Содержание

Введение.. 3

1. Детерминанты девиантного поведения. 5

1.1. Биологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения  10

1.2. Социологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения  12

1.3. Психологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения  16

2. Девиантное и аддиктивное поведение подростков. 21

2.1. Общие положения. 21

2.2. Подростковый комплекс. 22

2.3. Социальная позиция. 23

2.4. Влияние групп. 23

2.5. Особенности мотивации. 25

3. Предотвращение девиантного поведения подростков. 27

Заключение.. 31

Список литературы... 33

Введение

Говоря о социальной значимости проблемы отклоняющегося поведения, особенно культурально-неодобряемых его форм, актуальность выбранной темы трудно переоценить. Во всем мире отмечается устойчивый рост агрессивных форм поведения, безразличия и жестокости, алкоголизма, наркозависимости, самоубийств.

Данные тенденции характерны и для Российской Федерации. Если использовать понятийный аппарат Э. Дюркгейма, современная Россия переживает период аномии, когда старые ценности утратили свою актуальность, а новые еще не сложились.

Сложившийся нормативный вакуум в какой-то части и послужил условием, катализатором, а в ряде случаев и причинной широкого распространения аберраций поведения. Но объяснять природу девиантного поведения только через закономерности развития и функционирования социума, культуры на современном этапе развития науки - это значит отойти от системного подхода и вернуться к «одноплоскостной» парадигме. Сегодня изучение девиантного поведения является  междисциплинарной проблемой, решаемой в рамках генетики, биологии, психофизиологии, неврологии, психиатрии, и собственно психологии. На стыке этих и ряда других наук в настоящее время активно формируется новый междесциплинарный подход - девиантология. Проблема социальных отклонений является одной из ключевых в практике социальной работы. Социальная диагностика, социальная коррекция и терапия социальных отклонений невозможна без глубокого знания и понимания психологических механизмов формирования девиантного поведения.

Особенностью жизни больших и малых городов является девиантное (отклоняющееся от обычной нормы) поведение детей и подростков, нередко принимающее массовый противоправный характер, выражающийся в повышенной агрессивности, хулиганских действиях и актах вандализма, будь то поведение фанатов после спортивных баталий, встреча с поп-звездами или танцы на дискотеке.

Правовые органы отмечают, что на 1995 год в городах России осужденных в возрасте до 30 лет стало больше. Изменилась структура преступлений: стало меньше изнасилований, почти не выросло число хулиганств, но вдвое возросло количество таких преступлений, как убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, вчетверо выросли преступления против собственности, в том числе кражи, в два с половиной раза - преступления, связанные с производством и продажей наркотиков. Особенно тревожно, что растет женская преступность. Так, если в 1990 г. женщины составляли всего 8,5% осужденных, то в 1995 г. их было уже 11,7%[1].

Таким образом, отмеченные тенденции ведут к тому, что новые поколения россиян в ближайшие десятилетия будут представлять собой городскую молодежь, выросшую в малодетной и зачастую неполной семье, где старшее поколение занято работой по найму и уделяет воспитанию детей, особенно подростков, минимальное время. Одновременно система социального воспитания разрушена или настолько коммерциализирована, что стала недоступной для подавляющего числа городских семей. Поэтому можно ожидать роста не только девиантного, но и делинквентного (правонарушительного) поведения, разного рода противоправных действий среди молодой части общества.

Целью данной работы является изучение причин и факторов  девиаций в подростковом возрасте.

Задачи:

Изучить детерминанты девиантного поведения.  Рассмотреть девиантное и аддиктивное поведение подростков. Изучить способы предотвращения девиантного поведения подростков.

1. Детерминанты девиантного поведения

Девиантное поведение определяется множеством взаимозависимых и взаимообусловливающих друг друга.

Изучение социальных факторов позволяет выявить процессы функционирования общества, потенциально обусловливающие девиантное поведение. В социологии они впервые стали непосредственно рассматриваться в рамках теории аномии, разработанной Э. Дюркгеймом. Аномия, по Дюркгейму, возникает при переходе от традиционного к промышленному обществу вследствие разрушения традиционных норм. В обществе может существовать и слишком много нормативных систем, в которых индивидам и группам трудно ориентироваться и которые не дают ясных стандартов поведения.

Социальное неравенство проявляется, прежде всего, в возможности удовлетворения социальных потребностей: в престиже, статусе, самоутверждении. Это уже само по себе порождает неудовлетворенность и протестные реакции. Но главное заключается не в уровне удовлетворения потребностей, а в степени различий, в «разрыве» возможностей их удовлетворения для различных социальных групп. Чем больше эти различия, тем более вероятно проявление отклонений. Доказано также, что повышенная девиантность наблюдается в социальных группах, наиболее отчужденных от творческих видов труда, управления, духовных ценностей.

