Содержание

Введение.. 3

1. Детерминанты девиантного поведения. 5

1.1. Биологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения  10

1.2. Социологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения  12

1.3. Психологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения  16

2. Проблемы развития детей - сирот в условиях детского дома. 21

3. Социализация воспитанников детского дома как условие профилактики девиантного поведения. 27

Заключение.. 34

Список литература.. 35

Введение

За последнее десятилетие в России резко увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей изъятых из семей вследствие лишения родителей родительских прав. Число учреждений общественного воспитания выросло так быстро, что система образования не успела обеспечить их специально подготовленными, профессионально обученными кадрами.

Чаще всего с воспитанниками работают вчерашние воспитатели детских садов, учителя-предметники и даже просто случайные люди. При этом известно, что контингент этих детей совершенно особый. Все они имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность.

Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Научно-практические исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, свидетельствуют: проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии воспитанников-сирот, отсутствие в «сиротских» учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей, порождают серьезные проблемы в их социальном и личностном развитии. Для них характерна неадекватная самооценка, сниженный по сравнению с другими детьми уровень учебной и познавательной мотивации[1].

Дети – сироты чаще подвержены различным формам девиантного поведения.

Сегодня изучение девиантного поведения является  междисциплинарной проблемой, решаемой в рамках генетики, биологии, психофизиологии, неврологии, психиатрии, и собственно психологии. На стыке этих и ряда других наук в настоящее время активно формируется новый междесциплинарный подход - девиантология.

Проблема социальных отклонений является одной из ключевых в практике социальной работы. Социальная диагностика, социальная коррекция и терапия социальных отклонений невозможна без глубокого знания и понимания психологических механизмов формирования девиантного поведения.

На сегодняшний день в работе учреждений интернатного типа, остается актуальной проблема проектирования и организации необходимых условий для успешной адаптации и развития воспитанников, включающая деятельность по их социально-педагогической реабилитации и профилактики девиантного поведения.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Социальная работа с детьми сиротами по предупреждению девиантного поведения»» актуальной и своевременной.

Цель работы: Проанализировать проблемы социальной работы с детьми сиротами по предупреждению девиантного поведения.

Исходя из поставленной цели работы, можно сформулировать следующие задачи:

Изучить детерминанты девиантного поведения и рассмотреть объяснение причин его происхождения.

Рассмотреть проблемы развития детей – сирот в условиях детского дома.

Рассмотреть процесс социализации воспитанников детского дома как условие профилактики девиантного поведения. 

1. Детерминанты девиантного поведения

Девиантное поведение определяется множеством взаимозависимых и взаимообусловливающих друг друга.

Изучение социальных факторов позволяет выявить процессы функционирования общества, потенциально обусловливающие девиантное поведение. В социологии они впервые стали непосредственно рассматриваться в рамках теории аномии, разработанной Э. Дюркгеймом. Аномия, по Дюркгейму, возникает при переходе от традиционного к промышленному обществу вследствие разрушения традиционных норм. В обществе может существовать и слишком много нормативных систем, в которых индивидам и группам трудно ориентироваться и которые не дают ясных стандартов поведения.

Социальное неравенство проявляется, прежде всего, в возможности удовлетворения социальных потребностей: в престиже, статусе, самоутверждении. Это уже само по себе порождает неудовлетворенность и протестные реакции. Но главное заключается не в уровне удовлетворения потребностей, а в степени различий, в «разрыве» возможностей их удовлетворения для различных социальных групп. Чем больше эти различия, тем более вероятно проявление отклонений. Доказано также, что повышенная девиантность наблюдается в социальных группах, наиболее отчужденных от творческих видов труда, управления, духовных ценностей.

Существуют культуры и субкультуры, ценности и нормы которых довольно ясны, но по своему содержанию способствуют девиантному поведению. Э.Гидденс полагает, что большое количество тяжких преступлений в США можно объяснить общим влиянием «традиций первопроходцев» и существованием преступных субкультур в крупных городах.

А.Коэном выделяются целые районы, где преступность стала образом жизни, и где преступления совершаются не ради материальной выгоды, а для выражения протеста «респектабельному» обществу и отстаивания альтернативных ценностей.

Само собой разумеется, что преступные субкультуры по своему определению являются девиантными, однако в обществе могут существовать и другие субкультуры, ценности и нормы которых способствуют девиациям. Например, по мнению Т.Селлина и У.Миллера, существует ярко выраженная субкультура низших слоев, которая придает огромное значение таким ценностям, как готовность рисковать, выносливость, стремление к острым ощущениям, везение.

Социальные детерминанты девиаций рассматриваются и в политическом аспекте. Согласно концепции стигматизации Г.Беккера, подобно тому, как психиатры устанавливают правила, в соответствии с которыми люди могут быть признаны психически неполноценными, девиация становится девиацией только после принятия соответствующей социальной нормы (закона).

Социальные же нормы и санкции за их нарушение устанавливаются сильными (законодателями, богатыми, этническим большинством) для слабых и поэтому отражают структуру и содержание власти. Таким образом, власть является источником «ярлыков», которые «наклеиваются» на аутсайдеров для регуляции их поведения.

