Содержание

Введение. 2

1. Совокупный спрос и факторы его определяющие. 3

2. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели. 7

Заключение. 12

Практическое задание. 13

Список литературы.. 15

Введение

Сейчас, в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова "инфляция", "курс рубля" и тому подобные экономические термины.  Для того чтобы разобраться в  этой ситуации надо знать основные экономические зако­ны, а чтобы разобраться в ситуации в стране в  целом,  необходимо также знать макроэкономические закономерности.

Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо, прежде всего, рассмотреть категории совокупного спроса и сово­купного предложения, так как все перемены в экономике страны можно, так или иначе, объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и сово­купного предложения.

Данная тема позволяет глубже рассмотреть особенности этих важнейших категорий и именно поэтому она является столь актуальной и важной для изучения.

Основные цели данной работы состоят в следующем:

определить сущность и значение совокупного спроса и совокупного предложения;

изучить их взаимосвязь и механизмы взаимодействия;

исследовать особенности и механизм возникновения макроэкономического равновесия.

В связи с этим можно выделить следующие основные задачи,  которые прослеживаются в работе:

изучить совокупный спрос и определяющие его факторы;

рассмотреть классическую и кейнсианскую модели совокупного предложения;

рассмотреть макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения.

1. Совокупный спрос и факторы его определяющие

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на кото­рый предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике[1].

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объе­ма выпуска (так как практически все мощности уже задейство­ваны), сколько рост цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

1) спрос на потребительские товары и услуги;

2) спрос на инвестиционные товары;

3) спрос на товары и услуги со стороны государства,

4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в пер­вые три компонента совокупного спроса).

Одни компоненты совокупного спроса относительно ста­бильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие — более динамичны, например, инвестицион­ные расходы, их изменения вызывают колебания экономиче­ской активности.

Кривая совокупного спроса, AD показывает количество товаров и услуг, которое по­требители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокуп­ного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно полу­чить из уравнения количественной теории денег:

MV = PY, отсюда  или Y =, где

Р — уровень цен в экономике, в данном случае — индекс цен;

Y — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

М — количество денег в экономике;

V— скорость обращения денег.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следую­щим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств,  (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их об­ращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y[2].

Обратная   зависимость   между   величиной   совокупного спроса и уровнем цен объясняется также эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом импортных заку­пок. Например, рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном предложении денег рост спроса на них увеличи­вает процентную ставку, что сокращает расходы экономиче­ских агентов, связанные с получением кредита, а значит, сни­жает объем совокупного спроса. Рост цен снижает также ре­альную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокра­щению расходов. Рост цен внутри страны при стабильных це­нах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних това­ров на импортные и сокращает экспорт, что также снижает совокупный спрос в экономике.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государ­ственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребите­лей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Из­менение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспо­собного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо (рис. 1), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отра­зится графически сдвигом AD влево (рис. 2).

              Рисунок 1.                                                   Рисунок 2.

                                                           

Рассмотрим некоторые неценовые факторы совокупного спроса:

Потребительские расходы. Изменение одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем са­мым сместить кривую совокупного спроса. Та­кими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потре­бителя, задолженность потребителя и налоги.

Благосостояние потребителя. Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увели­чению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потреби­тельских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево.

Ожидания потребителей. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшаются, то их потребительские расходы, а, следовательно, и сово­купный спрос сократятся.

Задолженность потребителей. Высокий уровень задолженности потре­бителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющи­еся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задол­женность потребителей относительно невелика, они готовы увеличить свои  сегодняшние  расходы,  что  приводит  к увеличению совокупного спроса.

Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой уве­личение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокуп­ного спроса вправо. С другой стороны увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

2. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели

Совокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним ва­лового национального (или внутреннего) продукта[3].

Кривая совокупного предложения, AS показывает, какой объем совокупного выпус­ка может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

Неценовыми факторами совокупного предложения являются изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS. Например, резкое повышение цен на нефть и нефтепродукты приводит к росту издержек и снижению объема предложения при каждом данном уровне цен в экономике, что графически интерпретируется сдвигом кривой AS влево. Высокий урожай, вызванный неожиданно благоприятными погодными условия­ми, увеличит объем совокупного предложения и отразится на графике сдвигом кривой AS вправо.

Рассмотрим подробнее неценовые факторы совокупного предложения:

Цены на ресурсы. Цены на ресурсы - в отличие от цен на готовую продукцию - являются важным неценовым фактором совокупного предложе­ния. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противо­положному результату.