Существуют культуры и субкультуры, ценности и нормы которых довольно ясны, но по своему содержанию способствуют девиантному поведению. Э.Гидденс полагает, что большое количество тяжких преступлений в США можно объяснить общим влиянием «традиций первопроходцев» и существованием преступных субкультур в крупных городах.

А.Коэном выделяются целые районы, где преступность стала образом жизни, и где преступления совершаются не ради материальной выгоды, а для выражения протеста «респектабельному» обществу и отстаивания альтернативных ценностей.

Социальные детерминанты девиаций рассматриваются и в политическом аспекте. Согласно концепции стигматизации Г.Беккера, подобно тому, как психиатры устанавливают правила, в соответствии с которыми люди могут быть признаны психически неполноценными, девиация становится девиацией только после принятия соответствующей социальной нормы (закона).

Социальные же нормы и санкции за их нарушение устанавливаются сильными (законодателями, богатыми, этническим большинством) для слабых и поэтому отражают структуру и содержание власти. Таким образом, власть является источником «ярлыков», которые «наклеиваются» на аутсайдеров для регуляции их поведения.

Подобного же мнения придерживается группа социологов, называющих себя радикальными криминологами (И.Тейлор, О.Турк, Дж.Янг и др.). Находясь на позициях марксизма, они рассматривают девиации как проявление классовой борьбы, а девиантов как бунтарей, выступающих против порочной системы капиталистического общества.

Социально-психологические детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.

Если же семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм. Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья - далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия» (А.Бандура) и социальным окружением.

Одной из теорий, описывающих процесс становления девианта, является теория первичного и вторичного отклонений, созданная Э. Лемертом в рамках концепции стигматизации. В этой теории подчеркивается роль оценки социальным окружением совершенных индивидом действий. Под первичным Лемерт понимает такое отклонение, которое не влечет за собой социальных последствий.

Однако одни и те же действия могут оцениваться по-разному в зависимости от социального положения индивидов, отношения к ним руководства, контекста нарушения, степени его огласки и т.п. Поэтому в одном случае девиация воспринимается терпимо, а в другом индивид в глазах окружающих выглядит потенциальным нарушителем, не заслуживающим доверия. Тем самым он уже «заклеймен», и любое его действие, даже в случае ошибочного или ложного обвинения, может расцениваться с точки зрения подтверждения «социального прогноза». Так происходит научение быть девиантом, и индивид, восприняв навешенный на него ярлык, может совершить вторичное отклонение, которое повлечет за собой коренное изменение его образа жизни.

Под биологическими предпосылками отклонений понимается, прежде всего, генетическая предрасположенность к ним. Наследственность обусловливает специфику ВНД, влияет на биологические мотивации удовлетворения потребностей, может нести в себе отклонения в соматическом или нервно-психическом развитии. Ряд исследований, проведенных на близнецах, достоверно показали, что эмоциональная устойчивость, отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям и др. передаются по наследству.

Ситуационные факторы на социальное поведение могут влиять двояко: они могут вынуждать и/или располагать к отклонениям. Поэтому выделим среди ситуационных факторы экстремальности и благоприятствующие факторы. С другой стороны, ситуационные факторы могут рассматриваться и на различных уровнях: социальном, групповом и индивидуальном.

Экстремальные условия – это различные бедствия и катастрофы, экологическое неблагополучие, военные действия, которые деформируют социальное поведение. Кроме того, в жизни каждого человека, случаются события, которые он субъективно оценивает как экстремальные.

Факторы, благоприятствующие девиантному поведению, также многообразны. Еще Э. Дюркгейм выявил влияние на суицидальное поведение таких факторов, как время суток, день недели и время года. На возможность совершения девиантных поступков влияют и другие обстоятельства «места и времени» (наличие других людей, характер их поведения, пол и физическое состояние «жертвы» и т.п.). Этими обстоятельствами в частности объясняется противоправное поведение в теории рационального выбора (Д.Корниш, Р.Кларк), в соответствии с которой почти все мелкие правонарушения и большинство крупных заранее не планируются. В благоприятствующих ситуациях люди, взвешивая обстоятельства, считают, что возможность слишком хороша, и идут на риск.

Возвращаясь к схеме детерминант девиантного поведения, следует сказать, что выделенные нами факторы воздействуют на формирование и функционирование психики индивидов и психологии групп. Влияя на психику индивидов, они могут приводить к психическому неблагополучию. Таким образом, девиантное поведение возможно как в психической норме, так и в патологии[2].

Пределом психической нормы являются акцентуации, представляющие собой чрезмерное усиление отдельных черт характера. Используя классификацию акцентуаций А.Личко, приведем примеры вероятных негативных девиаций у акцентуированных личностей. Так, для циклотимных, лабильных, астено-невротических и сенситивных личностей характерен истинный суицид, а для эпилептоидов и особенно истериков – демонстративный.