Подобного же мнения придерживается группа социологов, называющих себя радикальными криминологами (И.Тейлор, О.Турк, Дж.Янг и др.). Находясь на позициях марксизма, они рассматривают девиации как проявление классовой борьбы, а девиантов как бунтарей, выступающих против порочной системы капиталистического общества.

Социально-психологические детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.

Если же семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм. Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья - далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия» (А.Бандура) и социальным окружением.

Положение усугубляется тогда, когда агенты социализации сами являются девиантами. Подобные случаи рассматриваются в теории диффенцированной ассоциации (связи) Э.Сазерленда. С его точки зрения, образцы девиантного (криминального) поведения усваиваются точно так же, как и образцы конформного (законопослушного). На интенсивность формирования девиантных ценностей в большей степени влияют частота и продолжительность контактов с соответствующими образцами, а также возраст социализирующегося индивида.

Под биологическими предпосылками отклонений понимается, прежде всего, генетическая предрасположенность к ним. Наследственность обусловливает специфику ВНД, влияет на биологические мотивации удовлетворения потребностей, может нести в себе отклонения в соматическом или нервно-психическом развитии. Ряд исследований, проведенных на близнецах, достоверно показали, что эмоциональная устойчивость, отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям и др. передаются по наследству.

Ситуационные факторы на социальное поведение могут влиять двояко: они могут вынуждать и/или располагать к отклонениям. Поэтому выделим среди ситуационных факторы экстремальности и благоприятствующие факторы. С другой стороны, ситуационные факторы могут рассматриваться и на различных уровнях: социальном, групповом и индивидуальном.

Экстремальные условия – это различные бедствия и катастрофы, экологическое неблагополучие, военные действия, которые деформируют социальное поведение. Кроме того, в жизни каждого человека, случаются события, которые он субъективно оценивает как экстремальные.

Факторы, благоприятствующие девиантному поведению, также многообразны. Еще Э. Дюркгейм выявил влияние на суицидальное поведение таких факторов, как время суток, день недели и время года. На возможность совершения девиантных поступков влияют и другие обстоятельства «места и времени» (наличие других людей, характер их поведения, пол и физическое состояние «жертвы» и т.п.). Этими обстоятельствами в частности объясняется противоправное поведение в теории рационального выбора (Д.Корниш, Р.Кларк), в соответствии с которой почти все мелкие правонарушения и большинство крупных заранее не планируются. В благоприятствующих ситуациях люди, взвешивая обстоятельства, считают, что возможность слишком хороша, и идут на риск.

Возвращаясь к схеме детерминант девиантного поведения, следует сказать, что выделенные нами факторы воздействуют на формирование и функционирование психики индивидов и психологии групп. Влияя на психику индивидов, они могут приводить к психическому неблагополучию. Таким образом, девиантное поведение возможно как в психической норме, так и в патологии[2].

Пределом психической нормы являются акцентуации, представляющие собой чрезмерное усиление отдельных черт характера. Используя классификацию акцентуаций А.Личко, приведем примеры вероятных негативных девиаций у акцентуированных личностей. Так, для циклотимных, лабильных, астено-невротических и сенситивных личностей характерен истинный суицид, а для эпилептоидов и особенно истериков – демонстративный.

Гипертимные, неустойчивые и конформные личности могут участвовать в групповых правонарушениях, тогда как шизоиды, как правило, совершают их в одиночку. К агрессии склонны астено-невротические, шизоидные и эпилептоидные личности, к употреблению алкоголя и наркотиков – гипертимы, шизоиды и конформисты. В то же время психастеникам отклонения поведения не свойственны.

В целом акцентуации, хотя и могут затруднять, но не нарушают адаптацию личности к среде. Если же характер столь дисгармоничен, что адекватная адаптация невозможна, говорят о психопатиях, которые являются уже патологией психики. Акцентуации и психопатии (первые в психической норме, вторые в патологии) являются аномалиями психики, поскольку достаточно стабильны и не имеют начала, развития и завершения. Эти свойства присущи психическим расстройствам - неврозам и психозам. Конечно, поведение при психических расстройствах вообще не может быть адекватным, однако девиации в нашем понимании вызываются, прежде всего, компульсивными расстройствами при неврозах и синдромах навязчивых состояний.

Таким образом, девиантное поведение является сложной междисциплинарной проблемой и детерминируется множеством факторов. В динамическом аспекте их можно (в весьма упрощенном виде) рассмотреть следующим образом.

Исходным пунктом для большинства девиаций (хотя возможно и не самым значимым) являются биологические факторы. Затем в процессе социализации индивиды через функционирование социальных институтов, средства массовой информации, конкретных агентов социализации интериоризируют ценности и нормы культуры и субкультур референтных групп.

В случае отсутствия, противоречивости или девиантности норм социализация оказывается слабой, формируются особенности личности или психологии группы отклоняющейся направленности, могут проявиться и патологические особенности. В результате социальных потрясений могут наблюдаться также явления десоциализации и ресоциализации. (Последний процесс может быть в различной степени успешным.) Затем в определенных (благоприятных) ситуациях совершаются первичные, а затем и вторичные отклонения, приводящие к стойкой девиантности.

