Содержание

1. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов. 3

2. Нормируемые характеристики средств измерения: определенные виды, краткая характеристика. Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности. 7

3. Задача. 13

Список литературы.. 15

1. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов

Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ.[1]

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.[2]

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти, экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:

-             обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;

-             финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

-             документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента в соответствии с пунктом 3 статьи 9 ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ;

-             документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;

-             перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением документов направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте во втором чтении.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании проект федерального закона о техническом регламенте в течение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Порядок опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте и размер платы за его опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации не позднее чем за месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во втором чтении. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство Российской Федерации обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

2. Нормируемые характеристики средств измерения: определенные виды, краткая характеристика. Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности

Метрологические свойства СИ – это свойства, влияющие на результат измерений и его погрешность. Показатели метроло­гических свойств являются их количественной характеристикой и называются метрологическими характеристиками.

Метрологические характеристики, устанавливаемые НД, на­зывают нормируемыми метрологическими характеристиками.

Все метрологические свойства СИ можно разделить на две группы:

1) свойства, определяющие область применения СИ;

2) свойства, определяющие качество измерения[3].

К основным метрологическим характеристикам, определя­ющим свойства первой группы, относятся диапазон измерений и порог чувствительности.

Диапазон измерений – область значений величины, в преде­лах которых нормированы допускаемые пределы погрешности. Значения величины, ограничивающие диапазон измерений сни­зу или сверху (слева и справа), называют соответственно ниж­ним или верхним пределом измерений.

Порог чувствительности – наименьшее изменение измеряе­мой величины, которое вызывает заметное изменение выходно­го сигнала. Например, если порог чувствительности весов ра­вен 10 мг, то это означает, что заметное перемещение стрелки весов достигается при таком малом изменении массы, как 10 мг.

К метрологическим свойствам второй группы относятся три главных свойства, определяющих качество измерений: точ­ность, сходимость и воспроизводимость измерений.

Наиболее широко в метрологической практике использует­ся первое свойство — точность измерений. Рассмотрим его наи­более подробно. Точность измерений СИ определяется их по­грешностью.

Погрешность – это разность между показаниями СИ и ис­тинным (действительным) значением измеряемой физической величины. Поскольку истинное значение физической величины неизвестно, то на практике пользуются ее действительным зна­чением. Для рабочего СИ за действительное значение принима­ют показания рабочего эталона низшего разряда (допустим, 4-го), для эталона 4-го разряда, в свою очередь, – значение физи­ческой величины, полученное с помощью рабочего эталона 3-го разряда. Таким образом, за базу для сравнения принимают зна­чение СИ, которое является в поверочной схеме вышестоящим по отношению к подчиненному СИ, подлежащему поверке:

,

где  – погрешность поверяемого СИ;

 –  значение той же самой величины, найденное с помощью поверяемого СИ;

– значение СИ, принятое за базу для сравнения, т.е. действитель­ное значение.

Погрешности СИ могут быть классифицированы по ряду признаков, в частности:

по способу выражения – абсолютные, относительные;

по характеру проявления – систематические, случайные;

по отношению к условиям применения – основные, допол­нительные.

Наибольшее распространение получили метрологические свойства, связанные с первой группировкой – с абсолютными и относительными погрешностями.

Точность измерений СИ – качество измерений, отражающее близость их результатов к действительному (истинному) значе­нию измеряемой величины. Точность определяется показателя­ми абсолютной и относительной погрешности.

Определяемая по формуле ∆ХП является абсолютной по­грешностью. Однако в большей степени точность СИ характе­ризует относительная погрешность (δ), т.е. выраженное в про­центах отношение абсолютной погрешности к действительно­му значению величины, измеряемой или воспроизводимой данным СИ:

Точность может быть выражена обратной величиной отно­сительной погрешности – 1/5. Если погрешность 5 = 0,1% или 0,001 = , то точность равна 103.

В стандартах нормируют характеристики точности, связан­ные с другими погрешностями.

Систематическая погрешность – составляющая погрешно­сти результата измерения, остающаяся постоянной (или же за­кономерно изменяющейся) при повторных измерениях одной и той же величины. Ее примером может быть погрешность граду­ировки, в частности погрешность показаний прибора с круго­вой шкалой и стрелкой, если ось последней смещена на некото­рую величину относительно центра шкалы. Если эта погреш­ность известна, то ее исключают из результатов разными способами, в частности введением поправок[4].

При нормировании систематической составляющей погреш­ности СИ устанавливают пределы допускаемой систематичес­кой погрешности СИ – конкретного типа – Д. Величина сис­тематической погрешности определяет такое метрологическое свойство, как правильность измерений СИ.

Случайная погрешность – составляющая погрешности ре­зультата измерения, изменяющаяся случайным образом (по зна­ку и значению) в серии повторных измерений одного и того же размера величины с одинаковой тщательностью. В появлении этого вида погрешности не наблюдается какой-либо закономер­ности. Они неизбежны и неустранимы, всегда присутствуют в результатах измерения. При многократном и достаточно точ­ном измерении они порождают рассеяние результатов.

Характеристиками рассеяния являются средняя арифмети­ческая погрешность, средняя квадратическая погрешность, раз­мах результатов измерений. Поскольку рассеяние носит вероят­ностный характер, то при указании на значения случайной по­грешности задают вероятность.

Выше были подробно рассмотрены характеристики точнос­ти результатов измерений. Рассмотрим два других свойства, определяющих качество измерений, — сходимость и воспроиз­водимость результатов измерений.