Гипертимные, неустойчивые и конформные личности могут участвовать в групповых правонарушениях, тогда как шизоиды, как правило, совершают их в одиночку. К агрессии склонны астено-невротические, шизоидные и эпилептоидные личности, к употреблению алкоголя и наркотиков – гипертимы, шизоиды и конформисты. В то же время психастеникам отклонения поведения не свойственны.

В целом акцентуации, хотя и могут затруднять, но не нарушают адаптацию личности к среде. Если же характер столь дисгармоничен, что адекватная адаптация невозможна, говорят о психопатиях, которые являются уже патологией психики. Акцентуации и психопатии (первые в психической норме, вторые в патологии) являются аномалиями психики, поскольку достаточно стабильны и не имеют начала, развития и завершения. Эти свойства присущи психическим расстройствам - неврозам и психозам. Конечно, поведение при психических расстройствах вообще не может быть адекватным, однако девиации в нашем понимании вызываются, прежде всего, компульсивными расстройствами при неврозах и синдромах навязчивых состояний.

Таким образом, девиантное поведение является сложной междисциплинарной проблемой и детерминируется множеством факторов. В динамическом аспекте их можно (в весьма упрощенном виде) рассмотреть следующим образом.

Исходным пунктом для большинства девиаций (хотя возможно и не самым значимым) являются биологические факторы. Затем в процессе социализации индивиды через функционирование социальных институтов, средства массовой информации, конкретных агентов социализации интериоризируют ценности и нормы культуры и субкультур референтных групп.

В случае отсутствия, противоречивости или девиантности норм социализация оказывается слабой, формируются особенности личности или психологии группы отклоняющейся направленности, могут проявиться и патологические особенности. В результате социальных потрясений могут наблюдаться также явления десоциализации и ресоциализации. (Последний процесс может быть в различной степени успешным.) Затем в определенных (благоприятных) ситуациях совершаются первичные, а затем и вторичные отклонения, приводящие к стойкой девиантности.

В заключение отметим, что различные виды девиаций сами могут обусловливать друг друга, хотя эти связи достаточно сложны. Нередко одно негативное явление усиливает другое: алкоголизация – хулиганство и некоторые насильственные преступления, наркотизация – корыстные, бюрократизм – должностные и хозяйственные.

Однако эмпирически установлены и обратные связи, когда, например, рост алкоголизации сопровождается снижением уровня преступности, а в обратной корреляционной зависимости находятся убийства и самоубийства. Таким образом, соотносясь не как причина и следствие, а как рядоположенные взаимосвязанные явления, различные девиации могут усиливать или ослаблять друг друга[3].

1.1. Биологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения

19 век ознаменован  описанием болезней, приводящих к отклонениям в поведении: хорея, меланхолия, невроз характера, социоаффективный психоз (Бомберг, 1840, Бирд, 1880, Кандинский В.Х., 1883 и др.).

Итальянский тюремный врач Чезаре Ломброзо, обнаружив связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами, считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу.

Так, «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть,  реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.

Э. Кречмер (1924), У.  Шелдон (1940) считали, что определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт.

Так, эндоморфу, человеку умеренной полноты, с мягким и несколько округлым телом, свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям.

Эктоморф,  отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Шелдон сделал вывод, что наиболее склонен к девиантному поведению мезоморф, чье тело отличается силой и стройностью. Он проявляет склонность к беспокойству, активен и не слишком чувствителен. Однако далеко не каждый  мезоморф ведет себя неподобающе, а другие типы обязательно законопослушны. Следовательно, подтверждается несостоятельность «антропологических» теорий преступности.

Уиткин (1976) и его коллеги, фокусируя внимание на аномалиях половых хромосом девианта, на материале исследования датской преступности обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом ХУУ наблюдается более высокий уровень правонарушений, чем среди людей, не обладавших дополнительными хромосомами. Возможно, однако, что необычная и даже пугающая внешность таких мужчин в какой-то мере способствует тому, что их арестовывают и признают виновными чаще, чем людей с заурядной внешностью.

Таким образом, биологическое объяснение, включая генетическую основу человека, особенности обменных процессов, специфику высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии, не учитывает тех индивидуальных случаев, когда физические признаки «свидетельствуют» о возможной девиации, а в реальной жизни этого не наблюдается.

Авторы психофизиологических концепций, придавая особое значение стабильным поведенческим компонентам, тесно связанным с генетическими, психофизиологическими характеристиками, практически не обращают внимания на изменчивость, ситуативность поведения (хотя еще Ломброзо выделил тип «случайных преступников»); не уделяют должного внимания волевым, личностным проявлениям индивида.

Следовательно, биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с другими - социальными или психологическими. Поэтому, хотя биологические концепции и были популярны в начале ХХ века, другие теории происхождения отклоняющегося поведения их постепенно вытеснили[4].