Наличие внутренних ресурсов. При увеличении наличных ресурсов кривая производственных возможностей общества смещается вправо, что влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объем национального продукта

Господство на рынке. Ослабление или усиление господства на рын­ке или рыночной монополии, которой обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены, ресурсы и совокупное предложение.

Господство на рынке - это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции.

Налоги и субсидии. Увеличение таких налогов с предприятий, как налог с оборота, акцизные сборы, налог на социальное обеспечение, может увеличить издержки на единицу продукции и сократить совокупное предложение.

Государственное регулирование. В большинстве случаев предприя­тиям дорого обходится государственное регулирование. Оно увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую сово­купного предложения влево.

Форма кривой AS интерпретируется по-разному в класси­ческой и кейнсианской школах. Изменения величины сово­купного предложения под влиянием одного и того же фактора, скажем, совокупного спроса, могут оказаться разными. Это зависит от того, учитываются ли изменения совокупного спроса за короткий отрезок времени или же нас интересуют долгосрочные последствия воздействия данного фактора.

Различие между краткосрочным (обычно до 2—3-х лет) и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают главным образом с поведением номинальных и реальных переменных. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, но­минальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной "жесткости". Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) — более подвижные, "гибкие". В долгосрочном пе­риоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно, их считают "гибкими", а реальные меняют­ся крайне медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные[4].

Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения в классической теории строится, исходя из следующих условий:

- объем выпуска зависит только от количества факторов производства (труда и капитала) и технологии и не зави­сит от уровня цен;

- изменения в факторах производства и технологии проис­ходят медленно;

- экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному;

- цены и номинальная заработная плата — гибкие, их из­менения поддерживают равновесие на рынках.

Кривая AS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов. Объяснение формы кривой AS в классической модели свя­зано с анализом рынка труда, поскольку труд считается глав­ным фактором, изменения которого могут влиять на уровень выпуска в краткосрочном периоде. Рост общего уровня цен снижает реальную заработную плату, следовательно, спрос на труд превысит предложение на рынке труда (рабочие и предприниматели реагируют на изме­нение реальной, а не номинальной заработной платы). Это вызовет рост номинальной заработной платы. В результате ре­альная повысится до исходного уровня, что восстановит равновесие на рынке труда, прежний уровень занятости, а, следо­вательно, объем выпуска практически не изменится (возможны лишь незначительные краткосрочные колебания). Корректировки номинальной заработной платы происходят быстро, поэтому при любом изменении уровня цен совокуп­ное предложение (объем выпуска) останется неизменным на уровне потенциала (Y*).

Сдвиги AS возможны лишь при изменении величины фак­торов производства или технологии такие изменения отсутствуют, то кривая AS в долгосрочном периоде фиксирована на уровне потенциального выпуска и любые колебания совокуп­ного спроса отражаются лишь на уровне цен (см. рис. 3).

 

Рисунок 3.

Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики на сравнительно коротких отрезках времени. Ана­лиз совокупного предложения базируется на следующих пред­посылках:

- экономика функционирует в условиях неполной занято­сти факторов производства;

- цены,  номинальная заработная плата и другие номинальные величины – относительно жесткие, медленно реагируют на рыночные колебания;

- реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др.) более подвижны, быстрее реаги­руют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна (в край­нем случае, при жестких ценах и номинальной заработной плате) или имеет положительный наклон (при жесткой номи­нальной заработной плате и относительно подвижных ценах)[5].

Причинами относительной жесткости номинальных вели­чин в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров, государственное регулирование минимальной зара­ботной платы, ступенчатый характер изменения цен и зара­ботной платы (когда фирмы меняют цены и заработную плату постепенно, "порциями", с оглядкой на конкурентов), сроки действия контрактов на поставки сырья и готовой продукции, деятельность профсоюзов, эффект "меню" и т.д.

Если номинальная заработная плата достаточно жесткая, а цены относительно гибкие, то их рост, вызванный увеличени­ем совокупного спроса, приведет к падению реальной зара­ботной платы, труд станет дешевле, что будет способствовать росту спроса на труд со стороны фирм. Использование боль­шего количества труда приведет к увеличению выпуска. Таким образом, в период, когда номинальная заработная плата не меняется, появляется положительная зависимость между уров­нем цен и объемом выпуска. Кривая AS в этих условиях имеет положительный наклон.

