходы физических лиц» — 44 100 руб. начисление НДФЛ штатных сотрудников

Дт 230207830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг» — Кт 230301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на до­ходы физических лиц» —7371 руб.

начисление НДФЛ по договорам гражданско-правового характера Дт 130201830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате труда» — Кт 120104610 «Выбытия из кассы» — 296 150 руб.

выплата заработной платы штатным сотрудникам Дт 230207830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг» — Кт 220104610 «Выбытия из кассы» - 49 329 руб.

выплата заработной платы внештатным сотрудникам

Дт 130216830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим рас.

ходам» — Кт 120104610 «Выбытия из кассы» - 500 000 руб. - выплата стипендии

Для учета социальных компенсаций, пособий, субсидий, вы­плат, выплачиваемых учреждениями населению за счет средств местного бюджета, в соответствии с Инструкцией 107н использо­вался субсчет 195 «Расчеты по оказанию социальной помощи на­селению». Расчеты по средствам, полученным от государственных внебюджетных фондов на выплаты, предусмотренные действую­щим законодательством, учитываются на субсчете 191 «Расчеты за счет средств, полученных от государственных внебюджетных фондов».

3.4. Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками

При инвентаризации расчетов с поставщиками также составляются акты сверки, в которых отражаются данные о состоянии расчетов (количество отгруженных и полученных сырья, материалов, оборудования, готовой продукции и т.п., сумма оплаченных и полученных денежных средств). Указанные акты подписываются обеими сторонами.

В Агролицее  проверке подвергают счет 0300000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

Материальные ценности, поступающие от поставщиков, принимаются на учет независимо от того, когда они поступили на ООО Контакт - до или после получения расчетных документов поставщика. Фактически прибывшие материальные ценности, по которым не поступили расчетно-платежные документы, считаются неотфактурованной поставкой. Такие МЦ принимаются по приемному акту, составляемому на складе по факту их поступления по цене, указанной в договоре. Если до конца месяца расчетные документы на поступят, то такие МЦ отражаются в Агролицее в балансе в приемной оценке, а в следующем месяце при поступлении расчетных документов стоимость неотфактурованных поставок сторнируется и производится запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.

При инвентаризации расчетов с поставщиками нужно обратить внимание на наличие сумм кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

 Согласно п.78 Положения по ведению бухгалтерского учета суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты организации.      Сроки исковой давности и правила их исчисления устанавливаются законодательством, в частности главой 12 ГК РФ, и не могут быть изменены по соглашению сторон. Общий срок исковой давности составляет три года (ст.196 ГК РФ). Специальные (сокращенные или более длительные по сравнению с общим) сроки устанавливаются законодательством применительно к отдельным видам обязательств.

3.5. Бухгалтерская отчетность при учете расчетов с поставщиками и подрядчиками

Для аналитического учета расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги использу­ются следующие первичные документы:

—  Журнал операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками (п. 36 Приложения № 3 Инструкции 70н);

—  Карточка учета средств и расчетов (п. 19 Приложения № 3 Инструкции   70н),   заменившие   карточку  ф.   292   (0504604   по РКУД).

Выводы и предложения

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в соответ­ствии с Классификацией операций сектора государственного управления на следующих счетах:

Счет 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» включает следующие счета:

030201000 «Расчеты по заработной плате»;

030202000 «Расчеты по прочим выплатам»;

030203000 «Расчеты по начислениям на оплату труда»;

030204000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи»;

Перечень необходимых документов для начисления заработной платы:

—  приказ руководителя учреждения о зачислении, или перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами и ставками заработной платы;

 - табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы ф. 421 (0504421 по ОКУД);

   - другие документы.

 -  Порядок ведения табеля учета рабочего времени.

Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги ведется в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками либо в Карточке учета средств и расчетов.

Аналитический учет расчетов по оплате труда и стипендиям ведется в Журнале операций расчетов по оплате труда.

Аналитический учет расчетов по оплате пенсий, пособий и иных социальных выплат ведется в Журнале по прочим операциям либо в Карточке учета средств и расчетов.

Список используемых источников

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации, приня­тый Госдумой РФ 17.07.1998 г., с учетом последующих изменений и дополнений на 31.12.2005 г..

2.     Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных уч­реждениях, утвержденная приказом Минфина РФ от 26.08.2004 г. № 70н.

3.     Инструкция о годовой, квартальной и месячной бух­галтерской отчетности бюджетных учреждений и иных орга­низаций, получающих финансирование из бюджета в соот­ветствии с бюджетной росписью, утвержденная приказом Минфина РФ от 15.06.2000 г. № 54н, с учетом изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 10.09.2001 г. № 73н.

4.     План счетов по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.

5.     Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1,2 с изменениями на 31.12.2005 г.

6.     Кризис федерального бюджета как зеркало российской экономики», «Банковское дело №6, 2003 -65 С.

7.     Астахов В. П. «Бухгалтерский (финансовый) учет». Учебное пособие. М., «Экспертное бюро», М., «Экспертное бюро» Приор, 2000- 525 С.

8.     Астахов В. П. «Теория бухгалтерского учета». М., «Эк­спертное бюро, 1997- 641 С.

9.     Бизнес-план. Методические материалы. / Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова. – М., 2002. – 254 с.

10.      Бюджет//ж-л «Библиотека журнала «Бухгалтерский учет» №15, 2005-54 С.

11.      Бюджет//ж-л «Библиотека журнала «Бухгалтерский учет» №3, 2004 – 37С.

12.      Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. Проф. Г.Б. Поляка.   -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 89С.

13.      Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 2004 – 784 С.

14.      Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. «Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности». М., 1999- 152 С.

15.      Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА, 2002.-527 с.

16.      Задорнов М.М. «Бюджет жесткий, но реальный»// Финансы.- 2002.- N 3с.3

17.      Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации// Финансы.-2002.- N 1 - с.6

18.      Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – Спб: Питер, 2001. – 208 с.: ил.

19.      Миловицина Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов. – Спб: Питер, 2005. – 208 с.: ил.

20.      Ивантер А. «На пол пути к оживлению» // Эксперт – 2001. - №46.с.10

21.      Игонина Л.Л. Муниципальные финансы.: М.: Экономисть, 2003. – 330 с.,

22.      Игонина Л.Л. Муниципальные финансы.: М.: Экономисть, 2003. – 330 с.

23.      Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг.», «Вопросы экономики» №2, 2000- 129 С.

24.      Ковалев А.П. «Финансовый анализ» / М.:  финансы и статистика, 2004- 84 С.

25.      Ковалев В.В. Финансы: Учебник. – М.: ПБОЮЛ, 2001 – 256 С.

26.      Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,2003 – 657 С.

27.      Колчина Н.В. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001 – 450 С.

28.      Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. – М.: Главбух, 1998 – 210С.

29.      Кондраков Я. П., Кондраков ИЛ. «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях». - М., «Проспект» - 2001 -450 С..


[1] Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ВЗФЭИ, 2003. – 525с.

[2] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 640 с. (Серия «Высшее образование»).

[3] Годовой отчет: Практическое пособие по составлению и сдаче годового отчета. – М.; Главбух, 2005.

[4] Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ВЗФЭИ, 2003.

[5] Парушина Н.В Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет. – 2002. – № 4.

[6] Годовой отчет: Практическое пособие по составлению и сдаче годового отчета. – М.; Главбух, 2005.