Различные виды девиаций сами могут обусловливать друг друга, хотя эти связи достаточно сложны. Нередко одно негативное явление усиливает другое: алкоголизация – хулиганство и некоторые насильственные преступления, наркотизация – корыстные, бюрократизм – должностные и хозяйственные.

Однако эмпирически установлены и обратные связи, когда, например, рост алкоголизации сопровождается снижением уровня преступности, а в обратной корреляционной зависимости находятся убийства и самоубийства. Таким образом, соотносясь не как причина и следствие, а как рядоположенные взаимосвязанные явления, различные девиации могут усиливать или ослаблять друг друга[3].

1.1. Биологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения

19 век ознаменован  описанием болезней, приводящих к отклонениям в поведении: хорея, меланхолия, невроз характера, социоаффективный психоз (Бомберг, 1840, Бирд, 1880, Кандинский В.Х., 1883 и др.).

Итальянский тюремный врач Чезаре Ломброзо, обнаружив связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами, считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу.

Так, «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть,  реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.

Э. Кречмер (1924), У.  Шелдон (1940) считали, что определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт.

Так, эндоморфу, человеку умеренной полноты, с мягким и несколько округлым телом, свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям.

Эктоморф,  отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Шелдон сделал вывод, что наиболее склонен к девиантному поведению мезоморф, чье тело отличается силой и стройностью. Он проявляет склонность к беспокойству, активен и не слишком чувствителен. Однако далеко не каждый  мезоморф ведет себя неподобающе, а другие типы обязательно законопослушны. Следовательно, подтверждается несостоятельность «антропологических» теорий преступности.

Уиткин (1976) и его коллеги, фокусируя внимание на аномалиях половых хромосом девианта, на материале исследования датской преступности обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом ХУУ наблюдается более высокий уровень правонарушений, чем среди людей, не обладавших дополнительными хромосомами. Возможно, однако, что необычная и даже пугающая внешность таких мужчин в какой-то мере способствует тому, что их арестовывают и признают виновными чаще, чем людей с заурядной внешностью.

Таким образом, биологическое объяснение, включая генетическую основу человека, особенности обменных процессов, специфику высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии, не учитывает тех индивидуальных случаев, когда физические признаки «свидетельствуют» о возможной девиации, а в реальной жизни этого не наблюдается.

Авторы психофизиологических концепций, придавая особое значение стабильным поведенческим компонентам, тесно связанным с генетическими, психофизиологическими характеристиками, практически не обращают внимания на изменчивость, ситуативность поведения (хотя еще Ломброзо выделил тип «случайных преступников»); не уделяют должного внимания волевым, личностным проявлениям индивида.

Следовательно, биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с другими - социальными или психологическими. Поэтому, хотя биологические концепции и были популярны в начале ХХ века, другие теории происхождения отклоняющегося поведения их постепенно вытеснили[4].

1.2. Социологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения

Если биологическое объяснение девиации связано с анализом природы девиантной личности, то социологическое объяснение фокусируется на социальных и культурных факторах, предопределяющих отклонения в поведении.

Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом (1897) в классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из ее причин явление, названное аномией (буквально «разрегулированность»). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей, нормы управляют их поведением. Следовательно, обычно люди знают, чего следует ожидать от других, и чего ждут от них. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах.

В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации, приводящих к подъему уровня самоубийств. Таким образом, «нарушение коллективного порядка» способствует девиантному поведению.

Так, аномия свойственна современному российскому обществу: значительная часть населения, не привыкшая к конкуренции и плюрализму, воспринимает происходящие в обществе события как нарастающий хаос и анархию. В.А. Парыгина (1995) отмечает, что в условиях рынка традиционные нормы регламентированного поведения не действуют, а новые образцы инновационного поведения не освоены.

Селлин (1938), занимаясь изучением поведения отдельных групп, нормы которых отличаются от норм остального общества и  не  соответствуют им, подчеркивал, что девиантность возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных полиция ассоциируется с карательной организацией, а законопослушные граждане считают ее службой по охране порядка и защите частной собственности. Член банды становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества, однако, он конформен по отношению к своей группе.

Роберт Мертон (1938) считал, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Так, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегать к незаконным способам - рэкету, спекуляции или торговле наркотиками.

Однако исследование,  проведенное Хинделангом (1973), показало, что слишком глубокая привязанность несовершеннолетних к сверстникам способствует правонарушениям, т.к. группы сверстников, действительно регулируя поведение своих членов, могут поощрять и преступное поведение.

Отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодежных группах, которые впервые возникли после второй мировой войны в европейских странах. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования.

Позднее такие формы отклоняющегося от нормы поведения стали присущи и нашему обществу.

