Содержание

 

5.3. Особенности поведения человека в зависимости от темперамента. 3

7.1. Развитие и воспитание личности. 4

8.2. Этапы развития малой группы.. 8

9.5. Роль эмпатии в деятельности руководителя. 9

11.5 Команда и методы ее формирования. 10

Список литературы.. 14

5.3. Особенности поведения человека в зависимости от темперамента

Неповторимость психики каждого человека связана с особенностями физиологического строения и развития организма, с различными внешними воздействиями социальной среды. К физиологическим подструктурам личности относятся половозрастные свойства психики, а также темперамент. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врождённые характеристики поведения.

Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с носителем того или иного типа темперамента должны направляться не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ характера с одновременной нейтрализацией отрицательных сторон. При этом возникает вопрос о критериях, по которым можно, принимая во внимание внешние и поведенческие признаки, не только определить тип темперамента человека, но и предвидеть особенности его поведения в той или ной ситуации.

Самая ранняя из наиболее известных типологий темперамента была разработана во II веке до н.э. римским врачом Клавдием Галеном. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма, положив анатомию и физиологию в основу научной диагностики, лечения и профилактики. Гален выделил несколько типов темперамента. Четыре из них в настоящее время рассматриваются как основные: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический[1].

7.1. Развитие и воспитание личности

Вопрос развития и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация - разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным "носителям" (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.

Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности - это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей - это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.

В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается.

Индивидом рождаются, а личностью становятся (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение - очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как "элемента" в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.

Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Роль индивидных свойств:

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).

3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности.

Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.

Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям (повреждаемость).

Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

Социально-исторический образ жизни как источник развития личности определяет, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, содержание черт и установок личности, приобретенных в этой системе.

Социально-исторический образ жизни определяет такое пересечение на системе координат оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни, которое является условием осуществления деятельности человека и в совокупности - источником развития личности. Общественно-историческая ситуация обуславливает широту возможностей выбора личностью той или иной деятельности.

Идея опосредованности всех общественных отношений личности деятельностью принадлежит А.Н. Леонтьеву. Однако центром личности являются не столько сами по себе "узлы" многообразных деятельностей человека или иерархия деятельностей, а то, что порождается в процессе этих деятельностей, то, ради чего и как субъект использует в своей деятельности социальные нормы, ценности, идеалы и в том числе индивидные свойства.

На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие.

Движущая сила развития личности - противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становясь все более активным творцом общественного процесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит переход от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и творчества (от "времени жизни" к "времени жить").

Выделяют различные формы времени, детерминирующие жизнь человека:

-физическое или хронологическое время;

- биологическое время (зависит от жизнедеятельности биологических систем);

- историческое время;

- психологическое время - условие и продукт реализации деятельности в ходе жизненного пути.

При изучении личности как субъекта деятельности Асмолов выделяет два плана анализа этих проявлений: продуктивный (мотивы, цели, смысл жизни) - осуществляет преобразование себя; и инструментальный (характер, способности) - преобразование других[2].

8.2. Этапы развития малой группы

Суть деятельности малых групп - в гармонизации интересов предприятия и работника, в улучшении дела и в то же время в совершенствовании самого человека. Малую группу можно считать сформировавшейся лишь тогда, когда она оказывается способной самостоятельно определять свои задачи, увязанные с целями фирмы, и самостоятельно же решать эти задачи. Но для этого каждый работник должен научиться по-хозяйски, а не механически, как робот, выполнять свою работу. Такое превращение происходит не вдруг и не сразу. Удовлетворяющая столь высокому критерию малая группа складывается и вырастает постепенно, проходя в своем развитии четыре основных этапа.

На первом из них - этапе самообразования - члены группы знакомятся с принципами ее организации, методами коллективной работы. Не беда, что пока они выбирают для себя сравнительно легкие задания, не имеющие, как правило, непосредственного отношения к корпоративным целям. Главное на данном этапе в ином: привыкнуть к самостоятельной постановке проблем, почувствовать уверенность в собственных силах. Но важно не создавать иллюзии, что достижением этих скромных целей все и исчерпывается.

