Тема сочинения: «Учитель – особая профессия»
Учитель - профессия особая. Социальный и гуманистический смысл учительской профессии в том, что, передавая от поколения к поколению достижения человеческой культуры, он в буквальном смысле творит личность.
Учитель всегда стоит в одном ряду с самыми родными близкими людьми. И даже в самые сложные времена учителя неизменно оставались носителями истинной нравственности, культуры и преданности своему делу. К учителю шли за помощью, за советом. О первом учителе, о любимом учителе с особой теплотой и любовью проносят воспоминания через всю жизнь. И сегодня школа держится на неравнодушных и любящих детей энтузиастах, на личностях, одержимых своей профессией.
Вера Петровна Марецкая, создавая когда-то в кинофильме незабываемый образ сельской учительницы, говорила: «Я убеждена, что это особая профессия, и даже не профессия, а потребность души, особый человеческий талант». И это подтверждает, что жизнь в педагогической профессии – неустанный труд души. Только педагог, душой и сердцем чувствующий каждого ученика, принимающий ребенка таким, какой он есть – с его шалостями и прилежанием, возрастными проблемами и природными задатками – способен носить высочайшее звание Учитель. Учитель, признанный своими воспитанниками, способен сделать многое в совершенствовании системы воспитания.
Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам.
В то же время школа и учитель сталкиваются с новыми трудностями, недостаточным вниманием со стороны общества. Снижен престиж учительской профессии.
В этих сложных условиях на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.
Еще Д.И. Менделеев писал: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».
Таким образом, если признавать специфику профессии учителя, то необходимо определить особенности в структуре профессионально важных качеств. Современный учитель должен обладать следующими качествами:
1. Высокие нравственные и гражданские качества учителя как передового человека своего времени.
2. Педагогическая направленность личности как интегральное качество, включающее в свою подструктуру интерес и склонность к педагогическому труду, любовь к детям и ориентацию на развитие личности ученика.
3. Педагогическая подготовленность, или профессионально необходимые знания, навыки и умения, педагогическое мастерство.
4. Педагогические способности, в частности, дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные, рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские (элементы), проективные, конструктивные, творческие и некоторые другие.
5. Педагогическое самосознание учителя как комплекс представлений о себе и своей профессии, самооценивание, определение собственных целей и перспектив.
6. Ряд общечеловеческих качеств, приобретающих в педагогической деятельности профессионально важное значение (терпеливость, выдержка, настойчивость, доброта, чуткость, отзывчивость, принципиальность и другие).
7. Индивидуальный стиль деятельности в его оптимальном для личности варианте, предполагающем наилучшее использование своих сильных сторон и компенсацию слабых.
Личность учителя является стержневым фактором педагогической деятельности, потому что самореализация личности учителя, направленная на психическое развитие ученика, и есть основное содержание труда учителя. Вместе с тем у всякого труда имеется результат, в учительском труде это обученность и воспитанность школьников. Следовательно, формирование умения достигать наилучших результатов в труде и объективно оценивать их также входит в задачу профессиональной подготовки учителя.
Общество постоянно недовольно школой – это самый больной вопрос для работников системы образования. Но неверно думать, что именно сейчас, и только в нашей стране, школа пришла в упадок и не оправдывает ожиданий, не отвечает требованиям. Отставание сферы образования от развития культуры и цивилизации – объективный процесс, который не совсем зависит от так называемого качества образования. Обусловлено это тем, что культура, цивилизация постоянно развиваются, а для того, чтобы плоды этого развития перешли в сферу образования, их необходимо оформлять в школьные формы – программы, учебники. На это нужно определенное время. Когда явления культуры обретают устоявшиеся формы, теряют движение, это и есть показатель того, что они попали в сферу образования. В сферу образования ничто не может попасть на стадии открытия, на стадии разработки, а только в статичном, законченном виде. Живые и развивающиеся явления нельзя передавать, пока они не завершены. Это объективная трудность для образования, в частности, для того образования, которое должно быть развивающим.
Образование никогда не успевает за цивилизацией. Именно этот объективно существующий разрыв между уровнем развития цивилизации и образованием чувствуют люди, и этот разрыв вызывает постоянное и повсеместное недовольство школой, учителями. Чем сильнее разрыв, тем больше теряется престиж образования.
Сегодня необходимо появление нового учителя с иной психикой. Учителя, который будет воспитывать человека, умеющего четко определять цель своего бытия в этом мире, умеющего прогнозировать альтернативные варианты достижений этой цели и анализировать результаты своего бытия как события в этом мире. Учитель, помогая моделировать учащемуся его жизнь, не должен забывать о праве человека на ошибку, на непонимание. Потому что, кроме «Я» человека, есть «Я» другого человека.
В условиях информационной агрессии на ученика – пропаганды насилия, жестокости, ослабления связей между поколениями, когда все сложнее сохранить ориентир на «доброе и вечное» – учитель не имеет права снимать с себя ответственности за духовное и нравственное состояние детей. Что станет с обществом, если педагог перестанет на уроках ежечасно, ежеминутно совершать свою внешне незримую работу по формированию личности, воспитанию человека и гражданина. Учитель не просто дает знания, он наставляет в умении жить по совести, в сотворении добра. И, как отмечал А.С.Макаренко, учитель проектирует личность.
Современному учителю пора научиться быть мастером не ремесел, а мастером собственного сердца, собственной души. Сегодня необходимо говорить о школе души и сердца, где будет место любому творчеству, свободе, культуре и синтезу интеллекта и добра.
Необходимо тесное межличностное общение учителя и ученика, в процессе которого педагог стремится не только передать определенный набор необходимых знаний, но и воспитать достойного члена общества и государства. Существует такое утверждение: «Человек – не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Значит, этот факел должен быть в руках у каждого учителя.
Таким образом, роль учителя в жизни общества неоценима во все времена. Учителя закладывают основы завтрашнего дня, формируют интеллектуальный потенциал страны. Учитель - самая благородная профессия на Земле, преисполненная самоотверженностью, неустанным трудом и постоянным творческим поиском.
Но, на мой взгляд, учитель – это не просто профессия. Это призвание, это просто дар. Очень хорошо, когда этот дар у человека есть.