Это движения хиппи, выдвигавших человеколюбивую систему ценностей («Творите любовь, а не войну»), но вызывавших неприятие и непонимание со стороны людей одеждой и ее атрибутами;

рокеров, учащихся с мотоциклами, носившихся на большой скорости по ночным улицам, оглушая жителей;

панков, стремившихся вызвать к себе отвращение окружающих (ярко расписывают лица, бреют головы, ходят в рваной одежде с собачьими ошейниками или цепями от унитаза на шее, используют грубый жаргон);

металлистов (агрессивный внешний вид, черная одежда, шипы, металлические украшения, исповедуют культ сатаны);

брейкеров и др.

Существующие различные неформальные группы нередко контактируют друг с другом; в них  тянутся «лохи», подростки, быстро впитывающие агрессивность (Н. Кофырин,  И.А. Невский, В.С. Овчинский, В.Ф. Пирожков,  А.П. Файн, Д.И. Фельдштейн и др.)[5].

Социологи указывают на то, что в современных условиях нарушена регулирующая и контролирующая роль социальных институтов; затруднено удовлетворение и нарушена иерархия жизненных  потребностей: физиологических, в самосохранении, признании и престиже, в самореализации. 

Это стало возможным потому, что социальные институты утратили свое предназначение - освобождать граждан от проявления беспорядочной активности, перенапряжения сознания в связи с беспрестанным принятием решений в ситуации нестабильности и неопределенности; перестали формировать потребности и интересы членов общества, их нормативные установки, образцы социальной деятельности  (Klages H., 1996).

В. Абрамкин, В. Чеснокова (2001) рассматривают в нашем обществе процесс распада групп родства, соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства.

Цилуйко М.В. (1998) отмечает негативное влияние средств массовой информации на пропаганду сексуальной распущенности среди молодежи. Л.Б. Филонов (1998) подчеркивает, что частотность сообщений о безнаказанности «заказных» убийств, о всесильности мафии, отсутствии реакции общества снижают чувствительность населения к отклонениям, а повторяющиеся конструкты закрепляются как наиболее целесообразные образцы поведения.

Рубан Л.С. (1999) считает, что нарушение социального контроля ведет к криминализации конфликтов.

Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствует расширению девиантного поведения. Рецидив массовой девиации в самой острой форме выступает как преступность, посягательство на социально-политические  и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан.

Социологические исследования показали, что в  процессе реформ у молодежи нашей страны произошли изменения ценностей. Значительно ослабло уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность». Возросло положительное отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание личности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность».

Подводя итоги исследований социологами причин отклоняющегося поведения взрослых и молодежи, следует отметить, что они недостаточно  учитывают психологические особенности личности.

Поскольку не каждая личность в период аномии становится преступной, придерживаясь общечеловеческих ценностей, или может характеризоваться другими видами девиантного поведения вследствие происходящих в обществе изменений, отклоняющееся поведение определяется, скорее всего, сочетанием отрицательных факторов внешней среды и психологических особенностей личности[6].

1.3. Психологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения

Психологический подход, часто применявшийся к анализу криминального поведения,  рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии.

Так, причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Однако во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от какого-то усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности.

Шуэсслер и Кресси (1950) проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, которая могла бы наблюдаться у всех преступников.

Американский психолог Г. Каплан на основе обобщения научных данных и собственного 10-летнего лонгитюдного исследования 9300 семиклассников определил, что пониженная самооценка и негативный Я-образ положительно коррелирует с 26 видами отклоняющегося от нормы поведения: нечестностью, членством в криминальных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением и различными психическими расстройствами.

Таким образом, было доказано, что психологические особенности тесно связаны с девиантным, отклоняющимся от принятых норм поведением.

Особое место среди разнообразных концепций девиантности занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является З. Фрейд. Основным источником отклонений в психоанализе считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру «Оно», и ограничениями, исходящими от «Я» и  «Сверх-Я».

Нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, уравновешивающих сферы сознания и бессознательного.   Фрейд также предположил, что либидо ищет выхода в любой творческой деятельности; человек стремится к свободе и самоутверждению. Однако свобода ограничивается вместе с развитием культуры. Подавление, вытеснение либидо ведет к сублимации сексуальной энергии, изменениям поведения вплоть до садизма и преступлений.

Неофрейдисты природу делинквентности рассматривают наряду с другими формами отклоняющегося поведения - неврозами, психастениями, сексуальными расстройствами, состояниями навязчивости, различными формами социальной дезадаптации личности, которую отличают чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности.

Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая в психоаналитических работах считается первопричиной насильственных преступлений. Агрессивную энергию разрушения вызывают врожденные неосознаваемые влечения: у Фрейда это - либидо; у А. Адлера - стремление к власти, превосходству над другими; у Э. Фромма - мазохистские стремления к смерти, страданию; у К. Хорни - стремление к безопасности, потребность в удовольствии; у В. Шутца - потребность в поддержке и одобрении со стороны ближайшего окружения. Однако дальнейшие исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить лишь на основе анализа психологических факторов.

Последователи Фрейда произвели социологическую модификацию классического психоанализа. Они считали, что все типы психических проявлений есть эффект погружения человека в определенную социокультурную среду (Фромм Э.). 