Поэтому не стоит мешкать с переходом к следующему этапу, когда группа начинает конструктивную деятельность на благо сектора, отдела, всего предприятия. Именно теперь в малой группе начинают проглядывать черты, которые будут отличать ее и в будущем: появляются конкретные предложения по улучшению дел, которые удается реализовать, складывается система коллективного обсуждения проблем. И пусть не всем еще удалось "втянуться" в систему работы по-новому, пусть не все избранные группой задания согласуются с корпоративными, но радость успеха уже испытана. А значит, пора переходить к более сложным вещам.

На третьем этапе, именуемом этапом разрешения проблем, группа начинает хорошо осознавать цели предприятия, отдела, сектора и на этой основе ставить и решать такие задачи, которые им полностью соответствуют. Происходить это должно не под нажимом администрации, хотя и не без ее участия. На этом этапе практически ни один член группы не остается в стороне от разрешения стоящих перед ней проблем. Вырабатывается методика проведения групповых собраний, которые становятся регулярными. Пробуждается интерес к опыту деятельности других малых групп. Начинает ясно осознаваться и приносить удовлетворение вклад группы в общие дела фирмы.

Четвертый этап в развитии малых групп - этап самоуправления - означает и качественный скачок в жизни предприятия. Группа обретает способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать всю свою работу. При этом для решения выбираются задачи высокого уровня, полностью согласующиеся с корпоративными целями. Высокий уровень профессионального мастерства каждого работника, знание им тонкостей своей работы и навыки самоуправления позволяют ему быть действительно хозяином положения в своем деле, а достигнутые успехи усиливают его энтузиазм. Если на предыдущих этапах малые группы были лишь "довеском" к основной организационной структуре, то теперь происходит трансформация в новую организацию, основу которой составляют уже малые группы[3].

9.5. Роль эмпатии в деятельности руководителя

Управленческая эмпатия - это способность руководителя проникать вдуховный мир подчиненных и адекватно определять свою позицию в конкретныхситуациях общения. Управленческая рефлексия-это способность руководителявидеть самого себя глазами своих подчиненных и опережающе определять ихреакцию на свои прогнозируемые действия. Мотивация - это побуждение людей к активной деятельности,обусловленное обращением к мотивационной сфере. Мотивационную сферуличности составляют потребности, убеждения, мировоззрение, идеалы,склонности, интересы, желания, стремления, притязания, самооценка,ожидаемая оценка личностью группы. Мотивационным управлением называется целенаправленное воздействиеруководителя на мотивационную сферу членов коллектива преимущественно непосредством приказов и санкций, а посредством нормы-образца деятельности исоциально-психологических условий ее интериоризации, при которыхмотивационная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческойцели, и члены коллектива начинают действовать в направлении, опосредованнозаданном руководителем[4].

11.5 Команда и методы ее формирования

Когда же группа становится командой? Тогда, когда возникает синергетический эффект, или эффект системности. Это означает, что у команды появляются свойства, которые не получить простым сложением свойств ее участников. На числовом примере это означает, что 2+2 = 5. Точнее, 2+2+эффект = 5. (Отсюда эффект = 1). Например, используя знания всех своих участников, команда может создать качественно новое знание, чего простым суммированием не получить. Следует помнить, что эффект может быть и отрицательным: 2+2 = 3. Значит, команда оказалась неэффективной.

Но в чем бы ни выражался эффект командной работы, он рождается в процессе взаимодействия ее участников. Именно поэтому членов команды на тренингах обучают взаимодействию друг с другом.

Различные тренинги обучают разным навыкам. Многие тренинги имеют «узкую» направленность, например, группу сотрудников вашего предприятия научат проводить «мозговой штурм». Их научат взаимодействовать, как команду, в рамках поиска коллективного решения какой-либо сложной задачи. Таким образом, группа сотрудников командой будет только тогда, когда сотрудники будут выполнять данный вид деятельности (в рамках которого их и научили взаимодействовать). Аналогично работают различные тренинги по проведению деловых игр. Отсюда следует вывод – группа сотрудников работает в команде только в отработанных ситуациях.