Разумность и реальность предположений об относитель­ной жесткости цен на коротких временных интервалах под­тверждается типичным поведением бизнеса. В обычных усло­виях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Поэтому в краткосрочном периоде расширение спроса всегда может быть встречено увеличением объема продаж без какого-либо существенного изменения цен.

Заключение

Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что данная тема является очень сложной и весьма важной для изучения, поскольку позволяет рассмотреть две важнейшие составляющие экономики: совокупный спрос и совокупное предложение.

В первой главе работы было подробно  рассказано о совокупном спросе, механизмах его образования и основных определяющих его ценовых и неценовых факторах.

Во второй главе работы речь шла о совокупном предложении. Здесь были рассмотрены классическая и кейнсианская модели, их сходства, различия и определяющие факторы.

В третьей главе работы было подробно рассмотрено экономическое равновесие как результат взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.

На основе проведенного в процессе написания работы исследования можно сделать следующие выводы:

1. Совокупный спрос и совокупное предложение являются достаточно сложными категориями, которые лежат в основе многих экономических процессов.

2. Экономическое равновесие — это такое состояние эко­номики, при котором произведенная продукция реализована, а спрос удовлетворен.

3. В переходный к рыночному хозяйству период «равновес­ность» является одной из целей проводимых преобразований. Переход к рыночной системе равновесности — достаточно сложный, противоречивый и длительный процесс.

Таким образом, становится очевидным, что проведенное  в процессе написания работы исследование представляет собой большой интерес для изучения и имеет огромное практическое значение.

Практическое задание

1. Разграничьте факторы, повышающие или понижающие совокупный спрос общества:

а) рост заработной платы;

б) повышение налогов;

в) рост склонности населения к сбережениям;

г) рост денег находящихся в обороте;

д) сокращение скорости оборота денежной массы;

е) рост совокупной цены;

ж) рост склонности населения к потреблению.

Ответ: повышают совокупный спрос общества - а) рост заработной платы;

г) рост денег находящихся в обороте;

ж) рост склонности населения к потреблению.

понижают совокупный спрос общества - б) повышение налогов;

в) рост склонности населения к сбережениям;

д) сокращение скорости оборота денежной массы;

е) рост совокупной цены;

2. Выберите правильные ответы. На рост совокупного предложения влияют:

а) рост уровня цен на каждый ресурс;

б) рост цен на ресурсы;

в) рост производительности;

г) рост налогов;

д) снижение издержек производства.

Ответ: д) снижение издержек производства.

3. Если совокупный спрос превышает совокупное предложение, то для достижения равновесия необходимо:

а) изменить объем производства;

б) повысить цены;

в) расширить выпуск продукции.

Ответ: в) расширить выпуск продукции.

4. Предположим, что выпуск продукции равен 250 ден.ед. Уровень инвестиционного спроса совпадает с объемом выпуска продукции. Потребительский спрос составляет 75 % доходов домохозяйств, равных 250 ден.ед. Определите:

а) совокупный и потребительский спрос;

б) избыток (или недостаток) совокупного спроса представляет собой данная экономическая ситуация.     

Ответ: а) потребительский спрос равен 187,5ден.ед (250*75/100%)

Совокупный спрос = потребительский +инвестиционный  = 250+187,5 = 437,5 ден.ед.

б) недостаток экономического спроса (437,5 – 250 =187,5 ден.ед.)

Список литературы

1.     Булатова А.С. Экономика: Учебник – М.: «БЕК», 2000.

2.     Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М.: «ЮНИТИ», 1999.

3.     Гальнерин В.М. Гребенщиков П.И. Макроэкономика: Учебник / СПб.: «Наука», 2000.

4.     Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. – М.: «ВЛАДОС», 1998.

5.     Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.­- М.: «ЮНИТИ», 2001.

6.     Макконел  К.Р.,  Брю С.Л. Экономикс. -  М.: «Республика», 2002.

7.     Мамедов О.Ю.  Современная экономика. -  М.: «Феникс»,  2005. 

8.     Чекурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. -  Киров, 2004.

9.     Шишов А.Л. Макроэкономика. – М.: «ЭКМОС», 2002

10.                       Максимова В.Ф. Рыночная экономика. - М.: «СОМИНТЕК», 1995.


[1] Чекурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. -  Киров, 2004

[2] Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М.: «ЮНИТИ», 1999.

[3] Шишов А.Л. Макроэкономика. – М.: «ЭКМОС», 2002

[4] Шишов А.Л. Макроэкономика. – М.: «ЭКМОС», 2002

[5] Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. – М.: «ВЛАДОС», 1998