Так, главный акцент в психоаналитической теории Э. Эриксона обращен «эго-психологии», влиянию социума и культуры на формирование и развитие личности. К.Хорни, Г. Салливан, Д.Боулби видят причины отклонений в дефиците эмоциональных контактов, теплого общения с  матерью в первые годы жизни.

А. Адлер в качестве важнейшего фактора формирования личности выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают часто решающее влияние на возникновение отклонений. Например, гиперопека ведет к развитию мнительности, инфантильности и комплекса неполноценности. Таким образом, в исследованиях ученых психоаналитической ориентации большая роль отводится социальным, прижизненно действующим факторам.

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания  (Маслоу А., Рноблок П., 1973). А. Бандура (1969, 1970) считает, что агрессия есть результат искаженного процесса социализации, в частности, злоупотреблений родителей наказаниями, жестоким отношением к детям.

Представители бихевиоризма и необихевиоризма Б. Скиннер, Е. Торндайк, Д. Уотсон доказывают, что окружающая среда полностью определяет поведение человека: через научение человек овладевает опытом, последствия поведения определяют вероятность его повторения. Следовательно, внешние подкрепления модифицируют поведение и лидера, и девианта. Однако наука о программировании образа жизни потерпела крах, поскольку вступила в конфликт с самопознанием и саморазвитием личности.

В последние десятилетия на Западе получил широкое распространение эмпирический, феноменологический   подход к определению отклонений, использующий для их описания понятие синдрома - устойчивого образования в структуре личности - как одного из четырех типов аномалий.

Так, первый тип (синдром нарушений поведения), включает следующие симптомы: непослушание, вспыльчивость, деструктивность, безответственность, наглость и др.

Второй тип (нарушения личности) - тревожность, избегание общения, неразвитое самосознание, чувство нполноценности и пр.

Третий тип - незрелость - характеризуется следующими проявлениями: неуклюжесть, пассивность, мастурбация.

Четвертый (асоциальные тенденции) - прогулами, наличием плохих товарищей, преданностью асоциальным группам (Халлаган, Кауфман, 1978).

Г.М. Бреслав  (1990) отклоняющееся поведение считает следствием отклонений в формировании личности (ОФЛ) или патологии формирования личности как искажение нормы, представленное в психических заболеваниях. ОФЛ, являясь проявлением индивидуальности ребенка, при определенных условиях могут привести к девиациям поведения. В то же время они могут служить необходимым для ребенка этапом индивидуального развития и способствовать формированию здоровой личности.

Поскольку сущность девиации нельзя объяснить только на основе анализа психологических факторов - какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» или только следствием сложившихся обстоятельств, - в настоящее время большинство психологов и социологов считают продуктивным социально-личностный подход, основанный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и социальны причины девиаций.

Причем детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные (влияние условий среды) играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей (Белокобыльская С.А., Емельянов В.П., Коломинский Я.Л., Реан А.А., Тарарухин С.А. и др.).

Таким образом, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения.

Не случайно Ю.В. Кудрявцев (1990) отмечает, что «криминальная личность» отличается от личности с нормативным поведением не каким-то единственным качеством, а симптомокомплексом личностных особенностей, обусловливающих трансситуативное (личностно устойчивое) поведение, а также взаимодействием ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов.

При этом ситуации преступления (алкогольное опьянение, ссора, спровоцировавшая импульсивную агрессию) являются обычно катализатором, «пусковым механизмом» давно сформировавшихся тенденций личности[7].  

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику[8].

2. Проблемы развития детей - сирот в условиях детского дома

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере:

в нарушении социального взаимодействия;

неуверенности в себе;

снижении самоорганизованности;

целеустремленности;

недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»);

неадекватной самооценке;

неуверенности в себе;

неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.

Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям.

У других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Результаты психологического обследования, проведенные в 1996 году в детских домах, также свидетельствуют о значительных нарушениях эмоционально-волевой сферы воспитанников.

У большинства детей младшего школьного возраста выявлены различные нарушения эмоционального состояния: 28% находилось в состоянии повышенной эмоциональной напряженности, у 32% наблюдалось состояние психического утомления, примерно столько же детей находилось в состоянии эмоционального стресса.

Только у 20% детей отмечалось достаточно комфортное эмоциональное состояние. Общее снижение настроения, депрессивное состояние выявлены примерно у каждого третьего ребенка младшего школьного возраста.

У 20% детей младшего школьного возраста отмечались агрессивность, враждебность по отношению к окружающим, примерно у стольких же детей при столкновении с трудностями выявлены уход в себя, проявление пассивности и неготовности к активному разрешению конфликтов.

У большинства воспитанников-подростков наблюдались различные акцентуации характера при недостатке самоорганизованности и целеустремленности, снижении мотивации достижения и успеха, чувствительности к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению.

Для многих воспитанников старшей группы отмечались нарушения эмоциональных контактов с окружающими, недоверчивость, эмоциональная несдержанность и непродуктивная сверхактивность[9].

Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа.

Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка, лишенного родительского попечительства.

У воспитанников детских домов разрушено еще одно важное звено самосознания - звено психологического времени личности. Ребенок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального прошлого они часто не помнят, будущее для них неопределенно.

