Оглавление
Теоретическая часть. 4
1. Сущность кадровой политики, адаптация работников на предприятии. 4
Практическая часть. 8
1. Должностная инструкция на предприятии. 8
2. Должностная инструкция по ГОСТу Р6.30-2003. 13
Заключение. 18
Список используемой литературы.. 19
Введение
Производство каждой страны и каждой отрасли зависит от ряда факторов. Сфера образования, как и любая другая отрасль народного хозяйства, существует в прямой зависимости от этих факторов. Одним из важнейших факторов, влияющих на уровень производительности труда, а, следовательно, и эффективности производства, являются кадры (персонал) предприятия. Кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств.
Так как же заставить рабочую силу работать наиболее эффективно? Ответ на этот вопрос лежит в основе любой кадровой политики. И на первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования рабочей силы, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата является той причиной, которая приводит работника на его рабочее место. Это наиболее сильный мотивирующий фактор.
Ведь все в конечном итоге зависит от людей, от их квалификации, умения и желания работать. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить.
Цель данной работы - изучение вопросов, связанных с кадровой политикой.
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность кадровой политики;
2. оценка кадровой политики на предприятии;
3. составить действующую должностную инструкцию.
Теоретическая часть
1. Сущность кадровой политики, адаптация работников на предприятии
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика - это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
Главным объектом кадровой политики предприятия является - персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры - это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства[1].
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
2. Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой - динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированны на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.
3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Она может быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести.
Кадровая политика носит и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач.
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.
Понятие адаптация происходит от лат. adapto приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде.
Трудовая адаптация это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива), тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.
Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к предприятию, а оно исходя из своих целей и задач предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и предприятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.
Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности. Трудовая адаптация может быть первичной при первоначальном вхождении работника в производственную среду и вторичной при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях среды. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной, культурно-бытовой и психофизической адаптацией.
Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Проявляется в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей и творчества в труде.
Итак, подведем итоги.
Таблица 1
Определение и сущность понятия кадровой политики и адаптации работников
№ |
Автор |
Определение |
1 |
Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. - М.: изд-во «Экономика», 2005. - 150с. |
Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. |
2 |
Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. - 501с. |
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы. |
3 |
Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005. - 384с. |
Понятие адаптация происходит от лат. adapto приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде. |
4 |
Управление персоналом / Под ред. А.Я Кибанова и Л.В. Ивановской. - М.: ПРИОР, 2005. - 352с. |
Трудовая адаптация это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. |
5 |
Управление персоналом / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. М.: "Издательство Приор", 2006. - 432с. |
Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. |
Практическая часть
1. Должностная инструкция на предприятии
Решив, что из себя будет представлять работа и сколько сотрудников на какие должности необходимо принять, следует приступать к разработке документации. Исследователи этого вопроса советуют начинать с разработки должностных инструкций.
Зачастую российские фирмы и организации пренебрегают таким элементом управления, как должностная инструкция. Вместе с тем, этот источник является крайне необходимым и полезным в организации работы команды. Во-первых, должностные инструкции дают четкое представление об обязанностях и ответственности сотрудников. Во-вторых, с помощью инструкций можно избежать чехарды с дублированием рабочих обязанностей.
Следует иметь в виду, что должностная инструкция может служить реальным инструментом управления лишь в том случае, если она была разработана на основе неформального отношения к этому документу, а не взята из справочника типовых документов.
Прежде всего, при разработке должностных инструкций необходимо учитывать, что данный документ должен быть более информативным и полезным для управления, чем простое перечисление направлений деятельности сотрудника. Типичная ошибка менеджеров российских компаний при разработке должностных инструкций заключается в ограничении их рамками обязанностей сотрудника.
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ФИЛИАЛ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
СВОБОДНЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Локомотивное депо Магдагачи
Утверждаю:
Начальник локомотивного депо ст.
Магдагачи В.П. Новиков
«----- «------------------------- 200---г.
Должностная инструкционная карточка.
Должность, место работы |
Ф.И.О. работника |
Специалист по управлению персоналом . Отдел кадров локомотивного депо. |
Шкуропацкая Марина Васильевна |
Кого замещает |
Кем замещается |
Специалиста отдела кадров |
Специалистом отдела кадров |
Общие положения.
-
квалификационные
требования- высшее, ХабИИЖТ в
- подчинения- заместителю начальника депо по кадрам и социальным вопросам
- порядок назначения на должность и освобождения от нее- приказом начальника депо
- наименование должностных лиц, которым подчиняется сотрудник- заместителям начальника депо ,начальнику депо
- перечень структурных подразделений и отдельных сотрудников, непосредственно подчиненных данному сотруднику по службе (если таковые имеются);
- специальные знания (компьютерные навыки, владение иностранными языками и т.п.).
1. Должностные обязанности.