1.2. Социологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения

Если биологическое объяснение девиации связано с анализом природы девиантной личности, то социологическое объяснение фокусируется на социальных и культурных факторах, предопределяющих отклонения в поведении.

Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом (1897) в классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из ее причин явление, названное аномией (буквально «разрегулированность»). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей, нормы управляют их поведением. Следовательно, обычно люди знают, чего следует ожидать от других, и чего ждут от них. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах.

В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации, приводящих к подъему уровня самоубийств. Таким образом, «нарушение коллективного порядка» способствует девиантному поведению.

Так, аномия свойственна современному российскому обществу: значительная часть населения, не привыкшая к конкуренции и плюрализму, воспринимает происходящие в обществе события как нарастающий хаос и анархию. В.А. Парыгина (1995) отмечает, что в условиях рынка традиционные нормы регламентированного поведения не действуют, а новые образцы инновационного поведения не освоены.

Селлин (1938), занимаясь изучением поведения отдельных групп, нормы которых отличаются от норм остального общества и  не  соответствуют им, подчеркивал, что девиантность возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных полиция ассоциируется с карательной организацией, а законопослушные граждане считают ее службой по охране порядка и защите частной собственности. Член банды становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества, однако, он конформен по отношению к своей группе.

Роберт Мертон (1938) считал, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Так, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегать к незаконным способам - рэкету, спекуляции или торговле наркотиками.

Однако исследование,  проведенное Хинделангом (1973), показало, что слишком глубокая привязанность несовершеннолетних к сверстникам способствует правонарушениям, т.к. группы сверстников, действительно регулируя поведение своих членов, могут поощрять и преступное поведение.

Отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодежных группах, которые впервые возникли после второй мировой войны в европейских странах. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования.

Позднее такие формы отклоняющегося от нормы поведения стали присущи и нашему обществу.

Это движения хиппи, выдвигавших человеколюбивую систему ценностей («Творите любовь, а не войну»), но вызывавших неприятие и непонимание со стороны людей одеждой и ее атрибутами;

рокеров, учащихся с мотоциклами, носившихся на большой скорости по ночным улицам, оглушая жителей;

панков, стремившихся вызвать к себе отвращение окружающих (ярко расписывают лица, бреют головы, ходят в рваной одежде с собачьими ошейниками или цепями от унитаза на шее, используют грубый жаргон);

металлистов (агрессивный внешний вид, черная одежда, шипы, металлические украшения, исповедуют культ сатаны);

брейкеров и др.

Существующие различные неформальные группы нередко контактируют друг с другом; в них  тянутся «лохи», подростки, быстро впитывающие агрессивность (Н. Кофырин,  И.А. Невский, В.С. Овчинский, В.Ф. Пирожков,  А.П. Файн, Д.И. Фельдштейн и др.)[5].

Социологи указывают на то, что в современных условиях нарушена регулирующая и контролирующая роль социальных институтов; затруднено удовлетворение и нарушена иерархия жизненных  потребностей: физиологических, в самосохранении, признании и престиже, в самореализации. 

Это стало возможным потому, что социальные институты утратили свое предназначение - освобождать граждан от проявления беспорядочной активности, перенапряжения сознания в связи с беспрестанным принятием решений в ситуации нестабильности и неопределенности; перестали формировать потребности и интересы членов общества, их нормативные установки, образцы социальной деятельности  (Klages H., 1996).

В. Абрамкин, В. Чеснокова (2001) рассматривают в нашем обществе процесс распада групп родства, соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства.

Цилуйко М.В. (1998) отмечает негативное влияние средств массовой информации на пропаганду сексуальной распущенности среди молодежи. Л.Б. Филонов (1998) подчеркивает, что частотность сообщений о безнаказанности «заказных» убийств, о всесильности мафии, отсутствии реакции общества снижают чувствительность населения к отклонениям, а повторяющиеся конструкты закрепляются как наиболее целесообразные образцы поведения.

Рубан Л.С. (1999) считает, что нарушение социального контроля ведет к криминализации конфликтов. Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствует расширению девиантного поведения. Рецидив массовой девиации в самой острой форме выступает как преступность, посягательство на социально-политические  и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан.

Социологические исследования показали, что в  процессе реформ у молодежи нашей страны произошли изменения ценностей. Значительно ослабло уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность».

Возросло положительное отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание личности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность».

Подводя итоги исследований социологами причин отклоняющегося поведения взрослых и молодежи, следует отметить, что они недостаточно  учитывают психологические особенности личности.

Поскольку не каждая личность в период аномии становится преступной, придерживаясь общечеловеческих ценностей, или может характеризоваться другими видами девиантного поведения вследствие происходящих в обществе изменений, отклоняющееся поведение определяется, скорее всего, сочетанием отрицательных факторов внешней среды и психологических особенностей личности[6].