Свою половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает рано: на протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.

Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций.

Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия.

Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы.

Мальчики в детских домах лишены подчас возможности идентификации по полу, потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. В силу группового «мы» девочки заимствуют агрессивные формы поведения. Это форма выживания, это форма утверждения себя среди таких же обездоленных или среди чужих, которые оцениваются как «они».

Смутное представление о будущей половой роли в семье, отсутствие знаний о различиях полов, равнодушное отношение к своему внешнему виду затрудняют формирование эталонов, полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Искаженная и неполная идентификация с образом тела нарушает эмоционально-оценочное отношение к телу, создает одновременно гипертрофированную фиксацию на гениталиях и психологическую напряженность, связанную с этой фиксацией, что в дальнейшем может привести к неадекватному психосексуальному развитию и способствовать психологической незащищенности личности в целом.

Социальное пространство личности тесно связано с правами и обязанностями человека, с законами общества. Воспитанники детских домов, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр.

Социальная ситуация развития в условиях детского дома без родительской опеки, условия жизни (постоянное круглосуточное пребывание каждого ребенка среди детей и взрослых, скученность, отсутствие достаточных для уединения пространств в помещениях, отсутствие личных вещей и своего места), нарушения в сфере общения ребенка влияют на развитие его личности, искажают его представление о себе, отношение к самому себе, затрудняют осознание себя как личности.

Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.

В детских домах и школах-интернатах нередки онанизм, гомосексуализм и другие сексуальные отклонения. Это в числе прочих причин - деформированная компенсация недостающей любви, недостаточных положительных эмоций, нормального человеческого общения. Особая психологическая проблема - отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей.

У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность.

Формальное дисциплинирование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность еще одной волны отчуждения во взаимоотношениях со взрослыми.

Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.

Таким образом, существуют значительные проблемы развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности».

Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия[10].

Эти дети предрасположены к девиантному поведению, у них  масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей.

Для профилактики девиантного поведения у детей – сирот попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.

Нравственное развитие является одной из основных проблем полноценного личностного роста воспитанников. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.

Если воспитанники младшего возраста совершают те или иные аморальные поступки чаще всего по недомыслию, импульсивному желанию получить желаемое, слабо понимая чувства и желания окружающих, или из-за импульсивного желания отомстить обидчику, то проблемы нравственного развития воспитанников старшего возраста имеют более серьезный характер.

Большинство воспитанников-подростков имеют низкую моральную устойчивость, которая выражается в достаточно осознанном терпимом отношении к лицам, совершающим аморальные поступки и деяния, в нечестности, снижении социальной ответственности и отсутствии угрызений совести как внутреннего индикатора отклонения от нравственных норм.

Нравственное развитие воспитанников, хотя и является наиважнейшей составляющей позитивного развития личности, во многом зависит и является следствием нарушений общего интеллектуального и эмоционально-волевого развития личности[11].

3. Социализация воспитанников детского дома как условие профилактики девиантного поведения

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе.

Социализация личности является необходимым условием профилактики девиантного поведения.

Говоря о проблемах социализации воспитанников детских домов, мы имеем в виду преграды, которые мешают ребёнку-сироте, достичь социальной зрелости на каждом этапе возрастного развития, обрести необходимые личностные новообразования, освоить ведущий вид деятельности, разрешить основное личностное противоречие (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э. Эриксон).

Анализ психолого-педагогической литературы выявил ряд особенностей и личностных затруднений ребёнка-сироты, вызванные условиями его жизненной ситуации.

Американские учёные, занимающиеся социальной реабилитацией детей-сирот (И. Джоунс, Х. Вулли) выделяют следующие трудности детей, брошенных своими родителями:

Плохой самоконтроль – неумение концентрироваться, предвидеть результаты своих поступков, их влияние на других людей.

Низкая самооценка – дети не умеют принимать себя, их поступки не приносят им удовлетворения; они не умеют работать в одиночку и не считают, что способны измениться.

Не развитые коммуникативные умения ввиду недостатка доверия к другим людям, желания всё контролировать сами, и вместе с тем требовать повышенного внимания.

Бедность в эмоциональном выражении – не способность выражать чувства социально-приемлемым образом, эмоциональная глухота к чувствам других людей.

Трудности в развитии абстрактного мышления – дети-сироты с трудом прослеживают причинно-следственные связи, не умеют предвидеть или планировать, плохо воспринимают обобщённые понятия.

Плохая моторика, движения неловкие.

Данный список включает в себя затруднения, затрагивающие все аспекты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) развития, что говорит об общей задержке развития этих детей и его серьёзных деформациях. Дети-сироты к юношескому возрасту не осваивают практически ни одной из составляющих личностного саморазвития (Л.Н. Куликова), застревая на инфантильных ранних стадиях психического и интеллектуального развития.

Учёные Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко[12] указывают на то, что у детей-сирот наблюдаются значительные отклонения в поведении и в личностном развитии.

Им присущ комплекс нарушений социализации в различных сферах жизнедеятельности, что проявляется в девиантном поведении: неумение вести себя за столом, отсутствие навыков гигиены, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, искажение ценностных ориентаций, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, праздное времяпровождение, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность,  утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань).