Должностные обязанности |
Примерное распределение затрат рабочего времени ( % ) |
1. Составление годового списка, ежемесячного приказа на прохождение мед. освидетельствования работников, связанных с движением поездов пр.6ц, контроль за прохождением мед. осмотра. |
|
2. Работа с инженером по подготовке кадров (составление планов по повышению квалификации специалистов, руководителей депо, проверка,анализ планов по повышению квалификации ) |
|
3. Разработка резерва на замещение руководителей и специалистов, выдача отчетности |
|
4.Ведение приема, увольнения, перемещения работников( приказы, занесение в трудовую книжку,книгам личного состава ,по личным делам) |
|
5.Работа с приказом МПС 911 по талонам безопасности локомотивным бригадам (выдача, контроль, отчет) |
|
6. Работа с военноучетным бюро, военкоматом ( доставка повесток, выдача отчетности , подготовка документов на бронирование) |
|
6. Работа с программой АРМ –кадры |
|
7.Своевременное направление работников депо на инструктажи по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарному минимуму, контроль за личной карточкой по охране труда, технике безопасности |
|
8.подготовка и оформление приказа за непрерывный стаж работы ( по 027 тшифру) |
|
9.Представление работников на награждение ( оформление, регистрация , контоль) |
|
10. Работа с билетным бюро ст.Магдагачи |
|
11.Выдача справок о трудовой деятельности |
|
12.обработка документов по кругу должностных обязанностей , раскладка по личным делам |
|
13. работа с формулярами локомотивных бригад, контроль проверка у дежурного по депо |
|
14. Подготовка документов на аттестационную комиссию. |
|
15. Работа с кадрами Сковородино |
|
16.Ведение отчетности по приказам личного состава с ВЦ дороги ( составление карчотки справки 8320, отчетности 4803,4804,) |
|
17.Работа с фондом «Почет»,»Благосостояние»,пенсионерами ТЧ-9 |
|
18. Выдача оперативной отчетности по отделу кадров |
2. Права:
- оперативно информировать администрацию о выявлении нарушений трудовой и производственной дисциплины,
- вносить предложения начальнику локомотивного депо в кругу должностных обязанностей,
- пользоваться телефонной связью.
3. Ответственность.
Несет ответственность за исполнение Трудового Кодекса РФ и коллективного договора предприятия, приказов ОАО « РЖД « , ЦТ, Т, НОД, ТЧ, действующих инструкций, указаний.
4. Взаимоотношения.
Выполняет указания заместителя начальника депо по кадрам и социальным вопросам, работает с руководителями структурных подразделений.
5. Должна знать:
Положения о дисциплине работников ж. д. Транспорта, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих организаций, нормативные материалы по вопросам подготовки и повышения кадров, перспективы развития предприятия, порядок разработки планов подготовки и повышения кадров, формы учета документов по работе с кадрами, порядок составления смет затрат на подготовку и повышений с преподавателями и инструкторами, условия материального обеспечения кадров, направляемых на обучение с отрывом от производства, систему оплаты труда. Основы педагогики и психологии, основы экономики, организация производства труда и управления, кодекс законов о труде РФ, правила и нормы производственной санитарии, правила техники безопасности и нормы по охране труда, положение о рабочем времени и времени отдыха работников ж. д. Транспорта, порядок назначения и выплаты государственной пенсии, отраслевой пенсии « Благосостояние «, организацию учета движения кадров, прием, увольнение, перемещение, ведение и хранение личных дел, трудовых книжек, работу «АСУ-кадры «
Начальник локомотивного депо Магдагачи ______________ ________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
___________________
(дата)
С инструкцией ознакомлен ______________ ________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
___________________
2. Должностная инструкция по ГОСТу Р6.30-2003
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА РАБОТУ С КАДРАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Ответственного за работу с кадрами.
1.2. Ответственный за работу с кадрами назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Генерального директора.
1.3. Ответственный за работу с кадрами подчиняется непосредственно Генеральному директору.
1.4. На должность Ответственного за работу с кадрами назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.
1.5. Ответственный за работу с кадрами должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя, в том числе уметь пользоваться специальными компьютерными программами.
1.6. Ответственный за работу с кадрами должен знать:
- законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, касающиеся работы предприятия торговли;
- законодательство о труде, в том числе права и обязанности работников, режим их работы;
- формы, виды и методы профессионального обучения, методы планирования подготовки повышения квалификации кадров, порядок работы с кадрами, подготовки кадров и повышения квалификации работников, условия материального обеспечения работников, направляемых на обучение;
- порядок избрания (назначения на должность);
- порядок ведения отчетности по кадрам предприятия;
- основы психологии и социологии труда;
- структуру управления предприятия;
- основы экономики, организации труда и управления;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда;
- правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности, гражданской обороны.
1.7. Ответственный за работу с кадрами должен обладать организаторскими способностями, коммуникабельностью, должен быть энергичен и позитивно настроен.
1.8. В период временного отсутствия Ответственного за работу с кадрами его обязанности возлагаются на ___________________________.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Ответственный за работу с кадрами:
2.1.1. Выполняет работу по комплектованию предприятия кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации.
2.1.2 Принимает участие в работе по подбору, отбору, расстановке кадров.