1.3. Психологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения

Психологический подход, часто применявшийся к анализу криминального поведения,  рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии.

Так, причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности).

Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Однако во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от какого-то усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности.

Шуэсслер и Кресси (1950) проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, которая могла бы наблюдаться у всех преступников.

Американский психолог Г. Каплан на основе обобщения научных данных и собственного 10-летнего лонгитюдного исследования 9300 семиклассников определил, что пониженная самооценка и негативный Я-образ положительно коррелирует с 26 видами отклоняющегося от нормы поведения: нечестностью, членством в криминальных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением и различными психическими расстройствами.

Таким образом, было доказано, что психологические особенности тесно связаны с девиантным, отклоняющимся от принятых норм поведением.

Особое место среди разнообразных концепций девиантности занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является З. Фрейд. Основным источником отклонений в психоанализе считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру «Оно», и ограничениями, исходящими от «Я» и  «Сверх-Я».

Нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, уравновешивающих сферы сознания и бессознательного.   Фрейд также предположил, что либидо ищет выхода в любой творческой деятельности; человек стремится к свободе и самоутверждению.

Однако свобода ограничивается вместе с развитием культуры. Подавление, вытеснение либидо ведет к сублимации сексуальной энергии, изменениям поведения вплоть до садизма и преступлений.

Неофрейдисты природу делинквентности рассматривают наряду с другими формами отклоняющегося поведения - неврозами, психастениями, сексуальными расстройствами, состояниями навязчивости, различными формами социальной дезадаптации личности, которую отличают чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности.

Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая в психоаналитических работах считается первопричиной насильственных преступлений.

Агрессивную энергию разрушения вызывают врожденные неосознаваемые влечения: у Фрейда это - либидо; у А. Адлера - стремление к власти, превосходству над другими; у Э. Фромма - мазохистские стремления к смерти, страданию; у К. Хорни - стремление к безопасности, потребность в удовольствии; у В. Шутца - потребность в поддержке и одобрении со стороны ближайшего окружения. Однако дальнейшие исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить лишь на основе анализа психологических факторов.

Последователи Фрейда произвели социологическую модификацию классического психоанализа. Они считали, что все типы психических проявлений есть эффект погружения человека в определенную социокультурную среду (Фромм Э.).  Так, главный акцент в психоаналитической теории Э. Эриксона обращен «эго-психологии», влиянию социума и культуры на формирование и развитие личности. К.Хорни, Г. Салливан, Д.Боулби видят причины отклонений в дефиците эмоциональных контактов, теплого общения с  матерью в первые годы жизни.

А. Адлер в качестве важнейшего фактора формирования личности выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают часто решающее влияние на возникновение отклонений. Например, гиперопека ведет к развитию мнительности, инфантильности и комплекса неполноценности. Таким образом, в исследованиях ученых психоаналитической ориентации большая роль отводится социальным, прижизненно действующим факторам.

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания  (Маслоу А., Рноблок П., 1973). А. Бандура (1969, 1970) считает, что агрессия есть результат искаженного процесса социализации, в частности, злоупотреблений родителей наказаниями, жестоким отношением к детям.

Представители бихевиоризма и необихевиоризма Б. Скиннер, Е. Торндайк, Д. Уотсон доказывают, что окружающая среда полностью определяет поведение человека: через научение человек овладевает опытом, последствия поведения определяют вероятность его повторения. Следовательно, внешние подкрепления модифицируют поведение и лидера, и девианта. Однако наука о программировании образа жизни потерпела крах, поскольку вступила в конфликт с самопознанием и саморазвитием личности.

В последние десятилетия на Западе получил широкое распространение эмпирический, феноменологический   подход к определению отклонений, использующий для их описания понятие синдрома - устойчивого образования в структуре личности - как одного из четырех типов аномалий.

Так, первый тип (синдром нарушений поведения), включает следующие симптомы: непослушание, вспыльчивость, деструктивность, безответственность, наглость и др.

Второй тип (нарушения личности) - тревожность, избегание общения, неразвитое самосознание, чувство нполноценности и пр.

Третий тип - незрелость - характеризуется следующими проявлениями: неуклюжесть, пассивность, мастурбация. Четвертый (асоциальные тенденции) - прогулами, наличием плохих товарищей, преданностью асоциальным группам (Халлаган, Кауфман, 1978).

Г.М. Бреслав  (1990) отклоняющееся поведение считает следствием отклонений в формировании личности (ОФЛ) или патологии формирования личности как искажение нормы, представленное в психических заболеваниях. ОФЛ, являясь проявлением индивидуальности ребенка, при определенных условиях могут привести к девиациям поведения. В то же время они могут служить необходимым для ребенка этапом индивидуального развития и способствовать формированию здоровой личности.

Поскольку сущность девиации нельзя объяснить только на основе анализа психологических факторов - какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» или только следствием сложившихся обстоятельств, - в настоящее время большинство психологов и социологов считают продуктивным социально-личностный подход, основанный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и социальны причины девиаций.