Согласно ряду исследований (Куган Б.А., Клейберг Ю.А. Матейчек Л.) для выпускников интернатных учреждений характерны определённые искажения в общении с окружающими (с «чужими»), в том числе с взрослыми; преувеличена потребность во внимании и доброжелательности. Они испытывают острую нужду в человеческом тепле, ласке, положительных эмоциях и контактах. В отношениях с окружающими может сохраниться и в самостоятельной жизни некоторый иждивенческий подход, повышенная критичность и требовательность к другим людям.

Характерна определённая замкнутость пространства для общения, при котором обедняется его интимно-личностная сторона. Могут возникать проявления агрессии, усиливаются комплексы, отсутствует способность продуктивно решать конфликты, справляться со стрессами. Самооценка у этих детей часто заниженная, (отсюда – пессимизм, неверие в справедливость, повышенная ранимость и обидчивость). Страдает также эмоциональная сфера личности.

Таким детям сложно принимать себя, такими как есть, без оценки окружающими своих деловых качеств. Взрослая самостоятельная жизнь представляется им весьма проблематичной, а новые люди и отношения воспринимаются как чуждые и враждебные.

Ряд исследований[13] указывают на то, что дети, оставшиеся без попечения родителей проходят совершенно иной путь развития, чем дети из благополучных семей. Проживая в дисфункциональных семьях, они сталкиваются с множеством травмирующих ситуаций, стрессов, насилием (психическим, физическим, сексуальным) и эти ситуации не проходят для них бесследно, оставляя в психике ребёнка глубокий след. Социальные сироты, встречаясь с препятствиями на пути развития, часто прибегают к психологическим защитам в виде агрессивного и аддиктивного поведения, как усвоенным с раннего детства стереотипам поведения. Эти дети в играх и повседневной жизни прибегают к темам насилия, повторяют их многократно, пренебрегая запретами и социальными нормами.

Проанализировав ряд психолого-педагогических работ, мы пришли к выводу, что основной целью воспитательной системы детского дома, должна стать деятельность, направленная на прерывание порочного круга, когда не готовые к взрослой жизни подростки (семья, карьера, профессиональная и личностная самореализация) через несколько лет повторяют печальную судьбу в своих детях, тем самым, воспроизводя ситуацию социального сиротства.

Основной идеей такой работы должны стать позитивная трансформация негативно-заряженных сценариев жизни и выработка подростком нового видения себя и своей жизненной перспективы через освоение навыков социальной компетентности и создание собственного жизненного плана.

Преодоление проблем социализации детей в детском доме может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания.

Очевидно, что коррекция здесь должна быть направлена на развитие установок социального сотрудничества, тенденций, предполагающих объединение усилий, эмоциональный контакт, развитие доверия к партнеру и желания помочь, возможность осознать и прочувствовать это доверие и помощь, ощутить обмен положительными эмоциями. Специфика коррекционной работы с этой категорией подростков, по мнению психологов, состоит в приобретении ими личного опыта «проживания» новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира с помощью тренингов, проводимых в малых группах. Эта работа помогает изменить последовательно всю группу в целом, поднимая ее на новую ступень взаимодействия.

Важным и редко реализуемым ресурсом для полноценного развития воспитанников-сирот и профилактики у них девиантного поведения обладают различные формы внеучебной деятельности, включая деятельность по интересам, а также - психолого-педагогическая поддержка детей в процессе этой деятельности.

Важным условием эффективности работы в этом направлении является ориентация педагогов и администрации детского учреждения на этику ненасилия в отношении детей, соблюдение их законных прав, развитие навыков социальной компетентности. При этом внеучебная деятельность по интересам играет наиболее значимую роль в развитии ребенка, лишенного попечения родителей. Для детей, у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе, деятельность детей по интересам, плавно переходящая в выбор профессионального пути и подготовку в самостоятельной жизни предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях, способствуя успешному личностному становлению и социальному функционированию.

Социализация ребёнка в ряде работ рассматривается, как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказа человека от наивных детских представлений. Она связана с такими понятиями, как «воспитание» и «обучение» и осуществляется через ряд условий или факторов. Такими факторами являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребёнку) и формирование у него определённых, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Таким образом, представляется целесообразным использование как специальных методов обучения детей-сирот навыкам социальной компетентности, так и создание для них ситуаций близких к семейному воспитанию и взаимодействию, а также включение их в разнообразную творческую и социально-значимую деятельность. Соблюдение данных условий, на наш взгляд, будет способствовать организации как стихийного, так и целенаправленного процесса социализации ребёнка в пространстве расширенного социума. Для минимизации проблем социализации ребёнка-сироты, прерывания деструктивных процессов и девиантного поведения в развитии необходимы также реабилитационные и коррекционные программы, восстанавливающие и одновременно формирующие его социальную и личностную идентичность[14].

В связи с особенностями личностного развития воспитанников, учреждения в целом, особенностями его функционирования, на первое место выходит создание условий для ликвидации последствий различных видов депривации.