2.1.3. Проводит изучение и анализ должностной и профессионально - квалификационной структуры персонала предприятия, установленной документации по учету кадров, связанной с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников, результатов аттестации работников и оценки их деловых качеств с целью определения текущей и перспективной потребности в кадрах, подготовки предложений по замещению вакантных должностей и созданию резерва на выдвижение.
2.1.4. Участвует в изучении рынка труда для определения источников удовлетворения потребности в кадрах, установления и поддержания прямых связей с учебными заведениями, контактов с предприятиями аналогичного профиля.
2.1.5. Информирует работников предприятия об имеющихся вакансиях.
2.1.6. Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов по труду.
2.1.7. Осуществляет контроль за расстановкой молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью, проведением их стажировок, принимает участие в работе по адаптации вновь принятых работников к производственной деятельности.
2.1.8. Участвует в подготовке предложений по развитию персонала, планированию деловой карьеры, обучению и повышению квалификации кадров, а также в оценке эффективности обучения.
2.1.9. Принимает участие в организации работы, методическом и информационном обеспечении квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий, оформлении их решений.
2.1.10. Анализирует состояние трудовой дисциплины и выполнение работниками предприятия Правил внутреннего трудового распорядка, движение кадров, участвует в разработке мероприятий по снижению текучести и улучшению трудовой дисциплины.
2.1.11. Контролирует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников, выдачу справок об их настоящей и прошлой трудовой деятельности, соблюдение правил хранения и заполнения трудовых книжек, подготовку документов для установления льгот и компенсаций, оформления пенсий работникам и другой установленной документации по кадрам, а также внесение соответствующей информации в банк данных о персонале предприятия.
2.1.12. Контролирует составление графиков сменности и выходов на работу работников предприятия, графиков очередных отпусков.
2.1.13. Составляет установленную отчетность.
2.1.14. Бережет имущество предприятия, не разглашает информацию и сведения, являющиеся коммерческой тайной предприятия.
2.1.15. Не дает интервью, не проводит встреч и переговоров, касающихся деятельности предприятия, без разрешения его руководства.
2.1.16. Соблюдает сам и контролирует соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены, требований противопожарной безопасности, гражданской обороны.
2.1.17. Способствует созданию благоприятного делового и морального климата на предприятии.
3. ПРАВА
3.1. Ответственный за работу с кадрами имеет право:
3.1.1. Давать распоряжения и указания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.1.2. Требовать от работников предоставления документов, необходимых для учета кадрового состава предприятия и предусмотренных действующим трудовым законодательством.
3.1.3. Вносить предложения администрации предприятия по улучшению работы, относящейся к функциональным обязанностям Ответственного за работу с кадрами и всего предприятия в целом.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
4.1. Ответственный за работу с кадрами несет ответственность:
4.1.1. За невыполнение своих функциональных обязанностей.
4.1.2. За недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения.
4.1.3. За невыполнение приказов, распоряжений Генерального директора.
4.1.4. За нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.
4.1.5. За разглашение коммерческой тайны.
4.1.6. За несохранность, порчу товаров и иных материальных ценностей, если несохранность, порча произошли по вине Ответственного за работу с кадрами.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы Ответственного за работу с кадрами определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
Заключение
Чтобы получить удовлетворение от своего труда, гражданин должен быть свободен в выборе работы, а его труд - быть престижным в социальном плане. Только такой подход может обеспечить повышение эффективности труда, который в наибольшей степени обеспечит соответствие политики занятости с политикой по стабилизации экономики и ее росту.
Необходимо создать концепцию кадровой политики, определяющую основные положения деятельности вуза по работе с персоналом:
- создание единых принципов стратегического управления и развития персонала в отрасли;
- внедрение новых методов и систем подготовки и переподготовки персонала;
- разработка экономических стимулов и социальных гарантий;
- защита прав и гарантий работников, работа с представителями трудового коллектива;
- подготовка нормативных и методических материалов обеспечения высокого уровня управления кадрами.
Только зная факторы готовности работника к уходу с предприятия, можно определить, чем вызвано его неудовлетворение местом работы и как снизить степень этой неудовлетворенности, предотвратив тем самым увольнение. Таким образом, основой управления персоналом является установление закономерностей процесса текучести кадров. Знание этих закономерностей дает возможность определить наиболее эффективные управленческие воздействия.
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотрена сущность кадровой политики;
2. оценена кадровая политика на предприятии;
3. сделана практическая часть работы – составлена должностная инструкция.
Список используемой литературы
1. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. - М.: изд-во «Экономика», 2005. - 150с.
2. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2004.-567с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. - 501с.
4. Делопроизводство, практическое пособие, ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», М.: Инфра-М, 2002. -170с.
5. Кудряев В.А. Организация работы с документами. Учебник для вузов. – М.: Стандарт, 2004. – 245с.
6. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005. - 384с.
7. Управление персоналом / Под ред. А.Я Кибанова и Л.В. Ивановской. - М.: ПРИОР, 2005. - 352с.
8. Управление персоналом / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. М.: "Издательство Приор", 2006. - 432с.
[1] Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. - М.: изд-во "Экономика", 2005. - 50с.