Причем детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные (влияние условий среды) играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей (Белокобыльская С.А., Емельянов В.П., Коломинский Я.Л., Реан А.А., Тарарухин С.А. и др.).

Таким образом, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения. Не случайно Ю.В. Кудрявцев (1990) отмечает, что «криминальная личность» отличается от личности с нормативным поведением не каким-то единственным качеством, а симптомокомплексом личностных особенностей, обусловливающих трансситуативное (личностно устойчивое) поведение, а также взаимодействием ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов. При этом ситуации преступления (алкогольное опьянение, ссора, спровоцировавшая импульсивную агрессию) являются обычно катализатором, «пусковым механизмом» давно сформировавшихся тенденций личности[7].  

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику[8].

2. Девиантное и аддиктивное поведение подростков.  

2.1. Общие положения

Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Его определяют как систему поступков или от­дельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и появляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или отклоне­ния от нравственного и эстети­ческого контроля над собственным поведением. Злоупотребление веще­ствами, вызывающими состоя­ния изменения психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.), является формой девиан­тного поведения (МКБ-10). Вещество, которое при потреб­лении воздействует на психи­ческие процессы, например на когнитивную или аффективную сферу, называется психоактивным.

Аддиктивное поведение — злоупотребление одним или несколькими химичес­кими веществами, протекаю­щее на фоне измененного со­стояния сознания.

Аддиктивное поведение — один из типов девиантного (от­клоняющегося) поведения с формированием стремления к ухо­ду от реальности путем искусственного изменения своего пси­хического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Несмотря на то что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление нарко­тиков, агрессивное поведение, противоправное поведение обра­зуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду деви­антного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие.

Уход от реальности путем изменения психического состоя­ния может осуществляться разными способами. В жизни каждо­го человека бывают моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, «сбросить» усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т. п. Для реализации этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходя­щему от реальности путем изменения своего состояния. Пробле­ма аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реаль­ности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей[9].

2.2. Подростковый комплекс

Под подростковым комплексом понимаются резко выраженные особенности подросткового возраста. Подростковый комплекс характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подрост­ка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсив­ностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью. К психологичес­ким особенностям подросткового возраста относят перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающе­еся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитета­ми и обожествление кумиров. Эгоистичность подростка прояв­ляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Прояв­ление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму.

Обостряется чувствительность подростка к оценке други­ми его внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пре­небрежением к суждениям взрослых. Для подростка характерно сочетание чувственности с поразитель­ной черствостью, а болезненной застенчивости — с нагловатос­тью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ от общепринятых правил — с обоже­ствлением случайных кумиров. Чувственное фантазирование подростка сочетается с сухим мудрствование. Подросток стремится к философским обобщениям, для него характерны внутренняя противоречи­вость психики, неопределенность уровня притязаний, склон­ность к крайним позициям; эгоцентризм мыш­ления и склонность к теоретизированию. Акцентируется конфликт идентичности против спутанности ролей, неопределенность, расстройство временной перспекти­вы. Подросток характеризуется оппозици­онной готовностью, максимализмом в оценках, непереносимо­стью опеки, многообразием переживаний, связанных с пробуж­дающейся сексуальностью, немотивированными колебаниями настроений.

Подростковая девиантность подчиняется общим закономерно­стям — для девиантноети подростков нет никаких специфических причин. Однако социально-экономическое неравенство, неравен­ство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различ­ным группам, своеобразно проявляется применительно к подро­сткам и молодежи.

2.3. Социальная позиция

Противоречия между постоянно растущими потребностями и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам и мо­лодежи.

Бурное развитие физических, интеллектуальных, эмо­циональных сил, желание утвердиться в мире взрослых всту­пает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и жизненного опыта, низкой квалификацией (или отсутствием таковой), а, следовательно, и невысоким (неопределенным,- маргинальным) статусом.

Под­ростки, молодежь не удовлетворены условиями обучения и тру­да, жилищными условиями, возможностями проявлять себя в творческой деятельности. Эта неудовлетворенность объясня­ется объективными обстоятельствами, а не «капризами» моло­дых.

2.4. Влияние групп

Противоречие между самооценкой и оценкой его личности ок­ружающими может привести подростка к поиску групп, при­надлежность к которым способствует удовлетворению потреб­ности в самоуважении. «В условиях, когда самооценка не нахо­дит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в (само)уважении остается нереализованной, — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта.

Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекват­ную опору в социальном пространстве. Одним из распростра­ненных путей решения этой проблемы является переход под­ростка в группу, в которой характеристика его личности окру­жающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Самооценка подростка получает адекватную опору в простран­стве внешних социальных оценок личности».[10]

В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мере определяется характерными для этого периода реакциями эмансипации, группирования, увле­чениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением.