Воспитательная система включает в себя всю совокупную деятельность детского дома: познавательную внешкольную деятельность детей, деятельность воспитанников по интересам, игровую, трудовую, деятельность по развитию детского самоуправления и другие виды деятельности. Не все они являются одинаково значимыми для воспитанников детских домов и способны стать системообразующими.

В качестве системообразующих авторы монографии «Воспитание и развитие детей в детском доме»[15] выделяют следующие виды деятельности: познавательная, деятельность по интересам, трудовая, игровая. Основным критерием для такого выделения является направленность этих видов деятельности на позитивное развитие ребенка, т.е. на развитие его интеллекта, нравственности, эмоционально - волевое развитие, в том числе - развитие самостоятельности, а также его физическое развитие.

В последние годы в России наметился комплексный подход в создании территориальных социально-педагогических учреждений, что позволяет по определенной системе оказывать разнообразную помощь каждому ребенку, нуждающемуся в социальной, педагогической и психологической помощи, определять его дальнейшую судьбу.

Имеющийся в стране опыт по созданию системы социальной психолого-педагогической поддержки детства показывает, что комплексный подход позволяет:

во-первых, создать условия для обучения и воспитания всех категории детей «группы риска».

во-вторых, осуществить реабилитацию (педагогическую, психологическую, медицинскую, социальную и т.д.) всех нуждающихся в ней детей и подростков[16].

На наш взгляд, данная деятельность кроме этого должна включать обучение ребёнка навыкам социальной компетентности, обеспечивать условия для реализации его творческого и личностного потенциала, удовлетворения базовых потребностей в безопасности, принятии, признании и уважении личности ребёнка во всём многообразии её проявлений.

Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, помогающих стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающих нормальное социальное функционирование. Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности не прибегая к различным формам девиантного поведения.

Заключение

Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Дети, оставшиеся без попечения родителей есть в любом обществе: богатое оно или бедное, так как никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать за следующим поворотом. Но в последнее время все чаще обращаются к детям-сиротам социальным или как иногда их называют в литературе «брошенные дети». Это дети, которые воспитываются в детских домах при живых родителях. Это дети, чьи родители отказались от их воспитания, забыли про них или не выполняют свою воспитательную функцию в правильном русле. Такие дети составляют основной контингент детских домов. Эти дети воспитываются в детском доме, воспитатели заменяют им и пап, и мам, в них проходит их начальный период жизни.

Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники детских домов являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Это является следствием их воспитания в детском учреждении, вырывания из привычной жизненной среды. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, который значительно отличается от того, который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека очень велико.

Для преодоления проблем социализации воспитанников детских домов и профилактики у них девиантного поведенияч, необходимо развитие у детей основных, жизненно, социально, личностно значимых качеств, умений и навыков, способных обеспечить оптимальный уровень жизненного, профессионального успеха, самоутверждения и самореализации личности, без ущерба для ее физического и психического здоровья

Список литература

1.     Астапов В. М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. - М.: Просвещение, 1991. – 288 с.

2.     Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / Отв. ред. Я.Гилинский. М.: ИС РАН, 2002. С. 77-78.

3.     Верцинская Н. Н. Трудный ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1989. – 315 с.

4.     Воспитание и развитие детей в детском доме. - М.: ВЕЧЕ, 1996.

5.     Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. - Ясная Поляна, 1997. С. 58.

6.     Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - №4. – 1990. С.83-90.

7.     Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004–2005. – Покров, 2004. – 426 с.

8.     Мартынова М. С. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. – 406 с.

9.     Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2001. - № 3. С. 11.

10.           Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: ПРОГРЕСС, 2002.

11.           Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретические аспекты и педагогические технологии. Учебно-методическое пособие.  Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2005. С. 16.

12.           Олпорт Г. Личность: норма и аномалия. – М.,1980. С. 233.

13.           Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. – 220 с.

14.           Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990. С. 91.

15.           Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. С. 122-123.

16.      Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 94-95.

17.           Социология / Под ред. В.И.Курбатова. -  Ростов – н/Д.: Феникс, 1998. – 348 с.

18.           Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994. С. 112-123.

19.           Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 2003. С. 47.

20.           Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки.- М.: Сфера, 1997.


[1] Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретические аспекты и педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. -  Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. С. 3.

[2] Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / Отв. ред. Я.Гилинский. М.: ИС РАН, 2002. С. 77-78.

[3] Олпорт Г. Личность: норма и аномалия. – М.,1980. С. 233.

[4] Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 94-95.

[5] Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 2003. С. 44.

[6] Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. С. 122-123.

[7] Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994. С. 112-123.

[8] Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 2003. С. 47.

[9] Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. - Ясная Поляна, 1997. С. 45.

[10] Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. - Ясная Поляна, 1997. С. 58.

[11] Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990. С. 91.

[12] Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: ПРОГРЕСС, 2002.

[13] Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки.- М.: Сфера, 1997.

[14] Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретические аспекты и педагогические технологии. Учебно-методическое пособие.  Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2005. С. 16.

[15] Воспитание и развитие детей в детском доме. - М.: ВЕЧЕ, 1996.

[16] Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: ПРОГРЕСС, 2002. С. 73.