Сходимость результатов измерений – характеристика каче­ства измерений, отражающая близость друг к другу результа­тов измерений одной и той же величины, выполненных повтор­но одними и теми же средствами, одним и тем же методом, в одинаковых условиях и с одинаковой тщательностью.

Высокая сходимость результатов измерения очень важна при оценке показателей качества товаров, приобретаемых потреби­телем в виде партии (см. выше пример с керамической плиткой).

Воспроизводимость результатов измерений – повторяе­мость результатов измерений одной и той же величины, полу­ченных в разных местах, разными методами, разными операто­рами, в разное время, но приведенных к одним и тем же условиям измерений (температуре, давлению, влажности и др.).

Например, в стандарте на методы определения плотности молока воспроизводимость регламентируется в следующей фор­ме: допускаемое расхождение между результатами определения плотности молока одним типом ареометра в различных услови­ях (в разное время, в разных местах и разными операторами) не должно превышать 0,8 кг/м3.

В процедурах сличения результатов анализа качества одно­типной продукции в разных лабораториях рекомендуется  оценивать воспроизводимость по методике, изложенной в сле­дующем примере.

Номенклатура нормируемых метрологических характерис­тик СИ определяется назначением, условиями эксплуатации и многими другими факторами. У СИ, применяемых для высоко­точных измерений, нормируется до десятка и более метрологи­ческих характеристик в стандартах технических требований (технических условий) и ТУ. Нормы на основные метрологичес­кие характеристики приводятся в эксплуатационной докумен­тации на СИ. Учет всех нормируемых характеристик необхо­дим при измерениях высокой точности и в метрологической практике. В повседневной производственной практике широко пользуются обобщенной характеристикой – классом точности. Класс точности СИ – обобщенная характеристика, выра­жаемая пределами допускаемых (основной и дополнительной) погрешностей, а также другими характеристиками, влияющи­ми на точность. Классы точности конкретного типа СИ уста­навливают в НД. При этом для каждого класса точности уста­навливают конкретные требования к метрологическим харак­теристикам, в совокупности отражающим уровень точности СИ данного класса. Например, для вольтметров нормируют предел допускаемой основной погрешности и соответствующие нор­мальные условия; пределы допускаемых дополнительных по­грешностей; пределы допускаемой вариации показаний; невоз­вращение указателя к нулевой отметке. У плоскопараллельных концевых мер длины такими характеристиками являются пре­делы допускаемых отклонений от номинальной длины и плоскопараллельности; пределы допускаемого изменения длины в течение года. У мер электродвижущей силы (нормальных эле­ментов) нормируют пределы допускаемой нестабильности ЭДС в течение года.

Присваиваются классы точности СИ при их разработке (по результатам приемочных испытаний). В связи с тем, что при эк­сплуатации их метрологические характеристики обычно ухуд­шаются, допускается понижать класс точности по результатам поверки (калибровки).

Итак, класс точности позволяет судить о том, в каких преде­лах находится погрешность измерений этого класса. Это важно знать при выборе СИ в зависимости от заданной точности из­мерений.

В качестве примера нормируемой метрологической характеристики  можно рассмотреть процесс осуществления количественной оценки сходимости с по­мощью разных показателей, которая проводится на моем предприятии. В стандартах на методы опре­деления химического состава мяса сходимость указывается в различной форме: при определении нитрита за результат ана­лиза принимают среднее арифметическое из двух параллельных определений при расхождении по отношению к среднему не бо­лее 10% при Р= 0,95; при определении азота разница между ре­зультатами двух определений, выполненных одновременно или с небольшими промежутками времени одним и тем же химиком-аналитиком, не должна превышать 0,10 г азота на 10 г образца.

3. Задача

При осуществлении государственного контроля (ГКиН) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов госинспектором было обнаружено в универмаге:

-             Кожаные женские сапоги имеют неодинаковую высоту между полупарами;

-             Стеклянная посуда имеет сколы;

-             Платья имеют несовпадение крупного ярко выраженного рисунка материала;

-             Игрушки имеют острые кромки;

-             Трикотажные жакеты имеют поднятые петли с закреплением;

-             Меховые головные уборы имеют неустойчивую окраску волосяного покрова к трению.

Правильны ли действия госинспектора, выдавшего предписание о запрете реализации всей проверенной продукции и постановление о наложении штрафа? Ответ аргументируйте.

Решение:

В данной ситуации явно видно, что в универмаге есть товар на реализацию, который не соответствует обязательным требованиям к качеству товара.

В этом случае государственный контроль должен руководствоваться статьей 40 ФЗ «О защите прав потребителей».

Согласно данной статье государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:

-             выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

-             в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей.

Таким образом, запрет реализации всей проверенной продукции – это правильное действие инспектора.

Выдача постановления о наложении штрафа не входит в права госинспектора, поэтому он не вправе налагать этот штраф.

 

Список литературы

1.           Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ. – Справочная система Гарант.

2.           Закон «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 года N 4871-1 (ред. от 10.01.2003). – Справочная система Гарант.

3.           Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 21.12.2004). – Справочная система гарант

4.           Постановление «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» от 10 мая 2000 г. N 26. – Справочная система Гарант.

5.           Постановление «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» от 21 сентября 1994 г. N 15. – Справочная система Гарант.

6.           Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. 

7.           Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М, 2005.

8.           Девид Б. Основы управления качеством. – СПб: Питер, 2005.

9.           Иванченко Г.Н. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

10.      Козлов А.Л. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – М.: Юрайт-издат, 2004.


[1] Девид Б. Основы управления качеством. – СПб: Питер, 2005. – с. 117.

[2] Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М, 2005. – с. 76.

[3] Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. – М.: Юрайт, 2001. с. 96.

[4] Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. – М.: Юрайт, 2001. с. 98.