Эти же факторы могут способствовать вовлечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголем, табаком и наркотика­ми, при условии что эти группы позволят удовлетворить какие-либо потребности подростка, которые он не сможет удовлетво­рить в других группах.

Стремление к эмансипации приводит подростка к «отравлению свободой», при котором наиболее часты выпивки, курение, упот­ребление наркотиков.

Злоупотреблению психоактивными веще­ствами содействуют коммуникативные хобби — бездумное об­щение со сверстниками, обмен малозначимой, не требующей ин­теллектуальной переработки информацией. Но злоупотребление психоактивными веществами встречается лишь у небольшого числа подростков и не является следствием кризиса.

Аддиктивное поведение в континууме зависимого поведе­ния занимает промежуточное место. Конечным этапом форми­рования аддиктивного поведения является этап групповой пси­хической зависимости.

Группа выступает стимулом для воз­никновения потребности в наркотике, так как запускает условно-рефлекторные механизмы, пробуждающие влечение. Групповая зависимость проявляется в немедленном возникно­вении потребности в наркотическом веществе, как только со­бирается определенная компания[11].

2.5. Особенности мотивации

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным фор­мам поведения, является изменение психического состояния, которое их не удовлетворяет и оценивается как «серое», «скуч­ное», «монотонное», «апатичное». В реальной жизни такой че­ловек не находит для себя сфер деятельности, способных на­долго привлечь его внимание, обрадовать или вызвать иную существенную эмоциональную реакцию.

Жизнь неинтересна из-за ее обыденности и однообразности. Такой человек не приемлет того, что в обществе считается нормальным: необходи­мость делать что-либо, соблюдать принятые в семье или груп­пе нормы и традиции.

В силу этого происходит значительное снижение активности в обыденной жизни, наполненной тре­бованиями и ожиданиями, и значительное повышение актив­ности в тех областях жизни, которые пусть временно, но при­носят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмо­циональной бесчувственности.

Влияние психоактивных веществ на удовольствие/ неудоволь­ствие от секса и контроль сексуального поведения во многом объясняет формирование пристрастия к психоактивным веще­ствам в подростковом возрасте.

Удовольствие — это генетически первичная форма поло­жительных эмоций. В подростковом возрасте предвосхищение и предвкушение радости само по себе является удовольстви­ем.

Не менее значимо и получение удовольствия от процесса употребления психоактивных веществ, ритуалов, сопутству­ющего общения. При этом важно знать, от чего хочет испы­тать удовольствие подросток — от предвкушения, процесса или результата. Эти три момента составляют основу гедонистиче­ской мотивации потребления психоактивных веществ.

Гедони­стическая мотивация — стремление любыми способами мак­симизировать удовольствие и минимизировать неудовольствие, как самоцель, основной смысл существования.

Гедонистиче­ская мотивация опирается на ряд психофизиологических ме­ханизмов усиления удовольствия, которые могут способство­вать формированию зависимости:

а) актуализация потребно­сти за счет угрозы ее удовлетворению, например, чувство удовольствия усиливается при угрозе здоровью, социально­му статусу, безопасности для потребителя психоактивных веществ (гедонический риск);

б) усиление потребности и чувства удовольствия от удов­летворения потребности после мучительной борьбы (гедони­ческий отказ)[12].

3. Предотвращение девиантного поведения подростков

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения подростков, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы с подростками для предотвращения формирования девиантного поведения - профилактическая[13].

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.

В концептуальном плане в профилактических технологиях выдерживается прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе[14].

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних (да и взрослых людей тоже), которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика - это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового Закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Не менее важная в нашем обществе проблема – профилактика алкоголизма, а также информирование подростков о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма. Отсутствие профилактической работы, например, с будущими родителями, ведет к увеличению количества детей, родившихся с тяжелыми физическими и психологическими нарушениями, так как несовершеннолетние, особенно юная мать, не знают элементарные правила поведения во время беременности и не придерживаются жесткого запрета на принятие в это время алкогольных напитков.

Среди основных направлений проведения профилактики девиантного поведения особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне.

Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы, это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.

Следующий подход – социально педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности человека с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Быть свободным – значит обладать развитой волей, не случайно у людей (особенно у подростков), допускающих аморальные выходки, проступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества. Эти дефекты обычно возникают в раннем школьном возрасте и уже затем, закрепившись, выступают как отрицательные волевые черты характера, проявляющиеся в той или иной мере в поступках и действиях. По результатам анкетирования подростков – правонарушителей, были выявлены следующие отрицательные волевые черты характера:

- нерешительность;

- отсутствие настойчивости, при проведении в жизнь принятого решения;

- несформированность независимости и самостоятельного поведения;

- безынициативность;

- упрямство;

- невыдержанность.