Другая группа тренингов предназначена для выработки сплоченности, формирования «командного духа». Например, фирма полным составом выезжает за город, где сотрудники участвуют в соревнованиях, тренируясь совместно преодолевать трудности, оказывать взаимопомощь, лучше узнавать друг друга, становится ближе за счет работы на один общий результат.

При этом могут использоваться как простые формы соревнований - футбол, волейбол, так и более сложные. Например, командам предстоит соревноваться в течение нескольких дней, преодолевая сложный набор препятствий, совершать марш-бросок.

Отмечая значимость и полезность такой формы работы по подготовке команды, определим проблематику. Вернувшись в понедельник на свои рабочие места, сотрудники зачастую не проявляют тех чудес героизма и взаимовыручки, которые имели место на тренинге. Почему?

Дело в том, что на работе им приходится взаимодействовать не так, как их учили на тренинге. Иными словами, на таких тренингах сплочение команды происходит на уровне объединения их действий, характер которых на работе может оказаться совсем другим. Как если бы тренировать команду подводной лодки на перетягивание каната, а потом ожидать, что в борьбе за выживание матросы сами собой организуются и гладко и слаженно (так же, как тянули канат) задраят течь в борту.

Получается, что люди на тренинге и на работе одни и те же, а команды, в которых они взаимодействуют на тренинге и потом на предприятии, неидентичные, отчего эффект тренинга низкий. Полезность таких тренингов высока только в тех случаях, когда отрабатываются те навыки, которые будут с точностью воспроизводиться в основной деятельности. Пример – подготовка спортивных команд. Взаимодействие в бизнесе – существенно более сложный организационный навык, и тренировки сотрудников на «перетягивание каната» недостаточно для создания эффективной команды.

Обобщая сказанное, можно заметить, что оба типа тренингов помогают повысить эффективность команды только в каких-то определенных случаях. Чему же надо тренировать сотрудников, чтобы «снять» подобные ограничения? Вернемся к понятию эффективности команды, которая определяется качеством взаимодействия ее участников. И рассмотрим, чем это качество определяется. Для этого определим систему измерения.

На вопрос, какие затраты являются наиболее значимыми, практически в любой фирме, ответят, что это затраты, необходимые для поддержания производственной деятельности предприятия. Эти затраты, назовем их производственными, фирма несет реально, так как тратит денежные средства.

Таким образом, в координатах такого подхода (назовем его, соответственно, производственным) все внимание сосредоточенно только на реальных, значимых, производственных затратах. А если два отдела между собой никак не могут договориться, и работа «не клеится»? Это ничего не стоит, так как такой статьи затрат нет, и денег фирма не платит. А значит, в данной системе координат общение сотрудников в процессе их взаимодействия происходит бесплатно. И это - аксиома, на которой базируется данная система. А любая система верна, пока не нарушается аксиоматика, на которой она построена. Следовательно, не нарушая аксиом, в данной системе задачу не решить. Поэтому используем другой подход, который назовем трансакционным.

Трансакция – взаимодействие. Трансакционная система координат покоится на постулате, что в процессе взаимодействия сотрудников возникают издержки, которые называются трансакционными. Эти издержки могут быть больше или меньше, в зависимости от качества взаимодействия участвующих в трансакции сотрудников. Становится понятно, зачем нужны тренинги – с их помощью фирма борется с трансакционными издержками. Мы тренируем команду, отлаживая взаимодействия ее участников, что означает снижение трансакционных затрат, т.е. повышение эффективности[5].

Список литературы

1.     Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2.     Козлов В.И. Формула личности. СПб: Питер, 2000.

3.     Петровский А.В. Психология. М.: Прима, 2000.

4.     Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

5.     Яровой Б.Н. Основы психологии. М.: Логос, 2004.


[1] Яровой Б.Н. Основы психологии. М.: Логос, 2004. С. 72.

[2] Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 66-67.

[3] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 277.

[4] Петровский А.В. Психология. М.: Прима, 2000. С. 116.

[5] Козлов В.И. Формула личности. СПб: Питер, 2000. С. 89.