Наличие этих черт свидетельствует о том, что совершение противоправного деяния у подростков обусловлено слабостью воли. Любая сложившаяся конфликтная ситуация и даже кратковременное отрицательное воздействие становятся для таких подростков теми препятствиями, которые они не могут преодолеть, не нарушая нравственных и правовых норм. В каждом конкретном случае мы имеем неповторимое сочетание черт, качеств, свойств личности и мотивов ее общественно опасного поведения. Но в каждой индивидуальности всегда есть что-то общее, типичное, определяющее факт отклонения от социальной нормы. Знание этого общего и типичного в духовном мире может оказать помощь воспитателю. Влияя на эмоциональную, волевую, рациональную стороны духовного мира подростка, нужно помнить, что основа его положительных черт – это правильно сформированное мировоззрение. Именно в подростковом и юношеском возрасте складываются в виде системы более или менее устойчивые представления об окружающем мире, об общественных требованиях, выраженных в правовых и моральных нормах. Молодой человек, освоивший эти нормы, становится последовательным в выборе положительных целей и планов, сознательно противопоставляя свои поступки, свой образ мыслей и усвоенную систему ценностей чуждым обществу представлениям, взглядам и действиям, он может лучше разобраться в сложных жизненных ситуациях, увидеть общественную значимость своих поступков и никогда не преступать рамок, установленных общественными нормами[15].

Заключение

Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.

К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются:

 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии.

Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое.[16]

К примеру, алкоголизм способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).

Во всем мире отмечается устойчивый рост агрессивных форм поведения:

безразличия и жестокости;

алкоголизма;

наркозависимости;

самоубийств. Данные тенденции характерны и для Российской Федерации.

Если использовать понятийный аппарат Э. Дюркгейма, современная Россия переживает период аномии, когда старые ценности утратили свою актуальность, а новые еще не сложились.

Сложившийся нормативный вакуум в какой-то части и послужил условием, катализатором, а в ряде случаев и причинной широкого распространения аберраций поведения.

Но объяснять природу девиантного поведения только через закономерности развития и функционирования социума, культуры на современном этапе развития науки - это значит отойти от системного подхода и вернуться к «одноплоскостной» парадигме.

Сегодня изучение девиантного поведения является  междисциплинарной проблемой, решаемой в рамках генетики, биологии, психофизиологии, неврологии, психиатрии, и собственно психологии.

На стыке этих и ряда других наук в настоящее время активно формируется новый междесциплинарный подход - девиантология.

Проблема социальных отклонений является одной из ключевых в практике социальной работы.

Социальная диагностика, социальная коррекция и терапия социальных отклонений невозможна без глубокого знания и понимания психологических механизмов формирования девиантного поведения.

Список литературы

1.     Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / Отв. ред. Я.Гилинский. М.: ИС РАН, 2002.

2.     Афанасьев В. С., Маточкин И.В. К вопросу о понятии антисоциального поведения // Вестник ЛГУ. 1979, № 17. Вып. 3.

3.     Гилинский Я И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991, № 4.

4.     Гилинский Я.И. Некоторые проблемы "отклоняющегося поведения"//Преступность и ее предупреждение/Отв. ред. М.Шаргородский. Л.: ЛГУ, 1971.

5.     Гилинский Я.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление // Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1971. Вып. VIII

6.     Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты/ Под общ. Ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь, 1998. – с.25

7.     Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М., 1980.

8.     Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов–на–Дону, 1997.

9.     Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

10.           Олпорт Г. Личность: норма и аномалия. – М.,1980.

11.           Петровский В. А. Психология неадаптивной личности. – М.,2004.

12.           Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. М.: ИНФРА-М, 2005.

13.           Психология подростка: Учебник / Под ред. Ж.К. Дандарова. СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003.

14.           Славина Л.С. Дети с аддиктивным поведением. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

15.           Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 94-95.

16.           Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. С. 122-123.

17.           Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994. С. 112-123.

18.           Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 2003. С. 44.

19.           Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2000.

20.           Ядов В.А. Социология в России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.


[1] Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты/ Под общ. Ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь, 1998. – с.25

[2] Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / Отв. ред. Я.Гилинский. М.: ИС РАН, 2002. С. 77-78.

[3] Олпорт Г. Личность: норма и аномалия. – М.,1980. С. 233.

[4] Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 94-95.

[5] Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 2003. С. 44.

[6] Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. С. 122-123.

[7] Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994. С. 112-123.

[8] Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 2003. С. 47.

[9] Славина Л.С. Дети с аддиктивным поведением. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 131.

[10] Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2000.

[11] Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 555.

[12] Психология подростка: Учебник / Под ред. Ж.К. Дандарова. СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. С. 382-387.

[13] Гилинский Я И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991, № 4. С. 120.

[14] Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М., 1980. С. 117.

[15] Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов–на–Дону, 1997. С. 212.

[16] Олпорт Г. Личность: норма и аномалия. – М.,1980.